Якобинцы у власти. Оценка якобинского террора. Причины Термидора. Якобинская диктатура и якобинский террор Якобинский клуб – возникновение

ЯКОБИНСКИЙ ТЕРРОР

Настоящие преступники и убийцы в это время заседали в Национальном Конвенте, и сразу после "сентябрьской резни" они организовали суд над королем. Это был даже не суд, а заранее обдуманное и решенное душегубство.

Кстати, смертный приговор Людовику XVI был вынесен помимо желания большинства членов Конвента, только потому, что среди голосовавших оказалось очень много подставных лиц.

При этом смерть короля была решена большинством всего в 387 голосов против 334 голосов.

Дай Бог, чтобы моя кровь пролилась на пользу Франции!

К несчастью, страшная смерть короля не остановила французов от безумия. Террористы продолжили неистовства: революционный трибунал, свободный от требований закона и руководствующийся одной лишь "революционной совестью", работал неутомимо.

Казнь короля Людовика XVI. Гравюра XIX в.

16 октября 1793 года вслед за королем была отправлена на гильотину и королева Мария-Антуанетта, обвиненная в контрреволюционном заговоре.

По словам историка Виллиана Слоона, "разнузданная алчность гильотины становилась все неразборчивее в выборе жертв. Сперва падали головы аристократов, затем - королевской четы и ее сторонников, затем - ненавистных богачей, просто состоятельных людей, а под конец - всех и каждого, кто не пресмыкался перед деспотизмом Робеспьера".

Максимилиан Робеспьер - вождь якобинцев, с 1793 года фактически возглавлявший революционное правительство, - вот кто был настоящим сумасшедшим.

В те страшные дни каждый спасался, как мог.

Что же касается гражданина Сада, то его 13 апреля 1793 года назначили присяжным революционного трибунала, а в июле того же года его выдвинули на должность председателя суда. Работая во благо Великой французской революции, в том же апреле 1793 года он вдруг столкнулся со своим тестем, господином Кордье де Лонэ де Монтрёй. Они не виделись уже очень много лет, и теперь этот 78-летний старик отчаянно пытался изображать лояльного республиканца. Но у него не очень хорошо получалось. Теперь бывший "вершитель судеб" старого режима и его семья являлись самой подходящей мишенью для доносов и как следствие - первыми кандидатами на гильотину. В результате роли героев нашей книги теперь принципиальным образом поменялись: старый судья пришел просить защиты у нового.

Революционный трибунал. Суд над королевой Марией-Антуанеттой. Гравюра XIX в.

И надо сказать, Донасьен-Альфонс-Франсуа де Сад проявил милосердие, хотя для этого явно был выбран не самый подходящий момент. Несмотря на "неутомимую работу" Робеспьера и его приспешников, все же имелся некий список семейств, попадавших под защиту нового режима, и к этому списку, по своему собственному усмотрению, наш герой отважно добавил членов семьи де Монтрёй. Сделал он это 22 мая 1793 года, и по всей видимости, именно это помилование и стало вскоре основной причиной его конфликта с властями.

Но пока его не трогали. Создание в апреле 1793 года Комитета Общественного Спасения и сосредоточение всей полноты власти в руках его членов сначала показались попыткой взять под контроль разгул революционной анархии. Возникновение такого органа вроде бы не предвещало кровавого шабаша, вошедшего в историю под названием "якобинский террор". Но потом последовало убийство Жана-Поля Марата дворянкой Шарлоттой Корде д’Армон.

Для этого эта маленькая женщина пошла на обман. Она написала Марату записку и сама отнесла ее к нему. Записка была следующего содержания:

"Я приехала из Кана. При вашей любви к Отечеству, конечно, вам приятно будет узнать о несчастных событиях в этой части республики. Явлюсь к вам завтра в час: благоволите принять меня и уделить несколько минут на объяснение. Я доставлю вам случай оказать Франции важную услугу".

А потом она заявилась к "другу народа" в его дом на улице Кордельеров, 30. По дороге она купила кухонный нож. Марат принял ее, сидя в ванне, и Шарлотта Корде вонзила ему нож в самое сердце. После этого она даже не попыталась бежать…

Ее казнили на четвертый день после случившегося, 17 июля 1793 года. Гибель одного из лидеров якобинцев сделала Максимилиана Робеспьера совершенно неуправляемым.

А потом среди бела дня был убит депутат Мишель Ле Пеллетье де Сен-Фаржо. Он спокойно завтракал в ресторане перед Пале-Руаялем, и тут к нему подошел какой-то человек и вежливо спросил:

Извините, вы депутат Ле Пеллетье?

Получив утвердительный ответ, он снова поинтересовался:

После этого незнакомец выхватил кинжал и ударил Ле Пеллетье в живот:

Злодей! А вот тебе за это достойная плата!

В тот же день Ле Пеллетье умер.

Эти два события вдохновили гражданина Сада на прощальную речь, написанную от лица секции Пик. Она называлась "Обращение к духу Марата и Ле Пеллетье" (Aux m?nes de Marat et de Le Pelletier).

Одновременно с этим, оставаясь на своем посту, наш герой продолжал спасать от смерти людей, находившихся под следствием по обвинению в содействии беглым эмигрантам. Например, известно, что одному из таких людей он лично вручил 300 ливров и паспорт - с тем, чтобы он смог беспрепятственно покинуть Париж.

В одном из писем он так излагал свое политическое кредо:

"Я антиякобинец, я их смертельно ненавижу. Я обожаю короля, но я питаю отвращение к былым правонарушениям. Я люблю бесконечное число параграфов конституции, но иные параграфы меня возмущают; я хочу, чтобы дворянству возвратили его блеск, потому что утрата этого блеска дворянством ничему на пользу не служит; я хочу, чтобы король был вождем нации; я решительно против Национального собрания…"

Естественно, в 1793 году человек с подобными взглядами не долго мог оставаться на свободе…

Из книги Белогвардейщина автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

103. "Красный террор" и "белый террор" Революции не делаются в белых перчатках… Что ж возмущаться, что контрреволюции делаются в ежовых рукавицах? И.А. Бунин Рассматриваемая нами история Белого Движения идет к завершению, поэтому стоит подробнее рассмотреть некоторые

Из книги Иван Грозный автора

Из книги Сталинские коммандос [Украинские партизанские формирования, 1941-1944] автора Гогун Александр

3.3. Террор Озаглавив настоящий раздел, исследователь обязан определить террор, отделив его от боевых действий партизан. В данной работе понятие «террор» трактуется довольно широко: убийство или причинение тяжелого физического ущерба невооруженным людям, не оказывающим

Из книги Василий III. Иван Грозный автора Скрынников Руслан Григорьевич

Террор В истории опричнины настала кровавая пора, о которой сохранилось мало достоверных сведений. Историки вынуждены обращаться к крайне тенденциозным мемуарам и запискам иностранцев о России. Самые осведомленные из этих авторов служили в опричнине, потом бежали за

Из книги Черная книга коммунизма: Преступления. Террор. Репрессии автора Бартошек Карел

«Импортный» террор? В центрально-европейском пространстве террор необходимо осмысливать в связи с войной - высшим его выражением в первой половине XX века. Вторая мировая война, начавшаяся именно с этого региона, по беспощадности своей превзошла казавшиеся смелыми

Из книги Еврейский смерч или Украинский прикуп в тридцать серебреников автора Ходос Эдуард

Террор «Террор.Наше государство, шествуя путем мирного завоевания, имеет право заменить ужасы войны менее заметными и более целесообразными казнями, которыми надо поддержать террор, располагающий к слепому послушанию.Справедливая, но неумолимая строгость есть

Из книги Красный террор в России. 1918-1923 автора Мельгунов Сергей Петрович

5. «Классовый террор» «Пролетарии, помните, что жестокость - остаток рабства потому, что она свидетельствует о присущем в нас самих варварстве»… Жорес. Цитированные нами материалы из «Белой Книги» рассказывали уже факты, относящиеся к подавлению крестьянских

Из книги Красные маршалы автора Гуль Роман Борисович

15. Террор на террор Но несмотря на беспощадность террора Дзержинского, страна все же отчаянно сопротивлялась диктатуре Кремля, отвечая на террор террором. «Чем больше голов рубили они, тем сильнее чувствовали сопротивление». И если народ оказался временно побежденным,

Из книги Дзержинский (Начало террора) автора Гуль Роман Борисович

15. Террор на террор Но несмотря на беспощадность террора Дзержинского, страна все же отчаянно сопротивлялась диктатуре Кремля, отвечая на террор террором. "Чем больше голов рубили они, тем сильнее чувствовали сопротивление". И если народ оказался временно побежденным, то

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 4: Мир в XVIII веке автора Коллектив авторов

ТЕРРОР 5 сентября 1793 г. многолюдная манифестация парижан в стенах Конвента потребовала от национального представительства «поставить террор в порядок дня». Предложение было с готовностью встречено депутатами, которые тут же приняли ряд мер, облегчавших преследование

