Время – богатство, которое невозможно накопить. Пословицы и поговорки

Цель: помочь учащимся понять цену времени, научить их верно рассчитывать время; развивать внимание, воображение, речь.

МБОУ «СШ с. Становое»

Классный час на тему:

«Время- наше богатство»

Классный руководитель 3 б класса,

Уткина Н.В.

Ноябрь 2017 г.

Цели: помочь учащимся понять цену времени, научить их верно рассчитывать время; развивать внимание, воображение, речь.

Ход мероприятия:

Ребята, вы любите принимать гостей?

Сегодня на классный час я пригласила к нам гостя. Хотите узнать кого? Вот послушайте…

(Загадка.)

«Говорят: они стоят,

Говорят: они спешат,

Говорят: они идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с другом вместе,

А они висят на месте» (Часы.)

Как вы думаете, а зачем они к нам придут?

Ребята, встречайте гостей.

(Входят Часы, Минутная и Часовая стрелки под музыку с боем Курантов.)

Минутная стрелка:

Здравствуйте, ребята!

Часовая стрелка:

Здравствуйте, здравствуйте.

Сегодня со мной в гости к вам пришли мои друзья. Выждали нас?

Ребята, вы узнали друзей часов?

Да, это секундная и часовая стрелки.

«Как часовые на посту,

Часы шагают в темноту.

И слышится, как чёткий шаг:

Тик – так! Тик – так!

Ты на часы свои взгляни,

Прислушайся – идут они?

Часы тебя, не подведут.

Они в любое время

Тебе подскажут время.

Чтоб не проспал ты свой урок,

Часы тебя разбудят в срок,

Хоть спрячь ты свой будильник

В комод иль в холодильник.»

Мы пришли посмотреть как у вас время живёт.

Дорогие Часы и Стрелки, будьте нашими гостями, проходите, садитесь.

Мы должны помнить высказывания мудреца: «Время – это ткань, из которой соткана жизнь».

Сколько лет должен жить человек? Ученые утверждают, что в среднем не менее 100. Почему же продолжительность жизни человека в 2-3 раза меньше? Причин очень много. И одна из них – неумение правильно выбрать профессию, определить жизненный путь с учетом своих склонностей и способностей. В результате медленно и поздно осваивается профессия, далеко не все в ней достигают мастерства. Отсюда неудовлетворенность и различные заболевания.

Возможности человека велики. В результате систематического, целенаправленного, организованного труда можно достичь много. Однако, как показали исследования, даже талантливые люди зачастую мало чего добиваются, если они не умеют ценить время. И наоборот, многим людям, даже не имеющим выдающихся способностей, удается добиться больших успехов в жизни, если они бережно относятся ко времени, правильно организуют свой труд, свою жизнь.

Немало людей попусту растрачивают свое драгоценное время. Они живут как получится, плывя по течению, ведут беспорядочный образ жизни, не используют свои возможности и способности, откладывают на будущее многие важные дела. Ведь не случайно заметил римский философ Сенека: «Пока мы собираемся жить, жизнь проходит».

Главная причина, по которой теряется драгоценное время, - это неорганизованность, излишняя суета, неумение планировать свой труд, правильно построить свою жизнь.

Научиться беречь свое и чужое время надо уже в школе, так как это годы не только учения, но и становления личности, подготовки к дальнейшей жизни.

Звучит бой часов (можно в записи).

Ценность времени сейчас значительно возросла, так как увеличился поток информации. Не зря американцы часто употребляют выражение «Время – деньги». Впрочем, сегодня все чаще приходится слышать: время дороже денег. В известном смысле это справедливо: ну, потерял человек, или у него украли некоторую сумму, конечно, ему обидно, но утраченное можно заработать вновь. А вот впустую утекшее, впустую потраченное время уже не воротишь.

Есть очень поучительное стихотворение. Давайте послушаем его.

Ведут часы секундам счет,

Ведут минутам счет.

Часы того не подведут,

Кто время бережет.

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

И он не станет говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать.

Успеет он одеться в срок,

Умыться и поесть

И раньше, чем звенит звонок,

За парту в школе сесть.

С часами дружба хороша!

Работай, отдыхай!

Уроки делай не спеша

И книг не забывай!

Людям дорого время, и они определяют его по часам. В разные эпохи они пользовались разными часами. Иногда говорят: «Много воды утекло с тех пор», и понимаем, что прошло много времени. А говорят так потому, что в древности существовали водяные часы. Они были устроены в виде двух сообщающихся сосудов. Время узнавали по тому, сколько вытекло воды из одного сосуда в другой.

Подобно водяным часам были устроены песочные часы: из верхнего сосуда постепенно высыпался песок в нижний. В старину на морских судах использовались часы, которые назывались склянками. Матрос, дежуривший у этих часов, через каждые полчаса ударом в колокол возвещал о времени – «отбивал склянки». Позднее появились механические, а затем и электронные часы.

Иногда время определяют по бою часов. Отсюда и старинное выражение «битый час». Время нельзя убивать, т.е. проводить его без пользы. Важно выработать у себя чувство времени, научиться использовать разумно каждый час, каждую минуту.

Работа часов ни на секунду не прекращается, время течет непрерывно. Давайте молча послушаем минуту (включает хронометр). Видите, как она длинна!

О том, сколько же «стоит» одна минута, расскажет наша статья. Выходит ученик и рассказывает:

Потеря одной минуты рабочего времени в производственной сфере равна утрате результатов дневного труда 200 тыс. человек.

За одну минуту производится промышленной продукции – на 1,4 млн. рублей; электроэнергии – на 2,7 млн. кВт/час, газа – 1019 тыс.куб. метров, 22 тыс.кв. метров ткани; 7 различных марок машин, 2700 штук книг.

Если мы каждый день будем терять по одной минуте хотя бы на уроке- это 4-5 минут, за неделю25 минут, а за месяц более 600 минут (на доске, не учили) – это более 10 часов, а за год?!. Сколько нового и интересного можно узнать!..

В сутках 24 часа: 9 часов на сон, 7 часов на школу вместе с продлёнкой. Остаётся 8 часов вашего личного времени (дети могут посчитать всё сами). За это время вы успеете всё, если с пользой будите расходовать своё время.

Снова звучит бой часов.

Сценка «Кто у Егорки время украл?»

Девочка1:

Мы знаем время растяжимо,

Оно зависти от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течет

Ненагруженное, пустое,

Часов и дней напрасный счет.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

Мальчик: Жил был на свете обыкновенный ученик, которого звали Егорка. Это - я.

Девочка1:Плачет наш Егорка горько…

Девочка2: Не доволен наш Егорка…

Мальчик: Чтобы уроки сделать, дня не хватает у меня!

Девочка3: Был бы день, хотя б с неделю…

Мальчик: Вот тогда б другое дело! Не смеялись бы друзья. Сам тогда вся б делал я.

Девочка4: Пол подмел?

Девочка1: Помыл посуду?

Мальчик: Сам бы я кровать стелил.

Девочка2: Если б день с неделю был.

Мальчик: Сам бы в школу собирался.

Девочка3: Кофе пил – не обжигался.

Девочка4: Из-за спешки, например, не решал сто раз пример.

Мальчик: Покатался б я на горке.

Девочка1:Хорошо б жилось Егорке.

Мальчик: Ну, хотя б на час, был бы день длинней у нас.

Девочка2: С ним согласны мы без спора: не хватает дня Егору!

Девочка3: Не закончил столько дел!

Девочка4: Но куда он время дел?

Девочка1: Вот смотри, Егор проснулся. (Егор прыгает на одной ноге без носка)

Девочка2: Полчаса найти не мог затерявшийся носок.

Мальчик: Никогда их на месте!

Девочка3: Не кладет носки он вместе.

Мальчик: Где ж ремень?

Девочка4: В поисках он сбился с ног.

Девочка1: Наш Егор искал тетрадки.

Девочка2: Поиграл портфель с ним в прятки.

Девочка3: А какая тут игра, если в класс бежать пора?

Девочка4: Плачет наш Егор с утра…

Девочка1:Пусть ревет Егорка горько.

Девочка2: Нам не жаль его нисколько.

Девочка3: Не ходил к Егору вор

Все девочки: Время сам украл Егор.

