Система поясов в айкидо. Пояса айкидо – что они обозначают? Тренировки и семинары

В классическом айкидо вообще не существует цветовой градации боевого облачения. Оттеночное разделение пришло из Франции. Внедрение европейского элемента в исконно японское искусство объясняется стремлением к мотивации учащихся. Детям и подросткам легче стремиться к успеху и преодолевать себя, когда они видят вещественное доказательство своего прогресса.

Цветовая градация позволяет примерно оценить уровень мастерства конкретного спортсмена . Примерно – потому что не все школы и кружки используют общепринятую поясную систему. Различия в трактовке и подходах вызваны и тем, что айкидо, как боевое искусство, не однородно и имеет ответвления.

Также следует учитывать, что на многие соревнования принято надевать атрибутику 2, максимум – 3 оттенков. На таких мероприятиях установлена следующая иерархия:

  • белые носят все, кто находится на уровне ученика;
  • коричневые – прерогатива старших учеников;
  • чёрных достойны только мастера.

Важно! Чем масштабнее и значимее спортивное мероприятие, тем выше шансы, что участники придут в поясах исключительно чёрного или белого цвета.

С чёрным атрибутом тоже всё не так просто. Он полагается каждому, кто сумел проявить себя и стать лучшим на турнире или состязании определённого уровня. То есть не имеет значения, обладает ли человек 1 дан или у него 10 дан. Он всё равно будет носить чёрный пояс . При этом разница между навыками и умениями тех, у кого 1 дан и тех, у кого 10 – колоссальная. Именно поэтому цвет элемента спортивного облачения – это только примерный показатель уровня мастерства. Оттеночная градация не в силах отобразить настоящие возможности конкретного айкидока.

Важно! Пояса – не единственный способ оценить мощь противника или отыскать человека, способного сыграть роль наставника. На тренировках – в начале и конце – участники клуба выстраиваются перед наставником для поклона. Ряд формируется не по росту, а по уровню мастерства.

Пояса в борьбе по порядку и цвету

Как было сказано выше, айкидо – многогранное искусство, имеющее множество оттенков. Айкикай и ёсинкан – 2 таких «оттенка». Они популярны, насчитывают больше всего последователей. Их приверженцы носят отличную по цвету экипировку, а также на каждом уровне постигают разное количество техник и знаний.

Важно! В Санкт-Петербурге вне зависимости от направления за ориентир берётся градация ёсинкан.

В Айкикай

Ступени и символика:

Чёрный – цвет спортивной элиты, оттенок мудрости. Мастерская ступень: 1 дан и выше .

Важно! У некоторых школ красный оттенок полностью или частично заменяет коричневый.

В Ёсинкан

Ступени и символика:

Чёрный пояс в ёсинкан, как и в классическом айкидо, является прерогативой мастеров.

Чем отличается порядок у детей от градации поясов у взрослых?

Дети до 15 лет могут претендовать на ношение поясов ограниченного цветового спектра. У них есть возможность получить:

  • белый;
  • жёлтый;
  • оранжевый (в некоторых школах – красный);
  • зелёный элемент экипировки.

Взрослые с подобными ограничениями не сталкиваются.

На что влияют нашивки на пояс?

На соревнованиях и показательных выступлениях на экипировке учеников и мастеров айкидо можно заметить пришитые значки – нашивки. При ближайшем рассмотрении оказывается, что на них изображены иероглифы или принятые в их школах символы. Например, полосы или даже эмблемы самих кружков.

В ответвлениях айкидо, где белый пояс носят не только новички, но и прошедшие через аттестацию ученики, нашивки и их количество – демонстрация профессионального роста спортсмена . Ориентир, позволяющий определить, сколько испытаний уже пройдено. Обычно для этих целей применяются полосы. 1 = 1 сдаче экзамена. 2 = 2 успешным аттестациям.

