«Анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья. Анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья… Эти бедные селенья когда написано

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья…» - одно из немногих произведений поэта, где философские моти­вы уступают место социальной проблематике. Поэт, будучи чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхе­не, более двадцати лет прожил за границей. У него неизбежно напрашивалось сопоставление сытной и комфортной обста­новки немецкой жизни и полуголодной неустроенной жизни русского народа. Ф.И. Тютчев, как любой писатель-гуманист, был противником крепостного права. В нем он видел причину нищеты и ущербности русского народа. Приезжая на родину, он с болью смотрел на покосившиеся избы и бесхозяйствен­ность, несовместимые с глубинной духовностью: «Эти бедные селенья, Эта скудная природа - Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!» Анафорические повторы усилива­ют настроение безысходности. Восклицательная интонация первой строфы призвана привлечь внимание читателя к про­блеме, ставшей глубинной душевной мукой автора. Ф.И. Тютчев пытается объяснить, с каким презрением и высо­комерием на всю эту нищету взглянет иностранец: «Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной». Однако самому поэту ве­дома та глубина и тонкость русской души, которая воспитана православной культурой. Он верит в счастливое будущее Рос­сии, поэтому в заключительной строфе так пронзительно зву­чат патриотические строки: «Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исхо­дил, благословляя». Финальный аккорд произведения, таким образом, подчеркивает еще раз контраст между рабским ви­дом и высочайшей душевной красотой и благородством. Ду­шевная доброта, терпение и смирение - вот те ценности, ко­торыми так дорожит поэт в характере русского человека. Именно их он благословляет именем царя небесного и наделя­ет тайным светом.

Свет - устойчивый символ в поэтике индивидуального стиля Ф.И. Тютчева. Свет ассоциируется неизменно с высшей земной ценностью. Поруганная родина с ее неяркой красотой все равно озарена тайным светом, лишь она любима и желанна поэтом. Однако не следует смешивать либеральную настроен­ность Ф.И. Тютчева с революционностью. Известно, напри­мер, что он с осуждением отнесся к восстанию декабристов. Но в чем точно нельзя упрекнуть талантливого поэта и мысли­теля, так это в отсутствии патриотизма. Не случайно на протяжении всего стихотворения переплетаются и сменяют друг друга аллитерации «р» и «с», словно растворяя в себе слова «Русь», «Россия».

Таким образом, в стихотворении «Эти бедные селенья…» прослеживается три основных мотива: изображение страдаю­щей России, погрязшей в нищете и рабстве, противопоставле­ние родины и стороны иноплеменной (как более благополуч­ной, но все равно чужой) и религиозная символика, представленная определениями («крестный», «небесный», «смиренный»), а главное - образом царя небесного, который становится в произведении незримым свидетелем народных мук и страданий, единственным, на кого остается уповать в создавшейся ситуации.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья...» - одно из немногих произведений поэта, где философские мотивы уступают место социальной проблематике. Поэт, будучи чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхене, более двадцати лет прожил за границей. У него неизбежно напрашивалось сопоставление сытной и комфортной обстановки немецкой жизни и полуголодной неустроенной жизни русского народа. Ф.И. Тютчев, как любой писатель-гуманист, был противником крепостного права. В нем он видел причину нищеты и ущербности русского народа. Приезжая на родину, он с болью смотрел на покосившиеся избы и бесхозяйственность, несовместимые с глубинной духовностью: «Эти бедные селенья, Эта скудная природа - Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!» Анафорические повторы усиливают настроение безысходности. Восклицательная интонация первой строфы призвана привлечь внимание читателя к проблеме, ставшей глубинной душевной мукой автора. Ф.И. Тютчев пытается объяснить, с каким презрением и высокомерием на всю эту нищету взглянет иностранец: «Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной». Однако самому поэту ведома та глубина и тонкость русской души, которая воспитана православной культурой. Он верит в счастливое будущее России, поэтому в заключительной строфе так пронзительно звучат патриотические строки: «Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исходил, благословляя». Финальный аккорд произведения, таким образом, подчеркивает еще раз контраст между рабским видом и высочайшей душевной красотой и благородством. Душевная доброта, терпение и смирение - вот те ценности, которыми так дорожит поэт в характере русского человека. Именно их он благословляет именем царя небесного и наделяет тайным светом.

