Опросник профессиональной готовности (ОПГ) Л.Н. Кабардовой. Опросник профессиональной готовности (опг) Опросник профессиональной готовности кабардовой

Опросник профессиональной готовности (ОПГ) – это замечательный способ установить, к какому виду деятельности наиболее склонен человек. В основе его лежит принцип самооценки человека в реализации разного рода возможностей. Опросник профессиональной готовности, составленный Кабардовой, позволяет знать о количестве и качестве профессионально ориентированных умений и навыков. Благодаря результатам такого тестирования можно определить склонность человека к разным видам деятельности.

Принципы опросника для определения профессиональной готовности

В основе опросника лежит оценка человеком его склонности к тому или иному типу деятельности. Каждый из пунктов вопроса должен быть ему понятен, и, желательно, пройден на собственном опыте. Оценивая собственные способности по каждому из предложенных пунктов, свои эмоциональные переживания, успехи и неудачи, человек и сам начинает отмечать в себе некоторые наклонности.

Весь опросник представляет собой набор пунктов, которые связаны с представлениями о пяти наиболее распространенных сферах:

  1. Ч-З (Человек – знак).
  2. Ч-Т (Человек – техника).
  3. Ч-П (Человек – природа).
  4. Ч-Х.о. (Человек – художественный образ).
  5. Ч-Ч (Человек – человек).

В зависимости от того, к какой области наиболее склонен человек, можно оценить и его профессиональную пригодность.

Опросник профессиональной готовности Кабардова

В соответствии с инструкцией испытуемому необходимо провести тестирование, используя для этого список вопросов и бланк ответов.

Опросник профессиональной готовности: результаты

Каждый столбец в бланке ответов соответствует конкретному типу профессий. Колонки, обозначенные буквами, оценивают по три ответа на каждый вопрос:

а – оценка своих умений; б – оценка своего эмоционального отношения; в – оценка своих профессиональных предпочтений.

Сначала нужно отметить те номера вопросов, которые отмечены «0» в графе «умения». Они из обработки исключены, и два смежных ответа (если, например, ряд ответов - 0-5-11) по соответствующей шкале также исключаются. Их учитывают лишь в качественном анализе каждой из сфер.

После этого подсчитывается сумма баллов в каждой проф. сфере по трем шкалам. Наиболее предпочтительную сферу деятельности осуществляют исходя из того, в какой сфере на шкале «профессиональные предпочтения» наибольший суммарный балл. Самые благоприятные сферы – те, где все три оценки одинаково велики. Т.е. «8-10-9» предпочтительнее, чем «4-12-8». Чтобы сузить сферу, нужно проанализировать ответы «1-2-1» и т.д., с низкими баллами. Кроме общих данных, это позволит оценить профессии из смежных сфер.

Дата_____ ______________

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Формирование обоснованного мотива выбора профессии предполагает осознание учащимися всей совокупности присущих ему мотивационных особенностей (ведущих индивидуальных потребностей и мотивов, склонностей, стремлений и т. д.). Выявление основных потребностей и мотивов деятельности, в связи с анализом профессиональных намерений учащегося, позволяет включить мотив выбора профессии в систему других мотивационных тенденций личности. Тем самым процесс соотнесения себя с миром профессионального труда становится более осознанным, личностно значимым для учащегося.

Методика «Опросник профессиональной готовности»

Диагностируемые психологические качества. Профессиональные намерения, интересы.

В основу опросника положен принцип самооценки учащимися своих возможностей в реализации определенных умений (учебных, творческих, трудовых, социальных и т. д.) своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего при выполнении отдельных видов деятельности, и своего предпочтения или нежелания иметь эти виды деятельности в своей будущей профессии.

Инструкция

Внимательно прочитайте вопросы. На них вы должны дать по три ответа и оценить их в баллах (от 0 до 2).

