Суждения об обществе и его институтах. Практическая работа в форме тестов егэ по темам что такое общество и общество как сложная система. Понятия «классы», «страты», «этнические общности» характеризуют сферу общества

1. Обществом, в широком смысле, называют

1)всех жителей государства

2)группу людей, объединившихся для совместной деятельности

3)окружающий мир в целом

4)все способы взаимодействия людей и формы их объединения

2. Загрязнение воздуха, связанное с ростом числа автомобилей, служит примером взаимосвязи

1)общества и природы

2)техники и технологии

3)цивилизации и культуры

4)экологии и морали

3. Верны ли следующие суждения об отношениях общества и природы?

А. Природа является одной из подсистем общества.

Б. Общество вынуждено компенсировать ограниченность природных ресурсов.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения об обществе как системе?

А. Все сферы общественной жизни подвержены изменениям.

Б. Общество является статичной системой.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

А. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества.

Б. Финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической и духовной сфер общества.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

6. Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества?

1)отношения людей в процессе материального производства

2)подсечно-огневое земледелие восточных славян

3)проповедническая деятельность религиозных организаций

4)этнографические исследования

7. Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения, называется

1)народом

2)культурой

3)обществом

4)государством

8. Динамизм общества как системы отражается в

1)наличии связи с природной средой

2)совокупности институтов и подсистем

3)способности к прогрессу

4)наличии общественных отношений

9. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество находится в состоянии постоянного развития, что позволяет характеризовать его как динамическую систему.

Б. Общество в широком смысле – это весь окружающий человека мир.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

10. Какой из примеров иллюстрирует воздействие природы на общество?

1)преодоление феодальной раздробленности



2)изменение даты празднования Нового года

3)гибель Помпеи из-за извержения вулкана Везувий

4)деятельность государства по сбору налогов

11. К какой сфере общественной жизни относится деятельность Интернет-сайтов, целью которых является поиск и общение бывших коллег, знакомых, одноклассников?

1)экономической

2)социальной

3)политической

4)духовной

12. Что из приведённого ниже характеризует общество как динамичную систему?

1)наличие общественных отношений

2)поддержание связи с природой

3)наличие социальных институтов

4)самоорганизация и саморазвитие

13. Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу?

1)прекращение расовой дискриминации

2)международные научные исследования удаленных галактик

3)массовое проведение прививок малолетним детям

4)разработка законов по защите исчезающих видов животных

14. Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества?

1)разгром Ярославом Мудрым печенегов под Киевом

2)формирование кастовой системы в Древней Индии

3)строительство ирригационных сооружений в Древнем Китае

4)издание Иваном IV в 1550 году нового Судебника

15. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. К числу подсистем и элементов общества относятся социальные институты.

Б. Не все элементы общественной жизни подвержены изменениям.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

16. Какую сферу общества представляют религия, наука, образование?

1)экономическую

2)социальную

3)политическую

4)духовную

17. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

18. Запишите слово, пропущенное в схеме.



19. Установите соответствие между примерами и подсистемами (сферами) общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А)организация предпраздничной торговли

Б)проведение референдума о доверии президенту

В)принятие закона об общественных организациях

Г)написание приключенческого романа

Д)производство товаров массового спроса

Е)проведение научного исследования

ПОДСИСТЕМЫ (СФЕРЫ) ОБЩЕСТВА

1)экономическая

2)политическая

3)духовная

20. Найдите в приведённом списке положения, которые могут служить определениями понятия «общество». Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)совокупность всех народов, населяющих нашу планету

2)группа людей, объединившихся для совместной деятельности и общения

3)результаты материально-преобразующей деятельности людей

4)определённый этап исторического развития человечества

5)весь материальный мир в целом

6)устойчивые стереотипы человеческого поведения

21. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

22. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

23. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме:

24. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

25. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

26. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

27. Вы­бе­ри­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

28. Най­ди­те тер­мин, ко­то­рый яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных тер­ми­нов пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

29. Ниже при­ведён ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют со­ци­аль­ную ди­на­ми­ку. Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

30. Ниже при­ведён ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, свя­за­ны с по­ня­ти­ем «гло­ба­ли­за­ция». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

31. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, свя­за­ны с по­ня­ти­ем «гло­ба­ли­за­ция». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда.

32. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, свя­за­ны с по­ня­ти­ем «про­гресс». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда

1) со­ци­аль­ная ре­фор­ма; 2) мо­дер­ни­за­ция; 3) стаг­на­ция; 4) рост про­дол­жи­тель­но­сти жизни; 5) па­де­ние уров­ня об­ра­зо­ва­ния; 6) рост уров­ня бла­го­со­сто­я­ния на­се­ле­ния.

33. Най­ди­те в при­ве­ден­ном ниже спис­ке об­ще­ствен­ные яв­ле­ния. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) воз­ник­но­ве­ние го­су­дар­ства

2) ге­не­ти­че­ская пред­рас­по­ло­жен­ность к от­дель­ным за­бо­ле­ва­ни­ям

3) про­яв­ле­ния на­след­ствен­но­сти

4) фор­ми­ро­ва­ние наций

5) чув­ствен­ное вос­при­я­тие мира

6) раз­ви­тие рынка

34. Най­ди­те в при­ведённом спис­ке черты об­ще­ства как ди­на­мич­ной си­сте­мы и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) обособ­ле­ние от при­ро­ды

2) от­сут­ствие вза­и­мо­свя­зи под­си­стем и об­ще­ственных ин­сти­ту­тов

3) спо­соб­ность к са­мо­ор­га­ни­за­ции и са­мо­раз­ви­тию

4) вы­де­ле­ние из ма­те­ри­аль­но­го мира

5) по­сто­ян­ные из­ме­не­ния

6) воз­мож­ность де­гра­да­ции от­дель­ных эле­мен­тов

35. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки об­ще­ства как ди­на­мич­ной си­сте­мы и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

36. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об об­ще­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Об­ще­ство яв­ля­ет­ся ча­стью при­ро­ды.

2) При­ро­да пол­но­стью опре­де­ля­ет раз­ви­тие об­ще­ства.

3) Со­вре­мен­но­му об­ще­ству свой­ствен­но со­слов­ное стро­е­ние.