Графические символы по типу эмблем на цветных поясах – личная инициатива спортсменов или их наставников. Статусным значением такие нашивки не обладают, но он имеется у значков, пришитых к чёрным поясам. При получении звания «мастер» выдаётся пояс, на котором указано имя владельца . Причём надпись выполнена не на кириллице, а иероглифами.

Важно! Считается, что пояс после нанесения на него инициалов владельца становится близок к своему обладателю. Он способствует совершенствованию спортсмена на физическом и духовном уровне, приносит удачу и позволяет достичь гармонии.

Также существуют ответвления айкидо, в которых полосы на тренировочном облачении – индикатор готовности к новой аттестации. Испытание назначается после того, как айкидока получит 4-ю нашивку.

Наш путеводитель не ставит целью детального разбора Айкидо. Мы хотим лишь внести некоторую ясность и помочь, особенно начинающим, сориентироваться в самых общих и самых распространенных вопросах. В этой связи мы не проводим глубокого анализа и развернутой справки по понятиям и терминам.

В силу значительных фонетических отличий японского и русского языков привести и воспроизвести правильное и однозначное произношение того или иного понятия, слова, звука весьма не просто. Не углубляясь в лингвистические глубины, отметим, что мы не претендуем на абсолютную истинность перевода и транскрипции. Вполне допустимы и имеют право на существование отличные от нашего варианты интерпретации терминологии Айкидо. Однако, мы также имеем право предложить нижеследующее толкование.

Айкидо - современное боевое искусство

В основе его лежат многочисленные традиционные воинские искусства и, прежде всего, Дайто рю айки джитсу мастера Сокаку Такеда. Айкидо прошло различные стадии на пути формирования от Дайто рю - базовой техники 1930-х, к Айкидо, каким мы знаем его сегодня.

Началось все с того, что Уэсиба Морихей в результате многолетних поисков и упорных занятий различными боевыми искусствами разработал собственную систему, которую в итоге назвал Айкидо. Его сын Уэсиба Кисёмару развил и систематизировал Айкидо. В настоящее время главой Айки-союза является внук основателя - Уэсиба Моритеру.

Что такое Айкидо? Айкидо - путь гармонизации жизненной энергии.

Ай - Гармония, Любовь, Согласованность.
Уэсиба Морихей

(14.12.1883 - 26.04.1969)
Основатель Айкидо.

Ки - Жизненная энергия.
Уэсиба Кисёмару

(27.06.1921 - 04.01.1999)
Второй Дошу.

До - Путь.
Уэсиба Моритеру

(род. 02.04.1951)
Третий Дошу.

Чтобы не запутаться

Будем различать:

Ай - Гармония, Любовь, Согласованность
Айкидока - Человек, занимающийся Айкидо
Будзюцу - Воинское искусство
Будо - Путь воина
Дзюцу - Умение, искусство
До - Путь
Кай - Общество
Кан - Стиль, клуб
Ки - Жизненная энергия
Кобудо - Традиционные воинские искусства
Кокю - Жизненное дыхание

Сложилось несколько стилей Айкидо

Наибольшее распространение получили:

Айкикай - направление, официально признанное в 1940 году, и продолжаемое семьей Уэсиба

Син Син Тоицу (Ки-Айкидо) - направление, которое начал развивать мастер Тохея Коичи

Ёшинкан - направление, которое начал развивать мастер Шиода Годзо

Кто есть кто?

В Айкидо существует определенная иерархия:

О-Сенсей - Основатель Айкидо Уэсиба Морихей (буквально "Великий Учитель")
Дошу - Глава школы
Шихан - Инструктор-руководитель (от 6-го Дана и выше)
Сэнсэй - Учитель (4 - 5 Дан)
Сэмпай - Старший ученик
Кохай - Младший ученик
Дохай - Равные между собой ученики
Юданча - Обладатель степени Дан
Додзё чё - Старший в додзё
Учи деши - Ученик, живущий в доме мастера (приближённый ученик)
Дан - Высшие ученические и мастерские разряды
Кю - Начальные ученические разряды

Степеней "кю" в Айкидо всего 6 для взрослых и 8 для детей. Самая младшая степень "кю" - восьмая, самая старшая - первая. Каждая степень имеет свое название.