Из книги Украина: история автора Субтельный Орест

Большой террор Индустриализация и коллективизация сопровождались дальнейшим сосредоточением власти в руках Москвы. Для Украины это означало окончательное крушение надежд, иллюзий и некоторых реальных достижений, принесенных многообещающими 1920-ми. Систематически

Из книги Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы автора Шаттенберг Сюзанна

VI. ТЕРРОР

Из книги Эпоха Рюриковичей. От древних князей до Ивана Грозного автора Дейниченко Петр Геннадьевич

Террор Первым погиб дьяк Казарин Дубровский, известный взяточник, по вине которого сорвался поход в Ливонию в конце 1567 года. Но когда казнили некоторых приближенных Владимира Старицкого, митрополит Филипп при большом стечении народа в Успенском соборе потребовал от

Из книги Мы помним и не забудем! автора Потылицын Александр Иванович

ТЕРРОР В УЕЗДАХ Расправу с заключенными губернской тюрьмы интервенты и белогвардейцы обставляли некоторой «законностью». Одни из арестованных числились содержанием за «союзным право-маршалом», другие - за военно-регистрационной службой (контрразведкой) или иными

Из книги У великих африканских озер [Монархи и президенты Уганды] автора Балезин Александр Степанович

Террор по-аминовски Но террор уже развертывается. Его первыми жертвами становятся офицеры, оказавшие сопротивление Амину во время переворота. В частности, начальника штаба армии бригадира Сулеймана Хусейна жестоко избивают в тюрьме. Затем его голову доставляют на дом к

Из книги Зову живых: Повесть о Михаиле Петрашевском автора Кокин Лев Михайлович

Якобинский клуб Всякий раз Петрашевский с нетерпением ожидал Муравьева. Не по генерал-губернаторским приемам скучал. Привлекало иное: у генерал-губернатора в кабинете можно было отыскать почти любое заграничное издание о России; не составлял исключения даже

Настоящие преступники и убийцы в это время заседали в Национальном Конвенте, и сразу после "сентябрьской резни" они организовали суд над королем. Это был даже не суд, а заранее обдуманное и решенное душегубство.

Кстати, смертный приговор Людовику XVI был вынесен помимо желания большинства членов Конвента, только потому, что среди голосовавших оказалось очень много подставных лиц.

При этом смерть короля была решена большинством всего в 387 голосов против 334 голосов.

Дай Бог, чтобы моя кровь пролилась на пользу Франции!

К несчастью, страшная смерть короля не остановила французов от безумия. Террористы продолжили неистовства: революционный трибунал, свободный от требований закона и руководствующийся одной лишь "революционной совестью", работал неутомимо.

Казнь короля Людовика XVI. Гравюра XIX в.

16 октября 1793 года вслед за королем была отправлена на гильотину и королева Мария-Антуанетта, обвиненная в контрреволюционном заговоре.

По словам историка Виллиана Слоона, "разнузданная алчность гильотины становилась все неразборчивее в выборе жертв. Сперва падали головы аристократов, затем - королевской четы и ее сторонников, затем - ненавистных богачей, просто состоятельных людей, а под конец - всех и каждого, кто не пресмыкался перед деспотизмом Робеспьера".

Максимилиан Робеспьер - вождь якобинцев, с 1793 года фактически возглавлявший революционное правительство, - вот кто был настоящим сумасшедшим.

В те страшные дни каждый спасался, как мог.

Что же касается гражданина Сада, то его 13 апреля 1793 года назначили присяжным революционного трибунала, а в июле того же года его выдвинули на должность председателя суда. Работая во благо Великой французской революции, в том же апреле 1793 года он вдруг столкнулся со своим тестем, господином Кордье де Лонэ де Монтрёй. Они не виделись уже очень много лет, и теперь этот 78-летний старик отчаянно пытался изображать лояльного республиканца. Но у него не очень хорошо получалось. Теперь бывший "вершитель судеб" старого режима и его семья являлись самой подходящей мишенью для доносов и как следствие - первыми кандидатами на гильотину. В результате роли героев нашей книги теперь принципиальным образом поменялись: старый судья пришел просить защиты у нового.

Революционный трибунал. Суд над королевой Марией-Антуанеттой. Гравюра XIX в.

И надо сказать, Донасьен-Альфонс-Франсуа де Сад проявил милосердие, хотя для этого явно был выбран не самый подходящий момент. Несмотря на "неутомимую работу" Робеспьера и его приспешников, все же имелся некий список семейств, попадавших под защиту нового режима, и к этому списку, по своему собственному усмотрению, наш герой отважно добавил членов семьи де Монтрёй. Сделал он это 22 мая 1793 года, и по всей видимости, именно это помилование и стало вскоре основной причиной его конфликта с властями.

Но пока его не трогали. Создание в апреле 1793 года Комитета Общественного Спасения и сосредоточение всей полноты власти в руках его членов сначала показались попыткой взять под контроль разгул революционной анархии. Возникновение такого органа вроде бы не предвещало кровавого шабаша, вошедшего в историю под названием "якобинский террор". Но потом последовало убийство Жана-Поля Марата дворянкой Шарлоттой Корде д’Армон.

Для этого эта маленькая женщина пошла на обман. Она написала Марату записку и сама отнесла ее к нему. Записка была следующего содержания:

"Я приехала из Кана. При вашей любви к Отечеству, конечно, вам приятно будет узнать о несчастных событиях в этой части республики. Явлюсь к вам завтра в час: благоволите принять меня и уделить несколько минут на объяснение. Я доставлю вам случай оказать Франции важную услугу".

А потом она заявилась к "другу народа" в его дом на улице Кордельеров, 30. По дороге она купила кухонный нож. Марат принял ее, сидя в ванне, и Шарлотта Корде вонзила ему нож в самое сердце. После этого она даже не попыталась бежать…

Ее казнили на четвертый день после случившегося, 17 июля 1793 года. Гибель одного из лидеров якобинцев сделала Максимилиана Робеспьера совершенно неуправляемым.

А потом среди бела дня был убит депутат Мишель Ле Пеллетье де Сен-Фаржо. Он спокойно завтракал в ресторане перед Пале-Руаялем, и тут к нему подошел какой-то человек и вежливо спросил:

Извините, вы депутат Ле Пеллетье?

Получив утвердительный ответ, он снова поинтересовался:

После этого незнакомец выхватил кинжал и ударил Ле Пеллетье в живот:

Злодей! А вот тебе за это достойная плата!

В тот же день Ле Пеллетье умер.

Эти два события вдохновили гражданина Сада на прощальную речь, написанную от лица секции Пик. Она называлась "Обращение к духу Марата и Ле Пеллетье" (Aux mânes de Marat et de Le Pelletier).

Одновременно с этим, оставаясь на своем посту, наш герой продолжал спасать от смерти людей, находившихся под следствием по обвинению в содействии беглым эмигрантам. Например, известно, что одному из таких людей он лично вручил 300 ливров и паспорт - с тем, чтобы он смог беспрепятственно покинуть Париж.

В одном из писем он так излагал свое политическое кредо:

"Я антиякобинец, я их смертельно ненавижу. Я обожаю короля, но я питаю отвращение к былым правонарушениям. Я люблю бесконечное число параграфов конституции, но иные параграфы меня возмущают; я хочу, чтобы дворянству возвратили его блеск, потому что утрата этого блеска дворянством ничему на пользу не служит; я хочу, чтобы король был вождем нации; я решительно против Национального собрания…"

Естественно, в 1793 году человек с подобными взглядами не долго мог оставаться на свободе…

Это слово обозначает: 1) членов Якобинского клуба в Париже и в провинциальных клубах, находившихся с ним в сношениях и 2) особую политическую партию или толк.

Якобинский клуб – возникновение

Якобинский клуб имел громадное влияние на ход французской революции 1789 г. Не без основания было сказано, что революция росла и развивалась, падала и исчезла в связи с судьбой этого клуба. Колыбелью Якобинского клуба был Бретонский клуб, т. е. совещания, устроенные несколькими депутатами третьего сословия Бретани по прибытии их в Версаль на генеральные штаты еще до открытия их. Инициатива этих совещаний приписывается д"Эннебону и де Понтиви, принадлежавшим к числу наиболее радикальных депутатов своей провинции. Вскоре в этих совещаниях приняли участие депутаты бретонского духовенства и депутаты других провинций, державшиеся разных направлений. Тут были Сийес и Мирабо , герц. д"Эгильон и , аббат Грегуар, Барнав и Петион. Влияние этой частной организации дало себя сильно почувствовать в критические дни и 23 июня 1789 . Когда после «похода на Версаль» 5-6 октября 1789 король и Национальное собрание перешли в Париж, Бретонский клуб распался, но бывшие его члены стали снова собираться сначала в частном доме, потом в нанятом ими помещении в монастыре якобинских монахов (Доминиканского ордена) близ манежа, где заседало Национальное собрание . В заседаниях принимали участие и некоторые из монахов; поэтому роялисты прозвали членов клуба в насмешку Якобинцами, сами же они приняли наименование Общества друзей конституции. На самом деле политическим идеалом тогдашнего якобинского клуба была конституционная монархия, как ее понимало большинство Национального собрания. Они называли себя монархистами и признавали своим девизом закон. С точностью дата открытия клуба в Париже - в декабре 1789-го или январе следующего года - неизвестна. Устав его был составлен Барнавом и принят клубом 8 февраля 1790 г. Неизвестно (так как сначала не велись протоколы заседаний), когда стали принимать в число членов посторонних, т. е. не-депутатов.

