Как называется правительство при папе римском. Папы римские: список и годы правления. Что вы знаете об этом? Раскол католической церкви

Официальная история папства охватывает период в 1700 лет. Само папство не является чисто религиозным институтом. Правильнее его назвать политико-религиозным. Он объединяет 1 миллиард 300 миллионов католиков, живущих практически во всех странах мира. Опирается на епископов, которых насчитывается 4 тысячи. В католицизме имеются три степени священства: диакон, священник и епископ.

Имеются также кардиналы. Это духовные лица из диаконов, священников и епископов. В зависимости от священства кардиналы подразделяются на ранги и объединяются в коллегию кардиналов. Она исполняет совещательные функции при папе и избирает очередного папу на конклаве. Система эта отлаженная, отработанная и высокоэффективная. Недаром католицизм так популярен в мире и объединяет в единую конфессию огромное число верующих.

Был ли апостол Пётр первым папой?

Первым папой католическая церковь официально считает апостола Петра . Он также считается и первым епископом. Именно этот человек создал первую христианскую общину в Риме уже после того, как Христа распяли. В 64 году в «вечном городе» возник страшный пожар. Римляне считали, что его виновником был император Нерон. Он, якобы, хотел уничтожить старый город, а на его месте построить новый и назвать своим именем.

Чтобы отвести от себя подозрения, Нерон обвинил в поджоге христиан. Членов общины схватили и бросили в темницы. Арестовали и Петра. Его распяли вниз головой, так как апостол посчитал, что не имеет права быть распятым как его учитель Христос. На месте трагедии впоследствии была возведена базилика св. Петра. Такова официальная версия католиков.

Апостол Пётр, идущий по воде

Однако данные исторические факты вызывают большое сомнение. Дело же заключается в том, что Пётр не знал латынь. А, следовательно, и не мог встать во главе римской общины. В Риме люди говорили именно на этом языке, а ученик Христа появился на свет в Вифсаиде Галилейской. Это израильский город, в котором жила семья простого рыбака Ионы.

В ней и родился будущий первый римский папа. Он получил имя Симон, но не получил никакого образования. Этот человек не умел ни читать, ни писать. Зато он умел слушать, и проповеди Христа произвели на него неизгладимое впечатление. Именно Сын Божий и нарёк его Петром, но не обучил латинскому языку, а также и грамоте.

Может быть, случилось чудо, и апостол получил необходимые знания в мгновение ока? Такое маловероятно, так как все мы понимаем, что если будем руководствоваться чудесами, то не сможем объективно воспринимать историю. Поэтому разумнее предположить, что праведная деятельность Петра в Риме - выдумка.

Папство со времён Константина и до наших дней

Император Константин и христианство

Гонения на христиан никак не повлияли на новую религию. Она пустила в душах людей глубокие корни. Долгожданные же всходы появились только во времена правления императора Константина (306-337). Это был выдающийся политический деятель. Он перенёс столицу Римской империи в греческий город Византий. Значительно расширил его и сделал центром не только империи, но и христианской религии. Впоследствии город стал называться Константинополем. Именно при Константине христиане начали набирать силу, а в Риме в 324 году была построена первая базилика.

До Константина духовными наставниками паствы считались епископы. Все они пребывали в Риме. Становление же папства началось при епископе Сильвестре. Вся его жизнь отличалась святостью, а умер этот почтенный человек в 335 году. Через 2 года ушёл в иной мир и император Константин. Но взошедшие при нём благодатные всходы укрепили церковь и сделали её авторитетным институтом, который вскоре начал ощутимо влиять на политическую жизнь государства.

Папство и власть

Борьба за власть внутри христианской церкви остро разгорелась в 366 году при Дамасии. Он стал епископом Рима, изгнав своего соперника из города. При этом погибло около 200 христиан, так как любая власть требует жертв. Именно Дамасий стал первым называть себя папой и находился на церковном престоле с 366 по 384 годы.

Его авторитет и влияние достигли такой величины, что римский император Феодосий I (379-395) вынужден был в 381 году созвать Вселенский Собор. Собор признал константинопольского епископа вторым после римского и запретил епископам вмешиваться в дела друг друга. Умер Дамасий на 84 году жизни и был причислен к лику святых.

Собственно, со времён Дамасия история папства и начала свой неотвратимый ход. А до этого была прелюдия, так как христианская религия была очень слабой и не имела соответствующего авторитета и веса.

В 753 году почтенный во всех отношениях римский папа Стефан II (III) показал церковным и мирским людям документ, подписанный якобы самим императором Константином. В нём чёрным по белому было написано, что владыка передаёт всю власть над западной частью империи римскому папе, сам же оставляет в своём подчинении восточную часть. То есть получалось, что сан папы соответствовал сану императора. Только в XV веке выяснилось, что данный документ подделка.

В июле 1054 года произошёл раскол христианской церкви . Она разделилась на римско-католическую и православную. Причину этой трагедии надо искать в обрядовых и этических различиях между латинянами и греками. Противоречия зрели многие сотни лет, и в XI веке наступила развязка. Патриарх Константинополя предал анафеме папских легатов, а те в отместку взяли и отлучили от церкви патриарха константинопольского.

Церковнослужители оказались очень злопамятными. Нанесённые обиды они помнили 1000 лет. Лишь в 1965 году взаимные анафемы были сняты. Но католики и христиане, естественно, не стали единой паствой, хотя отношения между ними установились более тёплые.

Конфликт папы Григория VII и короля Генриха IV

В 1073 году папский престол занял папа Григорий VII. Этот почтеннейший во всех отношениях человек руководил католической церковью до 1085 года. Время его правления примечательно конфликтом с будущим императором Священной Римской империи Генрихом IV (1050-1106).

Григорий VII заявил, что власть папы выше императорской. Он присвоил себе право низлагать европейских владык. Этому воспротивился германский король Генрих IV. Он собрал немецких епископов в 1076 году, и те объявили папу низложенным.

Тогда понтифик отлучил короля от церкви. Немецкие князья, дававшие Генриху IV присягу на верность, оказались освобождёнными от неё и восстали. Они стали готовиться к выборам другого императора Священной Римской империи.

