Тесты на целеустремленность. Тест "целеустремленный ли ты человек?". Проектный метод постановки цели Г. Архангельского

Эффективность юзабилити-тестирования зависит от ряда ключевых элементов: дизайна для теста, участника и (часто) модератора. Еще одним немаловажным элементом являются задачи исследования. Задача должна точно и адекватно отражать цель эксперимента, а также содержать четкие инструкции.

Описание инструкций для юзабилити-теста — непростая задача. Любой опытный специалист по юзабилити скажет вам, что успех исследования напрямую зависит от постановки вопроса. Если снабдить участников исследования плохими инструкциями, велик риск повлиять на объективность их мнения и полностью исказить результаты исследования. В лучшем случае, вы не узнаете всего того, что могли бы узнать, в худшем — полученные «выводы» введут вас в заблуждение и вы только ухудшите продукт.

Составив задачи, пройдитесь еще раз по ним и проверьте на описанные в этой статье распространенные ошибки, способные повлиять на ценность/глубину ваших результатов или на самочувствие участника.

1. Информация о том, куда пользователь должен «пойти»

Встречаются ли в формулировке вашей задачи слова из интерфейса? Если это так, то тем самым вы даете подсказку участникам и проверяете их навыки чтения и способность находить похожие слова, а не ваши метки и навигацию.

Перепишите задачу, убрав любые слова, встречающиеся в вашем интерфейсе. Только так вы поймете, смогут ли пользователи ориентироваться на вашем сайте.

  • Цель задачи: использовать инструмент поиска местоположения (с меткой «Найти дополнительный офис»).
  • Направляющая пользователя задача: найти ближайший доп. офис и посмотреть его часы работы на завтрашний день.
  • Улучшение: В какое время открыт завтра ближайший к вам банк?

2. Информация о том, что пользователь должен сделать

В рамках задачи пользователям может потребоваться выполнить несколько шагов. Например, зарегистрироваться на сайте, установить программное обеспечение или скачать документ. Не стоит заранее предупреждать участников о том, что им необходимо совершить. Когда ваша задача содержит указание на необходимость зарегистрироваться, установить или скачать что-то, вы можете упустить ценную от пользователя при столкновении с этим шагом процесса. Например, участники могут быть удивлены или раздражены каким-то дополнительным и неожиданным для них шагом.

  • Цель задачи: найти стоимость консалтинговых услуг.
  • Излишне оформленная задача: найти информацию о консалтинговых услугах, предоставить информацию о себе и своей компании и договориться о встрече с представителем.
  • Улучшение: узнать, сколько стоит консалтинговый проект.

3. Создание неактуальных задач

Зачастую мы составляем вопросы всего за несколько дней до запланированного мероприятия. Даже в этом случае учитывайте своевременность ваших задач. Если задача включает в себя упоминание о предстоящем мероприятии, убедитесь, что данное событие точно придется на момент тестирования. Если задача состоит в том, чтобы найти рейс, вылетающий 20 февраля, не проводите исследование 22 февраля. Задача, затрагивающая последние новости на сайте, должна быть обновлена ​​накануне или в день тестирования. Будьте осторожны с задачами, информация в которых бывает актуальной или обновляется лишь в определенные месяцы или сезоны. Пользователи могут решить, что на сайте есть устаревшая информация или что задачи нереалистичны.

  • Цель задачи: найти результаты выступлений спортивных команд. (Предположим, тестирование состоится в феврале. В США игры по бейсболу проводятся с апреля по октябрь, по хоккею — с октября по апрель.)
  • Неактуальная задача: узнать результаты последней игры бейсбольной команды Cubs.
  • Улучшение: узнать результаты последней игры хоккейной команды Blackhawks.

4. Излишнее упрощение задач

Чтобы понять, смогут ли люди эффективно пользоваться диаграммами, графиками или другим контентом на сайте, проверяйте не только их способность обнаруживать данную информацию. Формулируйте вашу задачу таким образом, чтобы участникам исследования пришлось приложить немного усилий для ее выполнения. Ваша цель — не в том, чтобы сделать задачи неоправданно сложными, а в том, чтобы дать пользователям реалистичную цель, которая требует обработки данных, а не просто нахождения информации.

  • Цель задачи: найти и использовать статистику игрока («Очки за игру» — первый элемент, указанный в статистике игрока, отсортированный от самого высокого до самого низкого)
  • Слишком легкая задача: кто набрал наибольшее количество очков за все игры в лиге?
  • Улучшение: кто набрал наибольшее количество очков за все игры в сезоне: Расселл Уэстбрук или Леброн Джеймс?

