Основные мотивы, образы и символы лирики А.Блока. Полный анализ стихотворения блока "россия" Символические произведения блока

Творчество Блока уникально. Оно совпало с важными историческими событиями рубежа девятнадцатого и двадцатого веков. Судьба страны и личная судьба автора слились в одно целое. Ритм истории нашёл яркое отражение в лирике. Происходит эволюция поэзии: на место легкого символизма тяжелой поступью приходит реализм.

Блока можно назвать и модернистом, так как одна из миссий поэта состояла в том, чтобы перевести на современный лад культуру прошлого. Несмотря на красоту и духовность стихов, автор делал акцент на отголосках тоски, отчаяния, утраты и ощущения надвигающейся трагедии. Возможно, это и дало повод Ахматовой назвать его «трагическим тенором эпохи». Но при всём этом поэт всегда оставался романтиком.

Основные темы творчества Блока:

  1. судьба родины и судьба человека в переломные исторические эпохи;
  2. революция и роль интеллигенции в ней;
  3. верная любовь и дружба;
  4. судьба и рок, страх и надвигающаяся безысходность;
  5. роль поэта и поэзии в жизни общества;
  6. неразрывная связь человека и природы;
  7. вероисповедание и мироздание.

Умение передавать тонкие нюансы души нашло своё воплощение в жанровом многообразии: стихотворения и поэмы, посвящения и песни, заклинания, романсы, этюды и наброски, думы.

Истинные человеческие ценности раскрываются только в нерасторжимом родстве с «единством мира». Прекрасное будущее человечества осуществимо в результате суровой и повседневной работы, готовности к подвигу во имя процветания Отчизны. Таково мировоззрение поэта, которое он выражал в творчестве.

Образ родины

Россия – главная лирическая тема Блока, в которой он находил вдохновение и силы для жизни. Родина предстаёт в образе матери, возлюбленной, невесты и жены.

Образ Родины прошел своеобразную эволюцию. Вначале он загадочен, окутан будто пеленой. Страна воспринимается через призму прекрасной мечты: «необычайная», «таинственная», «дремучая» и «колдовская». В стихотворении «Россия» отчизна предстает как «нищая», с серыми избами. Автор любит ее нежной и сердечной любовью, которая ничего общего не имеет с жалостью.

Поэт принял истерзанную Россию со всеми ее язвами и постарался полюбить. Он знал, что это всё та же милая сердцу Родина, только облачившаяся в другую одежду: темную и отталкивающую. Блок искренне верил, что Россия рано или поздно предстанет в светлых одеждах нравственности и достоинства.

В стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно…» предельно точно очерчена грань между любовью и ненавистью. Образ бездуховного лавочника, привыкшего к беспробудному сну разума, отталкивает, а покаяние в церкви лицемерно. В конце слышен отчетливый «крик» автора, что даже такую Россию он никогда не разлюбит, она всегда будет дорога его сердцу.

Поэт видит Россию в движении. В цикле «На поле Куликовом» она предстает в величественном образе «степной кобылицы», несущейся «вскачь». Путь к будущему у страны непростой и мучительный.

Нотка предвидения звучит в стихотворении «На железной дороге», где Блок проводит параллель нелегкой судьбы родины с тяжёлой и трагической женской судьбой.

«Доколе матери тужить? // Доколе коршуну кружить?» — гнев и боль звучат в этих строчках. Коршун и мать символизируют судьбу народную, над которой нависли хищные крылья птицы.

Революционное пламя озаряло лицо Блока и постепенно опаляло его самые сокровенные мечты. Однако страсти в сердце поэта кипеть не переставали. Они выплескивались из-под его пера и, словно пощечины, обрушивались на врагов отечества.

Символизм Блока

Каждое стихотворение поэта хранит скрытый символ, помогающий почувствовать его вкус. Вот, что связывает поэта с символистами – модернистским течением, относящимся к серебряному веку русской поэзии. В самом начале творческого пути Блок воспринимал явления окружающего мира как нечто потустороннее, нереальное. Поэтому в его творчестве существует множество символов, раскрывающих новые грани лирического образа. Они выбирались, скорее, интуитивно. Лирика наполнена туманностью, мистикой, снами и даже волшебством.

Символизм индивидуален. В нем «танцевали в хороводе» многоцветные гаммы чувств. Сердце дрожало, словно натянутая струна, от восхищения и переживаний за лирического героя. Будучи символистом, Блок ощущал некие «подземные толчки». Это был знак судьбы. Мистический и интуитивный взгляд на мир преследовал поэта повсюду. Александр Александрович чувствовал, что страна стоит в преддверии чего-то ужасного, глобального, того, что перевернет и искалечит миллионы жизней. Наступала революция.

Блок создает символику красок в своей поэзии. Красный цвет – влекущий и манящий, цвет страсти, любви и жизни. Белое и светлое – это что-то чистое, гармоничное и совершенное. Синий цвет символизирует звездное небо, далекий космос, нечто высокое и недостижимое. Черный и лиловый – цвета трагедии и гибели. Желтый же цвет говорит об увядании и тлении.

Каждому символу соответствует определённое понятие или явление: море – это жизнь, народ, исторические движения и потрясения. Красный червяк – пожар. В стихотворении «Фабрика» появляется «чёрный кто-то». Для поэта – это гибельная сила. Фабрика и Он — зловещий образ губителя-угнетателя.

Блок стремился выразить свои чувства и эмоции, а не просто описать окружающий мир. Каждое стихотворение он пропускал через себя, через свою душу, поэтому строфы пропитаны его мироощущением, радостями и тревогами, торжеством и болью.

Тема любви

Любовь, словно легкий ветерок, проникает в творения Блока.

В стихотворении «О подвигах, о доблести, о славе…» мастер обращается к своей жене. Она была музой Александра Александровича. В ней поэт видел воплощение своих идеалов. Блок использует приемы, позволяющие подчеркнуть резкий контраст между иллюзиями лирического героя и подлинным обликом его возлюбленной: это достигается противопоставлением серого и синего цветов и заменой обращения «Ты» на «ты». Поэт был вынужден отказаться от этого контраста и в окончательном варианте текста изменить интонацию обращения к своей героине на более сдержанную. Такое стремление приподняться над чисто житейским восприятием личной драмы до её философского осмысления характерно для блоковского таланта.

В жизни Блока важное место занимала еще одна женщина – мать. Поэт доверял ей всё сокровенное. В стихотворении «Друг, посмотри, как в равнине небесной…» Александр Александрович описывает чувство грусти и утраты. Он огорчен, что Любовь Менделеева отвергла его ухаживания. Но поэт не нуждается в сопереживании. Блок полон решимости пережить душевные муки. Он заставляет себя перестать «стремиться к холодной луне» и попробовать вкус настоящей жизни. Ведь она чудесна!

Образ Прекрасной Дамы

Блок верил: погрязшее в пошлости и грехах человечество еще можно спасти «Вечной Женственностью». Поэт нашел ее воплощение в образе Прекрасной Дамы. Он пропитан возвышенностью, олицетворяет добро и красоту. От него веет светом, озарявшим темные души людей. Достигнуть наивысшей гармонии с окружающим миром можно через любовь к земной женщине. Искреннее чувство меняет нас к лучшему: открываются новые горизонты, мир становится прекрасным. Мы начинаем чувствовать прелесть каждого момента, слышать пульс жизни.

Многие поэты изображали образ Прекрасной Дамы, но у Блока она своя: слияние Пресвятой девы и земной женщины. Образ напоминает сияющий отблеск зажженной свечи и образ иконы в золоте ризы.

Каждый раз Прекрасная Дама предстает в новом облике, — Царица Небесная, Душа мира и чувственная девушка — который восхищает лирического героя, соглашающегося быть ее рабом на службе.

В стихотворении же «Предчувствую Тебя» лирического героя терзают сомнения по поводу того, что Прекрасная Дама может превратиться в порочное создание и от ее духовности не останется и следа. Но он так хочет ее увидеть! Только она в силах спасти человечество от надвигающегося горя и показать путь к новой безгреховной жизни.

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» сливается в единое звучание с предыдущим. Тихая и торжественная обстановка церкви передаёт состояние любви и блаженства, ожидания Прекрасной Дамы. Образ неземной рождает чувство прекрасного, которое свойственно обычному человеку.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Выдающийся русский поэт Александр Александрович Блок (1880-1921) еще за жизнь став кумиром и символистов, и акмеистов, и всех дальнейших поколений русских поэтов.