Развенчанный монарх отправился через Альпы в замок Каноссу, в котором в это время находился глава католической церкви. В январе 1077 года он оказался под стенами крепости. Босиком, одетый во власяницу, король стоял на морозе и ждал папского решения. Григорий VII наблюдал за ним из окна крепостной башни. Только в конце третьего дня он простил дерзкого самодержца и снял с него епитимью.

Порнократия

История папства неразрывно связана с папами и антипапами. Вторые - это те, кто носил священный титул незаконно. Они получали его за взятки или другими разными ухищрёнными методами. Ярким примером антипапства может служить порнократия. Это целый исторический период, продолжавшийся несколько десятков лет. Начался он при восшествии на папский престол Сергия III (904-911).

Он считается убийцей двух своих предшественников. Превратил папский двор в место разврата и воровства. Завёл себе 15-летнюю любовницу по имени Марозия . Она рожала новых пап, а затем и умертвляла их. По её распоряжению было убито 4 папы. При этом в святая святых католической церкви процветали бесстыдство и коррупция. В конце концов, Марозия была арестована одним из своих сыновей, посажена в тюрьму, где и умерла в 954 году.

В 955 году папскую власть получил внук Марозии папа Иоанн XII. У власти он находился 8 лет. Но ситуация не изменилась в лучшую сторону. Опять процветали убийства, инцест и другие аморальные действия. Закончил папа плохо. Его убил обманутый муж, который застал свою жену в объятиях главы католической церкви. На этом порнократия закончилась.

Римский папа со своей паствой

Папство и деньги

Менялись папы и антипапы, а стремление к абсолютной власти продолжалось. Серьёзную попытку поставить церковную власть над светской совершил папа Бонифаций VIII (1294-1303). По этому щепетильному вопросу он издал буллу. В ней говорилось, что в одно руке папа держит духовную власть, а в другой - светскую.

Но глава католицизма просчитался. Период феодальной раздробленности заканчивался. Крепла королевская власть. И булла была встречена европейскими монархами в штыки. Особенно папские притязания возмутили короля Франции Филиппа IV. Он стал инициатором созыва Генеральных штатов. Члены этого высокого собрания потребовали, чтобы папа предстал перед церковным судом. Но суд не состоялся. Этому помешала смерть понтифика.

После этого случая амбиции римских пап поубавились. Больше они уже никогда явно не претендовали на светскую власть. Высокопоставленные святые отцы занялись другим делом. Начиная с XIV века, они начали отпускать грехи за деньги. Дело оказалось жутко прибыльным. Конечно, официально подобные вещи запрещались категорически. Но это официально. Злоупотреблений же было множество. Естественно, они осуществлялись с молчаливого согласия пап.

Церковь, простив грешнику его прегрешения, выдавала ему официальную бумагу - индульгенцию . То есть всё было обставлено по высшему уровню. Грехи отпускались и умершим. Но тут всё зависело от родственников. Если они изъявляли желание платить, то душа усопшего, надо понимать, отправлялась в рай. Правда, некоторые дальновидные люди обговаривали подобную процедуру в завещании. Практиковала католическая церковь и выдачу лицензий публичным домам. При этом жрицы любви уже не беспокоились о божьем наказании. Им загодя прощались все греховные деяния.

Вся эта вакханалия продолжалась вплоть до 1567 года, то есть более 250 лет. В 1566 году папский престол занял папа Пий V. И церковь сразу почувствовала жёсткую хозяйскую руку. Всем безобразиям, позорящим дело Божие, был положен конец. Новый папа оказался суровым, жёстким человеком, сторонником аскетического образа жизни. Он повыгонял всех проходимцев, карьеристов и приспособленцев. Навёл порядок в финансовых и божьих делах. При этом авторитет католической церкви значительно возрос.

Раскол католической церкви

Но это не спасло её от раскола. Слишком уж много грехов накопила католическая церковь за прошедшие столетия. Тут уже никакой папа не мог противостоять возникновению протестантизма. Возглавил религиозные преобразования Мартин Лютер (1483-1546). У него нашлось много последователей. В результате, всё это вылилось в религиозные войны, которые потрясали Европу в XVI и XVII веках.

В конце концов, католическая церковь смирилась с новой конфессией. В настоящее время протестанты живут по всему миру, а их численность насчитывает 1 млрд. человек. У них нет единого центра, в отличие от католиков и православных. Все церкви объединены в церковные союзы и пользуются равными правами.

Вид на Ватикан сверху

Ватикан и избрание папы

В наши дни история папства ассоциируется с Ватиканом. Это город-государство, находящееся на территории Рима. Ватикан является резиденцией главы римско-католической церкви . В нынешнем виде существует с февраля 1929 года.

Именно в этом месте избирается новый папа конклавом или собранием кардиналов. Избирается на пожизненный срок. Пока новый глава церкви не избран, обязанности папы возлагаются на камерленга. Это высшая придворная должность. Она очень древняя, а возникла ещё в XI веке. Об избрании нового понтифика народ узнает по столбу белого дыма, который поднимается из печной трубы Сикстинской капеллы. Сами же выборы проходят в специальной комнате Ватиканского дворца. До 28 февраля 2013 года римским папой являлся Бенедикт XVI. Он был избран на этот высокий пост в апреле месяце 2005 года.

11 февраля 2013 года Бенедикт XVI сообщил о своём решении отречься от престола. Оно вступило в силу 28 февраля 2013 года в 20 часов 00 минут по римскому времени. Бывший папа сохранил за собой сан кардинала, но не стал принимать участие в конклаве в связи с почтенным 80-летним возрастом.

13 марта 2013 года конклав избрал нового римского папу. Затаившему дыхание миру было объявлено, что главой католической церкви стал кардинал Хорхе Марио Бергольо. Он аргентинец с итальянскими корнями. Родился в Буэнос-Айресе в 1936 году в семье рабочего. Новоизбранный папа взял себе имя Франциск в честь Франциска Ассизского. Это святой, сострадавший и помогавший больным и бедным. Новый глава Ватикана является достойной кандидатурой на высокий пост. Да хранит его Бог и искренняя вера католиков.