1. Насколько хорошо вы умеете делать то, о чем спрашивается в вопросе:

делаю, как правило, хорошо - 2

делаю средне - 1

делаю плохо - О

2. Какие ощущения возникли у вас, когда вы это делали:

положительные (приятно, интересно, легко) - 2

нейтральные (все равно) - 1

отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно)- О

3. Хотели бы вы, чтобы описанное в вопросе действие было включено в вашу будущую работу:

мне все равно - 1

Свои оценки в баллах заносите в таблицу ответов (номер клетки в таблице соответствует номеру вопроса). В каждую клетку таблицы ответов нужно проставить баллы, соответствующие своим ответам на все три вопроса. В каждом вопросе вы оцениваете сначала свое «умение» (1), затем - «отношение» (2) и потом - «желание» (3). В этой же последовательности вы и проставляете оценочные баллы в клетку таблицы.

Если вы никогда не делали того, о чем спрашивается в вопросе, то вместо баллов поставьте в клетку прочерки в первых двух вопросах (1 и 2) и попробуйте ответить только на третий вопрос.

Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова «часто», «легко», «систематически» и т. д. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.

Если из перечисленных в вопросе нескольких действий вы умеете делать что-то одно, то именно это и оценивайте тремя оценками.

Работайте внимательно, не спешите

Вопросы ОПГ:

1. Делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку.

2. Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике (составлять и собирать схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе действия прибора и т. п.).

3. Длительное время (более 1 года) самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать и пр.).

4. Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания.

5. Сдерживать себя, не «выливать» на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение.

6. Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст.

7. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.

8. Вести регулярные наблюдения за развивающимися растениями и записывать данные наблюдения в специальный дневник.

9. Мастерить красивые изделия своими руками из древесины, ткани, металла, засушенных растений, ниток.

10. Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз.

11. Легко находить ошибки в письменных работах по русскому языку, литературе.

12. Разбираться в химических процессах, свойствах химических элементов, решать задачи по химии.

13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.

14. Создавать законченные произведения живописи, графики, скульптуры.

15. Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого.

16. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты и готовить рассказы по заданной теме.

17. Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать электротехнические приборы (пылесос, утюг, светильник).

18. Свое свободное время преимущественно тратить на уход и наблюдение за каким-нибудь животным.

19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.

20. Внимательно, терпеливо, не перебивая, выслушивать людей.

21. При выполнении заданий по иностранному языку без особых трудностей работать с иностранными текстами.

22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек).

23. Регулярно без напоминания взрослых выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, чистить (животное и клетки), лечить, обучать.

24. Публично, для многих зрителей, разыгрывать роли, подражать, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.

25. Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего возраста.

26. Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.

27. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.

28. Разбираться в породах и видах животных: лошадей, птиц, рыб, насекомых; знать их характерные внешние признаки и повадки.

29. Четко отличать, что талантливо сделано писателем, драматургом, художником, режиссером, актером, а что нет, и уметь обосновать это устно или письменно.

30. Организовывать людей на какие-либо дела, мероприятия.

31. Выполнять задания по математике, требующие хорошего знания математических формул, законов и умения их правильно применять при решении.

32. Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, на электрической швейной машинке, производить монтаж и сборку изделий из мелких деталей.

33. Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении или во внешнем виде животного или растения.

34. Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера.

35. Выполнять работу, требующую обязательных контактов со множеством разных людей.

36. Выполнять количественные расчеты данных (по, формулам и без них), выводить на основе этого различные закономерности, следствия.

37. Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных моделей, изделий, конструировать новые, придуманные самостоятельно.

38. Специально заниматься углубленным изучением биологии, анатомии, ботаники, зоологии, читать научную литературу, слушать лекции, научные доклады.

39. Создавать на бумаге и в оригинале новые, интересные модели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений, конструировать новинки.

40. Влиять на людей: убеждать, предотвращать конфликты, улаживать ссоры, разрешать споры.

41. Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать карты, схемы, чертежи.

42. Выполнять задания, в которых требуется мысленно представить расположение предметов или фигур в пространстве.

43. Длительное время заниматься исследовательскими работами в биологических кружках, на биостанциях, в зоокружках и питомниках.

44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное.

45. Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.

46. Аккуратно и безошибочно выполнять «бумажную» работу: писать, выписывать, проверять, подсчитывать, вычислять.

47. Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: технический, логический, математический.

48. При работе с растениями или животными переносить ручной физический труд, неблагоприятные погодные условия, грязь, специфический запах животных.

49. Настойчиво, терпеливо добиваться совершенства в создаваемом или исполняемом произведении (в любой сфере творчества).

50. Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух.

Обработка результатов

Верхние клетки пяти столбцов обозначьте в соответствии с типами профессий слева направо: 1 - «Ч - 3» (человек - знак), 2 - «Ч - Т» (человек - техника), 3 - «Ч - П» (человек - природа), 4 - «Ч - X» (человек - художественный образ), 5 - «Ч - Ч» (человек - человек).

Приступая к обработке результатов, профконсультант или учащийся сначала находит в таблице ответов те номера вопросов (клетки), которые оценены «0» баллов или прочерком (« - »). При подобной оценке умений следующие две оценки на этот же вопрос (2-я и 3-я) при подсчете общих сумм баллов по этим шкалам не учитываются (их можно в таблице вычеркнуть). Затем по каждой профессиональной сфере подсчитывается общая сумма баллов, которую набрали (отдельно «умения», отдельно «отношения» и отдельно «профессиональные пожелания»). В результате этого подсчета складывается наглядная картина соотношений оценок по трем шкалам: умений учащегося его эмоционального отношения и профессиональных пожеланий, предпочтений в каждой профессиональной сфере и по каждому конкретному вопросу (виду деятельности).

Бланк ответов ОПГ

Оценка результатов

Сравнение и выбор наиболее предпочтительной для данного ученика профессиональной сферы (или нескольких сфер) делаются на основе сопоставления, во-первых, сумм баллов, набранных по разным профессиональным сферам отдельно по шкалам «умения», «эмоциональное отношение», «профессиональное предпочтение». Обращается внимание на одну или несколько профессиональных сфер, в которых эти суммы наибольшие. Затем сравниваются в каждой сфере суммы баллов, набранные по данным трем шкалам между собой. Положительно оценивается такое сочетание, в котором оценки по 2-3 шкалам количественно сочетаются с реальными умениями ученика, т. е. с первой оценкой. Например, соотношение трех оценок типа «10-12-11» благоприятнее, чем соотношение «3-18-12». Предпочтение в первом примере более обосновано наличием соответствующих умений.

Обязательно анализируются во всех сферах вопросы, на которые дана наибольшая оценка в баллах, т. е. «2- 2-2» (в первую очередь), а также вопросы, в которых две наивысшие оценки сочетаются со средней («2-2-1» или «1-2-2»). Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сузить всю профессиональную сферу до некоторых специальностей этой сферы. Например, работа в области «Ч - 3» может осуществляться с буквами, словами, текстами - филолог, историк, редактор и др.; с иностранным знаком, текстом - программист, математик, экономист и др. Во-вторых, для того, чтобы «выйти» за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными сферами. Например, учитель математики («Ч - Ч» и «Ч - 3»), модельер («Ч - X», «Ч - Т») и т. д.

« Лабораторная работа №4

Характеристики профессионально важных качеств

Группы профессий Профессионально важные качества
Человек – природа · Наблюдательность · Пространственное воображение · Потребность в двигательной активности · Физическая выносливость · Организаторские способности · Аналитические способности
Человек – техника · Техническое мышление · Переключение и концентрация внимания · Пространственное воображение · Оперативная память · Хорошая реакция и координация движений · Устойчивость нервной системы к внешним раздражителям · Переносимость однообразия и монотонности
Человек – человек · Коммуникативные и организаторские способности · Эмпатические способности · Эмоциональная устойчивость · Устойчивость и распределение внимания · Доброжелательность · Самообладание, выдержка
Человек – знак · Устойчивость, концентрация, переключение и распределение внимания · Абстрактное мышление · Образная память · Отсутствие выраженной экстраверсии и повышенного нейротизма · Аккуратность · Усидчивость
Человек – художественный образ · Наглядно-образное мышление · Образная память · Творческое воображение · Эмоциональная лабильность · Специальные способности (художественные, музыкальные)
Сам человек · Коммуникативные и организаторские способности · Усидчивость · Работоспособность, физическая выносливость · Двигательная память · Наглядно-образное мышление

(Л.Н. Кабардова)

Опросник направлен на получение информации о наличии, взаимном сочетании, успешности реализации и эмоциональном подкреплении у оптантов профессионально ориентированных умений и навыков, что позволяет судить о степени готовности оптанта к успешному функционированию в определенной профессиональной сфере.