В начале его поэтического пути наиболее близким ему был мистический романтизм творчества Василия Жуковского. Этот "певец природы" своими стихами учил юного поэта чистоте и приподнятости чувств, познанию красоты окружающего мира, единению с Богом, вере в возможность проникновения за пределы земного. Далекий от теоретических философских доктрин, поэзии романтизма А. Блок был подготовлен к восприятию базовых принципов искусства символизма.

Уроки Жуковского не прошли напрасно: выпестованные им "острые мистические и романтические переживания" приковали внимание Блока в 1901 г. к творчеству поэта и философа Владимира Соловьёва, который был признанным "духовным отцом" младшего поколения русских символистов (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов и т.п.). Идейной основой его учения была мечта о царстве божественной власти, которая возникает из современного мира, который погряз во зле и грехах. Он может быть спасен Мировой Душой, Вечной Женственностью, которая возникает своеобразным синтезом гармонии, красоты, добра, духовной сущностью всего живого, новой богоматерью. Эта соловьёвская тема является центральной в ранних стихах Блока, которые вошли в его первый сборник "Стихи о Прекрасной Даме" (1904). Хотя в основу стихов было положено настоящее живое чувство любви к невесте, со временем - жене поэта - Л. Д. Менделеевой, лирическая тема, освещенная в духе соловьёвского идеала, приобретает звучание темы священной любви. О. Блок разворачивает тезис о том, что в личной любви обнаруживается любовь мировая, а любовь к вселенной осознается через любовь к женщине. Поэтому конкретный образ перекрывают абстрактные фигуры Вечно Юной Жены, Госпожи Вселенной и т.п.. Поэт преклоняется перед Прекрасной Дамой - олицетворением вечной красоты и гармонии. В "Стихах о Прекрасной Даме", вне сомнения, присутствуют признаки символизма. Платоновская идея противопоставления двух миров - земного, темного и безрадостного, и далекого, неизвестного и прекрасного, святость приподнятых неземных идеалов лирического героя, его подвел к ним, решительный разрыв с окружающей жизнью, культ Красоты - важнейшие черты этого художественного направления, нашли яркое воплощение в раннем творчестве Блока.

Уже в первых произведениях оказались основные признаки поэтической манеры Блока: музыкально-песенный строй, тяготение к звуковойи цветовой выразительности, метафоричность языка, сложная структура образа - все то, что теоретики символизма называли импрессионистическим элементом , считая его важной составной эстетики символизма. Все это определило успех первой книги Блока. Как и большинство символистов, Блок был убежден: все, что происходит на земле - лишь отражения, знак, "тень" того, что существует в других, духовных мирах. Соответственно, слова, язык оказываются для него "знаками знаков", "тенями теней". В их "земных" значениях всегда просматривает "небесное" и "вечное". Все значения блоковских символов иногда очень тяжело перечесть, и это - важная черта его поэтики. Художник убежден, что в символе всегда должно оставаться что-то "непостижимое", "тайное", чего нельзя передать ни научным, ни бытовым языком. Однако для блоковского символа характерно и другое: каким бы многозначным он не был, в нем всегда сохраняется и его первый - земной и конкретный - смысл, яркая эмоциональная, окраска, непосредственность восприятия и чувств.



Еще в ранних стихах поэта можно было заметить такие черты, как напряженность лирического чувства, страстность и исповедальность . В этом состояла основа будущих завоеваний Блока как поэта: неудержимого максимализма и неизменной искренности . Вместе с тем последний раздел сборника содержал такие стихи, как "Из газет", "Фабрика" и др., которые свидетельствовали о появлении гражданских настроений.

Если "Стихи о Прекрасной Даме" понравились, прежде всего, символистам, то вторая книга стихов "Неожиданная радость " (1907) сделала его имени популярным в широких читательских кругах . К этому сборнику вошли стихи 1904-1906 гг. и среди них такие шедевры, как "Незнакомка", "Девушка пела в церковном хоре...", "Осенняя воля" и т.п.. Книга свидетельствовала о высшем уровне мастерства Блока, звуковая магия его поэзии пленяла читателей. Существенным образом изменилась и тематика его лирики. Герой Блока выступал уже не как монах-отшельник, а как житель шумных городских улиц , который жадно вглядывается в жизнь. В сборнике поэт высказал свое отношение к социальным проблемам , духовной атмосфере общества. В его сознании углубился разрыв между романтической мечтой и действительностью . Эти стихи поэта отобразили впечатления от событий революции 1905-1907 гг., "свидетелем которых был поэт. А стихотворение "Осенняя воля" став первым воплощением темы родины, России в творчестве Блока. Поэт интуитивно открыл в этой теме наиболее дорогое и интимное для него.

Поражение первой русской революции решающим образом сказалось не только на судьбы всей поэтической школы символизма, а и на личной судьбе каждого из его сторонников. Отличительная черта блоковского творчества послереволюционных лет - укрепление гражданской позиции. 1906-1907 гг. были периодом переоценки ценностей.

В этот период изменяется понимание Блоком сущности художественного творчества, назначение художника и роли искусства в жизни общества . Если в ранних циклах стихов лирический герой Блока представал отшельником, рыцарем Прекрасной Дамы, индивидуалистом, то со временем он заговорил об обязанности художника перед эпохой, перед народом. Изменение общественных взглядов Блока отразилось и в его творчестве. В центре его лирики - герой, ищущий крепких связей с другими людьми, осознающий зависимость своей судьбы от общей судьбы народа. Цикл "свободные мысли" из сборника "Земля в снегу" (1908), в особенности стихи "О смерти" и "В северном море", проявляет тенденцию к демократизации творчества этого поэта, которое отображается в состоянии духа лирического героя, в мироощущении, и в конце концов, в лирическом строе языка автора.

Тем не менее, чувство уныния, опустошенности, осложненные личными мотивами, наполняют строки его стихов . Началось осознание окружающей действительности как "страшного мира ", который уродует и губит Человека. Родившаяся в романтизме, традиционная для классической литературы тема столкновения с миром зла и насилия нашла в А. Блоке гениального продолжателя. Психологическую драму личности и философию бытия Блок сосредоточивает в историко-социальной сфере, ощущая прежде всего социальные нелады. С одной стороны, он стремится к изменению общества, а с другой - его пугают упадок духовности, стихия жестокости, которые все большее охватывали страну (цикл "На поле Куликовом" (1909)). В его поэзии тех лет возникает образ лирического героя, человека кризисной эпохи , который утратил веру в старые ценности, считая их погибшими, потерянными навсегда, и не обрел новых. Болью и горечью за истерзанные судьбы, проклятием жесткому страшному миру, поисками спасительных точек опоры в разрушенном мироздании и хмурой безысходностью и найденной надеждой, верой в будущее наполняются стихи Блока этих лет. Те, что вошли в циклы "Снеговая маска", "Страшный мир" "Танцы смерти", "Искупление", справедливо считаются лучшими из того, что было написано Блоком в период расцвета и зрелости его таланта.

Тема гибели человека в страшном мире Блоком была освещена значительно шире и глубже, чем его предшественниками, тем не менее, на вершине звучания этой темы - важный для понимания всего творчества Блока мотив преодоления зла. Это, прежде всего, проявилось в теме родины, России, в теме обретения новой судьбы блоковским героем, который стремится преодолеть пропасть между народом и той частью интеллигенции, к которой он принадлежал. В 1907-1916 гг. был создан цикл стихов "Родина", где осмысливаются пути развития Росси, образ которой возникает то привлекательно-сказочным, преисполненным волшебной силы, то ужасно-кровавым, вызывая тревогу за будущее.

Можно сказать, что галерея женских образов-символов в лирике Блока, в конце концов, находит свое органическое продолжение и логическое завершение: Прекрасная Дама - Незнакомка - Снежная Маска - Фаина - Кармен - Россия. Тем не менее, сам поэт настаивал на потом, что каждый следующий образ является не просто преобразованием предшествующего, а, прежде всего, воплощением нового типа мировоззрения автора на очередном этапе его творческого становления.

Поэзия А. Блока - своеобразное зеркало, в котором отразились надежды, разочарования и драматизм эпохи конца XІХ - начала XX ст. Символическая насыщенность романтическая приподнятость и реалистическая конкретность помогли писателю открыть сложный и многогранный образ мира.