Степеней "Дан" в Айкидо 10. В отличие от "кю", уровень "Дана" растет согласно его порядковому номеру; самый младший "Дан" - первый, самый старший - десятый:

Хачи-кю - 8 кю
Шичи-кю - 7 кю
Рок-кю - 6 кю
Го-кю - 5 кю
Ён-кю - 4 кю
Сан-кю - 3 кю
Ни-кю - 2 кю
Ик-кю - 1 кю
Шо-дан - 1 Дан
Ни-дан - 2 Дан
Сан-дан - 3 Дан
Ён-дан - 4 Дан
Го-дан - 5 Дан
Року-дан - 6 Дан
Шичи - дан - 7 Дан
Хачи-дан - 8 Дан
Ку-дан - 9 Дан
Дзю-дан - 10 Дан

Где?

Обучение Айкидо происходит в додзё:

Додзё - Место проведения занятий по боевым искусствам (буквально: "Место постижения пути")
Татами - 1) Традиционно - мат из рисовой соломы примерно 1м х 2м (в настоящее время, как правило, из вспененного поролона);
Татами - 2) Совр. - все пространство, застланное матами, и предназначенное для проведения тренировок
Камидза - Главная стена
Шимодза - Место, противоположное камидза
Шихандай - Место Шихана


В чем?

На татами, из соображений гигиены, безопасности и комфорта, все носят специальную одежду:

Кэйкоги (Доги) - Тренировочный костюм (широко распространенное название "кимоно" является ошибочным и относится к другой разновидности одежды)
Оби - Пояс
Хакама - Широкие штаны (как правило, для занимающихся от 1-го Дана и выше)

Что мы говорим?

Поскольку Айкидо занимаются исключительно люди вежливые и воспитанные, то на занятиях царит атмосфера дружелюбия и сотрудничества:

Охаё годзаимас - Доброе утро
Конничи ва - Добрый день
Комбан ва - Добрый вечер
Саёнара - До свидания
Дозо - Пожалуйста, прошу Вас
Аригато годзаймашьта - Спасибо, что вы занимались со мной
Домо аригато годзаймашьта - Большое спасибо (особо вежливая форма)
О-нэгаи шьмас - Вежливая форма приглашения к каким-либо совместным действиям (занятиям)
Оцкарэ самадэсита - Благодарность за совместный труд, работу
О-тагаи-ни рэй - Взаимный поклон

Что мы делаем?

Команды, применяемые на занятиях:

Кирицу - Встать!
Маттэ - Ждите!
Мокусо - Команда для создания внутреннего настроя в начале и в конце тренировки
Рэй - Поклон!
Сэйза - Сесть прямо!
Хаджимэ - Начинайте!
Ямэ - Стоп!

Как мы падаем?

Страховки:

Укэми ваза - Техника страховки
Маэ укэми - Страховка кувырком вперед через руку
Уширо укэми - Страховка кувырком назад
Еко укеми - Страховка кувырком через руку в бок

Куда и как?

Направления, стороны и уровни:

Хидари - Левый
Миги - Правый
Маэ - Передний
Уширо - Задний
Джёдан - Верхний уровень (над плечами)
Чюдан - Средний уровень (от плеч до пояса)
Гедан - Нижний уровень (ниже пояса)
Ирими - Вхождение, вход
Тэнкан - Вращение
Омотэ - Лицевой, передний
Ура - Обратный, задний
Сото - Снаружи
Учи - Внутри


Как мы стоим?

Положения тела и стойки:

Камаэ - Позиция готовности: ноги слегка согнуты, руки перед собой
Ханми - Расположение тела в полоборота (45°) по направлению к атаке
Миги ханми - Правосторонняя стойка
Хидари ханми - Левосторонняя стойка
Айханми - Противники находятся по отношению друг к другу в одноименной стойке
Гякуханми - Противники находятся по отношению друг к другу в разноименной (зеркальной) стойке
Маай - Расстояние в пространстве и во времени. Упрощенно можно сказать - дистанция между противниками

Как мы двигаемся?

