Портретная характеристика чиновников в комедии “Ревизор”. Чиновники в комедии "ревизор" гоголя План характеристики чиновников из ревизора

Произведения Гоголя охватывают 40-е годы XIX века — время чиновничьего произвола, время жестокой эксплуатации бесправного и угнетенного народа. Он, первый в русской литературе, решился открыто высмеять бюрократов и чиновников. Его перу принадлежит несколько произведений, в которых взяточничество и подхалимство стало центральной темой, — поэма «Мертвые души», повести «Нос» и «Шинель», комедия «Ревизор», о которой и пойдет речь в этой статье.

Сатира на чиновничью Русь

«Ревизор» — реалистическое произведение, раскрывающее мир мелких и средних российских чиновников. О комедии «Ревизор» Гоголь писал, что решил собрать здесь «все дурное» и посмеяться «за одним разом» над тем, что творится в России. Действие происходит в маленьком провинциальном городке, мерное течение жизни которого взрывает известие о приезде ревизора. Узнав о предстоящем визите инспектора, чиновники направили свои усилия на соблюдение внешних приличий. Вместо того чтобы заняться насущными проблемами города, они убирают улицы, по которой проедет проверяющий, снимают охотничий арапник, висевший на виду.

Задуманный автором сюжет позволил раскрыть пороки, поразившие чиновничью среду. Комедия знакомит не только с уездными чиновниками, но и с Хлестаковым, приехавшим из Петербурга, которого все приняли за ревизора. Образ чиновников комедии Гоголя рассмотрим более подробно. Начнем с главного героя комедии - Хлестакова.

«Ревизор»

Главный персонаж комедии - «лет двадцати трех», «тоненький, худенький», «недурной наружности» молодой человек. Хлестаков одет не в служебную форму - «в партикулярном платье», из сукна «важного, аглицкого». По чину он всего-навсего коллежский регистратор, но «по костюму» и по «петербургской физиономии» его и приняли «за генерал-губернатора». «Было бы» «что-нибудь путное», презирает его слуга Осип, «а то ведь елистратишка простой». Наивный и пустой баловень-дворянчик, прожигающий деньги своего отца. По выражению слуги, «батюшка присылает денежки», а Хлестаков «делом не занимается», — «в картишки играет» да гуляет «по пришпекту».

В образах чиновников в комедии «Ревизор» автор показал повальное взяточничество и казнокрадство, презрение к простому народу и злоупотребление властью. Взяточник, игрок и крепостник — Хлестаков не имеет понятия, что такое добро и зло, и может совершить любую подлость. Слуга голодает, а ему все равно. Хлестаков легко переходит от высокомерия к унижению, от бахвальства к трусости. Он безудержно врет, а все видят в этом исполнение своих желаний и их совершенно не смущает, когда, завравшись, Хлестаков хватит лишнего. Всеми поступками героя руководит тщеславие, для него самое главное - пустить пыль в глаза.

Хлестаков — пустышка «без царя в голове», у которого в мыслях «необыкновенная легкость». Он олицетворение пустоты, тупости и фанфаронства, похожий на пустой сосуд, который чем угодно можно наполнить. Возможно, поэтому чиновники города NN и приняли его за важную персону. По их представлениям, именно так и должен себя вести взяточник-чиновник. В комедии «Ревизор» образ главного героя не только один из самых ярких, но и совершенно новый в литературе. Его фамилия стала нарицательной. Безудержное хвастовство и ложь так и называют — «хлестаковщина».

Глава города NN

Один из главных персонажей - городничий Сквозник-Дмухановский. На примере этого героя автор раскрывает «все дурное», что характеризует чиновников того времени. Антон Антонович «озабочен» только тем, чтобы «не пропустить» ничего из того, что само «плывет в руки». В отличие от Хлестакова, городничий хитер и расчетлив во всех делах. Он чувствует себя в этом городе полновластным хозяином. Взяточничество для него вполне нормальное явление. За взятку он освобождает сына купчихи от рекрутчины, а вместо него отправляет мужа слесарши Пошлепкиной.