Первым литературным увлечением Александра Александровича Блока стала поэзия В. Жуковского. Стихотворения 1898-1900 гг., объединенные в цикл “Ante lucem” (“До света”), отвечали традициям романтической поэзии XIX в. Русский романтизм оказал влияние и на формирование эстетики символизма, которая вскоре заняла лидирующее место в поэзии Блока . Желание пересоздать реальный мир, увидеть ирреальное в реальном, самоценность чувства лирического героя, его одиночество и устремленность к родственной душе, роковая невозможность достичь идеала, исповедальность - эти черты романтизма нашли свое выражение в символистской поэзии Блока. Однако в отличие от романтиков Блок-символист, преодолевая романтический индивидуализм, стремился к всеобщей гармонии и соборности, характерной для славянофильского сознания.

Знакомство с символистской поэзией произошло на первых курсах университета. Блок как представитель молодых символистов воспринял, с одной стороны, от старшего поколения символистов, в том числе от Д. Мережковского и В. Брюсова, поэтику намеков, оттенков, понимание символа как образа, воплощающего безграничную идею, а с другой стороны, от поэта и философа Вл. Соловьева идеалистическое, религиозное отношение к действительности, идеи о порочности мира и о его спасительнице Софии, Мировой Душе, Вечной Женственности - идеале, предшественницей которого был образ Жены, облеченной в солнце из “Откровения святого Иоанна Богослова”.

Символистская поэзия Блока представлена циклом “Стихи о Прекрасной Даме”. В него вошли стихотворения 1901-1902 гг. Тогда же в сознании Блока сформировалась эстетическая концепция, отвечающая принципам символизма. Стихи, как записал он в дневнике, - это молитвы, а поэт - апостол, слагающий их в “божественном экстазе”, его вдохновение сродни вере . Обратите внимание на то, что этот взгляд на предназначение поэта традиционен в классической русской поэзии. В “Стихах о Прекрасной Даме” встречается пушкинский образ свыше вдохновившего поэта серафима : “Лишь изредка приносят серафимы / Священный сон избранникам миров”. Как Пушкин, Лермонтов, Блок той поры полагал, что утонченная натура поэта недостижима для толпы, для невежд . Ho отметим, что в символистской эстетике поэт не столько пророк, сколько теург, соработник Бога в грандиозном воссоздании гармонии.

В отличие от шестидесятников, которые встретили Бога “бессмысленным и глубоко звериным воем”, как записал Блок в дневнике, символисты пишут стихи, утверждающие существование Бога, Рока, Духа . Поверив в религиозную суть нового искусства, Блок отрицал догматизм в искусстве: поэт не утверждает и не отрицает; он, как говорил капитан Лебядкин из “Бесов” Достоевского, “инфузория”, лишь “догадавшаяся о беспредельности”.

Свою лирику Блок разделил на три тома, в которых отражены три этапа в становлении личности поэта, его путь от созерцателя, символистского мистика к человеку, причастному к общественным движениям современности. Он называл этот путь “трилогией вочеловечения”:

    Циклы: “Ante lucem”, “Стихи о Прекрасной Даме”, “Распутья” составили первый том (1898 – 1903)

Мечта об идеальном мире с красотой, гармонией, светом

«Вхожу я в преркасные храмы»…

    Антитеза – отражение сущесвующих изменений в его восприятии. Рассеива.тся сны и туманы.

Циклы: Пузыри земли, Город, Разные стихотворения (о революции), Снежная маска – стихи о земной страсти

Героиня небо знала, а теперь падшая земля, втсреча сней в хмельном пиру.

Во второй том вошли стихотворения трагических для России 1904-1908 гг . В этот период отношение Блока к символизму явно критическое. В 1907 г. он признался символисту Андрею Белому в том, что желает “трезвого и простого отношения к действительности”. Отдав дань поэзии Вл. Соловьева, Блок усомнился в философской глубине его эстетической и богословской концепции. Критика символизма прозвучала в статьях 1907-1908 гг. В статье “Литературные итоги 1907 года” некогда рассуждавший об избранности и утонченности поэтической натуры Блок высказал мысль о том, что в пору реакции, когда в России творится ненужное и безобразное, к искусству применим критерий долга, а польза отнюдь не является врагом красоты. Таким образом, Блоку не чужды были позиции Н. Некрасова. В 1904-1905 гг. появились стихи Блока, в которых символистское восприятие действительности ассоциировалось с мертвенностью. Пейзажным образам был придан декоративный характер: месяц - это “небесный Пьеро”, волна онемелая и т.д.; мир символиста как балаган, театральное действо, в котором исполняли свои роли словно сошедшие с полотен художников “Мира искусства” условные образы дам, кавалеров, смерти, Ночи, Дня, истекавшего клюквенным соком паяца с деревянным мечом, разыгрывались условные сюжеты. Неприятие символистского взгляда на мир выразилось и в драмах “Балаганчик” (1906), “Король на площади” (1907), “Незнакомка” (1907). Однако поэтика его произведений сохранила символистские ценности.

«Россия », «Незнакомка»

    Циклы: Страшный мир, Возмездие, Ямбы, Кармен (тема любви) 1909 - 1911

Составление трехтомника положены хронологический и тематический принципы, потому лирику одного года вы можете обнаружить во втором и третьем томе. Отразившиеся в стихотворениях третьего тома идеалы общественного служения повлияли и на содержание поэмы “Соловьиный сад” (1915).

В 1916 г. Блок был призван в армию, после Февральской революции служил редактором стенографических отчетов Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства.

Как писал В.М. Жирмунский в “Поэзии Александра Блока”, поэт был последовательным романтиком, духовным максималистом. Романтически восприняв революцию, увидев в ней отражение природных вселенских процессов, Блок написал о ней поэму “Двенадцать” (1918). Он верил в грядущую общественную гармонию и торжество гуманности в послереволюционной России, в преодоление трагизма человеческого существования. Революционная действительность привлекла Блока динамикой, он противопоставлял ее застою прежней власти.

Страшный мир» в лирике А. А. Блока

Лирический герой его произведений заблуждался, радовался, отрицал, приветствовал. Это был путь поэта к людям, путь к воплощению в своем творчестве человеческих радостей и страданий, трагедия “вочеловечения”.

«Стихи о Прекрасной Даме» - все овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося чуда, искренностью чувства, о которой поведал его лирический герой. Мир Прекрасной Дамы будет для поэта той высочайшей нормой, к которой, по его мнению, должен стремиться человек. Но в своем стремлении ощутить полноту жизни лирический герой А. Блока спустится с высот красоты и окажется в мире реальном, земном, который назовет “страшным миром”. Лирический герой будет жить в этом мире, подчинив свою судьбу законам его жизни. Рабочим кабинетом А. Блока станет город - петербургские площади и улицы. Именно там родятся мотивы его стихотворения “Фабрика”, которое прозвучит неожиданно остро даже для самого поэта, являющего мир социальной несправедливости, мир социального зла. Впервые в своем творчестве А. Блок так резко, недвусмысленно заявил тему народного страдания. Но перед нами не только угнетенные люди. Эти люди еще и унижены: “Ив желтых окнах засмеются, что этих нищих провели”.

Тема униженного обездоленного человека получает свое дальнейшее развитие в стихотворении “На железной дороге”. Железная дорога здесь - образ символический. Перед нами железная дорога жизни, путь, лишенный доброты, человечности, духовности. По этой дороге едут люди, мелькают в окнах вагона их лица - “сонные, с ровным взглядом”, безразличные ко всему. А “под насыпью, во рву некошенном”, лежит женщина, раздавленная “любовью, грязью иль колесами”, раздавленная жизнью.Вот эволюция, которую претерпевает образ женщины в лирике А. Блока - от возвышенной Прекрасной Дамы до существа, уничтоженного “страшным миром”.

Картины бездуховного мира проходят перед читателем в стихотворении “Незнакомка”: “пьяные окрики”, “испытанные остряки” в котелках, пыль переулков, “сонные лакеи”, “пьяницы с глазами кроликов” - вот, где приходится жить лирическому герою. Все это туманит сознание человека и правит его судьбой. И лирический герой одинок. Но вот появляется Незнакомка. Незнакомка здесь - некий идеал красоты, радости, а поэтому преклонение перед ней означает преклонение перед красотой жизни.

На годы реакции пришелся стремительный творческий рост Блока. Воодушевляясь идеями правды, справедливости, общественного долга, он вырастает в поэта национального и овладевает блистательным мастерством. Темы его громадны: прошлое и будущее человечества, мечта и действительность, человеческое горе и счастье... В стихах его с равной силой звучат и нежнейшая лирика, и гневная сатира, и мужественная гражданственность. ("На железной дороге", "Авиатор", "Перед судом").

