Урок русский язык род имен существительных. Конспект урока "Род имён существительных. Имена существительные общего рода". ехида мямля почемучка трещотка

Содержимое разработки

Род имён существительных.

Имена существительные общего рода

Цель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повторить правила написания тире в простом предложении; развивать навыки согласования членов предложения, мотивацию к познавательной деятельности; воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: раздаточный материал.

ХОД УРОКА

І. Организационный момент. Приветствие.

ІІ. Актуализацияопорних знаний.

1. Проверка домашнего задания: упр. 479 (записать ИС на доске, распределяя их по родам – 2 человека; на доске – фонетический разбор слов резьба, косьба).

Назвать ИС 2 склонения, 3 склонения.

Что общего между ИС? (обозначают предмет, неодушевленные, нарицательные).

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

Как вы определили род ИС?

Прочитайте строки А.С.Пушкина и определите род слова «лебедь».

Плывёт в сребристых облаках.

2)Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывёт.

Во времена А.Пушкина (1-я половина 19 века) это слово не имело устойчивого рода. В современном языке победила форма мужского рода, которая преобладала уже в 19 веке. Это говорит о том, что язык – явление развивающееся, и с течением времени в нём происходят значительные изменения.

Сформулируйте тему урока. Определите цели.

І V . Работа над темой.

1. – Как вы понимаете слово «род»? (семья, родня)

Все имена существительные по категории рода делятся на 3 группы – мужской, средний и женский род. В современном русском языке род относится к самостоятельным морфологическим признакам, т.е. эта категория устойчивая, неизменяемая.

Какие окончания у ИС мужского, женского, среднего рода?

Составление опорной таблицы.

-а, -я,

-а, -я,

-о, -е

Для чего нужно знать род ИС? (чтобы согласовывать с прилагательными и глаголами прошедшего времени)

2. упр. 502 – записать словосочетания, обозначить главное слово, указать род существительных

3. упр. 503 – у доски.

Не всегда просто определить род ИС. Есть слова, которые нужно запомнить, сверять по орфографическому словарю. В этом заключается богатство языка.

Физкультминутка

4. Согласуйте прилагательные с существительными, определить род ИС.

Запишите ИС в таблицу и запомните.

5. Проблемная ситуация.

Определите род данных существительных. Он или она? Мой или моя?

Эти слова называются словами общего рода, и «приобретают» они мужской или женский род только в контексте: Какой ты, Миша, непоседа!

Какая ты, Лиза, непоседа!

Составьте несколько словосочетаний или предложений, чтобы можно было определить род этих слов.

6. Допишите пропущенные окончания, вставьте недостающие знаки препинания.

V . Подведение итогов.

Как определить род существительных?

Что такое ИС общего рода?

С какими частями речи согласуются ИС в роде?

- Образуйте, где возможно, парные по роду пары. (устно)

Слон – слониха, заяц - …, волк - …, лис - …, кроль - …, бык - …, курица - …,

утка - …, орёл - …, акула - …, баран - …, стул - … .

V І . Рефлексия.

V І I . Домашнее задание.

§ 92, упражнения 504 и 506(на выбор)

1)И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывёт в сребристых облаках.

2)Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывёт.

Согласуйте прилагательные с существительными.

(Черный) кофе, (застарелый) мозоль, (известный) фамилия, (вкусный) повидло, (новый) туфля, (розовый) тюль, (прозрачный) вуаль, (сладкий) какао, (детский) шампунь.

Определите род данных имен существительных.

Забияка, рёва, обжора, работяга, злюка, подлиза, непоседа, задира.

Допишите пропущенные окончания, вставьте недостающие знаки препинания.

Ваня больш.. умница. Моя подруга Катя всем известн.. тихоня. Мой брат Виктор настоящ.. забияка. Эт.. маленьк.. непоседа не мог усидеть спокойно ни минуты.

Образуйте, где возможно, парные по роду пары.

Слон – слониха, заяц - …, волк - …, лис - …, кроль - …, бык - …, курица - …, утка - …, орёл - …, акула - …, баран - …, стул - … .

Род имён существительных.

Имена существительные общего рода

Цель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повторить правила написания тире в простом предложении; развивать навыки согласования членов предложения, мотивацию к познавательной деятельности; воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: раздаточный материал.

ХОД УРОКА

І. Организационный момент. Приветствие.

ІІ. Актуализация опорних знаний.

1. Проверка домашнего задания: упр. 479 (записать ИС на доске, распределяя их по родам – 2 человека; на доске – фонетический разбор слов резьба, косьба).

