Соколов микитов улетают. Урок по чтению: И. Соколов-Микитов "Улетают журавли". Логика образовательной деятельности

Данные об авторе

Воспитатель логопедической группы Огнева Ю.А.

Место работы, должность:

МБДОУ "Детский сад № 17" Воспитатель

Ленинградская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Дошкольное образование

Целевая аудитория:

Воспитатель

Целевая аудитория:

Методист

Целевая аудитория:

Родитель

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Предмет(ы):

Литературное чтение

Предмет(ы):

Логопедия

Предмет(ы):

Окружающий мир

Цель урока:

Цель НОД: развитие связной речи через обучение пересказыванию.

Задачи:

Образовательные: Расширить знания о осеннем сезоне, о птицах, их образе жизни. Установить связи между изменениями в природе и отлетом птиц. Уточнить понятие «перелетные птицы». Активизировать словарь по лексической теме, ввести в речь слова: золотая осень, стройный косяк, родное болото, ясное небо.

Развивающие: Развивать связную речь детей, учить детей пересказывать текст, опираясь на графические символы, используя мнемотехнику. Развивать тонкую пальцевую моторику.

Воспитательные: Формировать интерес к живой природе, умение видеть красоту, хрупкость природы, желание помогать зимующим птицам. Воспитывать навыки сотрудничества во время образовательной деятельности.

Тип урока:

Комбинированный урок

Используемая методическая литература:

Используемая литература:

1). «Обучение дошкольников пересказыванию» Конспекты занятий. Коллектив авторов. (Алгоритм построения конспекта, см. прикрепленные файлы)

2). Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» (Упражение «Почему?»)

3). Н. В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» (Текст рассказа, упражнение «Дождик» стр. 458)

4). Л.Л. Тимофеева «Ребёнок и окружающий мир» комплексные занятия в старшей группе.(Речевая игра «Что когда бывает?»)

Мнемосхемы для пересказа разработаны самостоятельно.

В оспитатель Огнева Ю. А. (см. прикрепленные файлы)

Используемое оборудование:

Оборудование, атрибуты:

Картинки с изображением птиц зимующих и перелетных. Мнемосхемы для пересказа. Листы А4 , цветные карандаши. Мяч.

Предварительная работа:

Рассматривание картин с изображением птиц перелетных и зимующих.

Чтение сказки «Лягушка-путешественница» Гаршин

Заучивание наизусть стихотворения «Падают, падают листья» с помощью мнемотаблиц.

Наблюдение за птицами во время прогулки.

Краткое описание:

Занятие по обучению детей подготовительной группы пересказыванию адаптированного текста с использованием авторских мнемотаблиц (см. прикрепленные файлы). Подобные занятия можно составлять опираясь на специальный алгоритм (см. прикрепленные файлы).

Последовательность действий

1. Организационный момент.

Создание положительного эмоционального фона:

Сейчас, ребята, мы повторим знакомую вам пальчиковую гимнастику и вы поймёте о каком времени года пойдет речь.

«Осенние листья»

Раз, два, три, (загибают пальчики, начиная с большого)

четыре, пять,

Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы, (загибают пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. (шагают пальчиками по столу)

Н. Нищева

О каком времени года мы говорили?

Об осени.

Правильно, ребята. Мы уже много говорили об осени и сейчас повторим ее приметы.

Речевая игра «Что когда бывает?»

Цель игры: Уточнить знания о сезонах, развивать внимание, быстроту реакции.

Оборудование: Мяч среднего размера.

Алгоритм проведения:

Дети стоят в кругу, воспитатель внутри круга с мячом, называет приметы времен года. Если примета осенняя, то ребёнок просто ловит мяч, если другого времени года, то сразу бросает его воспитателю и объясняет почему. При объяснении дети должны составлять предложения с противительным союзом «а».

Желтеют листья

Расцветают цветы

Собирают урожай

Метёт метель

Люди загорают и купаются

Собирают грибы

Идут частые дожди

Распускаются почки

Птицы улетают в тёплые края

Молодцы, вы были внимательны, садитесь на свои места.

2. Основная часть.

Подготовка к восприятию текста.

Сегодня мы с вами поговорим о птицах. Что происходит с ними осенью?

Они улетают в теплые края.

Почему?

Становится холодно, исчезает пища.

Все ли птицы улетают?

Нет, только перелетные.

А как мы называем птиц, которые остаются зимовать?

Зимующие.

Давайте вспомним названия птиц, рассмотрим картинки и уточним, какие из них перелетные, а какие зимующие.