Якобинский террор

Когда число членов разрослось, организация клуба значительно усложнилась. Во главе стоял председатель, избиравшийся на месяц; при нем было 4 секретаря, 12 инспекторов, и, что особенно характерно для этого клуба, 4 цензора; все эти должностные лица избирались на 3 месяца: при клубе было образовано 5 комитетов, указывающих на то, что самый клуб принял на себя как бы роль политического цензора по отношению к национальному собранию и Франции - комитеты по представлению (цензуре) членов, по надзору (Surveillance), по администрации, по докладам и по переписке. Сначала заседания происходили 3 раза в неделю, затем ежедневно; публика стала допускаться на заседания лишь с 12 октября 1791 г., т. е. уже при законодательном собрании. В это время число членов клуба достигло 1211 (по голосованию в заседании 11 ноября).

Еще раньше (с 20 мая 1791 г.) клуб перенес свои заседания в церковь Якобинского монастыря, которую он нанял по упразднении ордена и конфискации его имущества, и в которой заседания его происходили до закрытия клуба. Вследствие наплыва не депутатов изменился состав клуба: он стал органом того общественного слоя, который французы называют la bourgeoisie lettréе ("интеллигенция"); большинство состояло из адвокатов, врачей, учителей, ученых, литераторов, живописцев, к которым примыкали и лица из купечества. Некоторые из этих членов носили известные имена: врач Кабаний, ученый Ласепед, литератор М. Ж. Шенье, Шодерло де Лакло, живописцы Давид и К. Верне, Ла Гарп, Фабр д"Эглантин, Мерсье.

Хотя с большим наплывом членов умственный уровень и образовательный ценз прибывающих понижался, однако парижский якобинский клуб до конца сохранил две первоначальные свои черты: докторальность и некоторую чопорность по отношению к образовательному цензу. Это выразилось в антагонизме по отношению к клубу Кордельеров, куда принимались люди без образования, даже безграмотные, а также в том, что самое вступление в Якобинский клуб обусловливалось довольно высоким членским взносом (24 ливра ежегодно, кроме того при вступлении еще 12 ливров). Впоследствии при Якобинском клубе было организовано особое отделение, под названием "братское общество для политического воспитания народа", куда допускались и женщины; но это не изменило общего характера клуба. Клуб обзавелся собственной газетой; редакция ее была поручена Шодерло де Лакло, находившемуся в близких отношениях к герцогу Орлеанскому; самую газету стали называть "Монитером" орлеанизма. В этом обнаружилась известная оппозиция против Людовика XVI; тем не менее Якобинский клуб сохранял верность провозглашенному в его названии политическому принципу. С этого пути его не сбило бегство короля и его задержание в Варенне. Вызванные этими событиями столкновения среди клуба произвели, однако, раскол между членами; более умеренные из них в большом числе вышли из клуба и основали новый, под названием фёльянов . Приверженцы этого направления составили потом правую в законодательном собрании .

Радикализация якобинского клуба, открытие провинциальных отделений

Между тем по образцу парижского Якобинского клуба стали возникать подобные клубы в других городах и даже деревнях: их было около тысячи; все они вступили в переписку и сношения с парижским, признавая себя его отделениями (affiliations). Преобладание Парижа и стремление к централизации, присущие "старому порядку", резко выразились в этом явлении; воздействие парижского клуба на провинциальные сыграло большую роль в революционном перевоспитании Франции и значительно содействовало окончательному торжеству принципа централизации в этой стране. Отделение от Якобинцев более умеренных фёльянов усилило в Якобинском клубе его радикальные элементы. Для дальнейшей его судьбы было очень важно, что в распре между фёльянами и Якобинцами провинциальные клубы приняли сторону последних. На происходивших в начале сентября 1791 г. выборах в законодательное собрание якобинцы успели в число 23 депутатов Парижа провести только 5 вождей клуба; но влияние его росло, и на выборах в парижский муниципалитет, в ноябре, якобинцы одержали верх. "Парижская коммуна" с этого времени становится орудием Якобинского клуба. Историк Ипполит Тэн так пишет об этом :

С одной стороны в конце июля 1791 года все умеренные люди, друзья, порядка поддерживавшие до сих пор клубы, все конституционалисты и фельяны выходят из них и предоставляют их увлеченьям и грубости крайних, там политика опускается до тона казарм и кабаков, так что с тех пор, где только есть кабак или казарма, может быть основано политическое общество. С другой стороны как раз в то же время были созваны избиратели для избрания нового Национального Собрания и назначения новых местных властей: таким образом, явилась перспектива новой добычи и повсеместно стали возникать общества для захвата её. В течение двух месяцев было основано 600 новых; к концу сентября 1791 года их уж насчитывали 1000, в июне 1792 года – 1200, т. е. столько, сколько было всех городов и местечек. После низвержения престола, под влиянием паники, вызванной прусским нашествием, и среди анархии, равной анархии 1789 года, их набралось точно так же как в июле 1789 столько же, сколько было общин, 26000

Самые влиятельные из парижских газет высказывались за Якобинцев против фельянов. Якобинский клуб основал свой орган, под назв. "Journal des Débats etc.", на место прежней газеты "Journal d. 1. soc. etc.", отошедшей к фельянам. Не ограничиваясь прессой, якобинцы принялись в конце 1791 г. непосредственно влиять на народ; с этою целью видные члены клуба - Петион, Колло д"Эрбуа и сам Робеспьер - посвятили себя "благородному призванию поучать детей народа в конституции", т. е. преподавать в народных школах "катехизис конституции". Более практическое значение имела другая мера - вербовка агентов, которые должны были на площадях или на галереях клуба и национального собрания заниматься политическим воспитанием взрослых и привлекать их на сторону Якобинцев. Этих агентов набирали из военных дезертиров, которые толпами направлялись в Париж, а также из рабочих, предварительно посвященных в идеи Якобинцев. В начале 1792 г. таких агентов было около 750; они состояли под начальством бывшего офицера, получавшего приказания от тайного комитета Якобинского клуба. Агенты получали по 5 ливров в день, но вследствие большого наплыва цена эта спустилась до 20 су. Большое воспитательное значение в смысле якобинском имели галереи Якобинского клуба, куда набивалась толпа в 1500 человек; места занимались с 2 часов, хота заседания начинались только в 6 часов вечера. Клубные ораторы старались держать эту толпу в постоянной экзальтации. Еще более важным средством для приобретения влияния был захват галерей в законодательном собрании через агентов и руководимую ими толпу; этим путем Якобинский клуб мог производить непосредственное давление на ораторов законодательного собрания и на голосование. Все это стоило очень дорого и не покрывалось членскими взносами; но Якобинский клуб пользовался крупными субсидиями герцога Орлеанского, или обращался к "патриотизму" своих состоятельных членов; один из таких сборов доставил 750000 ливров.

Якобинцы в период падения монархии (1792)

Несмотря на уход фёльянов из Якобинского клуба, среди последнего с начала 1792 г. возник новый раскол; в нем стали выделяться две партии, которые потом боролись в конвенте под именем Жирондистов и Якобинцев, сначала эта борьба скрывалась под антагонизмом двух вождей - Бриссо и Робеспьера. Разногласие между ними и их приверженцами особенно ярко обнаружилось в вопросе об объявлении войны Германской империи, за которое стоял Бриссо. Отношения лиц и партий еще более обострились, когда Людовик XVI согласился составить министерство из людей, близких к кружку депутатов Жиронды. Восстание 10-го августа, приведшее к низвержению монархии, останется непонятным тому, кто не знает деятельности Якобинского клуба с 28 июня по 10 августа. Члены его систематически подчинили своему непосредственному воздействию три силы, которые они повели на приступ против короля и конституции: федератов, секции и коммуну. Федераты, т. е. прибывшие из департаментов добровольцы, были подчинены влиянию Якобинского клуба с помощью центрального комитета из их среды, который имел тайные заседания в Якобинском клубе. Этот комитет выбрал из своего состава 5 членов, составивших тайную директорию, и к этим 5 лицам было присоединено 10 Якобинцев. Это был штаб революционного ополчения, направленного на Тюильри. Посредством агитации в секциях была подготовлена "инсуррекционная коммуна", которая в ночь с 9 на 10 августа захватила ратушу и парализовала защиту дворца национальной гвардией, убив ее командира. По свержении короля, Якобинский клуб настаивал на немедленном предании его суду. 19 августа было предложено заменить прежнее название клуба "друзей конституции" новым: "общество якобинцев, друзей свободы и равенства"; большинство отклонило это название, но 21 сентября оно стало прозвищем клуба. В то же время было постановлено произвести "очищение" клуба от недостойных членов и для этого избрана комиссия. В "сентябрьских убийствах " Якобинский клуб, как таковой, не принимал непосредственного участия, но в солидарности с ними вождей клуба не может быть сомнения; это подтверждается как содержанием их речей в это время и свидетельством их товарищей по клубу, например, Петиона, так и откровенно заявленным членами клуба одобрением убийств по окончании их.