А у вас бывает такое? Сами-то вы умеете ценить время?

Если вы хотите многое успеть, выполняйте следующие правила (Слайд5):

  • Настраивайте себя на работу.
  • Подготовьте свое рабочее место.
  • Установите определенный распорядок работы.
  • К работе приступайте сразу.
  • Относитесь к ней с большой ответственностью.
  • Работайте интенсивно, но не допускайте переутомления.
  • Чередуйте различные виды деятельности.
  • Предупредите или устраните в работе возможные помехи.
  • Не делайте частых перерывов в умственной работе.
  • Работайте ежедневно, систематически, но не до переутомления.
  • Умело организуйте отдых.

Выполнение этих правил вместе с соблюдением режима дня поможет вам, ребята, разумно расходовать свое время, избежать перегрузок и повысить свою успеваемость.

Время дорого не только для производства, но и для любого человека, ведь оно утекает безвозвратно от нашего рождения до ухода из этой жизни. И, как бы нам не хотелось вернуть какие-то счастливые дни и минуты, сделать это невозможно. Время вспять не повернуть и не остановить. Оно идёт своим чередом, не признавая никаких компромиссов, тем самым напоминая нам о том, что мы не вечны и не должны растрачивать драгоценные минуты на поступки неблаговидные: ссоры, обиды, ненависть. Нужно стремиться наполнить отведённое каждому из нас время добротой, радостью, светом.

Послушайте, какие ещё стихотворения ребята приготовили о часах.

Маленькая стрелочка

по часам идет,

Стрелочка большая,

минутам счет ведет.

Тонкая, секундная,

быстренько бежит,

В каждую минутку,

попасть она спешит.

Так, секундочки в минуту,

а минуточки в часы,

Сутками идут по кругу,

у будильника усы.

(Е. Борисова)

Всю-то ночь часы стучат.

Ни минуты не молчат!

Я прошу: «Часы, постойте,

Вы меня не беспокойте,

Дайте мне еще поспать,

Так не хочется вставать!»

А часы в ответ: «Тик-так,

Просыпайся же, чудак!

Ночка где-то далеко,

Солнце в небе высоко,

Славный ждет тебя денечек,

Открывай глаза, дружочек!»

Учу свои часы ходить:

С утра вам лучше не спешить.

Ведь люди так хотят поспать,

А вы:»Вставать пора, вставать!»

Вот удеру тайком на пляж –

Крутите стрелки-усики,

Пожалуйста, помедленней,

Чтоб высох чуб и трусики.

Зато, когда я в школе –

Вы побыстрей бегите!

А то на вас посмотришь,

А вы как будто спите.

А если вдруг накажут

За что-нибудь меня –

Пусть стрелки так мелькают,

Как искорки огня.

Чтоб я покинул угол

Как можно поскорей

И смог еще с ребятами

Успеть сыграть в хоккей.

Бьют часы…Кого? Зачем?

Бьют за что, скажите?

Бьют часы: четыре, семь…

Всем, всем, всем – спешите!

Бьют меня, тебя, его:

Что ты спишь доселе?

Бьют за то, что ничего

Сделать не успели.

Бьют не в бубен, бьют в набат.

Бьют тревогу грозно…

«Торопитесь, - говорят,

Завтра будет поздно!..»

Шёл будильник…

Шёл будильник, как часы:

Шёл, покручивал усы:

Шёл да шёл, не уставал,

А вчера - забастовал:

Так-да-не-так,

Так-да-не-так

И остановился.

Я толкал его и тряс.

И просил его не раз:

«Мой хороший, золотой,

Ну, ходи же, ну, не стой…»

Но упрямец ни в какую.

Что с будильником стряслось?

В часовую мастерскую

Собираться мне пришлось.

Я в бумагу завернул

И в портфель его швырнул!

Вдруг я слышу- неужели?..-

Так-так…

Глухо стукает в портфеле:

Так-так…

Ах, проказник! Ах, шельмец!

Устыдился наконец!

… Он опять идёт нормально:

И ведёт себя похвально:

Ну, а станет бастовать -

Я в портфель его опять…

Ребята, а где можно починить часы, если они сломаются?

Чтобы ходики

А будильники будили

И всегда любой из нас

Точно знал,

Который час,

По каким часам

Вставать,

По каким часам

В кровать, -

В часовой мастерской

Чинят время день-деньской.

Входит с жалобой старушка:

Как же мне не горевать!

Из моих часов

Перестала куковать…

Все понятно старику,

Старику часовщику.

Из окошечка резного

Снова слышится: «Ку-ку!»

Мы в часы мячом попали,

Со стола часы упали.

Под столом раздался звон,

И пружина вышла вон.

Мы сказали:

Дядя Ваня,

Мы давно знакомы с вами.

Неужели в этот раз

Вы не выручите нас?

Щуря глаз

И хмуря брови,

Поворчав себе в усы,

Часовщик Иван Петрович

Осторожно взял часы.

Все понятно старику,

Старику часовщику.

Мы теперь приходим в класс

Раньше всех на целый час.

В русском языке есть выражения, в которых употребляется время. Давайте объясним значения этих выражений.

В добрый час! - пожелание удачи.

На часах (стоять)- в карауле.

С минуты на минуту- в самое ближайшее время.

Час от часу не легче - о появлении всё новых неприятностей, трудностей.

Не ровён час - выражение опасения, возможности чего–н. нежелательного, неприятного. Не ровён час опоздаем.

Давайте прочитаем пословицы и объясним их значение.

Упустишь минуту – потеряешь час.

Время – казна для того, кто знает ему цену.

Делу время – потехе час.

Время ушло – счастье ушло.

Минута час бережет.

Порядок бережет время.

В русском языке есть синонимы слова «время», найдите их в таблице.

J B F N E L K Y R
N Q W Г O R Y G Д
D W C У Q T К L И
H E G Д E R Л Я J
S M И G H У F T A

СРОК, ПЕРИОД, ПРАЗДНИК, КИЛОМЕТР, ПОРА, КОСМОС, МОМЕНТ, РАССТОЯНИЕ, ЭРА, ДОРОГА, ПОВТОРЕНИЕ, ДНИ, БЫЛИНА.

Исполнение песни

Часики идут, часики идут,

Часики минуты берегут.

Тики-тики-тики-тики так-так-так,

Тики-тики-тики-тики так-так-так –

Часики идут, часики идут,

Часики лениться не дадут.

Тики-так, тики-так –

Нам без часиков никак.

Тики-тики-тики-тики так-так-так,

Тики-тики-тики-тики так-так-так –

Часики идут, часики идут,

Часики минуты берегут.

Тики-тики-тики-тики так-так-так,

Тики-тики-тики-тики так-так-так –

Часики идут, часики идут,

Часики последнего не ждут.

Тики-так, тики-так –

Нам без часиков никак.

Тики-так, тики-так –

Нам без часиков никак.

Тики-тики-тики-тики так-так-так,

Тики-тики-тики-тики так-так-так –

Часики и там, часики и тут,

Часики идут, идут, идут.

Часики идут, идут, идут.

Часики идут, идут, идут.

Часики идут, идут, идут.

Ребята, так теперь мы с вами знаем, что значит ценить время?

Подведём итог. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал…»

Как научиться беречь время.

Время – наше бесценное богатство .

Время течет только в одном направлении: от прошлого к настоящему, а от него – к будущему. Время нельзя ни остановить, ни повернуть вспять. Вот почему время – бесценный дар, так как ни за какие деньги его нельзя ни купить, ни возвратить потерянные часы и минуты. Время всегда течет с одинаковой скоростью. Однако час, который мы посвятили интересной и плодотворной работе, нам кажется очень коротким. И наоборот, минуты безделья тянутся очень долго

Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит оттого,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течет.

Ненагруженное, пустое,

Часов и дней напрасный счет.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

В любом деле у того, кто умеет работать, на работу уходит меньше времени, чем у того, кто не умеет.

Что же надо делать для экономии своего времени?

Ваше время – в ваших руках.