Дидактическое упражнение «Птицы»

Дети сидят за столами. На демонстрационной доске картинки с изображениями разных птиц.

Правила такие: если я называю перелётную птицу, то вы поднимаете руку, а если зимующую, то руки сложены на парте.

Ворона, грач, синица, воробей, ласточка, сорока, аист, журавль.

Хорошо, вы отлично знаете птиц, игра окончена. Кто из вас запомнил, какую птицу я назвала последней?

Журавль. (Картинки всех, кроме журавля снимаются с доски)

Правильно, сегодня я прочитаю вам рассказ «Улетают журавли».

Чтение рассказа: «Улетели журавли». Развитие слухового внимания и памяти.

Внимательно послушайте рассказ И. Соколова-Микитова «Улетели журавли».

«Улетают журавли»

В золотые осенние дни собрались к отлёту журавли. Покружили над рекой, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, потянулись в тёплые страны. С высокого ясного неба слышали мы их прощальные крики. До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною.

По И. Соколову-Микитову

Беседа по содержанию, содержательный и языковой разбор текста.

В какие дни собрались к отлёту журавли? (В золотые осенние дни собрались к отлету журавли)

Над чем они покружились? (Покружились они над рекой, над родным болотом)

Куда потянулись косяки птиц? (Стройные косяки потянулись в теплые страны)

Откуда мы слышим их прощальные крики? (С высокого ясного неба мы слышим их прощальные крики)

Что кричали дети журавлям? (До свидания, до свидания, журавли. До радостной встречи весной)

Лексико-грамматическое упражнение «Почему?»

А сейчас мы поиграем в игру «Почему?» Я спрашиваю, думают все, а отвечает тот, на кого покажу.

Почему осенние дни золотые?

Почему болото для журавлей родное?

Почему косяки птиц стройные?

Почему небо высокое и ясное?

Почему крики прощальные?

Почему встреча весной будет радостной?

Физкультурная пауза

«Дождик»

Координация речи и движения

К нам на длинной тонкой ножке (прыжки на одной ножке)

Скачет дождик по дорожке.

В лужице — смотри, смотри! - (ритмичные приседания)

Он пускает пузыри.

Стали мокрыми кусты, (руки вверх, потряхивание кистями)

Стали мокрыми цветы. (наклон, руки к полу, потряхивание)

Мокрый серый воробей (выпрямиться, руки вниз, потряхивание)

Сушит пёрышки скорей.

Н. Нищева

Повторное чтение рассказа.

В процессе чтения на демонстрационную доску выставляются мнемотаблицы по одной на каждое предложение. Воспитатель объясняет что значат символы, произносит фразы из текста, указкой показывает символы.

А сейчас я ещё раз прочитаю вам рассказ и покажу волшебные схемы — помощники, которые и помогут нам запомнить и пересказать текст.

Дети вызываются пересказать текст сначала по одному предложению, затем весь текст.

Продуктивная деятельность.

Зарисовка плана — схемы.

Детям предлагается с помощью цветных карандашей сделать зарисовку мнемотаблиц.

Ребята, сейчас вы нарисуете свои волшебные планы, чтобы в любой момент подсмотреть и вспомнить рассказ «Улетели журавли». Дома вы сможете рассказать его вашим родителям.

Рисование.

Подведение итогов.

О каком времени года мы сегодня говорили?

Как называются птицы, которые улетают в теплые края?

Как называется рассказ, который мы сегодня пересказали?

С помощью чего нам легко удалось сделать пересказ?

Помогли ли вам схемы во время запоминания?

Оценка деятельности детей. В завершении за хорошую работу дети награждаются медальками, сделанными воспитателем.

Оформление выставки детских работ.

В золотые осенние дни собираются к отлету журавли. Перед дальней дорогой покружили они над рекой, над родным болотом. Со­брались в стройные косяки, потянулись в далекие теплые страны. Че­рез леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели жу­равли.

В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.

Еще до рассвета проснулись чуткие журавли.

Чуть брезжит над рекой, над лесными черными макушками ран­няя зорька. Темным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегут по берегу проворные кулики.

Скоро взойдет над рекой и лесом веселое солнце.

Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свидания, журавли! До радостной встречи весною!

(И. Соколов-Микитов) (110 слов)

Задание (на выбор учащихся)

  1. Назовите признаки, по которым этот отрывок можно на­звать текстом.
  2. Каковы средства связи предложений в тексте?
  3. Выполните разные виды разбора (фонетический, морфем­ный, морфологический, синтаксический).