Борьба жирондистов и якобинцев

В дальнейшей деятельности Якобинского клуба господствовал принцип террора . В первом своем периоде "общество друзей конституции" было политическим клубом, влиявшим на образование общественного мнения и настроение национального собрания; во втором периоде оно стало очагом революционной агитации; в третьем Якобинский клуб стал полуофициальным учреждением правительствующей партии, органом и вместе с тем цензором национального конвента. Этот результат был достигнут лишь путем долгой борьбы. Национальный конвент , открывшийся 21 сентября 1792 г. сначала туго поддавался влиянию Якобинского клуба. Причины этому нужно искать в славе и популярности Жирондистов , вожди которых, благодаря своему красноречию, господствовали в конвенте и увлекали за собой, кроме своей партии, колеблющийся центр (болото). Но вот начинается борьба между Якобинцами и Жирондистами - борьба двойная: в конвенте и в клубе. В первом преобладают Жирондисты и наступают на своих противников, пытаясь привлечь их вождей, депутатов Парижа, к ответственности за сентябрьские убийства. Параллельно с этим Якобинцы в клубе нападают на Жирондистов и вытесняют их из него. Хотя в начале октября Жирондисты одержали верх над своими соперниками на выборах парижского мэра, им нельзя было оставаться в клубе, и к январю 1793 г. они исчезли из него, не возобновив своих взносов, или вычеркнутые посредством "очищения". Конвент и клуб стали, таким образом, противоположными полюсами политической жизни. Клуб был очищен от Жирондистов; в конвенте они господствовали. Якобинцам оставалось одно: вытеснить своих противников и из конвента. Эту задачу они и преследовали систематически до весны 1793 г. Из эпизодов этой борьбы, насколько она происходила в стенах клуба, особенно характерно для Якобинцев их стремление подчинить себе прессу и провинциальные клубы. Осенью 1792 г. почти вся парижская пресса, не исключая и газеты, выходившей при самом клубе, была на стороне Жирондистов, вследствие чего подвергалась ожесточенным нападкам со стороны членов клуба. Было постановлено подвергать предварительной цензуре все сообщения репортеров и, после "нескольких братских предостережений, выгонять всех литераторов, не стоящих на высоте якобинизма". В это же время центральный клуб был очень озабочен отношением к нему провинциальных клубов, в которых после сентябрьских убийств произошла сильная реакция против якобинства. Клубы многих значительных городов - Марселя, Бордо и др., - прямо отреклись от парижского и прекратили переписку с ним. Но обстоятельства благоприятствовали развитию якобинизма в стране: вновь возникавшие клубы примыкали по-прежнему к парижскому и он благополучно пережил кризис. Попытки Жирондистов захватить руководство конвентом посредством комиссии двенадцати и подчинить этому руководству коммуну и анархические элементы Парижа ускорила развязку кризиса: восстания 31 мая и 2 июня привели к удалению Жирондистов из конвента и аресту их. Эта победа развязала руки Якобинскому клубу и возложила на него новую роль - организацию правительственной власти и контроль над ней. Вместе с тем клуб перешел из оппозиционного положения во владычествующее и потому вступил в борьбу с оппозиционными элементами.

Якобинская диктатура

Новым правительственным органом становится комитет "Общественного спасения", находившийся прежде в руках Жирондистов, а теперь занятый Якобинцами. Не раз, и еще 24 июля, Робеспьеру приходилось отстаивать комитет общественного спасения в Якобинском клубе - а 27 июля он сам вступает членом в этот комитет. Цепь этим замыкается: руководитель Якобинского клуба становится в то же время руководителем высшего правительственного органа, распоряжающегося как исполнительной властью (министерством), так и законодательной (конвентом). Якобинский клуб сделался ментором центрального правительственного органа, но Франция еще не была завоевана; местные власти во многих случаях по-прежнему держались политики падшей партии. И вот, якобинский клуб захватывает власть над провинцией посредством местных Якобинских клубов. 27 июля издается закон, угрожающий всем местным властям, военным командирам и частным лицам 5 или 10 годами заключения в цепях за противодействие "народным обществам" (sociétés populaires) или за распущение их. С другой стороны, Якобинский клуб отстаивает правительственную, т. е. свою политику и слева, т. е. против крайних революционеров, очагом которых продолжает быть клуб кордельеров, но которые нередко переносят борьбу в заседания самого Якобинского клуба. Хотя составленная якобинской партией в конвенте конституция 1793 г. нашла себе горячих защитников в Якобинском клубе, она вовсе не соответствовала настоящей цели главных вождей этой партии. Якобинцы провели и отстаивали ее для того, чтобы устранять конституцию, составленную Жирондистами на почве непосредственного народовластия. Якобинская конституция была несколько умереннее в этом отношении, но все же и она предоставляла верховную власть народным массам - а это вовсе не входило в виды Якобинцев. Представляя собой меньшинство в стране, они не желали выпустить власть из своих рук. Захват власти якобинцами вытекал не только из их положения: он был следствием их политического темперамента и условием для осуществления их политических идеалов. Только с помощью неограниченной власти они могли удовлетворить своей злобе против ниспровергнутого революцией порядка и связанных с ним интересов и классов людей; только с помощью кровавого деспотизма они могли навязать Франции свою социальную программу. Наступил тот кризис в истории революции, который разбивает ее на две противоположные по духу половины - эпоху стремления к свободе, перешедшей в анархию, и эпоху стремления к централизации власти, перешедшей в террор. В этой перемене фронта революции Якобинский клуб сыграл выдающуюся роль, подготовляя кризис, внушая партии и конвенту соответствующие меры и отстаивая новую программу в Париже и в провинциях через свои разветвления. Самый клуб действовал большей частью под внушением Робеспьера. 10 августа, в годовщину низвержения монархии, происходило торжество, во время которого 8000 депутатов, высланных кантонами, передали конвенту результаты голосования по принятию конституции . Следствием этого должно было быть распущение конвента и замена его другим собранием; но на следующий день Робеспьер произнес в клубе речь , в которой доказывал, что такая мысль исходит от изменников, от подкупленных Лондоном и Берлином газетчиков, и имеет целью заменить "очищенный" конвент креатурами Питта и Кобурга.

Конвент остался, и власть сосредоточилась в Комитете общественного спасения, состав которого уже не возобновлялся ежемесячно, согласно регламенту, а оставался тот же. По требованию тогда же были преобразованы полицейский комитет и революционный трибунал в террористическом смысле. По конституции во Франции царило неограниченное народовластие; в действительности она повиновалась неограниченному правительству. Могущество и деспотизм этого правительства были основаны на полном согласии двух главных органов власти и авторитета - Комитета общественного спасения и Якобинского клуба, а это согласие обусловливалось тем, что один и тот же человек преобладал в обоих органах: Робеспьер. Недаром Европа того времени называла и считала Робеспьера диктатором Франции. Но как ни сильна была эта диктатура, она держалась борьбой; справа и слева от нее проявлялась схизма, которую нелегко было устранять. Самый глубокий раскол был вызван религиозным вопросом - антагонизмом не между католицизмом и неверием, а между спиритуализмом и материалистическим атеизмом. Представителем последнего был прокурор парижской коммуны, Эбер, тогда как Робеспьер, поклонник Руссо, держался спиритуализма. Состязание между этими двумя направлениями имело громадное значение для всей правительственной политики, но оно происходило исключительно в стенах Якобинского клуба. Всю зиму 1793-1794 гг. велась борьба, и победа нелегко досталась Робеспьеру. Ничто не обнаруживает так наглядно могущество и значение Якобинского клуба, как то, что исключение из него обозначало собой тогда лишение политических прав и обречение на гильотину. Уже в конце ноября Робеспьер нашел нужным произвести очищение клуба, с целью, между прочим, изгнать Эбера. Очищение происходило публично; каждый член обязан был выступить на трибуну и отвечать на делаемые ему упреки. 11 дек. дошла очередь до Эбера. Клуб был еще разделен; Эбер был принят сочувственно, но он не доверял большинству и отрекся от атеизма. Это его не спасло. Преследуемые Робеспьером Эбер и его приверженцы прибегли к кордельерам и стали побуждать их к восстанию. 13 марта 1794 г. Сен-Жюст выступил в конвенте с обвинительным актом против них и в следующую ночь они были арестованы. Робеспьер в своей борьбе с Эбертистами защищал отщепенцев другого рода - Дантонистов, которые были насыщены террором, и своим равнодушием и апатией (как Дантон) или требованием "комитета милости" (как Камил Демулен) выделялись из правоверных Якобинцев. После гибели Эбертистов партия "умеренных" была не нужна Робеспьеру - и она также была принесена в жертву террору. Единство политического толка было восстановлено; авторитет его "учителя" достиг своей высшей точки. 8 июня (20 прериаля) было отпраздновано конвентом с величайшей торжественностью признание "Верховного существа", причем во главе конвента шел избранный им президент Робеспьер. Характерно, что с этим преклонением перед высшим духовным принципом совпало провозглашение, по требованию того же Робеспьера, самого дикого террора, законом 22 прериаля, лишавшим подсудимого перед революционным трибуналом всех судебных гарантий и превращавшим судоговорение в глумление над жертвой и над справедливостью.

