Иоганн гербарт биография. Педагогические идеи иоганна фридриха гербарта. Большая ленинградская библиотека - рефераты - педагогические идеи иоганна фридриха гербарта

Иоганн Фридрих Гербарт (нем. Johann Friedrich Herbart , 4 мая 1776, Ольденбург - 14 августа 1841, Гёттинген) - немецкий философ, психолог, педагог. Один из основателей научной педагогики.

Идеи в области воспитания

Педагогику понимал как науку об искусстве воспитания, умеющего укреплять и отстаивать существующий строй. Цель воспитания - формирование добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установленный правопорядок. Цель воспитания достигается развитием многосторонности интересов и создания на этой базе цельного нравственного характера, руководимого 5 нравственными идеями : внутренней свободы, совершенства, благорасположения, права, справедливости. Задачи нравственного воспитания : 1. Удерживать воспитанника; 2. Определять воспитанника; 3. Устанавливать чёткие правила поведения; 4. Не давать основания для того, чтобы воспитанник усомнился в истине; 5. Волновать душу ребёнка одобрением и порицанием. У Гербарта отсутствует трудовое воспитание - стремился воспитать мыслителя, а не деятеля. Уделял большое внимание религиозному воспитанию. Религиозный интерес у детей надо возбуждать как можно раньше и постоянно развивать. Религия требует чувства смирения и необходима как сдерживающее начало.

Ввёл в педагогику понятие «воспитывающее обучение ». Воспитывающее обучение не должно отделять сообщение знаний от пробуждения умственной самодеятельности учащегося. Именно этим последним свойством, а не вопросом о чистом знании или об его пользе определяется та точка зрения, которой должно держаться воспитывающее обучение. Можно утверждать, что именно Гербарт ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение», чем как бы под­вел итог длительным поискам педагогической мысли в этом направлении. Излагая свои мысли о воспитывающем обучении, Гербарт пытался развести логику обучения с логикой воспитания, исходя из того, что преподавание должно вестись в двух направлениях: «ввысь», открывая воспитаннику «самое прекрасное и достойное», и в противоположном направлении, анализируя действительность с ее «недостатками и нуждами», чтобы подготовить воспитанника к встрече с ними. Можно утверждать, таким образом, что понимание Гербартом воспитывающего обучения исходило из того, что специфические по своим функциям воспитание и обучение взаимосвязаны и диалектически взаимодействуют между собой.

При всех недостатках односторонне психологического обоснования идеи воспитывающего обучения его несомненное достоинство заключалось в том, что Гербарт стремился рассматривать душевную жизнь как единое целое. Он исходил из того, что метод обучения должен основываться на психологических началах, так как все развитие личности совершается изнутри. Именно в этом направлении шли все его дидактические поиски. Есть достаточные основания утверждать, что связанная с именем Гербарта опытная психология и его идеи воспитывающего обучения явились важной вехой на пути теоретической разработки основ школьного воспитания и образования в конце XIX - начале XX в.

Идеи в области обучения

Задачи обучения . Развития у детей многостороннего интереса, с которым связывается преподавание всех учебных предметов, их отбор и методика обучения. Высоко ценил изучение литературы, истории, древних языков, математики. Задачи управления детьми : дисциплинирование детей, упорядочение их поступков и желаний, подавление дикой резвости ребёнка. Типы школ : элементарная, городская, гимназия. По Гербарту основа обучения - интерес . Виды интересов : эмпирический, умозрительный, эстетический, социальный, религиозный. Методы управления детьми : Основные - угроза, надзор, приказание, запреты, наказания, телесные наказания; вспомогательные - авторитет, любовь. Виды обучения : 1. Описательное - выявить опыт ребёнка и дополнить его; 2. Аналитическое - исправить и усовершенствовать мысли ученика; 3. Синтетическое - построение стройной системы мысли.

Ступени обучения: 1. Ясность - углубление в состоянии покоя. У ученика мобилизовано внимание. Происходит введение нового материала; 2. Ассоциация - углубление в состояние движения. Дети ожидают. Происходит установление связи между старым и новым; 3. Система - поиск выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями. Дети ищут - обобщают, делают выводы, определяют; 4. Метод - осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям. Дети применяют знания и умения. Гербарт отмечал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Искусство воспитания приобретается в повседневной педагогической деятельности.

Общая педагогика, выведенная из целей воспитания (1806)

Психология как наука, вновь обоснованная на опыте, метафизике и математике (1824)

Учебник психологии (1831)

Письма о приложении психологии к педагогике (1831)

Очерк лекций по педагогике (1835)

Сочинения в русском переводе

Психология. СПб., 1875.

Избранные педагогические сочинения. Т.1. М., 1940.

Педагогическое сознание Гербарта (цели, средства)

Педагогическое сознание Гербарта впитало и переработало многие передовые идеи той эпохи французских мыслителей 18 века, немецкой классической философии, филантропистов, Песталоцци, что и позволило ему подойти к разработке основ научной теории воспитания и обучения. Ученый разносторонней эрудиции философ, психолог и педагог, он лучше, чем кто-либо из педагогов своего времени, было подготовлен к осознанию того, что педагогика мыслима только в научной форме: она должна перестать быть, по его образному сравнению в положении мяча, случайно перебрасываемого из стороны в сторону.

Педагогика по Гербарту опирается на практическую философию: этику и психологию. С помощью этики намечаются педагогические цели, а с помощью психологии - способы их осуществления.

Гербарт постоянно подчеркивал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Он говорил, что педагогу нужны широкие философские взгляды, чтобы повседневная кропотливая работа и ограниченный индивидуальный опыт не суживали его горизонта.

Искусство воспитателя приобретается учителем в повседневной педагогической деятельности, и тем быстрее, чем глубже и основательнее устроена им теория воспитания, считал Гербарт.

Изучая педагогическую теорию, воспитатель не может, конечно, вооружиться на будущее готовыми рецептами для различных ситуаций, он готовит самого себя к правильному восприятию, пониманию и оценке явлений, с которыми он встретится на педагогической работе. Овладение педагогической теорией дает учителю возможность избежать ошибок в оценке воспитанников, стимулов и мотивов их поведения, значения и сущности их поступков; его питомцы не смогут тогда «поражать и запугивать своего воспитателя удивительными загадками».

Гербарт придавал большое значение установлению цели воспитания, в зависимости от которой должны определяться воспитательные средства. В соответствии со своей этической теорией, основой которой являются, как указывалось выше, нравственные идеи, Гербарт считал, что цель воспитания заключается в формировании добродетельного человека. Рассматривая эту цель как вечную и неизменную, он имел в виду воспитывать людей, умеющих приспособиться к существующим отношениям, уважающих установленный правопорядок, подчиняющихся ему.

Педагог должен ставить перед воспитанником те же цели, которые тот поставит перед собой сам, когда сделается взрослым. Эти будущие цели могут быть подразделены на: 1) цели возможные, 2) цели необходимые.

Возможные цели это те, которые человек может поставить перед собой в области определенной специальности.

Необходимые цели это те, которые нужны ему в любой области его деятельности.

Обеспечивая возможные цели, воспитание должно развивать в человеке многообразную, многостороннюю восприимчивость, сделать круг его интересов шире и полнее, что и будет соответствовать идее внутренней свободы и идее совершенства. В отношении же необходимых целей воспитание обязано сформировать нравственность будущего деятеля на основе идей благорасположения, права и справедливости, или, как выражается Гербарт, выработать у него цельный, нравственный характер. Усматривая сущность воспитания в том, чтобы обогатить душу ребенка представлениями, Гербарт хочет вселить в нее идеи и мотивы добродетельного поведения и выработать у воспитанника нравственный характер.

Первичные этические идеи по Гербарту:

идея внутренней свободы, которая является результатом согласованности между разумом и волей личности, гармонией между ее этическим суждением и волей;

идея совершенства, которое вырабатывается на основе организованной воли, сформированной многосторонним интересом индивида, в основе которого лежат наивысшие нравственные ценности;

идея благожелательности, направленной на установление гармонии между индивидуальной волей и волей, проявляемой другими людьми;

идея права, предполагающая понимание индивидом своих прав и обязанностей в отношениях с другими членами общества, обязывающее его в случае конфликта признавать равноправие двух противостоящих друг другу волеизъявлений;

идея справедливости как воздаяние за каждое действие предпринятое по отношению к воле другого человека: поощрение или наказание.

Если ориентироваться на этические тезисы Гербарта - учитель должен достаточно полно регламентировать и контролировать деятельность учащихся, подходить к ним с одинаковыми требованиями, соответствовать образу руководителя, стимулировать их усилия с помощью поощрений и наказаний, оценивать все моменты их поведения. Ученическая дисциплина является одной из важнейших ценностей данной стратегии.