Анна Михайловна
Конспект занятия по развитию речи - пересказ рассказа И. С. Соколова-Микитова «Улетают журавли»

Пересказ рассказа И . С. Соколова-Микитова «Улетают журавли »

Цели :

1образовательная : обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов;

2. развивающие :

Закреплять у детей умение правильно употреблять в речи слова «перелетные » , «зимующие» ;

Закреплять умение синтаксически верно строить предложения;

Упражнять детей в образовании сложных прилагательных;

3. воспитательная : воспитывать у детей интерес к окружающей природе и ее обитателям.

Оборудование : текст рассказа И . С. Соколова-Микитова «Улетают журавли » ,

Ход занятия

1 Прослушайте стихотворение.

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают , улетели , улетели журавли .

О ком это стихотворение?

2 Организационный момент. Игра «Образуй слово»

У утки короткий хвост - значит, это короткохвостая утка.

У грача острый клюв - значит, это остроклювый грач.

У гуся красные лапы - значит, это краснолапый гусь.

У цапли длинные лапы -.

У грача черные крылья -.

У аиста тонкая шея -.

3 Объявление темы.

Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края ? (Ответы детей.) А как - те, которые остаются на зиму?

Сегодня мы с вами будем следить за полетом журавлей , который описал И. Соколов-Микитов в своем рассказе «Улетают журавли » .

УЛЕТАЮТ ЖУРАВЛИ

В золотые осенние дни собирались к отлету журавли . Готовясь в далекий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянулись в дальние теплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли .

В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.

Еще до рассвета проснулись чуткие журавли . Чуть брезжит над рекой, над лесными черными макушками ранняя зорька. Темным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. Один за другим журавли поднимаются с болота. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики. Скоро взойдет над рекой и лесом веселое солнце. Все тогда засияет, все переменится в осеннем темном лесу. Высоко поднимутся журавли . С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли ! До радостной встречи весною ! И. Соколов-Микитов

4. Чтение рассказа с последующим обсуждением (Куда собрались улететь журавли ?

В какое время года птицы улетают в теплые края ?

Как собираются журавли для полета ?

Как сказать по-другому : «косяк» ?. («журавлиный ключ » )

Над чем пролетали журавли ?

Где останавливались на отдых?

Какой был лес? (Мрачный, темный.)

Когда журавли продолжили свой путь?

Что изменится в лесу, когда взойдет солнце?

Когда можно ждать журавлей обратно ?

5. Физкультминутка. «Кукушка» .

У леса на опушке, Высоко на суку ,

С утра поет кукушка

У леса на опушке, Высоко на суку ,

С утра поет кукушка : Ку-ку! Ку-ку! Дети стоят на носочках и тянутся за руками вверх.

У леса на опушке, Высоко на суку ,

С утра поет кукушка : Ку-ку! Ку-ку! Дети стоят на носочках и тянутся за руками вверх.

6. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ .

Повторное чтение текста и пересказ путем договаривания предложений на основе текста рассказа .

В последние золотые осенние дни собирались к отлету …

Готовясь в далекий путь, покружили они над родным …

Собравшись в стройные косяки, полетели журавли в теплые…

Через леса, через поля летят …

В глухом лесу, остановились журавли на …

Еще до рассвета собрались журавли в дальнюю …

С высокого ясного неба слышен их прощальный …

До свидания…

Журавли

-Журавли

-Журавли

Итог занятия .

Как называются птицы, которые на зиму улетают в теплые края ?

Полёт каких птиц был описан в рассказе ?

Как выстраиваются журавли для полета ?

Публикации по теме:

Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с использованием опорных картинок Задачи: Образовательные: Активизировать словарь по лексической теме «Перелётные птицы». Расширить знания об осени, о птицах. Установить.

Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» Конспект ООД Развитие речи: ознакомление детей с художественной литературой по теме: пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет».

Конспект ОС по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Методическое обеспечение: Развитие речи детей 5-7 лет. Автор О. С. Ушакова. Цель: обучение связному последовательному пересказу с наглядной.

Конспект НОД по развитию речи с детьми средней группы. Пересказ рассказа «Еж» по Е. Чарушину Совместная образовательная деятельностьпо развитию речи с детьми средней группы с использованием игровых,здоровьесберегающих технологий.

Конспект по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок» Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок» Цели: Коррекционно-образовательные: -формировать у детей навык построения связного монологического.

