Составить 3 цепи питания по биологии. Трофические уровни: типы, значение, схемы и определение пищевой цепи. Пастбищная пищевая цепь

Учитель Силаева Наталья Александровна

Тема урока: Кто что ест? Цепи питания Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели:
Образовательная: формирование умения классифицировать животных по типу питания;
составление цепей питания и установление взаимосвязей;
обоснование необходимости поддержания человеком природных цепей питания.
Развивающая: способствовать развитию речи и логического мышления;
способствовать умению сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

личностные: быть способным к самооценке на основе создания ситуации успеха;

формировать позитивное отношение к учебе.
регулятивные - уметь управлять своей учебной деятельностью, определять и формулировать цели урока, высказывать и аргументировать свою точку зрения, проявлять инициативность и саморегуляцию;
познавательные - устанавливать причинно-следственные связи в природе, уметь извлекать информацию из разных источников, находить ответы на вопросы с опорой на жизненный опыт;
коммуникативные - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога, развивать навык сотрудничества, осуществлять работу в паре и группе.

Планируемые результаты

Знать животных по типу питания;
- уметь работать с текстом и добывать информацию из различных источников;
- уметь составлять цепи питания;
- поддерживать желание заботиться о природе, необходимости ее охраны.

Основные понятия: животные, цепи питания, растительноядные, всеядные, хищники, экологические проблемы.

Ресурсы: информационные: учебник А.А.Плешаков "Окружающий мир", рабочая тетрадь "Окружающий мир. 3 класс" интерактивный материал: авторская презентация "Кто что ест. Цепи питания".
Формы организации: фронтальная, групповая, в парах.

Этап урока

Действия педагога

Действия обучающегося

1. Самоопределение к деятельности

Орг. момент

Здравствуйте, ребята.

- Проверьте свою готовность к уроку и настроение. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.

Начинаем работу.

Приветствуют учителя и гостей.

Настраиваются на урок.

2. Актуализация знаний, мотивация

Слайд № 1

Слайды

3 - 8

На какие группы учёные разделили царство животных?

Вспомним эти группы.

Надо догадаться:

Название какой группы спряталось за картинкой,

Назвать представителей и их основные особенности.

Вы любите играть? Тогда поиграем в «Крестики-нолики» (раздает листочки).

-«+» -правильное утверждение, « -« -неправиль ное утверждение.

    Пиявки живут в водоёмах.

    У всех моллюсков тело защищено раковиной.

    Земноводные – это животные, у которых кожа голая, нежная.

    Тритоны относятся к рыбам.

    Морские лилии – это цветы.

    У насекомых 6 ног.

    Млекопитающие вскармливают своих детёнышей молоком.

    Крокодилы относятся к земноводным.

    Морская звезда, морской огурец – это иглокожие.

    Летучая мышь относится к птицам.

    Паук – это насекомое.

    Крабы и креветки – это ракообразные.

Тема предыдущего урока: «Разнообразие животных»

Работают с интерактивной доской. Для определения группы животных отгадывают загадку на верхней карточки, касаются её и проверяют ответ. Далее, опираясь на картинки рассказывают о представителях данной группы.

Отвечают на вопросы теста.

3. Постановка учебной задачи

Слайд № 9

Итак, мы узнали, что животных можно классифицировать по их строению, но есть и другие способы классификации животных.

Рассмотрите животных (Медведь, заяц, волк)

Какие у вас есть предположения?

Прочитайте информацию на карточках. По какому признаку можно разделить животных?

Карточки

Медведь всеяден, он ест и животную, и растительную пищу. Ест жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли растений. В его рацион входят насекомые (муравьи), черви, ящерицы, лягушки, мыши. Медведь – отличный рыбак, он ловко ловит рыбу в реках и с удовольствием съедает.

Заяц летом ест травы, зимой – почки, молодые побеги, тонкие веточки, кору, семена, ягоды деревьев.

Волку достаточно съесть бобра, или кролика, или мышь, или птицу, и он будет сыт. Стае волков нужна крупная добыча – лось или кабан. Их жертвами становятся старые, больные животные, Поэтому их называют санитарами леса.

Кто догадался, по какому признаку мы сегодня будем группировать животных?