Инструкция: внимательно прочитайте все 42 высказывания опросника и дайте ответы на три нижеприведенных вопроса, оценив сначала свое умение (1), затем отношение (2) и желание (3).

Оцените свои ответы в баллах (от 0 до 2) и занесите в бланк ответов (номер клетки в таблице соответствует номеру высказывания). В каждую клетку таблицы необходимо поставить баллы, соответствующие вашим ответам на все три вопроса. Если вы никогда не делали того, что описано в высказывании, то вместо ответов поставьте прочерки и попробуйте оценить только свое желание (3).

Читая высказывание, обязательно обращайте внимание на слова: «часто», «легко», «систематически». Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.

Если из перечисленных в высказывании действий вы умеете делать что-то одно, то именно это действие вы и должны оценить тремя оценками.



1. Насколько хорошо вы умеете делать то, о чем говорится в высказывании?

Делаю, как правило, хорошо - 2 балла.

Делаю средне - 1 балл.

Делаю плохо - 0 баллов.

2. Какие ощущения у вас возникали, когда вы делали то, о чем говорится в высказывании?

Положительные (приятно, интересно, легко) - 2 балла.

Нейтральное (все равно) - 1 балл.

Отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно) - 0 баллов.

3. Хотели бы вы, чтобы то, о чем говорится в вы­сказывании, было включено в вашу будущую ра­боту?

Да - 2 балла.

Все равно - 1 балл.

Нет - 0 баллов.

Текст опросника

1. Делать выписки из различных текстов и группировать их по определенному признаку.

2. Разбираться в физических процессах и закономерностях.

3. Длительное время (более одного года) самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать и т. п.).

4. Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания.

5. Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз.

6. Быстро принимать решения в экстремальной ситуации

7. Пересказывать тексты и сопоставлять рассказы по заданной теме.

8. Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать электротехнические приборы (пылесос, утюг, светильник).

9. Вести регулярное наблюдение за развивающимися растениями и записывать данные наблюдения в специальный дневник.

10. Создавать законченные произведения живописи, графики, скульптуры.

11. Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого.

12. Заключать с людьми (даже близкими) какие-нибудь выгодные соглашения, сделки.

13. Без особых трудностей работать с иностранными текстами.

14. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.

15. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.

16. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у людей.

17. Организовывать людей на какие-либо мероприятия.

18. Нести ответственность не только за себя, но и за работу своих партнеров, компаньонов.

19. Выполнять задания, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, теоремы, законы.

20. Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, на электрической швейной машине, производить монтаж и сборку из мелких деталей.

21. Регулярно выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, чистить (животное и клетки), лечить, обучать.

22. Публично для многих зрителей разыгрывать роли, подражать, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.

23. Выполнять работу, требующую обязательных контактов со множеством разных людей.

24. Торговать чем-либо на рынке, улице, в посреднической фирме.

25. Выполнять задания, требующие хорошего знания математических формул, законов и умения их правильно применять при решении.

26. Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных изделий, конструировать новые, придуманные самостоятельно.

27. Разбираться в породах и видах животных: лошадей, птиц, рыб, насекомых; знать их характерные внешние признаки и повадки.

28. Всегда четко видеть, что сделано писателем, драматургом, художником, режиссером, актером талантливо, а что нет, и уметь обосновать это устно и письменно.

29. Влиять на людей, убеждать, предотвращать конфликты, улаживать ссоры, разрешать споры.

30. Интересоваться всем новым, необычным.

31. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных, выводить на основе этого различные следствия и закономерности.

32. Выполнять задания, в которых требуется мысленно представить расположение предметов или фигур в пространстве.

33. Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении или во внешнем виде животных или растений.