Сегодня Папа римский Франциск, которого уже называют самым либеральным понтификом, отмечает пятилетие своего восшествия на ватиканский престол. Первый Папа-иезуит, не европеец, открыто поддерживает геев, омывает ноги беженцам, заключенным и мафиози и никому не отказывает в селфи. Для католиков Франциск будто заново открыл двери церкви. Для всего остального мира - стал поп-звездой и нравственным ориентиром. О первой ударной пятилетке Папы-реформатора - фрагмент выпуска новостей на RTVI.

Если сравнивать 266-го Папу римского Франциска (до восшествия на престол - Хорхе Марио Бергольо) с его предшественниками, то в нем необычно почти все: от имени и происхождения до обстоятельств избрания. Он родился в 1936 году в Аргентине. Прежде чем обратиться к Церкви, он выучился на химика-технолога, поработал лаборантом и, по собственному признанию, - вышибалой в ночном клубе. Потом получил степень доктора богословия, стал кардиналом. Уже в 2005 году был основным претендентом на папский престол, но тогда победил кардинал Йозеф Ратцингер - Бенедикт XVI. Бергольо избрали папой на следующем конклаве, в 2013, когда действующий понтифик - впервые за 600 лет - отрекся от престола. Для уходящего по состоянию здоровья 85-летнего Бенедикта придумали специальный титул «папа на покое».

Папа римский Бенедикт XVI

Франциск стал первым в истории папой-иезуитом и первым понтификом из Южной Америки, а именно - из Аргентины. Он мог бы стать первым папой-не европейцем, но в VIII веке на Святом Престоле побывал Григорий III из Сирии. На этом фоне часто забывают, что это еще и первый за много веков папа без «номера». При избрании он взял себе новое имя, которое в папстве символизирует идеологическую преемственность с теми, кто носил его прежде. Так, например, оба Иоанна Павла считались либерально-прогрессивными папами, а все Бенедикты были консерваторами.

Франциск по меркам католической церкви (и особенно - на фоне своего предшественника) либерален до революционности. При нем в римских церквях начали ставить душевые для бездомных, он упростил расторжение церковного брака и осудил священников, которые отказываются крестить внебрачных детей. Но, наверное, больше всего Франциска прославила одна-единственная фраза об ЛГБТ-сообществе.


папа Римский

«Если мужчина гомосексуален, но он добрый христианин и ищет путь к Богу - кто я такой, чтобы судить его?»

Неудивительно, что мессы папы стали немного походить на встречу суперзвезды с толпой поклонников, а журнал Time выбрал Франциска человеком года-2013. На самом деле, таким он был не всегда. До избрания папой кардинал Бергольо довольно резко высказывался об однополых браках и даже призывал власти родной Аргентины не легализовывать их в 2010 году, но безуспешно. Возможно, этим объясняется то, что иногда геи до сих пор все-таки встречают папу протестами.

Но главным испытанием для понтифика за первые пять лет его правления стали не геи, а педофилы. В 2017 году австралийская полиция обвинила в развратных действиях с несовершеннолетними кардинала Джорджа Пелла из Мельбурна. В Ватикане он занимал очень высокую должность папского казначея. Впрочем, педофилы - не новый вызов для Ватикана. В том же 2017-м умер скандально известный архиепископ Бостона Бернард Лоу, которого вынудили покинуть свой пост из-за сексуальных обвинений еще при Иоанне-Павле II.


папа Римский

«Я не перестаю испытывать мучительный стыд. Это боль из-за непоправимого вреда, который причинили невинным детям служители нашей Церкви»


Города Рим, видимый глава Римско-католической церкви, верховный правитель государства Ватикан.

Ти-тул «па-па» в ран-не-хри-сти-ан-скую эпо-ху при-ме-нял-ся по от-но-ше-нию ко всем епи-ско-пам и вы-ра-жал осо-бое поч-те-ние (по от-но-ше-нию к римскому епи-ско-пу впер-вые встре-ча-ет-ся в начале III века у Тер-тул-лиа-на). Позд-нее он за-кре-пил-ся лишь за епи-ско-па-ми Ри-ма и Алек-сан-д-рии. Современная официальная ти-ту-ла-ту-ра Папа Римский: епи-скоп Рим-ский, ви-ка-рий Ии-су-са Хри-ста, пре-ем-ник кня-зя апо-сто-лов, Вер-хов-ный пон-ти-фик все-лен-ской Церк-ви, при-мас Ита-лии, ар-хи-епи-скоп и ми-тро-по-лит Римской об-лас-ти, су-ве-рен государства Ва-ти-кан, раб ра-бов Бо-жи-их.

Рим с са-мо-го за-ро-ж-де-ния хри-сти-ан-ской Церк-ви иг-рал боль-шую роль в её жиз-ни. Ни-ка-кая дру-гая западная Цер-ковь, кро-ме рим-ской, не име-ла апо-столь-ско-го про-ис-хо-ж-де-ния, в то вре-мя как на Вос-то-ке бы-ло мно-го апо-столь-ских ка-федр (например, ос-но-ван-ных апостолом Пав-лом в Ма-лой Азии, Гре-ции). Римская цер-ковь ак-тив-но уча-ст-во-ва-ла в жиз-ни других ка-федр по-сред-ст-вом ад-ре-со-ван-ных им по-сла-ний по различным во-про-сам (например, по по-во-ду спо-ров о дне празд-но-ва-ния Пас-хи, середина II века, по во-про-су пе-ре-кре-щи-ва-ния ере-ти-ков, середина III века) и поль-зо-ва-лась у них ав-то-ри-те-том. В эпо-ху Все-лен-ских со-бо-ров (IV-VIII веков) по-зи-ции Римской ка-фед-ры ещё бо-лее ук-ре-пи-лись, так как Папы Римские вы-сту-па-ли про-тив-ни-ка-ми ере-тических уче-ний: ари-ан-ст-ва (ко-то-рое при-ня-ли многие вар-вар-ские пле-ме-на ещё до на-ше-ст-вия на Римскую им-пе-рию), мо-но-фи-зит-ст-ва, мо-но-фе-лит-ст-ва, ико-но-бор-че-ст-ва, не ос-та-нав-ли-ва-ясь да-же пе-ред временными раз-ры-ва-ми с восточными церк-ва-ми. Это стя-жа-ло римскому пре-сто-лу сла-ву оп-ло-та пра-во-сла-вия. По-сле IV Все-лен-ско-го со-бо-ра (451) во все-лен-ской Церк-ви сло-жи-лась сис-те-ма 5 пат-ри-ар-ха-тов - круп-ней-ших и наи-бо-лее ав-то-ри-тет-ных ка-федр (Рим-ская, Кон-стан-ти-но-поль-ская, Алек-сан-д-рий-ская, Ан-ти-охий-ская и Ие-ру-са-лим-ская), к пред-стоя-те-лям ко-то-рых с VI века стал ре-гу-ляр-но при-ме-нять-ся ти-тул пат-ри-ар-ха (из официальной ти-ту-ла-ту-ры Папы Римского ти-тул пат-ри-ар-ха За-па-да ис-клю-чён в 2006 году, од-на-ко со-хра-нён в латинской под-пи-си «P. P.» - «Па-па и Пат-ри-арх»).

