Произведение гоголя арабески краткое содержание. Гоголь «Арабески» – анализ. Скульптура, живопись и музыка

«Арабески» - третий гоголевский сборник. Помимо трех повестей: «Портрета», «Невского проспекта» и «Записок сумасшедшего», отрывков из исторического романа, сюда входят исторические и географические статьи Гоголя и статьи об искусстве. Гоголь видел пестроту сборника, называл его «всякой всячиной», «сумбуром». «Сумбурность» «Арабесок» как бы отражает пестроту и многообразие действительности. Универсализм художественного изображения поднят здесь на новую высоту. При отсутствии внешнего единства «Арабески» обладают единством идейно-художественного замысла: содержание сборника развертывается в трех направлениях: история, искусство, современная действительность.

Философско-эстетичёские взгляды Гоголя I половины 30-х годов обнаруживают связь с романтической эстетикой. Он придает искусству исключительное значение в жизни общества. Статьи «Арабесок» вместе с написанной ранее статьей о «Борисе Годунове» Пушкина выражают восторженное поклонение искусству. У Гоголя не критические «разборы», а своеобразные этюды-фантазии, где непосредственно выражается эстетическое переживание, создается образ лирического «я», раскрывается энтузиастический романтический мир. Гоголь противопоставляет разрушительным антигуманным процессам буржуазно-дворянской действительности сближающую, объединяющую силу искусства: подлинный художник пробуждает в душе другого человека «тайные струны», и родственные души «отыскивают друг друга, несмотря ни на какие разделяющие их бездны».

Гоголь был энциклопедически широк в своих эстетических интересах. Он писал не только о литературе, но и об архитектуре, скульптуре, живописи, музыке. В архитектуре эстетическому идеалу Гоголя наиболее отвечала готика. Оценивая средние века как эпоху яркую, крупную, Гоголь пишет, что ее «энтузиазм и энергия» выразились в «изумительных», «колоссальных» сооружениях. Современный же век «кипящей меркантильности» способен создать лишь унылую правильность, монотонность в архитектуре. Вместе с тем он мечтает о прекрасных городах будущего, о «веселых, светлых жилищах людей».

Сложность эстетических воззрений Гоголя в том, что романтическое в них органически включает в себя просветительское. Абсолютизация искусства соединяется с пониманием его как действенного средства нравственного совершенствования человека. «Сплав» разных традиций проявился в статье «Скульптура, живопись и музыка». Подобно романтикам, Гоголь возвышает музыку как самое одухотворенное из искусств, но по-другому понимает ее назначение. Пробуждая человеческое в человеке, музыка призвана спасти его от «страшных обольщений» буржуазного века. Гоголь утверждает преобразующий характер искусства. Музыка, по его мысли, должна сыграть великую гражданскую роль, принести огромную пользу обществу.

В статьях «Арабесок» выступает и реалистическая тенденция. Важнейшая роль в этом движении принадлежит статье «Несколько слов о Пушкине». Осмысление творчества Пушкина, его историко-национального значения и эволюции приводит Гоголя к реалистическим выводам. В статье сформулированы очень важные для Гоголя как писателя принципы: исследование жизни, открытие скрытого глубинного смысла, «необыкновенного» в самых обычных явлениях: «...чем предмет обыкновеннее, тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него необыкновенное и чтобы это необыкновенное было, между прочим, совершенная истина».

Повести «Арабесок». В «Портрете», «Невском проспекте» и «Записках сумасшедшего» Гоголь оставляет украинскую тематику и обращается к петербургской действительности. Позже (также на основе петербургского материала) были написаны «Нос» и «Шинель», которые вместе с повестями «Арабесок» образовали петербургский цикл. «Петербургские повести» (с включением «Коляски» и отрывка «Рим») были объединены Гоголем в III томе Собрания его сочинений в 1842 г. В нашем анализе мы будем придерживаться хронологического принципа.

Три повести «Арабесок» рассредоточены по всему сборнику, чередуясь с историческими и эстетическими этюдами. Таким образом, в основе «Арабесок» лежит резкий контраст между картинами величественных исторических движений, восторженным переживанием красоты искусства и выраженным в повестях трагическим восприятием жизни современного города с ее бессмысленной суетой и страшными диссонансами. В повестях «Арабесок» появляется мотив гибели прекрасного и безграничного одиночества человека в эпоху всеобщей «раздробленности». При этом он звучит все более скорбно. В повестях «Арабесок» выступает фантастический аспект изображения нелепостей действительности.

Вышедший в конце января 1835 г. цикл «Арабески» был книгой необычной. Ее составили статьи по искусству, истории, географии, фольклору, художественно‑исторические фрагменты и современные повести (их затем назовут петербургскими).