Моральных норм для него не существует: чтобы собрать побольше поборов, — отмечает дважды в год именины. Он ходит в храм и уверен, что «тверд в вере». Но это не помешало ему положить деньги для строительства церкви себе в карман, а в отчете написать, что она «сгорела» едва «начала строиться». В общении с подчиненными городничий груб и деспотичен. Иначе он ведет себя с Хлестаковым. Ему он постоянно угождает, умудряется «ввернуть» ему денег, говорит заискивающе и почтительно. На примере этого героя автор показывает взяточничество и чинопочитание, типичные черты российского чиновника.

Центральные персонажи произведения

В комедии «Ревизор» характеристики чиновников показывают, что служителей из городка NN трудно назвать честными людьми, работающими во славу своей родины, что, собственно, и должно быть целью государственных служащих. Смотритель училищ запуган до такой степени, что «шарахается» только от имени вышестоящего начальника. Лука Лукич признается, что «заговори» с ним кто-нибудь «чином повыше», то у него сразу и «души нет», и «язык завязнул». Хлопов и предпочтение отдает учителям под стать себе - пусть тупой, зато не допускающий вольных мыслей. Качество образования и учебного процесса его не волнует - лишь бы внешне все было благопристойно.

Судья Ляпкин-Тяпкин производит все судебные и юридические процедуры в городе. Прекрасно передает образ чиновников в комедии «Ревизор» и «говорящая» фамилия Ляпкин-Тяпкин, и вполне соответствует его отношению к службе - там все настолько запутано, пропитано клеветой и доносами, что в судебные дела и заглядывать не стоит. Место и положение обеспечивают Аммосу Федоровичу власть в городе. Он может не только свободно держаться с городничим, но и оспаривать его мнение. Тем более он самый умный в городе — прочитал за всю жизнь несколько книг. Его любимое занятие - охота, ей он уделяет не только все свое время, берет открыто взятки, но и ставит себя в пример: «Я беру взятки. Но чем? Щенками. Это же совсем другое дело». Многолетние взятки и волокита - таков суд в городе NN.

Чиновники города NN

Есть еще несколько ярких героев в комедии «Ревизор». Характеристика чиновников поможет понять, что и второстепенные персонажи не менее интересны. «Толстый» и «неповоротливый» попечитель богоугодных заведений - проныра и плут. Артемий Филиппович не заботится ни о заведении, ему вверенном, ни о больных. Земляника махнул рукой на больницы: «Если выздоровеют, то и так выздоровеют, если умрут, то и так умрут». Главным его «талантом» являются доносы. Мнимому ревизору он доносит на своих коллег.

Почтмейстер Шпекин занимается вполне «безобидным» делом - читает чужие письма, но не видит в этом ничего плохого: «Люблю узнать, что на свете нового». Простодушный и наивный человек, через письма он смотрит на мир, которого никогда не видел. Именно Шпекин выясняет первым, что Хлестаков не тот, за кого они его принимают.

Городские помещики Бобчинский и Добчинский - городские сплетники, они живут только ради того, чтобы всем подряд рассказывать о чем-либо. Как писал автор, эти персонажи страдают «чесоткой языка», «говорят скороговоркою» и «помогают жестами и руками». Именно они убедили всех в городе NN, что Хлестаков и есть проверяющий.

Пристав Уховертов, полицейские Держиморда и Свистунов только подчеркивают характер происходящего, и олицетворяют собой грубый произвол, беззаконие и пьянство, царящие в городе.

Сатира в комедии Гоголя

Описывая мир взяточников и казнокрадов, автор использует художественные приемы, при помощи которых ему удалось создать яркие незабываемые образы. На первых же страницах произведения читатель, прочитав фамилии уездного лекаря и частного пристава, уже имеет представление о них. Кроме приемов сатирического изображения чиновников, в комедии «Ревизор», автор дал критические характеристики своим героям, которые помогают понять персонажей. Например, городничий «взяточник, а ведет себя солидно»; Хлестаков «без царя в голове»; почтмейстер «простодушный до наивности».