Назвать ИС 2 склонения, 3 склонения.

Что общего между ИС? (обозначают предмет, неодушевленные, нарицательные).

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

Как вы определили род ИС?

Прочитайте строки А.С.Пушкина и определите род слова «лебедь».

Лебедь белая плывёт.

Во времена А.Пушкина (1-я половина 19 века) это слово не имело устойчивого рода. В современном языке победила форма мужского рода, которая преобладала уже в 19 веке. Это говорит о том, что язык – явление развивающееся, и с течением времени в нём происходят значительные изменения.

Сформулируйте тему урока. Определите цели.

І V . Работа над темой.

1. – Как вы понимаете слово «род»? (семья, родня)

Все имена существительные по категории рода делятся на 3 группы – мужской, средний и женский род. В современном русском языке род относится к самостоятельным морфологическим признакам, т.е. эта категория устойчивая, неизменяемая.

Какие окончания у ИС мужского, женского, среднего рода?

Составление опорной таблицы.

- Для чего нужно знать род ИС? (чтобы согласовывать с прилагательными и глаголами прошедшего времени)

2. упр. 502 – записать словосочетания, обозначить главное слово, указать род существительных

3. упр. 503 – у доски.

Не всегда просто определить род ИС. Есть слова, которые нужно запомнить, сверять по орфографическому словарю. В этом заключается богатство языка.

Физкультминутка

4. Согласуйте прилагательные с существительными, определить род ИС.

Запишите ИС в таблицу и запомните.

кофе

тюль

шампунь

мозоль

фамилия

туфля

вуаль

какао

повидло

5. Проблемная ситуация.

Определите род данных существительных. Он или она? Мой или моя?

Эти слова называются словами общего рода, и «приобретают» они мужской или женский род только в контексте: Какой ты, Миша, непоседа!

Какая ты, Лиза, непоседа!

Составьте несколько словосочетаний или предложений, чтобы можно было определить род этих слов.

6. Допишите пропущенные окончания, вставьте недостающие знаки препинания.

V . Подведение итогов.

Как определить род существительных?

Что такое ИС общего рода?

С какими частями речи согласуются ИС в роде?

- Образуйте, где возможно, парные по роду пары. (устно)

Слон – слониха, заяц - …, волк - …, лис - …, кроль - …, бык - …, курица - …,

утка - …, орёл - …, акула - …, баран - …, стул - … .

V І . Рефлексия.

V І I . Домашнее задание.

§ 92, упражнения 504 и 506(на выбор)

Приложение 1

1) И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывёт в сребристых облаках.

2) Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывёт.

    Согласуйте прилагательные с существительными.

(Черный) кофе, (застарелый) мозоль, (известный) фамилия, (вкусный) повидло, (новый) туфля, (розовый) тюль, (прозрачный) вуаль, (сладкий) какао, (детский) шампунь.

    Определите род данных имен существительных.

Забияка, рёва, обжора, работяга, злюка, подлиза, непоседа, задира.

    Допишите пропущенные окончания, вставьте недостающие знаки препинания.

Ваня больш.. умница. Моя подруга Катя всем известн.. тихоня. Мой брат Виктор настоящ.. забияка. Эт.. маленьк.. непоседа не мог усидеть спокойно ни минуты.

    Образуйте, где возможно, парные по роду пары.

Слон – слониха, заяц - …, волк - …, лис - …, кроль - …, бык - …, курица - …, утка - …, орёл - …, акула - …, баран - …, стул - … .

г Фролово

2012-2013 учебный год

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

Тема: Род имён существительных. Существительные общего рода.

Цель урока

    Познакомить учащихся с существительными общего рода, их особенностями. Сформировать умение находить существительные общего рода в тексте, умение мыслить логически, сравнивать, обобщать. Обогащать и развивать речь учащихся. Воспитывать доброжелательность, интерес к русскому языку.

Оборудование: . Мультимедийный проектор, ноутбук, экран,орфографические словари, цветные карточки для осуществления обратной связи,памятка-алгоритм

Тип урока: усвоение новых знаний

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1)Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

У : - Готовы ль вы начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книги, ручки и тетрадки?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

У : Начинаем урок русского языка

Цель : создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

2)Актуализация знаний

1) Ввод в тему.

О какой части речи будем говорить на уроке? Угадайте!

Я в языке одни предметы называю,

Запомните, друзья, вот главный мой секрет:

Когда процесс и признак я обозначаю,

То их всегда вам представляю как предмет.