За все время террора или якобинской диктатуры Якобинский клуб становится все более и более правительственным учреждением. От него исходила инициатива террора; он же является теперь, со своими разветвлениями, главным орудием правительственного террора. В департаментах комиссары конвента поручают местному Якобинскому клубу надзор за чиновниками и выборными органами и право смещать и заменять их. "Революционные комитеты", т. е. местные полицейские комитеты, имеющие право всякого признать "подозрительным", т. е. арестовать и отдать под суд революционного трибунала, действуют по наущению якобинских клубов. Центральный парижский клуб не только направляет конвент, но и конкурирует с ним в авторитете; занимается не только административными и судебными делами, но и военными, привлекая к ответственности генералов, заподозренных им или ненавистных ему по их происхождению (маркиз Кюстин). Такие услуги клуба правительствующему режиму хорошо оплачивались комитетом общественного спасения, который напр. 15 ноября отпустил 100000 ливр. на поддержку клубов. Деньги эти большей частью шли на возбуждение общественного мнения посредством наемных агентов. Более 1000 человек, в том числе около двух третей женщин, состояли на службе у клуба, который размещал их на галереях клуба, коммуны и революционного трибунала.

Якобинцы в термидорианский период

Однако, тождество интересов и взаимная солидарность между комитетом общественного спасения и Якобинским клубом не были вечны: согласие поддерживалось общей борьбой с оппозицией, и победа над последней разъединила союзников. В Якобинском клубе владычество Робеспьера было теперь нераздельно, но в комитете его торжество обеспокоило членов, которые не разделяли его догматизма и морального ригоризма; закон 22 прериаля заставил их опасаться за собственную судьбу. Они потребовали отмены этого закона. Охлаждение и взаимное недоверие между Робеспьером и примкнувшими к нему Сен-Жюстом и Кутоном с одной стороны, и остальными членами комитета - с другой, перешли в открытую вражду; Робеспьер почти перестал посещать заседания комитета. Он был человек слова, а не дела, был неутомим и смел в обвинениях, доносах и клевете, тщательно подобранных в заранее обдуманных речах, но был нерешителен до трусливости; когда надо было действовать, он стушевывался и исчезал со сцены (напр. 10 августа и в сентябрьские дни). Теперь, когда подготовлялась катастрофа против него самого , он обнаружил такую же немощь. Он удалился в свой Якобинский клуб, не пропускал ни одного заседания и подготовлял новую вылазку против "заговорщиков", "изменников" и "злодеев". Дело окончилось, однако, падением самого Робеспьера , 9 термидора.

Создалась крамольная партия, превратившаяся в конце концов в банду: при её криках, под её угрозами, в Париже и в провинции, на выборах и в парламенте, большинство умолкло, меньшинство вотировало, постановляло, управляло, законодательное собрание было распущено, король лишен престола, Конвент был искалечен. Из всех гарнизонов центральной крепости, монархических, конституционных, жирондистских, ни один не сумел защитить себя, переделать исполнительную власть, обнажить оружие, пустить его в ход на улице; все они при первом нападении, иногда только еще при первом словесном обращении, сдавали свое оружие и теперь цитадель вместе с другими общественными крепостями занята якобинцами.

На этот раз гарнизон совершенно другого рода. Из народной массы, мирной и культурной, Революция отобрала людей фанатичных, грубых, развращенных и поэтому потерявших всякое уважение к ближнему. И вот из кого состоит новый гарнизон: из ослепленных своими догматами фанатиков, из зачерствевших, благодаря своему ремеслу, мясников, из цепляющихся за свои места честолюбцев. По отношению к человеческой жизни и собственности эти люди не знают никаких стеснений, так как они приноровили теории, как им это было удобнее, и достигли того, что верховенство народа превратилась в их собственное верховенство.

Усвоенная якобинцем доктрина искушала его не столько своими софизмами, сколько обещаниями; убежденный в правоте своей теории, он был склонен преувеличивать свои права; держась правоверной догмы, он приобретал в своих глазах право властвовать над теми, кто был ей чужд; в этом отношении он являлся не узурпатором, а спасителем людей, становился законным их властителем, непогрешимым жрецом. Отсюда надменный тон, властный язык якобинцев. Вводя в жизнь правоверную теорию, якобинец возвышался в своих глазах не только в умственном отношении, но и нравственно; он олицетворял собою не только истину, но и добродетель; противодействовать ему - не только безумие, но и преступление; его призвание - бороться с злодеями, обеспечить торжество добродетели сокрушением нечестивых; на этом основании его жестокость становится в его глазах новой добродетелью. При таких условиях эволюция типа порождает два уродства: потерю здравого смысла и извращение нравственного чувства. Согласно Тэну :

По мнению якобинца, государство принадлежит ему, и он полагает, что государство заключает в себе все частное, и тело и душу отдельных граждан; поэтому все ему принадлежит только благодаря одному тому факту, что он якобинец, и он вполне законно является и царем и папой. Ему нет никакого дела до истинной воли французов, свой мандат он получил не вотумом, он получил его свыше, он ему дарован Истиной, Разумом, Добродетелью. Он один просвещенный человек, он один патриот, он один достоин начальствовать, и он в своей надменной гордости считает всякое сопротивление преступлением. Если большинство протестует, значит оно глупо или подкуплено, в обоих этих случаях оно заслуживает, того, чтобы оно было сокрушено и оно будет сокрушено.

И поэтому с самого начала якобинец ничем другим и не занимался, как восстаниями и насильственными захватами, грабежами и убийствами, насилиями над частными, должностными лицами, над собраниями, посягательствами на закон, на государство, и нет насилий, которых бы он не свершил. Инстинктивно он всегда вел себя сувереном, он был уже им тогда, когда являлся частным человеком и членом клубов, теперь‑то он во всяком случае не перестанет им быть, раз ему принадлежит законная власть, тем более, что он сознает, что погибнет, если ослабить бразды правления и что для спасения от эшафота у него только одно средство – диктатура. Такой человек не даст себя выгнать подобно своим предшественникам, напротив, он заставит себе повиноваться, во что бы то ни стало

Ключом к объяснению якобинцев должно служить непонятное на первый взгляд противоречие их по отношению к принципам свободы и народовластия. Выступив фанатическими приверженцами этих принципов, они стали потом с таким же фанатизмом проводить в жизнь принцип авторитета и безусловной диктатуры. Этот крутой поворот в их политике историки революции сначала объясняли внешними историческими обстоятельствами - враждой Европы против французской революции, необходимостью дать ей отпор с напряжением всех сил страны; другие ссылались на борьбу с внутренними врагами; можно указать также на влияние традиций старого порядка с его абсолютизмом и централизацией. Все это на самом деле объясняет и среду, и момент, когда приходилось действовать якобинцам, и должно быть принято в расчет; но суть дела в естественном, самопроизвольном возникновении якобинского типа. Его корнем является глубочайший эгоизм, побуждающий людей известного темперамента искать владычества над другими и при отсутствии сдержек, вырождающийся в необузданное самомнение в области идей и самоуправство в жизни, в вопросах социальных и экономических. Там, где он встречает преграды в социальном строе и где общество восприимчиво к идее равенства, такой эгоизм ищет опоры в демократическом принципе, в коллективном праве, в идее народовластия; но все это лишь средства, чтобы в союзе с другими и во имя их прав возвыситься и устранить преграды. Когда это достигнуто, индивидуальный эгоизм неудержимо выступает наружу, как бабочка пробивается из куколки, и отбрасывает демократические принципы и идеи свободы и гуманности, как ненужную скорлупу. Став господином над обессиленным обществом, якобинец раскрыл свое существо в обоих направлениях, в которых проявляется патологическое развитие человеческого "я": в презрении к убеждениям и совести других - и в беззастенчивом распоряжении их жизнью и достоянием. Из этих двух коренных черт якобинца сама собой развилась третья: озлобление - не только то озлобление, которое вызывается противодействием и борьбой, а то присущее эгоизму хроническое озлобление, которое видит в теоретическом разногласии и практическом противодействии заслуживающее кары преступление. Психологический анализ якобинца важен не только для уяснения самого типа; без него остается непонятным важнейший факт в истории революции - совершившийся в ней перелом, разделяющий ее на две противоположные половины: период безотчетных стремлений к свободе и демократии и период сознательной диктатуры и террора.