4) Со­во­куп­ность всех на­ро­дов, на­се­ля­ю­щих нашу пла­не­ту, пред­став­ля­ет собой об­ще­ство.

5) Об­ще­ством можно на­звать опре­де­лен­ный этап ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия че­ло­ве­че­ства.

37. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тах и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты рас­смат­ри­ва­ют­ся на­у­кой как ис­то­ри­че­ски сло­жив­ши­е­ся, устой­чи­вые формы ор­га­ни­за­ции сов­мест­ной де­я­тель­но­сти людей.

2) По­сколь­ку об­ще­ство пред­став­ля­ет собой ди­на­мич­ную си­сте­му, одни со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты могут ис­че­зать, а дру­гие - по­яв­лять­ся.

3) Со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты пред­став­ля­ют собой опре­де­лен­ные этапы ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия че­ло­ве­че­ства.

4) Со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты - это опре­де­лен­ные сте­рео­ти­пы че­ло­ве­че­ско­го по­ве­де­ния.

5) Со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты со­зда­ют­ся лю­дь­ми, объ­еди­ня­ю­щи­ми­ся для сов­мест­ной де­я­тель­но­сти и об­ще­ния.

38. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми про­яв­ле­ния и ха­рак­те­ри­сти­кой гло­баль­ных про­блем: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

39. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о про­цес­се гло­ба­ли­за­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) По­ня­тие «гло­ба­ли­за­ция» обо­зна­ча­ет про­цесс все­мир­ной эко­но­ми­че­ской, по­ли­ти­че­ской и куль­тур­ной ин­те­гра­ции и уни­фи­ка­ции.

2) Гло­ба­ли­за­ция со­про­вож­да­ет­ся ро­стом уров­ня жизни во всех ре­ги­о­нах мира, не­по­сред­ствен­но во­влечённых в этот про­цесс.

3) Важ­ней­ши­ми про­вод­ни­ка­ми гло­ба­ли­за­ции яв­ля­ют­ся транс­на­ци­о­наль­ные кор­по­ра­ции.

4) Про­цесс гло­ба­ли­за­ции со­про­вож­да­ет­ся ослаб­ле­ни­ем эт­ни­че­ских, ре­ли­ги­оз­ных и куль­тур­ных про­ти­во­ре­чий в боль­шин­стве ре­ги­о­нов мира.

5) Одним из про­яв­ле­ний гло­ба­ли­за­ции яв­ля­ет­ся ве­стер­ни­за­ция.

40. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«Че­ло­век живет в ________(А), и его по­ступ­ки обу­слов­ле­ны ста­нов­ле­ни­ем, раз­ви­ти­ем в че­ло­ве­че­ском кол­лек­ти­ве. Нель­зя жить среди людей, не всту­пая в опре­делённые ________(Б) с окру­жа­ю­щи­ми. В усло­ви­ях со­вре­мен­ной Рос­сии и скла­ды­ва­ю­щих­ся в ней новых об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний, ры­ноч­ной ________(В) и кон­ку­рент­ной борь­бы зна­чи­тель­но воз­рас­та­ет роль осмыс­лен­ной ори­ен­ти­ров­ки че­ло­ве­ка в окру­жа­ю­щей среде. Без по­ни­ма­ния тво­ря­ще­го­ся во­круг не­воз­мож­но пра­виль­но сори­ен­ти­ро­вать­ся в жизни, на­ла­дить нор­маль­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния с дру­ги­ми лю­дь­ми и об­ще­ствен­ны­ми ________(Г). И в этом не­оце­ни­мую по­мощь ока­зы­ва­ет со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия. Со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия изу­ча­ет ________(Д) пси­хо­ло­ги­че­ских яв­ле­ний, воз­ни­ка­ю­щих при со­ци­аль­ном вза­и­мо­дей­ствии людей. Роль ________(Е), ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия, сей­час зна­чи­тель­но воз­рос­ла».

41. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Характеристика общества как (1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются (2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую (3) общества. (4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов (5), а также управление совместной (6) людей».

1)целостность

2)система

3)общество

4)социальные блага

6)производство

7)культура

8)социальные институты

9)деятельность

Образ революции

Наиболее распространенный образ революции... имеет несколько основных составляющих: насилие, новизну и всеобщность перемен. Эти признаки применяются в равной, степени к революционному процессу, к его причинам и следствиям.

Революция характеризуется как самый интенсивный, насильственный и осознанный процесс из всех социальных движений. В ней видят предельное выражение свободной воли и глубоких чувств, проявление незаурядных организационных способностей и высокой идеологии социального протеста...

Принято считать, что предпосылками революций становятся фундаментальные социальные аномалии или вопиющие проявления несправедливости, соединение борьбы между элитами с более глубокими социальными факторами, подобными классовой борьбе, вовлечение в социальное движение крупных общественных групп и их политическая организация.

Результаты революции представляются многосторонними. Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима... Во-вторых, замена неспособной правящей элиты или правящего класса другими.

В-третьих, далеко идущие изменения во всех институциональных сферах, в первую очередь в экономике и классовых отношениях, - изменения, которые направлены на модернизацию большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым... Считаю, в-пятых, что революции осуществляют не только институциональные и организационные преобразования, но и вносят изменения в нравственность и воспитание.

44. Каковы признаки революции? Какие из них можно отнести и к реформе? Проиллюстрируйте свой последний вывод примером.

46. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «гло­ба­ли­за­ция»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о про­яв­ле­ни­ях гло­ба­ли­за­ции в по­ли­ти­че­ской сфере, и одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее про­цесс гло­ба­ли­за­ции в эко­но­ми­че­ской сфере.

47. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «кри­те­рий об­ще­ствен­но­го про­грес­са»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о кри­те­ри­ях об­ще­ствен­но­го про­грес­са..

48. Ученые полагают, что социальный институт – это исторически сложившаяся форма организации людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их деятельность и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности. Является ли образование социальным институтом? Свой ответ подтвердите тремя аргументами

49. С по­мо­щью трех при­ме­ров про­ил­лю­стри­руй­те вза­и­мо­связь гло­баль­ных про­блем со­вре­мен­но­сти.