При всей неоднородности перечисленных выше этических идей, все они могут быть сведены к обязанностям человека, касающимся его самого, и обязанностям по отношению к другим людям. Гербарт выделял первичные этические идеи, исходя из включенности человека в разнообразные социальные связи. Этические идеи на первом этапе, их соотношения и комбинации проявляются в поведении каждого отдельного человека, являющегося членом того или иного общества. Таким образом, когда общество взаимодействует с личностью, совокупность этических идей составляет основу всеобщей морали.

Когда Гербартом было дано этическое обоснование общей цели воспитания, было выделено 2 группы целей воспитания: возможные и необходимые.

Возможные ориентированы на перспективу, имея в виду те цели, которые воспитанник может поставить себе, уже будучи взрослым, при выборе какого-либо рода занятий, профессиональной деятельности. Возможные цели не затрагивали объективной, содержательной стороны, которая должна была составить предмет свободного выбора.

Необходимые цели касались выработки субъективных, личностных качеств, необходимых при занятии всяким делом, - выработки активной, разнообразной восприимчивости, что, по терминологии Гербарта, осуществляется через развитие многостороннего интереса. К ним Гербарт относил те, которые, по его словам, определялись нравственностью, обязательной для всех. Необходимые цели осуществляются, по Гербарту, через развитие твердой воли, нравственного характера.

Он полагал, что главным средством развития многостороннего интереса детей является обучение, а средством развития их нравственных сил нравственное воспитание. Но их разделение является весьма условным, поскольку существует нерасторжимое единство и взаимодействие обеих сторон учебно-воспитательной деятельности. Поэтому обучение без нравственного воспитания характеризовалось им как средство без цели, а нравственное воспитание без обучения как цель, лишенная средства.

Рассматривая организацию учебно-воспитательной деятельности как средства формирования нравственной воли, Гербарт исходил из неспособности детей младшего возраста осмысливать этические отношения. Пока в сознании ребенка не сформированы группы организованных представлений, он не способен управлять своими беспорядочными желаниями, порывами _ «дикой резвостью». Приучение детей к порядку, их дисциплинирование как первоначально необходимую ступень, предваряющую собственно воспитание, Гербарт обозначил термином «управление». Так им были выделены три раздела теории и практики воспитания: управление, обучение, нравственное воспитание.

Управление имеет своей задачей не будущее ребенка, а только поддержание порядка в настоящее время, т.е. в процессе самого воспитания. Управление поддерживает порядок и уничтожает природную, первобытную необузданность, через это питомец входит в сферу разумной человеческой свободы. Поддерживая внешний порядок, управление создает предпосылки для осуществления процесса воспитания. Но оно не воспитывает, а является как бы временным, но обязательным условием воспитания. Мерами управления являются: угроза, надзор, приказания, запрещения, авторитет. Гербарт настаивал на необходимости занять воспитанника настолько, чтобы у того не оставалось свободного времени.

Первое средство управления это угроза. Но угрозой не всегда достигается нужный эффект. Сильные дети ставят угрозу ни во что и «дерзают на все», слабые натуры не проникаются угрозой и продолжают действовать, как им подсказывают их желания. Поэтому угроза должна быть дополнена надзором, который, по мнению Гербарта, весьма действен в ранние годы. Однако, и самый строгий надзор может не дать желаемого результата; надзираемый постоянно ищет лазеек, чтобы избежать надзора. Если надзор усиливается, то и потребность в лазейках возрастает.

Необходимо применять разнообразные приказания и запрещения, которые должны быть точными и конкретными. Для детей, нарушающих установленные правила, следует завести в школе штрафную книгу. Гербарт полагает, что и в домашнем воспитании ведение подобной книги иногда полезно.

И, наконец, большое место среди управления детьми отводится наказаниям, в том числе и телесным. Система различных наказаний была детально разработана Гербартом, она широко применялась в немецких и русских гимназиях, французских лицеях и средних учебных заведениях других стран.

Авторитет и любовь Гербарт считал вспомогательными средствами управления. Он говорит, что эти средства выходят за пределы управления. Дух ребенка склоняется перед авторитетом, который направляет зарождающуюся волю воспитанника к хорошему, отвращая от дурного. Но воспитатель должен идти своей дорогой и не заботиться об одобрении или неодобрении своих действий со стороны более слабой, т.е. детской, воли.

Управление должно занять время ребенка. Занимая детей, важно отвлечь их от всяких шалостей.

Вся система управления детьми, имеющая своей задачей отвлекать их от беспорядка и нарушений дисциплины, построена у Гербарта на насилии, на дрессировке и муштре. Он полагал, что ребенок не обладает сознанием до тех пор, пока не приобретет путем систематического обучения определенного круга представлений.

Наиболее разработанной в педагогической системе Гербарта является теория обучения. Умственному образованию Гербарт придавал большое значение в деле воспитания. Он считал обучение главнейшим и основным средством воспитания: ввел в педагогику термин воспитывающее обучение. Он говорил, что нет воспитанника без обучения, что не признает обучения, которое не воспитывает. Однако, развивая ценную идею предшествующих педагогов, в частности Песталоцци, о воспитывающем обучении, Гербарт придал ей одностороннее толкование. Гербарт подменил сложный процесс воспитания обучением, не учитывая влияния социальной среды и значения эмоции в нравственном воспитании. Он считал, что чувства и воля являются не самостоятельными проявлениями психики человека, а всего лишь модификациями представлений.

Обучение должно не просто давать некий объем знаний, но в основном способствовать усовершенствованию всего субъекта. Обучение - преднамеренное, систематическое образование и развитие представлений, составляющих душевную жизнь для всестороннего совершенства.

Гербарт отмечал, что, усвоив знания в определенной системе, учащийся должен уметь пользоваться этими знаниями так, чтобы он мог «направлять мысли от любого пункта ко всякому другому вперед, назад или в сторону», чтобы он мог перегруппировывать знания с разных точек зрения и применять их к обсуждению новых случаев, к решению соответствующих практических задач.

Особый вклад: Функция интереса в педагогике Гербарта

Один из центральных вопросов дидактики Гербарта вопрос о роли интереса в процессе обучения, который ставился еще значительно раньше Коменским, Локком, Руссо, рассматривавшими интерес как необходимое условие обучения. Гербарт предложил возможную классификацию видов интереса в их соотношении с характером познавательной деятельности. Он показал, что в интересе концентрируются деятельное начало, внутренняя активность, благодаря чему проявляются познавательная потребность, сосредоточенность и волевая, целенаправленная деятельность личности по усвоению нового.

Функция интереса, по Гербарту, состоит не только и не столько в том, чтобы способствовать усвоению изучаемого, сколько возбуждать желания к дальнейшим занятиям, чтобы приобретаемые знания стимулировали интерес к дальнейшему обучению. Развитие разносторонних интересов, таким образом, само становилось педагогической целью.

В согласовании различных звеньев познавательной деятельности и условий возбуждения интереса Гербарт особое значение придавал развитию внимания и различал наиболее простое, непроизвольное внимание, имеющее пассивный характер, и внимание произвольное, обусловленное сознательной активной волевой деятельностью индивида.

При взаимодействии внимания и интереса в процессе воспитывающего обучения Гербарт выделял так называемый опосредованный интерес, основанный на стремлении ученика получить поощрение или избежать наказания, противопоставляя ему непосредственный интерес как подлинный источник духовной активности, возникающий не из каких-либо побочных мотивов, а из существа изучаемых предметов.

Гербарт дал много ценных советов о том, как развивать и поддерживать в учениках интерес и внимание.

Будучи психологом, он применял знания психологии в обучении.