Сборник открывался коротким предисловием: «Собрание это составляют пьесы, писанные мною в разные времена, в разные эпохи моей жизни. Я не писал их по заказу. Они высказывались от души, и предметом избирал я только то, что сильно меня поражало». Если сопоставить «Арабески» с «Вечерами» и даже с «Миргородом», то они принципиально меняли и масштаб изображаемого (речь шла обо всем мире, обо всем искусстве, начиная с античного), и сам уровень его освоения (не только чувственно‑интуитивный, но и абстрактно‑логический). Автор, выступавший одновременно и как художник, и как ученый, воображением и мыслью охватывал различные стороны бытия. Книга призвана была стать универсальной моделью мира, каким его видит писатель, и зеркалом его собственного творчества – в той последовательности и в том аспекте, в каких оно отражало мир.

Конкретно же замысел «Арабесок» восходил к намерению Гоголя издать к 1834 г. свои произведения как единое целое, выпустив своего рода «собрание сочинений», в которое бы вошли «Вечера на хуторе близ Диканьки» (в 1834 г. Гоголь стал готовить переиздание «Вечеров», книга даже была уже отдана в цензуру и получила одобрение, но по неизвестном причинам второе издание вышло лишь в 1836 г.), «Миргород» (осмысленный как продолжение «Вечеров») и, наконец, «Арабески». Задачей последних было дополнить «Вечера» и «Миргород», придав определенный историко‑критический контекст своему творчеству и вместе с тем расширив географический ареал своих произведений за счет введения петербургской темы.

Обратим внимание на заглавие сборника, которое соответствовало «духу времени» и имело свою специфику. Слово «арабески» означает особый тип орнамента, состоящий из геометрических фигур, стилизованных листьев, цветов, частей животных, возникший в подражание арабскому стилю. Это слово имело еще и иносказательное значение: «собрание небольших по объему произведений литературных и музыкальных, различных по своему содержанию и стилю». При этом в искусствоведческом употреблении того времени «арабески» в определенном смысле были синонимичны «гротеску». Так, в «Энциклопедическом лексиконе» Плюшара объяснялось, что своим происхождением оба термина обязаны чувственному, изобразительному «древнему искусству». А характерное для арабесок фантастическое «соединение предметов вымышленных… с предметами, действительно существующими в природе; соединение половинчатых фигур, гениев и т. п. с цветами и листьями; помещение предметов тяжелых и массивных на слабых и легких и проч.» объяснялось как «осуществления мечтательного мира», приличные, «при должном искусстве», и для современности 141 .

Мода на арабески пришла в Россию из Германии. Так, Ф. Шлегель мыслил создание большой эпической формы «не иначе, как сочетанием повествования, песни и других форм» с «исповедью». А последняя – «непроизвольно и наивным образом принимает характер арабесок». По‑видимому, Гоголь хорошо представлял все эти смысловые оттенки, давая подобное название своей книге. «Арабески» сразу декларировали и ведущую тему – искусство, и личностное, авторское начало – исповедальность, и связанные с этим фрагментарность, некую преувеличенность, гротесковость изображения. План «арабесок – гротеска», в свою очередь, предопределял и обращение к изобразительному «древнему искусству», к истории, и возможную карикатурную обрисовку действительности, пародию на «массовое» пошло‑серьезное искусство. Разумеется, заглавие лишь отчетливее обозначило важнейшие особенности уже сформированного сборника, поскольку, представляя его в цензуру, автор, называл его «Разные сочинения Н. Гоголя».

Своим генезисом «Арабески» были отчасти обязаны и журнальным и альманашным изданиям того времени, в частности, «альманаху одного автора» – единичному авторскому сборнику, который объединял небольшие произведения разных родов и жанров. Вместе с тем, по своей структуре и дидактической направленности гоголевская книга напоминала как религиозно‑учительные «Опыты» просветительского плана 142 , так и светские сочинения, подобные батюшковским «Опытам в стихах и прозе», с которыми ее сближала ориентация на универсализм. Ее можно было также сопоставить с жанрами средневековой литературы, например, с переводными авторскими «Шестодневами» отцов церкви (Иоанна Экзарха, Василия Великого и др.) – своего рода «энциклопедиями», где устройство мира объяснялось с христианской точки зрения. Сочетание художественного и нехудожественного материала, его чередование становилось у Гоголя композиционным приемом. Можно даже сказать, что сборник выступал как палиатив исторического романа, сюжет которого – вся прошлая жизнь человечества (недаром одно из произведений «Арабесок» так и называлось «Жизнь»).