Яркие характеристики и разоблачение пороков чиновников в комедии «Ревизор» даны и в письмах Хлестакова к своему приятелю. Он откровенно называет, например, Землянику «свиньей в ермолке». Основным художественным приемом автора является гипербола. Как пример, здесь можно назвать лекаря Гибнера, который не может даже общаться с больными, потому как не знает в совершенстве русский язык. Гиперболична и сама фабула, но по мере развития сюжета, гипербола сменяется гротеском. Хватающиеся за Хлестакова, как за спасительную соломинку, чиновники не могут оценить всю абсурдность происходящего, и нагромождают несуразности одну на другую.

Развязка наступает быстро: письмо Хлестакова дает всему простое объяснение. Далее, автор использует прием, который стал очень популярным и показывает, что действие комедии выходит за пределы сцены и, на самом деле, переносится на необъятные российские просторы — герой обращается со сцены к залу: «Чему смеетесь? - Над собой смеетесь!».

План
Введение
Образы чиновников - галерея типических характеров провинциальной России.
Основная часть
Чиновники олицетворяют в уездном городе власть:
а)городничий;
б) Ляпкин-Тяпкин;
в) Лука Лукич;
г) почтмейстер;
д) Земляника.
Заключение
В образах чиновников писатель сатирически показал современную ему действительность.
Образы чиновников в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» представляют собой галерею типических характеров провинциальной России.
В уездном городе они олицетворяют власть и силу, высший круг местного общества. Все они индивидуальны. Так, Городничий по праву выслужил свою должность за тридцать лет. Он отличается хитростью и умением везде соблюдать свой материальный интерес. Антон Антонович гордится тем, что может обмануть любого: «Мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать...» С вышестоящими он угодлив и почтителен, с низшими - груб и бесцеремонен. Если купцов можно за бороды таскать, то перед Хлестаковым он заискивает и вдохновенно расписывает ему, как он ночей не спит, заботясь о благополучии города. Он уверяет, что ему не надо почестей, но кривит душой. На самом деле он честолюбив и мечтает о службе в столице, о генеральском чине. И вообразив, что это у него скоро будет, еще сильнее презирает нижестоящих, требуя от них новых подношений.
Так же корыстны и честолюбивы и другие чиновники. Откровенно пренебрегая службой, судья Ляпкин-Тяпкин увлечен только охотой и даже взятки берет «борзыми щенками». Гоголь говорит о нем, что он прочитал пять или шесть книг «и поэтому несколько вольнодумен», а Земляника характеризует судью так: «У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетел». Но от страха перед ревизором даже судья становится робким и косноязычным. Еще более труслив Лука Лукич, смотритель училищ: «Не приведи Бог служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». Обвинение в вольнодумстве грозило каторгой, а повод для такого обвинения можно было подать любой - если учитель, например, делает какие-то гримасы. Почтмейстер любопытен и вскрывает чужие письма, а те, что понравятся, оставляет у себя. Но самый низкий и бесчестный из чиновников - Земляника, попечитель богоугодных заведений. Он ворует, как и все они, больные у него не получают никаких лекарств и «как мухи выздоравливают». Он всячески старается подчеркнуть свои заслуги перед Хлестаковым. Он так же, как и все, завистлив. Но он не только выслуживается перед ревизором, но и готов написать донос на всех своих приятелей, обвинив их в небрежении к делам, в аморальности и даже вольнодумстве: «Для пользы отечества я должен это сделать, хотя он мне родня и приятель».
Чиновники гоголевского уездного города лживы и подлы, корыстны и безнравственны. Они угождают высшим и презирают нижестоящих, презирают тех, чьими трудами складывается их благосостояние. Таково сатирическое отражение автором современной действительности.

В «Ревизоре» я решился собрать в кучу всё дурное в России, какое я тогда знал…
Н.В.Гоголь

Цели урока: проанализировать, каким виделся уездный город России первой половины 19 века, его обитатели и чиновники Н.В. Гоголю.

Наглядность:

  1. Портрет Н.В. Гоголя
  2. Портреты городничего, судьи, смотрителя училищ, почтмейстера.
  3. Презентация «Уездный город в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Ход урока.

Словарная работа.

Объяснить устно значение следующих слов: драма, комедия, афиша, монолог, диалог, реплика, богоугодное заведение, смотритель училищ,присутственные места, партикулярный, подорожная, приватно, ассигновать, гарниза, профинтить, елистратишка, пентюх, лабардан, департамент, екивок, якобинец, фельдъегерь, постой, амбре, шелкопёр, инкогнито.