34. Создавать на бумаге и в оригинале новые, интересные модели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений, конструкторские новинки.

35. Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.

36. Составлять реальные планы, проекты, как заработать деньги.

37. Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать карты, чертежи, схемы.

38. Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения технической или логической задачи.

39. При работе с растениями или животными переносить ручной труд, неблагоприятные погодные условия, грязь, специфический запах животных.

40. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное.

41. Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух.

42. Участвовать в делах, где есть финансовый риск.

Описание

В основу данного опросника положен принцип самооценки учащимися своих возможностей в реализации определенных умений (учебных, творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего реального отношения к деятельности и своего предпочтения (нежелания) реализации деятельности в своей будущей профессии. Все описанные в опроснике виды деятельности, занятия и ситуации, которые предъявляются человеку в процессе труда или учебы, соотносятся с наиболее типичными представителями профессий по пяти профессиональным сферам:«Ч – З», «Ч – Т», «Ч – П», «Ч – Х», «Ч – Ч» .

Данный опросник позволяет подтвердить, конкретизировать информацию по тесту ДДО и быть может дополнит интерпретацию по профессиональному интересу оптанта.

Обработка

Каждый столбец клеток в бланке ответов соответствует одному из типов профессий. Колонки, обозначенные буквами, отражают оценки трех ответов на каждый вопрос:

А – оценка своих умений;

Б – оценка своего эмоционального отношения;

В – оценка своих профессиональных пожеланий, предпочтений.

Приступая к обработке результатов, сначала следует внимательно просмотреть бланк ответов и отметить те номера вопросов, при ответе на которые испытуемый в графе «умения» поставил оценку «0». Эти вопросы следует полностью исключить из обработки. Примером может служить соотношение оценок «0-12-11». В этом случае вторая и третья оценки также исключаются при подсчете баллов по соответствующим шкалам (эмоционального отношения и профессиональных положений). Они учитываются только при качественном анализе каждой сферы.

Далее подсчитывается сумма баллов в каждой профессиональной сфере по шкалам «умения», «отношение» и «профессиональные пожелания». Обращается внимание на соотношение оценок по данным шкалам как в каждой профессиональной сфере, так и по каждому конкретному вопросу (виду деятельности).

Бланк ответов

Ч-З Ч-Т Ч-П Ч-Х Ч-Ч

1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3



Ч-З – человек – знаковая система

Ч-Т – человек – техника

Ч-П – человек – природа

Ч-Х – человек – художественный образ

Ч-Ч – человек – человек

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Наибольшее количество баллов в определенной колонке указывает на преобладающее проявление профессиональных интересов и склонностей к дано группе профессий. Рассмотрим «диагнозы», полученные при высоких показателях в профессиональных сферах. При составлении диагноза необходимо учитывать и другие сочетания высоких, средних и низких показателей.

Выбор наиболее предпочтительной профессиональной сферы (или нескольких сфер) делается на основе сопоставления сумм баллов, набранных в разных профессиональных сферах по шкале «профессиональные предпочтения».

Обращается внимание на те профессиональные сферы, в которых эти суммы наибольшие. Затем в каждой сфере сравниваются между собой баллы, набранные по трем шкалам. Предпочтительным являются такое сочетание, в котором оценки по второй и третьей шкалам количественно сочетаются с оценкой по первой шкале, отражающей реальные умения испытуемого. Например, соотношение оценок типа «10-12-11» благоприятнее, чем сочетание «3-8-12», поскольку предпочтения испытуемого в первом случае более обоснованны наличием у него соответствующих умений.

Далее анализируются отдельные вопросы, ответы на которые получили оценки в баллах «2-2-2», а также «2-2-1», «1-2-2». Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сузить профессиональную сферу до конкретных специальностей. Например, работа в области «человек–знак» может осуществляться с буквами, словами, текстами, (филолог, историк, редактор и др.); с иностранными знаками, текстами (технический переводчик, гид-переводчик); с математическими знаками (программист, математик, экономист и др.). Во-вторых, это дает возможность выйти за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными областями, например учитель математики (сферы «человек – человек» и «человек – знак»), модельер (сферы «человек–художественный образ» и «человек–техника») и т.д.