Задумаемся над вопросом: почему за время, проведенное в школе, мы очень многое успеваем сделать, а за такое же количество часов, проведенных дома, успеваем сделать гораздо меньше? Прежде всего потому, что в школе время четко организовано, для чего оно разделено на уроки и перемены. Школьный звонок – вот главный распорядитель школьного времени, и ему все подчиняются: и ученики, и учителя. А дома такого распорядителя нет, и поэтому время течет незаметно, бесконтрольно и порой бесполезно: не успеешь оглянуться, как прошло, пропало 2 – 3 часа.


Следовательно, надо и дома мысленно давать самому себе звонки. Это поможет выработать у себя очень ценное чувство – чувство времени. Человек, обладающий таким чувством, и не глядя на часы, всегда знает, который час, всегда точно рассчитывает свое время и потому все успевает сделать, никогда не спешит, никуда не опаздывает.

«Привычка к точному часу–это привычка к точному требованию к себе».(). Всегда есть люди, которые жалуются, что им ни на что не хватает времени. От этой беды можно избавиться только одним способом: установить за ходом времени строжайший контроль. Чтобы научиться экономить время, полезно проводить хронометраж, т. е. в течение нескольких дней точно записывать, на что уходят вне школы часы и минуты. Просмотришь потом эти записи и сразу увидишь, как можно уплотнить свой рабочий день и уменьшить потери времени.

Соблюдайте режим дня.

На день надо смотреть, как на маленькую жизнь. Но чтобы эта маленькая жизнь не прошла бесследно, чтобы она была наполнена богатым содержанием, необходим режим дня.

Невозможно соблюдать режим дня, если он переписан из книжки или у товарища. Режим дня обязательно разработайте сами, учитывая индивидуальные особенности, интересы и увлечения, домашние обязанности. В частности, следует иметь в виду, что по своему жизненному ритму люди подразделяются на «жаворонков» и «сов»: первые наиболее работоспособны в утренние часы, вторые – в вечерние. В режиме дня должно быть предусмотрено время не только для работы, но и для отдыха.

При разработке своего индивидуального режима дня можно руководствоваться (но не копировать!) следующими примерными рекомендациями:

Пробуждение 7.00

Зарядка, туалет 7.00 – 7.30

Завтрак 7.30 – 7.50

Дорога в школу 7.50 – 8.20

Занятия в школе 8.30 – 14.30

Дорога из школы домой 14.30 – 15.00

Обед 15.00 – 15.30

Прогулка на воздухе 15.30 – 17.00

Выполнение домашних заданий 17.00 – 20.00

Ужин, свободные занятия 20.00 – 21.00

Приготовление ко сну 21.30 – 22.00

Сон 22.00 – 7.00

Конечно, бывают непредвиденные обстоятельства (болезнь, какое-то срочное дело), заставляющие нарушать режим дня, но такие нарушения рассматриваются как исключения, которые лишь подтверждают общее правило.

Постоянно контролируйте свою учебную работу на уроках и дома, как бы наблюдая за собой со стороны. Внимательно ли вы слушаете учителя? Не отвлекают ли вас посторонние мысли при чтении учебника? Понимаете ли вы изучаемый материал? Запоминаете ли вы его? Можете ли практически применить полученные знания? И как только заметили, что работаете не так, как нужно, - сразу же принимайте необходимые меры, чтобы ликвидировать «аварийную ситуацию». Особенно полезны такие приемы самоконтроля: проверьте, можете ли составить план рассказа учителя лили параграфа учебника; ответьте на имеющиеся в учебнике вопросы; с помощью обратных действий проверьте правильность решения математической задачи; сами исправьте свои ошибки в письменной работе; сравните свою работу с другой, образцовой работой; попробуйте пересказать самому себе изученный материал или объясните его своему товарищу.

Великий полководец Суворов говорил: «Небрежный человек все делает вдвойне». Не допускать такой бесполезной двойной затраты сил и времени, небрежности и расхлябанности поможет систематически осуществляемый самоконтроль за своей учебой.

Сочетайте учебный труд с отдыхом.

Основа отдыха, который необходим всему человеческому организму, и особенно мозгу, - сон. Нельзя увеличивать свое рабочее время за счет сна, потому что больше потеряешь, чем выиграешь. Но и залеживаться в кровати тоже нельзя. Народная пословица гласит: «Много спать – мало жить». Нормальная же длительность сна для школьников 8 – 9 часов.

Перерывы для отдыха нужно делать и в течение рабочего дня. В школе для отдыха служат перемены между уроками.

И в ходе домашней учебной работы тоже нужно устраивать «перемены» примерно каждые 45 минут. Хорошо снимают усталость и микропаузы в 1 – 2 минуты, если в это время проделать несколько гимнастических упражнений. Уменьшить утомление помогает переключение с одного вида работы на другой. Чтобы освежить голову, полезно умыться холодной водой, выйти на несколько минут из дому (даже десятиминутное пребывание на воздухе увеличивает насыщенность крови кислородом на 8%).

В режиме дня выделяется время и для длительного отдыха. Но отдых – это не безделье. Врачи подсчитали, что после поступления в школу двигательная активность сокращается в два раза. Вот почему так нужны занятия спортом и подвижные игры на свежем воздухе. Отдыхом служит также и занятие любимым делом. Помогает также отдохнуть познание чудесного мира искусства: хорошая музыка, увлекательный кинофильм, чтение художественной литературы и т. д.

Как выработать внимание.

Вниманием называется способность человека сосредоточиться на каком-либо деле.

Насколько развито внимание, судят по нескольким показателям: какое количество объектов может одновременно воспринимать человек; сколько времени внимание может оставаться сосредоточенным на одном и том же объекте; быстро ли происходит переключение внимания с одного объекта на другой; сколько объектов одновременно может держать человек в поле своего внимания.

Как же выработать у себя это ценное качество – способность быть внимательным?

Используйте в своей работе все виды внимания.

Непроизвольным называется внимание, которое возникает само собой, без каких либо усилий со стороны человека.

Но очень часто в ходе любой деятельности необходимо произвольное внимание, т. е. такое, которое возникает не само собой, а в результате волевого усилия. На уроке нередко бывает, что приходится изучать материал, который не вызывает интереса, но вы понимаете необходимость его изучения и потому заставляете себя быть внимательным.

Если же вы постепенно заинтересовываетесь содержанием урока, вам уже нет надобности поддерживать свое внимание насильно. Так возникает послепроизвольное внимание.

Сосредоточьтесь на предстоящей работе.

Чтобы быть внимательным, следует прежде всего внутренне настроиться на предстоящую работу, т. е. осознать ее необходимость и поставить перед собой определенную цель. Например, если приходится перечитывать один и тот же параграф учебника, то для сохранения внимания желательно перед каждым повторным чтением ставить перед собой новую задачу: первый раз читать для общего ознакомления, второй – чтобы выделить основные положения, третий – чтобы закрепить их в памяти.

Нужно и внешне сосредоточиться на предстоящей работе: сесть ровно за партой и смотреть в лицо учителя, а не в окно; занять место за своим домашним рабочим столом, а не улечься с учебником на диван. Образно говоря, нужно подать самому себе команду: «Смирно!».

Не позволяй себе отвлекаться от начатой работы.

Наиболее трудно сохранять свое внимание в начале работы, когда вы в нее еще не втянулись. Для этого требуется проявить немалую силу воли.

Особенно строго нужно следить за сохранением внимания при чтении книги, которая не вызывает интереса.

А когда работают не только глаза, но и голос, т. е. когда ученик читает учебник вслух, обманывать и самого себя, и окружающих, становится еще легче. Так как глаза читают, то создается впечатление, что мы работаем, хотя страницы перелистываются без всякого внимания к их содержанию. Вот почему надо постоянно следить, не оторвались ли ваши мысли от книги.

Сохранить внимание во время учебной работы помогают такие приемы: составление плана изучаемого материала; постановка перед собой вопросов, которые требуют обдумывания; переключение с одного вида учебной работы на другой. Очень полезно пересказывание прочитанного текста.

Заниматься следует в такой обстановке, чтобы было как можно меньше соблазнов отвлечься от работы. Но нельзя требовать абсолютной тишины. Если есть небольшой шум, приходится немного напрягать внимание, это напряжение полезно, а не вредно, оно помогает сосредоточиться.