Назовите тему урока.

Что мы узнаем на уроке?

Высказывают предположения.

Выбирают нужные формулировки

Формулируют цели урока.

Распределить животных по типу питания. Узнать чем питаются разные животные.

4. Открытие детьми нового знания

Слайд № 10

Слайд № 11

Слайд

12 - 15

Слайд № 16

Слайд № 17

Слайд № 18

Слайд № 19

Обсудите в паре: чем питаются животные?

Чем питается заяц? А как мы назовем животных, которые питаются растениями?

Чем питается волк? Как назовём таких животных?

Что вы знаете про пищу медведя? Как назовём таких животных?

А животных, которые едят насекомых?

- Перечислите группы животных по типу питания.

Какие же животные входят в эти группы?

Игра «К какой группе относится данное животное?»

Физкультминутка.

Ребята, чем же питаются животные?

Значит они связаны...

Какова задача на данном этапе урока? Чему вы должны научиться?

С чего должна начинаться цепь питания

и кто должен её продолжить?

Расположите правильно опорные слова:

Прочитайте на с. 94-95 текст о цепях питания. Правильно ли мы определили – с чего начинаются цепи питания.

Работают в парах по карточкам

Отвечают на вопрос.

Животные могут питаться растениями, животными, насекомыми, а некоторые - животными и растениями.

Растительноядные

Хищники

Всеядные

насекомоядные

Ученики подходят к доске называют изображенного на слайде животного и группу. Касаются картинки, она переворачивается и проверяют свой ответ.

Животные питаются растениями и другими животными

они связаны между собой в цепи питания.

Узнать, что такое цепи питания

Составлять цепи питания

Предлагают варианты

Работают с информацией из учебника.

5.

Первичное закрепление

(Применение алгоритма на практике)

Слайд № 20

Слайд № 21-23

Слайд № 24

Составим цепи питания. Я вам предлагаю такие звенья: сова, жёлуди, мышь

Составьте цепи питания, используя текст карточек.

Карточка 1.

В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре её покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться непарный шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях. Могучие дубы высохли.

Карточка 2.

В крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом нависла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревца.

Карточка 3.

Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало ещё хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки, и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые насаждения.

Проверим.

Проанализируйте информацию о питании.

Работа в тетради на печатной основе

1 (с.55).

Давайте проверим.

Составляют цепь питания

Работают в парах

Проверка ответов по слайдам

Работают в паре. Взаимопроверка

Проверка ответов по слайдам

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Слайды № 25

Слайд № 26

Слайд № 27

Слайд № 28

Слайд № 29-30

Слайд № 31

(клип)

Назовите группы животных. Закрасьте кружок.

Проверим

4 с.56

Составьте цепи питания, работая в паре.

Проверьте друг друга.

Теперь посмотрите на правильные ответы на доске.

Прочитайте текст в учебнике на с.95 «Кто как приспособлен» и найдите примеры приспособленности животных.

А нужны ли хищники или надоедливые мухи?

Работа в паре с взаимопроверкой.

Индивидуальная работа. Взаимопроверка.

Работа в паре. Взаимопроверка.

Рассказывают о приспособленности животных.

Высказывают предположение

7. Итог занятий.

Рефлексия

Слайд № 32

Слайд № 33

Что нового узнали на уроке?

Дополните данные предложения.

Самым интересным на уроке для меня было…

Я научился…

Теперь бы я хотел ещё узнать…

Мне не понравилось…

Мне понравилось

Покажите с помощью карточек: всё ли было понятно?

(Объявляются отметки за урок)

- Урок окончен. Спасибо за работу.

Дополняют предложения на слайде.

Зелёный цвет – всё понятно, жёлтый – остались некоторые вопросы, красный –ничего не узнал на уроке).

Оценивают себя. (Зелёный цвет- активно работал, жёлтый - не всегда был активен, красный – не старался)

Домашнее задание

Домашнее задание. С.94-97. Ответить на вопросы «Проверь себя» и на с.97 №1творческое задание.

В рабочей тетради, с.56 №3.

Записывают задание в дневник

Цель: расширить знания о биотических факторах среды.

Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты животных, иллюстрации различных растений и животных.