Слово учителя.

Тема нашего урока «Уездный город в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Сейчас посмотрите презентацию «Уездный город в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». (Смотреть приложение)

Дополните описание города примерами из текста.

Вот такая мрачная картина города. Обобщим сказанное и запишем в таблицу, каков этот городок. (Таблица заполняется в течение урока.)

Как живётся в уездном городе людям?

Кого из жителей показал писатель в пьесе?

Проверка домашнего задания.

Были даны индивидуальные домашние задания учащимся. Выписать из текста цитаты, характеризующие жизнь горожан и чиновников города. Цитаты написать на альбомных листочках и во время рассказа о героях повесить листочки на доску.

Больные

«сделайте так, чтоб всё было прилично: колпаки бы чистые, и больные не походили бы на кузнецов», «такой крепкий табак курят, что всегда расчихаешься, когда войдёшь», «Человек простой: если умрёт, так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет», Доктор Гибнер «по-русски ни слова не знает»

Солдаты

«не выпускать солдат безо всего: это дрянная гарниза наденет только сверх рубашки мундир, а внизу ничего нет»

Купцы

«Постоем совсем заморил, хоть в петлю полезай» «мы уж порядок всегда исполняем: что следует на платья супружнице его и дочке». Купцы жалуются на городничего, хотя вместе с ним воруют городскую казну.

Слесарша

Февронья Пошлёпкина «Мужу-то моему приказал забрить лоб в солдаты... По закону нельзя: он женатый»

Унтер-офицерша

«Высек» «два дни сидеть не могла»

Делаем вывод о положении жителей уездного города и записываем в таблицу.

Вывод: жители города бесправны перед чиновниками, свои дела они могут решать только с помощью взяток должностным лицам. Никакой заботы со стороны властей нет, им всё равно «если умрёт, так умрёт; если выздоровеет, так выздоровеет». Даже купцам несладко живётся, что уж говорить о бедном люде.

Вопрос классу: «Кому живётся в городе хорошо?»

Сообщения учащихся о чиновниках. Ребята делают записи в таблице, дополняя графу об уездном городе и графу о чиновниках. (Сообщения учащихся отредактированы учителем.)

Например, об Антоне Антоновиче Сквозник-Дмухановском, градоправителе. «Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, однако ведёт себя очень солидно; довольно серьёзен... Черты лица его грубы и жёстки, как у всякого, начавшего службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души». Перед нами человек бывалый со своим жизненным опытом, хваткой. Он гордится тем, что раньше «мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что готовых весь свет обворовать». За ним, как и за другими чиновниками, водятся «грешки». Он знает о взятках подчинённых и говорит: «Не по чину берёшь». Сам ничем не брезгует: ни сукном, ни воском, ни черносливом «что лет уже по семи лежит в бочке». Жульничать за годы службы городничий научился мастерски. «А кто тебе (купцу) помог сплутовать, когда ты строил мост и написал дерева на двадцать тысяч, когда как его и на сто рублей не было?» Деньги, выделенные на церковь, присвоил, а начальству доложил, что церковь сгорела. Его распоряжения поверхностные, чтоб опять же обмануть ревизора. «Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя».

Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений. Он, говоря современным языком, отвечает за больницы, приюты. Средства воруются, сам признаётся: «Больным велено габерсуп давать, а у меня по всем коридорам несёт такая капуста, что береги только нос». «Лекарств дорогих мы не употребляем». Его фраза о том, что больные у него «все как мухи выздоравливают», лекарь по фамилии Гибнер характеризует положение дел в больнице. Во время «аудиенции» Хлестакова Артемий Филиппович сплетничает, рассказывая о делах и личной жизни чиновников, готов написать на всех донос. «Не прикажете ли, я всё это изложу лучше на бумаге?»

Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин – судья. Его городничий называет умным человеком, потому что прочитал пять или шесть книг. Замечания городничего о присутственных местах: «У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусёнками, которые так и шныряют под ногами». «У вас высушивается в самом присутствии всякая дрянь, и над самым шкапом с бумагами охотничий арапник... От него (заседателя) такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода». Признание Аммоса Фёдоровича «Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками» говорит о том, что взятка – это норма для чиновников города, только каждый берёт то, что ему нужно. Судья ничего не понимает в своей работе: «Я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда, а что неправда».