«Педагогическая теория И.Ф.Гербарта»

План
    1. Биография
    2. Ступени в процессе обучения
    3. Нравственное воспитание
    4. Религиозное воспитание

Биография

Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) - родился в семье юриста в Ольденбурге в Германии. Получил хорошую общеобразовательную подготовку с домашним учителем. Последующее образование получил, поступив в предпоследний класс местной гимназии. Там же проявил особый интерес и склонность к занятиям философией.В 1794-1797 учился в Йенском университете, который в те годы был центром кантианства. Он ознакомился с учениями представителей немецкой классической философии: Канта, Фихте, штудировал труды Шелленга. Окончив университет, Гербарт стал учителем-воспитателем троих мальчиков в семье швейцарского аристократа фон Штейгера (1797-1800). Начало формирования его педагогических взглядов получило отражение в «Отчетах г.фон Штейгеру» и в письмах к одному из трех своих воспитанников Карлу Штейгеру.В 1800 году он посетил Бургдорфский институт Песталоцци. Наблюдая занятия Песталоцци в школе, вынес глубокое впечатление от его педагогических идей и его личности. Эти впечатления Гербарт отразил в двух своих работах в 1802 году «О новом сочинении Песталоцци «Как Гертруда учит детей» и «Идея азбуки зрительного восприятия Песталоцци».С 1802 года Гербарт работал в Геттингентском университете в должности профессора. Благодаря опубликованным трудам и блистательной лекторской деятельности имя И.Ф.Гербарта приобрело широкую известность, и в 1809 году он был приглашен в Кенигсбергский университет, где занял кафедру философии и педагогики, которую до 1804 года возглавлял И.Кант. В нем он развернул широкую педагогическую деятельность: читал лекции по психологии и педагогике, руководил семинарией для подготовки учителей. При семинарии он создал опытную школу, в которой сам преподавал ученикам математику. Именно в ней воплощал свои педагогические воззрения. Намеренно сторонясь от злобы дня, Гербарт весь был погружен в литературную и педагогическую деятельность. Из опубликованных в эти годы работ И.Ф.Гербарта заслуживают особого внимания две: «Эстетическое представление о мире как главная задача воспитания» (1804), где как бы в свернутом виде были представлены идеи, которые были детально рассмотрены в опубликованном в 1806 году фундаментальном сочинении «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания». Это произведение стало первым опытом научного построения педагогической теории.В Кенигсбергский период И.Ф.Гербартом были написаны такие важные работы: «О воспитании при общественном содействии», «Учебник по психологии», «Письма о применении психологии к педагогике». В 1833 году И.Ф.Гербарт вернулся в Геттингенский университет, где начиналась его научно-педагогическая деятельность, где прошли последние годы его жизни и были изданы его «Очерки лекций по педагогике», которые также приобрели широкую популярность. Эта работа, в которой излагались отдельные проблемы педагогической теории, явилась как бы дополнением к его сочинению «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания».Гербарт, как философ, сближался с Г.В.Лейбницем и Х.Вольфом, полагая, что реальная действительность состоит из простых сущностей «реалов». Лишенные конкретных качеств «реалы», находясь между собой в различных отношения, комбинациях, создают иллюзию о меняющемся мире.Аналогичные подходы характерны и для психологических воззрений И.Ф.Гербарта. Он выдвинул концепцию о «статике и динамике» представлений как первичных элементах «реалах» души, находящихся в постоянном движении, взаимодействии, противоборстве, конфликте друг с другом. Стремясь удержаться в ограниченном объеме сознания в пределах «порога сознания», они пытаются вытеснить друг друга в сферу «бессознательного». Близкие, родственные представления ассоциируются. Усиливают друг друга, а противоположные ослабляют друг друга, и вытесняются за «порог сознания», забываются. Ясность новых представлений, их усвоение возможны лишь при условии их поддержки родственными представлениями прошлого опыта. Его соединение с новыми впечатлениями составляет акт апперцепции, т.е. восприятия нового с учетом предыдущего личного опыта.По мнению Гербарта, эта внутрипсихическая динамика может быть подвергнута изучению на основе математического метода. Свои подходы к этой области исследований, значительно опережавшие возможности эмпирических психологических исследований того времени, он изложил в работе «Психология как наука, основанная на опыте, метафизике и математике». Для более точного понимания ее содержания надо иметь в виду, что в отличие от современной трактовки термина «метафизика» на языке эпохи того времени «метафизический метод» означал метод чисто теоретический или философский.

Психологические взгляды Гербарта

Всю психическую деятельность Гербарт интерпретировал как сочетание и взаимодействие представлений. Динамикой представлений объяснялись им все основные проявления психической деятельности. Например, память рассматривалась как способность к воспроизведению рядов представлений и обозначение их известными словами, фантазия как самодеятельность в смене и комбинации представлений, суждение как подведение новых представлений под существующие понятия и обозначение их известными словами и т.д. Представлениями обусловлены также чувствования, желания и воля. Противоборство различных групп представлений порождает желания, доминирующее желание, связанное с представлением о его достижении, есть воля. Так представлена жизнь души, которую Гербарт хотел охватить в механике, статике и динамике представлений. И хотя душа, психическая сфера личности, рассматривалась в его философской системе как некая самостоятельная субстанция, тем не менее, все ее содержание с запасом представлений, всеми их разновидностями и противоречиями развертывается постепенно в конкретном опыте личности.Психологические взгляды Гербарта вели к основному педагогическому выводу: раз чувства, желания и воля представляют собой своеобразное сочетание и соотношение представлений, значит, целенаправленное обучение развивает не только ум, но и внутренний мир личности, т.е. осуществляет целенаправленное воспитание.Гербарт солидаризировался с гуманистическими идеями тех педагогов 18 века первой половины 19 столетия, которые видели в воспитании инструмент свободного и радостного развития человека. Однако в отличие от них он рассматривал человека как сложный синтез его индивидуальной природной сущности, взаимодействующей с обществом, в котором человек живет.Гербарт подходил к пониманию природы и общества как связного целого, подчиненного объективным законам.Учение об антиномиях Канта и Гегеля утверждало, что антиномические построения являются результатом того, что разум переходит границы опыта. Намечая перспективы развития педагогической теории. Гербарт также выходил за границы сложившегося опыта воспитания и накопленных обществом педагогических знаний. Это привело его к новаторским подходам и решениям.

Педагогическое сознание Гербарта (цели, средства)