2) Тест

(приложение 1)

Мы продолжаем изучение имени существительного, и вы уже достаточно много знаете об этой части речи.

Мне приходилось слышать такой ответ: «Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам». Верно?

Действительно, в русском языке, в отличие от английского, финского, турецкого, армянского, узбекского, где нет деления по родам, существительные относятся к одному из трех родов.

Как же можно определить род существительных в предложении?

Определите, какого рода эти существительные, допишите окончания. (Слайд №2)

Легк.. тюль

Больш…. кенгуру

Больн…мозоль

Детск….. шампунь

Свеж…. кольраби

Горяч…кофе

(Проверка выполнения задания) (Слайд №3)

Об имени существительном

Нет. Имена существительные относятся к одному из трех родов: мужскому, женскому или среднему.

Род существительного в словосочетании и предложении можно определить по именам прилагательным и местоимениям , которые с ним согласуются.

В тетрадях записывают словосочетания и вставляют окончания

Цель: организовать актуализацию изученного материала, достаточного для изучения нового материала

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

3.Проблемное объяснение нового материала

4.Построение проекта выхода из затруднения

Посмотрите на словосочетания (слайд № 4)

Допишите окончания

Ужасн…плакса

больш.. задира

страшн.. соня

сильн.. забияка

. (2 ученика работают на обороте доски, затем объявляют результаты классу)

Проверим, какие вы вставили окончания. Почему окончания разные?

Что надо сделать, чтобы было понятно, какое писать окончание? (Указать на пол)

Так мы можем назвать и мальчика, и девочку,

Лицо и мужского, и женского пола. Поэтому и прилагательные стоят то в мужском, то в женском роде)

Цель :

1) зафиксировать причину затруднения

2) организовать диалог по проблемному материалу

3)организовать уточнение и согласование темы урока

4)соотнесение нового знания с правилом в учебнике

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

5.Этап изучения новых знаний

Работа с учебником

Давайте поработаем с учебником. Найдите упр.99.Нас просят разобраться в любопытной особенности существительных.

1 склонения?

Вы готовы это сделать?

Какого же рода слово неряха?

Поработайте с предложениями..

Опять эта неряха измазала тетрадь

Опять этот неряха измазал тетрадь.

Какой вывод сделали?

Что на это указывает?

Как Вы это поняли?

Так какого же рода существительное неряха?

Давайте придумаем как их можно назвать - Ваши предложения. Как, на ваш взгляд, будет звучать тема урока?

Назовите тему нашего урока…(Слайд 5)

Чтение правила стр.150.

В первом предложении идет речь о неряхе-девочке

Во 2 предложении неряха - мальчике

Ответы детей

Предложения детей

Цель

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

6 Физминутка

7.Первичное закрепление нового материала

Работа со словами.

(слайд № 6)

Нет ли существительных, которые относятся то к мужскому, то к женскому роду, среди слов драчун, забияка трус, трусиха трусишка?

Какого склонения эти слова? Докажите.

Ответы детей

Цель : организовать усвоение детьми нового материала

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

8 Работа с орфографическим словарем.

Как род данных существительных указывается в орфографическом словаре?

У вас на столах лежат орфографические словари. Откройте с.174 и найдите существительные общего рода.

Прочитайте их. Все ли слова вам понятны?

Чтение и объяснение слов

9.Работа с лексическим значением найденных слов

Составить с 2-3 существительными предложения (устно).

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

10.Закрепление изученного материала

1)Упражнение «Угадай слово»:

Продолжаем знакомство с существительными общего рода

- по толкованию лексического значения угадать существительные общего рода, записать в тетрадь в столбик в соответствии с номерами предложений. Подсказка на доске (слова написаны в столбик).

1)Очень трудолюбивый, старательный человек.(трудяга, работяга

2) Умный человек. (умница)

3) Тот, кто много и часто плачет. (Плакса)

Будем учиться правильно употреблять существительные общего рода в своей речи? Давайте разработаем алгоритм правильного употребления существительных общего рода в речи (запись на доске).

Цель : организовать выполнение учащимися типовых заданий по новому материалу

Познавательные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Цель: расширить представление учащихся о существительных общего рода и формировать умение классифицировать слова по типовым значениям.

11 Групповая работа

На столах у вас лежат памятки, вы можете воспользоваться и ими при выполнении следующего задания.

Задание: спишите, дописав окончания прилагательных. Обозначьте род существительных общего рода.