Литература о якобинцах

Цинкайзен. Якобинский клуб, 1853

Олар. Общество якобинцев. Сборник документов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Якобинский клуб с его разветвленной сетью отделений - провинциальными клубами и народными обществами играл видную роль в период революционно - демократической диктатуры. Таким образом, сильная централизованная власть в руках якобинцев сочеталась с широкой народной инициативой снизу. Мощное движение народных масс, направленное против контрреволюции, возглавлялось якобинской революционно-демократической диктатурой. На командные должности выдвигались совсем молодые люди из народа. Так, 24-летний Гош, сын конюха, встал во главе армии. Набор в ряды войск из добровольного был превращён в обязательный. Старые батальоны королевских солдат слили с батальонами новобранцев, соединив, таким образом, военный опыт и революционный энтузиазм. К началу 1794 г. в 14 армиях числилось около 642 тыс. человек. Республиканские генералы начали применять в сражениях новую тактику колонн и рассыпного строя. Длинные неповоротливые шеренги австрийской и прусской пехоты французские стрелки осыпали пулями, укрывшись в складках местности, а затем колонны линейных полков шли в штыковую атаку, сметая всё на своём пути. Армии республики вторглись в Бельгию, Голландию, вели бои на Рейне, в Италии, на границе с Испанией, неся на своих штыках революционные лозунги: "...новая Франция, славная своими новыми свободами, гордая даже своими преступлениями, прочно стояла на своей земле, продолжая при этом расширять свои границы с помощью двойного оружия - топора палача и шпаги солдата".

Якобинцы не были однородной группировкой. Они представляли собой блок различных в классовом отношении сил: демократическую буржуазию (среднюю и мелкую), городское плебейство и большую часть крестьянства. В период военных неудач, в период борьбы против власти жирондистов якобинцы были сплочены, они боролись против общего своего врага. "Снисходительные" или умеренные (как тогда называли дантонистов), а также народные низы - участники секций и Парижской Коммуны - санкюлоты некоторое время поддерживали основное ядро якобинского блока - робеспьеристов. Группа робеспьеристов твердо стояла за республику, стремясь к ограничению чрезмерного богатства и ликвидации крайней нищеты. Робеспьер и его сторонники стремились не к уравнению имущества, а ко всеобщему политическому равенству. "Мы никогда не претендовали на равенство имуществ, а считаем необходимым равенство прав и счастья." Эта мысль, высказанная Робеспьером в мае 1793 года, много раз и в разных вариантах им повторялась.

Представители городских секций и Коммуны, категорически требовали таксации на предметы первой необходимости, беднейшее крестьянство хотело раздела крупных ферм. Противоречия в якобинском блоке особенной стали проявляться с осени 1793 года.

Руководители Парижской Коммуны, деятели секций Парижа требовали защиты интересов бедноты. 29 октября 1793 г. Конвент принял "законы о максимуме". Отныне цены на зерно, муку, фураж, соль, мыло и многие другие предметы первой необходимости могли увеличиваться только на одну треть от цен 1790 г. Одновременно устанавливался и максимум заработной платы. По всей стране рассыпались отряды республиканских войск, конфискуя спрятанное продовольствие.

Наиболее ярким представителем секций Парижа был Шометт, который, как и большинство революционных деятелей, был молод (26 лет) и с самого начала пытался влиять на якобинскую диктатуру в интересах беднейшего населения. Крайним противником "снисходительных" был Эбер. Эберисты выступали против католической церкви, ратовали за строжайшую борьбу со спекуляцией и выполнения максимума, требовали раздела крупных ферм и имущества "подозрительных" (врагов революции). По всей Франции осенью 1793 года проводилась "дехристианизация". Священников заставляли отказываться от сана, закрывали церкви. Коммуна Парижа в ноябре 1793 года запретила католическое богослужение. Эберисты, проводя "дехристианизацию", весьма активно вводили «культ Разума», стремясь заменить старые религиозные праздники новыми, устраивая торжественные шествия, процессии, поклонения Разуму, который представляла актриса в лазоревом одеянии.

Враги Франции использовали это для контрреволюционной агитации, и через месяц Конвент, учитывая недовольство крестьян, принужден был принять декрет о свободе культов.

Под влиянием левых в конце февраля 1794 года были приняты "вантозные декреты" о бесплатном разделе имущества "подозрительных" между неимущими. Якобинцы пошли на это, так как раздел должен был увеличить число собственников из неимущих и тем самым расширить круг людей, поддерживающих якобинскую диктатуру.

Но эти декреты натолкнулись на остро враждебное отношение многих членов Конвента и правительственного аппарата и не были проведены в жизнь.

Эберисты стали еще более активно критиковать якобинцев и призвали к восстанию. Эбер и эберисты рассчитывали в борьбе против Робеспьера на помощь Коммуны, но Шометт и другие заявили протест против призыва к свержению якобинской власти. Однако же робеспьеристы сочли виновными всех тех, кто был левее их. Робеспьер не видел и не хотел видеть иных левых сил, кроме правительства, возглавляемого им самим. Эбер, Шометт и многие другие левые были арестованы.

24 марта 1794 года были казнены 14 человек и среди них Эбер. 13 апреля был казнен Шометт. Этот враждебный по отношению к санкюлотам акт лишил якобинское правительство значительной опоры левых сил.

Через неделю после казни эберистов Комитет общественного спасения и Комитет общественной безопасности постановил арестовать Дантона, Камилла Демумна и их единомышленников. Друзья Дантона, узнав об этом, предложили ему бежать, но он ответил ставшей впоследствии крылатой фразой: "Разве можно унести отечество на подошве башмаков".

Дантона и дантонистов обвинили в заговоре в пользу монархии, в стремлении свергнуть республику и уничтожить Конвент. На суде дантонисты не стали защищаться, а нападали на Конвент общественной безопасности.

Суд продолжался три дня, с 2 по 4 апреля 1794 года. 5 апреля Дантона и его единомышленников гильотинировали.

После расправы с эберистами и другими левыми, а также с дантонистами власть Робеспьера и его группы, казалось возросла. Но на самом деле связей с народом стало меньше, круг единомышленников сузился. Тогда, понимая это, Робеспьер попытался укрепить свое влияние при помощи новой "гражданской" религии, проповедуемой ранее левыми. Он отвергал как католицизм, так и атеизм и насаждал культ Верховного существа природы. Робеспьер хотел вокруг Верховного существа объединить все революционные элементы Франции.

Декрет о культе Верховного существа был принят 7 мая 1794 года, но ни народные массы, ни буржуазия не сочувствовали новому культу, он был искусственным и не мог быть долговечным.

В мае - июне Комитеты усилили террор, но положение трудящихся города и деревни не улучшилось. Вместе с тем новые богачи, скупившие земли во время революции, нажившиеся на спекуляции, крупные промышленники тяготились ограничениями и контролем робеспьерской группы. Внешне власть Робеспьера и его влияние, казалось, не оспаривались никем, он был в зените своего могущества. Но остатки дантонистов, а также левых всё враждебнее относились к Робеспьеру, прорывались открытые выступления с обвинениями его в диктатуре и тирании. В мае 1794 года было совершено два покушения на Робеспьера.

7 мая 1794 г. Робеспьер выступил в Конвенте с одной из самых ярких своих речей. Он говорил об огромных преобразованиях, о величии революционной Франции, французского народа. "Французский народ как будто бы опередил на две тысячи лет остальной род человеческий. Мир изменился, он должен измениться ещё больше, Франция, эта чудесная, обласканная солнцем земля, создана для счастья и свободы. Французы, будьте доблестны. На вас смотрит всё человечество. Считайтесь только с благом общества и интересами человечества". Но в Конвенте уже не было большинства тех, кто разделял эти мысли или мог бы их разделить. "Человечество", "добродетель", "доблесть", "благо отечества", пуританизм и требование скромности в быту - все это уже не захватывало тех, кто остался в Конвенте. Сам Робеспьер жил там же, где и до революции, вел тот же образ жизни, как и раньше. Но большинство оставшихся в Конвенте членов не хотели такой жизни, и когда все больше и больше людей, получивших от революции политические права, а многие и богатство, стали противодействовать "апостолам равенства", оставшиеся у власти якобинцы во главе с "неподкупными" захотели смести с пути и этих противодействующих.