Педагогическое сознание Гербарта впитало и переработало многие передовые идеи той эпохи французских мыслителей 18 века, немецкой классической философии, филантропистов, Песталоцци, что и позволило ему подойти к разработке основ научной теории воспитания и обучения. Ученый разносторонней эрудиции философ, психолог и педагог, он лучше, чем кто-либо из педагогов своего времени, было подготовлен к осознанию того, что педагогика мыслима только в научной форме: она должна перестать быть, по его образному сравнению в положении мяча, случайно перебрасываемого из стороны в сторону.Педагогика по Гербарту опирается на практическую философию: этику и психологию. С помощью этики намечаются педагогические цели, а с помощью психологии - способы их осуществления. Гербарт постоянно подчеркивал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Он говорил, что педагогу нужны широкие философские взгляды, чтобы повседневная кропотливая работа и ограниченный индивидуальный опыт не суживали его горизонта. Искусство воспитателя приобретается учителем в повседневной педагогической деятельности, и тем быстрее, чем глубже и основательнее устроена им теория воспитания, считал Гербарт.Изучая педагогическую теорию, воспитатель не может, конечно, вооружиться на будущее готовыми рецептами для различных ситуаций, он готовит самого себя к правильному восприятию, пониманию и оценке явлений, с которыми он встретится на педагогической работе. Овладение педагогической теорией дает учителю возможность избежать ошибок в оценке воспитанников, стимулов и мотивов их поведения, значения и сущности их поступков; его питомцы не смогут тогда «поражать и запугивать своего воспитателя удивительными загадками».Гербарт придавал большое значение установлению цели воспитания, в зависимости от которой должны определяться воспитательные средства. В соответствии со своей этической теорией, основой которой являются, как указывалось выше, нравственные идеи, Гербарт считал, что цель воспитания заключается в формировании добродетельного человека. Рассматривая эту цель как вечную и неизменную, он имел в виду воспитывать людей, умеющих приспособиться к существующим отношениям, уважающих установленный правопорядок, подчиняющихся ему.Педагог должен ставить перед воспитанником те же цели, которые тот поставит перед собой сам, когда сделается взрослым. Эти будущие цели могут быть подразделены на: 1) цели возможные, 2) цели необходимые.Возможные цели это те, которые человек может поставить перед собой в области определенной специальности.Необходимые цели это те, которые нужны ему в любой области его деятельности.Обеспечивая возможные цели, воспитание должно развивать в человеке многообразную, многостороннюю восприимчивость, сделать круг его интересов шире и полнее, что и будет соответствовать идее внутренней свободы и идее совершенства. В отношении же необходимых целей воспитание обязано сформировать нравственность будущего деятеля на основе идей благорасположения, права и справедливости, или, как выражается Гербарт, выработать у него цельный, нравственный характер. Усматривая сущность воспитания в том, чтобы обогатить душу ребенка представлениями, Гербарт хочет вселить в нее идеи и мотивы добродетельного поведения и выработать у воспитанника нравственный характер.Первичные этические идеи по Гербарту:
  • идея внутренней свободы, которая является результатом согласованности между разумом и волей личности, гармонией между ее этическим суждением и волей;
  • идея совершенства, которое вырабатывается на основе организованной воли, сформированной многосторонним интересом индивида, в основе которого лежат наивысшие нравственные ценности;
  • идея благожелательности, направленной на установление гармонии между индивидуальной волей и волей, проявляемой другими людьми;
  • идея права, предполагающая понимание индивидом своих прав и обязанностей в отношениях с другими членами общества, обязывающее его в случае конфликта признавать равноправие двух противостоящих друг другу волеизъявлений;
  • идея справедливости как воздаяние за каждое действие предпринятое по отношению к воле другого человека: поощрение или наказание.
Если ориентироваться на этические тезисы Гербарта - учитель должен достаточно полно регламентировать и контролировать деятельность учащихся, подходить к ним с одинаковыми требованиями, соответствовать образу руководителя, стимулировать их усилия с помощью поощрений и наказаний, оценивать все моменты их поведения. Ученическая дисциплина является одной из важнейших ценностей данной стратегии. При всей неоднородности перечисленных выше этических идей, все они могут быть сведены к обязанностям человека, касающимся его самого, и обязанностям по отношению к другим людям. Гербарт выделял первичные этические идеи, исходя из включенности человека в разнообразные социальные связи. Этические идеи на первом этапе, их соотношения и комбинации проявляются в поведении каждого отдельного человека, являющегося членом того или иного общества. Таким образом, когда общество взаимодействует с личностью, совокупность этических идей составляет основу всеобщей морали.Когда Гербартом было дано этическое обоснование общей цели воспитания, было выделено 2 группы целей воспитания: возможные и необходимые. Возможные ориентированы на перспективу, имея в виду те цели, которые воспитанник может поставить себе, уже будучи взрослым, при выборе какого-либо рода занятий, профессиональной деятельности. Возможные цели не затрагивали объективной, содержательной стороны, которая должна была составить предмет свободного выбора.Необходимые цели касались выработки субъективных, личностных качеств, необходимых при занятии всяким делом, - выработки активной, разнообразной восприимчивости, что, по терминологии Гербарта, осуществляется через развитие многостороннего интереса. К ним Гербарт относил те, которые, по его словам, определялись нравственностью, обязательной для всех. Необходимые цели осуществляются, по Гербарту, через развитие твердой воли, нравственного характера.Он полагал, что главным средством развития многостороннего интереса детей является обучение, а средством развития их нравственных сил нравственное воспитание. Но их разделение является весьма условным, поскольку существует нерасторжимое единство и взаимодействие обеих сторон учебно-воспитательной деятельности. Поэтому обучение без нравственного воспитания характеризовалось им как средство без цели, а нравственное воспитание без обучения как цель, лишенная средства.Рассматривая организацию учебно-воспитательной деятельности как средства формирования нравственной воли, Гербарт исходил из неспособности детей младшего возраста осмысливать этические отношения. Пока в сознании ребенка не сформированы группы организованных представлений, он не способен управлять своими беспорядочными желаниями, порывами _ «дикой резвостью». Приучение детей к порядку, их дисциплинирование как первоначально необходимую ступень, предваряющую собственно воспитание, Гербарт обозначил термином «управление». Так им были выделены три раздела теории и практики воспитания: управление, обучение, нравственное воспитание.Управление имеет своей задачей не будущее ребенка, а только поддержание порядка в настоящее время, т.е. в процессе самого воспитания. Управление поддерживает порядок и уничтожает природную, первобытную необузданность, через это питомец входит в сферу разумной человеческой свободы. Поддерживая внешний порядок, управление создает предпосылки для осуществления процесса воспитания. Но оно не воспитывает, а является как бы временным, но обязательным условием воспитания. Мерами управления являются: угроза, надзор, приказания, запрещения, авторитет. Гербарт настаивал на необходимости занять воспитанника настолько, чтобы у того не оставалось свободного времени.Первое средство управления это угроза. Но угрозой не всегда достигается нужный эффект. Сильные дети ставят угрозу ни во что и «дерзают на все», слабые натуры не проникаются угрозой и продолжают действовать, как им подсказывают их желания. Поэтому угроза должна быть дополнена надзором, который, по мнению Гербарта, весьма действен в ранние годы. Однако, и самый строгий надзор может не дать желаемого результата; надзираемый постоянно ищет лазеек, чтобы избежать надзора. Если надзор усиливается, то и потребность в лазейках возрастает.Необходимо применять разнообразные приказания и запрещения, которые должны быть точными и конкретными. Для детей, нарушающих установленные правила, следует завести в школе штрафную книгу. Гербарт полагает, что и в домашнем воспитании ведение подобной книги иногда полезно. И, наконец, большое место среди управления детьми отводится наказаниям, в том числе и телесным. Система различных наказаний была детально разработана Гербартом, она широко применялась в немецких и русских гимназиях, французских лицеях и средних учебных заведениях других стран.Авторитет и любовь Гербарт считал вспомогательными средствами управления. Он говорит, что эти средства выходят за пределы управления. Дух ребенка склоняется перед авторитетом, который направляет зарождающуюся волю воспитанника к хорошему, отвращая от дурного. Но воспитатель должен идти своей дорогой и не заботиться об одобрении или неодобрении своих действий со стороны более слабой, т.е. детской, воли.Управление должно занять время ребенка. Занимая детей, важно отвлечь их от всяких шалостей.Вся система управления детьми, имеющая своей задачей отвлекать их от беспорядка и нарушений дисциплины, построена у Гербарта на насилии, на дрессировке и муштре. Он полагал, что ребенок не обладает сознанием до тех пор, пока не приобретет путем систематического обучения определенного круга представлений. Наиболее разработанной в педагогической системе Гербарта является теория обучения. Умственному образованию Гербарт придавал большое значение в деле воспитания. Он считал обучение главнейшим и основным средством воспитания: ввел в педагогику термин воспитывающее обучение. Он говорил, что нет воспитанника без обучения, что не признает обучения, которое не воспитывает. Однако, развивая ценную идею предшествующих педагогов, в частности Песталоцци, о воспитывающем обучении, Гербарт придал ей одностороннее толкование. Гербарт подменил сложный процесс воспитания обучением, не учитывая влияния социальной среды и значения эмоции в нравственном воспитании. Он считал, что чувства и воля являются не самостоятельными проявлениями психики человека, а всего лишь модификациями представлений.Обучение должно не просто давать некий объем знаний, но в основном способствовать усовершенствованию всего субъекта. Обучение - преднамеренное, систематическое образование и развитие представлений, составляющих душевную жизнь для всестороннего совершенства.Гербарт отмечал, что, усвоив знания в определенной системе, учащийся должен уметь пользоваться этими знаниями так, чтобы он мог «направлять мысли от любого пункта ко всякому другому вперед, назад или в сторону», чтобы он мог перегруппировывать знания с разных точек зрения и применять их к обсуждению новых случаев, к решению соответствующих практических задач.

Функция интереса в педагогике Гербарта

Один из центральных вопросов дидактики Гербарта вопрос о роли интереса в процессе обучения, который ставился еще значительно раньше Коменским, Локком, Руссо, рассматривавшими интерес как необходимое условие обучения. Гербарт предложил возможную классификацию видов интереса в их соотношении с характером познавательной деятельности. Он показал, что в интересе концентрируются деятельное начало, внутренняя активность, благодаря чему проявляются познавательная потребность, сосредоточенность и волевая, целенаправленная деятельность личности по усвоению нового.Функция интереса, по Гербарту, состоит не только и не столько в том, чтобы способствовать усвоению изучаемого, сколько возбуждать желания к дальнейшим занятиям, чтобы приобретаемые знания стимулировали интерес к дальнейшему обучению. Развитие разносторонних интересов, таким образом, само становилось педагогической целью.В согласовании различных звеньев познавательной деятельности и условий возбуждения интереса Гербарт особое значение придавал развитию внимания и различал наиболее простое, непроизвольное внимание, имеющее пассивный характер, и внимание произвольное, обусловленное сознательной активной волевой деятельностью индивида.При взаимодействии внимания и интереса в процессе воспитывающего обучения Гербарт выделял так называемый опосредованный интерес, основанный на стремлении ученика получить поощрение или избежать наказания, противопоставляя ему непосредственный интерес как подлинный источник духовной активности, возникающий не из каких-либо побочных мотивов, а из существа изучаемых предметов. Гербарт дал много ценных советов о том, как развивать и поддерживать в учениках интерес и внимание.Приведем некоторые из этих советов. Еще до школы и на начальных ступенях обучения в детях должны создаваться такие представления, которые помогают усваивать последующий учебный материал. Непосредственно перед тем, как учитель перейдет к объяснению нового, он должен вызвать в умах учеников те представления, которые нужны для усвоения нового материала.В преподавании следует широко пользоваться наглядностью: когда нельзя показать сам предмет, надо продемонстрировать его изображение. Не следует, однако, слишком долго демонстрировать одно и то же, так как однообразие действует утомительно. В изложении учителя должно быть связано одно с другим: несвоевременные паузы и введение посторонних элементов нарушают свободное течение апперцептивного механизма и разрывают ряды представлений. Обучение не должно быть слишком трудным, но и излишняя легкость только вредит делу.Гербарт дал так же ценные советы о заучивании наизусть. Он указывал на борьбу с забыванием изученного материала. Наиболее эффективным он считал для этого упражнение учеников путем постоянного применения заученного материала на практике в связи с тем, что их интересует, что привлекает их внимание.