Вме-сте с тем в Римской церк-ви по-сте-пен-но раз-ви-ва-лось уче-ние о при-ма-те Папы Римского как вер-хов-но-го гла-вы всей хри-сти-ан-ской Церк-ви, но-си-те-ля выс-шей юрис-дик-ции и ав-то-ри-те-та в во-про-сах ве-ры и хри-сти-ан-ской мо-ра-ли. С этим уче-ни-ем свя-за-но фор-ми-ро-ва-ние осо-бой ве-ро-учительной сис-те-мы ка-то-ли-циз-ма . Опи-раю-щее-ся на тол-ко-ва-ние отдельных мест Свя-щен-но-го Пи-са-ния (Мф. 16:16-19, Лк. 22:32, Ин. 21:15-17, 2 Кор. 11:28 и другие) уче-ние о пап-ском при-ма-те ос-но-ва-но на пред-став-ле-нии о пер-вен-ст-ве в Церк-ви апостола Пет-ра, ко-то-рый в западной тра-ди-ции счи-та-ет-ся пер-вым епи-ско-пом Ри-ма; па-пы, как пре-ем-ни-ки апостола Пет-ра по Римской ка-фед-ре, на-сле-ду-ют от не-го это пер-вен-ст-во. Римский со-бор 378 года оп-ре-де-лил прин-цип не-под-суд-но-сти пап свет-ской вла-сти и рас-про-стра-нил су-деб-ную власть епи-ско-па Рим-ско-го на всех епи-ско-пов За-па-да, Римский со-бор 382 года впер-вые за-я-вил о при-ма-те епи-ско-па Рим-ско-го по от-но-ше-нию к апо-столь-ским ка-фед-рам Вос-то-ка. В V веке яр-ким вы-ра-зи-те-лем уче-ния о пап-ском при-ма-те был па-па Лев I Ве-ли-кий. Римский со-бор 494 года впер-вые на-звал Папу Римского «на-ме-ст-ни-ком Хри-ста» (vicarius Christi). На Вос-то-ке уче-ние о при-ма-те Папы Римского не при-ни-ма-лось в пол-ном объ-ё-ме, но и не ос-па-ри-ва-лось до оп-ре-де-лён-но-го вре-ме-ни.

По-сте-пен-но Папы Римские ста-ли пре-тен-до-вать на выс-ший сю-зе-ре-ни-тет в Ев-ро-пе на ос-но-ва-нии под-дель-но-го до-ку-мен-та в фор-ме императорской кон-сти-ту-ции - «Кон-стан-ти-но-ва да-ра» (VIII-IX века). Осо-бый им-пульс по-ли-тические при-тя-за-ния пап по-лу-чи-ли по-сле «Пи-пи-но-ва да-ра » (середина VIII века), ко-то-рым франк-ский май-ор-дом Пи-пин Ко-рот-кий да-вал Папе Римскому власть свет-ских пра-ви-те-лей на от-воё-ван-ных у лан-го-бар-дов зем-лях - бу-ду-щей Пап-ской об-лас-ти.

Ос-лаб-ле-ние Ви-зан-тии по при-чи-не внутренних смут и про-ти-во-ре-чий, араб-ских (VII-VIII веков) и тюрк-ских (XI века) за-вое-ва-ний спо-соб-ст-во-ва-ло ак-тив-но-му стрем-ле-нию Папы Римского рас-про-стра-нить свою власть на Вос-то-ке, что при-ве-ло к со-пер-ни-че-ст-ву с восточными пат-ри-ар-ха-та-ми (например, борь-ба па-пы Ни-ко-лая I и пат-ри-ар-ха Кон-стан-ти-но-поль-ско-го Фо-тия из-за цер-ков-ной юрис-дик-ции над Бол-га-ри-ей и при-ори-те-та в мис-сио-нер-ской дея-тель-но-сти сре-ди сла-вян-языч-ни-ков) и в ито-ге - к раз-де-ле-нию церк-вей.

В пе-ри-од борь-бы с им-пе-ра-то-ра-ми Свя-щен-ной Римской им-пе-рии (XI-XIII веков) Папы Римские пре-тен-до-ва-ли на выс-шую свет-скую власть во всех хри-сти-ан-ских зем-лях, что бы-ло вы-ра-же-но в хо-де гри-го-ри-ан-ской ре-фор-мы и в дея-тель-но-сти па-пы Гри-го-рия VII. Кре-сто-вые по-хо-ды, взя-тие кре-сто-нос-ца-ми Кон-стан-тино-по-ля (1204), вве-де-ние ин-кви-зи-ции (два по-след-них со-бы-тия при па-пе Ин-но-кен-тии III) оз-на-ме-но-ва-ли пик уси-ле-ния свет-ской и ду-хов-ной вла-сти Папы Римского. В XIII-XV веках, осо-бен-но во вре-мя про-ти-во-стоя-ния со-бор-но-му дви-же-нию, Авинь-он-ско-го пле-не-ния пап, Ве-ли-кой схиз-мы, уси-лия Папы Римского бы-ли на-прав-ле-ны на удер-жа-ние дос-тиг-ну-то-го влия-ния.