Уже говорилось, что в начале 30‑х годов Гоголь серьезно увлекся историей и работал над материалами по истории Украины, мечтая о многотомной «Истории Малороссии» и «Истории средних веков». Из исторических статей в окончательную редакцию «Арабесок» вошли: «О преподавании всеобщей истории», «Шлецер, Миллер и Гердер», «О средних веках». В первой Гоголь доказывал общность судеб России и Запада, а также развивал мысль о необходимости объективного отражения роли народа в развитии государства и объективного отражения роли любого народа в истории мира, утверждая тем самым единство всеобщей истории: «Все события мира должны быть так тесно связаны между собою и цепляться одно за другое, как кольца в цепи. Если одно кольцо будет вырвано, то цепь разрывается». Последнюю мысль Гоголь явно усвоил у немецкого философа Гердера, которому во многом и была посвящена другая его статья, опубликованная в «Арабесках» – «Шлецер, Миллер и Гердер». Определенный автобиографизм улавливался и в гоголевских размышлениях о Шлецере: «Он не был историк, и я думаю даже, что он не мог быть историком. Его мысли слишком отрывисты, слишком горячи, чтобы улечься в гармоническую, стройную текучесть повествования». В статье «О средних веках» Гоголь ниспровергал представление о средневековье как эпохе застоя в истории цивилизации и торжества варварства.

Среди статей об искусстве в «Арабесках» были помещены: «Скульптура, живопись и музыка», «Об архитектуре нынешнего времени», «О малороссийских песнях», «Несколько слов о Пушкине». Основы романтической эстетики он сформулировал в «Скульптуре, живописи и музыке» (написана Гоголем еще в 1831 г.). «Три чудные сестры», «три прекрасные царицы» призваны «украсить и усладить мир». Но, сопоставляя три вида искусств, Гоголь, как истинный романтик, отдает предпочтение музыке, считая, что именно она способна наиболее воздействовать на душу, будучи «принадлежностью нового мира» – ибо «никогда не жаждали мы так порывов, воздвигающих дух, как в нынешнее время».

Статья «Последний день Помпеи», написанная под впечатлением от одноименной картины К. Брюллова, привезенной им в Петербург летом 1834 г. и выставленной в Академии художеств, имела для Гоголя принципиальное значение как своего рода эстетическое кредо, воплощением которого станет в определенном смысле и драма «Ревизор» – изображение «сильного кризиса», «чувствуемого целою массою». Но при этом не хаос и не разрушение сумел поставить художник в центр картины, но вечное торжество жизни и красоты: «У Брюллова является, человек, чтобы показать всю красоту свою, все верховное изящество своей природы».

Первоначально Гоголь думал включить в «Арабески» также ряд фрагментов незавершенных своих художественных произведений: «Страшный кабан», две главы из исторического романа «Гетьман» и т. д. Однако в окончательный текст книги из художественных произведений вошли лишь три повести: «Невский проспект», «Записки сумасшедшего» и «Портрет». Все эти три повести составили основу так называемого петербургского цикла Гоголя (название это, на самом деле, хотя и укоренившееся, но не совсем точное, поскольку дано было не Гоголем, но его критиками). Именно с ними впервые (если не считать петербургского эпизода «Ночи перед Рождеством») петербургская тема впервые отчетливо входит в творчество Гоголя.

В свет другой свой сборник: «Арабески». Сюда вошли его статьи исторического, эстетического, критического, философского, педагогического и беллетристического содержания. Гоголь всегда несколько преувеличивал в себе аналитического «мыслителя» за счет «художника». Это сказалось и на отношении Гоголя к тем статьям, которые он поместил в «Арабески». Судя по его предисловию, он сам признавал, что не все, сюда вошедшее, заслуживает печати, но в то же время, не без доли самомнения, он заявлял, что все-таки считает нужным выпустить в свет все без изъятия, полагая, что русской публике полезно будет узнать некоторые его мысли: «если сочинение заключает в себе две, три еще не сказанные истины, то уже автор не вправе скрывать его от читателя, и за две, три верные мысли можно простить несовершенство целого». Если мы, действительно, с полным правом признаем, что в статьях «Арабесок» найдется немало справедливых и верных мыслей, то все-таки такое нескромное заявление автора, что он высказывает «истины», очень характерно для Гоголя. Эта нескромность подмечена была современной критикой и только обострила в её анализе отношение к «Арабескам».