Перемещения в пространстве:

Тай сабаки - Способы изменения положения тела
Цуги аши - Приставной шаг
Аюми аши - Шаг со сменой ноги
Тэнкай - Разворот на 180° на месте
Тэнкан - Уход с линии атаки и поворот на 180° с шагом назад
Ирими тэнкан - Состоит из двух движений - ирими (вхождение с шагом вперед) и тэнкан
Шикко - Перемещение на коленях

Как на нас нападают?

Дори ката - Техника захватов
Кататэ дори - Захват одной рукой запястья соперника
Айханми кататэ дори - Захват за одноименную руку
Гяку ханми кататэ дори - Захват за разноименную руку (зеркальный захват)
Рётэ дори - Захват двумя руками двух рук спереди
Ката дори - Захват за плечо
Рёката дори - Захват за два плеча спереди
Какаэ дори - Захват за тело (обхват двумя руками спереди)
Моротэ дори - Захват одной руки двумя руками
Хиджи дори - Захват за локоть
Муна дори - Захват за отворот куртки
Эри дори - Захват за ворот
Сода дори - Захват за рукав (в области локтя)
Куби шимэ - Захват за горло (удушение)
Уширо дори - Захваты сзади



Как нас бьют?

Удары:

Атэми ваза – Техника ударов
Атэми – Отвлекающий удар, как правило, наносится перед или во время исполнения техники
Цки (цуки) – Прямые тычковые, колющие удары рукой
Джёдан цки – Удар рукой в верхний уровень (в голову)
Чюдан цки – Удар рукой на среднем уровне (в туловище)
Учи – Рубящие удары рукой
Шёмэн учи – Удар рукой сверху вниз
Ёкомэн учи – Удар рукой сбоку
Сухеи учи – Удар рукой через грудь
Гери – Удары ногой
Маэ гери – Удары ногой вперед
Еко гери – Удары ногой в сторону
Уширо гери – Удар ногой назад
Маваши гери – Удар ногой сбоку

Как мы защищаемся?

Техники Айкидо:

Наге ваза – Бросковые приемы
Джуджи-гарами наге – Бросок сплетением рук
Ирими наге – Бросок, выполненный на встречном движении
Кайтэн наге – Бросок круговым вращением
Кокю наге – Бросок скоординированный с движениями партнера, «дыхательный бросок»
Котэ гаэши наге – Бросок скручиванием кисти
Коши наге – Бросок вдоль поясницы
Тэнчи наге – Бросок «небо-земля»
Удэкиме наге – Бросок воздействием на локоть
Шихо наге – Бросок на «Четыре стороны света»


Что происходит?

Разновидности техник:

Ваза – Техника, работа, способ, раздел
Кихон но ваза – Базовые техники
Хенка ваза – Дополнительные техники
Тачи ваза – Приемы, проводимые в положении стоя (оба противника стоят)
Сувари ваза – Приемы, проводимые на коленях (оба противника на коленях)
Ханми хандачи ваза – Приемы, проводимые сидящим против атак стоящего
Джю ваза – Произвольное выполнение различных приемов от одной специально оговоренной атаки
Буки ваза – Один из партнеров вооружен
Рандори – Произвольная работа против одного или нескольких противников, когда способы атаки и защиты заранее не оговариваются
Ката – Выполнение приема строго по классической схеме
Тори (Наге) – Проводящий прием, бросающий
Укэ – Подвергнутый приему, бросаемый

Как мы контролируем ситуацию?

Способы удержания и контроля противника:

Осаэ ваза – Приемы удержания
Иккё (удэ осаэ) – Первый контроль или контроль прижатием руки
Никё (котэ маваши) – Второй контроль или контроль вращением предплечия
Санкё (котэ хинэри) – Третий контроль или контроль выкручиванием предплечья
Ёнкё (тэкуби) – Четвертый контроль или контроль прижатием запястья
Гокё (удэ нобаши) – Пятый контроль или контроль растягиванием руки
Хиджикиме осаэ – Удержание локтя


Что нам поможет?