Хлопов Лука Лукич – смотритель училищ. Самая опасная должность, ведь учёность никогда в России не ценилась. «Не приведи бог служить по учёной части, всего боишься. Всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». Хлопову объявлен выговор за то, что в учебном заведении «вольнолюбивые мысли внушаются юношеству», а это один из учителей «строил рожи» во время объяснения материала, а другой ломал стулья.

Шпекин Иван Кузьмич – почтмейстер. Почтмейстер даже и не скрывает, что он письма вскрывает и читает, не видит в этом преступления. Он делает это «из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете. Я вам скажу, что это преинтересное чтение. Иное письмо с наслаждением прочтёшь…» Интересные письма он себе оставляет. Это не только приятное времяпровождение, это и исполнение указаний городничего, который советует читать письма. «Послушайте, Иван Кузьмич, нельзя ли вам для общей нашей пользы, всякое письмо, которое прибывает к вам в почтовую контору, входящее и исходящее, знаете, этак немножко распечатать и прочитать: не содержится ли в нём какого-нибудь донесения или просто переписки…» Перехватил же он письмо Хлестакова другу Тряпичкину.

Полицейские. В четвёртом явлении первого действия мы узнаём, что полицейский Прохоров мертвецки пьян, спит на участке. В афише пьесы даны фамилии трёх полицейских: Держиморда, Свистунов, Пуговицын. Уже сами фамилии говорят, как они наводят порядок в городе. Городничий даёт распоряжение насчёт Пуговицына: «Квартальный Пуговицын…он высокого роста, так пусть стоит для благоустройства на мосту». Насчёт Держиморды замечает частному приставу: «Да сказать Держиморде, чтобы он не слишком давал воли кулакам своим; он для порядка всем ставит фонари под глазами: и правому и виноватому». Далее Держиморда стоит у дверей «ревизора» Хлестакова и не впускает к нему горожан. Полицейские городка в полном подчинении у городничего и, думается, действуют не по законам государства, а по прихоти главного чиновника города.

Обобщение сказанного о чиновниках.

Назовите черты, характерные для чиновников. Заполните графу таблицы о чиновниках.

Можно ли образы героев комедии рассматривать как точное воспроизведение характеров действительно живших людей?

Какую роль сыграл художественный вымысел в изображении действующих лиц пьесы?

Чиновники города – люди «бывалые», то есть могут легко провести кого угодно, но почему же они боятся очень ревизора?

Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?

Николай 1 заявил после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!» В Перми полиция потребовала прекратить спектакль, а городничий в Ростове-на-Дону грозил упрятать актёров в тюрьму. Гоголь писал о постановке комедии: «Действие, произведённое ею, было большое и шумное. Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня…» Почему возмущались и чего так испугались царь, чиновники и купцы?

Как вы думаете, актуальна ли пьеса в наши дни?

Домашнее задание.

Написать дома изложение с элементами сочинения «Уездный город в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». В заключении изложения ответить на вопрос: «Как вы понимаете эпиграф к пьесе?»

Итоги урока.

Обращаем внимание на эпиграф к уроку. С какой целью писатель показал в комедии «всё дурное в России»?

«Ревизор» - комедия Н.В. Гоголя. Как писал сам автор, он хотел показать и, одновременно, высмеять все недостатки чиновничества и несправедливости, которая царит в отдаленных местах России. В комедии раскрываются все «грехи» чиновников города, которые пытаются скрыть их от ревизора, который должен их посетить. Н.В. Гоголь не вводит в свое произведение отдельного главного персонажа, он прорисовывает образ каждого чиновника, описывая недостатки политического строя.

Городничий предстает перед нами, как человек неглупый, но за долгие годы службы привыкший обманывать и воровать. Персонаж сам признается, что никто не может провести его, а вот он с ловкостью обманул ни одного губернатора. Антон Антонович забирает к себе в карман деньги, которые были выделены на нужды города. Городничий знает обо всех «темных делах», которые творятся в городе. Но он оправдывает это, говоря, что все люди грешны, по природе своей. Он проводит профилактическую беседу со своими подчиненными, дабы перед приездом ревизора, они скрыли все недочеты. Он хочет выслужиться перед начальством, а решение проблем города его не волнует.