50. По­ка­жи­те на трех при­ме­рах тес­ную связь об­ще­ства и при­ро­ды.

51. На­зо­ви­те и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми три по­ло­жи­тель­ных по­след­ствия про­цес­са гло­ба­ли­за­ции.

52. В ходе пар­ла­мент­ских де­ба­тов рас­смат­ри­вал­ся во­прос о раз­ра­бот­ке мер, на­прав­лен­ных на огра­ни­че­ние мо­но­по­лиз­ма в эко­но­ми­ке, сти­му­ли­ро­ва­ние кон­ку­рен­ции про­из­во­ди­те­лей. На­зо­ви­те сферу об­ще­ства, связь ко­то­рой с эко­но­ми­кой ил­лю­стри­ру­ет­ся этим при­ме­ром. При­ве­ди­те соб­ствен­ные при­ме­ры, ил­лю­стри­ру­ю­щие связь эко­но­ми­ки с дру­ги­ми двумя сфе­ра­ми об­ще­ствен­ной жизни (сна­ча­ла ука­жи­те сферу, а потом при­ве­ди­те со­от­вет­ству­ю­щий при­мер.)

53. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить раз­вер­ну­тый ответ по теме «Со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

54. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить раз­вер­ну­тый ответ по теме «Об­ще­ство как си­сте­ма». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

55. Вам пред­сто­ит под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Гло­баль­ные про­бле­мы со­вре­мен­но­сти». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

56. Выберите одно из пред­ло­жен­ных ниже высказываний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив поставленную ав­то­ром проблему (затронутую тему); сфор­му­ли­руй­те свое от­но­ше­ние к позиции, за­ня­той автором; обос­нуй­те это отношение.

Социальная психология: «Человек не­мыс­лим вне общества» (Л. Толстой)

Философия: «Революция – варварская форма прогресса». (Ж. Жорес)

В экзаменационной работе элементы двух содержательных линий «Общество» и «Человек» объединены в один блок - модуль. Значительная степень теоретического обобщения материала придает этому материалу особую сложность.

Перечень элементов проверки в данном содержательном разделе: природное и общественное в человеке; мировоззрение, его виды и формы; виды знаний; понятие истины, ее критерии; мышление и деятельность; потребности и интересы; свобода и необходимость в человеческой деятельности; системное строение общества: элементы и подсистемы; основные институты общества; понятие культуры, формы и разновидности культуры; наука; основные особенности научного мышления, естественные и социально-гуманитарные науки; образование, его значение для личности и общества; религия; искусство; мораль; понятие общественного прогресса; многовариантность общественного развития (типы обществ); угрозы XXI века (глобальные проблемы).

По данным Федеральный институт педагогических измерений почти треть выпускников как в 2009 г., так и в 2010 г., не смогли даже на базовом уровне продемонстрировать знание материала по рассматриваемой содержательной линии. Большие затруднения испытывали выпускники при выполнении заданий по темам «Системное строение общества: элементы и подсистемы», «Многовариантность общественного развития (типы обществ)» и др. Данные, как отмечено в аналитическом отчете по результатам ЕГЭ 2010 г. по обществознанию, свидетельствуют об отсутствии глубины, целостности, системности знаний об обществе у части выпускников.

В данной статье рассмотрим некоторые из наиболее трудных для выпускников вопросов содержательной линии «Общество».

Традиционно непростым для выпускников является вопрос о смыслах понятия «общество». Понятие «общество» употребляется в широком смысле как обособившаяся от природы, но тесно связанная с ним часть материального (реального) мира, включающая в себя все способы взаимодействия людей и формы их объединения. Ключевыми в данном определении являются две позиции: общество является частью реального мира; общество немыслимо без взаимодействия людей и групп, состоящих друг с другом в многообразных отношениях. Все способы взаимодействия и формы объединения людей и образуют в конечном счете общество. Следует помнить и о таких значениях данного понятия, как исторический этап развития человечества; страна, государство; объединение людей с какой-либо целью; круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов.

Примеры заданий
1. Общество - это

1) материальный мир в целом
2) часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно связанная с ним
3) часть природы
4) часть материального мира, обособившаяся от природы и потерявшая связи с ней

Ответ: 2

2. Все виды способов деятельности людей и формы их совместной жизни охватываются понятием

1) культура
2) общество
3) природа
4) цивилизация

Ответ: 2

3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. В самом широком смысле общество – это окружающий человека материальный мир.

Б. Понятие «общество» в широком смысле и понятие «природа» равнозначны.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ: 4

4. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество постоянно развивается, что позволяет его характеризовать как динамическую систему.

Б. Общество в широком смысле – это весь окружающий человека мир.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ: 1

5. К характеристике общества как системы относится

1) неизменность во времени
2) способы взаимодействия и формы взаимодействия людей
3) часть природы
4) материальный мир в целом

Ответы: 2

6. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие общество как динамичную систему, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) взаимосвязь элементов
2) неизменность элементов
3) взаимодействие элементов
4) развитие
5) обособленность элементов и сфер

Ответ: 134

7. Установите соответствие между значениями понятия «общество» и примерами их употребления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) в широком значении

Б) в узком значении

Следующим «проблемным» элементом содержания являются «Сферы жизни общества». Необходимо знать сферы и четко их различать - успешность выполнения заданий во многом зависит от умения идентифицировать сферу общественной жизни по проявлениям. Это экономическая, политическая, социальная и духовная. В свою очередь, в каждой из сфер складываются определенные виды деятельности, отношения и соответствующие им институты. Сферы общественной жизни находятся между собой в неразрывной и взаимной связи. Именно взаимодействие сфер, институтов общественной жизни в процессе деятельности отдельных людей и социальных групп является источником развития общества, придает ему качества динамичной (развивающейся) системы.

Примеры заданий

1. Понятия «рост производства», «инфляция», «соотношение спроса и предложения» характеризуют сферу общества

1) экономическую
2) социальную
3) политическую
4) духовную

Ответ: 1

2. Понятия «классы», «страты», «этнические общности» характеризуют сферу общества:

1) экономическую
2) социальную
3) политическую
4) духовную

Ответ: 2

Для выполнения этих несложных заданий достаточно знать, какие виды деятельности, отношения и институты образуют ту или иную сферу общественной жизни. Труднее задания, связанные с характеристикой взаимодействия сфер.

3. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?

А. В условиях экономического кризиса президент стран назначил досрочные парламентские выборы. Это пример взаимосвязи экономической и политической сфер общественно жизни.

Б. Политическая партия разработала и научно обосновала программу преодоления спада производства. Это пример взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер общественной жизни. Это пример взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер общественной жизни.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верно и А, и Б
4) оба суждения неверны.

Ответ: 3

4. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?

А. На парламентских выборах победила партия, выступавшая за снижение налогового бремени. Это пример взаимосвязи политической и экономической сфер жизни общества.

Б. В результате налоговых реформ выросли темпы. промышленного развития. Это пример взаимосвязи экономики и морали.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верно и А, и Б
4) оба суждения неверны.

Ответ: 1

Следующим трудным элементом содержания является тема «Традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) общество». Для успешного выполнения заданий необходимо четко уяснить характеристики традиционного, индустриального и постиндустриального общества, научиться определять их проявления, сравнивать общества разных типов, выявляя черты сходства и различия.

Остановимся на наиболее сложных заданиях.

Примеры заданий
1. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?

А. В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое промышленное производство.

Б. В постиндустриальном обществе наряду с массовым все более прочные позиции занимает мелкосерийное производство.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ: 2

2. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?

А. Ценности личной свободы, индивидуальной ответственности, инициативы являются характерной чертой духовной жизни традиционного общества.

Б. В традиционном обществе социальная мобильность отсутствовала, переход из одной социальной группы в другую был невозможен.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ: 2

3. Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие постиндустриальному обществу, и обведите цифры, под которыми они указаны

1) развитие сферы услуг
2) рост численности рабочего класса
3) отсутствие социальной стратификации
4) использование информационных технологий
5) глобализация экономики и финансов
6) резкий подъем рождаемости

Ответ: 145

Определенные сложности для выпускников представляла тема «Глобальные проблемы современности». При отработке данного материала целесообразно четко определить сущность понятия «глобальные проблемы»: для них характерно то, что они проявляются в мировом масштабе; ставят под угрозу выживание человечества как биологического вида; могут быть решены усилиями всего человечества. Далее можно зафиксировать важнейшие из глобальных проблем (экологический кризис, проблема предотвращения мировой войны, проблема «Севера» и «Юга» и др.), выявить их признаки и конкретизировать их на примерах общественной жизни. Кроме того, необходимо четко представлять себе сущность процесса глобализации.

Примеры заданий
1. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?

А. Все глобальные проблемы тесно взаимосвязаны.

Б. Экономическая и политическая глобализация являются одной из характеристик глобального мира.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верно и А и Б
4) оба суждения неверны

Ответы: 3

2. Найдите в приведенном ниже списке черты, отличающие глобальные проблемы от других проблем человечества:

1) требуют для своего разрешения совместных усилий государств мира
2) возникли во второй половине прошлого века
3) отражают противоречие между потребностями людей и возможностями
4) вызваны нехваткой природных ресурсов
5) носят масштабный характер
6) порождают социальные конфликты

Ответ: 125

3. Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждому определению, данному в первом столбце, подберите соответствующее понятие из второго столбца.

Ответ:

1 2 3 4 5
Б А В В Б
Использованные ресурсы:
1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию.
2. Аналитический отчет по результатам ЕГЭ 2010 г. Обществознание.
(http://www.fipi.ru/view/sections/138/docs/522.html)

ТЕСТ № 1. 9 КЛАСС. Блок Человек и общество. Системный подход к общественным явлениям.

1.Найдите в приведенном ниже списке общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обособление от природы

2) наличие подверженных изменениям подсистем

3) обособленность элементов

4) самоорганизация и саморазвитие

5) появление новых элементов и связей

6) многоаспектность и целостность

Ответ: 2456

2.Установите соответствие между сферами жизни общества и приведенными характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 12221

3.Найдите в приведенном списке примеры непосредственного влияния экономики на социальную сферу общественной жизни.

1) принятие государственных образовательных стандартов

2) задержка зарплаты в связи с банкротством предприятия

3) введение цензуры на государственном телевидении

4) государственная гарантия банковских вкладов

5) строительство заводом жилья для рабочих

6) создание новых рабочих мест

4. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Социальные институты и их функции

Ответ: государство

5.Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальные институты рассматриваются наукой как исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

2) Поскольку общество представляет собой динамическую систему, одни социальные институты могут исчезать, а другие — появляться.

3) Социальные институты представляют собой определенные этапы исторического развития человечества.

4) Социальные институты — это определенные стереотипы человеческого поведения.

5) Социальные институты создаются людьми, объединяющимися для совместной деятельности и общения.

6. Установите соответствие между компонентами общества и примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 12121

7. Назовите три признака социального института и поясните каждый из них на конкретном примере.

В правильном ответе могут быть указаны такие признаки:

Наличие ролевой системы — определены основные роли (например, в семье существуют роли мужа и жены, родителей и детей, старших и младших членов семьи и т.д.);

Наличие совокупности учреждений (например, институт образования включает сеть школ, лицеев, гимназий, университеты, министерство образования и т.д.);

Наличие регулирующих правил (например, в государства может быть принят основной закон страны — Конституция, в соответствие с которой принимаются остальные нормативные акты, регулирующие деятельность органов власти и др.);

Наличие общественно важных функций (например, функцией науки является накопление и систематизация объективных знаний о действительности).

8. В познании общества, в отличие от познания природы

1) не выдвигается гипотез

2) значима роль ценностных установок познающего

3) не используется метод моделирования

4) истина имеет относительный характер

5) объект и субъект познания совпадают

6) сложно выявить объективные законы

9. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Понятие «общество» многозначно. Часто под обществом понимается социальная _______ (А), объединенная общим _______ (Б) ее членов, например, дворянское общество, или общностью _______ (В). Социологи называют общество динамической _______ (Г), подчеркивая этим связь различных компонентов общественной жизни и их изменения в ходе исторического развития. Эти изменения могут носить постепенный характер, а могут ускоряться в ходе _______ (Д) или благодаря реформам. Реформы, как правило, меняют какую-либо одну сторону жизни при сохранении основ существующего _______ (Е). Разрешая реально существующие в обществе противоречия, реформы прокладывают дорогу новому».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) система

2) структура

4) революция

5) интерес

6) прогресс

7) социальный статус

10. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Общество является частью природы.