1. Серёжа - кругл... сирота.

Катя - кругл... сирота.

2. Ваня - больш... забияка. Марина - удивительн.. забия-

3. Витя - больш... умница. Моя сестра Света - больш... умница.

Цель : организовать выявление типов заданий, где возможно использовать новые знания

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

12.Рефлексия

Что нового вы узнали сегодня на уроке об имени существитель-

ном? А что значит - правильно употреблять в речи существительные общего рода? Сколько же родов в русском языке? Ответ дайте в виде схемы (на листочках). Объявление оценок за урок.

- Поднимите карточки, кому понравилась своя работа на уроке.

Работают на листочках

Поднимают цветные карточки

Цель : организовать фиксацию нового материала,изученного на уроке

Личностные УУД

13.Домашнее задание

Упр.101.по заданию учебника, составьте свои 2 предложения со словами общего рода, правило стр.150

Цель : закрепление нового материала

Список использованной литературы


1., Методический комментарий к учебнику русского языка для 4 класса. Пособие для учителя начальных классов (Система –) М.: Вита – Пресс, 2011.

2., Русский язык: Учебник для 4 класса начальной школы (Система –): В 2 –х кн. Кн.1. – 7 – е изд. - М.: Вита – Пресс, 2008.

Приложение 1

.Имя существительное – это...

4.Найди ошибку.

а) м. р. – скрипач, аккордеон , кофе; б) ж..р. – земляника, зеркало, жизнь;

в) ср. р. – яблоко, желание, подземелье.

5.На конце имен существительных какого рода после шипящих пишется Ь знак?

а) Мужского рода; б) среднего рода; в) женского рода.

6.В каком падеже стоят имена существительные в словосочетаниях: осмотрели город, библиотеку, крепость; поеду в Калугу, в Казань, в Оренбург?

а) в именительном; б) в винительном; в) в родительном.

Приложение 2. Словарик имен существительных общего рода.

бедняга калека неумеха ревушка

бедняжка каналья неумейка ровня

белоручка коротышка обжора самоучка

бродяга кривляка одиночка сирота

брюзга кровопийца писака сладкоежка

всезнайка кроха пискля сластена

выскочка лакомка плакса соня

горемыка левша подлиза сутяга

грязнуля лежебока подпевала тараторка

душенька молодец полусирота тезка

егоза молодчина попрошайка тихоня

ехида мямля почемучка трещотка

ехидна невежа привереда трудяга

жадина невежда придира тупица

жадюга невеличка пройдоха умница

забияка невидимка проныра ханжа

задира недотепа простофиля хапуга

зазнайка недотрога пустомеля хвастунишка

заика недоучка пьяница хитрюга

замарашка неженка работяга худышка

зевака незнайка разиня цареубийца

злюка непоседа растеряха чистюля

злючка неровня растяпа шельма

зубрилка неряха рева юла ябеда

г. Петропавловск

КГУ «Средняя школа № 42»

Алымова Ирина Владимировна

учитель начальных классов

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Род имен существительных.

Цель: формирование представлений о роде имени существительного как его грамматическом признаке.

Задачи:

    формировать умение определять род имен существительных.

    развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, мышление.

    воспитывать аккуратность письма, интерес к предмету.

Ход урока:

I. Организационный момент.

С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Тихо сели. Начинаем урок!

II. Словарная работа.

Мальчик, девочка, тетрадь, пенал, метро, яблоко, альбом, ученик.

III. Актуализация знаний

Какой частью речи являются данные слова?

Предлагаю поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя существительное»

Игра «Да – нет»

Имя существительное – это часть речи? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие?
(Нет!)
Имена существительные отвечают на вопросы
Кто? Что? (Да!)
Имена существительные обозначают действие предмета?
(Нет!)
Имена существительные обозначают предмет?
(Да!)

Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными? (Да!)

На какие две группы можно разделить слова, которые мы записали?

(одушевленные – неодушевленные, двухсложные – односложные)

На какие три группы можно разделить эти слова?

(по родам)

IV . Сообщение темы урока.

Тема нашего урока: « Род имен существительных».

Как определить род существительного?

Имена сущ., которые можно заменить словом – ОН. Это – М.Р.

Имена сущ., которые можно заменить словом – ОНА. Это – Ж.Р.

Имена сущ., которые можно заменить словом – ОНО. Это – СР.Р.

Женский род - запомню я
И скажу: “она моя”.
И запомню род мужской,
И опять скажу: “он мой”.
Средний род: “оно моё”
Это правило моё!

V . Упражнение в определении рода имен существительных.

1. Игра «Найди свое слово»

В игре участвует весь класс в составе 3 команд (по рядам). Игра проводится в форме выборочного словарного диктанта. Учитель диктует слова, а команда первого ряда записывает существительные мужского рода, команда второго ряда – женского рода, команда третьего ряда – среднего рода.

2. Разноуровневые задания. (Самостоятельная работа)

1 уровень

Запишите название предметов, которые видите на картинке и определите род имён существительных.

2 уровень

Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное. Напиши словосочетания. Определи род имен существительных.

Ловкая …, мягкая …, теплое …, крепкая …, поздний …, глубокое …, робкая …, легкий …

Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся. (Дети встают)
Больше спать не захотел.
(Туловище влево, вправо)
Шевельнулся, потянулся.
(Встали на носочки, потянулись)
Взвился вверх и полетел.
(Руки влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется.
(Дети садятся)

3. Коллективная работа.

Прочитайте слова. К каждому из них назовите предмет или явление, которое по времени предшествовало предмет или явлению, обозначенному данным словом. Составленные пары слов запишите. Определите род.

Вечер - осень –

корова - бабочка-

лошадь- мужчина-

(Утро, теленок, жеребенок, лето, личинка, мальчик)

4. Работа в группах.

Запишите как можно больше существительных и определите их род. (Каждой группе дается тема)

1 группа – одежда

2 группа – фрукты и овощи

3 группа – школа

4 группа – город

5. Работа в парах.

Выполнения задания по карточке

Вписать пропущенные слова, определить и подписать род имён существительных на карточке.

Карточка

Без труда не вытащишь и … из пруда. Волков бояться - в … не ходить. Труд человека кормит, а … портит. Скучен … до вечера, коли делать нечего. Не спеши языком, торопись … .

(Рыбка, лес, дело, день, лень.)

6. Творческая работа.

Из букв каждого данного слова образуйте новое, в котором сохранились бы все буквы исходного слова. Полученные пары напишите. Определите род существительных. Подчеркните пары, которые имеют один и тот же род.

сосна - …(насос)
кулак - …(кукла)
каприз - …(приказ)
камыш - …(мышка)
коршун - …(шнурок)

VI . Итог урока. Рефлексия

Что мы сегодня вспомнили на уроке? (общие сведения об имени существительном).

О чём говорили? (о роде имени существительного).

Что поняли в ходе урока? (имена существительные имеют мужской, женский, средний род, а не «изменяются по родам»; род определяется при помощи местоимений-помощников).

Проанализируйте свою деятельность. Какие ощущения легко? Трудно? Все ли получилось?

Елена Цмоковенко
Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Род имён существительных»

Конспект урока по русскому языку

в 3 классе «Д»

Тема урока :

«Род имён существительных »

Подготовила :

Учитель начальных классов

Цмоковенко Е. А.

Цель : создание условий для формирования умения определять род имен существительных ;

Задачи :

личностные : способствовать формированию интереса к урокам русского языка , готовности преодолевать школьные затруднения; регулятивные : обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль , самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

познавательные : создать условия для развития умения анализировать слова с целью выделения признаков, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;

коммуникативные : помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, способствовать развитию монологической и диалогической речи.

Предполагаемый результат :

способность, опираясь на существенные признаки , определять род имени существительного ; способность выявления границ своего знания; умение оценивать и корректировать свою деятельность; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление навыков сотрудничества.

Ход урока

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Цель : Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо :

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу» )

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо» )

Установить тематические рамки учебной деятельности («могу» ).

Над какой большой темой мы начали работать?

Назовите часть речи, которую начали изучать.

Послушайте сказку про имя существительное .

Сначала все существительные были очень похожи . Даже королева их путала. И вот однажды она издала указ : «Кто придумает для моих слов - существительных - различия , тот будет награжден».

Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж набрал себе много слов и сказал : пусть они будут мои, мужского рода. А жена схватила много слов себе и сказала : а это будут мои, женского рода. А все остальные слова остались посередине, лишние - среднего рода. Королева наградила мужа и жену. Она перестала путать существительные , потому что знала «секрет» различия.

Сформулируйте тему урока .

Род – это грамматический класс слов , имеющий характерные особенности.

Какие три рода имен существительных есть в русском языке ?

Прочитайте слова.

Женщина, мужчина, озеро,

солнце, дочь, луг, мальчик, земля.

Что можете сказать про эти слова?

II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

Целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся :

Воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий

Активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия , аналогия и т. д.) и познавательные процессы (внимание, память и т. д.)

Актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу» )

Попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке

Зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании

III. Этап выявления места и причины затруднения

Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся :

Проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали

Зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения)

Соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения)

Вижу, вы удивлены. Почему?

И ваши мнения разошлись.

Значит, чего мы не знаем?

Чему будем учиться на уроке ?

Вспомните последние слова в сказке.

А вы хотите раскрыть этот «секрет» ?

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения

Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся :

Сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться) предложили и согласовали тему урока

(как) ) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий)

Выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т. д.

РАБОТА В ПАРАХ

- Дано два конверта : в одном слова – имена существительные ,

в другом – слова-помощники.

Соотнесите имена существительные со словами-помощниками.

Что получилось?

Назовите имена существительные , к которым можно подставить слова он, мой. О ком мы говорим ОН?

Значит, какого рода слова, к которым можно подставить слова он, мой?

Назовите имена существительные , к которым подставили слова она, моя. О ком мы говорим ОНА?

Какого рода слова, к которым можно подставить слова она, моя?

Назовите имена существительные , к которым подставили слова оно, мое.

Определите род имен существительных , к которым можно подставить слова оно, мое?

Какой «секрет» мы раскрыли?

Это наш секрет.

А теперь прочитаем «секрет» , который знала Королева. С. 21 в учебнике.

Проверим, для всех ли имен существительных работает этот секрет.

Предложили и согласовали тему урока , которую учитель может уточнить

выбрали способ построения нового знания (как) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных ) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ

Называю имя существительное , а вы рисуете глазами букву, которая соответствует роду данного слова.

Птица, волк, снегирь, животное, соловей, улитка, насекомое.

V. Этап реализации построенного проекта

Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще .

Для реализации этой цели учащиеся должны :

На основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы

При построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т. д.

Применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение,

Зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково,

Зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

Теперь, зная «секрет» узнавания рода имен существительных , вернемся к заданию, которое выполняли дети и проверим его.

Кто из ребят выполнил работу правильно? Докажите.

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся :

Решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия

При этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т. д.

А теперь подобное задание выполните вы. (в тетради)

На карточке № 1 даны слова : яблоко, дядя, ветер, тетя, имя, дедушка, тетрадь, корова, горе.

Разделите слова на 3 группы по родам.

Проверка.

Выделите окончания существительных . Что заметили?

Дополним таблицу.

Сделаем вывод по таблице.

Проверим свои выводы по учебнику. С. 21.

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Для этого необходимо :

Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия

Организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону

Создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка

Для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

Выполним упр. 235.

1 ряд – выписывают слова ж. р.

2 ряд – м. р.

3 ряд - с. р.

Проверка.

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения

Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Для этого необходимо :

Выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний

Довести его до уровня автоматизированного навыка,

При необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса,

Повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

Задания по группам :

1. Творческое задание. Составить пиктограмму (рисуночное письмо) по правилу.

2. Используя все буквы данного слова, образуйте новое. Определите род. (Самопроверка)

весна– навес

валик– вилка

лето – тело

камыш – мышка

уклон – клоун

каприз – приказ

3. Выберите правильный вариант ответа. Обоснуйте свой выбор.

IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Для реализации этой цели :

Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке ,

Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия,

Намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

Какое открытие вы сделали?

В русском языке 3 рода имен существительных .

Знаете ли вы, что…

Есть языки , в которых у существительных нет никакого рода . Это «безродовые» языки – английский , финский, японский, китайский, узбекский.

Есть языки , в которых существительные имеют 2 рода – французский, итальянский, испанский, молдавский,

Есть языки , в которых родов намного больше, чем в нашем языке . В языках Африки , Кавказа до 40 родов.

Кросс-опрос.

1. Назовите 3 рода имен существительных .

2. Какие слова-помощники можно использовать для определения рода имен существительных ?

3. Назовите окончания имен существительных м . р., ж. р., с. р.

Вы молодцы! За открытие должно быть награждение.

Я вам предлагаю две награды :

Первая награда – удовольствие от проделанной работы.

Вторая награда – радость открытия нового.

Какую награду выбираете вы?

Кто выбирает первую награду? Поаплодируем им.

Кто выбирает вторую награду? Поздравим им.

Д/З. Упр. 236 или подобрать по 5 имен существительных каждого рода и записать.