5. Создание подробного сценария

Некоторым задачам не помешает наличие небольшого сценария, придающего деятельности некоторый контекст. Краткое описание поможет участникам исследования понять причину такой задачи или уточнить информацию, которую им необходимо найти. Вы можете предложить пользователям жанр музыки для исследования, причину поиска конкретной информации или указать имя и адрес для совершения покупки. Например, включите в задачу дату рождения получателя подарка, чтобы посмотреть, смогут ли пользователи найти способ доставки, который обеспечит своевременное получение подарка.

Сценарии могут быть полезны, но будьте осторожны при их использовании. Не всегда сценарии необходимы. Так, они способны усложнить весьма простую задачу. Сценарии увеличивают количество деталей, которые пользователи должны будут запомнить. Иногда такие сценарии используются для обоснования непривычных действий. Если нужно долго объяснять, почему пользователь захотел бы совершить какое-то действие, скорее всего, это не реалистичная задача для тестирования.

  • Цель задачи: найти и использовать информацию о питании.
  • Ненужная предыстория: вы согласились посидеть в течение недели с 3-летним ребенком своей подруги и хотите больше узнать о здоровом детском питании. Узнайте, сколько злаков должно быть в детском рационе.
  • Улучшение: узнать, сколько злаков должно быть в рационе 3-летнего ребенка.

6. Создание рекламы вместо задачи

Не позволяйте языку маркетинга или внутреннему жаргону прокрасться в текст. Убедитесь, что ваши задачи не содержат маркетинговых фраз, наподобие «захватывающая новая функция», деловых фраз или таинственных корпоративных сокращений. Используйте язык, ориентированный на пользователя, а не на создателя. Для специализированной аудитории есть смысл использовать технические термины или язык конкретной аудитории, но это скорее исключение, чем правило.

  • Цель задачи: использовать новую функцию шеринга.
  • Рекламная формулировка: ознакомьтесь с новой захватывающей функцией, позволяющей быстро и легко обмениваться статьями с коллегами.
  • Улучшение: отправьте статью своему коллеге.

7. Риск эмоциональной реакции

Хотя задача, упоминающая близких людей, может показаться абсолютно безвредной и корректной, трудно предугадать конкретные жизненные обстоятельства участников. Упоминание определенных взаимоотношений в задаче может спровоцировать ненужные эмоции у пользователя. Что если участник находится в сложных отношениях с упомянутым вами человеком или этот человек умер? Вы рискуете расстроить пользователя и сорвать выполнение задачи или даже всей сессии. Вместо этого прибегайте к нейтральным взаимоотношениям — друг, коллега, ребенок друга.

  • Цель задачи: увидеть, как участники выбирают подарки.
  • Задача, способная расстроить участника: приближается День Матери. Выберите букет для своей мамы.
  • Улучшение: отправьте вашей подруге цветы в честь ее устройства на новую работу.

8. Попытка быть веселыми

Не стоит шутить, использовать известные имена в задачах или стараться каким-то другим способом поднять настроение пользователю. Это может привести к обратному эффекту и заставить некоторых участников чувствовать себя неловко или, что еще хуже, оскорбленными. Даже использование гендерно-нейтральных имен, например указание пользователю зарегистрироваться в качестве Саши или Жени, может отвлечь участника от выполнения задачи.

  • Цель задачи: выявить проблемы в процессе оформления подарочной подписки.
  • Отвлекающая шутка в задаче: отправить подписку подруге в честь ее дня рождения. Ее зовут Оля Лукойе, и она живет на Маломосковской ул., 18с1, г. Москва, 129164.
  • Улучшение: отправить подписку своей подруге в честь ее дня рождения. Ее зовут Оля Иванова, и она живет на проспекте Мира 42, г. Москва, 129090.

9. Оскорбление участника

Избегайте использования потенциально оскорбительных деталей в задачах. Социальные проблемы, политика, здоровье, религия, возраст и деньги имеют все шансы оскорбить одного из участников.

  • Цель задачи: найти и использовать информацию об упражнениях и калориях.
  • Потенциально оскорбительная задача: вам нужно сбросить несколько килограмм. Посмотрите, какие упражнения помогут вам избавиться от лишнего веса.
  • Улучшение: посмотрите, какие виды упражнений сжигают наибольшее количество калорий.

10. Вопросы вместо указаний

Хотя с участниками важно быть вежливыми, не переусердствуйте. Не спрашивайте их «как бы вы» выполнили задачу, если не хотите, чтобы они говорили вам, что они теоретически бы сделали на сайте, вместо того, чтобы делать это. Цель юзабилити-тестирования — увидеть, что делают пользователи, а не услышать, что они бы сделали.