Конспект занятия по развитию речи. Тема: Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришел» - составление по серии сюжетных картинок. Тема: Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришел» - составление по серии сюжетных картинок. Цель: Узнать где вырос хлеб? Из чего его испекли?.

Комплексная работа для 1 класса

Прочитай текст

Улетают журавли

В золотые осенние дни готовились к отлету журавли. Покружили они над родным болотом, над рекой и потянулись в дальние теплые страны.

Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом лесу, на краю болота, остановились они на отдых.

Чуть брезжит над рекой ранняя зорька. Журавли поднимаются с болота. Скоро взойдет над рекой и лесом веселое солнце. Все тогда засияет и перемениться в осеннем лесу. С высокого ясного неба мы услышим прощальные голоса журавлей. До свидания, журавли! До радостной встречи весны!

И. Соколов - Микитов

Выполни задания

    Отметьте, в какое время года происходит действие в рассказе

Весна

Лето

Осень

Зима

2. Вставьте пропущенное слово. Покружили они над родным болотом, ____________________________ и потянулись в дальние теплые страны.

3. Отметьте, где журавли остановились на отдых.

На краю болота

В шумном городе

В заповеднике

На реке

4. Выпишите восклицательное предложение

____________________________________________________________________________

5. Слово журавли разделите на слоги и для переноса.

6. Выберите группу слов, в которой нет ошибок.

Залотые, города, болота, скоро

Золотые, города, болота, скоро

Залатые, гарада, балота, скора

Золотые, горада, балота, скоро

7. На болоте остановились 10 журавлей. Улетели 3 журавля. Сколько журавлей осталось на болоте? Запиши пример, с помощью которого ты ответил на вопрос.

8. К кормушке прилетели 9 синиц. Это на 3 больше, чем снегирей. Сколько снегирей прилетело к кормушке? Запиши решение задачи.

_____________________________________________________________________________

9. Журавли летели в теплые страны 1 неделю и 3 дня. Сколько дней птицы были в пути? Запиши ответ.

_____________________________________________________________________________

10. Подчеркни красным карандашом зверей, а зеленым птиц.

Заяц, цапля. Ёж, куропатка, аист, белка, ворона, акула.

11. Отметьте, в какой строчке правильно перечислены перелетные птицы.

Аист, цапля, журавль

Аист, воробей, голубь

Снегирь, цапля, ворона

Утка, дятел, сорока

12. Запиши приметы осени, используя слова для справок.

Температура _________________________________________________________________

Осадки ______________________________________________________________________

Природные явления ____________________________________________________________

Слова для справок: град, дождь, повышается, снег, листопад, понижается.

Повышенный уровень сложности

13. Установи последовательность событий, происходящих в рассказе.

    Птицы остановились на отдых

    В осенние дни журавли готовились к отлету

    До радостной встречи весной

14. Напиши, каких птиц можно встретить зимой в наших краях. Как ты помогаешь им в зимнюю стужу?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Использован текст из книги Г. Н. Сычевой «Диктанты для 5 – 9 классов»

Пояснительная записка.

Цель: определить уровень сформированности метапредметных результатов у учащихся 1 классов по итогам освоения программы за 1 класс начальной школы. Можно использовать в работе по любому УМК.

Задачи комплексной работы – установить уровень сформированности навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции.

1 – 3 задания проверяют сформированность читательских умений, навыки работы с текстом, понимание прочитанного текста.

4 – 6 задания направлены на проверку навыков освоения програмного материала по русскому языку – нахождение в тексте предложения по цели высказывания, умение делить слова на слоги, анализ написания словарных слов.

7 – 10 задания проверяют сформировнность математических умений и навыков. Проверяем умение решать задачи на нахождение неизвестной части, задачи на сравнение, записанные в косвенной форме, умение ориентироваться в величинах времени.

10 – 12 задания проверяют знания детей по окружающему миру: умение различать зверей, птиц, рыб, приводить примеры перелетных птиц, называть времена года и их признаки.

13 задание – задание повышенного уровня сложности. Проверяет умение на основе прочитанного текста устанавливать последовательность событий.

14 задание носит творческий характер и имеет практическое значение.

Задания 1 – 12 оцениваются 1 баллом за каждое. 13 – 14 задание – по 2 балла.

Максимальное количество баллов – 16 баллов.