Статьи «Арабесок» по эстетике

Помещённые Гоголем в «Арабесках» статьи эстетического содержания («Скульптура, живопись и музыка», «Об архитектуре нынешнего времени», «Последний день Помпеи») представляют собою (особенно первая) скорее стихотворения в прозе, чем рассуждения. Стиль этих статей отличается пафосом: Гоголь расточает метафоры, сравнения, восклицательные знаки, и, в результате, в его этюдах больше поэзии, чувства, настроения, чем мысли. В первой своей статье Гоголь, следуя за немецкими романтиками, поет гимн музыке, высшему из всех искусств, сильнее других действующему на наши души. Он полагает, что одна музыка может прогнать эгоизм, овладевающий миром людей, что она наш «юный и дряхлый век» вернет к Богу. «Она вся порыв, писал он о музыке, она вдруг, за одним разом, отрывает человека от земли его, оглушает его громом могучих звуков и разом погружает его в свой мир; она обращает его в один трепет. Он уже не наслаждается, он не сострадает он сам превращается в страдание, душа его не созерцает непостижимого явления, но сама живет, живет порывно, сокрушительно, мятежно...» В статье «Арабесок» «Об архитектуре» он указывает на современное падение этого искусства и процветание его в прошлом. Из всех архитектурных стилей с восхищением останавливает он свое внимание на стиле готическом, средневековом.

«Нет величественнее, возвышеннее и приличнее архитектуры для здания христианскому Богу, как готическая», – пишет Гоголь. «Но они прошли те века, когда вера, пламенная, жаркая вера, устремляла все умы, все действия к одному, когда художник выше и выше стремился вознести создание свое к небу, к нему одному рвался... Здание его летело к небу, узкие окна, столпы, своды, тянулись нескончаемо в вышину; прозрачный, почти кружевной шпиц, как дым, сквозил над ними, и величественный храм так бывал велик перед обыкновенными жилищами людей, как велики требования души нашей перед требованиями тела...»

В статье «Последний день Помпеи» Гоголь превозносит известную картину Брюллова , указывая его умение пользоваться «эффектами» , умение сочетать реальное с идеальным.

Н. В. Гоголь. Портрет работы Ф. Мюллера, 1841

Статьи «Арабесок» по истории

Исторические статьи Гоголя в «Арабесках» («О средних веках», «Жизнь», «Взгляд на составление Малороссии», «О малороссийских песнях», «Шлецер, Миллер и Гердер », «О движении народов в конце V века») явились, как результат его романтических увлечений средними веками , занятий историей Малороссии и университетскими лекциями. Не как ученый подошел Гоголь к истории, а как поэт, художник, богато наделенный лиризмом и яркой фантазией, и патетическим цветистым стилем... Он рисует картины, набрасывает живые портреты, он творит, но только тогда, когда сюжет возбуждает его вдохновение. С истинным увлечением поет он в «Арабесках» гимн средним векам, бросает несколько пламенных строк «крестовым походам », «средневековой женщине», «страшным тайным судам», старому дому, в котором живет алхимик, и пр., все это сюжеты «интересные», на которых столько раз останавливалось и останавливается внимание поэта и живописца... Кроме такого эстетизма «романтического пошиба» внес Гоголь в свой исторический анализ религиозное и консервативное мировоззрение. Он стоял на той точке зрения, что «не люди совершенно устанавливают правление, что его помимо их воли устанавливает и развивает самое положение земли , от которого зависит народный характер, что поэтому-то формы правления и священны, и изменение их неминуемо должно навлечь несчастие на народ». Гоголь и с профессорской кафедры, и в своих статьях учил, что всеобщая история есть осуществление планов Провидения. Мудростью Промысла объяснял он переселение народов , освеживших старые, увядающие цивилизации; Божественное Провидение, по его словам, усилило власть римского первосвященника, и это усиление сплотило Европу, просветило варваров.

«Арабески» о значении поэта

Таким образом, Гоголь вносил в статьи «Арабесок» много субъективизма своих увлечений, своих взглядов... В статье о халифе Аль-Мамуне он высказал интересный взгляд на государственное значение «великого поэта». «Они великие жрецы, говорит Гоголь. Мудрые властители чествуют таких поэтов своею беседою, берегут их драгоценную жизнь и опасаются подавить ее многостороннею деятельностью правителя. Их призывают только в важные государственные совещания, как ведателей глубины человеческого сердца». Из этих слов видно, что Гоголь «поэту» придавал неизмеримо больше значения, чем Пушкин, который видел в поэте «личность», но никогда не смотрел на него, как на «государственного деятеля», советника царей... Какие причудливые картины рисовала Гоголю его блестящая фантазия, вдохновленная историческими видениями, лучше всего, видно из помещённого в «Арабесках» «стихотворения в прозе»: «Жизнь». В нескольких строках ясно виден поэт-историк, сумевший уловить характерные черты мировоззрений древнего Египта, веселой Греции, железного Рима, сумевший в художественном анализе сопоставить древние цивилизации мира с христианством. От этого вдохновенного и красивого произведения, быть может, ведут свое начало «Стихотворения в прозе» Тургенева .