Обучение на основе многостороннего интереса

Гербарт считал нецелесообразным одностороннее обучение, поскольку характер природных дарований ученика определится значительно позже и ни он сам, ни воспитатель не могут с определенностью предвидеть род специальных занятий, который в будущем молодому человеку предстоит выбрать. Поэтому в ранние школьные годы очень важно сформировать разнообразные внутренние интересы и стремления к различным видам деятельности. Тогда по достижении зрелости, при вступлении в жизнь с учетом определившихся склонностей, интересов и в зависимости от обстоятельств молодой человек сможет свободно выбрать наиболее подходящий для себя род профессиональной деятельности. Альтернативу одностороннему обучению Гербарт видел в обучении, основанном на развитии многостороннего интереса. Развитие многостороннего интереса как свойства личности обязательно, в понимании Гербарта, для реализации необходимых в возможных целей воспитания. Таким образом индивидуальность и многосторонность выступают в целостном взаимодействии: для индивидуальности «остается большой простор показать себя с деловой стороны», благодаря многосторонности «человек приходит к осознанию своего внутреннего «я».Круг предметов познания, т.е. сфера интересов, должен охватывать «природу и человечество». Соответственно этому Гербарт подразделял все учебные предметы, составляющие содержание школьного образования на две группы: натуралистические познание природы и историко-филологические познание человечества. В ходе преподавания в качестве связующего звена между обеими группами выступала религия: только при наличии этой связи, по его мнению, обучение может удовлетворить требованиям педагогической цели.По содержанию интересы Гербарт делил на две группы, включавшие шесть их разновидностей. Одни из них охватывают интересы, направленные на внешнюю природу, к познанию которой приходят опытным путем. Разновидностями познавательно-опытных интересов являются:
  • эмпирический- который как бы отвечает на вопрос, что это такое, и возбуждает интерес ко всему живому, к окружающему миру, стремление к наблюдению;
  • умозрительный- который отвечает на вопросы, почему это так, и настаивает на размышлении;
  • эстетический обеспечивает художественную оценку явлений, возбуждает интерес к прекрасному.
Вторую группу составляют интересы, ориентированные на участие и эмоциональное отношение к человеку, включенному в социальное общение:
  • симпатический- направленный на членов своей семьи и ближайший круг знакомых,
  • социальный на более широкий круг людей, на общество, свой народ и все человечество. К этой же группе Гербарт относит
  • религиозный интерес- направленный на общение с Богом, с церковью, с высшими духовными силами.
Признавая ценным указание Гербарта о необходимости сделать образование разносторонним, следует вместе с тем отметить надуманность установленной им классификации интересов.Одна из важнейших задач образования заключается у Гербарта в возбуждении многостороннего интереса. Гербарт рассчитывал разрешить ее созданием у воспитанников разнообразных и подвижных групп представлений путем изучения различных учебных предметов. Он предлагал начинать изучение с древнейших периодов истории, считая, что жизнь первобытных людей и античных народов является наилучшим материалом для детей. Он пояснял, что человечество проявляло в своей юности те же интересы, какие свойственны детям и юношам. Поэтому учащимся следует, по его мнению, дать все усложняющийся круг гуманитарных знаний, сконцентрированных вокруг философии и истории древних народов.Гербарт высоко ценил древние языки и математику, причем математику главным образом как средство развития мышления, «сильную гимнастику духа».Вопрос о школьной системе Гербарт решал в соответствии со своими консервативными социальными взглядами. Он предлагал создать следующие типы школ: элементарную, городскую и гимназию. Между ними не было преемственности, каждый из этих типов школ существовал самостоятельно: из первых двух можно поступать лишь в специальные школы, а из гимназии в высшие учебные заведения. Как видно из этого, Гербарт был противником единой системы образования. Он был сторонником уже отживающего классического образования. В реальной школе, по его мнению, должны учиться те, кто будет заниматься торговлей, промышленностью, ремеслом и другим видом практической деятельности. Для тех же, кто предназначалось для умственных занятий, руководства и управления, для избранных, Гербарт рекомендовал классическое образование.«Многостороннее образование, писал Гербарт, должно быть цельным и единым, но только не поверхностным и легкомысленным отношением к делу».Гербарт разработал теорию ступеней обучения, ставшей широко известной среди педагогов всех стран. Он сделал попытку привести обучение в соответствие с законами психической деятельности ребенка, которую он понимал как механизм деятельности апперцептивного процесса.

Ступени в процессе обучения

Процесс обучения по Гербарту обязательно проходит через углубление в изучаемый материал (углубление) и углубление учащегося в самого себя (осознание). В свою очередь эти два момента могут осуществляться либо в состоянии покоя души, либо в состоянии ее движения.Первая ступень ясность это углубление в состоянии покоя. Изучаемое выделяется из всего, с чем оно связано, и углубленно рассматривается. В психологическом отношении здесь требуется мобилизировать внимание. В дидактическом изложение учителем нового материала, применение наглядности.Вторая ступень ассоциация - это углубление в состоянии движения. Новый материал вступает в связь с уже имеющимися у учащегося представлениями, ранее полученными на уроках, при чтении книг, из жизни. Так как учащиеся еще не знают, что получится в результате связывания нового со старым, Гербарт считал, что в психологическом отношении здесь имеется ожидание. В дидактическом плане лучше всего проводить беседы, непринужденный разговор учителя с учениками.Третья ступень система это осознание в состоянии покоя. Поиски учащимся под руководством учителя выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями. Психически эта ступень соответствует, по Гербарту, «исканию».Четвертая ступень метод это осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям. Психологически эта ступень требует действия. В области дидактики это своего рода учебные упражнения, требующие от учеников широкого использования полученных знаний, умения логически и творчески мыслить.Эти ступени определяют, по Гербарту, последовательность хода обучения. Они являются формальными, потому что не зависят от конкретного содержания учебного материала, возраста учащихся, дидактической задачи урока.Гербартом определены три универсальных метода обучения:
  • Описательный метод.
  • Аналитический. Включает в себя анализ свойств и характеристик предмета.
  • Синтетический метод. Базируется на связи уже усвоенного ранее, воспринятого и новых представлений.
Все эти методы следовало применять в совокупности. Универсальная схема хода обучения, установленная Гербартом, в дальнейшем была превращена его последователями в схему любого урока. Научная педагогика отвергает подобное решение вопроса и считает, что ход урока определяется рядом обстоятельств: возрастом и уровнем развития учащихся, спецификой учебного материала, дидактической задачей данного урока и др.

Нравственное воспитание

Формирование нравственного человека - ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. Он считал, что обучение без нравственного воспитания есть средство без цели.Нравственное воспитание (дисциплина) всякое непосредственное влияние на характер воспитанника с целью облагораживания его нрава и приведения его к нравственности. Дисциплина имеет дело с характером, который образуется из сочетания различных наклонностей и выражается в ВОЛЕ - переходе желания в дело. Нравственно развивать характер - значит, предоставлять право самому питомцу принимать доброе и отвергать злое, таким образом, через деятельность возвышаться до самосознающей личности.Гербарт разработал такую систему нравственного воспитания, которая отличается крайним интеллектуализмом. Главное место в его системе занимает деятельность учителя по внедрению средствами обучения в сознание ученика моральных понятий.Необходимо принять во внимание, что в основе своей системы И.Ф. Гербарт видел решение этических проблем, основываясь на нравственных идеях:
  1. идея внутренней свободы, делающая человека цельным
  2. идея совершенствования, совмещающая в себе силу и энергию воли, дающая внутреннюю гармонию;
  3. идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного человека с волей других людей;
  4. идея права (законности), применяемая в случае конфликта двух или нескольких воль
  5. идея справедливости, служащая руководящим началом при суждении о награде тому, кто оказывает услуги обществу, и наказании того, кто нарушает его законы.
Нравственное воспитание заключается в том, что наставник должен считаться с индивидуальностью личности, находить в детской душе доброе и опираться на него, формировать волю и характер будущего члена общества. Следует учесть, что Гербарт отделял управление от нравственного воспитания. Он пытался отыскать принципиальное отличие нравственного воспитания от управления, призванного установить порядок только для настоящего времени, но не сумел этого сделать столь убедительно, да это было и невозможно. Ведь дисциплина это и условие, и результат воспитания.