Ход работы:

1. Используйте оборудование и составьте две цепи питания. Помните, что цепь всегда начинается продуцентом и заканчивается редуцентом.

Растения насекомые ящерица бактерии

Растения кузнечик лягушка бактерии

Вспомните свои наблюдения в природе и составьте две цепи питания. Подпишите продуценты, консументы (1 и 2 порядков), редуценты.

Фиалка Ногохвостки хищные клещи хищные многоножки бактерии

Продуцент- консумент1- консумент2 - консумент2 - редуцент

Капуста слизень лягушка бактерии

Продуцент – консумент1 - консумент2 - редуцент

Что такое цепь питания и что лежит в её основе? Чем определяется устойчивость биоценоза? Сформулируйте вывод.

Вывод:

Пищева́я (трофи́ческая ) цепь - ряды видов растений, животных, грибов и микроорганизмов, которые связаны друг с другом отношениями: пища - потребитель (последовательность организмов, в которой происходит поэтапный перенос вещества и энергии от источника к потребителю). Организмы, последующего звена поедают организмы предыдущего звена, и таким образом осуществляется цепной перенос энергии и вещества, лежащий в основе круговорота веществ в природе. При каждом переносе от звена к звену теряется большая часть (до 80-90 %) потенциальной энергии, рассеивающейся в виде тепла. По этой причине число звеньев (видов) в цепи питания ограничено и не превышает обычно 4-5. Устойчивость биоценоза определяется разнообразием его видового состава. Продуце́нты - организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических, то есть, все автотрофы. Консументы - гетеротрофы, организмы, потребляющие готовые органические вещества, создаваемые автотрофами (продуцентами). В отличие от редуцентов



, консументы не способны разлагать органические вещества до неорганических.Редуце́нты - микроорганизмы (бактерии и грибы), разрушающие отмершие остатки живых существ, превращающие их в неорганические и простейшие органические соединения.

3. Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей.

1) Паук, лиса

2) древоед-гусеница, ястреб-змеед

3) гусеница

4. Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть:

трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.

1. Трава (100%) -- кузнечик (10%) -- лягушка (1%) -- уж (0,1%) -- бактерии гниения (0,01%).

2. Кустарник (100%) -- заяц (10%) -- волк (1%) -- бактерии гниения (0,1%).

3. Трава (100%) -- муха (10%) -- синица (1%) -- волк (0,1%) -- бактерии гниения (0,01%).

4. Трава (100%) -- комар (10%) -- лягушка (1%) -- уж (0,1%) -- бактерии гниения (0,01%).

5. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около10%), постройте пирамиду биомассы третьей пищевой цепи (задание 1). Биомасса растений составляет 40 тонн.

Трава (40 тонн) -- кузнечик (4 тонны) -- воробей (0,4 тонны) -- лиса (0,04).

6. Вывод: что отражают правила экологических пирамид?

Правило экологических пирамид очень условно передает закономерность передачи энергии с одного уровня питания на следующий, в пищевой цепочке. Впервые эти графические модели были разработаны Ч. Элтоном в 1927 году. По этой закономерности суммарная масса растений должна быть на порядок больше растительноядных животных, а суммарная масса растительноядных животных на порядок больше хищников первого уровня и т.д. до самого конца пищевой цепи.

Лабораторная работа № 1

Чтобы получать энергию для жизненно важных процессов, все существа должны питаться. Многообразие животного мира отразилось и на способах питания: кто-то питается свежим мясом, кто-то - ягодами и травой, а кто-то может питаться и тем, и другим. Выясним, кто что ест и как добывает себе пропитание.

Способы питания

Нашу планету населяют очень разные животные: от простейших микроорганизмов и до таких гигантов как африканский слон или синий кит. Чтобы двигаться, дышать, размножаться, все животные должны регулярно получать привычную пищу.

В зависимости от способа питания животных делят на следующие группы:

  • Травоядные

Животные, питающиеся исключительно растительной пищей. Среди домашних животных это лошади, овцы, коровы, козы. Среди диких зверей - зайцы, косули, олени, лоси. Их зубы имеют особое строение, помогающее им с легкостью срывать и перетирать жесткие растения.