2) Природа полностью определяет развитие общества.

3) Современному обществу свойственно сословное строение.

4) Совокупность всех народов, населяющих нашу планету, представляет собой общество.

5) Обществом можно назвать определенный этап исторического развития человечества.

11.Установите соответствие между сферами жизни общества и социальными институтами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 21122

12. Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Духовная культура — одна из сфер деятельности человека в обществе.

2) Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты.

3) Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество.

4) Духовная культура — это окружающая человека искусственная среда.

5) Духовная культура включает материальные и духовные ценности, созданные человеком.

13.Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В узком смысле общество — это окружающий человека материальный мир.

2) В широком смысле под обществом понимают все население земли, совокупность всех народов и стран.

3) Динамичность социальных институтов проявляется в их обособленности от природы.

4) Социальные институты возникли в связи с объективной потребностью регулировать разнообразные общественные отношения.

5) Образование как социальный институт объединяет с другими социальными институтами наличие организационной структуры и социальных норм.

Ответ: 245.

14. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный институт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о социальных институтах в экономической сфере, и одно предложение, раскрывающее любую из функций социальных институтов.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: Социальный институт — это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, нацеленной на удовлетворение базовых потребностей общества.

2) одно предложение с информацией о социальных институтах в экономической сфере, например: К социальным институтам в экономической сфере относят рынок, предпринимательство, банковскую сферу и т.д.

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую из функций социальных институтов, например: Социальные институты упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер.

15. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Особенности социального познания». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов раскрытия данной темы:

1) Социальное познание — познание общества и человека.

2) Специфика социального познания:

а) совпадение познающего субъекта и познаваемого объекта;

б) тесная связь с практическими интересами индивидов;

в) критический взгляд на общество и ценностная окраска знания о нем;

г) сложность объекта социального познания, в силу чего социальные законы носят вероятностный характер;

д) ограниченность сферы применения эксперимента.

3) Основные методы социального познания:

а) исторический (рассмотрение социальных объектов в развитии);

б) сравнительный (рассмотрение социальных объектов в сравнении, сопоставлении с подобными);

в) системно-аналитический (рассмотрение социальных объектов в целостности и взаимодействии друг с другом).

4) Функции социального познания:

а) выявление причин и следствий социальных процессов;

б) осмысление качественных характеристик социальных объектов;

в) использование результатов при осуществлении социального управления;

г) согласование общественных интересов, оптимизация социальных процессов.

5) Социальное познание как необходимое условие совершенствования и развития общества.

ТЕСТ № 2. 9 КЛАСС. Блок Человек и общество. Типы общественного развития.

1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют динамичный характер общества.

1) развитие, 2) статичность, 3) регресс, 4) спад, 5) прогресс, 6) системность.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

реформа, 2) революция 3) социальная динамика, 4) эволюция, 5) общественный регресс.

3. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Один из критериев общественного прогресса связан с достигнутым уровнем материально-технического развития общества.

2) Общество выполняет функцию воспроизводства и социализации человека.

3) Неотъемлемой чертой развития любого общества является деградация к уже отжившим социальным структурам и отношениям.

4) Революцией называют поэтапное преобразование, связанное с изменением какой-либо стороны общественной жизни.

5) Общество представляет собой сложную статическую систему.

4. Какие из перечисленных социальных фактов иллюстрируют противоречивость общественного прогресса? Запишите все цифры, под которыми они указаны.

1) получение новых материалов в результате развития нанотехнологий

2) повышение производительности труда в результате рационализации организационной структуры производства

3) психическая зависимость масс людей от доступа к интернету в результате появления онлайн-игр и социальных сетей

4) возможность быстрого тиражирования информации в результате развития компьютерных технологий

5) возникновение органически не перерабатываемых отходов в процессе высокотехнологичного производства

6) появление «городов-призраков» в результате миграции населения в крупные мегаполисы

5. В стране Z преобладают экстенсивная технология и ручные орудия труда. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как традиционное общество? Запишите цифры , под которыми они указаны.

Основными социальными ячейками являются племя и большая семья

Происходит рост численности городского населения

Устная информация преобладает над письменной

Интенсивно развивается инфраструктура

Широко распространяются научные знания

Господствует натуральное хозяйство

6. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 32132

7. В стране Z городское население растет быстрее сельского. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как индустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государство гарантировало личную свободу граждан и создает условия для самореализации личности.

2) Происходит становление сословной структуры.

3) Религиозные организации играют ключевую роль в общественной жизни.

4) Преобладает натуральный обмен (бартер).

5) Произошла механизация производства.

6) Производство концентрируется на крупных предприятиях, в промышленных районах.

Ответ: 156.

8. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 22121

9. Найдите в приведенном списке черты, присущие постиндустриальному обществу. Запишите цифры , под которыми они указаны.

Развитие сферы услуг

Рост численности рабочего класса

Отсутствие социальной стратификации

Использование информационных технологий

Новые интеллектуальные возможности

10. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 32311

11. Выберите верные суждения о глобальных проблемах современного человечества и запишите цифры , под которыми они указаны.

Глобальными проблемами называется совокупность проблем, от решения которых зависит будущее человечества

Глобальными проблемы могут быть самостоятельно решены отдельными странами мира

Проблема «Север-Юг» проявляется в разрыве в уровнях экономического развития стран мира

Одним из негативных результатов экономической деятельности людей стало истощение природных ресурсов

Все глобальные проблемы являются следствием экономической глобализации

12. Установите соответствие между процессами глобализации и ее последствиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 21121

13.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный регресс».

1) движение; 2) изменение; 3) техническая революция; 4) совершенствование; 5) упадок; 6) деградация.

14. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и выделите цифру, под которой оно указано.

1) интеграция; 2) рост; 3) дифференциация; 4) социальная динамика; 5) инновация; 6) деградация; 7) эволюция.

15. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Общество — целостная самоорганизующаяся система взаимоотношений между людьми.

2) В структуре общества выделяют экономическую, политическую, социальную и духовную подсистемы.

3) Социальные институты организуют удовлетворение определенных потребностей общества и человека.

4) Динамичность социальных институтов проявляется в их обособленности от природной среды.

5) Социальным регрессом называют направление развития от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным.

ТЕСТ № 3. 9 КЛАСС. Блок Человек и общество. Общество и природа. Биосоциальная сущность человека. Мышление и деятельность.

1. Найдите в приведенном ниже списке общественные явления и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) возникновение государства

2) генетическая предрасположенность человека к отдельным заболеваниям

3) психические качества личности

4) формирование наций

5) создание новых научных направлений

6) способность человека к чувственному восприятию мира

Ответ: 145.

2. Установите соответствие между особенностями поведенческой активности, свойственной человеку, и поведенческой активностью, свойственной животным: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 21112

3. Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) использование предметов, данных природой

2) способность к целеполаганию

3) забота о потомстве

4) приспособление к условиям окружающей среды

5) стремление понять окружающий мир

6) общение с помощью членораздельной речи

4. Установите соответствие между примерами и сторонами сущности человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Ответ: 12122

5. Ниже приведен перечень качеств, присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу.

1) инициативность, 2) темперамент, 3) толерантность, 4) ответственность, 5) задатки, 6) трудолюбие.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

6. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Ответ: деятельность.

7. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков

«Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя, является ______ (А). Это человек со своими социально сформированными и с индивидуально выраженными _____ (Б): интеллектуальными, эмоционально-волевыми, нравственными и др. Их формирование связано с тем, что _____ (В) в совместной деятельности с другими людьми познает и изменяет мир и самого себя. Процесс этого познания в ходе усвоения и воспроизводства социального опыта одновременно является процессом _____ (Г). Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой. Она характеризуется _____ (Д), т.е. стремлением выходить за свои собственные пределы, развиваться, расширять сферу своей деятельности, открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Это человек, у которого есть своя ____ (Е) в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несет ответственность за свой выбор».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. индивид

2. качество

3. потребность

4. воспитание

5. позиция

6. социализация

7. личность

8. активность

9. индивидуальность

Ответ: 721685

8. Кириллу 17 лет. Найдите в приведенном списке черты, характеризующие его как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) У Кирилла светлые волосы и голубые глаза.

2) Рост Кирилла - 180 см.

3) Кирилл помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.

4) Кирилл занимается легкой атлетикой.

5) Кирилл - добрый и отзывчивый человек.

6) Кирилл хорошо учится в школе.

Ответ: 3456

9. Клавдия готовится к путешествию по Испании. Она изучает испанский язык, читает книги об истории и культуре Испании, на интернет-форумах общается со знатоками испанского искусства. Она уже спланировала маршрут своего путешествия и приобрела путевку. Найдите в приведенном списке примеры средств, используемых Клавдией для достижения цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) изучение испанского языка

2) покупка туристической путевки

3) общение в Интернете

4) чтение книг об Испании

5) знатоки испанского искусства

6) путешествие по Испании

Ответ: 1234

10. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика качеств человека

Ответ: Способности

11. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека».

1) воспроизводство рода, 2) самореализация, 3) питание, 4) дыхание, 5) движение, 6) общение, 7) отдых.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

12. Выберите верные суждения о человеке и его потребностях и запишите цифры , под которыми они указаны.

Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью

Индивид — единичный представитель человечества

К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребность в познании окружающего мира

Индивидуальные потребности людей могут противоречить общественным потребностям

Социальная природа человека проявляется в анатомо-физических чертах, строении различным систем органов, инстинктах и рефлексах

13. Установите соответствие между примерами и сторонами сущности человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Ответ: 32123

14. Выберите среди предложенного списка социальные факты, содержащие проявление базовых социальных (экзистенциальных) потребностей личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные, старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела

2) Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить, порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями

3) Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых ученых

4) Каждую последнюю субботу месяца, профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки

5) Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы одеваем варежки, теплые сапоги и куртки

6) В семье каждый человек обретает защиту от неприятностей и невзгод большого мира, который его окружает, неслучайно говорится «мой дом, моя крепость».

15. Выберите верные суждения о деятельности и запишите цифры , под которыми они указаны.

Деятельность связана с удовлетворением потребностей человека, социальной группы, общества в целом.

Творческая деятельность присуща и человеку, и животному.

В результате трудовой деятельности создаются материальные и духовные ценности

Один и тот же вид деятельности может быть вызван с различными мотивами людей.

Структура деятельности предполагает наличие цели и средств ее достижения.

Ответ: 1345

16. Установите соответствие между видами деятельности и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) ученые-вулканологи составили карту возможных извержений вулканов в следующем году

Б) правительство одобрило введение новых тарифов

В) в начале года, в действие были ведены новые государственные стандарты в области образования

Г) предприятия малого бизнеса производят комплектующие для крупного автомобильного завода

Д) экономисты предположили, как будут развиваться финансовые рынки после мирового кризиса

Е) крупная компания начала освоение нового месторождения газа на арктическом шельфе

1) материально-производственная

2) социально-преобразовательная

3) прогностическая

17. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В труде, учении, ___________ (А) формируются и проявляются все стороны психики.

Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства ___________ (Б) — ее способности и характерологические черты — формируются в ходе жизни. Врожденные ___________ (В) организма являются лишь ___________ (Г) — весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства — ___________ (Д) и черты характера в зависимости от хода его жизни и ___________ (Е) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) особенность

2) способности

3) личность

5) общество

6) задатки

7) общение

8) деятельность

Ответ: 1938756

18. Выберите верные суждения о свободе и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за совершенные поступки.

2) Свобода человека лежит в основе поведения, направленного исключительно на получение удовольствия

3) Свобода человека включает в себя свободу передвижения и проживания, свободу мысли и совести, свободу слова и выражения, свободу на уединенность, на частную жизнь

4) Свобода — это право самого себя ограничивать из-за уважения и любви к другим

5) Свобода — это возможность по своей воле принимать любые решения и нести полную ответственность за последствия принятых решений

19. Выберите верные суждения о соотношении свободы, необходимости и ответственности в деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Многообразие выбора ограничивает свободу в деятельности человека.