Работа с оружием:

Буки ваза – Техника работы с оружием
Боккен – Деревянный меч
Танто – Кинжал, нож
Дзё – Палка, длиной до подмышечной впадины
Кумитачи – Техника парной работы на мечах
Кумидзё – Техника парной работы с дзё
Тачи дори ваза – Техника работы против противника, вооруженного мечом
Танто дори ваза – Техника работы против противника, вооруженного ножом
Дзё дори ваза – Техника работы против противника, вооруженного дзё
Дзён аге ваза – Техника защиты с дзё против атак (захватов за дзё) безоружного нападающего

А по-японски?

При отработке техники или отдельных элементов, на разминке и при выполнении подготовительных упражнений, счет ведется по-японски:

1 - Ичи
2 - Ни
3 - Сан
4 – Ши (ён)
5 – Го
6 - Року
7 – Шичи (нана)
8 – Хачи
9 – Ку (кю)
10 - Джю
20 – Нинджю
30 – Санджю
40 – Ёнджю
50 - Годжю
60 – Рокуджю
70 – Шичиджю
80 – Хачиджю
90 – Кюджю
100- Хяку

Рецензент: С.В. Киселёв
Составители: И.А. Новиков, Д.С. Сапожников
Составители выражают особую благодарность Елене Сосновской за помощь в работе над словарем.

В Айкидо, как и в других японских боевых искусствах, существует система ученических и мастерских степеней – система кю-дан. Ученические и мастерские степени в Айкидо выполняют поощрительную функцию: вдохновляют и морально поддерживает практиков Айкидо.

Кю в переводе с японского означает “ранг” или “степень”. Тот или иной уровень кю присваивается практику боевого искусства в зависимости от уровня его умений и знаний. Чем ниже номер кю, тем выше уровень достижений его обладателя, то есть самым высоким уровнем достижений ученика является 1-й кю (находится как раз перед черным поясом). За первым кю в японской системе рангов следуют даны.

Количество степеней Кю в различных школа и направлениях Айкидо может разниться. Чаще всего применяется 5 или 6 Кю в ученических рангах. В некоторых школах существует большое количество Кю, но как правило это связано с наличием детских групп или другой спецификой.

В Японии носителей кю называют “муданся”, что означает “тот, у кого нет дана”. Достигших степени первого дана именуют – “сёданся” (“тот, у кого есть первый дан”), а обладателей всех данов выше первого – “юданся” (“тот, у кого есть дан”). Кроме того, в боевых искусствах тех, у кого есть 1-й или 2-й дан, обычно называют сэнпай (также сэнпаем называют человека, обладающего большим опытом в практике Айкидо). Обладателей 7-го дана и выше называют «сихан», а мастерам с 8-м данном и выше также может присваиваться титул «ханси».

В Айкидо «юданся» вне зависимости от степени носят черный пояс, а также традиционную юбку-брюки «хаккама». Обладатели ученических степеней, как правило, носят белый пояс, но в некоторых школах ученическим степеням в соответствие также ставят другие цвета поясов. Цветные пояса в Айкидо были позаимствованы из Дзюдо, в то время как в традиционно японском айкидо не используется система поясов и тем более не носят цветные пояса.

В школах, применяющих цветные пояса, обычно градация цветных поясов и их связь с ученическими степенями выглядит следующим образом:

  • Пояс для начинающих учеников всегда БЕЛЫЙ. Цвет начала новой жизни символизирует чистый лист бумаги, на котором только предстоит написать первые шаги в освоении боевого искусства.
  • 5-й Кю: ЖЕЛТЫЙ пояс. Цвет солнца, тепла, утренней зари и начала нового дня. Он олицетворяет длинный путь, на который встал ученик.
  • 4-й Кю: КРАСНЫЙ цвет (или ОРАНЖЕВЫЙ ). Цвет осени, а значит спелости плодов, зрелости знаний и подведения первых итогов. Обладателю этого пояса в айкидо предстоит проанализировать пройденный путь и поставить для себя новые цели.
  • 3-й Кю: ЗЕЛЕНЫЙ пояс. Говорит о том, что у ученика появились первые результаты, словно пробуждающая весна помогает прорасти посеянным семенам в благодатной почве. Ученик начинает воспринимать себя и айкидо как единое целое.
  • 2-й Кю: Цвет необъятной Вселенной, морских бескрайних просторов и бездонных глубин - СИНИЙ . Ученик, поднявшийся на эту ступень развития, осознает всю важность глубокого философского понимания айкидо.
  • 1-й Кю: КОРИЧНЕВЫЙ - цвет земли, древесного ствола. Культура и традиции айкидо имеют крепкие корни в сознании бойца. Это уже человек, крепко связавший свою жизнь с этим боевым искусством.

ЧЕРНЫЙ цвет объединяет в себе весь опыт и знания, постигнутые на разных ступенях совершенства. Человек, обладающий черным поясом, постиг многие секреты мастерства, технику и культуру айкидо.

Многие мастера айкидо считают систему цветных поясов вредной для айкидо. Поскольку в основном цвета используются для детей и подростков, а также на спортивных соревнованиях, то это приводит к тому, что айкидо из боевого искусства превращается в зрелищный спорт, где главное эффектность, но не эффективности.

Действительно, в современном айкидо, с его делением на спортивное, боевое и традиционное, существует определенная путаница с цветами. Даже опытные тренеры иногда теряются при виде цветовой гаммы поясов у представителей из других школ. У кого-то есть нашивки, у кого-то нет. Где-то коричневому поясу соответствуют все старшие кю, а кто-то выделяет красный и коричневый пояса для этого. К счастью, какой у кого пояс в этом боевом искусстве не главное. Намного важнее желание учиться и постигать техники и приемы айкидо.

В Айкидо, как и в других японских боевых искусствах, существует система ученических и мастерских степеней - система кю-дан. Ученические и мастерские степени в Айкидо выполняют поощрительную функцию: вдохновляют и морально поддерживает практиков Айкидо.

Кю в переводе с японского означает “ранг” или “степень”. Тот или иной уровень кю присваивается практику боевого искусства в зависимости от уровня его умений и знаний. Чем ниже номер кю, тем выше уровень достижений его обладателя, то есть самым высоким уровнем достижений ученика является 1-й кю (находится как раз перед черным поясом). За первым кю в японской системе рангов следуют даны.

Количество степеней Кю в различных школа и направлениях Айкидо может разниться. Чаще всего применяется 5 или 6 Кю в ученических рангах. В некоторых школах существует большое количество Кю, но как правило это связано с наличием детских групп или другой спецификой.

Белые, жёлтые, синие, коричневые, чёрные пояса - разнообразие цветовых различий даже в одном додзё может быть достаточно богатым. Эта градация оказывается очень удобной: зная, каким уровням соответствуют цвета поясов айкидо, вы сможете точно определить достижения айкидоки в постижении этого искусства.

Особенно это важно для новичков, которые в любой момент тренировки могут подойти к старшему товарищу и задать интересующие вопросы.

Последовательность цветов поясов в айкидо в зависимости от стиля или даже школы в рамках одного стиля может существенно видоизменяться. Так, в некоторых додзё вы можете увидеть айкидок только с двумя типами поясов - белым и чёрным.На больших официальных мероприятиях,обычно одевают только белые и черные пояса,цветные носят внутри своей организации.

Где-то можно заметить промежуточный вариант - коричневый пояс, символизирующий скорый переход из разряда новичков в мастера. Тем не менее, чтобы не углубляться в особенности каждой школы в отдельности, рассмотрим цвета поясов в айкидо максимальной градации.

Пояс для начинающих учеников всегда БЕЛЫЙ. Цвет начала новой жизни символизирует чистый лист бумаги, на котором только предстоит написать первые шаги в освоении боевого искусства.