Свет - устойчивый символ в поэтике индивидуального стиля Ф.И. Тютчева. Свет ассоциируется неизменно с высшей земной ценностью. Поруганная родина с ее неяркой красотой все равно озарена тайным светом, лишь она любима и желанна поэтом. Однако не следует смешивать либеральную настроенность Ф.И. Тютчева с революционностью. Известно, например, что он с осуждением отнесся к восстанию декабристов. Но в чем точно нельзя упрекнуть талантливого поэта и мыслителя, так это в отсутствии патриотизма. Не случайно на протяжении всего стихотворения переплетаются и сменяют друг друга аллитерации «р» и «с», словно растворяя в себе слова «Русь», «Россия».

Таким образом, в стихотворении «Эти бедные селенья...» прослеживается три основных мотива: изображение страдающей России, погрязшей в нищете и рабстве, противопоставление родины и стороны иноплеменной (как более благополучной, но все равно чужой) и религиозная символика, представленная определениями («крестный», «небесный», «смиренный»), а главное - образом царя небесного, который становится в произведении незримым свидетелем народных мук и страданий, единственным, на кого остается уповать в создавшейся ситуации.

Написанное в 1855 году, стихотворение является выражением взгляда поэта на состояние России. Данное произведение - политическая лирика.

Тютчев на протяжении всей своей жизни интересовался политикой, однако свободы слова как таковой в то время не было, и поэтому он был вынужден оформлять свои мысли в завуалированные строки стихотворений.

Главная тема произведения

Основная идея "Бедных селений" - осуждение внутренней политики царя и крепостного права, которое существовало на территории нашей страны довольно долгое время. Строки "край родной долготерпенья" именно об этом.

Тютчев пишет о несвободе русского человека и косвенно указывает на его неспособность противостоять власти.

Строки "бедные селенья" и "скудная природа" являются указанием на бедность и униженность народа, а также общую истощенность страны.

И хотя лирический герой исытывает душевную боль, видя истинное положение вещей, он все равно остается горд за свою родину, о чем свидетельствует строка с восклицанием: "Край ты русского народа!".

Судьба россиян предстает в строках стихотворения не только как несправедливая ноша, но и как нечто святое. Тютчев возывашает народ и воспевает его смирение, косвенно упоминая в стихотворении о христианских ценностях. "Гордый взор" иностранцев противопоставляется спокойствию и кротости русских жителей.

В этом контексте автор упоминает, что русский народ находятся под покровительством Иисуса Христа - "царя небесного", который благославляет наши земли. В то же время в стихотворении образ Христа и образ русского народа как бы сближаются и становятся единым целым. Это видно из выражений "в рабском виде" и "удрученный ношей".

Символика стихотворения и применяемые средства

Размер: четырехстопный хорей. Тип рифмы в стихотворении перекрестный.

Следует также обратить внимание на обилие и чередование звуков "с" и "р". Первый является приглушенным, а второй - звонким. Это задает ритм и отражает общую направленность: смирение и рабская покорность противопоставляются благословению и гордости за свою родину.

Средства выразительности:

  • Иносказания (царь небесный);
  • Метафоры (взор иноплеменный, край долготерпенья);
  • Эпитеты (смиренной, скудная, бедные).

Основные символы:

1. Христос

Произведение не просто наполнено христианскими мотивами.

В первую очередь, Христос является выражением архетипа Героя. Сближая в своих строках Христа и простых людей, автор негласно заявляет о героизме русского народа.

В поэтике Тютчева свет принято толковать как выражение чего-то высшего и знак благословения.

Кроме того, в широком смысле свет - символ обновления и надежды.