Важ-ны-ми ве-ха-ми в ис-то-рии пап-ст-ва яв-ля-ют-ся Ре-фор-ма-ция и про-ти-во-по-став-лен-ная ей Рим-ско-ка-то-лической цер-ко-вью Контр-ре-фор-ма-ция, од-ним из клю-че-вых со-бы-тий ко-то-рой стал Три-дент-ский со-бор (1545-1563), осо-бо вы-де-лив-ший пап-ские пре-ро-га-ти-вы, в ча-ст-но-сти то, что ав-то-ри-тет Папы Римского вы-ше ав-то-ри-те-та лю-бо-го со-бо-ра. Уче-ние о пап-ском при-ма-те в ка-че-ст-ве дог-ма-та ка-то-ли-циз-ма бы-ло про-воз-гла-ше-но Ва-ти-кан-ским I со-бо-ром (1869-1870) в дог-ма-тической кон-сти-ту-ции «Pas-tor Aeternus». Этой же кон-сти-ту-ци-ей про-воз-гла-шён дог-мат о без-оши-боч-но-сти Папы Римского в важ-ней-ших официальных су-ж-де-ни-ях (ex cat-hedra) по во-про-сам ве-ры и нрав-ст-вен-но-сти (в ос-таль-ных слу-ча-ях вы-ска-зы-ва-ния Папы Римского не но-сят об-ще-обя-за-тель-но-го ха-рак-те-ра; дог-мат не под-ра-зу-ме-ва-ет лич-ную без-греш-ность па-пы).

В ре-зуль-та-те мно-го-ве-ко-вой эво-лю-ции ка-то-лическое уче-ние о Папе Римском при-ня-ло сле-дую-щий вид. Ии-сус Хри-стос по-ста-вил апостола Пет-ра кня-зем (латинский princeps) апо-сто-лов ; Пётр - ос-но-ва-ние хри-сти-ан-ской Церк-ви, ви-ди-мый её гла-ва и на-ча-ло един-ст-ва. Он един-ст-вен-ный вос-при-нял власть (potestas) пря-мо от Хри-ста, а не че-рез по-сред-ст-во Церк-ви. Он на-ме-ст-ник Хри-ста, при-няв-ший всю пол-но-ту вла-сти, а не од-но лишь пер-вен-ст-во чес-ти; апо-сто-лы при-ня-ли власть не без Пет-ра и не про-тив Пет-ра, они бы-ли ему под-чи-не-ны и да-же апостол Па-вел не был ему ра-вен. Апостол Пётр был пер-вым епи-ско-пом Ри-ма, по-это-му Папа Римский - пол-но-вла-ст-ный пре-ем-ник апостола Пет-ра. От-сю-да име-но-ва-ние пап-ской ка-фед-ры как «апо-столь-ско-го пре-сто-ла», «пре-сто-ла святого Пет-ра» и тому подобное. Пет-ро-во пре-ем-ст-во не ос-но-ва-но на все-лен-ских со-бор-ных по-ста-нов-ле-ни-ях. Един-ст-во Церк-ви в том, что «ста-до Хри-сто-во» в си-лу об-ще-ния с Папой Римским име-ет еди-но-го пас-ты-ря и ис-по-ве-ду-ет его ве-ру. При-зна-ние та-ко-го пер-вен-ст-ва Папы Римского не-об-хо-ди-мо для спа-се-ния; не по-ви-ную-щий-ся па-пе - схиз-ма-тик. Папа Римский име-ет не-по-сред-ст-вен-ную епи-скоп-скую юрис-дик-цию над всей Цер-ко-вью. Это - вер-хов-ная власть в во-про-сах ве-ро-уче-ния и мо-ра-ли, дис-ци-п-ли-ны и управ-ле-ния. По-ста-нов-ле-ния Папы Римского не ну-ж-да-ют-ся в до-пол-нительном со-гла-сии Церк-ви, что-бы быть не-пре-лож-ны-ми, так как они вы-ра-жа-ют са-мую сущ-ность цер-ков-ной ве-ры и яв-ля-ют-ся го-ло-сом Церк-ви.

Папа Римский име-ет вер-хов-ную за-ко-но-дательную, административную и су-деб-ную власть. Бу-ду-чи вер-хов-ной су-деб-ной ин-стан-ци-ей, Папа Римский при-ни-ма-ет апел-ля-ции от всех вер-ных; его ре-ше-ние не под-ле-жит пе-ре-смот-ру в какой-либо другой ин-стан-ции. Сам Папа Римский не под-ле-жит ничь-е-му су-ду, име-ет власть над со-бо-ра-ми. Он вер-хов-ный учи-тель Церк-ви, сам по се-бе оп-ре-де-ляю-щий об-ще-обя-за-тель-ные ве-ро-учительные ис-ти-ны и пол-но-моч-но ин-тер-пре-ти-рую-щий со-бор-ные по-ста-нов-ле-ния, но мо-жет дей-ст-во-вать и как ча-ст-ный учи-тель, например под-дер-жи-ваю-щий од-но из до-пус-ти-мых мне-ний какой-либо бо-го-слов-ской шко-лы (бо-го-слов-ские факультеты, мо-на-ше-ские ор-де-на у ка-то-ли-ков име-ют пра-во на ча-ст-ные док-три-ны по дис-кус-си-он-ным во-про-сам).