Другие начальники ни в чем не уступают городничему. Судья Ляпкин-Тяпкин прохвост, который пытается во всем услужить начальству. Он любит охоту и берет взятки борзыми щенками. По поводу здравоохранения в городе он говорит, что человеку, которому суждено умереть, не помогут и дорогие лекарства, поэтому без надобности тратить на них деньги городской казны.

Хлопов – смотритель учебных заведений. Он боится различных проверок и постоянно жалуется на то, как тяжела его служба.

Шпекин , который занимает место почтмейстера, вскрывает письма неизвестным адресатам. Оправдывает он сие занятие тем, что хочет узнать, что интересного происходит.

Все руководство города занимается взяточничеством. Их не заботит жизнь обычных жителей. Они ставят себя выше их и управляют городом, как им вздумается. Чиновники не взирают на закон и нужды жителей. Когда приходит известие о приезде ревизора, чиновники особо не переживают, они пытаются внешне прикрыть свои проступки, но понимают, что проблема может быть решена путем взятки. Ревизор посещает город не в первый раз и начальство знает, как нужно повести себя и что сказать, чтобы выйти сухими из воды. Они ведь служат на своих чинах и управляют городом не первый год и всё им сходит с рук. Путем взяточничества, лжи, неприкрытой лести они остаются на своих местах и после различных проверок.

Главенствующие лица проговариваются о своих проступках, рассказывают несколько историй из жизни города. И благодаря этому складывается полная картина того, что происходит в русских провинциях. Начальство самовольно управляет городом, берет взятки, нередко сплетничают и пишут доносы. Права граждан ущемляются, условия для жизнедеятельности ужасны, при чем администрация закрывает на это глаза. Жизнь уездов и провинций отражается в пьесе Н.В. Гоголя. Автор обличает все черты строя Руси.

Сочинение Чиновники в «Мёртвых душах»

Николай Васильевич Гоголь является автором произведения Мёртвые души. На протяжении чтения всего произведения, становится понятно, что все помещики и знатные люди между собой связаны. Для каждого из помещиков прежде всего характерны взяточничество, а также желание нажить своё имущество на чужом горе.

В профессионализме Николая Васильевича не возникает сомнения, так как он просто мастерски раскрывает каждого помещика, именно таким, какие они были в те времена. Вся отвратность каждого из них описывается настолько детально, что каждый читатель может наиболее подробно узнать, какими являлись помещики в те времена, в городе, в котором происходили все действия, в произведении Мертвые души.

В рассказе показываются основные проблемы которые возникали в Российской империи в конце XIX века. Не только крепостное право, являлось существенной проблемой для империи, но и власть которую даровали чиновникам, приносила большие проблемы, ведь на их содержание выделялись просто огромнейшее суммы из государственной казны. В XIX веке, люди, которые имели власть, прежде всего старались обогатить своё состояние и даже не смотрели на то, откуда поступают эти деньги, из казны или с воровства обычных людей.

Желание раскрыть тему касаемо воровства и жестокого обращения чиновников, желали раскрыть многие авторы, в числе которых и был Николай Васильевич Гоголь. Все действия в произведении происходят в городе Н, именно так было назван город, с целью не раскрывать настоящее название, или же в соответствии с тем мотивом, что город на самом деле не существовал и был вымышленным.

Читая первые строки произведения, можно понять что точного описание помещиков и чиновников города отсутствует. Но, несмотря на отсутствие описания, их жизненный уклад, а также характеры очень точно показаны автором. Чичиков, является главным персонажем произведения, у которого возникает желание посетить каждого знатного человека города, с целью расположить всех людей которые имеют власть к своей персоне. По мере посещения, каждого знатного помещика, у Чичикова начинают складываться доверительные отношения с каждым из них.

В мире помещиков, всегда присутствует ни с чем не граничащая пышность и в тот же момент пафосность, относящаяся к каждому человеку города имеющего большую власть. Одним из примеров является пышный обед у губернатора, однако обстановка и яркий свет были совместимы лишь с балом которые устраивают во дворцах.