Авторский посыл

Это стихотворение является неким посланием русскому народу, а также "душевным криком" автора о несправедливости и несовершенстве тех политических и экономических реалий, во время которых он жил.

Тютчев анализирует главные проблемы, свойственную нашему менталитету, и подводит небольшой итог. Русский народ по природе своей - смиренный мученик, которого спасают терпение и вера.

1855 год, год написания Тютчевым стихотворения «Эти бедные селенья…», был для России временем прихода к власти Александра II. Смена царя всегда сопровождалась ростом надежды на улучшения в общественной и государственной жизни. Тяжелое царствование Николая I, ненавидевшего и всячески пресекавшего свободу, закончилось. Вместе с этим в душе русских людей опять начали подниматься вопросы, которые при прошлом царе могли привести на виселицу или в Сибирь: вопросы о свободе и равенстве.

Анализируемое стихотворение относится к так называемой политической лирике Тютчева. Поэт долгое время состоял на госслужбе, поэтому, высказываясь на любую политическую тему, он должен был быть особенно осторожен. Ведь отступничество, а именно так и рассматривалось вольнодумие, каралось весьма сурово.

Основная тема стихотворения – закабаленность русского человека. Здесь речь идет о крепостном праве. Надо отметить, что Тютчев долгое время работал послом в Европе, где рабство и любое подобие крепостного права исчезло много веков назад. Поэтому, видя попрание человеческих законов в родной стране, поэт не мог оставаться равнодушным.

Прием, на котором строится все стихотворение, – иносказание. Используя «эзопов язык», Тютчев раскрывает свой взгляд на судьбу России и ее народа.

В первой же строфе мы встречаемся лицом к лицу с российской деревней, такой, какой ее видит поэт:

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Сразу же вводится и основная тема: говорится о повальной бедности и долготерпении простого русского народа. Но лирический герой стихотворения вовсе не ненавидит свою родную сторону за это униженное состояние. Напротив, он любит ее всем сердцем, и оттого его боль при виде страданий России становится нестерпимой.

В судьбе русского народа герой видит что-то святое и величественное. Смирение людей перед своей рабской участью кажется ему христианским. Гордыня, не свойственная русскому человеку, - это удел других народов:

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Вообще, христианский мотив звучит в произведении довольно четко. Всем хорошо известно, что Иисус не принадлежал к высшим социальным слоям, а был простым плотником, бедным человеком. Провозгласив равенство между людьми, сын Божий и не представлял, что в некоторых странах рабство, самая страшная форма унижения людей, продержится еще целых восемнадцать с половиной веков после распятия.

У Тютчева образ Христа и образ русского крестьянина сближаются до почти полного их слияния. Это позволяет поэту сравнить страдания русского крепостного с крестом, который Иисус нес на Голгофу. А также предположить, что «царь небесный» мог явиться на землю в образе раба, крепостного:

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.

В последней строчке звучит и вовсе по тем временам крамольная мысль: земля русская благословлена ее крепостными. Они есть цари истинные, небесные, а не преходящие, земные.

Это стихотворение написано четырехстопным хореем. Рифма перекрестная, преимущественно женская.

В произведении использованы художественные средства, присущие «эзопову языку»: иносказания («в рабском виде царь небесный»), перифразы («царь небесный», «крестная ноша»), метафоры и эпитеты («край долготерпенья», «взор иноплеменный», «наготе смиренной»).

Таким образом, данное стихотворение раскрывает поэта Тютчева как художника-гуманиста. Не только мир чувств был важен для него. Он анализировал и высказывал в творчестве свои взгляды на различные аспекты человеческой жизни. В произведении «Эти бедные селенья…» Тютчев выразил гнетущее чувство несправедливости. Поэт не призывает к насильственным методам. Отнюдь, насилие для свержения тирании для него было равнозначно насилию тирании. Поэтому русский народ, по Тютчеву, – христианский мученик. И выжить народу помогает, так же, как и мученику, вера и терпение. А их русскому народу не занимать!