По результатам ответов испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен.

1. «Человек – знак». Вы испытываете склонности и проявляете интересы при выполнении вычислений, чертежей, схем, систематизировании различных сведений. Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации: цифры, формулы, таблицы чертежи, схемы, карты; тексты на родном или иностранном языках. Способности, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности в этой области: логические мышление, хорошая памятью на слова и числа, способность к длительной концентрации внимания на знаковом материале. Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленности: инженер-программист, экономист, бухгалтер, инженер-строитель, архитектор, геодезист, конструктор, инженер-технолог, инженермеханик, инженер сварочного производства, социолог, журналист, редактор, корректор, переводчик, лингвист, делопроизводитель.

2. «Человек – техника». Основу Вашей профессиональной сферы составляют предметы физике, химии, электротехнике, любите или любили в школе выполнять лабораторные работы по данным предметам. Вы с охотно занимаетесь моделированием, разбираетесь в технике, любите ручной труд, а именно создавать, эксплуатировать, ремонтировать машины, механизмы, аппараты. Большинство профессий относятся к техническим профессиям, а именно: работа на станках, управление транспортом, автоматическими системами; ремонт технических устройств, их создание, монтаж, сборка технических устройств, разработка процесса их изготовления узлов и деталей машин и механизмов, работа с приборами, регулирование и их налаживание. Способности, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности в этой области: высокий уровень концентрации и устойчивости внимания, хорошая зрительная и моторная память,13хорошая координация движений, развитые техническое и творческое мышление и воображение. Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленности: столяр, плотник, реставратор мебели, наладчик, монтажник, чертежник, инженер-строитель, инженер-машиностроитель, инженер по транспорту, конструктор, инженер-механик, инженер сварочного производства, инженер-металловед, инженер-литейщик, инженер-электромеханик и другие.

3. «Человек – природа». Сфера ваших профессиональных интересов и склонностей связана с природой, растительными и животными организмами и стремлением работать в данной профессиональной сфере. Вы с удовольствием ухаживаете за растениями, животными, не безразличны к экологии. Способности, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности в этой области: интуиция, аналитические способности, гибкость ума, прогнозирование относительно роста и развития объектов природы, способность переносить длительное физические и психическое напряжение в различных погодных условиях. Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленности: лесовод, коневод, пчеловод, овощевод, птицевод, животновод, садовод агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик.

4. «Человек – художественный образ». Основу Вашей профессиональной сферы составляют профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью, изобразительной, актерской деятельностью, музыкой. Вы любите писать сочинение, заметки, мастерить красивые изделия своими руками, создавать произведения живописи, графики, создавать на бумаге и в оригинале новые интересные модели одежды, интерьера помещений, конструкторские новинки.

Быстрее и чаще других замечаете в обычном необычное и прекрасное. Большинство профессий этого типа связано: с созданием художественных произведений, а также с воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу и художественных произведений в массовом производстве (например, мастер по росписи). Способности, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности в этой области: творческие и художественные способности, высокий уровень воображения, интуитивность, открытость для восприятия нового.

Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленности: художник, архитектор, дизайнер, литератор, искусствовед, писатель, филолог, журналист, модельер, ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр - краснодеревщик.

5. «Человек – человек». Сфера ваших профессиональных интересов и склонностей связана с обучением, воспитанием, руководством и обслуживанием людей. Вы умеете терпеливо, внимательно выслушивать людей, объяснять, убеждать, предотвращать конфликты, разрешать споры, оказывать посильную помощь. Вам нравится находиться среди людей и тесно взаимодействовать с ними.

Способности, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности в этой области: вербальные способности, хорошее развитие образной и словесно - логической памяти, коммуникативные способности (общение и взаимодействие с людьми, умение устанавливать контакты), отзывчивость, доброжелательность, требовательность к себе и другим. Профессии, которые могут подойти

человеку с этим типом направленности: педагог, воспитатель, психолог, медсестра, тренер, менеджер по персоналу, офис-менеджер, социальный педагог, работники сферы обслуживания (продавец, технолог, товаровед, парикмахер, официант и др.).