Трак-туе-мая та-ким об-ра-зом власть Папы Римского ос-па-ри-ва-лась пра-во-слав-ны-ми, про-тес-тан-та-ми и да-же чле-на-ми са-мой Рим-ско-ка-то-лической церк-ви (со-бор-ное дви-же-ние, гал-ли-кан-ст-во) в различных ас-пек-тах (Свя-щен-ное Пи-са-ние, Свя-щен-ное Пре-да-ние, ка-но-ни-ка, цер-ков-ная ис-то-рия). Ва-ти-кан-ский II со-бор (1962-1965) Рим-ско-ка-то-лической церк-ви, со-хра-нив не-пре-ре-кае-мым уче-ние о пер-вен-ст-ве Папы Римского во все-лен-ской Церк-ви, на-ря-ду с этим, при-дал осо-бое зна-че-ние прин-ци-пам епи-скоп-ской кол-ле-ги-аль-но-сти, в рам-ках ко-то-рой римский пон-ти-фик осу-ще-ст-в-ля-ет своё пер-во-вер-хов-ное слу-же-ние. Со-глас-но при-ня-той со-бо-ром дог-ма-тической кон-сти-ту-ции «Lumen Gentium», кол-ле-гия епи-ско-пов об-ла-да-ет унас-ле-до-ван-ной от апо-сто-лов пол-но-той вла-сти в Церк-ви и без-оши-боч-но-стью в из-ло-же-нии уче-ния о ве-ре и нра-вах, од-на-ко обя-зательным ус-ло-ви-ем осу-ще-ст-в-ле-ния этих пре-ро-га-тив яв-ля-ет-ся со-гла-сие и един-ст-во с Папой Римским.

В начале XXI века боль-шин-ст-во бо-го-сло-вов всех хри-сти-ан-ских кон-фес-сий при-зна-ют ка-то-лическое уче-ние о Папе Римском главным пре-пят-ст-ви-ем на пу-ти вос-ста-нов-ле-ния един-ст-ва Рим-ско-ка-то-лической церк-ви с другими церк-ва-ми.

Свет-ская власть Папы Римского, ны-не дей-ст-вую-щая в государстве Ва-ти-кан (пра-во-пре-ем-ни-ке Пап-ской об-лас-ти), важ-на как га-ран-тия его не-за-ви-си-мо-сти от лю-бой че-ло-ве-че-ской вла-сти. В ме-ж-ду-народном пра-ве в си-лу од-но-временного вла-де-ния Папой Римским не-раз-дель-ны-ми функ-ция-ми вла-сти - как ви-ди-мо-го гла-вы Рим-ско-ка-то-лической церк-ви и как су-ве-ре-на государства Ва-ти-кан - он яв-ля-ет-ся су-ве-рен-ной пер-со-ной ис-клю-чительного свой-ст-ва (persona sui generis). Пол-ный су-ве-ре-ни-тет Папы Римского со-хра-ня-ет-ся за ним вне за-ви-си-мо-сти от на-ли-чия тер-ри-то-ри-аль-ных вла-де-ний.

В из-бра-нии но-во-го Папы Римского по-сле смер-ти (или отречения) пре-ды-ду-ще-го пон-ти-фи-ка, со-глас-но пра-ви-лу, ут-вер-див-ше-му-ся со вре-мён гри-го-ри-ан-ской ре-фор-мы XI века, мо-гут при-ни-мать уча-стие толь-ко кар-ди-на-лы, со-брав-шие-ся на конк-ла-ве. С конца XIV века Папа Римский не-из-мен-но из-би-ра-ет-ся из чис-ла кар-ди-на-лов. Со-глас-но Ко-дек-су ка-но-ни-че-ско-го пра-ва, он мо-жет от-речь-ся от слу-же-ния по собственной во-ле без со-из-во-ле-ния с чьей-ли-бо сто-ро-ны.

Верующие всего мира последний месяц следят за исторически важными событиями, происходящими в городе-государстве Ватикане. Папа Римский Бенедикт XVI, вот уже , 11 февраля объявил официально о своем отречении от престола. Последний такой случай был почти шестьсот лет назад еще во времена Священной Римской Империи, и тот на фоне невероятного хаоса во всем западном христианстве и борьбы за власть в самой империи. На данный момент ситуация в Ватикане достаточно спокойная, поэтому острой необходимости в отказе от престола у Папы Бенедикта XVI не было. Однако 28 февраля решение вступило в силу, и начался период Sede Vacante -вакантного престола. Необычность ситуации ознаменовалась еще и тем, что 25 февраля Папа Римский успел внести изменения в устав проведения конклава, таким образом поспособствовав скорейшему избранию преемника – Хорхе Марио Бергольо, который и стал со вчерашнего дня Папой Римским Франциском (номера нет, потому что это первый случай выбора этого имени). Но нам интересна сейчас не самая светлая сторона жизни представителей Папского престола – скандалы!
1 Бенедикт XVI

Начнем разбирать грехи святой церкви мы именно с последнего Папы, ибо новый на престоле всего сутки и засветиться в подозрительной деятельности просто не успел. Папа Бенедикт спровоцировал скандал с мусульманами в 2006 году, чуть не спровоцировав войну. Папа очень неудачно выразился об исламе, хоть это и была цитата, и Папа уточнил это два раза, но фразы хватило, чтобы разразился крупный межрелигиозный скандал. Угрозы атаковать Ватикан, уничтожить святой Крест в Риме, обвинения в попытке воскрешения крестовых походов сыпались со всех сторон до тех пор, пока Папа Бенедикт XVI не выразил сожаление о сказанном, а кардинал Бертоне не выступил с опровержением. Кроме того, во время правления Папы Бенедикта было заведено расследование по чрезвычайно громкому делу — сексуальное насилие несовершеннолетних представителями духовенства. Папа Римский неоднократно выражал сожаление, что священники предали оказанное им великое доверие. Однако это подкосило доверие общества к Церкви.

2 Александр VI


Хоть Папа Бенедикт XVI и завоевал первую строчку нашего списка, а забыть о самом аморальном Папе Римском за всю историю Папства мы просто не имели права. Александр VI, а в миру Родриго Борджиа – о нем слышали даже те, кто к религии не имеет абсолютно никакого отношения. Вся его жизнь, до и после принятия духовенства, до и после избрания Папой – все пропитано развратом, интригами и беспринципностью. Папского престола Борджиа добился подкупом, после этого многие должности также продавались, либо дарились за особые заслуги. Несмотря на обет безбрачия, Папа Борджиа уже после интронизации перевез ближе к себе Розу Ваноцци, которая подарила ему троих детей. А позже завел и еще одну любовницу Джулию Фарнезе. Помимо этих женщин у Александра VI Борджиа было несчетное количество куртизанок. Дети Папы – Чезаре и Лукреция сначала во всем поддерживали развратного отца, а позже и превзошли его в хитрости и ловкости избавления от врагов. Считается, что Папа имел также сексуальную связь с собственным ребенком. Как можно было нагрешить больше при таком высоком сане, просто непонятно!