Уездный город, всё больше напоминал читателю, что все помещики делятся на два вида. Например, первый вид, имеет в своём составе помещиков, которые всё своё свободное время уделяли развлечениям и ухлестываниям за молодыми барышнями, стараясь при этом как можно романтичнее и нежнее сделать им комплименты, в тот же самый момент вторые, с огромной страстью и желанием принимали полученные комплименты. Однако несмотря на большое количество ухажеров в городе, никто никогда даже не мог подумать, о том, чтобы вызвать какого-либо человека на дуэль, это казалось им странным и бесчеловечным. Точно также они вели себя когда дело касалось денег, прежде всего они старались набить свой карман и провести, какую-нибудь афёру с другим человеком, для того чтобы обогатиться.

Также они поступали и во время обеда, они не уделяли большое внимание на все те обстоятельства, которые им были неинтересны, наоборот они старались обсудить например, чиновников, которые находились в других ведомствах, важные действия, которые они производили на своей службе. Помимо всего они обсуждали различных писателей, поэтов и рассуждали о том, какой обед будет подан им сейчас.

Сочинение для 8 класса

Несколько интересных сочинений

  • Смешное и грустное в рассказах Чехова сочинение

    Знаменитый русский писатель Чехов Антон Павлович уже очень и очень давно считается одним из признанных мастеров отечественной литературы, которые способны объединить в своих произведениях мягкий лиризм, человеческую любовь и привязанность

  • Какой же будет система образования будущего? По моему мнению, она будет глобальной. Любой ученик сможет получать качественное образование независимо от того, где он живет.

  • Анализ произведения Недоросль Фонвизина (комедия)

    В 1714 году в России был издан указ об обязательном образовании дворян. В случае неисполнения предписания царя недоучкам-недорослям, считавшимися несознательными, было запрещено вступать в брак

  • Сочинение по трагедии Ромео и Джульетта Шекспира рассуждение

    Романтическое произведение «Ромео и Джульетта», покорило сердца многих поколений. Тема любви, предательства играет во многих произведениях главную роль.

  • Анализ рассказа Шукшина Критики

    Люди воспринимают действительность совершенно разным образом, такое восприятие во многом зависит от воспитания, условий, в которых человек растет. В своих рассказах Шукшин нередко противопоставлял восприятие и миропонимание людей города и деревни

Характеристика чиновников в «Ревизоре» Гоголем даётся ещё при самом начале с помощью народной пословицы, которая послужила эпиграфом к комедии: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Этот емкий образ позволяет нам проникнуть в сущность множественного «лика» чиновничества, как той силы, которая заполонила русское пространство первой половины ХІХ века и поработила его. Комедия должна была стать своеобразным «зерцалом», в котором можно разглядеть все нюансы общественного уродства. Как подлинный художник Гоголь понимал, что лучше всего обозначить масштабы этого бедствия не прямо порицая его, а поставив в такой контекст, где ему бы всё время сопутствовало смеховое начало.

Всех чиновников в ревизоре объединяет неумеренная страсть к стяжанию, при этом – не важно, чего: денег, власти, незаслуженного уважения. Это незначительные части «маленьких благодарностей», таких маленьких, что о них не стоит говорить. Тяга российского общества к традиционным ценностям порождало ситуацию, когда именно традицией откупались от совести. Древнее как мир взяточничество само становилось миром, законы которого должны быть нерушимы. В таком мире легко обмануть и быть обманутым, в свете чего честность кажется оскорбительной. Чиновничество в «Ревизоре» выглядит гротескно ещё и потому, что нелепица их жизни преисполнена «претензией» и праведного гнева: ничего и никому оно не прощает непочтительного отношения к себе, которое должно быть у всякого русского гражданина чуть ли не внутрикровным.