Выработать способность не отвлекаться от начатой работы помогают специальные тренировочные упражнения: например, силой воли заставьте себя внимательно читать книгу, несмотря на то, что в это время идет интересный фильм по телевидению.

Основа внимания – понимание.

Внимание вызывает лишь такой изучаемый материал, который понятен. Поэтому надо как можно более глубоко и всесторонне его осмысливать. Можно заставить себя быть внимательным и в том случае, если воспринимаемый материал еще не понятен, но вы настойчиво стараетесь его понять.

Интерес усиливает внимание.

Если умеешь решать задачи и потому решаешь их с удовольствием, с интересом – трудно оторваться от этой работы. А если решение задач для тебя мучительное и скучное дело – будешь рад любому поводу, чтобы от него отвлечься. Когда человек увлечен интересной для него работой, его внимание к ней настолько устойчиво, что он как говориться, ничего не видит и ничего не слышит. Поэтому запомните: чем с большим интересом относишься к своей работе, тем более устойчивым будет внимание к ней.

Память и ее развитие.

Память - это способность нашего мозга сохранять различные сведения и воспроизводить их.

Уровень развития памяти характеризуют объем - количество материала, которое способен запомнить человек; точность – способность безошибочно его воспроизвести; долговременность – длительность его сохранения в памяти; оперативность – способность вспомнить его, когда в этом возникает необходимость.

Многие школьники, объясняя причины своей плохой успеваемости, жалуются на память. Но плохая память им дана не от рождения. Она стала такой потому, что ее недостаточно развивали.

Можно привести многочисленные примеры, которые свидетельствуют, какого высокого уровня достигает развитие памяти. Утверждают, что великий полководец Александр Македонский знал в лицо всех своих солдат тридцатитысячного войска. Русский академик помнил наизусть таблицу логарифмов, состоящую из 9 тысяч многозначных чисел. Профессор из Германии Геестерман владел 132 иностранными языками . Знаменитый русский шахматист Алехин играл «вслепую» одновременно на 40 досках. Разумеется, такой великолепной памятью обладают лишь немногие. Но память, необходимую для успешной учебы, может развить любой школьник.

Для этого нужно знать и применять в своей учебной работе несколько основных правил.

Осознайте, для чего требуется запомнить изучаемый материал.

Психологи установили, что если двум группам людей дать заучить один и тот же текст, но первой группе предварительно объяснить, для чего данный текст нужно запомнить, то эта группа запомнит текст намного лучше. И чем важнее поставленная цель, тем быстрее и прочнее происходит запоминание.

Человек обладает кратковременной и долговременной памятью.

Особенно важна установка на длительное запоминание перед экзаменом, иначе вскоре после него все заученное забудется. О важности такой установки свидетельствует проведенный эксперимент: ученикам предложили запомнить два рассказа, предупредив, что запоминание первого будет проверено на следующий день, а второго – спустя длительное время; через месяц выяснилось, что второй рассказ ученики запомнили намного лучше первого.

Чем лучше поймете, тем лучше запомните.

В обычной жизни действует память непроизвольная: мы многое запоминаем без всяких усилий со своей стороны. Но для учебы часто нудна память произвольная, которая действует лишь тогда, когда мы преднамеренно хотим что-то запомнить. Запоминание будет намного лучшим, если мы поняли изучаемый материал, а не механически его зазубрили. Как видим¸ это правило является общим и для запоминания, и для внимания.

Психологией установлено, что осмысленное запоминание в 25 раз продуктивнее запоминания механического. Но в процессе обучения нередко возникает необходимость и использовать память механическую(например, для заучивания исторических дат).

Чем больше поработаете с учебным материалом, тем лучше его запомните.

Если изучаемый материал для понимания и запоминания требуется 2-3 раза перечитать, то каждый раз следует не только перечитывать, но и активно работать с целью его усвоения. Это значит, что надо выделять в изучаемом материале главное, сравнивать его с ранее пройденным материалом, применять полученные знания на практике и т. д. Почти в два раза улучшает запоминание составление плана. Знать текст учебника в большинстве случаев нужно не наизусть, а так, чтобы уметь пересказать его в переработанном виде, т. е. своими словами.

Чем больше вложено умственного труда, тем прочнее запоминание. А что легко изучается, то легко и забывается.

Применяйте в учебной работе различные виды памяти.

В зависимости от содержания запоминаемого материла память бывает двух видов: образная – запоминание того, что мы видим, слышим, ощущаем; смысловая – запоминание мыслей, рассуждений, значений слов и условных знаков (математических, химических и т. д.).

В зависимости от используемых органов чувств память подразделяется на зрительную, слуховую, двигательную. Обычно встречается комбинированная память: зрительно-слуховая или зрительно-двигательная. Каждому надо знать, какой вид памяти у него лучше развит. Чтобы запоминание было наиболее успешным, нужно сочетать различные виды памяти, например, прочитать, а затем повторить прочитанное вслух.

Прочнее запоминается то, что вызывает у вас какие-то чувства.

Закрепляйте в памяти учебный материал как можно скорее.

Есть мудрая поговорка: «Повторение – мать учения». И чем раньше будет дома повторен материал, изученный на уроке, тем лучше он запомнится. Впервые сутки обычно запоминается 25% материала, а за последующий месяц – всего лишь 16%.

Не только читайте, но и пересказывайте изучаемый материал.

После многократного чтения часто возникает впечатление, что запоминание материала достигнуто. Но это впечатление обманчиво. Если же после чтения постараться пересказать прочитанное, происходит его активное припоминание, что и способствует запоминанию. Психологами проведен следующий эксперимент: одной группе учащихся предложили прочитать текст четыре раза подряд; другая группа этот текст два раза читала, и два раза пересказывала; в результате учащиеся первой группы через сутки помнили 30% текста, а учащиеся второй группы – 78%.

Заучивайте большой текст наизусть не сразу, а с перерывами.

Ценность этой рекомендации подтвердил такой опыт: чтобы выучить стихотворение сразу, ученику понадобилось повторить его 16 раз; а для заучивания такого же стихотворения в течение четырех дней понадобилось всего 8 повторений.

Применяйте правило надежности: убедившись, что заучиваемый текст вы уже помните, расскажите его наизусть еще три раза – вот тогда можете быть уверены, что запомнили его надолго.

Материал, который не требует большой работы для его понимания \(отрывки из художественных произведений, географические названия, исторические даты и т. п.), лучше запоминается, если его повторить перед сном.

Используйте приемы мнемотехники.

Мнемотехникой называют такие искусственные приемы, которые облегчают запоминание.

Если из первых букв стихотворных строк составить и запомнить какое-то слово, нетрудно восстановить в памяти и сами эти строки. Запомнив фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», легко перечислить в нужной последовательности все цвета солнечного спектра. Однако приемы мнемотехники не могут, разумеется, заменить осмысленное запоминание; они играют лишь вспомогательную роль и применяются сравнительно редко.

Как вести себя на уроке.

Готовьтесь к каждому уроку.

Верно подмечено: когда приходишь в класс с выполненными домашними заданиями, от радости хочется петь. А хорошее настроении е перед уроками непременно будет способствовать успешной учебной работе.

Важна также психологическая подготовка к урокам. Если идешь в школу без страха перед двойкой; если учишься не только потому, что тебя заставляют учиться, а потому, что учеба вызывает у тебя радость познания, то ты будешь идти в школу как на праздник.

Нужно в школу приходить не перед звонком, а за 15-20 минут до начала первого урока. Попробуйте так сделать, и вы увидите, что в этот день будете чувствовать себя более уверенно и спокойно.

Конечно, ни перед первым уроком, ни на переменах хорошо выполнить домашнее задание нельзя. Но можно еще раз просмотреть записанный в тетради план или какое-то трудное место в учебнике, проверить правильность решения задачи, обратиться за помощью к товарищу. При этом надо не механически переписать его решение, а попросить объяснить, как следует подобные задачи решать.

И все необходимое для урока должно быть подготовлено заранее. Если же начнете готовиться к уроку после звонка, сами себе испортите начало учебной работы.

Мысленно отвечайте вместе с вызванным учеником.