3 Иннокентий VIII


Особым трепетом к прекрасной половине человечества прославился не только Папа Борджиа, но и Иннокентий VIII. Известно, что у этого Папы было очень много незаконнорожденных детей, ибо его любвеобильность не знала пределов, как до принятия духовенства, так и после. Однако его заботили дела семейные, наверное, более всех других Пап. Это как минимум странно, учитывая обет безбрачия, и как максимум – незаконно. Впрочем, этим отличался и еще один Папа – Юлий II, только не в таких масштабах. Иннокентий же наиболее знаменит не прелюбодеяниями. Иннокентий VIII положил начало так называемой охоте на ведьм, основываясь на книге Генриха Крамера. Ходили слухи, что спастись от смерти Папа пытался вливанием крови трех мальчиков. Их смерть не беспокоила Папу, может, поэтому его это не спасло?

4 Иоанн VIII


Раз уж мы завели разговор о значении женщин для Римского католического престола, стоит рассказать легенду о Папе-женщине. Почему легенда? А потому, что церковь до сих пор отказывается от признания этого факта. Однако до сих пор Папа Иоанн VIII номинально значится в официальном списке Пап. По легенде, раз уж мы договорились так это называть, Иоанна пошла в Афон, переодевшись священником, а позже была приближена к Папскому престолу. В то время Папой был Лев IV, а Иоанна каким-то чудесным способом оказалась его личным врачом. После смерти же Папы не менее чудесным образом Иоанна взошла на Папский престол под именем Иоанна VIII. Однако правление ее было недолгим, на одной из процессий у женщины начались роды и ее просто растерзала паства. После этого случая, как бы Церковь его не отрицала, еще пять столетий мужественность претендентов на Папский престол определялась публично, при помощи прорезного стула.

5 Григорий XVI


Папа Григорий XVI прославился, как ни странно, своей великой тупостью, смешенной с неимоверной жестокостью и беспробудным пьянством. Им всецело управлял Гаэтано Морони, поэтому в окружении Папы были либо такие же чудовища, либо просто алчные и властолюбивые люди. С особой жестокостью Папа относился к евреям, сослав их в гетто, и запретив его покидать. Но это ни капельки не мешало Григорию жить, постоянно занимая средства у богача-еврея – Ротшильда.

6 Бенедикт IX


Не менее жестоким, и точно не более дальновидным был Папа Бенедикт IX. Им никто не управлял как марионеткой, разве что его собственные порочные желания. Однако и это не самое страшное! Получив престол просто по праву родства в очень раннем возрасте (по разным источникам ему было от 12 до 20 лет), Бенедикт XI настолько уверился в собственной всесильности, что решил нарушить абсолютно все каноны. Если его предшественники и любили женщин, то хотя бы скрывали это, Бенедикт же решил вступить в официальный брак. В конце концов, он вовсе продал престол, по слухам за 680 килограммов собственному крестному отцу, через некоторое время он одумался, попытался вернуть себе престол, не получилось, и снова попытался, но на этот раз уже был низложен.

7 Стефан VI


Этот Папа отличился вопиющим неуважением к своему предшественнику. Что уж там произошло, нам неизвестно. Но Стефан настолько возненавидел Формозу, что его ненависть и страстное желание отомстить не остановила даже смерть Папы Формозы. Стефан приказал извлечь труп из могилы, нарядить в Папские одежды и учинил суд. Выплеснув всю свою ненависть на труп, он не остановился, пока не отрубил перста, которыми дают благословление и не объявил, что с Формозы снимается титул Папы Римского, а в связи с этим он должен быть похоронен как обычный иностранец. За эти сомнительные деяния Папа Стефан VI умер не естественной смертью.

8 Климент V


Еще один недальновидный Папа, который имел глупость, не только потерять всякое уважение к собственной персоне, но и к церкви в целом. Более того, в период его правления Папы были изгнаны в Авиньон Филиппом Красивым и больше не имели прежнего влияния. Жить ему после этого оставалось недолго, поскольку саны и должности, которые при нем продавались и покупались стали обесцениваться после изгнания. С Климентом V произошел несчастный случай. Как неудивительно!

9 Иоанн XXII


Признанный еретик, как удалось ему заполучить такой сан? Будучи главой Святой Церкви, Иоанн XXII был крайне суеверным человеком, а также утверждал, что отрицает возможность блаженства душ праведников до Страшного суда. В его правление идеализирование бедности было предосудительным, сам же Папа активно зарабатывал деньги на отпущении грехов, установив определенные тарифы в зависимости от тяжести греха. Это явление сохранилось на несколько столетий, а Папа Лев X решил в свое время, что этого мало, повысив тарифы в несколько раз, он отличился тем, что отпускал грехи за большую плату и убийцам, и совершившим инцест, а также прощал многие другие тяжкие преступления.

10 Бонифаций VII


Папский престол привлекал внимание всех, кто каким-либо образом касался церкви. За престол убивали, его продавали и покупали, вокруг Папы испокон веков плелись интриги. Последний в нашем сегодняшнем списке Папа Бонифаций VII попадает сюда именно за то, что готов был всеми мыслимыми и немыслимыми способами добиться престола. У него не получилось с первого раза, он решил попробовать еще раз взять силой престол. Получилось, но долго усидеть на нем не сложилось…. Таким жаждущим власти он был не один.
Вчера избрали нового Папу Римского – Франциска. Кто знает, чем ознаменуется время его правления? Если уже сейчас известно, что Франциск – первый Папа иезуит, первый Папа из Нового Света, первый Папа, взявший это имя. В чем же еще Папа станет первым?

Папа римский Франциск – 266-й глава католической церкви, который стал первым в истории понтификом с Нового Света и папой-иезуитом. Он известен всему миру как многогранный, но очень скромный человек, который помимо своих основных обязанностей на престоле вносит значительный вклад в решение мировых проблем, а также выступает дипломатом в нормализации отношений с православным духовенством в разных странах.