Менее 8 б. – низкий уровень сформированности метапредметных УУД

9 – 13 б. б. – средний уровень сформированности метапредметных УУД

14 – 16 б. – высокий уровень сформированности метапредметных УУД

Текущая страница: 6 (всего у книги 6 страниц)

Г. Скребицкий
Сентябрь

В воздухе захолодало. На кустах и деревьях пожелтела листва. Лес оделся в разноцветный убор. Грачи и другие перелётные птицы давно уже собрались в стаи. И вот наконец в прохладном осеннем небе слышится прощальное курлыканье журавлей.

Кончилось лето – пора весёлых прогулок в лес за ягодами, за грибами. Кончилось купание в реке. Кончились для ребят беззаботные дни полного отдыха. Теперь с новыми силами нужно браться за учение, а для походов в лес или на реку остаются только воскресные дни.

Но зато эти немногие дни юные натуралисты должны использовать как можно лучше.

Осень – сентябрь, октябрь, ноябрь – интереснейшая пора для наблюдений в природе. Ведь в эту пору все животные готовятся к зиме. Большинство птиц улетает на зимовку в тёплые страны. Многие звери утепляют к зиме гнёзда и логовища, а некоторые тащат к себе в «кладовки» и «погребки» запасы еды. Белка заготовляет в дуплах и древесных щёлках орехи и жёлуди, сушит на сучьях деревьев грибы.

Насекомые: бабочки, жуки, муравьи, как только захолодает, скрываются кто куда. Одни прячутся в разные щели, другие забираются в земляные норки. Там насекомые, те, что не погибают осенью, засыпают непробудным сном до весны.

На зиму засыпают также лягушки, змеи, ящерицы и даже некоторые зверьки: ежи, сони, бурундуки. Самый большой из наших лесных зверей – медведь – тоже устраивает себе «зимнюю спальню» и дремлет в ней всю долгую зиму.

Ещё с осени выбирает он в густом лесу удобное место для берлоги. Натаскает туда опавших листьев, моху, сухой травы. Отличную постель устроит. Теперь ему не страшны ни мороз, ни ветер. Лежи себе да полёживай до тёплых весенних дней.

А не забыли ли вы, ребята, следить за календарём? Вспомните: 21 июня был самый длинный день и самая короткая ночь. Но с двадцатых чисел июня день начал убывать. И вот 21 сентября долгота дня и ночи вновь сравняется. Наступит день осеннего равноденствия. С этого числа ночь будет удлиняться, а день станет всё убывать и убывать, и так до второй половины декабря.

Тёмная наступает пора, пора длинных осенних ночей и коротких дней.

Н. Сладков
Золотая осень

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Зашумел в лесу золотой дождь!

Капля по листу щёлкнет – сорвётся лист. Синицы на ветках завозятся – брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит – закружится пёстрый смерч. А уж если тяжёлый косач с лёту в ветки вломится – хлынет сверкающий лиственный водопад!

Елочки разноцветными листьями украсились, грибы под листьями спрятались, папоротники под листьями пригрелись.

Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг.

Шумит золотой дождь.

К. Бальмонт
Осень


Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся -
И заплачет спросонья.

М. Лермонтов
Родина
(Отрывок)


…Просёлочным путём люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;

Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз.

С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно…

И. Соколов-Микитов
Улетают журавли

В золотые, осенние дни собирались к отлёту журавли. Готовясь в далёкий путь, покружили они над рекою, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянули в дальние тёплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.

Ещё до рассвета проснулись чуткие журавли. Чуть брезжит над рекой, над лесными чёрными макушками ранняя зорька. Тёмным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. Один за другим журавли поднимаются с болота.

В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики. Скоро взойдёт над рекой и лесом весёлое солнце. Всё тогда засияет, всё переменится в осеннем тёмном лесу.

Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свиданья, до свиданья, журавли! До радостной встречи весною!

Г. Скребицкий
Октябрь

Хмурится небо. Частенько из низких туч брызжет на землю мелкий холодный дождь. Лес давно уже сбросил листву, стоит весь голый, притихший. В полях и на речке тоже не веселее. Всюду пусто, холодно и уныло. Вода в реке кажется какой-то серой, густой. В ней отражаются низкие тучи. А когда поднимется ветер, по речке бегут друг за другом крутые волны. Они сердито шипят и взбивают у берега грязно-жёлтую пену.

Целые стаи пролётных северных уток гостят у нас в эту пору, отдыхают и кормятся, чтобы потом двинуться в дальнейший путь на юг.

Подводные обитатели рек и озёр тоже готовятся к зимовке. Это хорошо известно каждому рыболову.