Тема Родины явилась основной в творчестве Блока . О чем бы он ни писал - все это было о России. На протяжении времени менялись мировоззрение поэта, его привязанности и взгляды, лишь незыблемой оставалась любовь к Отечеству. Патриотизм Блока не сусальный и показной, а глубоко прочувствованный и осмысленный.

В ранних стихотворениях «Осенняя воля» и «Русь» поэт вслед за Пушкиным, Лермонтовым и Некрасовым воспевает бедную и разгульную страну . В его голосе слышится жалость, в сюжете преобладают картины природы. У Блока Россия ассоциируется с загадочной красавицей, верящей в ворожбу. Страна почиет в дремоте, сохраняя завораживающую таинственность и сказочность.

Так - я узнал в моей дремоте

Страны родимой нищету,

И в лоскутах ее лохмотий

Души скрываю наготу.

Лирический герой растворяется в окружающем пространстве, он неотделим от Родины, пусть убогой и нищей, но любимой и дорогой сердцу. В стихотворении «Россия» Блок вновь признается в любви к отчизне, он не идеализирует страну, в которой живет . Чем сложнее и тревожнее на сердце, тем крепче привязанность к Родине, ее традициям, старине и народу.

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые -

Как слезы первые любви!

Это чувство глубоко вросло в душу поэта. Он с детства был привязан к природе России. Будучи символистом и мистиком, поэт старается разгадать великую тайну страны, а это невозможно, да, вероятно, и не нужно. Россия непостижима. Ее стоит лишь принимать такой, какая она есть, и поэт с восторгом и радостью восклицает

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка.

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!...

Совершенно иной представляется Родина в стихотворении «Новая Америка». В развитии промышленности Блок видит будущий расцвет страны.

Нет, не вьются там по ветру чубы,

Не пестреют в степях бунчуки...

Там чернеют фабричные трубы,

Там заводские стонут гудки.

Что ж, приходят новые времена, меняется облик страны, лишь чувства поэта неизменны. Он восторгается «новой Америкой» - Россией, которая смогла подняться, обрести необходимую мощь, встать вровень с передовыми государствами. Все радует поэта: и «непонятная ширь без конца», и «куст дорожный», и «река полноводная», а главное -

Уголь стонет, и соль забелелась,И железная воет руда...То над степью пустой загореласьМне Америки новой звезда!

Гордость и радость звучат в каждой строчке стихотворения. Не нищету и убогость, такие привычные и милые с детства, а мощь и силу видит Блок. Он приветствует эту новую Россию. Она так же мила его сердцу. Узнаваемая и совершенно новая, удивляющая и приводящая в восторг - такова для поэта действительность. На пустынном просторе, на диком Ты все та, что была, и не та, Новым ты обернулась мне ликом, И другая волнует мечта...

Сегодня я – гений!» - так написал Александр Александрович Блок, поэт-символист, закончив работу над своим, пожалуй, главным произведением – поэмой «Двенадцать». Октябрьская революция 1917 года, которой посвящена поэма, стала событием, разделившим жизнь всех людей начала ХХ века на ДО и ПОСЛЕ. Те, кто не смог принять новую власть и ценности, установленные ею, эмигрировали из России навсегда. Те же, кто остался, должны были раз и навсегда определиться со своим отношением к тому, что произошло. Символист Блок услышал «музыку революции» и призвал всех современников последовать его примеру.

«Двенадцать» - эпическая поэма, отражающая картины реальности и напоминающая больше калейдоскоп. Сюжет довольно прост: двенадцать красноармейцев, военный патруль, поддерживают порядок в городе во время комендантского часа. Но на самом деле картины-главки, сменяющиеся, как в детском калейдоскопе, складываются в масштабную панораму постреволюционных дней.

Начинается поэма с символического образа ветра – некоей стихии, которая сметает все на своем пути, причем стихия эта всеобъемлющая: «Ветер на всем божьем свете». Несложно угадать в этом очистительном вихре саму революцию, ведь именно ветер разгоняет остатки «старого мира»: «барыньку в каракуле», «расстригу-попа», старушку, напоминающую курицу, и квинтэссенцию всего старого мира – безродного пса, который плетется, поджав хвост.

Новый мир символизируют двенадцать красноармейцев – «апостолы новой веры», как принято их называть. Очень разношерстная компания, надо сказать. Из отдельных деталей складывается пугающий образ: «винтовок черные ремни», «в зубах цигарка», «примят картуз», и как будто апофеоз всему – «на спину б надо бубновый туз». Эта деталь говорит о многом: такой знак явственно указывал на каторжанина, а на каторгу, как известно, ссылали за тяжелые преступления – убийство, грабеж, насилие. Итак, апостолы новой веры имеют темное прошлое, но светлое будущее.

Поэма построена на контрасте: «черный вечер» и «белый снег ». Однако ветер как будто стирает границу между этими образами. При этом складывается вполне символическая картина. Именно образы старого мира связаны со светом: «Кругом огни, огни, огни…» А новый мир не только с черными ремнями винтовок, но и черной злобой, кипящей в их сердцах. Эту злобу автор называет «святой», потому что она копилась столетиями, пока господствовало крепостное право – право одних людей измываться над другими.

И в то же время это «грустная злоба». Такую оценку дает уже повествователь – герой-интеллигент, понимающий весь ужас положения, но не имеющий возможности что-либо изменить. Действительно, остается только грустить и скорбеть. Образ повествователя является сквозным. Это он видит ночной заснеженный город, по которому идут двенадцать человек. Это он увидел плакат об Учредительном собрании, и буржуя, и старушку-«курицу», и всех остальных героев старого мира. Это он чувствует настроение освобожденного народа, которому все теперь позволено, который «был никем», но «станет всем»:

Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба –

Гуляет нынче голытьба!

На фоне подобного настроения вполне логичным выглядит убийство «толстоморденькой» Катьки, которая «с юнкерьем гулять ходила, с солдатьем теперь пошла». Эта сцена – композиционный центр поэмы. Катька – звено, связующее старый мир и новый в лице Петьки, одного из двенадцати красноармейцев. И теперь, когда Петька из-за ревности к «буржую Ваньке» самолично убивает Катьку, у него развязаны руки для дальнейших преступлений. Ведь «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой».

Есть ли будущее у тех, кто «вдаль идет державным шагом»? Для кого теперь «свобода без креста», а значит, никаких нравственных запретов больше нет? Ведь идут они «без имени святого». Но в финале поэмы неожиданно возникает образ Иисуса Христа. До сих пор никто не может дать окончательной оценки этому образу в поэме. Ведь для верующих людей появление бога во главе убийц и уголовников выглядит святотатством. Но и расценить появление Христа как попытку освятить революцию тоже невозможно. Что же остается?

Сам Блок записал у себя в дневнике: «К сожалению, Христос». Ведь другого пока нет, а надо другого. Но пока - «в белом венчике из роз впереди Исус Христос». Как символ веры, как мученик, принявший на себя все грехи человечества, которое никак не может добиться жизненной справедливости.

Наверное, от того, какую оценку дать этому символу, и будет зависеть разгадка поэмы: что это – благословение или проклятие революции? Очевидно, что каждое последующее поколение найдет свое объяснение. Но до тех пор, пока эта поэма будет тревожить умы и сердца людей, произведение будет воистину гениальным.