    ЖЕЛТЫЙ пояс. Цвет солнца, тепла, утренней зари и начала нового дня. Он олицетворяет длинный путь, на который встал ученик.

    КРАСНЫЙ цвет (или ОРАНЖЕВЫЙ ). Цвет осени, а значит спелости плодов, зрелости знаний и подведения первых итогов. Обладателю этого пояса в айкидо предстоит проанализировать пройденный путь и поставить для себя новые цели.

    ЗЕЛЕНЫЙ пояс. Говорит о том, что у ученика появились первые результаты, словно пробуждающая весна помогает прорасти посеянным семенам в благодатной почве. Ученик начинает воспринимать себя и айкидо как единое целое.

    Цвет необъятной Вселенной, морских бескрайних просторов и бездонных глубин — СИНИЙ . Ученик, поднявшийся на эту ступень развития, осознает всю важность глубокого философского понимания айкидо.

    КОРИЧНЕВЫЙ — цвет земли, древесного ствола. Культура и традиции айкидо имеют крепкие корни в сознании бойца. Это уже человек, крепко связавший свою жизнь с этим боевым искусством.

ЧЕРНЫЙ цвет объединяет в себе весь опыт и знания, постигнутые на разных ступенях совершенства. Человек, обладающий черным поясом, постиг многие секреты мастерства, технику и культуру айкидо.

В конечном счёте, неважно какой цвет пояса айкидо старше, ведь, как говорится, «бьют не по поясу, а по морде». Каждый айкидока должен особое внимание уделять своему росту, а уж по мере освоения принципов айкидо размышлять о получении очередного пояса.

Иными словами, на татами нужно совершенствоваться от тренировки к тренировке, расти в собственных глазах, достигая постепенно всё лучших результатов, в том числе в системе поясов айкидо. Только когда внутреннее чутьё подсказывает, что вы готовы к очередной аттестации, можно задумываться о смене цвета пояса.

Как и в большинстве других видах боевых искусств, в айкидо существует традиционная система разрядов. Она включает в себя, как ученические степени — кю, так и мастерские — даны. Примерно оценить какой уровень у айкидоки можно по цвету его пояса . Последовательность смены цветов у поясов в айкидо может существенно отличаться, в зависимости от стиля, однако, речь мы будем вести именно о градации, принятой в ёсинкан.

10-й, 9-й и 8-й кю. Это самые младшие уровни, которым в айкидо, как и в прочих боевых искусствах, соответствует белый цвет пояса .
7-й кю: жёлтый пояс.
6-й кю: оранжевый пояс.
5-й кю: зелёный пояс.
4-й кю: синий пояс.
3-й, 2-й, 1-й кю. Это старшие кю. В айкидо им соответствует коричневый цвет пояса.
1-й, 2-й, 3-й дан, и так далее, вплоть до самого старшего — десятого. Это мастерские степени. Обладатели данов носят пояса чёрного цвета . Поэтому определить наверняка уровень мастера уже затруднительно.

Подобные цвета поясов в ёсинкан приняты по всей стране. Тем не менее, есть ряд исключений. Например, в некоторых школах на занятиях айкидо носят только белый пояс, коричневый и чёрный, а все промежуточные расцветки игнорируют.

Кроме того, в Санкт-Петербурге принята другая цветовая последовательность. Это связано с тем, что за время своего существования Хомбу додзё меняло не только экзаменационные программы, но и цвета поясов, а в Питере привычного уклада решили не менять.

Там приняты следующие цвета поясов :

Следует отметить, что многие начинающие айкидоки ошибочно считают, что чем темнее у них пояс, тем они становятся техничнее. Это не совсем так. В идеале тезисы должны стоять в обратном порядке. Поэтому основной целью занятий должно быть не упорное стремление к скорейшей сдаче на очередной кю, и получению следующего пояса айкидо , а методичная отработка техник. В конечном итоге, фраза «бьют не по поясу, а по тыкве» своей циничной справедливости не утратила, а