С наступлением холодов разные рыбы ведут себя по-разному. Жители стоячих вод – прудов и озёр – ленивые, неповоротливые караси и лини осенью, как только захолодает, прячутся на дно в подводные заросли, иной раз даже зарываются в ил и дремлют там. Попробуй в холод поймать на удочку карася или линя – вряд ли это удастся. Зато речная рыба – плотва, окунь, ёрш – в эту пору жадно хватает приманку. Спешит отъесться к зиме и зубастая щука. Но особенно большой аппетит появляется у налима. Всё лето дремал он в норе под корягами или среди камней. А вот наступила осень, начались холод, ненастье, тут-то налим и очнулся от дремоты, вылез из-под коряги и начал охотиться за рыбёшками, лягушками и другой живностью. Этому обжоре что живое ни попадись – всё съест.

К. Ушинский
Из детских воспоминаний

Покров – наш храмовый праздник. Сколько народу было в церкви, и как все веселы! В нынешнем году большой урожай!

У нас в саду вчера сняли последние яблоки; только на одной рябине ещё краснеют ягоды и дожидаются первого мороза.

Зелёные рощи превратились в разноцветные; осинка дрожит, вся золотая и пурпуровая; ветер обрывает последние листья, крылья мельниц не перестают вертеться, мой новый змей летает высоко, а в сенях уже стоят приготовленные зимние рамы.

И. Тургенев
Лес осенью

Ветра нет, и нет солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полями. Сквозь обнажённые, бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идёшь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мёртвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно проносятся; воображенье реет и носится, как птица, и всё так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьётся, страстно бросится вперёд, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развёртывается легко и быстро, как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своей душой владеет человек. И ничего кругом ему не мешает – ни солнца нет, ни ветра, ни шума…

А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда берёза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща насквозь вся сверкает, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь ещё белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья – когда по реке радостно мчатся синие волны, тихо вздымая рассеянных гусей и уток, вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней…

Г. Скребицкий
Ноябрь

По календарю ноябрь считается последним осенним месяцем. Но в нашей средней полосе это частенько уже начало зимы. С каждым днём всё крепче и крепче утренние заморозки. Когда ребята отправляются в школу, под ногами уже хрустит ледок.

Речка у берегов тоже замёрзла, только посредине вода свободна ещё ото льда. И на озёрах появились широкие ледяные закрайки. Небольшой пруд возле деревни уже совсем затянуло льдом, но ходить по нему нельзя – он ещё очень тонок.

Водоёмы, большие и малые, покрываются льдом. А вот и снег. Всё чаще и чаще летают в воздухе белые мухи зимы, садятся на землю, на крыши домов и сараев. Посидят и снова исчезнут – растают. И вновь хмурятся голые опустевшие поля и леса.

Холодно, неприютно. Всё живое попряталось от ненастья.

Звери одеваются в зимние шубы, тёплые и пушистые. В такой шубе не страшен им пронизывающий осенний ветер.

Поздняя осень. Невесёлое время года, но зато это чудесная пора для охотников. Пока в полях и лесах ещё не выпал глубокий снег, не нужно надевать полушубка, валенок, не надо тащить с собой тяжёлые лыжи. Надел ватную куртку, перекинул через плечо ружьё и иди, куда хочешь. Можно за день исколесить не один десяток километров.

В эту пору в лесу очень удобно следить за зверями и птицами. Листвы на кустах и деревьях уже нет, трава посохла, осенние дожди прибили её к земле. Нелегко в эту пору четвероногим и крылатым обитателям леса укрыться от зоркого глаза охотника-следопыта.

Для юных натуралистов это хорошее время, чтобы понаблюдать за жизнью лесных обитателей.

Тому из вас, ребята, кто закалил себя летом, кто не боится дождя и холода, немало найдётся, что можно и стоит понаблюдать в осенних полях и лесах.


А. Блок
Зайчик


Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится -
Неба не видать…

Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!

С. Аксаков
Осень

Я люблю осень, даже самую позднюю, но не ту, которую любят все.

Я люблю не морозные, красные, почти от утра до вечера ветреные дни; я люблю тёплые, серые, тихие и, пожалуй, дождливые дни.

Мне противна резкость раздражительного сухого воздуха, а мягкая влажность, даже сырость атмосферы мне приятна; от дождя же, разумеется не проливного, всегда можно защититься.

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака, голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Всё видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий.

Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца.

Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей вечнозелёные, как будто помолодевшие ели и сосны, освежённые холодным воздухом, мелкими, как пар, дождями и влажными ночными туманами.

Устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду, так что не слышно шелеста ног осторожно ступающего охотника, и жёсткими, хрупкими в морозы, так что далеко вспархивают птицы от шороха человеческих ног.

Если тихо в воздухе, то слышны на большом расстоянии осторожные прыжки зайца и белки и всяких лесных зверьков, легко различаемые опытным и чутким ухом зверолова.

Синицы всех родов, не улетающие на зиму, кроме синицы придорожной, которая скрылась уже давно, продвинулись к жилью человеческому, особенно синица московка, называемая в Петербурге новгородской синицей, в Оренбургской же губернии – беском.

Звонкий, пронзительный её свист уже часто слышен в доме сквозь затворённые окна. Снегири также выбрались из лесной чащи и появились в садах и огородах, и скрипучее их пение, не лишённое какой-то приятной мелодии, тихо раздаётся в голых кустах и деревьях.

Ещё не улетевшие дрозды с чоканьем и визгами, собравшись в большие стаи, летают в сады и уремы49
Уремá – лес и кусты около реки, заливаемые водой.

Куда манят их ягоды бузины, жимолости и ещё более красные кисти рябины и калины. Любимые ими ягоды черёмухи давно высохли и свалились, но они не пропадут даром: все будут подобраны с земли жадными гостями. Вот шумно летит станица чёрных дроздов – и прямо в парк. Одни рассядутся по деревьям, а другие спустятся на землю и распрыгаются во все стороны.

Сначала притихнут часа на два, втихомолку удовлетворяя своему голоду, а потом, насытив себя, набив свои зобы, соберутся в кучу, усядутся на нескольких деревьях и примутся петь, потому что это певчие дрозды.

Хорошо поют не все, а, вероятно, старые; иные только взвизгивают; но общий хор очень приятен; изумит и обрадует он того, кто в первый раз его услышит, потому что давно замолкли птичьи голоса и в такую позднюю осень не услышишь прежнего разнообразного пения, а только крики птиц, и то большею частью дятла, снегирей и бесков.

Река приняла особенный вид, как будто изменилась, выпрямилась в своих изгибах, стала гораздо шире, потому что вода видна сквозь голые сучья наклонившихся ольховых ветвей и безлистные прутья береговых кустов, а ещё более потому, что пропал от холода водяной цвет и что прибрежные водяные травы, побитые морозом, завяли и опустились на дно.

В реках, озёрах и прудах, имеющих глинистое и особенно песчаное дно, вода посветлела и стала прозрачная как стекло; но реки и речки припруженные, текущие медленно, получают голубовато-зелёный цвет, впрочем, это оптический обман; вода в них совершенно светла, но дно покрыто осевшею шмарою50
Шмáра – тина на воде.

Мелким зелёным мхом или коротеньким водяным шёлком – и вода получает зеленоватый цвет от своей подкладки, точно как хрусталь или стекло, подложенное зелёной фольгой, кажется зелёным.

Вот такую-то осень люблю я не только как охотник, но как страстный любитель природы во всех её разнообразных изменениях.

А. Чехов
Цветы запоздалые
(Отрывок)

…День ясный, прозрачный, слегка морозный, один из тех осенних дней, в которые охотно миришься и с холодом, и с сыростью, и с тяжёлыми калошами. Воздух прозрачен до того, что виден клюв у галки, сидящей на самой высокой колокольне; он весь пропитан запахом осени. Выйдете вы на улицу, и ваши щёки покроются здоровым, широким румянцем, напоминающим хорошее крымское яблоко. Давно опавшие жёлтые листья, терпеливо ожидающие первого снега и попираемые ногами, золотятся на солнце, испуская из себя лучи, как червонцы. Природа засыпает тихо, смирно. Ни ветра, ни звука. Она, неподвижная и немая, точно утомлённая за весну и лето, нежится под греющими, ласкающими лучами солнца, и, глядя на этот начинающийся покой, вам самим хочется успокоиться…

А. Пушкин
* * *


Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Г. Снегирёв
Как птицы и звери к зиме готовятся

Медведица берлогу выкопала под корнями старой ели, устлала её ветками, натаскала мху. Зимой у неё в берлоге появятся медвежата.

Осень в лесу. Не слышно птичьих песен. Дрозды-рябинники собрались в стаи и откармливаются перед тем, как откочевать в тёплые края.

Коростель раньше всех тронулся в путь, потому что он на юг то летит, то пешком идёт.