Александр Блок жил и творил на рубеже двух эпох: он оказался последним великим поэтом старой России, завершившим поэтические искания всего девятнадцатого века, и его же именем как автора поэм «Двенадцать» и «Скифы» открывается первая страница русской поэзии нового времени. По природе своего гениального дарования А. Блок был лириком: если самые знаменитые его пьесы и поэмы на протяжении времени претерпевали разное к себе отношение, от восторга до неприятия, то его лучшие любовные стихотворения всегда считались образцом совершенной поэзии наравне с шедеврами А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Главной особенностью его лирических стихотворений, является то, что они всегда были нерасторжимо связаны не только с непосредственными событиями личной жизни поэта, но и с историей, временем, в которое ему довелось жить. «Личная страсть поэта, - считал А. Блок, - всегда насыщена духом эпохи». Сам он прошел через многие испытания, обманы, соблазны, прежде чем до конца осознал, чем становится любовь в бесчеловечных условиях «страшного мира».
Цикл «Стихов о Прекрасной Даме» (1901-1902 гг.) ознаменовал начало творческого пути А. Блока как уже сложившегося и самобытного художника. Этот цикл был вдохновлен возлюбленной и женой поэта - дочерью великого русского ученого Любовью Дмитриевной Менделеевой. В то время А. Блок находился под сильным влиянием идей Платона, идеалистической философии поэта Владимира Соловьева, в стихах которого божественная сила, призванная возродить и преобразить человечество, была воплощена в образе Вечной Женственности. Так и А. Блок в своей возлюбленной видит не обычную земную девушку, а ипостась Божества - Деву, Зарю, «Жену, облеченную в солнце». Себя он при этом ощущает рыцарем, давшим обет вечного служения своей возлюбленной, своей Прекрасной Даме:
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
Поэт воображал себя «богом таинственного мира», думал, что вся вселенная заключена в его мечтах.
Уже в самых ранних стихах А. Блока образ лирического героя раздваивается. Это не только «безрадостный и темный инок», смиренно совершающий свое служение во имя Прекрасной Дамы, но и просто «красивый и высокий» юноша, полный жизненных сил.
Постепенно переживания отрока, который находил высшее свое назначение в том, чтобы зажигать свечи перед ликом своей возлюбленной, сменяются иными страстями, вполне земными, бурными, непокорными. Прекрасная Дама уступает место земной женщине «с живым огнем крылатых глаз» - воплощению любви-страсти, наполнившей всю душу поэта, которая «никому, ничему не верна». Это и «Незнакомка», которая, «дыша духами и туманами», одна садится у окна в ресторане на Озерках, - лирический шедевр раннего Блока, и героиня «Снежной маски», и Фаина.
Циклы «Снежная маска» и «Фаина» связаны с увлечением А. Блока актрисой мейерхольдовского театра Натальей Николаевной Волоховой. «Среброснежные ночи», певучие вьюги, темные дали, летящие звезды, «блистательный бег саней» - все это слилось в нерасторжимое художественное единство в «Снежной маске», которую А. Блок, подчеркивая ее внутреннюю цельность, назвал в рукописи «Лирической поэмой». В ней закреплены типические черты тогдашней художественной манеры поэта - метафорический стиль и завораживающая музыка стиха.
Если в «Снежной маске» женский образ выступает еще как некий символ стихийно-трагической страсти, то в «Фаине» уже возникает конкретный характер «темной женщины», «женщины- змеи »:
Но в имени твоем безмерность,
И рыжий сумрак глаз твоих
Таит змеиную неверность...
Важный аспект образа Фаины - воплощение свободы и удали национального русского женского характера. Почти по-некрасов- ски звучат строки:
Смотрю я - руки вскинула,
В широкий пляс пошла.
Цветами всех осыпала
И в песне изошла.
Придет время, и А. Блок поймет, что «нельзя любить цыганские сны - или можно только сгорать» (так пишет он в своем дневнике). Пробуждение от этих снов составит новую главу в его любовной лирике.
Бесконечная, тянувшаяся из года в год путаница отношений с Любовью Дмитриевной, в которой поэт сам был во многом виноват, поддавшись искушениям своего циничного века, была для А. Блока источником тяжких душевных мучений. Но она же питала его творчество, и мы обязаны ей возникновением многих лирических шедевров. Образ «единственной на свете», сладостные и горькие воспоминания о том «чудесном», что происходило в 1898- 1902 гг., сознание своей вины и безвыходности того, что случилось, - эта нить в лирике А. Блока не рвется до самого конца. Всем знакомы непосредственно адресованные жене такие стихотворения, как «О доблестях, о подвигах, о славе...» (1908 г.), «Приближается звук...» (1912 г.) и, конечно, «Перед судом» (1915 г.), где есть полные высшей мудрости и бесконечной, выстраданной любви строки:
Я не только не имею права,
Я тебя не в силах упрекнуть
За мучительный твой, за лукавый,
Многим женщинам сужденный путь...

Эта прядь - такая золотая
Разве не от старого огня? -
Страстная, безбожная, пустая,
Незабвенная, прости меня!
Но это не просто отражение личной драмы в стихах. Драма поэта, преобразившись в явление искусства, органически вошла в общий исторический и идейно-нравственный контекст поэзии А. Блока. Особенно это очевидно в тех стихотворениях, где образ возлюбленной соединяется с образом Родины, России. Причем у А. Блока, в отличие от старых русских поэтов, родина чаще всего не мать, а именно жена или невеста. Вот заключительная строфа стихотворения «Осенний день»:
О, нищая моя страна,
Что ты для сердца значишь?
О, бедная моя жена,
О чем ты горько плачешь?
Поэт осознает, что невозможно никакое счастье, пока не найден ответ на эти вопросы, он утверждает единство любви со всем миром переживаний и раздумий человека, видит их взаимосвязь и взаимопроникновение.
Даже рисуя картины «страшного мира», он не может отрешиться от памяти о своей личной драме, которая, как он понимает, есть тоже порождение этого мира, покалечившего души людей, расшатавшего их нравственные устои. Размышления о безвыходности существования в стихотворении «Ночь - как ночь, и улица пустынна...» дополняются пронзительной нотой личной беды:
Для кого же ты была невинна
И горда?
Так восторженный юноша, погруженный в мистические фантазии, с годами превратился в художника сурового и гневного, строгого судью, беспощадного ко всякого рода лжи и безответственному «легкому веселью».
Подлинная жемчужина любовной лирики А. Блока - цикл «Кармен» (1914 г.), десять стихотворений, обращенных к оперной певице Любови Александровне Дельмас. Поэт много писал о могучей освободительной страсти, высоко поднимающей человека над миром обыденщины, но никогда еще переживание такой страсти не достигало в его стихах подобного накала, как в «Кармен»:
И я забыл все дни, все ночи,
И сердце захлестнула кровь
Все - музыка и свет...
Во всей его лирике трудно найти более звонкие, ликующие и восторженные ноты. В то же время Блок не был бы Блоком, если бы не внес в свою широкую, мажорно звучащую симфонию трагических нот:
Но как ночною тьмой сквозит лазурь,
Так этот лик сквозит порой ужасным,
И золото кудрей - червонно-красным,
И голос - рокотом забытых бурь.
Цикл «Кармен» написан на известный сюжет Мериме, написан на общедоступном языке - в прославление живой, человеческой страсти, не совместимой ни с эстетизмом, ни с чем искусственным, придуманным.
Так на пути «от личного к общему», говоря словами поэта, существенным образом менялось содержание его любовной лирики. Если сначала любовь для лирического героя А. Блока - это нечто бесплотное и неземное, после - безрассудная стихия, «буря цыганских страстей», то потом в ней все больше проступают черты светлые и подлинно человеческие, гармонически прекрасные. Лирика поэта с годами все больше становилась зовом к будущему, призывом к подвигу, к тому, чтобы освободить возлюбленную, невесту, Россию, принести ей «на острие копья - весну». Эта эволюция и обусловила ее особое место в мировой литературе, снискала ей любовь многих и многих поколений.

Чтобы лучше понять, как Александр Блок связан с символизмом, нужно разобраться в самом понятии «символизм».

Русский символизм – явление сложное. На разных этапах становления и в творчестве разных поэтов и писателей символизм выявляется по-разному. Первые символисты во главе с Ж. Мореасом появились во Франции в 1880-х-1890-х годах. Первые шаги для утверждения символизма в России сделал Брюсов. Все русские символисты были разные. Ещё одним человеком, повлиявшим на мировоззрения символистов, был Владимир Соловьев. Именно его влияние сказывалось на творчестве Блока, Белого, Иванова. Их в дальнейшем так и называли – «соловьевцами». У Соловьева впервые появляются такие термины, как «Красота», «Вечная женственность», которые в дальнейшем мы встретим в стихотворениях А.Блока. Вообще у символистов «Красота»- единственная сила, способная спасти мир, она единственное, что может противостоять хаосу. «Красота» превыше всего: этики, долга, чести.

Все эти термины Владимир Соловьев позаимствовал у немецких романтиков, которые всё земное рассматривали через его отношение к небесному, вечному, бесконечному. Ещё одной важной чертой «соловьевского» мировоззрения была идея платоновского «двоемирия», то есть существование иных миров. Также важной чертой символизма был «мифологизм» - восприятие мира как мифа. Интересно и то, что символисты, описывая явления земного мира. Одновременно подразумевали и все то, что соответствует этому явлению в иных мирах. И земная действительность, и иные миры находятся в полной гармонии друг с другом.