Поскольку растительная пища не отличается высокой калорийностью, травоядным животным приходится ежедневно проводить много времени за ее поеданием.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 1. Овцы на пастбище.

Быстро и эффективно переваривать большие порции растительной пищи травоядным животным помогают специальные бактерии, обитающие в кишечнике или желудке.

  • Плотоядные или хищники

Животные, которым для поддержания жизненных сил необходимо мясо других животных. Домашние хищники - собаки, коты, дикие плотоядные животные - это лисы, волки, тигры и львы и многие другие.

Процесс питания хищников резко отличается от травоядных. Чтобы захватывать и крепко удерживать добычу, у них предусмотрены хорошо развитые острые и нередко очень большие клыки. За отрывание кусков мяса отвечают резцы, а за его измельчение - коренные зубы.

Рис. 2. Лев с добычей.

Чтобы выследить, догнать и захватить добычу хищникам, порой, приходится потратить не один день. Однако это того стоит: после удачной охоты плотоядные животные могут долгое время обходиться без пищи.

  • Всеядные

Существуют животные, которые в равной степени могут питаться как растительной, так и животной пищей. К ним относятся медведи, свиньи, ежи.

В природе есть и такие животные, которые питаются падалью, тем самым не допуская развития инфекций. К таким животным относятся гиены, вороны, грифы, некоторые виды жуков и червей. Их называют падальщиками или санитарами природы.

Кто что ест: цепи питания

Все животные, так или иначе, связаны друг с другом в цепи питания: кто-то ест растения, а кто-то - других животных.

Поскольку растения являются основной пищей травоядных животных, то они занимают первое место в цепи питания.

Только растения способны синтезировать питательные вещества из воды и углекислого газа под воздействием солнца. Таким образом, они являются прекрасным источником пищи для многих видов животных.

Рис. 3. Растения - ценный источник пищи.

Второе место отведено растительноядным животным.

Третье место занимают хищные представители животного мира.

Пример цепи питания: зерно - мышь - лиса.

На первый взгляд может показаться, что жизнь на Земле была бы куда приятнее, если бы не было насекомых, змей, лягушек. Но все они являются важными звеньями в цепи питания. Не будь их на планете, нарушилось бы столь хрупкое экологическое равновесие: больные животные распространяли бы инфекции, заражая других животных и людей, не опылялись бы растения и терялись урожаи. Абсолютно все животные на Земле имеют большую ценность!

Что мы узнали?

При изучении одной из важных тем программы окружающего мира за 3 класс мы узнали, на какие группы делятся животные в зависимости от способа питания. Все хищники, травоядные и всеядные животные самым тесным образом связаны между собой в цепи питания.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 440.

  • Что такое цепи питания

    Что такое цепи питания

    Все живые существа нашей планеты связаны между собой одной из самых прочных связей – пищевой. То есть кто-то для кого-то является пищей или говоря научным языком – кормовой базой. Травоядные едят растения, самих травоядных едят хищники, которых также в свою очередь могут поедать другие, более крупные и сильные хищники. Эти своеобразные пищевые связи в биологии принято называть цепями питания. Понимание того, как работает экосистема цепи питания, дает ученым биологам представление о различных нюансах живых организмов, помогает объяснить поведение некоторых животных, понять, откуда растут ноги у тех или иных повадок наших четвероногих друзей.

    Виды цепей питания

    В целом различают два основных вида цепей питания: цепь выедания (она же пастбищная цепь питания) и детритная цепь питания, которую еще называют цепью разложения.

    Пастбищная цепь питания

    Пастбищная цепь питания в целом проста и понятна, ее суть кратко описана в начале статьи: растения служат пищей для травоядных животных и в научной терминологии зовутся продуцентами. Травоядные, поедающие растения называются консументами (из латинского это слово переводится как «потребители») первого порядка. Мелкие хищники являются консументами второго порядка, а более крупные уже третьего. В природе встречаются и более длинные цепи питания, насчитывающие пять и больше звеньев, такие встречаются в основном в океанах, где более крупные (и прожорливые) рыбы поедают более мелких, те в свою очередь едят еще более мелких и так вплоть до водорослей. Замыкает звенья цепи питания особенное счастливое звено, которое уже никому не служит пищей. Обычно это человек, разумеется, при условии, что он осторожен и не пытается плавать с акулами или гулять со львами)). А если серьезно, то такое замыкающее звено питание в биологии называется редуцентом.