Надо приучить себя внимательно следить за ходом опроса. Вызванный ученик о чем-то рассказывает, а вы в это время должны не только закреплять в памяти уже известный материал, но и думать, как построили бы свой ответ: какие еще факты включили бы в него, как изменили бы его последовательность, какой сделали бы вывод. Можете даже сами себе отметку поставить (только не завышайте ее! 09. Работая таким образом в ходе проверки знаний, вы будете всегда готовы сделать необходимые исправления и дополнения, ответить на вопросы, которые поставит учитель перед отвечающим учеником или перед всем классом.

Ценной формой работы является рецензирование ответа вызванного ученика (в устной или письменной форме). Рецензировать ответ товарища надо так, чтобы не обидеть его.

Как рецензировать ответ ученика на уроке:

1) излагался ли материал последовательно, по плану?

2) достаточно ли полным был ответ?

3) доказательными ли были объяснения?

4) сделан ли обобщающий вывод?

5) какие допущены ошибки?

6) грамотной и выразительной ли была речь ученика?

В зависимости от учебного предмета в ходе рецензирования обращается внимание и на другие специфические требования: помнит ли ученик теорему, читал ли художественное произведение, умеет ли работать с географической картой и т. п.

Вас вызвали для ответа…

Хороший, развернутый ответ – это пусть маленькое, но самостоятельное произведение ученика, и, следовательно, оно всегда порождает чувство творческой радости. Вместе с тем это и самоконтроль, так как, только ответив на поставленный вопрос, можно увидеть результаты своей учебной работы. Именно во время ответа вырабатывается умение четко излагать свои мысли, убедительно доказывать правильность высказываемых суждений, образно описывать рассматриваемые явления.

Есть такие школьники, которым хорошо отвечать мешает застенчивость. Для преодоления застенчивости полезно дома пересказывать изученный материал перед зеркалом, следя за своей мимикой, жестами, стараясь вести себя спокойно и уверенно. Особое внимание обратите на разработку плана своего ответа: с чего начнете? В какой последовательности раскроете основные вопросы? Как сделаете итоговый вывод? Выходя к доске используйте прием самовнушения: скажите самому себе: «Я спокоен, я уверен, что смогу хорошо ответить», - при этом сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Когда вам задан дополнительный вопрос, то надо не пугаться, а постараться понять, что именно спрашивает учитель, и только затем, подумав, ответить. После того, как учитель поставит вам отметку, сами проанализируйте свой ответ, выявите все его плюсы и минусы. Избавиться от застенчивости вы сможете намного скорее, если будете чаще рассказывать что-либо своим друзьям.

Важно также правильно относиться к отметкам. Плохо, если ученик безразличен к тройкам и двойкам. Но плохо обстоит дело и тогда, когда хорошая отметка становится главной целью. Цель нужно видеть в самой учебе – в овладении знаниями и умениями.

Изучение нового материала.

Необходимо не только внимательно слушать учителя, но и осмысливать то, что он говорит: выделять и запоминать главное, использовать для усвоения нового материала уще имеющиеся знания, вместе с учителем задумываться над причинами изучаемых явлений, сравнивать их с другими явлениями и т. д. Возможность для столь активной умственной деятельности обеспечивается тем, что ученик мыслит во много раз быстрее, чем учитель говорит. Если же излагается описательный материал, то надо привлечь на помощь свое воображение, т. е. зрительно представить себе то, что описывает учитель. Слушая на уроке истории рассказ о какой-либо битве, представьте себе, во что были одеты воины, чем вооружены, как они сражались; при описании на уроке географии пустыни или тайги, постарайтесь вообразить себя путешественником; на уроке литературы мысленно создайте портрет героя изучаемого произведения. Излагаемый учителем материал будет лучше усвоен, если он вызовет у вас какие-то чувства: например, восхищение мужеством, горечь поражения, ненависть к палачам.

Умение слушать должно быть подкреплено умением самостоятельно составлять план темы урока по ходу ее изложения учителем. Это помогает выделить и усвоить основные вопросы нового материала. Благодаря записи на помощь слуховой памяти приходят и другие ее виды – зрительная, двигательная.

Активно участвуйте в проводимой на уроке беседе.

Воспринимайте каждый вопрос учителя так, как будто он ставится не перед всем классом, а лично перед вами. Вдумывайтесь в содержание поставленных вопросов и старайтесь понять связи между ними. Отвечайте на вопрос кратко, но полно и точно. Дополняйте ответы других учеников, исправляйте допущенные ими ошибки. Если по какому-либо вопросу были высказаны различные точки зрения, подумайте, какую из них вы считаете более правильной, и свое мнение обоснуйте.

Очень ценно, если по ходу беседы вы сообщите какие-то данные, почерпнутые не из учебника, а из других источников – книг, газет, телевизионных передач, интернета и т. д.

В конце урока внимательно выслушайте домашнее задание и советы учителя. Если возникли какие-то вопросы, то не стесняйтесь задать их учителю или товарищу.

Умеете ли вы выполнять домашние задания

Осознайте важность и цели домашней работы.

Иногда спрашивают: «А нельзя ли учиться в школе без домашних заданий?» Давайте попробуем разобраться в этом вопросе…

Известно, что на уроках изучаемый материал не может быть в одинаковой степени глубоко и прочно усвоен всеми учениками. Кто-то не понял объяснение учителя, а кто-то все понял, но тут же все и забыл; один ученик хорошо запоминает то, что слышит, а у другого лучше развита зрительная память. На уроках обычно не хватает времени, чтобы выполнить достаточное количество упражнений для выработки того ли иного умения. В большинстве случаев в школе ученик работает под непосредственным руководством учителя, а дома он работает самостоятельно, что особенно способствует формированию навыков, необходимых для самообразования. Важно также, что дома есть возможность почитать дополнительную литературу, решить задачу повышенной трудности, самому проделать заинтересовавший опыт и т. д.

Вызвать у себя интерес к домашней работе помогает и такой предложенный простой прием самовнушения. Потри руки, как бы предвкушая удовольствие, улыбнись (это самое главное!) и скажи себе: «Мне очень хочется хорошо подготовиться к предстоящим урокам. Буду работать с увлечением, чтобы эта работа стала для меня радостной».

Ну а как быть, если надо выполнять задания по нелюбимому предмету? Можно ли вызвать желание изучать его? Да, можно. Для этого надо именно этому предмету уделять больше внимания: чем больше ты вложишь сил в его изучение, тем больше будет возрастать твой интерес к нему.

Бывает и так: не смог вызвать у себя желание сесть за выполнение домашних заданий. Что же делать в этом случае? Тогда остается лишь одно: силой воли «взять себя за шиворот» и усадить за стол. А в процессе работы возникает и интерес к ней. Недаром же говорят: «Аппетит приходит во время еды».

Важно также осознать цель каждого домашнего задания. Например: усвоить доказательство разъясненной в классе теоремы и практически применить ее для решения соответствующих задач, выяснить предпосылки образования централизованного государства во Франции и т. д. Добиваться достижения поставленных целей – работа гораздо более эффективная, чем принудительное «выучивание уроков».

Соблюдайте правила учебного труда.

Самое простое и в тоже время самое трудное правило: приступив к работе, не позволяй себе отвлекаться от нее. А иначе будешь похож на ученика, о котором рассказывает Агния Барто в одном из своих стихотворений:

Сережа взял свою тетрадь – Он был, конечно, вратарем,

Решил учить уроки: Пришел домой не скоро.

Озера начал повторять Часам, примерно, к четырем

И горы на востоке. Он вспомнил про озера.

Но тут как раз пришел монтер, (…)

Сережа начал разговор Но тут Алеша, младший брат,

О пробках, о проводке. Сломал Сережин самокат.

Через минуту знал монтер, Пришлось чинить два колеса

Как надо прыгать с лодки, На этом самокате.

(…) Он с ним возился полчаса.

Но вдруг увидел он в окне, И покатался кстати.

Что двор сухой и чистый, Но вот Сережина тетрадь

Что дождик кончился давно В десятый раз открыта.

И вышли футболисты. – Как много стали задавать! -

Он отложил свою тетрадь – Вдруг он сказал сердито. -

Озера могут подождать. Сижу над книжкой до сих пор

И все не выучил озер!