В России используется деление символистов на «старших» («декадантов») и «младших» (мистиков – «соловьевцев»). «Старшие» символисты дебютировали в 1890-е годы, к ним относятся Брюсов, Бальмонт, Мережковский, Гиппиус, Сологуб. В 1900-е годы в символизм влились новые силы, это «младосимволисты», к ним относятся Блок, Белый, Иванов и другие.

«Старших» и «младших» символистов разделял не только возраст, но и разница мировоззрений и направленности творчества. В становлении русского символизма можно выделить три этапа (периода). Первый этап – 1890-е годы. С этим этапом А.А.Блок не связан. С конца 1890-х начала 1900-х годов Блок начинает интересоваться «новым искусством». Второй этап в развитии символизма – 1900-е – 1907-е годы. Третий этап 1908-е -1910-е годы, - «кризис символизма». «Кризис» проявляется в том, что у многих символистов происходит отторжение от «нового искусства». С середины 1910-х годов о символизме можно было говорить в прошедшем времени.

Александр Александрович Блок родился в 1880-м году. Имя поэта очень многое значит для русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего XIX века и открыл поэзию XX века, соединив русскую классику и «новое искусство».

Как известно, на дальнейшую жизнь любого человека влияет его семья и воспитание. Блок не был исключением. На него очень сильно повлияла «бекетовская» культура. Многие родственники поэта напрямую были связаны с литературой. Прабабушка Александра Александровича вращалась в кругах известных поэтов-декабристов, тётя и мама занимались переводами, а также сами писали стихотворения. Сам Блок начал писать очень рано, ещё в пятилетнем возрасте. Первые свои стихотворения Александр Блок показывал только матери и тетке. Серьёзное обращение к литературному творчеству приходится на годы окончания гимназии и поступления в университет в 1898 году.

Александру Александровичу с детства начали прививать любовь не к «новому искусству», а к классической литературе. В «бекетовской семье» господствовали, в общем, старинные понятия о литературных ценностях и идеалах. Семья не воспринимала и не хотела воспринимать «новое искусство». Из-за этого первоначальное отношение поэта к «новому искусству» было негативным. Но, не смотря на это, Александр часто отрицал «бекетовские» традиции и одновременно возвращался к этим традициям.

Первыми стихотворениями поэта были лирические стихотворения, и ко времени выхода первой книги «Стихи о Прекрасной Даме» их накопилось до 800. В первую книгу вошли лишь 100 стихотворений. До поступления в университет Александр Александрович не знал, что такое символизм и «новое искусство». Первыми, кто прочитал Блоковские стихотворения из посторонних, были Михаил Сергеевич и Ольга Михайловна Соловьевы. Блоку не нужно было мучиться над сочинением стихотворений. В день он мог написать от трёх до пяти стихотворений, однажды он написал двадцать шесть стихотворений – это был почти весь сборник «Снежная маска» .

Первые стихотворения Александра Блока (1897-1900 года), впоследствии объединенные в цикл « Ante Lucem », не предвещали конфликта с «бекетовской» культурой. Эти стихотворения свидетельствуют о том, что поэт во многом учится у русских романтиков (у Пушкина, Лермонтова) и лириков середины века (у Фета, Тютчева). Хотя и тогда у него создаётся стиль, во многом тяготеющий к символизму. В 1898-1900 года Блок ещё не был представителем «нового искусства». В цикл « Ante Lucem » входят стихотворения: «Пусть светит месяц - ночь темна…», «Есть в дикой роще, у оврага…», «Каждый вечер, лишь только погаснет заря…» и другие.

Следующий этап в творчестве Александра Александровича – это время создания сборника «Стихи о Прекрасной Даме» (1901 год). Воздействие «бекетовских» традиций сменилось глубоким чувством к Л.Д.Менделеевой, предреволюционными настроениями народа и впечатлениями от мистической лирики Владимира Соловьева. Все это резко изменило мир Александра Блока.

Начало 1900-х годов сразу определило место Блока как младшего символиста. В 1900-1901 годах Александр Александрович не связан ни с «декадентами», ни с «соловьевцами». Только в 1902 году Александр Александрович знакомится с Мережковским, а через семью Соловьёвых сближается с А.Белым. Уже с начала века поэт внутренне противостоит влиянию «бекетовской» культуры.

«Стихи о Прекрасной Даме» - одно из самых глубоких явлений символистического искусства в России и вместе с тем произведение удивительно самобытное, уникальное. В своём сборнике поэт сумел создать реальное поэтическое единство различных символов. В стихотворениях видно сочетание двух, противопоставляемых друг другу миров: «мистического» и «реального». С одной стороны, «Стихи о Прекрасной Даме» являются художественным описанием вполне земных переживаний и любовных мук самого поэта, но с другой стороны, в них раскрывается символистское ощущение мира, его понимание и пути развития вселенной.

Работая над своим сборником стихотворений, поэт обращается к поэзии и философии Владимира Соловьёва. Именно из его произведений Александр Александрович позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Стихотворения являются своеобразным лирическим дневником интимных, любовных переживаний самого поэта. Сборник стихотворений полностью автобиографичен, реальная основа событий тщательно зашифрована и переведена на особый мистический язык.

Главной героиней стихотворений является Любовь Дмитриевна Менделеева – дочь знаменитого химика Д.И.Менделеева. С Менделеевой поэт познакомился в имении Шахматово, она ему сразу понравилась. Блок пытался ухаживать за ней, но долгое время она была для него неприступной и не уделяла ему большого внимания. Александр Блок писал «Стихи о Прекрасной Даме» до тех пор, пока он не объяснился Менделеевой в любви и не сделал ей предложение. Последнее стихотворение цикла было написано 5 ноября 1902 года. Как и другие представители символизма придумывали в стихотворениях свой идеал любимой женщины, так и А.Блок придумал свой идеал женщины, и этим идеалом была Любовь Дмитриевна Менделеева.

У Александра Александровича смысл одних стихотворений проникает в тексты других. В результате любовные, психологические, пейзажные, мистические планы повествования неразрывно связаны. Многие стихотворения относятся и к мистическим, и к реальным переживаниям. Иногда в стихотворениях изображения земных чувств оттесняет мистику на задний план. Одной из существенных особенностей цикла является то, что «Стихи о Прекрасной Даме» ведут нас не в мир мистических утопий символистов, а в мир уединенный, райский сад первой любви, где живут только двое: лирический герой и объект его высокой любви. Читатель ощущает все чувства и переживания героев. Во всех стихотворениях Прекрасная Дама предстаёт перед нами как воплощение чего-то божественного, неизведанного, волшебного. Поэт ни в одном из стихотворений не дает нам чёткого портрета Прекрасной Дамы, её образ неясный, туманный. Как Александр Александрович Блок описывает Прекрасную Даму и свои чувства к ней, что в цикле стихотворений является символистическим, всё это можно понять, проанализировав одно из стихотворений из этого цикла.

Проанализируем стихотворение «Вхожу я в темные храмы…», написанное 25 октября 1902 года.

* * *

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный.

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты.

Стихотворение полностью пронизано таинственной, волшебной, загадочной атмосферой. Главным героем этого стихотворения является сам Александр Александрович Блок. Автор пишет о том, что он стоит в каком-то храме и ждёт свою возлюбленную. Герой очень сильно любит её, в ожидании её он испытывает тревогу, он волнуется. Герой почти неподвижен, он напряжён. Волнение героя мы видим в этих строчках – «…В тени у высокой колонны // Дрожу от скрипа дверей…». Невесту, любимую девушку, поэт изобразил в стихотворении как земное воплощение Вечной Женственности. Образ Прекрасной Дамы – один из ключевых в поэзии Александра Александровича. Она для него являлась идеалом духовной красоты, божество, символ гармонии и света. Блок не даёт её портрета, Прекрасная Дама предстаёт перед нами как видение, сон. Образ девушки нераскрытый, недосказанный, неопределенный, озарённый, божественный, святой и неясный. Портрет главной героини лишен всех человеческих черт, её образ существует лишь в воображении и мечтах поэта. Александр Блок не даёт одного имени возлюбленной, поэт даёт ей множество имён: Прекрасная Дама, Владычица Вселенной, Вечная Женственность. А. Блок ожидает какого-то чуда, это чудо – появление Менделеевой. Александр Александрович, стоя в храме, мечтает о том, чтобы Дама стала его женой. Стихотворение Блока очень напевное, это получается в связи с использованием трёхдольника.