Родился Папа римский Франциск (в миру Хорхе Марио Бергольо) 17 декабря 1936 года в столице Аргентины Буэнос-Айресе в многодетной семье итальянских эмигрантов Реджины Марии Сивори и Марио Джузеппе Бергольо. Он стал пятым и последним ребенком у родителей, которые воспитывали детей в любви и заботе, но в строгой скромности, так как единственным добытчиком в семье был отец, являвшийся обычным рабочим на железной дороге.

В детстве будущий глава католической церкви был великодушным, добросердечным и щедрым мальчиком, поэтому старался вынести из дома все самое ценное и раздарить нуждающимся, за что неоднократно наказывался родителями. Именно тогда мама Хорхе Марио Бергольо поняла, что ее сын будет Божьим чадом, потому что он был учтивым абсолютно с любым человеком, проявляя свою добросердечность без напускного тщеславия.


Несмотря на это, свое первое образование он получил в одном из университетов Буэнос-Айреса, в котором изучал химию. Получив диплом химика-технолога, Папа римский Франциск все же поступил в семинарию и в 22 года вступил в мужской духовный орден Римско-католической церкви. Период послушничества (новициат) проходил в Чили, после чего вернулся в родной город и поступил в колледж Святого Иосифа, откуда выпустился лиценциатом (академиком) философии.

До 1969 года Бергольо занимался преподавательской деятельностью в католических колледжах Буэнос-Айреса. Он учил воспитанников литературе, философии и теологии. По словам самого Папы римского, в ранней молодости до того момента, как он почувствовал желание и способность приобщать людей к церкви, ему приходилось работать уборщиком, лаборантом и даже вышибалой в ночном клубе Аргентины.

Кардинальство

В 33 года Хорхе Марио Бергольо был рукоположен в священники, после чего продолжил преподавательскую деятельность – он стал профессором на факультете теологии в колледже Сан-Мигель. Через 10 лет, покорив лидеров Иезуитского общества своими совершенными знаниями, неприхотливостью и упорством, будущий понтифик получил повышение до ректора семинарии Святого Иосифа, а через 6 лет защитил докторскую диссертацию в Германии и был назначен на пост духовного директора архиепископии Кордовы.


В 1992 году будущий глава католической церкви был посвящен в епископы, а в 1997 году назначен коадъютором, т.е. наследником епархии. Тогда он проявил весь свой талант руководителя, раскрыл качества истинного отца церкви, а также безграничную скромность, за что был возведен в архиепископы Буэнос-Айреса. В 2001 году архиепископ Бергольо получил титул церкви Св. Роберта Беллармина и возведен в кардиналы, став высшим после Папы духовным лицом католической церкви.

Достигнув так называемого церковного Олимпа, будущий Папа римский Франциск занял несколько административных постов в «министерствах» Ватикана – он получил членство в Конгрегации богослужения и дисциплины таинств, вошел в состав Конгрегации по делам духовенства и церковного имущества, а также стал членом Папского Совета по делам семьи.


В 2005 году после смерти папы римского Иоанна Павла II кардинал Бергольо был вызван в Ватикан в качестве папабиля, но на голосовании не смог победить своего главного «соперника» на пост главы католической церкви Йозефа Ратцингера.

После этого он был назначен главой Епископской конференции Аргентины, чем завоевал международный престиж и лидерство среди кардиналов. В 2013 году после отречения Бенедикта XVI от папского престола, что произошло впервые за последние 600 лет, кардинал Бергольо вновь отправился на Конклав в качестве кандидата и на этот раз стал лидером голосования.

Интронизация нового Папы римского состоялась 19 марта 2013 года. Кардинал Бергольо принял первое за историю папства имя Франциск и стал первым главой католической церкви из Нового Света с орденом Иезуитов. Католики с огромным восторгом восприняли весть о том, что их пастырем стал скромный кардинал Бергольо из Латинской Америки.


Став «президентом» Ватикана, Папа римский Франциск по-прежнему остался скромным и социально справедливым человеком. Он очень прост в общении с людьми и придерживается «правильных», по мнению общества, позиций по социальным и моральным вопросам.

Глава католической церкви решительно выступает против абортов и эвтаназии, против легализации однополых браков, поддерживая католический традиционализм. Папа римский Франциск также провел масштабную реформу в управлении Банка Ватикана, имеющую антикоррупционное направление.


Он стал единственным главой католической церкви, который через год правления представил финансовый отчет Института религиозных дел, а в конце 2015 года и вовсе назначил внешний аудит финансовой отчетности Ватикана, бюджет которого составляет более 300 млн долларов.

На занимаемом посту Папа римский Франциск проявляет дружественное отношение к России, проявляя глубокий интерес к православной церкви. В начале 2016 года он впервые встретился с , с которым обсудил тему гонений на христиан, сближение отношений между католической и православной церквями и международную политику.

Личная жизнь

Личная жизнь Папы римского Франциска полностью заключается в духовенстве и веровании в Бога. Он ведет очень скромный образ жизни, проповедует сострадание ко всем больным и нищим людям, часто посещает трущобы и хосписы. Безупречная биография понтифика делает его одним из немногих высокопоставленных сановников, которые не имели в своей жизни «темных пятен». Даже в сане архиепископа он ездил в храм на метро, отказавшись от причитающихся ему привилегий, а в Рим прибыл всего с одним чемоданом личных вещей.


Глава католической церкви полностью отказался от телевидения, в чем дал обет еще в 1994 году и придерживается идеалов евангельской бедности – у него нет роскошных апартаментов, папамобиля и личного повара. При этом у него имеются и мирские слабости. Папа римский Франциск является преданным фанатом аргентинского футбольного клуба «Сан-Лоренсо» и в 2008 году стал его официальным членом клуба болельщиков.

В 2016 году стало известно, что понтифик сыграет в приключенческом фильме «По ту сторону солнца», в котором основой сюжета будет Новый Завет, а главными героями станут дети, в ролях двенадцати апостолов. Франциск сам попросил снять такой фильм для того, чтобы дети всей планеты смогли понять послание .