6. «Человек – знак» и «Человек – техника». Сфера ваших профессиональных интересов и склонностей выходят за пределы одной профессиональной сферы, занимают промежуточное положение между данными сферами профессий. Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленности: инженер-машиностроитель, инженер по транспорту, инженер-строитель, инженер-механик, инженер-программист, инженер-электрик по автоматизации и другие.

7. «Человек – знак» и «Человек – человек». Сфера ваших профессиональных интересов и склонностей находится в этих двух сферах. Вам нравится систематизировать материал, анализировать, заниматься сбором информации, решение проблем осуществлять через размышления, но при этом Вы ориентированы на работу в группе с людьми, обучать их, оказывать помощь консультирование, организовывать групповые мероприятия, дискуссии. Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленности: преподаватель математики, физики, химии, экономики, филолог, историк, социолог, редактор, переводчик, финансовый менеджер, специалист по антикризисному управлению, товаровед-эксперт, маркетолог, технолог, товаровед и др.

8. «Человек – знак» и «Человек – художественный образ». Сфера ваших профессиональных интересов и склонностей находится в этих двух сферах. Это значит, что Вы не только создаете свои художественные произведения, но и умеете систематизировать информацию в своей области искусства и культуры, ведете научный поиск, логический анализ, создаете оригинальные проекты (воплощая их графически, в новых моделях одежды, интерьера помещений, конструкторских новинках). Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленности: дизайнер, архитектор, инженер компьютерной графики, имиджмейкер, музыкальный редактор, клипмейкер и др.

9. «Человек – техника» и «Человек – художественный образ». Сфера ваших профессиональных интересов и склонностей находится в этих двух сферах. Вам нравится не только деятельность, направленная на технические объекты, но Вы можете мастерить красивые изделия своими руками, создавать законченные произведения живописи, графики, создавать на бумаге и в оригинале новые интересные модели одежды, интерьера помещений, конструкторские новинки.

Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленности: архитектура, конструктор, инженер-строитель, инженер-металлург художественного литья, технолог швейного производства.

10. «Человек – техника» и «Человек – человек». Сфера ваших профессиональных интересов и склонностей находится в этих двух сферах. Ваши умения и желания связаны с профессиями, труд в которых направлен на технические объекты, при этом Вы умеете и желаете работать с людьми и руководить ими. Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленности: преподаватель труда, мастер-наставник, инженер-механик по технологии 15 машиностроения, инженер-литейщик, инженер электронной техники, менеджер производственной сферы, инженер-строитель и др.

11. «Человек – человек» и «Человек – художественный образ». Сфера ваших профессиональных интересов и склонностей находится в этих двух сферах. Вы ориентированы на работу в группе с людьми, а именно учить, разъяснять,

объяснять, внимательно выслушивать, и в то же время воплощать свои творческие замыслы (музыкальной, актерско-сценической, литературно-художественной деятельности и т.д.). Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленности: режиссер, продюсер, учитель танцев, учитель актерского мастерства, организатор выставок и вернисажей, редактор и т.д.

12. «Человек – человек» и «Человек – природа». Сфера ваших профессиональных интересов и склонностей находится в этих двух сферах. Профессии этих типов требуют постоянного взаимодействия с людьми, умения устанавливать и поддерживать контакты с людьми, а также требуют любви к природе, ко всему «живому». Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленности: валеолог, инженер-эколог, организатор зоологических выставок, руководитель географических экспедиций, ведущий телепередач о растительном и животном мире и т.д.

ИНСТРУКЦИЯ: «Внимательно прочитайте вопросы. На каждый из них Вам необходимо дать три ответа, оценив их в баллах. Ответ записывается в соответствующую клетку бланка ответов, где цифрами обозначены номера вопросов, а буквами – клеточки для трех ответов.

Сначала Вы оцениваете, насколько хорошо Вы умеете делать то, что записано в вопросе (клеточка «а»):

Делаю, как правило, хорошо – 2 балла;

Делаю средне – 1 балл;

Делаю плохо, совсем не умею, никогда не делал – 0 баллов.