Начиная домашнюю работу, надо решить, в какой последовательности лучше всего выполнять задания: устные должны чередоваться с письменными; выполнив задание по какому-либо предмету, следует переходить к предмету, менее сходному с предыдущим (например, после математики заняться историей, а после истории – физикой). Тому, кто медленно втягивается в работу, начинать следует с самого легкого задания; если же вам «раскачка» не нужна, сразу беритесь за выполнение задания самого трудного. И конечно, неразумно добросовестно готовиться лишь по тем предметам, по которым вас еще не вызывали: во-первых, ведь не ради отметки надо учиться; во-вторых, учитель может вызвать повторно и вид у вас тогда будет весьма жалкий.

Нив коем случае нельзя механически заучивать текст заданного на дом параграфа. Помните, что основа запоминания – понимание. Читая параграф, следует выделять главные мысли, вспоминать изученный материал, знание которого требуется для усвоения новой темы; особое внимание следует обращать на объяснение описываемых явлений; вычленять в тексте конкретные примеры. Факты, которые помогают усвоить основное содержание параграфа, но которые нет надобности заучивать. Встретив незнакомое слово, узнайте, что оно означает: найдите объяснение данного термина в уже пройденных параграфах или в справочной литературе , спросите у учителя.

Если на уроке по изучаемой теме делались какие-то записи, их обязательно надо просмотреть перед чтением соответствующего параграфа учебника – это поможет вспомнить изложение данной темы учителем. Если на уроке план не составлялся. То такой план – устно или письменно - полезно составить дома. Будете помнить план – сможете вспомнить и весь остальной материал.

Чтобы запомнить текст учебника, нужно не читать его несколько раз подряд, а пересказывать, заглядывая в учебник лишь тогда, когда вспомнить то или иное положение не удается. Изученный на уроке материал лучше запомнится, если он будет закреплен в памяти в тот же день.

Порой возникает ситуация: бьешься, бьешься над задачей, а решить не можешь. Не

расстраивайтесь, отложите задачу в сторону и займитесь другой работой. А через некоторое время снова возьмитесь за нее, вам наверняка удастся раскусить этот твердый орешек.

Используйте все богатство учебника.

Необходимо чаще обращаться к оглавлению учебника и хорошо запомнить его, так как в оглавлении отражен план изучаемого курса, т. е.план вашей учебной работы по его изучению. Имеющиеся внутри параграфа заголовки тоже представляют собой его план. В тексте параграфа главные положения зачастую выделяются особыми шрифтами: полужирным, курсивом, разрядкой.

Большую ошибку допускают те ученики, которые не обращают внимания на приводимые в конце учебника вопросы и задания, так как они предназначены для того, чтобы обеспечит более глубокое и прочное усвоение учебного материала. С ними полезно ознакомиться не после до, а до чтения соответствующего параграфа: в этом случае чтение будет более продуктивным, поскольку уже известно, на что именно следует обратить внимание.

Важной составной частью учебника является иллюстративный материалы, рисунки, схемы, фотоснимки ит. д.

Каждую иллюстрацию следует внимательно рассмотреть, они дополняют и углубляют знания, полученные при чтении текста, способствуют образному их восприятию.

Систематически пользуйтесь и приводимым в учебнике справочным материалом: словарями новых терминов, статистическими данными, хронологическими таблицами и др.

Сами проверьте выполнение домашнего задания.

На уроке результаты вашей учебной работы проверяет учитель. А дома вы сами себе учитель. Поэтому проверку надо осуществлять самому. Иначе никогда не будете знать: готовы вы или не готовы к предстоящему уроку.

Самоконтролем занимайтесь не только после окончания работы, но и непосредственно в ходе работы, чтобы сразу же исправлять допускаемые ошибки. Важно не только обнаружить ошибку, но и устранить ее причину. Если часто, скажем, совершаются ошибки из-за незнания какого-либо грамматического правила, то нужно это правило повторить, запомнить. Ценный прием самоконтроля – пересказ изучаемого материала; но, как уже отмечалось, надо стараться пересказывать его своими словами. Порой можно ограничиться восстановлением в памяти лишь плана изучаемой темы. Главная же форма самоконтроля – применение полученных знаний и умений в практике: для решения задач, для выполнения различных учебных упражнений и заданий. Проверять свои знания и умения требуется не только в процессе овладения ими, но и спустя некоторое время, чтобы выяснить прочность запоминания и восстановить в памяти забытое.

Общие приемы учебной работы.

НОТ, т. е научная организация труда, нужна в любом деле, так как только таким путем можно достигнуть наилучших результатов при наименьших затратах времени и усилий. Это относится и к такому важному и сложному труду, как учебный труд.

Чтобы была обеспечена научная организация труда, прежде всего необходимо овладеть его методами.

Тема: "Время - наше богатство. Береги его"

Цели: учить ценить время, быть пунктуальными, показать важность соблюдения режима дня.

Оборудование: плакат с названием темы классного часа; компьютер, проектор, экран.

  • Пословицы и поговорки.
  • Порядок бережет время.
  • Наладь порядок - дальше он сам пойдет.
  • Упустишь минуту - потеряешь час.
  • Береги секунду - с нее начинается выигрыш времени.
  • Делу - время, потехе - час.

Содержание классного часа.

1. Вступительное слово учителя.

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его. (Время). СЛАЙД

О чём мы будем говорить на уроке?

Тема нашего классного часа «Делу - время, потехе - час» СЛАЙД

Поставьте каждый цель для себя «Зачем я пришел(а)на классный час?».

Что такое время?

Прочитаем, что написано в толковом словаре С.И. Ожегова.

А для чего человеку надо знать время? Как организовать свою жизнь, чтобы все успевать?

Умеете ли вы правильно распределять время?

Есть порядок, который помогает правильно распределить свое время и никуда не опаздывать и все успевать. Что это? (Режим дня).

Особенно соблюдение режима дня важно для космонавтов, спортсменов и школьников, чтобы быть здоровыми. Кто соблюдает режим дня?

Послушайте совет своих друзей.

Дети читают стихотворение С. Барудзина.

1ученик:

Ведут часы секундам счет, Ведут минутам час, Того не надо по утрам Будить по 10 раз.

2 ученик:

Кто жить умеет по часам И ценит каждый час, Того не надо по утрам Будить по 10 раз.

3 ученик:

И он не станет говорить Что лень ему вставать Зарядку делать, руки мыть И застилать кровать.

4 ученик:

Успеет он одеться в срок Умыться и поесть, Успеет встать он за станок, За парту в школе сесть.

5 ученик:

С часами дружба хороша! Работай, отдыхай. Уроки делай не спеша И книг не забывай!

6 ученик:

Чтоб вечером, ложась в кровать, Когда наступит срок Ты мог уверенно сказать: Хороший был денек!

Как можно провести сводное время?

Во все времена люди всегда ценили время. Об этом говорит тот факт, что про время складывали пословицы, загадки, сочиняли сказки.

Какие вы подготовили пословицы? СЛАЙД.

Да, ребята, надо уметь ценить время. Не только свое, но и чужое. Я вам прочитаю отрывок из разных случаев жизни, а вы поделитесь своими мнениями.

1. Лена обещала прийти к Наташе за книгой. Наташа прождала её весь вечер, а Лена так и не пришла.

2.Руслан договорился с Замиром встретиться в 3 часа. Но в этот день родители Руслана взяли его с собой в гости. Замир подошел к назначенному месту в срок. Он долго ждал. Замир обиделся на друга. Кто прав? Почему? (слушаются мнения учащихся).

3. У Алины не было учебника математики. Она попросила у Дианы учебник на время. К назначенному сроку Алина не смогла вернуть учебник. Она просто забыла об этом. Диана на урок пришла без подготовки. Кто прав? Почему? (слушаются мнения учащихся).

Подведение итогов.

Наш классный час подходит к концу.

Какой вывод вы сегодня сделали для себя?

Вспомни свою цель, которую ты обозначил в начале.

Достиг ли ты ее?

Какие возникли в течение классного часа у тебя трудности?

Советы волшебных часов. (Памятка)

1. Никогда и никуда не опаздывай. Береги время других.

2.Всегда рассчитывай своё время, чтобы приходить на 10 -15 минут раньше.

3.Не заставляй себя ждать. Приходи на встречу к назначенному сроку.