2) Одним из проявлений необходимости в деятельности человека выступают объективные законы развития природы.

3) Ответственность человека повышается в условиях ограниченного выбора стратегий поведения в определенных ситуациях.

4) Неограниченная свобода является безусловным благом для человека и общества.

5) Готовность человека оценивать свои действия с точки зрения их последствий для окружающих служит одним из проявлений чувства ответственности.

20. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) К духовным (идеальным) потребностям человека традиционно относят потребность в воздухе, питании, поддержании нормального теплообмена.

2) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве и т.п.

3) Деятельность - это специфический способ существования человека.

4) Потребности - это переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности.

5) Только человек способен сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые ему блага и ценности.

10 класс Практикум № 1 по темам: Что такое общество? Общество как сложная система

    Запишите определения общества в широком смысле.

    Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественных отношениях.

    Готовясь к уроку обществознания, десятиклассники попросили учеников и учителей своей школы ответить на вопрос: «Что отличает деятельность человека от активности животных?»

Полученные результаты (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.


Сформулируйте не менее трёх выводов о результатах опроса.

4. Примером влияния природы на экономическую сферу общества является

    широкое использование пейзажей в интерьерах квартир и офисов

    специализация чернозёмных районов на производстве зерновых

    поклонение некоторых народов природным силам

    необходимость приобретать лицензию на рыбную ловлю в реках и озёрах

    Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Понятие «природа» употребляется в русском языке в различных смыслах. Природой подчас именуют (А) какого-либо явления. Природой мы называем непосредственно окружающую нас________ (Б). Наконец, в самом общем смысле слова природа - синоним понятия «материальный мир», точнее, весь материальный мир, не созданный _____(В). Рассматривая вопрос культуры и природы, под природой следует понимать совокупность естественных______ (Г) существования общества. Природа имеет свою историю, неотделимую от истории человеческого общества. Это освоенная человеком часть мира. Культура выступает своеобразным (Д) между природой, с одной стороны, и обществом - с другой. Природа и культура неразрывны. Природа - древнейший и наиболее постоянный_______(Е) изучения, хозяйственного, религиозного, эстетического и художественного освоения».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) деятельность 4) преобразование 7) естественная среда

2) условие 5) человек 8) общественные отношения

3) сущность 6) объект 9) посредник

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Перепишите таблицу тетрадь и запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

    Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Культурой в широком смысле называют все способы и результаты преобразования человеком природной среды. (Б) Проводимое некоторыми учёными разделение культуры на материальную и духовную очень условно. (В) Критерий материальности или нематериальности объектов культуры не выдерживает критики. (Г) Ценности морали, религии, произведения искусства и достижения науки традиционно относят к духовной культуре. (Д) Предметы, используемые в быту, на производстве, считают проявлениями материальной культуры.

Определите, какие положения текста носят

    фактический характер

    характер оценочных суждений

    характер теоретических утверждений

Перепишите таблицу тетрадь и запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

    Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются названиями социальных наук.

    физика, 2) социология, 3) политология, 4) геометрия, 5) юриспреденция,

6) экономика.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и обведите цифры, под которыми они указаны.

    Приведите по три примера материальной и духовной культуры

    Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

    В узком смысле общество - это окружающий человека материальный мир.

    В широком смысле под обществом понимают всё население Земли, совокупность всех народов и стран.

    Динамичность социальных институтов проявляется в их изменении с течением времени.

    Социальные институты возникли в связи с объективной потребностью регулировать разнообразные общественные отношения.

    Образование как социальный институт объединяет с другими социальными институтами наличие организационной структуры и социальных норм.

    Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к политическим институтам общества.

    Семья

    Государство

    Партии

    Банки

    Профессиональные союзы

    Церковь

Данный тест предназначен для проведения проверки знаний изучающих обществознание по разделу "Человек и общество ".

Данный тест составлен на основе заданий из открытого банка заданий ФИПИ к ЕГЭ по обществознанию.

Тест предназначен как для учителей, так и для самостоятельно готовящихся к сдаче ЕГЭ учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тест по обществознанию 10 класс раздел «Человек и общество»

01. Примерами народной культуры принято считать пословицы и поговорки, сказки и легенды. Какие признаки позволяют отнести их к данному типу (виду, форме) культуры? Запишите цифры , под которыми они указаны. 1) обобщение коллективного духовного опыта, накопленного веками 2) учёт запросов самых широких слоёв современного общества 3) анонимность создателей 4) установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений 5) коммерческий характер произведений 6) необходимость специальной подготовки для восприятия произведений

02. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. «Общество как __________(А) характеризует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех элементов. Точно так же, как и в природе, все они являются частью единого комплекса – такого, что, затронув или уничтожив один из компонентов, можно поставить под __________(Б) существование социального мира. Сложная совокупность социальных связей и __________(В) пронизывает все сферы общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое решение, мы сможем проследить его последствия во всех __________(Г). Основными типами социальных связей выступают __________(Д) и причинно-следственные. Первые прослеживаются во взаимообусловленности целей и задач, осуществляемых обществом и отдельными __________(Е) (семья и брак, производство, религия и др.). Причинно-следственные связи выделяются в том случае, когда одно из явлений вызывает к жизни другое, является его основой». Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Список терминов: 1) функциональный 2) социальный институт 3) сфера общественной жизни 4) норма 5) система 6) социум 7) угроза 8) горизонтальный 9) взаимодействие

03. Запишите слово, пропущенное в таблице. Характеристика форм духовной культуры

04. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) игра ; 2) общение ; 3) деятельность ; 4) труд ; 5) познание .

05. Выберите верные суждения об обществе и его институтах и запишите цифры , под которыми они указаны. 1) В узком смысле общество – это весь окружающий человека материальный мир. 2) В широком смысле под обществом понимают всё население Земли, совокупность всех народов и стран. 3) Общество является самоорганизующейся системой. 4) Динамичность социальных институтов проявляется в их обособленности от природы. 5) Социальный институт – это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, направленной на удовлетворение базовых потребностей общества.