Религиозное воспитание

Гербарт уделял большое внимание религиозному воспитанию.Он настаивал, чтобы религиозный интерес возбуждался у детей как можно раньше и постоянно развивался, с тем чтобы «в поздние годы душа мирно и безмятежно пребывала в своей религии». Религия, по Гербарту, требует «чувства смирения» и необходима как сдерживающее начало. Учитель обязан призвать к порядку всякого ученика, который бы позволил себе критическое отношение к религии.В отличии от обучения нравственное воспитание воздействует непосредственно на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки.Последовательность общего хода нравственного воспитания, намеченная Гербартом, была обусловлена его пониманием самого характера нравственности.Гербарт в нравственном развитии ребенка, как и в развитии его интереса, выделял четыре ступени:
  • первая ступень «память воли» связывалась им с необходимостью выработки твердого характера по отношению к внешним условиям;
  • вторая ступень «выбор» предполагала осмысление субъектом положительных и отрицательных сторон всего того, к чему от стремится, учет условий, необходимых для достижения желаемого;
  • третья ступень «принцип» связана с деятельностью интеллекта, приводящей к выработке самосознания, здесь происходит выработка принципов, лежащих в основе мотивов поведения, всех поступков и действий;
  • на четвертой ступени нравственного развития воспитанника, по терминологии Гербарта, - "«борьба"»- складывается нравственное сознание, проявляющееся в осмысленном принятии тех или иных решений, самопринуждении и самообладании.
Принципы нравственного воспитания у Гербарта противоположны принципам управления. Там подавляются проявления воли и сознания ребенка. А в системе нравственного воспитания все методы должны иметь опору в том хорошем, что уже имеется у воспитанника. Нравственное воспитание должно стремиться «поднять в глазах воспитанника его собственное «я» посредством глубоко проникающего одобрения». Воспитатель обязан найти у воспитанника, даже испорченного, хорошие черты и не впадать в уныние, если это сразу не удается. В системе нравственного воспитания «одна искра может тотчас зажечь другую».К средствам нравственного воспитания в собственном смысле Гербарт относил следующее:
    1. удерживать воспитанника (этому служит управление детьми, обучение их послушанию). Надо устанавливать границы поведения для детей.
    2. Определять воспитанника, т.е. поставить ребенка в такие условия, при которых он не только из указаний воспитателя, но и из собственного опыта поймет, что «непослушание ведет к тяжелым переживаниям».
    3. Устанавливать четкие правила поведения.
    4. Поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность», т.е. не давать основания для того, «чтобы воспитанник усомнился в истине».
    5. «Волновать» душу ребенка одобрением и порицанием.
    6. «Увещевать» воспитанника, указывать на его помехи, исправлять их.
В нравственном воспитании следует прибегать и к наказаниям, но воспитательное наказание в отличии от дисциплинарных не должны связываться с идеей возмездия, а представляться воспитаннику доброжелательными предостережениями. Поскольку дети не обладают сильной волей и воспитателю необходимо ее создать, нельзя, по мнению Гербарта, допускать, чтобы дети проявляли свои дурные наклонности. Это следует пресекать самыми суровыми методами. Важно создать простой, размеренный и постоянный жизненный уклад, лишенный всяких рассеивающих перемен. Школа должна поддерживать родителей, обеспечивающий детям правильный порядок жизни. Очень опасно дать развиваться у воспитанника сознанию, что он самостоятелен в своих действиях. Надо очень осторожно относиться к пребыванию воспитанника в обществе, «поток общественной жизни не должен увлекать ребенка и быть сильнее, чем воспитание». Гербарт требовал установления непререкаемого авторитета воспитателя, считая, что этот авторитет всегда заменяет воспитаннику «общее мнение", а потому «существенно необходимо, чтобы он имел подавляющий авторитет, рядом с которым воспитанник не ценил никакого другого мнения». Все эти высказывания являются ярким выражением консервативного характера гербартианской теории.Центральный тезис рассуждений Гербарта формирование нравственного человека. Это - ядро идеи о развитии всех способностей человека.Для осуществления своих педагогических взглядов Гербарт в 1810 году основал в Кенигсберге особую педагогическую семинарию. Учреждение имело статус закрытого учебного заведения с постоянными учителями. Здесь воспитывалось не более 30 мальчиков, которые с 8 -10 лет начинали переводить «Одиссею» и постепенно изучать элементы грамматики. Затем ученикам предлагались исторические рассказы или упражнения в наглядной геометрии. К отстающим ученикам применялись аналитические беседы. Ученики много заучивали. Изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, логарифмы, статистику, механику, астрономию. Учителя могли заниматься управлением и обучением учащихся с различными способностями. Цель воспитания: воспитать добродетельного человека, у которого гармония воли сочетается с этическими идеалами и выработкой многосторонних интересов.Формирование многостороннего интереса предусматривалось через изучение истории античного мира и древних языков (время), изучение географии и математики (пространство), а также через нравственное воспитание и религию (человек).Осознание этих идей каждым человеком обеспечивает бесконфликтность социальной жизни и незыблемость государственного устройства.Гербарт является родоначальником формального классического школьного образования, которое включает в себя упорядоченность, системность, основательность. Он связывает философию, психологию, педагогику, этику, эстетику, определяет структуру урока.Педагог при этом играет огромную роль; обучая, воспитывая, направляя деятельность учащегося, корректируя его поведение, активизируя его эмоциональные и физические силы.Таким образом, можно утверждать, что Гербарт первым из педагогов попытался дать философско-психологическое обоснование целей и средств воспитания, вследствие чего педагогика была представлена систематически развитым и в то же время строго дифференцированным единым целым. В научно-теоретическом обосновании и логически выдержанном изложении и состоит основная его заслуга в истории педагогической мысли. Вот почему можно утверждать, что с именем Гербарта связана первая попытка создания научной системы знаний о воспитании и образовании, представления о педагогике как самостоятельной науке.Говоря о Гербарте, можно утверждать, что он был первопроходцем в области приведения обучения в соответствии с законами мышления. Разработка психологических начал обучения позволила ему осуществить дальнейший шаг в развитии дидактики. В конкретно-дидактическом плане его идеи, в отличие от дидактических идей Песталоцци и Дистервега, обращены преимущественно к среднему образованию, что и следует иметь в виду.Педагогические идеи Гербарта, в особенности его теоретическое обоснование педагогики, идеи воспитывающего обучения и многостороннего интереса, разработка методов преподавания, учитывающая воспитательные возможности отдельных учебных предметов, идея о развитии нравственности в единстве нравственных действий с сознанием оказали большое влияние на последующее развитие мировой теории и практики воспитания.19 век в целом был «золотым» для педагогики, особенно в Германии, где проблемам воспитания помимо собственно педагогов огромное внимание уделяли и философы, и ученые, и государственные деятели.Педагогические взгляды Гербарта не получили широкого распространения при его жизни. Но в последующем, идеи Гербарта во многом определили развитие западной педагогики XIX века. Его последователи: Т.Циллер, В.Рейн (Германия), но формализм и консерватизм отличают его идеи от прогрессивных демократических взглядов Ж.-Ж.Руссо, Я.А. Коменского.Литература :
    1. «История педагогики и образования» под ред. Пискунова А.И.; Москва,2001 г.
    2. «Большая советская энциклопедия» под ред. Прохорова А.М.; Москва,1982г.
    3. «Педагогическая энциклопедия» под ред. Конрова И.И., Москва,1964 г

(04.05.1776 г., Ольденбург - 14.08.1841 г., Гёттинген), немецкий философ, психолог и педагог. Учился в Йенском университете (1794-1797 гг.), где слушал лекции И. Г. Фихте . В 1797-1800 гг. работал домашним учителем в Швейцарии. Здесь познакомился с методикой начального обучения И. Г. Песталоцци . Завершал обучение в Гёттингене, где в 1802-1803 гг. сам стал читать лекции по философии. В 1808-1833 гг. профессор Кёнигсбергского, затем Гёттингенского университетов. В Кенигсберге основал при университете педагогический семинар с опытной школой. Важнейшие труды - "Главные пункты метафизики" (1806 г.), "Общая педагогика, выведенная из целей воспитания" (1806 г.), "Учебник психологии" (1816 г., русский перевод 1875 г.), "Психология как наука, основанная на опыте, метафизике и математике" (т. 1-2, 1824-1825 гг.), "Общая метафизика с началом философского учения о природе" (1828-1829 гг.), "Очерк лекций по педагогике" (1835 г.).