4. Нельзя опаздывать к началу театрального спектакля или киносеанса, на мероприятие. Рассчитай время, чтобы прийти вовремя.

5. Если к тебе кто-то обещал прийти к определённому времени, жди его, так организуй своё время, чтобы у тебя в этот момент не было других дел.

  • Воспитать у учащихся ответственное отношение к своему и чужому времени.
  • Вооружить учащихся рациональными методами учебного труда, расчета своего времени.
  • Оборудование:

    • плакат с названием темы классного часа; стенд "Рабочая минута" (цифры, факты, показывающие цену одной минуты страны, плакаты с высказываниями знаменитых людей, например:
      • "Счастье будущего человечества только в знании" (А. П. Чехов); "Жизнь заключается в вечном усилии- больше познать" (Э. Золя);
      • "Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают" (Н. Е. Введенский, известный физиолог); "Небрежный человек все делает вдвойне" (А. В. Суворов);
      • "Кто не умеет с толком употреблять свое время, тот первым жалуется на его нехватку" (Жан де Лабрюйер);
      • "Нет силы более могучей, чем знание" (А. М. Горький) и др.;
    • стенгазета "Как мы организуем свой учебный труд" с примерными рубриками:
      • "Как сберечь минуту" (итоги хронометража уроков),
      • "Как мы готовим уроки" (итоги рейда по квартирам школьников),
      • "Мой режим дня",
      • "Сотвори себя сам" (о роли самовоспитания, некоторых приемах воспитания воли, развития внимания и т. д.),
      • "Что мы читаем" (анализ читательских формуляров учащихся),
      • "Советы учителей-предметников по вопросам НОТ",
      • "Советы врача",
      • "Прочти эти книги" (рекомендательный список литературы по вопросам самоорганизации) и др.;
    • выставка книг, плакат "Условия разумного труда и отдыха".

    Подготовка классного часа.

    1. Оповестить учащихся о теме классного часа.
    2. Помочь группе ребят подготовить небольшие сообщения по темам: "Мой режим дня", "Как я готовлю домашние задания", "Как я использую каждую минуту урока", "Одна минута моей Родины", "Мое свободное время. Как я его использую", "Как я воспитываю волю", "Как я развиваю память" и др.
    3. Членам учебной комиссии поручить провести хронометраж отдельных уроков, рейды по квартирам школьников.
    4. Библиотечному активу предложить проанализировать читательские формуляры учащихся и оформить выставку книг.
    5. Классной редколлегии поручить подготовить специальный выпуск стенгазеты.
    6. Группе ребят предложить подобрать высказывания знаменитых людей, пословицы, поговорки о роли знаний, о правильной организации труда.
    7. Пригласить на классный час родителей, врача и др.
    8. Предложить школьникам круг вопросов и заданий по теме классного часа:

    Пословицы и поговорки.

    • Порядок бережет время.
    • Наладь порядок - дальше он сам пойдет.
    • Упустишь минуту - потеряешь час.
    • Береги секунду - с нее начинается выигрыш времени.
    • Делу - время, потехе - час.
    • Ученье - свет, а неученье - тьма.
    • Ученье лучше богатства.
    • Корень ученья горек, да плод сладок.
    • Грамоте учиться - всегда пригодится.
    • Без наук - как без рук.
    • Начиная дело, о конце помышляй.

    Почему мы говорим "время - наше богатство"? Проанализируйте свой режим дня: помогает ли он вам рационально расходовать время?

    Проведите хронометраж своего рабочего дня и поищите в нем потерянные минуты.

    Подберите материалы из газет и журналов о НОТ в различных отраслях народного хозяйства.

    Возьмите интервью у родителей, знакомых, друзей о рациональном использовании ими рабочего и свободного времени.

    Примерное содержание классного часа.

    Учитель объявляет тему классного часа, кратко говорит о том, что такое время, почему его надо беречь.

    Время - это счет, которым оценивают учение, труд, добрые дела человека. Ценность времени сейчас значительно возросла, потому что время людей наполнено большими и значительными делами. Счет времени мы ведем часто не на годы, часы, а на минуты.

    Часто драгоценное время теряется из-за неорганизованности, излишней суеты, неумения использовать его рационально. Научиться беречь свое и чужое время надо уже в школе, так как юношеские годы - это не только годы учения, но и время становления личности, подготовки к труду, это период наибольшей гибкости и восприимчивости. Проанализируем: умеем ли мы рассчитывать свое время, правильно чередовать труд и отдых, осознаем ли цену минуты? Попытаемся научиться верно распределять время, научиться учиться.

    Умение ценить каждую минуту особенно важно в наши дни, когда ускоряются темпы жизни, труда, увеличивается объем информации и знаний.

    Учиться учиться - вот в чем важнейшая задача сегодняшнего школьника.

    Народная мудрость гласит: "Если человеку подарить одну рыбу, то он будет сыт один день. Если подарить две рыбы, то он будет сыт два дня. А если научить человека ловить рыбу, то он будет сыт всю жизнь".

    Для того чтобы выработать у себя навыки продуманной работы, необходимо многому научиться (правильно составлять планы, конспекты, работать с книгами, газетами, писать сочинения, правильно говорить и т. д.), серьезно заниматься самовоспитанием (воспитывать волю, внимание, развивать память, воображение и т. п.).

    Рациональному распределению времени способствует периодический хронометраж своего рабочего дня: определить, сколько времени уходит на выполнение домашнего задания, на обед, чтение газет, на разговоры по телефону, на разыскивание нужного учебника, тетради и т. д., сколько времени было потеряно на уроке.

    По окончании рабочего дня необходимо проанализировать, нельзя ли было поступить более рационально, т. е. где и за счет чего можно было сократить потери времени, на что его лучше было бы использовать. Впоследствии эти выводы следует учесть в своей работе.

    Далее предоставляется слово учащимся, которые проводили хронометраж своего дня с подробным анализом. Члены учебной комиссии, проводившие хронометраж работы классного коллектива на уроке, высказывают свои соображения о потере драгоценных минут учащимися класса на занятиях, о резервах времени.

    Мы знаем: время растяжимо,
    Оно зависит от того,
    Какого рода содержимым
    Вы наполняете его.
    Бывают у него застои,
    А иногда оно течет
    Незагруженное, пустое,
    Часов и дней ненужный счет.
    Пусть равномерны промежутки,
    Что разделяют наши сутки,
    Но, положив их на весы,
    Находим долгие минутки
    И очень краткие часы.
    (С.Я. Маршак)

    Что такое время, как оно измеряется? Как называется прибор, с помощью которого мы узнаем время? Зачем людям нужно знать время?

    Стучит,
    Бренчит,
    Вертится,
    Никого не боится,
    Считает свой век,
    А все не человек. (Часы)

    Умеете ли вы определять время? Назовите сколько сейчас времени? Почему так говорят: "Делу - время, потехе - час"?

    Перечислите все единицы времени, которые вы знаете (век, год, месяц, сутки, час, минута, секунда).

    Бежит стремглав минута.
    Минута коротка,
    Но за минуту можно
    Найти звезду, жука,
    Решение задачи и редкий минерал,
    Который до сих пор ещё
    Никто не открывал.
    (С.Я. Маршак)

    Учащиеся заранее выполняют творческую работу: 1 мин. Что я успел? Приложение1.

    За 1 мин. я прочитал(а) : слов

    За 1 мин. я присел(а) : раз

    За 1 мин. я:

    Дана лишь минута любому из нас,
    Но если минутой кончается час -
    Двенадцатый час, открывающий год,
    Который в другое столетье ведет, -
    Пусть эта минута, как все, коротка,
    Она, пробегая, смыкает века.
    (С.Я. Маршак)

    Можно ли обойтись без измерения времени?

    Приходилось ли вам самим рассчитывать время, чтобы не опоздать в школу?

    Выполните творческую работу по расчету личного времени "Я собираюсь в школу". Заполните таблицу: день недели, начал собираться в школу, готов к уроку. Вычислите, за какое время (в среднем) вы можете собраться и дойти до школы, чтобы не опоздать на уроки.

    Сколько раз пытался я ускорить
    Время, что несло меня вперед,
    Подхлестнуть, вспугнуть его, пришпорить,
    Чтобы слышать, как оно идет.
    (С.Я. Маршак)

    Сколько времени тратят на то, чтобы умыться, убрать за собой, дойти до школы, магазина и т.д.