Достижение эры всеобщего счастья все ещё оставалось далекими и призрачными. Вместо казенных врагов появлялись все новые и новые. На гильотину было отправлено за это время в три раза больше людей, чем в предыдущем месяце. Друзей становилось все меньше, а иные превращались во врагов "Лига всех клик" - так называл Робеспьер блок всех враждебных сил. .

Летом 1794 года Робеспьер не мог получить поддержки рабочих и городского плебейства. Все законы против рабочих сохранились. За создание рабочих организаций, за стачки рабочие предавались суду. На оружейных заводах рабочие находились почти на казарменном режиме. Жестокими были и декреты о сельскохозяйственных батраках. В целом якобинская диктатура в последние месяцы своего существования потеряла почву под ногами.

Конкретные цели были достигнуты. Интервенты были изгнаны из пределов Франции, с феодальными отношениями в деревне было покончено, опасность голода почти миновала. Многие члены Конвента, а также Комитета Общественного спасения получили от якобинской диктатуры всё, что она могла им дать. Теперь группа Робеспьера, куда входили Кутон, Сен-Жюст, брат Робеспьера Огюстен и др., стала тормозить дальнейшие планы многих якобинцев, которых пуританская жизнь и надежда на далекое будущее не прельщала, не удовлетворяла она и беднейшее население. 10 июня 1794 года Конвент по настоянию Робеспьера принял закон об упрощении судопроизводства, что должно было значительно усилить террор. Недовольство этим законом подтолкнуло организацию заговора против Робеспьера, Члены Комитета Общественного спасения, Комитета общественной безопасности, члены Конвента стали в центре заговора. Учреждением, где Робеспьер и его группа почти не имели врагов, оставался якобинский клуб.

Избежавшие кары дантонисты и близкие к ним депутаты Конвента, а также люди, близкие к эберистам, вступили в тайные связи с целью устранения Робеспьера и других руководителей Комитета общественного спасения. К июлю 1794 года в глубоком подполье возник новый заговор против революционного правительства. Главными организаторами были лица, боявшиеся сурового наказания за свои преступления: беспринципный, запятнавший себя хищениями и беззаконием в бытность комиссаром в Бордо Тальен: такой же вымогатель и взяточник Фрерон; бывший аристократ, развратный циник и стяжатель Баррас; лживый, ловкий, изворотливый Фуше, отозванный из Лиона за соучастие в преступных жестокостях и темных делах. В заговор оказались втянутыми не только многие члены Конвента, но и некоторые члены Комитета общественного спасения (например, близкие к эберистам Колло д Эрбуа и Билло - Варенн) и Комитета общественной безопасности. Субъективные настроения и намерения отдельных лиц, участвовавших в заговоре, были различны, но объективно заговор этот носил контрреволюционный характер.

Робеспьер и другие руководители революционного правительства догадывались о подготовлявшемся перевороте, но уже не имели сил предотвратить его.

8 термидора (26 июля 1794 года) после длительного перерыва Робеспьер произнес речь в Конвенте, в которой призывал обновить состав Комитетов. Речь его была грозной, он предупреждал о заговоре против республики, но не называл имен. Всем присутствующим стало ясно, что наступил решающий момент. Однако же Робеспьер и его группа не готовились к этой последней борьбе. С одной стороны, они понимали крайнюю опасность, с другой - надеялись на силу своего авторитета, на сложившуюся традицию подчинения. В то время как заговорщики всю ночь разрабатывали план завтрашнего заседания Конвента, Робеспьер пошел на свою квартиру и проспал до утра.

9 термидора (27 июля 1794 года) вновь собрался Конвент. Первым выступил Сен-Жюст и стал говорить о разногласиях, но его прервали заговорщики. Начался шум и крики. Члены заговорщицкой группы Тальен, Билло-Варрен и др. стали обвинять Робеспьера в узурпации власти и тирании.

В разгар споров почти никому не известный депутат Муше предложил арестовать Робеспьера. На минуту воцарилась тишина, но затем большинство членов Конвента криками поддержали это предложение. Тогда брат

Робеспьера Огюстен, его соратники и друзья - Леба, Кутон, Сен-Жюст предложили арестовать и их. Это немедленно было сделано. Казалось, всё было кончено. Но Коммуна и Якобинский клуб, секции Парижа, узнав о происшедшем в Конвенте, ударили в набат, создали революционные комитеты, освободили арестованного Анрио - начальника Национальной гвардии и других. Самого Робеспьера заговорщики прямо из Конвента повезли в тюрьму, но комендант тюрьмы отказался его принять в качестве заключенного, Робеспьера отвезли в полицейский участок, откуда его освободили национальные гвардейцы и переправили в здание мэрии; туда же привезли его друзей. Тем временем войска Национальной гвардии окружили Конвент, и заговорщики думали, что проиграли. Робеспьеру предложили быть главнокомандующим войсками. Он медлил и не решался, Конвент же действовал. Была создана комиссия обороны, которая объявила Коммуну и группу Робеспьера вне закона. Национальных гвардейцев (войска Коммуны), стоявших на площади у Ратуши, уговаривали разойтись и, т.к. ими никто фактически не командовал, они разошлись.

В 2 часа ночи заговорщики двинули войска к мэрии, жандармы ворвались в здание, где заседала Коммуна. Расправа началась сразу. Выстрелом раздробили челюсть М. Робеспьеру. Огюстен Робеспьер выбросился из окна, но остался жив. Леба застрелился. Раненного Робеспьера перенесли в Конвент, где враги всячески издевались над ним в его последнюю ночь. Утром 10 термидора их всех, 22 человека мертвых и живых, гильотинировали. 11 термидора гильотинировали 70 членов Коммуны Парижа. Власть захватила прослойка буржуазии, получившая богатство во время революции. Началась буржуазная контрреволюция. Со взлетом революции было покончено.

Несмотря на различие интересов и разнородность социальных стремлений якобинского блока, влияние низов города и деревни - санкюлотов, секций Коммуны на политику якобинцев было так значительно, что именно во время якобинской диктатуры были окончательно разорваны феодальные путы.

Заключение

Революция привела к краху и утверждению во Франции нового, более "демократичного и прогрессивного" общества. Однако говоря о достигнутых целях и жертвах революции, многие историки склоняются к выводу, что те же цели могли быть достигнуты и без такого огромного количества жертв.

Революция привела к огромным жертвам. По оценкам, с 1789 по 1815 гг. только от революционного террора во Франции погибло до 2 млн. гражданских лиц, и ещё в войнах погибло до 2 млн. солдат и офицеров. Таким образом, только в революционных битвах и войнах погибло 7,5 % населения Франции.

В то же время ряд авторов указывает, что революция принесла народу Франции освобождение от тяжёлого гнёта, чего невозможно было достичь иным путем. "Сбалансированный" взгляд на революцию рассматривает её как большую трагедию в истории Франции, но вместе с тем неизбежную, вытекавшую из остроты классовых противоречий и накопившихся экономических и политических проблем.

Большинство историков полагает, что Великая французская революция имела огромное международное значение, способствовала распространению прогрессивных идей во всём мире, оказала влияние на серию революций в Латинской Америке, в результате которых последняя освободилась от колониальной зависимости, и на ряд других событий первой половины XIX в.

Исходя из первой главы, мы видим, огромнейшую массу замученного населения, страдающего под гнетом непомерных налогов, самоуправства власти и сеньоров. И, конечно же, логично предположить, что слишком долго такое продолжаться не может. Своим управлением, король и французская аристократия породили эффект "разъяренной толпы", когда люди просто не смогли более терпеть издевательства налоговой системы и узурпаторство власти теми людьми, которых не интересовало ничего, кроме лично себя.

Во второй главе мы рассматриваем дальнейшее развитие зачатков народного восстания и перерастание его в революцию. Королевская власть продолжала терять доверие в глазах народа, духовенства, дворянства и буржуазии, утверждалась мысль, что власть короля является узурпацией по отношению к правам сословий и корпораций или по отношению к правам народа Правительство попыталось успокоить разгневанное население принятием сначала Декларации, а затем и Конституций. Но это еже не могло не успокоить народ, на фоне всех принятых законопроектов и актов, проигрыш в войне, попытки бегства короля и появление множества различных партий только угнетали обстановку.

Третья глава посвящена якобинцам, якобинскому террору и оппозиции, выступавшей против. Якобинцы проделали большую работу для населения, но сосредоточив власть в своих руках, не смогли верно ее использовать и потерпели поражение в борьбе за главенство в государстве.