06. Установите соответствие между формами и этапами (ступенями) познания:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

07. Бабушка учит своего внука, чтобы он всегда был честным, поступал справедливо. Какие признаки отличают сферу (область), к которой относятся эти советы (правила), от сферы (области) права? Запишите цифры , под которыми они указаны. 1) регулирование общественных отношений 2) оценка поступков с позиций «добра» и «зла» 3) опора, прежде всего, на общественное мнение 4) установление норм государством 5) усвоение норм в процессе социализации 6) неформальный характер санкций, следующих за нарушение правил

08. Старшеклассники проводили опрос обучающихся своей школы о том, что можно назвать добрым делом. Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.

Ответы на вопрос

% опрошенных

Помощь людям, оказавшимся в беде

Дела, сделанные от души

Заботу о пожилых людях

Любую бескорыстную помощь

Заботу о детях

Борьбу за мир

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры , под которыми они указаны. 1) Каждый десятый опрошенный школьник считает добрым делом помощь людям, оказавшимся в беде. 2) Каждый пятый опрошенный школьник считает добрым делом заботу о детях. 3) Среди опрошенных тех, кто считает добрым делом заботу о пожилых людях, больше, чем тех, кто считает добрым делом заботу о детях. 4) Среди опрошенных тех, кто считает добрыми дела, сделанные от души, больше, чем тех, кто отмечает борьбу за мир. 5) Равные доли опрошенных считают добрым делом любую бескорыстную помощь и дела, сделанные от души.

09. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Прогрессивной можно считать национальную политику, ведущую к уменьшению социальных различий в жизни различных этносов. (Б) Национальная политика – система государственных мер, направленных на учёт и реализацию интересов отдельных этносов, общества в целом и государства. (В) Национальная политика, несомненно, играет ведущую роль, определяя характер развития всего общества. (Г) Вопросы национальной политики освещаются в российских СМИ. (Д) В ряде случаев публикации в СМИ провоцировали рост напряжённости в межэтнических отношениях. Определите, какие положения текста имеют 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений

10. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру , под которой оно указано. 1) взгляды ; 2) идеалы ; 3) представления ; 4) мировоззрение ; 5) ценностные установки .

11. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства. 1) образность ; 2) пробуждение фантазии и воображения ; 3) достоверность и проверяемость результатов ; 4) нацеленность на получение объективной истины ; 5) эмоциональность восприятия ; 6) наглядность . Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

12. Установите соответствие между примерами и видами потребностей человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

13. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово . Социология , история , математика , наука , политология .

14. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры , под которыми они указаны. 1) Общество и природа не связаны между собой. 2) Общество – это совокупность людей и их взаимодействий. 3) Структурные компоненты общества однотипны. 4) Динамика общества проявляется в его развитии. 5) Экономическая сфера общества включает в себя взаимодействия людей в процессе производства, обмена, потребления и распределения материальных благ и услуг.

15. Ниже приведён перечень качеств, присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу. 1) инициативность ; 2) темперамент ; 3) самостоятельность в принятии решения ; 4) ответственность ; 5) цвет глаз ; 6) дисциплинированность . Найдите два качества, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

16. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Общение – это взаимные __________(А), деловая или дружеская связь между людьми. Более точно общение можно определить как установление и развитие контактов между людьми. Общение включает в себя обмен информацией, идеями, оценками, чувствами и конкретными __________(Б). В процессе такого обмена субъективный мир одного человека раскрывается для другого. Общение предполагает установление __________(В) между его участниками. Участвующие в общении люди оказывают взаимное влияние на намерения, мысли, чувства друг друга, линию __________(Г). Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей: это совместный __________(Д), учение, коллективная игра. В общении можно увидеть проявления общей __________(Е) человека, его характера». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Список терминов: 1) отношения 2) деятельность 3) действия 4) конфликт 5) поведение 6) взаимопонимание 7) монолог 8) культура 9) труд

17. Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими особенности биологической составляющей человека. Запишите цифры , под которыми они указаны. 1) инстинктивные реакции на воздействие среды 2) поиск смысла жизни 3) генетически обусловленные модели поведения в некоторых ситуациях 4) осознанная постановка цели 5) стремление понять закономерности развития природы и общества 6) использование предметов, данных природой

18. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры , под которыми они указаны. 1) Конкретные условия, в которых живёт человек, влияют на особенности его характера. 2) Биологическая природа человека проявляется в его анатомо-физиологических чертах. 3) Отличием человека от других живых существ является то, что он обладает инстинктом самосохранения. 4) Целенаправленная деятельность свойственна как человеку, так и животным. 5) Врождённые качества человека, на основе которых формируются те или иные способности, называют задатками.

19. Зинаиде 35 лет. Она мать двоих детей. Найдите в приведённом списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры , под которыми они указаны. 1) Зинаида добрая и отзывчивая. 2) У Зинаиды, как и у всех её родственников, абсолютный музыкальный слух. 3) У Зинаиды, как и у её родителей, русые волосы и голубые глаза. 4) Зинаида – ответственный работник. 5) Зинаида благожелательно относится к окружающим людям. 6) Рост Зинаиды –158 см.

20. В ходе социологического опроса 25-летних и 55-летних жителей страны Z им был задан вопрос: «Один из экологически целесообразных способов переработки мусора предполагает сортировку бытовых отходов. Если бы у Вас была возможность выбрасывать каждый вид мусора в отдельный контейнер, стали бы Вы сортировать Ваш мусор?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры , под которыми они указаны. 1) Доля тех, кто уже сортирует мусор, среди 25-летних выше, чем среди 55-летних. 2) Среди 55-летних тех, кто обязательно стал бы сортировать мусор, больше, чем тех, кто не стал бы это делать. 3) Равные доли 25-летних считают, что скорее всего стали бы сортировать мусор и скорее всего не стали бы это делать. 4) Среди 25-летних наименее популярен ответ: «Обязательно стал бы сортировать мусор». 5) Равные доли опрошенных каждой группы считают, что они безусловно не стали бы сортировать мусор.

21. Установите соответствие между потребностями и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.