Образы чиновников в комедии «Ревизор» столь же смешны, сколь и чудовищны, потому как правдивы и распространены во всех сферах тогдашней общественной жизни. Городничий Сквозник-Дмухацкий, конечно, не глуп, как сивый мерин, он хорошо осведомлён о неприглядном положении обывателей своего города, плачевном состоянии медицины и образования. Но извлечение собственной выгоды превалирует у городничего надо всем, а приезд ревизора должен был перекрыть процесс поглощения ресурсов и латания после этого дыр. Страх настолько ослепляет городничего, что он трусость и пустоту Хлестакова принимает за тонкое коварство, с которым проезжающий выдаёт себя за ревизора. Сквозник-Дмухацкий никогда не испытывает чувства не только вины, но даже неловкости в моменты, когда его «благодарят», ведь призрак якобы Божьего промысла давно уже всё оправдал. Против божественной воли никто не смеет идти, разве что какие-нибудь вольтерьянцы. Среди же досточтимых чиновников уездного города такого позора быть ни в коем случае не должно. Его и нет!

Отсутствие вольтерьянского позора освобождает также от ума и образования. Невежество насколько непобедимо, что никаким просвещением его с места не сдвинуть, как у городского судьи, берущего взятки борзыми щенками для будущей охоты. Несколько книг, которые во всю жизнь прочитал «а-подать-сюда-Ляпкин-Тяпкин», конечно, стяжали ему славу вольнодумца, но к его скудному сознанию ровным счётом ничего не добавили. Он не только не в состоянии выполнять работу, но и нести ответственность за свои суждения, которые уже давно, а может быть и с самого начала карьеры, упразднены начальством чем-то вроде: «много ума хуже, чем бы его совсем не было».

В рядах чиновников города Н в «Ревизоре» хорошо заметен Земляника, который со всем рвением опекается богоугодными заведениями. Он ужасный проныра и умеет говорить по сердцу властьимущих, что всегда обеспечивает ему блестящий успех. Попечитель считает лесть самым незаменимым и безошибочным средством для проникновения в чужую душу и пользуется ей в самых широких масштабах. Он заискивает и перед городничим, и перед Хлестаковым, тонко улавливая природу их гордыни и страха. Уступает в лести Землянике смотритель училищ Хлопов, он делает это не так искусно, зато с большим успехом подаёт городничему жалобы на учителей, которые якобы распространяют вольный дух среди подрастающей молодёжи, слишком уж они оскорбительно горячи и образованы. Поэтому все чиновники из «Ревизора» столь репрезентативны, столь блистательны в своём упрямстве, ведь каждый из них является частью взяточнической системы, убивающей всё человеческое, оригинальное и разумное.

Образы чиновников в комедии «Ревизор» дополняются и такими персонажами как Бобчинский и Добчинский, плутоватыми сплетниками, которые находятся в бесконечном поиске потрясающих новостей. Они снуются через всю комедию баловниками и шутами, которых никто ни во что не ставит, но все терпят – за возможность первыми узнать интересное происшествие, чего бы оно ни касалось. Один из них обязательно то сопровождает городничего к Хлестакову, то рассыпается в любезностях перед Анной Андреевной, то подобострастно заикается перед ревизором. В конечном счёте, во всех ипостасях они не меняются, демонстрируя низшую ступень мыслительной скудости и ничтожества – мелкого чиновника, который в силу положения ласков, а дай ему в руки власть – растерзает любого. Сами Добчинский и Бобчинский испытывают чуть ли не наслаждение от трепетания перед властью, ибо «страх всё равно пронимает, когда говоришь с вельможей», и этот страх вовсе не кажется унизительным. Его воспринимают, как источник низкого удовольствия.

И, наконец, сам Хлестаков – это воплощённая канцелярская пустота, проигравшаяся в карты и в силу обстоятельств принявшая на себя роль ревизора. Хлестаков подлежит заполнению по самой своей природе, поэтому ему самому не важно, кем он будет в следующий момент, потому как до сознания его не сразу доходят умыслы городничего. Он принимает преклонение и щедро дарит всех своим вниманием как человек, которому не нужно рассказывать о его неотразимости. Угрозы его смешные и мальчишеские, но именно это вызывает подозрение Сквозника-Дмухановского, а потом уже и уверенность – этот приезжий просто искусно хитрит, он и есть ревизор!

В этих отношениях мы видим конечную точку абсурдности чиновничьего мира: страх перед властительной силой парализует человека, делает возможным подмену и дарит невежеству процветание. Из этого круга может помочь вырваться только очищающий смех – единственный положительный персонаж в комедии Гоголя.

Тест по произведению