  • Цель задачи: найти симптомы гриппа.
  • Наставление вместо побуждения к действию: Как бы вы стали искать симптомы гриппа?
  • Улучшение: выясните симптомы гриппа.

Иногда из-за всей той массы вещей, которых вам нужно избегать при написании задач, может показаться, что вы пишете некую загадку, текстовый квест для участника. Трудно избегать навигационных меток, шагов, историй или маркетингового языка. Вот почему написание задач — скорее искусство, чем наука.

Если вы испытываете трудности, подумайте о конечной цели пользователя, а не о конечной цели задачи. Вместо того чтобы фокусироваться на разделе или функции, которые вы хотите протестировать, подумайте, почему люди будут использовать этот раздел или функцию. Чего они, в конечном счете, пытаются достичь?

Чтобы протестировать , поставьте перед пользователем задачу купить что-либо. Чтобы оценить процесс подписки на вашу новостную рассылку, попросите пользователя зарегистрироваться для получения информации по электронной почте. Чтобы узнать, сможет ли пользователь понять определенный контент, напишите задачу, включающую в себя вопрос об информации, содержащейся в данном контенте. Начав с конечной цели пользователей, вы существенно упростите для себя процесс написания задач, а проверка на распространенные ошибки, описанные выше, улучшит ваши задачи.

Внутри каждого человека есть сила стремления к осуществлению своих целей, вопреки сложностям и препятствиям. Два предлагаемых проективных теста помогают лучше осознать, как вы можете осуществить задуманное.

Тесты в картинках: Как осуществить цель. Возможные препятствия и их преодоление. (Проективные методики):

Тест в рисунках №1. Ваши действия в критической ситуации.

Инструкция.

На этой картинке изображен обрыв и человек, то ли падающий, то ли прыгающий с него. Вам необходимо спасти человека от неминуемой травмы, не дать ему упасть. Как вы это сделаете, решать вам. Дополните картину необходимыми деталями.

Стимульный материал.

Во-первых, прежде чем что-то нарисовать, вы определили для себя: прыгает человек или падает. Если ваш человек добровольно пры­гает с обрыва, то это говорит о вашей решительно­сти и активности, вы предпочитаете действие размышле­ниям, вы практик, не теоретик. Если же вам кажется, что человек падает, то это значит, что вы терпеливы, готовы ждать, пока все утрясется само собой. Вы не любитель активных действий.

А теперь подробно остановимся на тех дета­лях рисунка, которые вы дорисовали в качестве «первой помощи» человеку и которые призваны не дать ему упасть и расшибиться.

Если вы нарисовали воду под ногами у чело­века (реку, озеро, море), то это говорит о ва­шей склонности все пускать на самотек. Предпринимайте шаги по урегулирова­нию ситуации, будьте более активным и решительно берите быка за рога.

Если вы нарисовали под ногами у человека батут или натянутое одеяло, чтобы смяг­чить падение и поймать человека, то это говорит о ва­шей предусмотрительности. Вы очень редко попадае­те в критические ситуации, потому что всегда тщатель­но просчитываете все возможные варианты развития событий и стараетесь предугадать все, что может слу­читься. Но даже если вы чего-то не учтете, то у вас все равно всегда окажется готовое средство по спасению ситуации. На вас можно положиться, вы не подведете.

Если вы нарисовали под обрывом человека с вытянутыми руками, готового пой­мать падающего в объятия, то это значит, что вы доверчивы, в критической ситуации склонны доверяться другим. Вы ищете человека, который бы вам помог.

Если вы превратили обрыв в небольшой холмик, тем самым прекратив падение человека, то это означает, что вы обладаете лидерскими качествами и способны вести людей за собой. В критической ситуации вы не растеряетесь и сделаете все, что нужно, чтобы исправить случившееся.

Если вы нарисовали человеку крылья, то это говорит о том, что вы всегда найдете остроумный или творческий выход из сложного положения.

Тест в рисунках №2. Ваша целеустремленность.

Инструкция.

Внимательно посмотрите на этот рисунок. Он незаконченный, вы должны его дополнить таким образом, чтобы по­лучился ясный и понятный сюжет. Рисуйте все, что приходит вам в голову.

Стимульный материал.

Ключ к тесту (интерпретация).

Этот тест покажет вам, насколько вы целеустремленный человек. Все символы достаточно прозрачны. Человек - это вы сами, сверток на другом берегу - это ваша цель, река - это полоса препятствий, которую вам надо каким-то образом преодолеть. То, как вы это сделаете, говорит о вашей целеустремленности.