Ф. И. Тютчев всю свою жизнь смотрел на мир как поэт, не претендуя на это звание. Более 20 лет он жил за границей, служа там дипломатом - это и было делом его жизни. Но именно тоска по Родине пробудила в нем те прекрасные чувства, благодаря которым потомки могут читать его великий стихи. В этой статье мы проведем анализ Тютчева «Эти бедные селенья».

Любовь автора к Родине

Ф. И. Тютчев, находясь вне России, очень скучал по ней, и каждый приезд сюда считал личным праздником. Любя Родину, он, конечно, осознавал, как отстала она от прогрессивной Европы. При этом поэт никогда своего происхождения не стыдился. В 1855 году «Эти бедные селенья» Тютчев выпускает из-под пера. Именно в этом произведении он объясняет, почему же бедная Россия с ее голодными и ветхими деревнями ему дороже сытой и лощеной Европы. А все дело в великом русском народе! Самородки и гении, добрые и отзывчивые, терпеливые люди умеют нести тяжкую ношу с настоящим благородством, какого европейцу и не снилось.

Поэт называет Россию «краем долготерпенья». Он знает, что страна несовершенна. Но также знает Тютчев и то, что пока русский народ богат внутренне, он вытерпит все! Главным качеством народа он считает духовность, ведь Россия, по мнению Ф. И. Тютчева, страна, избранная Богом.

Ф.И. Тютчев «Эти бедные селенья»: анализ контрастов

Наиболее важный контраст в произведении - противопоставление гордости и смирения. Гордыня - это смертный грех, застилающий взор человеку, а смирение - путь к спасению у христиан. В этом и кроется глубокий подтекст стиха, выходящий на религиозно-философскую тематику.

Произведение поражает читателя еще одним контрастом - противопоставление убогого внешнего вида селений и великой силы духа русских людей. Постоянная тоска по Родине заставляет поэта-философа смотреть на нее иначе. С грустью пишет он о природе России, ее деревнях, заброшенных и одиноких. Серые ветхие избенки и тропы, уходящие в поля, вызывают в его сердце щемящее чувство тоски.


Но именно этот пейзаж может гармонировать с чистой и смиреной душой русского человека.

Тютчев «Эти бедные селенья»: деление на строфы

Стихотворение в целом представляет собой повествовательную и описательную лирику. В нем поэт делится с читателями своими чувствами и настроением. Анализ Тютчева "Эти бедные селенья" нужно проводить и с точки зрения деления на строфы. Стих состоит из трех строф. В первой строфе мы вместе с автором видим «бедные селенья» и «край долготерпенья». Тютчев сочувствует людям, живущим здесь. Анафора («эти-эта», «край-край») придает особую экспрессивную окраску строкам, усиливая параллелизм и выразительность слов. Восклицательная интонация привлекает внимания читателя к проблеме. Во второй строфе речь заходит о загадке русской души, которую никогда не понять иностранцу, «взору иноплеменных». Третья строфа показывает идею стихотворения, его смысл. Тютчев верит в то, что Бог не оставил русскую землю, он благословил ее. Анализ Тютчева «Эти бедные селенья» помогает понять, насколько автор верит в счастливое будущее своей Родины.

Символ света в лирике Тютчева

Ценность человеческой души - смирение, доброта, духовность - вот, что ценит поэт в русском народе. Именно их он наделяет тайным светом и благословляет. Свет - это устойчивый символ всей лирики Ф.И. Тютчева, он ассоциируется с высшей земной ценностью. Неяркая красота России все равно освещена этим невидимым светом. Но нельзя смешивать либерализм автора с революционизмом. Известно, что он был против восстания декабристов. Но в отсутствии патриотизма Тютчева никто обвинить не посмеет.

Не зря анализ стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья» выявляет интересные аллитерации. Звуки «Р» и «С» слышны в каждой строфе, они словно отождествляются со словами Россия и Русь.

Тютчев пишет свое великое произведение с использованием перекрестных женских рифм.