«Арабески» о Малороссии

В статье «Арабесок» «О песнях малороссийских» Гоголь отметил огромную историческую ценность этих народных произведений, в которых сохранились живые лица борцов за родину, сохранились те чувства, которыми жили эти борцы; и, в то же время в этих песнях вырисовывается ясно поэтический образ малороссийской женщины, образ, полный любви, ласки и красоты, осужденный суровой историей на разлуку, сиротство, вдовство... Гоголь отмечает живой драматизм, как характерную черту этих песен.

В статье «Взгляд на составление Малороссии» Гоголь дает сжатый анализ истории своей родины и особенно подробно останавливается на истории и характеристике казачества. Идеи, им здесь выраженные сжато, нашли блестящее, художественное воплощение в «Тарасе Бульбе ». В этой статье «Арабесок» любопытен взгляд Гоголя на древнерусскую историю. Оказывается, послекиевский период совсем не затронул его поэтической восприимчивости. Гоголь находит XIII век «ужасно ничтожным» временем, и в то же время жестоким: «народ приобрел хладнокровное зверство, говорит он, потому что он резал, сам не зная, за что. Его не разжигало ни одно сильное чувство – ни фанатизм, ни суеверие, ни даже предрассудок».

Гоголь о Пушкине

Из критических статей «Арабесок» очень ценно рассуждение Гоголя о Пушкине . «Несколько слов о Пушкине». В этой статье он впервые ясно и определенно анализирует то понятие «народность», которое русской критикой, в применении к Пушкину, толковалось вкривь и вкось: одни критики смешивали это понятие с «простонародностью», другие с «национализмом». «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа, – пишет Гоголь в этой статье. – Это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. Самая жизнь его совершенно русская. Тот же разгул и раздолье, к которому иногда, позабывшись, стремится русский, и которое всегда нравится свежей русской молодежи, отразились на его первобытных годах вступления в свет. Он остался русским всюду, куда его забрасывала судьба: и на Кавказе, и в Крыму, т. е. там, где им написаны те из его произведений, в которых хотят видеть всего больше подражательного. Он, при самом начале своем, уже был национален, потому что истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа. Поэт даже может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами всего народа, когда чувствует и говорит так, что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами...»

В этой же статье «Арабесок» Гоголь превознес Пушкина за его художественный «реализм» и определил сущность этого направления, осудив романтизм за наклонность изображать только эффектное. Обвинение любопытное в устах Гоголя, который в эту пору еще сам не отделался от указанной им романтической слабости. Он защищает Пушкина от нападения критики, которая привыкла восхищаться его романтическими поэмами из кавказской и крымской жизни и не поняла той «поэзии действительности», с которою великий поэт выступил в «Онегине », «Годунове »... «Масса народа, писал по этому поводу Гоголь, похожа на женщину, приказывающую художнику нарисовать с себя совершенно похожий портрет; но горе ему, если он не сумел скрыть всех её недостатков! Никто не станет спорить, что дикий горец, в своем воинственном костюме, вольный, как воля, гораздо ярче какого-нибудь заседателя, и, несмотря на то, что он зарезал своего врага, притаясь в ущелье, или выжег целую деревню, однако же он более поражает, сильнее возбуждает в нас участие, нежели наш судья, в истертом фраке, запачканном табаком, который невинным образом, посредством справок и выправок, пустил по миру множество крепостных и свободных душ. Но и тот, и другой, они оба явления, принадлежащие к нашему миру: они оба должны иметь право на наше внимание».

Из этих знаменательных слов видно, что пока Гоголь, защищая Пушкина-реалиста, признал в «Арабесках» равноправие за обоими художественными направлениями. Недалеко было уже то время, когда он, вслед за Пушкиным, целиком перейдет на сторону реализма.

Беллетристические статьи в «Арабесках»

К «беллетристическим» статьям, вошедшим в состав «Арабесок», принадлежат три: «Портрет » (в первой редакции), «Невский проспект » и «Записки сумасшедшего ». Из первые две из этих повестей представляют собою конкретное изложение взглядов Гоголя на жизнь и психический мир художника

Эпоха, излюбленная романтиками. Недаром ученики Нежинского лицея времен Гоголя интересовались, главным образом, этой эпохой и даже задумали сочинить книгу, посвященную этой эпохе.

Оттого Гоголь придавал такое значение изучению «географии». Климат, почва, конечно, имеют большое влияние на историю народа в первоначальный период его жизни, когда он находится под властью природы, но все-таки не такое решающее, как думали в начале XIX в. некоторые историки (напр. Кузен), которые брались по географии известной земли говорить об её истории. История культуры доказывает, что, с течением времени, географические влияния все слабеют: человек побеждает природу.