Если вы нарисовали мост, то это очень хороший знак. Это говорит о том, что вы не откажетесь от своей цели только потому, что добраться до нее не очень лег­ко. Чем крепче нарисованный вами мост, тем сильнее ваша воля и решительнее характер.

Если вы нарисовали мостик-жердочку, то это значит, что вас можно на время сбить с курса, заставить переду­мать, спасовать перед жиз­ненными трудностями (как упали бы с этого мостика в реку).

Если ваш мост с красивыми перилами, весь резной и покрытый украшениями, то это говорит о том, что вы склонны все идеализиро­вать, вы по натуре романтик, и даже цели у вас очень красивые.

Река, в которой кишат крокодилы или аку­лы, говорит о том, что вы боитесь тех препятствий, которые могут вам встретиться на пути к вашей цели. Если при этом ваш мостик шаткий и тонень­кий, то можно не сомневаться: вы часто поддаетесь необоснованной панике. У вашего страха, как говорит­ся, глаза велики. Но вам следует помнить и другую поговорку: глаза боятся, а руки делают. Все не так страшно, как вам кажется.

Если вы нарисовали на воде линии или рас­тения, то это означает, что вы не ждете от жизни под­воха, но и не надеетесь, что у вас всегда все будет глад­ко, без сучка и задоринки. Вы понимаете, что в жизни все случается, и готовы преодолеть любое препятствие.

Тест на целеустремленность составлен английским доктором по психиатрии Р. Персо, который разработал простые вопросы, требующие согласия или отрицания. Вооружитесь листом бумаги и ручкой, после чего внимательно прочтите вопросы и честно ответьте на них.Если вы согласны с утверждение, напишите А, а если не согласны — поставьте на листке Б.

  1. Успех приходит к нам благодаря скорее тяжелому труду, чем нашим способностям. (А — вы согласны, Б — не согласны);
  2. На отдыхе я совсем забываю про свою работу. (Б — вы согласны, А — не согласны);
  3. На сегодня я тружусь больше, чем получаю от этого отдачу. (А — вы согласны, Б — не согласны);
  4. Если человек встает на моем пути, у него не всегда есть намерения помешать мне. (Б — вы согласны, А — не согласны);
  5. Я всегда планирую пути достижения своих целей. ( А — вы согласны, Б — не согласны);
  6. Я всегда принимаю решения посоветовавшись со своими близкими. (Б — вы согласны, А — вы не согласны);
  7. Если меня хвалят, у меня нет сомнения в объективности похвалы. (А — вы согласны, Б
  8. Если на пути достижения цели у меня возникнут препятствия, я готов пересмотреть свои цели. (Б — вы согласны с утверждением, А — вы не согласны);
  9. Я прекрасно знаю себя, свои положительные и отрицательные стороны. (А — вы согласны, Б — вы не согласны с утверждением);
  10. Для меня очень важно мнение окружающих о моей персоне. (Б — вы согласны, А — вы не согласны с утверждением).

После того, как вы ответили на все вопросы, подсчитайте количество ответов А .

Если ответов А 8 и более — вас можно назвать очень целеустремленным человеком. Вы из тех, кто не боится ни окружения, ни руководства. Вы всегда стараетесь добиваться своих целей, можете даже запросить повышения у руководства, не испытывая при этом чувства страха. Однако вам нужно следить за своим поведением, чтобы оно не казалось окружающим слишком напористым и жестким, да и близким может быть не очень комфортно жить под вашим давлением.

Ответов А от 5 до 7 — в общем у вас довольно неплохой уровень целеустремленности — его значение выше среднего. Однако вы не страдаете одержимостью по достижению поставленных целей, как представители предыдущей группы.

Вы привыкли справляться со своими проблемами самостоятельно, без чьей-либо помощи, и ждете этого от окружающих. Но далеко не все умеют справляться с проблемами самостоятельно — большинство людей все же предпочитают переложить свои проблемы на плечи тех, кто может их решать, на вас, например. Так что не стоит ожидать от окружающих самостоятельности в этом вопросе. И еще один совет: научитесь говорить «нет» тем, кто пытается вами манипулировать.

Ответов А от 2 до 4 — вас сложно назвать очень целеустремленным человеком, однако когда речь касается крайне значимого для вас предмета, ситуации или человека, ваша мотивация значительно возрастает. Для того, чтобы стать действительно целеустремленным человеком и добиться больших успехов в жизни, вам необходимо научиться стимулировать себя самостоятельно.