Гербарт был сторонником ассоциативной психологии, но считал, что превращение её в науку требует соединения "метафизики" с математикой, то есть философских положений о психических явлениях с математическим расчётом психических процессов. По Гербарту, мир состоит из неизменных простейших сущностей ("реалов"), которые вступают в различные связи, создавая только впечатление, что мир изменяется. В качестве психических реалов признавал представления, а психические процессы рассматривал как отражение в сознании их взаимодействия. Подробно разработал математическую "статику" и "динамику" этого взаимодействия. Исходил из понимания ограниченности объёма сознания, при которой множество представлений, стремящихся проникнуть в него, остаётся за так называемым порогом сознания. Как реальные силы родственные представления объединяются, усиливают друг друга, проникая в сознание, а противоположные вытесняют друг друга из сознания или мешают подняться к нему из области бессознательного. Даже новые впечатления могут проникнуть в сознание лишь при условии, что они не только обладают достаточной силой, но и получают поддержку со стороны родственных представлений прошлого опыта. Соединение представлений прошлого опыта с новыми впечатлениями определяет отчётливость, правильность и прочность восприятия и усвоения нового.

Учение Гербарта об ограниченности объёма сознания, о его пороге, о важности учёта порога сознания для математического исчисления психических процессов сыграло большую роль в формировании экспериментальной психологии. Учение Гербарта о роли апперцепции в усвоении новых знаний послужило теоретической основой построения урока, последовательности, системности обучения и др. Фактически Гербарт предпринял попытку теоретически обосновать педагогику. Философия, по Гербарту, указывает цель воспитания, психология - пути достижения этой цели. Определяя главную цель воспитания как гармонию воли с этическими идеями и выработку многостороннего интереса, основными путями её достижения считал воспитывающее обучение и нравственное воспитание, а также "управление" (подавление "дикой резвости" ребёнка). Особенно большое значение придавал воспитывающему обучению, в процессе которого развивается многосторонний интерес, имеющий, согласно Гербарту, шесть видов: эмпирический - к окружающему миру; спекулятивный (умозрительный) - к причинам вещей и явлений; эстетический - к прекрасному; симпатический - к "близким"; социальный - ко всем людям; религиозный. Основой интереса считал внимание и выдвинул поэтому в качестве важнейших дидактических задач возбуждение и поддержание апперцептивного внимания и развитие произвольного внимания.

В педагогике второй половины 19-го - начала 20-го веков большой популярностью пользовалось учение Гербарта о ступенях обучения. На первой ступени (называемой им "ясностью") осуществляется первоначальное ознакомление учащихся с новым материалом, основанным на широком использовании средств наглядности; на второй ступени ("ассоциация") происходит установление связи новых представлений со старыми в процессе свободной беседы; третья ступень ("система") характеризуется связным изложением нового материала с выделением главных положений, выводом правил и формулированием законов; на четвёртой ступени ("метод") у учащихся в процессе выполнения упражнений с использованием новых знаний вырабатывается навык применения их на практике. В этих положениях Гербарта отражены существенные стороны учебного процесса, однако абсолютизация и универсализация данной схемы вели к формализму в организации урока, нашедшему особенно яркое выражение у последователей и учеников Гербарта. Ставя выше всего развитие мышления учащихся, Гербарт отводил главное место в учебном плане древним языкам и математике, которые, по его убеждению, лучше всего дисциплинируют ум. Считал, что ребёнок в своём развитии повторяет путь, пройденный человечеством. Отсюда он делал вывод, что ребёнку ближе и понятнее жизнь древних народов, чем современников. В связи с этим Гербарт говорил о необходимости до 14 лет обучать в основном языку, литературе и истории античного мира, а также математике и географии.

Собственно нравственное воспитание, по Гербарту, как и вся его педагогическая система, строится на пяти нравственных идеях, которые, по Гербарту, охватывают всю этику. Это - идея внутренней свободы, делающая человека цельным; идея совершенства, совмещающая в себе силу и энергию воли, дающая "внутреннюю гармонию"; идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного человека с волей других людей; идея права, применяемая в случае конфликта двух или нескольких воль; идея справедливости, служащая руководящим началом при суждении о награде тому, кто оказывает услуги обществу, или о наказании того, кто нарушает его законы. Правильно воспитанный человек, осознавший эти идеи, которые, с точки зрения Герберта, являются неизменной основой всеобщей морали, не будет вступать в конфликт с окружающим миром. Важную роль в нравственном воспитании отводил религии, которая должна внушать человеку чувство зависимости от "высших сил". К нравственному воспитанию тесно примыкает у Гербарта "управление", задача которого состоит во внешнем дисциплинировании воспитанников, в приучении их к порядку. Основными средствами управления, по Гербарту, являются надзор, приказание и запрещение, наказания, вплоть до телесных, а также умение занять ребёнка. Вспомогательную роль в управлении Гербарт отводил авторитету и любви воспитателя, причём авторитет должен принадлежать отцу, а любовь - матери.

Педагогическая теория Гербарта - в особенности его теоретическое обоснование педагогики, идея воспитывающего обучения и разработки методических приёмов, учитывающих воспитательные возможности учебных предметов, - оказала большое влияние на последующее развитие теории и практики воспитания во многих странах. Идеи Гербарта интерпретировались в работах его учеников и последователей (наиболее известны Т. Циллер, О. Вильман, В. Рейн и К. Стой).

Литература: И. Ф. Гербарт, в книге: Пискунов А. И., Советская историко-педагогическая литература, М., 1960, с. 68-69 (библ.); Вallauff Th., Sсhаller K., Padagogik. Eine Geschichte der Bildung und Erziehung, Bd 3. Vom 19/20 Jahrhundert, Munch., 1973.

П. Я. Гальперин, А. И. Пискунов

Школа/традиция: Направление: Период: Значительные идеи: Оказавшие влияние:

Иоганн Фридрих Гербарт (нем. Johann Friedrich Herbart , 4 мая , Ольденбург - 14 августа 1841, Гёттинген) - немецкий философ, психолог, педагог. Один из основателей научной педагогики.

Биография

Философские и психологические основы педагогики == Из философии выводил цели воспитания. С помощью психологии обосновывал пути достижения этих целей. Разработал эстетическую теорию. Сводил процесс психической деятельности к механическим комбинациям представлений. Ввёл в науку понятие апперцепция .

Идеи в области воспитания

Педагогику понимал как науку об искусстве воспитания, умеющего укреплять и отстаивать существующий строй. Цель воспитания - формирование добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установленный правопорядок. Цель воспитания достигается развитием многосторонности интересов и создания на этой базе цельного нравственного характера, руководимого 5 нравственными идеями : внутренней свободы, совершенства, благорасположения, права, справедливости. Задачи нравственного воспитания : 1. Удерживать воспитанника; 2. Определять воспитанника; 3. Устанавливать чёткие правила поведения; 4. Не давать основания для того, чтобы воспитанник усомнился в истине; 5. Волновать душу ребёнка одобрением и порицанием. У Гербарта отсутствует трудовое воспитание - стремился воспитать мыслителя, а не деятеля. Уделял большое внимание религиозному воспитанию. Религиозный интерес у детей надо возбуждать как можно раньше и постоянно развивать. Религия требует чувства смирения и необходима как сдерживающее начало.

Ввёл в педагогику понятие «воспитывающее обучение ». Воспитывающее обучение не должно отделять сообщение знаний от пробуждения умственной самодеятельности учащегося. Именно этим последним свойством, а не вопросом о чистом знании или об его пользе определяется та точка зрения, которой должно держаться воспитывающее обучение. Можно утверждать, что именно Гербарт ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение», чем как бы под­вел итог длительным поискам педагогической мысли в этом направлении. Излагая свои мысли о воспитывающем обучении, Гербарт пытался развести логику обучения с логикой воспитания, исходя из того, что преподавание должно вестись в двух направлениях: «ввысь», открывая воспитаннику «самое прекрасное и достойное», и в противоположном направлении, анализируя действительность с ее «недостатками и нуждами», чтобы подготовить воспитанника к встрече с ними. Можно утверждать, таким образом, что понимание Гербартом воспитывающего обучения исходило из того, что специфические по своим функциям воспитание и обучение взаимосвязаны и диалектически взаимодействуют между собой.