Историческое величие настоящих якобинцев, якобинцев 1793 года, состояло в том, что они были "якобинцы с народом", с революционным большинством народа, с революционными передовыми классами своего времени. Якобинцы выполнили свою историческую миссию: они помогли проложить путь капитализму, хотя и стремились к целям более высоким, к всеобщему благоденствию всего народа. Якобинское движение во многом расширило права народа, убрало значительные перегибы между прослойками общества, сократило разрыв между малоимущей частью населения и верхами общества.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Причины кризиса системы государственной власти и оценка социально-экономической ситуации во Франции накануне конституционного периода Великой французской революции. Переход от генеральных штатов к Конституции 1791 года, принятие Декларации 1789 года.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2013

    Причины и начало буржуазной революции во Франции. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и Конституция 1791 г. Государственный строй Франции в период якобинской диктатуры, Конституция 1793 г. Основные этапы развития Франции в 1795-1870 годах.

    лекция , добавлен 25.03.2011

    Декларация и оптимальная модель взаимоотношения государства и личности. Предпосылки и история создания Всеобщей Декларации прав человека. Формирование концепции прав человека. Всеобщая декларация прав человека и Конституция Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 21.06.2004

    История создания всеобщей декларации прав человека. Международно-правовой контроль в области защиты прав человека. Влияние декларации прав человека на развитие прав и свобод в мире. Всеобщая декларация прав человека и Конституция Республики Казахстан.

    дипломная работа , добавлен 09.11.2010

    Приход к власти якобинцев. Якобинская Конституция 1793 года, принятие декретов. Организация революционной власти, направления и основные принципы ее реализации. Крах Якобинской диктатуры во Франции, его основные причины и исторические предпосылки.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2012

    Доктрина прав человека как гуманитарное право. Институционализация доктрины прав человека в Европе. Правовой характер взаимоотношений человека и государства. Изучение понятия гражданства. Общие принципы статуса личности. Проблема прав человека в России.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2013

    Историческая эволюция прав и свобод: основные этапы. Конституционно-правовое понятие свободы. Естественное право в его конституционно-правовом аспекте. Понятия "прав человека" и "прав гражданина". Проблема гарантий прав и свобод в зарубежных странах.

    контрольная работа , добавлен 28.09.2011

    Рассмотрение истории развития международно-правовых актов: принятие Великой Хартии вольностей (Англия), Массачусетского свода свобод (Америка) и Декларации независимости. Характеристика содержания Всеобщей Декларации и Конвенции о защите прав человека.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2010

    Исторические этапы появления и развития понятия "права человека". Классификация прав, гарантированных Европейской Конвенцией о защите прав человека. Постатейное рассмотрение Всеобщей декларации 1948 года. Особенности принципа всеобщего уважения прав.

    реферат , добавлен 17.03.2012

    Исследование сущности теории прав личности в историко-правовом плане. Проблемы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в период формирования правового государства в Казахстане. Факторы, негативно влияющие на их реализацию в современный период.

Теперь Конвент был обязан принять меры, направленные на умиротворение провинций. В политическом плане была разработана новая якобинская конституция, задуманная в качестве модели демократических принципов и практики. В экономическом плане Конвент выступил в поддержку крестьян и отменил все сеньоральные и феодальные повинности без компенсации, а также разделил имения эмигрантов на небольшие земельные наделы, чтобы их могли покупать или арендовать даже бедные крестьяне. Он провел также раздел общинных земель. Новое земельное законодательство было призвано стать одним из сильнейших звеньев, связывавших крестьянство с революцией. С этого момента самую большую опасность для крестьян представляла реставрация, которая могла отнять их земли, и поэтому ни один из последующих режимов не пытался аннулировать данное решение. К середине 1793 старый социальный и экономический строй был ликвидирован: были отменены феодальные повинности, упразднены налоги, дворянство и духовенство были лишены власти и земель. В местных округах и сельских коммунах установилась новая административная система. Непрочной осталась лишь центральная власть, которая еще долгие годы подвергалась резким насильственным изменениям. Непосредственной причиной нестабильности послужил продолжавшийся кризис, спровоцированный войной.

К концу июля 1793 французская армия переживала серию неудач, что создавало угрозу оккупации страны. Австрийцы и пруссаки наступали на севере и в Эльзасе, в то время как испанцы, с которым Питт в мае заключил союз, угрожали вторжением со стороны Пиренеев. Ширился мятеж в Вандее. Эти поражения подорвали авторитет Комитета общественного спасения под руководством Дантона. 10 июля Дантон и шесть его товарищей были смещены. 28 июля в Комитет вошел Робеспьер. Под его руководством Комитет в течение лета обеспечил перелом на военных фронтах и победу республики. В тот же день, 28 июля, председателем Конвента стал Дантон. К личной вражде между двумя якобинскими лидерами примешивалось острое столкновение с новым противником - якобинскими экстремистами, которых называли "бешеными". Это были наследники Марата, убитого 13 июля жирондисткой Шарлоттой Корде. Под давлением "бешеных" Комитет, признанный теперь реальным правительством Франции, принял более жесткие меры против спекулянтов и контрреволюционеров. Хотя к началу сентября "бешеные" потерпели поражение, многие их идеи, в частности проповедь насилия, унаследовали левые якобинцы во главе с Эбером, которые занимали весомые позиции в Парижской коммуне и Якобинском клубе. Они требовали ужесточить террор, а также ввести более жесткий контроль правительства над снабжением и ценами. В середине августа Лазар Карно, вскоре получивший титул "организатора победы", вошел в состав Комитета общественного спасения, а 23 августа Конвент объявил всеобщую мобилизацию.

В первую неделю сентября 1793 разразилась очередная серия кризисов. Летняя засуха привела к дефициту хлеба в Париже. Был раскрыт заговор с целью освобождения королевы. Поступили сообщения о сдаче англичанам порта Тулон. Последователи Эбера в Коммуне и Якобинском клубе возобновили мощное давление на Конвент. Они выступали с требованием создания "революционной армии", ареста всех подозреваемых, ужесточения контроля над ценами, прогрессивного налогообложения, суда над руководителями Жиронды, реорганизации революционного трибунала для суда над врагами революции и развертывания массовых репрессий. 17 сентября был принят декрет, предписывавший аресты всех подозрительных лиц революционными комитетами; в конце месяца вводился закон, устанавливавший предельные цены на предметы первой необходимости. Террор продолжался до июля 1794.

Таким образом, террор был обусловлен чрезвычайным положением и давлением экстремистов. Последние использовали в своих целях личные конфликты вождей и фракционные столкновения в Конвенте и Коммуне.10 октября была официально принята разработанная якобинцами конституция, и Конвент провозгласил, что на время войны Комитет общественного спасения будет выполнять функции временного, или "революционного", правительства Жорж Ленотр. Повседневная жизнь Парижа во времена Великой революции. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 368 с. . Целью Комитета объявлялось осуществление жестко централизованной власти, направленной на полную победу народа в деле спасения революции и защиты страны. Этот орган поддерживал политику террора, а в октябре провел крупные политические процессы над жирондистами. Комитет осуществлял политический контроль над центральной продовольственной комиссией, созданной в том же месяце. Худшие проявления террора носили "неофициальный характер", т.е. осуществлялись по личной инициативе фанатиков и головорезов, сводивших личные счеты. Вскоре кровавая волна террора накрыла и тех, кто занимал в прошлом высокие посты. Естественно, что в ходе террора усилилась эмиграция. Подсчитано, что из Франции бежали около 129 тыс. человек, около 40 тыс. погибли в дни террора. Большинство казней происходило в мятежных городах и департаментах, например в Вандее и Лионе.

До апреля 1794 политика террора во многом определялась соперничеством между последователями Дантона, Эбера и Робеспьера. Сначала тон задавали эберисты, они отвергали христианскую доктрину и заменили ее культом Разума, ввели вместо григорианского календаря новый, республиканский, в котором месяцы именовались по сезонным явлениям и делились на три "декады". В марте Робеспьер покончил с эберистами. Сам Эбер и 18 его приверженцев были казнены на гильотине после скорого суда. Дантонисты, стремившиеся смягчить эксцессы террора во имя национальной солидарности, также подверглись аресту, в начале апреля они были осуждены и казнены. Теперь Робеспьер и реорганизованный Комитет общественного спасения управляли страной, пользуясь неограниченной властью.

Самого страшного выражения якобинская диктатура достигла в декрете 22 прериаля (10 июня 1794), который ускорял процедуры революционного трибунала, лишая обвиняемых права на защиту и превращая смертный приговор в единственное наказание для тех, кто был признан виновным. Одновременно достигла пика пропаганда культа Верховного Существа, выдвинутого Робеспьером в качестве альтернативы как христианству, так и атеизму эберистов. Тирания дошла до фантастических крайностей - и это привело к мятежу Конвента и перевороту 9 термидора (27 июля), который ликвидировал диктатуру. Робеспьера вместе с двумя его главными помощниками - Луи Сен-Жюстом и Жоржем Кутоном - казнили на следующий вечер. В течение нескольких дней были казнены и 87 членов Коммуны.