    Очень эффективная мера борьбы с потерями времени - установление четкого режима дня.

    Классный руководитель предоставляет слово учащимся, которые выработали для себя оптимальный режим дня, с учетом способностей, домашних условий, занятости в музыкальной школе, спортивной секции и т. д. В своих выступлениях ребята рассказывают, как помогает им соблюдение режима дня в учебе, спорте, отдыхе. Члены учебной комиссии докладывают результаты рейда по квартирам школьников, обращают при этом внимание на то, есть ли у одноклассников постоянное рабочее место, где хранятся тетради, учебники, есть ли домашняя библиотека, выполняется ли режим дня, выделено ли специальное время для приготовления уроков, помощи своей семье по дому и т. д.

    Классный руководитель обращает внимание школьников на стенгазету, где помещены разные варианты режима дня, и предлагает им по окончании классного часа выбрать для себя один из наиболее приемлемых.

    Далее учитель отмечает, что четкая организация дела, планирование работы всех видов, особенно тех, которые требуют дополнительных усилий (сочинения, доклады, рефераты и т. д.), позволяют экономить силы и время. Лучше всего записывать свой план работы в блокноте, тетради или личном дневнике.

    Классный руководитель обращает внимание школьников на то, что труд и отдых - верные союзники. Труд создает условия для хорошего отдыха, отдых обеспечивает творческий трудовой подъем. Учащимся предлагается рассказать о том, как они отдыхают.

    Многие из них отдыхают неправильно: читают запоем детективную литературу лежа на кровати, просматривают все подряд передачи по телевизору, ведут бесконечные разговоры с друзьями по телефону и т. д.

    Как же отдыхать по-настоящему? Об этом вы можете узнать, познакомившись подробнее с принципами НОТ.

    Вывешивается плакат "Условия разумного труда и отдыха".. Учитель читает и комментирует. В более подготовленном классе это делают сами учащиеся.

    Условия разумного труда и отдыха.

    • Первое условие отдыха - хорошая работа. Когда вы сделали что-то полезное, остались довольны своим трудом, вы чувствуете потребность в отдыхе, который честно заслужили.
    • Сочетайте труд с отдыхом, переключайтесь с физического труда на умственный или с одного вида учебного труда (математики, физики, химии) на другой (историю, литературу, географию).
    • Начинайте с простого дела или с того учебного предмета, который вам дается легко. Помните, что переход от отдыха к труду требует перестройки всего организма, а для этого необходимо время.
    • Не допускайте переутомления. Это достигается с помощью рациональной организации труда, а именно: при ясном понимании цели труда, точном расчете сил и времени, при строгой дозировке работы, применении рациональных приемов чтения, письма, счета, работы с книгой и т. д.
    • Помните, что одинаково вредно в любой работе как торопиться, так и медленно раскачиваться.
    • В основе отдыха должна лежать активная деятельность - движение, ускоряющее обмен веществ, повышающее жизненный тонус и быстро снижающее усталость.

    Литература.

    1. Бизнес-блокнот 80 листов. - М.: ООО "Хатбер- М". - 2004 г.
    2. Нисимчук А.С. Экономическое образование школьников. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991. -127 с.

    Привет друзья! Я решил сегодня затронуть тем которую касается всех. Это тема о самом ценном ресурсе нашей жизни и о том как мы его бездумно тратим. Это ресурс — время. Трата времени бич современного общества! Как вы поняли я попробую раскрыть тему о том куда и как мы тратим своё время. (Да и показать то, что я сам такой же транжира самого ценного ресурса как и многие).

    А как вы знаете время это единственный невосполнимый ресурс в нашей жизни. А как мы его расходуем? На что? На важные вещи для нас или нет. Мы просто просираем время. (Простите за грубые слова). Просто сейчас я пытаюсь достучаться не только до Вас, но и до себя. Потому что я много времени трачу в пустую. А всё почему? Да потому что я не могу правильно организовать своё время. Я поставил публичные цели и не сделал практически ничего по ним, а уже прошло пол года! А теперь вопрос, могу ли я измениться и стать лучше! На конку 20 000 рублей которые я поставил в качестве цены слова. Получается мои слова ничего не значат? Я не могу сдержать слова по целям…

    Отмазываться что нет времени, я не буду, потому что время всегда есть. Откуда я знаю? Я прочитал книгу «Глеба Архангельского – Тайм драйв (как успевать жить и работать)», и знаете что я понял. Что я просираю (прожигаю) свою жизнь. Да тупо трачу… я начал использовать всего 1 инструмент, я начинаю противиться, да, да… именно так. Я реально противлюсь, я не делаю то что должен делать. Ищу какие-то отговорки, пытаюсь списывать всё на всякие обстоятельства. Да обстоятельства есть, но если пользоваться методом который описан в данной книги, то всё можно успеть. Без стрессов и легко. Как оказывается у каждого есть ресурс времени очень большой ресурс времени. В общем друзья нужно любить время, любить не только время своё, но и других.

    Сейчас я пишу данную статью, для того чтобы довести до вас что люди должны ценить время. Время очень ценный ресурс в современном мире. А как мы тратим время? Вот допустим я сел поработать, решил зайти в социальную сеть ВКонтакте и глянуть новости, или ответь на одно сообщения. Поднимаю голову на часы прошло два-три часа из моей жизни. А что я сделал? Да, да именно то о чём вы подумали, мягко выражаясь профукал время.

    Ещё один пример. Нужно ответить на комментарии или проверить почту. Можно заниматься этим весь день. А что мы делаем по важным делам, допустим написать статью или заняться продвижением, написать книгу для рассылки, настроить новую рассылку, изучить важный курс и внедрить его в свой блоги или свою жизнь. На это всегда не хватает время. Почему так? Потому что это неприятные дела и тут нужно напрягать мозги, может для кого-то это дела монотонные. В общем такие дела мы любим отодвигать. А вот тратить 8 часов в день на ответы на своём блоге заходя на него 95% времени в день В общем я понял одно, нужно выделять 1-2 дня в неделю по 1-2 часа именно на это. В другое время когда садишься за комп и хочешь зайти на блог, зайди но только для того чтобы написать новую статью. Тогда будет лучше, новая статья больше даст пользы вашему блогу.

    В общем теперь давайте поймём о том что я хотел донести этой статьёй – время самый важный ресурс ! Нужно научиться ценить время, любить время и уметь им управлять.

    Думаю что нужно начать работать со своим временем и стараться его не тратить, для этого нужно использовать различные техники и приёмы и верить что человек который не может управлять своей жизнью, более грамотно используя своё время, не сможет стать действительно успешным.

    Мы все кто любит писать и читать об успехе, инвестициях, блоггинге, деньгах должны это в первую очередь понять. Потому что время-деньги и это неоспоримый факт. Богаты люди умеют превращать своё время в деньги, хотя времени у них ровно столько же сколько у бедных людей (24 часа в сутки). Почему же одни люди бедные, а другие богаты. Потому что бедные делают что-то не так в отличии от богатых. Они не любят своё время.

    Друзья, не думайте что я хочу обить кого-то данной статьёй, я сам такой. Перед тем как я начал писать данную статью, я занимался фигнёй. Вместо того чтобы сесть поработать над блогом, как я думал изначально я решил посмотреть одну серию сериала и параллельно немного поиграть, знаете сколько я потратил время? 4 часа! За 4 часа можно написать большую статью, причём довести её до ума, найти картинки, обработать её, проверить ключевое слова и т.д. Т.е. можно провести плодотворную работу. Но я просто потратил время. С другой стороны отдыхать нужно, но отдыхать разумно. В общем использовать время я не умею, учусь. Как получается не знаю. Нужно мне и всем учиться управлять своим временем (использовать более эффективно) работать в первую очередь над важными делами, в потом заниматься другими менее. Это целая наука.

    Главное помнить что время самый ценный ресурс.

    Статья написана на одном дыхании, это даже не статья а крик о помощи всем. Давайте соображать вместе как использовать время более разумно и какие техники разумного использования времени вы знаете уважаемые читатели? Жду ваших советов и ответов в комментариях к данному посту.