Сойка зарывает жёлуди про запас. Выбирает самые спелые, только часто забывает про них, и весной из этих желудей вырастают молодые дубки.

Пока ещё землю не сковало морозом, вальдшнепы кормятся на болоте. Запустит вальдшнеп клюв в землю – вытаскивает червей и личинок.

Глухарь глотает камешки на речной отмели. Зимой он клюёт хвоинки, мёрзлую клюкву, а камешки, как жернова, перетрут пищу в глухарином зобу.

Барсуки отъелись за лето, жиру накопили, далеко не уходят от норы.

Белка скоро серая станет, наденет зимнюю шубку, а пока запасает орехи и жёлуди. Складывает их в дупло. А грибы развешивает на колючих сучках – сушиться.

Ёж нашёл ямку в трухлявом пне, натаскал туда листьев – вот и готово жильё на зиму.

Лиса неслышно крадётся по осеннему лесу. Листья в лесу красные, и лисья шерсть красная. Легко лисе незаметно подкрадываться к добыче.

Притаились зайчата-листопаднички. Не скачут, следов не оставляют. А то лиса их найдёт и съест. Пробежит мимо зайчиха, накормит молоком и дальше скачет в осинник.

Высоко в небе потянулись журавлиные стаи. Печальными криками прощаются они с родиной. Журавли будут зимовать в тёплой Африке. Но как только зазвенят весной ручьи, зазеленеет на бугорках травка, журавли вернутся домой на родину.

Первые снежинки закружились в воздухе, и гусиные стаи тоже полетели на юг.

Народный календарь

Народный календарь называет сентябрь рю́инь (от желтеющей листвы), врéсень (от цветущего вереска). А ещё – реву́н и хму́рень . Ревут ветра, хмурится погода, льют дожди. Закончилось лето, отшумели уличные гулянья и хороводы. До свидания, красное солнышко! Стало холоднее. Поэтому сентябрь называли летопроводцем .

В октябре недолго постоят погожие, ясные деньки, опадают золотые листья. А потом приходит ненастье – октябрь-грязник . Засеет мелкий холодный дождь, распустит слякоть – ни проехать ни пройти: «Октябрь на пегой кобыле ездит – ни колеса, ни полоза не любит». Октябрь – листобóй , октябрь – свадебник . В октябре начинались деревенские свадьбы.

Гру́день – так называли ноябрь (от груд замёрзшей земли). Листогной – от прелых листьев; полузимник – зима с осенью борются.

Убывает день, прибывает ночь, крепчают заморозки. Осень переходит в зиму.

Загадки осенние

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?51
(Осенью)

Рыжий Егорка

Упал на озёрко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.52
(Осенний лист)

Росло-повыросло, из куста

Повылезло, по рукам покатилось,

На зубах очутилось.53
(Лесной орех)

Лежит мужичок в золотом

Кафтане, подпоясан, а не поясом,

Не поднимешь – так не встанет.54
(Сноп)

Стоят старички – красные шапочки;

Кто подойдёт, тот и поклонится.55
(Грибы-красноголовки)

Народные пословицы и поговорки

Лето со снопами, осень с пирогами.

В осеннее ненастье семь погод на дворе – сеет, веет, крутит, мутит, и ревёт, и льёт, и снизу метёт!

Холоден сентябрь, да сыт.

Весной дождь растит, а осенью гноит.

В ноябре зима с осенью борется.

Первый снежок – не лежок.

Народные приметы

Гром в сентябре – тёплая осень.

Октябрьский гром – к бесснежной зиме.

От первого снега до санного пути 6 недель.

В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало – сухая.

Осенние вопросы

1. С какой стороны дерева надо искать грибы?56
С северной. У грибов нет зелёных листьев, и солнце им не нужно. Грибам нужна влага.

2. Где осенью можно увидеть весну?57
На маленьком болотце, у самой воды, там, где цветёт калужница. Осенью она цветёт второй раз.

3. Какой лесной кустик не знает листопада?58
Брусника, вереск и клюква.

4. Чьи листья опадают зелёными?59
В саду – листья сирени, в лесу – листья ольхи.

5. У какого зверя осенью в листопад родятся детёныши?60
У зайчихи.

6. Листья каких деревьев осенью краснеют?61
Рябины, осины, клёна.

К. Ушинский
Четыре желания

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!»

«Запиши твоё желание в мою карманную книжку», – сказал отец. Митя записал.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была».

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: «Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было». И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времён года!» Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.