Гоголь по приезде своем в Петербург сблизился с некоторыми художниками; впоследствии в Риме он постоянно вращался в кругу художников; он любил музыку, изучал историю искусств, много работал над развитием своего эстетического вкуса. Из этих интересов его к искусствам и развились его особенности его теоретического анализа искусства.

Взгляд, быть может, развившийся у Гоголя под влиянием философии Шеллинга , хотя не сохранилось никаких доказательств знакомства Гоголя непосредственно с учением этого философа.

К писателям, охотно анализировавшим подобные темы, относится шеллингианец Одоевский ; он любил взывать к «чувству возвышенного» и громил пошлость жизни. В повестях «Последний квартет Бетховена», «Импровизатор», «Себастьян Бах» он говорит о тайне творчества. Пушкин в «Египетских ночах » вывел гениального поэта в лице импровизатора. Кукольник в «Торквато Тассо » развивал мысль о розни между гением и средой. Тимофеев в драматической фантазии «Поэт», Полевой в повести «Живописец» и романе «Аббадонна», Павлов в повести «Именины» и многие другие тогдашние писатели в беллетристической форме с особым рвением разрабатывали подобные темы.

Арабески - сборник сочинений Николая Васильевича Гоголя в двух частях, составленный автором. Опубликован в первой половине января 1835 года (цензурное разрешение - 10 ноября 1834 года). Сборник очень разнообразен по содержанию, отсюда название: «арабески» - особый тип орнамента из геометрических фигур, стилизованных листьев, цветов, элементов животных, возникший в подражание арабскому стилю. Сборник объединял в себе статьи по летописи, географии, художеству также несколько художественных произведений.

В статьях, вошедших в сборник «Арабески» Гоголь излагает свои исторические воззрения и свои взгляды на литературу и искусство. В статье «Несколько слов о Пушкине», Гоголь высказал взгляд на Пушкина как на великого русского национального поэта; в борьбе с романтической эстетикой Гоголь намечает здесь задачи, стоявшие перед русской литературой. В статье «О малороссийских песнях» Гоголь дал оценку народного творчества, как выражения народной жизни и народного сознания. В статье о картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи» Гоголь выступил с принципиальной оценкой явлений русского искусства.

Часть первая

  • Предисловие (1835)
  • Скульптура, живопись и музыка (1835)
  • О средних веках (1834)
  • О преподавании всеобщей истории (1834)
  • Взгляд на составление Малороссии (Отрывок из Истории Малороссии. Том I, книга I, глава 1) (1834)
  • Несколько слов о Пушкине (1835)
  • Об архитектуре нынешнего времени (1835)
  • Ал-Мамун (1835)

Николай Васильевич Гоголь

СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ И МУЗЫКА

О СРЕДНИХ ВЕКАХ

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПУШКИНЕ

АЛ-МАМУН. (ИСТОРИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)

ШЛЕЦЕР, МИЛЛЕР И ГЕРДЕР

О МАЛОРОССИЙСКИХ ПЕСНЯХ

МЫСЛИ О ГЕОГРАФИИ

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ

О ДВИЖЕНИИ НАРОДОВ В КОНЦЕ V ВЕКА

ВАРИАНТЫ СТАТЕЙ ИЗ «АРАБЕСОК»

СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ И МУЗЫКА

О СРЕДНИХ ВЕКАХ

О ПРЕПОДАВАНИИ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

ВЗГЛЯД НА СОСТАВЛЕНИЕ МАЛОРОССИИ

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПУШКИНЕ

ОБ АРХИТЕКТУРЕ НЫНЕШНЕГО ВРЕМЕНИ

ШЛЕЦЕР, МИЛЛЕР И ГЕРДЕР

О МАЛОРОССИЙСКИХ ПЕСНЯХ

МЫСЛИ О ГЕОГРАФИИ

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ

БОРИС ГОДУНОВ. ПОЭМА ПУШКИНА

О ПОЭЗИИ КОЗЛОВА

ПЕТЕРБУРГСКИЕ ЗАПИСКИ 1836 ГОДА

РЕЦЕНЗИИ ИЗ «СОВРЕМЕННИКА»

РЕЦЕНЗИИ, НЕ ВОШЕДШИЕ В «СОВРЕМЕННИК»

УТРЕННЯЯ ЗАРЯ

Николай Васильевич Гоголь

СТАТЬИ ИЗ "АРАБЕСОК"

Собрание это составляют пьесы, писанные мною в разные времена, в разные эпохи моей жизни. Я не писал их по заказу. Они высказывались от души, и предметом избирал я только то, что сильно меня поражало. Между ними читатели, без сомнения, найдут много молодого. Признаюсь, некоторых пьес я бы, может быть, не допустил вовсе в это собрание, если бы издавал его годом прежде, когда я был более строг к своим старым трудам. Но вместо того, чтобы строго судить свое прошедшее, гораздо лучше быть неумолимым к своим занятиям настоящим. Истреблять прежде написанное нами, кажется, так же несправедливо, как позабывать минувшие дни своей юности. Притом если сочинение заключает в себе две, три еще не сказанные истины, то уже автор не вправе скрывать его от читателя, и за две, три верные мысли можно простить несовершенство целого.

Я должен сказать о самом издании: когда я прочитал отпечатанные листы, меня самого испугали во многих местах неисправности в слоге, излишности и пропуски, происшедшие от моей неосмотрительности. Но недосуг и обстоятельства, иногда не очень приятные, не позволяли мне пересматривать спокойно и внимательно свои рукописи, и потому смею надеяться, что читатели великодушно извинят меня.

СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ И МУЗЫКА

Благодарность зиждителю мириад за благость и сострадание к людям! Три чудные сестры посланы им украсить и усладить мир: без них он бы был пустыня и без пения катился бы по своему пути. Дружнее, союзнее сдвинем наши желания и - первый кубок за здравие скульптуры! Чувственная, прекрасная, она прежде всего посетила землю. Она - мгновенное явление. Она - оставшийся след того народа, который весь заключился в ней, со всем своим духом и жизнию. Она - ясный призрак того светлого, греческого мира, который ушел от нас в глубокое удаление веков, скрылся уже туманом и до которого достигает одна только мысль поэта. Мир, увитый виноградными гроздиями и масличными лозами, гармоническим вымыслом и роскошным язычеством; мир, несущийся в стройной пляске, при звуке тимпанов, в порыве вакхических движений, где чувство красоты проникло всюду: в хижину бедняка, под ветви платана, под мрамор колонн, на площадь, кипящую живым, своенравным народом, в рельеф, украшающий чашу пиршества, изображающий всю вьющуюся вереницу грациозной мифологии, где из пены волн стыдливо выходит богиня красоты, тритоны несутся, ударяя в ладони, Посейдон выходит из глубины своей прекрасной стихии серебряный и белый; мир, где вся религия заключилась в красоте, в красоте человеческой, в богоподобной красоте женщины, - этот мир весь остался в ней, в этой нежной скульптуре; ничто кроме ее не могло так живо выразить его светлое существование. Белая, млечная, дышащая в прозрачном мраморе красотой, негой и сладострастием, она сохранила одну идею, одну мысль: красоту, гордую красоту человека. В каком бы ни было пылу страсти, в каком бы ни было сильном порыве, но всегда в ней человек является прекрасным, гордым и невольно остановит атлетическим, свободным своим положением. Всё в ней слилось в красоту и чувственность: с ее страдающими группами не сливаешь страдающий вопль сердца, но, можно сказать, наслаждаешься самым их страданием; так чувство красоты пластической, спокойной пересиливает в ней стремление духа! Она никогда не выражала долгого глубокого чувства, она создавала только быстрые движения: свирепый гнев, мгновенный вопль страдания, ужас, испуг при внезапности, слезы, гордость и презрение и наконец красоту, погруженную саму в себя. Она обращает все чувства зрителя в одно наслаждение, в наслаждение спокойное, ведущее за собою негу и самодовольство языческого мира. В ней нет тех тайных, беспредельных чувств, которые влекут за собою бесконечные мечтания. В ней не прочитаешь всей долгой, исполненной потрясений и переворотов жизни. Она прекрасна, мгновенна, как красавица, глянувшая в зеркало, усмехнувшаяся, видя свое изображение, и уже бегущая, влача с торжеством за собою толпу гордых юношей. Она очаровательна, как жизнь, как мир, как чувственная красота, которой она служит алтарем. Она родилась вместе с языческим, ясно образовавшимся миром, выразила его - и умерла вместе с ним. Напрасно хотели изобразить ею высокие явления христианства, она так же отделялась от него, как самая языческая вера. Никогда возвышенные, стремительные мысли не могли улечься на ее мраморной сладострастной наружности. Они поглощались в ней чувственностью.

Не таковы две сестры ее, живопись и музыка, которых христианство воздвигнуло из ничтожества и превратило в исполинское. Его порывом они развились и исторгнулись из границ чувственного мира. Мне жаль моей мраморно-облачной скульптуры! Но… светлее сияй, покал мой, в моей смиренной келье, и да здравствует живопись! Возвышенная, прекрасная, как осень в богатом своем убранстве мелькающая сквозь переплет окна, увитого виноградом, смиренная и обширная, как вселенная, яркая музыка очей - ты прекрасна! Никогда скульптура не смела выразить твоих небесных откровений. Никогда не были разлиты по ней те тонкие, те таинственно-земные черты, вглядываясь в которые, слышишь, как наполняет душу небо, и чувствуешь невыразимое. Вот мелькают, как в облачном тумане, длинные галереи, где из старинных позолоченных рам выказываешь ты себя живую и темную от неумолимого времени, и перед тобою стоит, сложивши накрест руки, безмолвный зритель; и уже нет в его лице наслаждения, взор его дышит наслаждением не здешним. Ты не была выражением жизни какой-нибудь нации; нет, ты была выше: ты была выражением всего того, что имеет таинственно-высокий мир христианский. Взгляните на нее, задумчивую, опустившую на руку прекрасную свою голову: как вдохновенен и долог ясный взор ее! Она не схватывает одного только быстрого мгновения, какое выражает мрамор; она длит это мгновение, она продолжает жизнь за границы чувственного, она похищает явления из другого безграничного мира, для названия которых нет слов. Всё неопределенное, что не в силах выразить мрамор, рассекаемый могучим молотом скульптора, определяется вдохновенною ее кистью. Она также выражает страсти, понятные всякому, но чувственность уже не так властвует в них; духовное невольно проникает всё. Страдание выражается живее и вызывает сострадание, и вся она требует сочувствия, а не наслаждения. Она берет уже не одного человека, ее границы шире: она заключает в себе весь мир; все прекрасные явления, окружающие человека, в ее власти; вся тайная гармония и связь человека с природою - в ней одной. Она соединяет чувственное с духовным.

Но сильнее шипи, третий покал мой! Ярче сверкай и брызгай по золотым краям его, звонкая пена, - ты сверкаешь в честь музыки. Она восторженнее, она стремительнее обеих сестер своих. Она вся - порыв; она вдруг за одним разом отрывает человека от земли его, оглушает его громом могущих звуков и разом погружает его в свой мир. Она властительно ударяет, как по клавишам, по его нервам, по всему его существованию и обращает его в один трепет. Он уже не наслаждается, он не сострадает, он сам превращается в страдание; душа его не созерцает непостижимого явления, но сама живет, живет своею жизнию, живет порывно, сокрушительно, мятежно. Невидимая, сладкогласная она проникла весь мир, разлилась и дышит в тысяче разных образов. Она томительна и мятежна; но могущественней и восторженней под бесконечными, темными сводами катедраля, где тысячи поверженных на колени молельщиков стремит она в одно согласное движение, обнажает до глубины сердечные их помышления, кружит и несется с ними горé, оставляя после себя долгое безмолвие и долго исчезающий звук, трепещущий в углублении остроконечной башни.

Как сравнить вас между собою, три прекрасные царицы мира? Чувственная, пленительная скульптура внушает наслаждение, живопись - тихой восторг и мечтание, музыка - страсть и смятение души; рассматривая мраморное произведение скульптуры, дух невольно погружается в упоение; рассматривая произведение живописи, он превращается в созерцание; слыша музыку, - в болезненный вопль, как бы душою овладело только одно желание вырваться из тела. Она - наша! она - принадлежность нового мира! Она осталась нам, когда оставили нас и скульптура, и живопись, и зодчество. Никогда не жаждали мы так порывов, воздвигающих дух, как в нынешнее время, когда наступает на нас и давит вся дробь прихотей и наслаждений, над выдумками которых ломает голову наш XIX век. Всё составляет заговор против нас; вся эта соблазнительная цепь утонченных изобретений роскоши сильнее и сильнее порывается заглушить и усыпить наши чувства. Мы жаждем спасти нашу бедную душу, убежать от этих страшных обольстителей и - бросились в музыку. О, будь же нашим хранителем, спасителем, музыка! Не оставляй нас! буди чаше наши меркантильные души! ударяй резче своими звуками по дремлющим нашим чувствам! Волнуй, разрывай их и гони, хотя на мгновение, этот холодно-ужасный эгоизм, силящийся овладеть нашим миром. Пусть, при могущественном ударе смычка твоего, смятенная душа грабителя почувствует, хотя на миг, угрызение совести, спекулятор растеряет свои расчеты, бесстыдство и наглость невольно выронит слезу пред созданием таланта. О, не оставляй нас, божество наше! Великий зиждитель мира поверг нас в немеющее безмолвие своею глубокою мудростью: дикому, еще не развернувшемуся человеку он уже вдвинул мысль о зодчестве. Простыми, без помощи механизма, силами он ворочает гранитную гору, высоким обрывом громоздит ее к небу и повергается ниц перед безобразным ее величием. Древнему, ясному, чувственному миру послал он прекрасную скульптуру, принесшую чистую, стыдливую красоту - и весь древний мир обратился в фимиам красоте. Эстетическое чувство красоты слило его в одну гармонию и удержало от...