При всех недостатках односторонне психологического обоснования идеи воспитывающего обучения его несомненное достоинство заключалось в том, что Гербарт стремился рассматривать душевную жизнь как единое целое. Он исходил из того, что метод обучения должен основываться на психологических началах, так как все развитие личности совершается изнутри. Именно в этом направлении шли все его дидактические поиски. Есть достаточные основания утверждать, что связанная с именем Гербарта опытная психология и его идеи воспитывающего обучения явились важной вехой на пути теоретической разработки основ школьного воспитания и образования в конце XIX - начале XX в.

Идеи в области обучения

Задачи обучения . Развития у детей многостороннего интереса, с которым связывается преподавание всех учебных предметов, их отбор и методика обучения. Высоко ценил изучение литературы, истории, древних языков, математики. Задачи управления детьми : дисциплинирование детей, упорядочение их поступков и желаний, подавление дикой резвости ребёнка. Типы школ : элементарная, городская, гимназия. По Гербарту основа обучения - интерес . Виды интересов : эмпирический, умозрительный, эстетический, социальный, религиозный. Методы управления детьми : Основные - угроза, надзор, приказание, запреты, наказания, телесные наказания ; вспомогательные - авторитет, любовь. Виды обучения : 1. Описательное - выявить опыт ребёнка и дополнить его; 2. Аналитическое - исправить и усовершенствовать мысли ученика; 3. Синтетическое - построение стройной системы мысли.

Ступени обучения: 1. Ясность - углубление в состоянии покоя. У ученика мобилизовано внимание. Происходит введение нового материала; 2. Ассоциация - углубление в состояние движения. Дети ожидают. Происходит установление связи между старым и новым; 3. Система - поиск выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями. Дети ищут - обобщают, делают выводы, определяют; 4. Метод - осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям. Дети применяют знания и умения. Гербарт отмечал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Искусство воспитания приобретается в повседневной педагогической деятельности.

Эстетическая теория

Гербарт явился основоположником формальной эстетики, обычно противополагаемой содержательной эстетике Гегеля. Прекрасное, по И.Ф. Гербарту, заключается в формальных взаимоотношениях симметрии, пропорций, ритма, гармонии, которые и являются источником эстетического удовольствия.

На основе психологических идей о взаимодействии представлений И.Ф. Гербарт разработал эстетическую теорию. Сложные эстетические переживания, вызываемые художественным произведением или явлениями природы, основаны на взаимодействии соотношений формальных элементов, на гармонических соотношениях тонов, ритмов, пропорций, красок. Эти соотношения могут быть выражены математически, что позволяет точно связать чувство прекрасного с определенными формальными отношениями между элементами художественного произведения. В наибольшей степени такому описанию из всех видов искусств поддается музыка.

М.М. Бахтин пишет: "И. Ф. Гербарта выдвинул программный тезис: прекрасное - не идея, не содержание, но свойство самой формы; форма, же определяется внутренней связью, структурной организацией частей. Идеализм, учил Гербарт, недооценивает самостоятельность формы перед лицом содержания, а это значит - недооценивает зримости, поверхности явлений по сравнению с их внутренним, духовным содержанием. Значит, не те или иные идеально-содержательные моменты создают прекрасное как некоторое целое, но формообразующие соотношения этих моментов между собою. В историко-философском плане Гербарт и его школа намечали направление мышления, ведущее за пределы спекулятивно-метафизической эстетики. По И.Ф. Гербарту, эстетическая форма определяется присущими какому-либо предмету отношениями; сущность прекрасного - в отношениях".

И.Ф. Гербарт пишет об эстетики: «Еще существует класс понятий, которые совпадают с ранее упомянутыми в том, что по отношению к ним мышление не может ограничиться простым логическим приведением к отчетливости (Verdeutlichung); отличаются же они тем, что не требуют подобно вышеупомянутым [понятиям] изменений, а приносят с собой такое дополнение в нашем представлении (Vorstellen), которое заключается в суждениях одобрения или неодобрения. Наука о таких понятиях - эстетика. С познанием данного она по своему происхождению связана лишь постольку, поскольку побуждает нас представить себе понятия, которые совершенно независимо от их реальности вызывают одобрение или недовольство. Но применительно к данному эстетика переходит в ряд учений об искусстве (Kunstlehren), которые все без исключения можно назвать практическими науками, потому что они указывают, как должен обрабатывать определенный предмет тот, кто занимается ими, чтобы порождалось не недовольство, а, напротив, чувство удовлетворения. Однако среди учений об искусстве есть одно, чьи предписания требуют обязательного соблюдения, ибо мы, сами того не сознавая, постоянно представляем собой предмет этого учения. То есть этот предмет - мы сами, а названное учение - это учение о добродетели, которое в отношении наших проявлений переходит в дела и возможности, в учение об обязанностях».

Эстетические идеи И.Ф. Гербарта были развиты Р. Циммерманом , Э. Гансликом , А. Риглем, Г. Т. Фехнером . Циммерман все эстетические построения, начиная с Платона и кончая Гербартом, оценивал с точки зрения положения, что первоосновой прекрасного в искусстве является форма, а не содержание. В этом, как и в понимании формы, он следует Гербарту. Алоис Ригль преобразовал эстетику Гербарта в собственную философию стиля, под которым он понимает "отношения, в которых части находятся друг к другу и к целому". Идеи Гербарта развиты в психологической эстетике Г.Т. Фехнера.

Труды

  • Общая педагогика, выведенная из целей воспитания (1806)
  • Психология как наука, вновь обоснованная на опыте, метафизике и математике (1824)
  • Учебник психологии (1831)
  • Письма о приложении психологии к педагогике (1831)
  • Очерк лекций по педагогике (1835)

Сочинения в русском переводе

  • Психология. СПб., 1875.
  • Избранные педагогические сочинения. Т.1. М., 1940.

Источники

  • Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты.- М.,2003.- С.88.
  • Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности.- М.,2003.- С. 151
  • Константинов Н.А. , Медынский Е.Н. , Шабаева М.Ф. История педагогики.- М.: Просвещение, Москва, 1982 .
  • История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений Под ред. А. И. Пискунова.- М.,2001.

Гербарт, Хербарт (Herbart) Иоганн Фридрих (4.5.1776, Ольденбург, ≈ 14.8.1841, Гёттинген), немецкий философ, психолог и педагог. Образование получил в Йенском университете. Профессор университетов в Гёттингене (с 1805), Кенигсберге (1809≈1833),… … Большая советская энциклопедия

Гербарт, Иоганн Фридрих - ГЕРБАРТ (Хербарт) (Herbart) Иоганн Фридрих (1776 1841), немецкий философ, психолог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике 19 в. Попытался построить психологию как систематическую науку, основанную на метафизике, опыте и математике.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Гербарт Иоганн Фридрих - Реализм Иоганна Фридриха Гербарта Задача философии Триумф идеализма время от времени нарушали голоса несогласных. Кьеркегор рассмотрел гегельянство с религиозных позиций. Неспособность системы объяснить жизнь, свободный выбор, тревогу и… … Западная философия от истоков до наших дней

- (Herbart, Johann Friedrich) (1776 1841), немецкий философ и педагог, считающийся одним из основателей современной педагогики. Родился в Ольденбурге 4 мая 1776. В Йенском университете в 1794 учился у И.Г.Фихте, а в Интерлакене в Швейцарии, где ему … Энциклопедия Кольера

ГЕРБАРТ Иоганн Фридрих - (1776 1841) нем. философ, педагог, психолог. Основные пед. труды: «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания», «Учебник психологии», «Письма о приложении психологии к педагогике», «Очерк лекций по педагогике». По Г., педагогика теснее… … Педагогический словарь

- (1776 1841). Гербарт считал, что разумная душа (mind) представляет собой соединение более мелких элементов. Он ввел в психологию идею количественного анализа души и оказал влияние на Вундта и Фрейда через свою книгу «Психология, по новому… … Психологическая энциклопедия

Гербарт (Herbart) Иоганн Фридрих - (4.05.1776, Ольденбург 14.08.1841, Геттинген) немецкий философ, психолог и педагог, основоположник эмпирической психологии в Германии. Биография. Профессор Геттингенского (с 1805 и с 1833 г.), Кенигсбергского (с 1809 по 1833 г.) университетов.… … Большая психологическая энциклопедия

ГЕРБАРТ (Хербарт) (Herbart) Иоганн Фридрих (1776 1841) немецкий философ, психолог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике 19 в. Представитель плюрализма: в основе мира множество неизменных реалов. Попытался построить психологию как… … Большой Энциклопедический словарь

- (1776 1841 гг.) философ, психолог и педагог (…) Должно быть позволено обосновывать теологическим рассмотрением природы религиозную веру, которая, впрочем, гораздо старше и имеет гораздо более глубокие корня в человеческом духе, чем все философии … Сводная энциклопедия афоризмов