    Детритная цепь питания

    А вот тут все происходит немножечко наоборот, а именно поток энергии цепи питания идет в противоположную сторону: крупные животные, будь-то хищники или травоядные умирают и разлагаются, их останками питаются более мелкие животные, различные падальщики (например, гиены), которые в свою очередь также умирают и разлагаются, и их бренные останки аналогично служат пищей, или, для еще более мелких любителей мертвячины (например, некоторых видов муравьев), или же для разных специальных микроорганизмов. Микроорганизмы, перерабатывая останки, выделяют специальную субстанцию, называемую детритом, отсюда и название этой цепи питания.

    Более наглядная схема цепи питания представлена на картинке.

    О чем говорит длина цепи питания

    Исследование длины цепи питание дает ученых ответы на многие вопросы, например, о том, насколько благоприятна среда обитания животных. Чем благоприятнее среда обитания, тем длиннее будет природная цепь питания в силу обилия различных животных, служащих пищей друг другу. Но самая длинная цепь питания у рыб, и других обитателей океанических глубин.

    Что лежит в основе цепи питания

    В основе любой цепи питания лежат пищевые связи и энергия, которая передается с поеданием одного представителя фауны (или флоры) другим. Благодаря полученной энергии потребители могут продолжать свою жизнедеятельность, но в свою очередь также становятся зависимыми от своей пищи (кормовой базы). Например, когда происходит знаменитая миграция леммингов, служащих пищей для различных арктических хищников: лис, сов, происходит сокращение популяции не только самих леммингов (массово погибающих во время этих самых миграций) но и хищников, питающихся леммингами, а часть из них даже мигрирует вместе с ними.

    Цепи питания, видео фильм

    И в дополнение предлагаем вам образовательное видео о значении цепей питания в биологии.


  • Урок 3 Тема: « Питание животных. Цепи питания в природе». Цепи питания в природе».Цель: - Продолжить формировать понятие «животные – живые организмы», сформировать понятия «животные травоядные», «животные хищные», «животные всеядные», умение различать эти группы. Ознакомить учащихся с понятием « цепь питания»;рассмотреть цепи питания в животном мире; умение составлять их и анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; прививать любовь к животным.




























    Это интересно знать…… Одна травоядная лягушка за сутки съедает до семи насекомых. А за период с апреля по сентябрь она съедает больше тысячи всевозможных комаров, мух. Одна травоядная лягушка за сутки съедает до семи насекомых. А за период с апреля по сентябрь она съедает больше тысячи всевозможных комаров, мух.


    Это интересно знать… Личинка божьей коровки за свою короткую, трехнедельную жизнь съедает 1000 тлей. Личинка божьей коровки за свою короткую, трехнедельную жизнь съедает 1000 тлей. За свою жизнь жук божьей коровки съедает 4 тыс. тлей. За свою жизнь жук божьей коровки съедает 4 тыс. тлей.




    Интересная история… Однажды вблизи Бостона появилась неисчислимая масса гусениц. Они проникали в сады и на поля, уничтожали все подряд: посевы, плоды на деревьях, овощи. Людям грозил голод. Но они ничего не могли поделать. К счастью, на гусениц- вредителей обратил внимание воробей. Он в короткий срок справился с насекомыми. Однажды вблизи Бостона появилась неисчислимая масса гусениц. Они проникали в сады и на поля, уничтожали все подряд: посевы, плоды на деревьях, овощи. Людям грозил голод. Но они ничего не могли поделать. К счастью, на гусениц- вредителей обратил внимание воробей. Он в короткий срок справился с насекомыми. В честь такого важного события жители Бостона воздвигли в главном парке памятник ВОРОБЬЮ. В честь такого важного события жители Бостона воздвигли в главном парке памятник ВОРОБЬЮ.






    Домашнее задание С, пересказывать, отвечать на вопросы. 1 группа 1 группа Составить 2- 3 цепи питания. 2 группа 2 группа Опиши по плану (с. 140 учебника) любимое животное. Опиши по плану (с. 140 учебника) любимое животное.