Ещё одним стихотворением, вошедшим в сборник «Стихи о Прекрасной Даме», является стихотворение «Я, отрок, зажигаю свечи…».

Я, отрок, зажигаю свечи…

Имеющий невесту есть жених;
а друг жениха, стоящий и
внимающий ему, радостью
радуется, слыша голос жениха.
От Иоанна, III, 29

Я, отрок, зажигаю свечи,
Огонь кадильный берегу.
Она без мысли и без речи
На том смеется берегу.

Люблю вечернее моленье
У Белой церкви над рекой,
Передзакатное селенье
И сумрак мутно-голубой.

Покорный ласковому взгляду,
Любуюсь тайной красоты,
И за церковную ограду
Бросаю белые цветы.

Падет туманная завеса.
Жених сойдет из алтаря.
И от вершин зубчатых леса
Забрежжит брачная заря.

Герой в этом стихотворении посвятил себя ожиданию Прекрасной Дамы. Опять, как и в прошлом стихотворении, перед нами нет четкого портрета героини, её образ неясный, неизведанный. В стихотворении присутствует цвет-символ – этот цвет белый, в прошлом стихотворении использовался красный цвет – символ.

Многие поэты использовали в своих произведениях цветовую символику. С помощью цветов-символов символисты выражали свои мысли и чувства. Александр Александрович тоже использовал в своих стихотворениях цветовую символику. Цветами – символами являются красный, белый, голубой и оттенки этих цветов. Белый цвет подчеркивает душевную красоту, чистоту, невинность образа Прекрасной Дамы, её божественное происхождение. Белый цвет – символ неизведанности, неопознанности, открытости, божественной мудрости. Красный цвет является цветом милосердия, Божественной любви. Оттенком красного цвета является розовый, он является цветом воскрешения человека, поднятия его на ступень выше в духовном и нравственном смыслах, цветом плоти, то есть чего-то осязаемого, реально существуемого. Голубой цвет – цвет неба, означает воздух, Святой Дух и вечную Божественную истину. Слово «синий» происходит от слова «сияние», но в отличие от белого он означает что-то темное, непрозрачное мрачное свечение. Также синий цвет символизирует набожность, искренность, благоразумие. Синий цвет ассоциируется с чем-то неприятным, близким к земной жизни.

Все вышеперечисленные цвета-символы – это мистические цвета, которые сопутствуют появлению Прекрасной Дамы. Реже всего в стихотворениях Александра Александровича читатель может встретить черный цвет. Чёрный цвет употребляется по контрасту с белым, обозначает земную жизнь. Желтый цвет в «Стихах о Прекрасной Даме» не является цветом-символом, он используется в прямом значении. Желтый цвет – цвет природы, осени. Иногда Блок использует в стихотворениях контрасты цветов, например, белый и черный, желтый и красный. В последних стихотворениях поэта идёт борьба двух цветов, это борьба чёрного и белого, борьба смерти и чего-то всевышнего.

А.Блок в «Стихах о Прекрасной Даме» ещё находится под сильным влиянием Владимира Соловьёва. В цикле отобразились идеалы воплощенной Красоты. Но всё же в создании цикла большую роль сыграли и прочные связи Блока с русской культурой XIX века, которые возникли задолго до обращения Блока к «новому искусству».

Следующий этап становления А.А.Блока и новый этап его отношения к символизму – 1903-1906 года. С одной стороны, именно теперь, в годы написания стихотворений, позднее образовавших цикл «Распутья», формирование текстов второго сборника Блока - «Нечаянная радость» (1907год), создание трилогии лирических драм, начинается действительный отход поэта от мистических утопий – первый шаг к будущей попытке разрыва с символизмом. С другой стороны, для поэта заканчивается время «одиноких восторгов». Его вводят в свой круг «метры» символизма: весной 1902года он становится посетителем религиозно- философских собраний; он сближается с Вячеславом Ивановым, испытывает увлечение идеями «мистического анархизма». В 1904 году, после поездки в Москву, Александр Александрович сближается с московскими символистами: с Брюсовым и особенно с кружком молодых московских поэтов-символистов (А.Белый, С.Соловьёв и другие). Таким образом, Блок был восторженным последователем «нового искусства» в годы, когда имя его оставалось почти неизвестным в символистических кругах и среди читателей, а время затухания мистических зорь совпало с тем, что все большее число людей стало воспринимать поэта как яркого и подающего надежды поэта-символиста.

Просыпающийся интерес к революционной современности, к людям и социальным проблемам настоятельно ставил вопрос о соотношении действительности и поэтического идеала Блока.

Университетские волнения, впечатления от одиноких прогулок по дьявольскому, но одновременно манящему Петербургу – всё это определило принадлежность А.А.Блока. Определенную роль сыграли и новые литературные впечатления – прежде всего от сборника Брюсова « Urbite et orbi ». Брюсов указал Александру Александровичу новый поэтический путь к изображению реальности современных городских будней современного человека.

В это время поэт критикует «соловьевство» и «петербургскую мистику» Мережковского. Однако в эти годы поэт критикует «декаданство» как в русском символизме, так и в самом себе. Но в 1903-1906 годах в отличии от последующих этапов эволюции Блока, отрицание «декаданства» зачастую означает попытку вернуться к утопии о спасающей мир Красоте.

Такие же противоречия обнаруживаются и в творчестве Блока: Блок в цикле «Распутья» неуклонно отходит от веры в «Прекрасную Даму».

1903-1906 года – один из самых динамичных периодов блоковской эволюции.

Александр Блок начинает путь пламенным приверженцем символизма, испытывает и преодолевает воздействия «петербургских мистиков» , затем обращается к тем символистским произведениям, которые наиболее отчётливо связаны с настроениями предреволюционных лет. К концу периода Александр Александрович как бы завершает круг исканий внутри символизма. Его искания теперь связываются с устремлением от символизма – к Достоевскому, Л.Н.Толстому – и в конце концов – К Пушкину. На этом пути и формируется новый Блок-художник, выявивший все лучшие творческие задатки символизма, выведшие его на новые дороги русской культуры, и в то же время отказавшийся от всего, что мешало другим символистам выйти на эти дороги.

Такие стихотворения как «Фабрика»(1903год), «Пузыри земли» (1904 год), «Город»(1904 год), «Ночь. Город угомонился….»(1906год) вошли в период творчества А.А.Блока, который продолжался с 1903 по 1906 год.

Стихотворение «Фабрика» (1903 год).

Фабрика

В соседнем доме окна жолты.

По вечерам – по вечерам

Скрипят задумчивые болты,

Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,

А на стене – а на стене

Недвижный кто-то, черный кто-то

Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины:

Согнуть измученные спины

Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,

Навалят на спины кули.

И в жолтых окнах засмеются,

Что этих нищих провели.

Это стихотворение написано на тему социальной несправедливости и социального неравенства. Реальные события даны автором условно, образы размыты, неопределенны. Поэт рисует в стихотворении фигуру некого чудовища с «медным» голосом, читатель видит согнутые спины рабочих, желтые окна фабрики, в которых мы можем увидеть людей, смеющихся над обманутыми рабочими.

В стихотворении рассказывается о фабрике, на которую приходят рабочие, читатель может представить такую картину: фабрика как страшное здание, проглатывающее походящих рабочих. Фабрика является символом мистического зла. В стихотворении присутствует желтый цвет, это цвет-символ, символизирующий зло, злые силы, также этот цвет ассоциируется с болезненностью, нездоровой лихорадкой. Кроме желтого цвета, читателю может повстречаться черный цвет – это символ трагедии.

Из стихотворения «Город» (1904 год), читатель может узнать о небольшом кусочке жизни города. Поэт описывает вечернее время, время заката.

Блок описывает то, что творится в городе в этот момент. На улице мы можем повстречать и дворника, и идущих с фабрики рабочих. Город в этом стихотворении – это царство хаотического и злого.

Следующий шаг в эволюции Блока, резко изменивший его отношение к символизму, - 1907год – начало 1909 года, время создания статей о народе и интеллигенции, циклов «Вольные мысли» (1907год), «Фаина» (1906-1908 года), драмы «Песня Судьбы» (1908год). В это время реализм прошлого становится для Блока той внешней по отношению к символизму точкой зрения, с которой он оценивает «новое искусство». В это время Александр Александрович пишет статью «Интеллигенция и революция».