Затем оцениваете ощущения, которые возникают у Вас, когда Вы это делаете (клеточка «б»):

Положительные (интересно, легко) – 2 балла;

Нейтральные (все равно) – 1 балл;

Отрицательные (неинтересно, трудно) – 0 баллов.

Третий ответ должен отразить, хотели бы Вы, чтобы описанное в вопросе действие входило в Вашу работу (клеточка «в»):

Да – 2 балла;

Все равно – 1 балл;

Нет – 0 баллов.

Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова «часто», «легко», «систематически» и т.п. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.

Если из перечисленных в вопросе нескольких действий Вы умеете делать что-то одно, то именно это действие Вы и оцениваете тремя оценками».

Текст опросника

1. Делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку.

2. Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике (собирать и составлять схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе действия прибора и т.п.).

3. Длительное время (более одного года) самостоятельно выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать и пр.).

4. Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания.

5. Быть чутким и доброжелательным.

6. Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст.

7. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.

8. Вести регулярное наблюдение за развивающимся растением и записывать данные наблюдения в специальный дневник.

9. Мастерить красивые изделия своими руками: из дерева, материала, засушенных растений, ниток.

10. Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз.

11. Легко находить ошибки в письменных работах по русскому языку, литературе.

12. Разбираться в химических процессах, свойствах химических элементов, решать задачи по химии.

13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.

14. Создавать законченные произведения живописи, графики, скульптуры.

15. Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого.

16. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты и составлять рассказы по заданной теме.

17. Ремонтировать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), электротехнические приборы (пылесос, утюг, светильник).

18. Преимущественно свое свободное время тратить на уход и наблюдение за каким-нибудь животным.

19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.

20. Защищать права и безопасность людей.

21. При выполнении заданий по иностранному языку без особых трудностей работать с иностранными текстами.

22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (магнитофон, телевизор и т.д.).

23. Регулярно, без напоминания взрослых выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, чистить (животное и клетки), лечить, обучать.

24. Публично, для многих зрителей разыгрывать роли, подражать, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.

25. Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего возраста.

26. Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составить

логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.

27. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.

28. Разбираться в породах и видах животных: лошадей, птиц, рыб, насекомых. Знать их характерные внешние признаки и повадки.

29. Всегда четко видеть, что сделано писателем, драматургом, художником, режиссером, актером талантливо, а что нет, и уметь обосновать это устно или письменно.

30. Организовать людей на какие-либо дела, мероприятия.

31. Выполнять задания по математике, требующие хорошего знания формул, законов и умения их правильно применять при решении.

32. Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, электрической швейной машинке, производить монтаж и сборку из мелких деталей.

33. Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении или внешнем виде животного или растения.

34. Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера.

35. Выполнять работу, требующую обязательных контактов со множеством разных людей.

36. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных (по формулам и без них), выводить на основе этого различные закономерностей, следствия.

37. Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных моделей, изделий, конструировать новые, придуманные самостоятельно.

38. Специально заниматься углубленным изучением биологии, ботаники, зоологии – читать научную литературу, слушать лекции, научные доклады.

39. Создавать на бумаге и в оригинале новые, интересные модели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений, конструкторские новинки.

40. Влиять на людей, убеждать, предотвращать конфликты, улаживать ссоры, разрешать споры.

41. Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать карты, схемы, чертежи.

42. Выполнять задания, в которых требуется мысленно представить расположение предметов или фигур в пространстве.

43. Длительное время заниматься исследовательскими работами в биологических кружках, на биостанциях, в зоокружках и питомниках.

44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное.

45. Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.

46. Аккуратно и безошибочно выполнять «бумажную» работу: писать, выписывать, проверять, подсчитывать, вычислять.

47. Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: технической, логической, математической.

48. При работе с растениями или животными выполнять ручной физический труд, переносить неблагоприятные погодные условия, грязь, специфический запах животных.

49. Настойчиво, терпеливо добиваться совершенства в создаваемом или исполняемом произведении (в любой сфере творчества).

50. Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух.