Толкования на Ин. Толкование на евангелие от иоанна Дорогое нам евангелие

В Хабаровской епархии радостное событие: 31 июля прибыли несколько священнослужителей, выпускников Московской Духовной Академии. Священник Игорь Константинов, диакон Александр Дружинин и Дмитрий Воеца будут преподавать в Хабаровской Духовной семинарии.

«О том, что должен быть священником понял ещё в классе седьмом- восьмом. У Бога есть замысел о каждом человеке. Всё просто и понятно, только не надо противиться». Школьные годы запомнились как беззаботное, радостное время, был тогда и свой «Благовест» - передача на православном молодежном канале, ведущим которой и был будущий батюшка. «В моей семье верили, но вера эта была больше, так сказать, народная».

Была и воскресная школа, и на службы приводили, но искать Истину будущему пастырю пришлось самому, через книги, а главное через людей. В кафедральном соборе Днепропетровской епархии, куда его мальчишкой приводили родители, служил такой диакон, на которого хотелось быть похожим. Это про таких людей писал митрополит Антоний Сурожский, что человек не может не поверить, если увидит в глазах хотя бы одного человека сияние жизни вечной. Это общение укрепило в вере, а со временем переросло в крепкую дружбу. Сейчас отец Игорь вспоминает с особым трепетом и любовью своего духовного отца, и то, как он поразил его, еще, будучи диаконом.

Получив аттестат об окончании средней школы, отец Игорь поступает в Белгородскую семинарию, и все последующие годы посвящает получению высшего духовного образования: пять лет учебы в Московской семинарии и три года - в Московской Духовной Академии.

На вопрос, «что Вы почувствовали, когда узнали, что будете служить в Хабаровске?» батюшка отвечает: «То же самое, что и при зачислении в семинарию. Тогда всем нам напомнили слова Спасителя, сказанные апостолам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал». После того, как объявили мою фамилию, сразу стал думать о том, как вещи собрать, как переезд организовать. И сейчас, так же: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» - на служение.

Как вы раньше представляли Хабаровск?

С детства увлекался географией, поэтому о Хабаровском крае, его климате, географическом положении были достаточно ясные представления. Много однокурсников родом с Дальнего Востока – из их рассказов узнавал об особенностях края.

По какому принципу происходит распределение выпускников МДА?

Распределение происходит совершенно неожиданно. Есть такое правило, что граждане Украины после окончания Академии возвращаются в введение Учебного комитета Украинской Церкви. Но по неизвестным причинам в моем случае это правило не сработало. Но ведь всё происходит не без воли Божией. С курса только треть учащихся возвращаются в свои епархии. Обычно о месте назначения известно уже за полгода до окончания Академии, в моем же случае все решилось за несколько минут.

А семья как отреагировала?

Матушка - с энтузиазмом. Её отец родом с Дальнего Востока, родители женились в Хабаровске, поэтому эта земля связана с романтикой семейных воспоминаний. Если в семье мир и согласие, тогда у священника есть силы служить.

С началом учебного года в семинарии отец Игорь будет преподавать Церковное право и гомилетику – искусство произнесения проповеди. Официально на служение в Хабаровскую епархию батюшку назначили на три года. Сейчас, на новом месте, жизнь отца Игоря уже насыщенна событиями: батюшка служит в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, является слушателем лекций по педагогике. Отец Игорь будет продолжать обучение в Российской Академии Юстиции. Для специалиста в области Церковного права, такое образование представляет исключительный интерес.

Какие у вас впечатления о городе и о людях сложились за это время?

Думал, что дороже, чем в Москве и быть не может. Оказывается - может, причем в полтора-два раза. От общения с людьми, с которыми встречался, от священнослужителей до продавца сим–карт в магазине - самые благоприятные впечатления. Люди приветливые, доброжелательные.

А еще в конце интервью батюшка добавляет, что: «здесь (в семинарии) трудится много выпускников Академии, иногда кажется, будто никуда и не уезжал».

На Дальнем Востоке, думаю, как и во многих регионах, есть проблема духовного наставничества. Часто священнослужителей переводят.

Встречая священника, которому мы готовы довериться, нужно помнить, что это лишь один из наших первых этапов на пути к умению доверять Богу, который, где бы мы не находились – всегда рядом. Нужно помнить, что в Церковь мы приходим к Богу. Это Он – простит наши грехи, это Он исправляет ко благу наши запутанные жизни, это Он через церковные таинства дарует нам радость, легкость, духовные и телесные силы. Если мы встретили священника, который нас понял, и которого мы понимаем – слава Богу! Но если мы ещё не встретили такого священника – это не оправдание и не повод не участвовать в жизни Церкви через таинства, каким бы священником они не совершались. Например, молодость - один из самых частых укоров в сторону священника, выпускника семинарии. На кресте священника с обратной стороны написано: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4, 12). Если посмотреть фразу целиком, то она начинается со слов апостола Павла к Тимофею: «Никтоже о юности твоей да нерадит: но образ буди верным …», таким образом, апостол подчеркивает, что дело спасения совершается не опытом или особыми способностями священника, а благодатью Божией, которая действует там, где нет лукавства, где есть доверие Богу.

Вернувшись домой, дочитываю главу Послания до конца: «Внимай себе и учению и пребывай в них: сия бо творя, и сам спасешися и послушающии тебе».



"Не вы Меня избрали,
A Я вас!" Он сказал -
Eго cлова страдания -
Вифлеем узнал!

Сказать так не посмела б,
Но раз Исус решил -
Знай, Боже! Горечь ту
Цветок твой разделил!

85
"They have not chosen me," he said,
"But I have chosen them!"
Brave - Broken hearted statement -
Uttered in Bethleem!

I could not have told it,
But since Jesus dared -
Sovreign! Know a Daisy
Thy dishonor shared!

Emily Dickinson

1. Примечание Томаса Джонсона к стихотворению 85:
Стихотворение было послано Мэри Боулз (Mary Bowles).
"MANUSCRIPTS: There are two, both written about 1859. That reproduced above (Bingham), in pencil, is addressed "Mrs Bowles -" and signed "Emily." The copy in packet 7 (H 30c) is identical in form except that dashes, not commas, are used in line 1, only "dared" is italicized, and a comma follows "Sovreign" (line 7). Line 5 reads: "I could have not told it," but ED wrote 1 over "not" and 2 over "have." That order she adopted in the copy to Mrs. Bowles".

2. Cвятое благовествование oт Иоанна (15:16) гласит:
"Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам."

3. "The disciples,despite being chosen by him, are about to dishonour him by falling asleep in the
garden and running from the soldiers.
But to what group of people is she saying it? The likeliest group seem to be the
group of friends that she had spent such blissful evenings with recently at the
Evergreens, especially Sue and Austin, Samuel Bowles and Kate Anthon.

Throughout her life Emily suffered from her deepest affections not always been returned in the same measure, and this poem may indicate that she had sensed a cooling off in their".
(Прим. переводчика)

Рецензии

Очень женственная версия, опрокинувшая мгновенно моё понимание происходящего. Его предали его же ученики, которых он набирал, учил, и, по факту,он же научил предательству.И он заявил об этом (с точки зрения обыденности - довольно жалкая позиция). Но он заявил и о том, что тем не менее с ними нужно работать, других людей просто не бывает. И вот тут позиция ЭД: не горькой насмешки("я то вся в белом, я то невинна как цветок, а ты Господь, наградив меня сверхталантом, засунул в глушь"), как я думал. Нет Вы о другом: она, ЭД, как и все невинные гениальные цветы поддерживают-разделяют Его горечь, Его страстное желание научить добру,зная о том, что это плохо кончится. Здорово!

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Марина Шабалова (Информационный отдел Хабаровской епархии)

В Хабаровской епархии радостное событие: 31 июля прибыли несколько священнослужителей, выпускников Московской Духовной Академии. Священник Игорь Константинов, диакон Александр Дружинин и Дмитрий Воеца будут преподавать в Хабаровской Духовной семинарии.

«О том, что должен быть священником понял ещё в классе седьмом- восьмом. У Бога есть замысел о каждом человеке. Всё просто и понятно, только не надо противиться». Школьные годы запомнились как беззаботное, радостное время, был тогда и свой «Благовест» - передача на православном молодежном канале, ведущим которой и был будущий батюшка. «В моей семье верили, но вера эта была больше, так сказать, народная».

Была и воскресная школа, и на службы приводили, но искать Истину будущему пастырю пришлось самому, через книги, а главное через людей. В кафедральном соборе Днепропетровской епархии, куда его мальчишкой приводили родители, служил такой диакон, на которого хотелось быть похожим. Это про таких людей писал митрополит Антоний Сурожский, что человек не может не поверить, если увидит в глазах хотя бы одного человека сияние жизни вечной. Это общение укрепило в вере, а со временем переросло в крепкую дружбу. Сейчас отец Игорь вспоминает с особым трепетом и любовью своего духовного отца, и то, как он поразил его, еще, будучи диаконом.

Получив аттестат об окончании средней школы, отец Игорь поступает в Белгородскую семинарию, и все последующие годы посвящает получению высшего духовного образования: пять лет учебы в Московской семинарии и три года - в Московской Духовной Академии.

На вопрос, «что Вы почувствовали, когда узнали, что будете служить в Хабаровске?» батюшка отвечает: «То же самое, что и при зачислении в семинарию. Тогда всем нам напомнили слова Спасителя, сказанные апостолам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал». После того, как объявили мою фамилию, сразу стал думать о том, как вещи собрать, как переезд организовать. И сейчас, так же: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» - на служение.

Как вы раньше представляли Хабаровск?

С детства увлекался географией, поэтому о Хабаровском крае, его климате, географическом положении были достаточно ясные представления. Много однокурсников родом с Дальнего Востока – из их рассказов узнавал об особенностях края.

По какому принципу происходит распределение выпускников МДА?

Распределение происходит совершенно неожиданно. Есть такое правило, что граждане Украины после окончания Академии возвращаются в введение Учебного комитета Украинской Церкви. Но по неизвестным причинам в моем случае это правило не сработало. Но ведь всё происходит не без воли Божией. С курса только треть учащихся возвращаются в свои епархии. Обычно о месте назначения известно уже за полгода до окончания Академии, в моем же случае все решилось за несколько минут.

А семья как отреагировала?

Матушка - с энтузиазмом. Её отец родом с Дальнего Востока, родители женились в Хабаровске, поэтому эта земля связана с романтикой семейных воспоминаний. Если в семье мир и согласие, тогда у священника есть силы служить.

С началом учебного года в семинарии отец Игорь будет преподавать Церковное право и гомилетику – искусство произнесения проповеди. Официально на служение в Хабаровскую епархию батюшку назначили на три года. Сейчас, на новом месте, жизнь отца Игоря уже насыщенна событиями: батюшка служит в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, является слушателем лекций по педагогике. Отец Игорь будет продолжать обучение в Российской Академии Юстиции. Для специалиста в области Церковного права, такое образование представляет исключительный интерес.

Какие у вас впечатления о городе и о людях сложились за это время?

Думал, что дороже, чем в Москве и быть не может. Оказывается - может, причем в полтора-два раза. От общения с людьми, с которыми встречался, от священнослужителей до продавца сим–карт в магазине - самые благоприятные впечатления. Люди приветливые, доброжелательные.

А еще в конце интервью батюшка добавляет, что: «здесь (в семинарии) трудится много выпускников Академии, иногда кажется, будто никуда и не уезжал».

На Дальнем Востоке, думаю, как и во многих регионах, есть проблема духовного наставничества. Часто священнослужителей переводят.

Встречая священника, которому мы готовы довериться, нужно помнить, что это лишь один из наших первых этапов на пути к умению доверять Богу, который, где бы мы не находились – всегда рядом. Нужно помнить, что в Церковь мы приходим к Богу. Это Он – простит наши грехи, это Он исправляет ко благу наши запутанные жизни, это Он через церковные таинства дарует нам радость, легкость, духовные и телесные силы. Если мы встретили священника, который нас понял, и которого мы понимаем – слава Богу! Но если мы ещё не встретили такого священника – это не оправдание и не повод не участвовать в жизни Церкви через таинства, каким бы священником они не совершались. Например, молодость - один из самых частых укоров в сторону священника, выпускника семинарии. На кресте священника с обратной стороны написано: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4, 12). Если посмотреть фразу целиком, то она начинается со слов апостола Павла к Тимофею: «Никтоже о юности твоей да нерадит: но образ буди верным …», таким образом, апостол подчеркивает, что дело спасения совершается не опытом или особыми способностями священника, а благодатью Божией, которая действует там, где нет лукавства, где есть доверие Богу.

Объявление:
В крупную компанию требуется Коммерческий директор. Возраст: от 26 до 45 лет. Образование: высшее. Опыт работы: от 3 лет. Полный рабочий день, полная занятость.
Обязанности:
1. создание департамента продаж;
2. управление департаментом продаж;
3. предоставление отчетности по результатам деятельности департамента и т.д.
Условия:
1. официальное трудоустройство;
2. „белая“ заработная плата;
3. офис расположен в центре города.
О Компании:
"Альвента» - крупная федеральная компания. Наш продукт - правовая система «Консультант Плюс».
Требования:
1. уровень образования: законченное высшее;
2. обязателен опыт работы в должности руководителя отдела продаж или коммерческого директора;
3. обязателен опыт формирования и развития отдела или подразделения;
4. успешный опыт планирования планов продаж, анализа текущих продаж;
5. системное мышление.
Заработная плата от 60000 рублей.

Заманчивое предложение, не правда ли? Но какие предъявляются к кандидату требования? Какой объём выполняемой работы? Но результат того стоит – зарплата от 60 000 руб. в месяц! Кто хочет столько получать денег? Получить эту должность, пока она свободна? Поднимите руки.
Многие из нас, конечно же, хотели бы получать такую высокую зарплату, и я в том числе. Но вот только попасть в престижную фирму на должность директора совсем непросто. Слишком высокие требования. Нужно иметь успешный опыт работы, образование, природный талант, мудрость, чутьё, системное мышление и т.д.
«Счастливчик же тот, кто устроится на эту работу! – думаем мы. – Вот бы мне туда!» И невольно начинаем понимать, что совсем не соответствуем запрашиваемым требованиям. Поэтому нам приходится довольствоваться тем, что имеем: своим рабочим местом, дальней дорогой и маленькой зарплатой, которой часто не хватает, чтобы дотянуть до следующего месяца. Зато успешные в своих делах люди преуспевают, богатеют, довольствуются жизнью.
Большинство наших российских граждан по социологическим стандартам относятся к бедным, несмотря на наличие высшего образования, а иногда двух высших образований. Мало кто из нас может безбедно существовать, особенно, когда рост цен всё время отнимает у нас заработанные нелегким трудом средства.

Принципы сегодняшнего мира таковы:
Успешными и почитаемыми считаются люди, которые имеют хорошую должность, высокую заработную плату или успешных родителей. А те, кто не имеют успехов в жизни, считаются людьми второго, а то и последнего сорта.

Но вот парадокс, Библия полностью переворачивает представление современных взглядов на вопросы положения в обществе.
Апостол Иаков говорит: «Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?» Иак.2:5.

Только что, мы говорили о том, что многие из нас не имеют тех качеств, которые нужны успешным людям, что нас не возьмут на престижную работу в крупную компанию, как вдруг нас приглашают в самую преуспевающую компанию во вселенной и, более того, предлагают стать наследниками царства!
Для справки: Наследник – это правопреемник имущества и продолжатель чьей-нибудь деятельности.

Апостол Павел говорит в Гал.3:26-29:
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.

Итак, мы, верующие во Христа Иисуса, становимся детьми Царя царей, Вечного Бога, и по обетованию – наследниками Царства Небесного.

В отличие от поиска правопреемников в бизнесе или любой другой материальной стороне наследства в этом мире, Бог ищет наследников в Своё Царство по абсолютно иным критериям:
1. быть не богатым (бедным);
2. иметь веру в Иисуса Христа.

Кто из нас соответствует этим критериям? Поднимите руки. Большинство, и у нас есть все шансы быть наследниками Небесного Царства!

Почему именно такие критерии выставляет Бог?
Потому что бедность или, правильно сказать, отсутствие денег может смирять человека, делая его более послушным и сострадающим, а вера во Христа открывает дверь в Царство Небесное.

Однажды, беседуя со Своими учениками, Иисус сказал следующее: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, который сбережется…» Ин.15:16.
Что мы слышим? Сам Обладатель всех богатств мира, Создатель вселенной, Тот, Которому принадлежит Царство Небесное, Которому позавидовал бы любой земной царь, приглашает нас работать на Себя! И что интересно: не мы Его выбрали, а Он нас!

Эту истину Иисус Христос подтверждает через притчу, которую рассказывает Своим ученикам. Сегодня мы прочитаем только ее начало (Матф.20:1-7):
1 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой
2 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;
3 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на базарной площади праздно,
4 и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и я заплачу вам, сколько следует. Они пошли.
5 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же самое.
6 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?
7 Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и я заплачу вам, сколько следует…

Так Господь и сегодня следует по миру и собирает Себе соработников в Свой виноградник. Он принимает всех желающих. У Него для всех есть почетная работа, и для всех есть достойный заработок и великая награда. Думаю, все самые известные люди со своими корпорациями, померкли перед перспективой работы у Небесного Отца. Неважно, кем мы работаем сегодня, какая у нас должность и зарплата, для Бога – мы любимые дети, наследники Его Царства.
А вы представляете, что нам дает Бог в наследство? Давайте немного помечтаем и на мгновение перенесемся в Царство Отца Небесного.
Представьте залитые солнцем зелёные луга, где пасутся стада мирных животных, реки с чистой водой, голубое небо. Слух ласкает пение птиц. Повсюду удивительный свет, дающий тепло. Ночи нет. Пребывающим здесь не нужно заботиться о пище, она везде. У каждого есть свой красивый и уютный дом. Есть время ходить друг другу в гости и заниматься тем, чем нравится. Жители полностью здоровы и свежи. Вот и река жизни и деревья, приносящие разные плоды каждый месяц. Здесь царит радость, мир и покой. (Откр.22:1-5)
Итак, что мы унаследуем, если примем предложение на работу от Всемогущего Создателя:

Жизнь вечную (отсутствие смерти) (Откр.24:4);
святость (отсутствие греха) (Откр.21:27);
возможность есть плоды с Древа вечной жизни (отсутствие голода) (Откр.22:2);
жизнь в вечном городе в своём доме (Иоан.14:2);
благословения (отсутствие проклятий) (Откр.22:3);
здоровье (отсутствие болезней) (Откр.24:4);
радость, мир и покой (отсутствие войн, страданий и слез) (Откр.24:4);
прямое личное общение с Богом (Матф.28:20);
владение Царством Небесным. (Иак.2:5)

Как вам такое наследство?

Итак, Господь приглашает нас с вами стать не средним классом и не классом богатых людей, а наследниками вечного Царства!

Преемниками Великого Создателя сегодня может стать каждый из нас! Всё просто: Веруй в Господа Бога - Христа Иисуса и будешь иметь жизнь вечную.
Но мы должны твердо знать, что «…Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды и навеки пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но оживлен Духом…» (1Пет.3:18)
«…а, воскреснув из мертвых, Он уже никогда не умрет: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо Его смерть была уникальным событием, которое нет нужды повторять; а Его жизнь и сейчас продолжается для Бога». (Рим.6:9,10)

Поэтому наше наследство – это не наша заслуга за наши дела и таланты, а заслуга Иисуса Христа Господа нашего, Который умер за каждого из нас, искупив все наши беззакония и грехи. Мы полностью обязаны Ему своей жизнью.

Может быть, сегодня в этом зале есть те, кто еще не стал наследником Божьего вечного Царства? У вас есть уникальная возможность сегодня это сделать. Я уверен, что Отец Небесный будет рад принять вас и назвать Своим возлюбленным сыном или дочерью. Он ждет вас с распростертыми объятьями, чтобы даровать вам Свои благословения и любовь.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 14-16 Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую Вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам

Постоянно вставляет речь о любви и этими многими речами показывает нам то, что заповедь о любви важнее прочих и требует большого усердия. Представляет и величайшее доказательство любви Своей. Я, говорит, люблю вас настолько, что открыл вам неизреченные тайны. Ибо Я сообщил вам все, что слышал от Отца Моего. Как же в другом месте (Ин. 16, 12) говорит: много имею Я сказать вам, но вы не можете понести? Он сообщил им все то, что можно было им выслушать и что они могли теперь понять. Когда же говорит: «все, что слышал от Отца Моего» , то не подумай, будто Он нуждается в научении, а показывает то, что Он не возвещает ничего постороннего, но то, что принадлежит Отцу, и что все слова Его суть слова Отца. Сказав, что доказательством любви Моей к вам служит сообщение вам тайн, прибавляет и другой признак любви. «Я, говорит, вас избрал», то есть не вы пристали к Моей дружбе, но Я к вам, и Я первый возлюбил вас. Как же Я оставлю вас на последующее время? - «И поставил вас», то есть Я насадил вас, «чтобы вы шли», то есть, чтобы вы росли, умножались, расширялись, распространялись и приносили плод. Здесь Он ясно выставляет Сам Себя делателем. Он и выше объявил Себя очистителем, когда сказал: «вы очищены чрез слово, которое Я проповедал вам» (ст. 3), а теперь еще яснее, когда сказал: Я избрал вас и поставил вас. Ибо известно, что делатель выбирает и полагает ветви в землю. Видишь ли равенство Отца и Сына? Выше называется делателем Отец, а здесь является делателем - Сын. Постыдись, Арий, с теми, которые вместе с тобою поработились нечестию. - Вот и еще признак любви. «Дабы, чего ни попросите от Отца, Он дал вам» , то есть Я дам вам. Хотя по связи следовало бы сказать: чего ни попросите у Отца, даст вам; - а Он сказал: Я дам вам, - сказал так, без сомнения, по равенству силы. Ибо Отец, когда дает, дает Своею десницею, а десница Его - Сын. Примечай, прошу тебя, и то, что когда мы, быв насаждены, приносим плод, тогда и даст нам, чего ни попросим; если же не приносим плода, то не получим. Ибо кто не приносит плода, тот и не просит полезного и спасительного для души, но непременно просит мирского и бесполезного, а потому и не получает. Ибо «просите» , сказано, «но не получаете, потому что не на добро просите» (Иак. 4, 3) .

Евфимий Зигабен

Вы друзи Мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам

Вот беспримерное человеколюбие! Едва ли кто-либо из нас сделает когда-либо честного раба своим другом, а Иисус Христос мало того, что делает это, но делает его даже братом: возвестите, говорит Он, братии Моей, да идут в Галилею (Мф. 28, 10) , – усыновляет его Отцу и делает его сонаследником Царства Небесного.

Лопухин А.П.

Ст. 14-17 Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Сие заповедаю вам, да любите друг друга

Чтобы побудить учеников к исполнению Его заповедей, Христос говорит, что исполняя эти заповеди, апостолы не будут подобны рабам, которым их господин отдает разные приказания, а, напротив, они покажут себя «друзьями » Христа. Есть большое различие в том, с каким чувством исполняется порученное нам дело. Можно смотреть на него только как обязанность и потому исполнять без увлечения, а можно делать его из любви к тому, кто поручил нам это дело. Понятно, что в последнем случае это дело будет сделано гораздо лучше, чем в первом. Ученики и должны исполнять заповеди Христа как друзья Его.

«Я уже не называю вас рабами». Господь называл так учеников прежде (Ин.13:16) , но Он называет их и ниже таким же именем (стих 20), как же Он говорит, что не называет уже? Несомненно, что здесь выражение «называть» нужно понимать не в буквальном смысле слова, а в переносном. Господь может и называть учеников рабами, но относится к ним Он не как к рабам: Он вводит их в понимание всего плана божественного домостроительства, тогда как обыкновенным рабам их господин не открывает своих планов, заставляя их без всяких рассуждений исполнять свои приказания.

«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал». Здесь – еще мотив к тому, чтобы ученики всегда исполняли заповеди Христа, всегда служили Ему. Тогда как у евреев было в обычае, чтобы желающие учиться Закону Моисееву сами избирали себе учителей-раввинов, апостолы стали учениками Христа только тогда, когда Он Сам избрал и призвал их к Себе. Но они заключили с Ним союз дружбы, и не в их воле поэтому расторгнуть этот союз (Вейс).

«И поставил вас» . Здесь указывается на особое иерархическое положение апостолов в Церкви (ср. Деян.20:28; 1Кор.12:28).

«Дабы вы шли» – шли как Мои апостолы (ср. Мф.28:19) и «приносили плод», т. е. распространяли Евангелие и прочно утверждали его на земле («чтобы плод ваш пребывал» ).

Это – первая цель избрания апостолов. Другая цель указана в словах: «дабы чего ни попросите…» Господь, избирая учеников, хотел сделать много полезного и им самим, хотел, чтобы молитвы их были исполняемы Богом.