Сейчас позиция Александра Александровича Блока сложна, и он сам это чувствует. Культура XIX века для него родная, «бекетовская» культура, культура дедов. Но Александр Александрович постоянно ощущает также своё родство с символистской культурой, можно сказать, что он чувствует свою «зараженность» ею.

Больше всего в культуре XIX века Александра Блока привлекал образ человека. В 1906 году многие писатели и поэты начали вглядываться в образ «маленького человека». Образ «маленького человека» в литературе XIX века включал для Блока две тенденции, символизму в целом чуждые: интерес к социальным проблемам и представление о «человеке прекрасном».

В 1908 году поэт объявляет, что подлинное искусство – искусство для народа. Теперь поэт отвергает не только отдельные тенденции «нового искусства», но и весь символизм в целом. Блок начинает критиковать себя и своё прошлое. Интересно и то, что религиозно-мистические направления символизма, в основном связанные с традициями Соловьёва, теперь не удовлетворяют поэта. Александр Александрович упрекает символизм в мистическом рационализме.

Александр Александрович Блок в 1907-1908 годах, несмотря на крайнюю резкость критики символизма, остаётся символистом. Символизм даёт А.Блоку способы соединения разнородных идей в единое целое. Он удивительно тонко выделяет то общее, что объективно присуще культуре позднего романтизма, реализму и «новому искусству» - представление об искусстве как отображение неличностных ценностей и идеалов.

Александр Блок надеялся на одно из очень характерных явлений нашей эпохи, на встречу реалистов и символистов. Первые же мечты о движении символизма к реализму встретили отпор символистской критики, особенно Белого.

В статьях 1908 года видно полное разочарование поэта в символизме. Блок считает, что символизм не интересен читателю, он не несёт для читателя ничего ни интересного, ни поучительного. В 1908 году А.А.Блок оказывается почти в полной изоляции от символизма. На это оказала влияние критика В.Иванова. Единственное, что связывало поэта с «новым искусством», - это дружеские взаимоотношения с Брюсовым и Мережковским.

1909 -1911 годы редко выделяются как особый этап эволюции Блока. Однако в этот период отношения поэта с символистами и его оценка символизма вновь изменяются.

Весной 1909 года испытанные поэтом в 1907-1908 годах подъём, вера в близость революции, стремление к общественной деятельности сменяются апатией, чувством безнадёжности борьбы.

Идеи А.Блока 1909-1911 годов существенно отличаются то прошлых идей. Теперь поэт говорит не о красоте мистической, небесной («Стихи о Прекрасной Даме»), а о земной красоте: природы, искусства, любви. Мир для Блока не просто прекрасен, он подобен искусству.

Стихотворения «Какая дивная картина» (март 1909 года), «Поздней осенью из гавани….» (14 ноября 1909 года), «Седые сумерки легли» (11 февраля 1910 года) входят в период творчества поэта, который продолжался с 1909 года по 1911 год. К этому периоду также относятся стихотворения о России. С появлением темы Родины и России у поэта появляются образы дороги и степи. Эти образы выступают как символ России, ее пути во времени, ее бескрайних просторов и неисчерпаемой красоты и силы. Стихотворения, вошедшие в цикл «На поле Куликовом», написаны на тему Родины, России. Одно из стихотворений, вошедших в цикл «На поле Куликовом», - «Река раскинулась….»

Река раскинулась…

Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.

Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной -
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы - ночной и зарубежной -
Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь...

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...

И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!

Блок нам пишет о разлуке с Родиной, родной стороной. Поэт рассказывает нам о ночи в чужом краю. Александр Александрович показывает нам Россию как великую и могучую страну. В стихотворении образ России представлен не как образ матери, а как образ жены. Одной из тем стихотворения является тема любви к Родине. Александр Александрович охвачен тревогой за судьбу России, все стихотворения пронизаны верой в будущее России. Блок относится к Родине как муж к жене. В стихах, посвященных Родине, нет ни грамма фантастики. При написании этих стихотворений поэт обращается к прошлому России, но создает произведение о современности.

Стихотворение « Какая дивная картина» (март 1909 года).

* * *

Какая дивная картина

Твоя, о, север мой, твоя!

Всегда бесплодная равнина,

Пустая, как мечта моя!

Здесь дух мой, злобный и упорный,

Тревожит смехом тишину;

И, откликаясь, ворон черный

Качает мертвую сосну;

Внизу клокочут водопады,

Точа гранит и корни древ;

И на камнях поют наяды

Бесполый гимн безмужних дев;

И в этом гуле вод холодных,

В постылом крике воронья,

Под рыбьим взором дев бесплодных

Тихонько тлеет жизнь моя!

Это стихотворение написано на тему природы. В стихотворении рассказывается о земной красоте природы, в стихотворении нет ни капли мистики. Блок пишет о равнине, которую сравнивает с мечтой (…бесплодная равнина, Пустая, как мечта моя!), о сосне, о водопадах. Блок, описывая природу, говорит о своей жизни, о том, как проходит его жизнь (И в этом гуле вод холодных, В постылом крике воронья, Под рыбьим взором дев бесплодных Тихонько тлеет жизнь моя!).

Наиболее совершенное орудие познания мира, самый точный отзвук мировой музыки - искусство: для проникновения в сущность бытия иных средств, кроме искусства, пока нет.

Такое осмысление природы и задач искусства глубоко символистическое. Блок перекликается с ранним Андреем Белым, со всеми «младшими символистами», особенно с В.Ивановым и Брюсовым.

Блок в 1909-1911 годах, как и в ранней молодости, наиболее значительным из направлений современного искусства объявляет символизм, противопоставляя его наивному реализму.

Символизм для А.А.Блока – опять школа, хотя всего год или два назад он утверждал, что никакой школы нет и не было. Теперь поэт вновь говорит об изначальной пророческой миссии символизма.

При сопоставлении А.А.Блока 1909-1911 годов и периода статей об интеллигенции выявляется любопытная закономерность. Общее понимание природы мира, отношение действительности и искусства у Блока остаётся почти неизменным.

Меняются представления о теме искусства, о способах постижения иных миров и земного воплощения идеала. В 1909-1911 годах понимание темы символизма у Блока одновременно сужается и частично расширяется. Также мы видим, что Блок вновь вернулся к символизму, правда, оценив его по-новому, с другой точки зрения.

К концу 1911 года взгляды Александра Александровича Блока существенно изменяются. Ощущение начавшегося общественного подъёма возрождает уверенность в близости неслыханных перемен.

1 декабря 1912 года поэт начал работу над драмой «Роза и Крест». Как говорил сам поэт, тема драмы не «роза и крест», а судьба человеческая. События в драме идут как в жизни. Можно сделать вывод о том, что А.А.Блок снова отходит от мистических символов и склонен оценивать действительность с точки зрения реализма.

В 1918 году наступает новый этап творчества Блока и год испытаний для России.

Эти годы были очень сложные для России, это годы революции.

Многие символисты в это время в своих произведениях обращаются к теме революции. А.А.Блок 28 ноября 1918 года написал поэму «Двенадцать». Александру Александровичу в этой поэме удалось запечатлеть переломный этап в истории России. При написании этой поэмы поэт использовал привычный для себя язык символов для того, чтобы передать всю значимость событий, которые происходили в стране в момент революции. В этой поэме соединен и символизм, и реализм. Поэма состоит из 12 глав. Главными героями являются 12 красноармейцев. Из поэмы читатель может узнать о событиях, которые происходили в России во время революции, об убийствах, разрухе. Революция заставила людей позабыть о своей личной жизни. Вся поэма построена на контрасте двух цветов, белого и красного. Белый цвет означает что-то святое, благородное, чистое, также этот цвет обозначает свет, красный – цвет революции, кровопролития.

После выхода поэмы отношения с символистами окончательно разрываются. Резко оборвались отношения с Мережковским, с Вяч. Пястом, одним из самых близких друзей поэта.

В середине 1900-х годов Блок разочаровался в поэзии Брюсова и перестаёт с ним общаться.

После разрыва с символистами Блок меняет свои взгляды на символизм. А.А.Блок сознаёт, что русский символизм не исполнил задуманного. В эти годы символисты разошлись между собой во взглядах и мировоззрениях. Это известная ситуация, названная «кризисом символизма».

Блок ещё некоторое время после разрыва с символистами и символизмом продолжал писать статьи и рецензии о символизме.