Отношение старцева к туркиным. Анализ рассказа «Ионыч» (А. П. Чехов). Фамилии у Чехова, как правило, "говорящие". В городе С. его считали интеллигентным и трудолюбивым человеком. Наверное, герой здоров, ходьба доставляет ему удовольствие и вызывает хороше

Рассказ А.П. Чехова небольшой, но охватывает солидный промежуток времени – более пяти лет. Широкое временное пространство позволяет автору показать внешние и внутренние изменения героев. В центре сюжета отношения Дмитрия Старцева и Туркиной Екатерины Ивановны, а также две контрастные встречи в начале и в конце произведения.

– молодой земский врач, полный энергии и энтузиазма. Екатерина Туркина – избалованная дочь обеспеченных родителей, полная амбиций. навязанных в семейном кругу. Молодые люди знакомятся, когда Дмитрий Старцев попадает в гости к Туркиным. Мужчине представляют симпатичную хрупкую девушку, после чего он целый вечер наблюдает за ней.

Дмитрий Ионыч подмечает самые прекрасные черты восемнадцатилетней красавицы: худощавость и наивное выражение личика, тонкую талию и молодую грудь. Юная девушка кажется идеальной. Даже игра на фортепиано, напоминающая сыплющиеся камни, не отталкивает молодого человека. Он замечает, что даже платье сидит на Екатерине Ивановне по-особенному. Автор прямо говорит о симпатии Дмитрия к девушке: «Екатерина Ивановна, розовая от напряжения, сильная, энергичная, с локоном, упавшим на лоб, очень нравилась ему».

На первой встречи разговор Котика (домашнее ласковое прозвище Екатерины Ивановны) и Старцева не заходит дальше темы консерватории, куда стремиться поступить девушка. Первая встреча оставила в сердце молодого мужчины лишь легкую симпатию, но она быстро переросла во влюбленность, хоть и несколько наигранную. Теперь Дмитрий Ионыч ищет встречи с красавицей, чтобы признаться ей в любви и сделать предложение.

Не восприняла чувства мужчины всерьез, грубо посмеялась за ним, а потом оттолкнула. После этого они движутся каждый своей дорогой, чтобы через несколько лет встретиться снова. Екатерина Ивановна таки поступает в консерваторию, но скоро понимает, что не так уж талантлива, чтобы достичь чего-то серьезного. Дмитрий Иванович остается в Диляже, упорно работает и вскоре открывает свой кабинет.

За несколько лет Екатерина Ивановна понимает, что зря отказала Дмитрию Ионычу, ведь теперь ее сердце пристань в лице доктора. А вот сердце Старцева черствеет и чувствует только пути наживы. В таких «обликах» судьба снова сводит героев.

Первый шаг в этот раз делает Екатерина Ивановна. Она присоединяется к материному приглашению Старцева в гости. Ионыч отправляется в гости, но без особого энтузиазма. Он встречает Котика. Теперь это бледная, но красивая и стройная женщина. Котиком ее уже не назовешь: ей идет только «Екатерина Ивановна». Наивное выражение лица стерла жизнь, зато манеры стали несмелыми и виноватыми.

Екатерина Ивановна делает комплимент Ионычу, хотя мы понимаем, что ее слова не соответствуют действительности. Перед Старцевым мелькают кадры из прошлого, он признается себе, что женщина ему нравится, но чего-то чувствам не хватает. Воспоминания о любви вызывают только ощущение неловкости. После игры на рояле он делает вывод: «А хорошо, что я на ней не женился». После следовал откровенный разговор, который заставил каждого задуматься о своих поступках.

Больше Ионыч не переступил порог дома Туркиных.

Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» опубликовали в «Ежемесячных литературных приложениях» к журналу «Нива» в том же 1898году, в котором он был написан. Это произведение нельзя отнести к определенной теме. В нем одновременно говорится о развитии человека и деградации его души. С одной стороны, Ионыч становится значительным человеком в городе, он состоятелен и обладает особым авторитетом, но, с другой – материальный достаток негативно сказывается на духовном становлении героя. В зависимости от того, какой вопрос при прочтении данного рассказа задаст себе читатель, его можно будет отнести к социальной теме (какую роль сыграло общество в становлении характера Ионыча?), психологии (может ли человек сопротивляться обществу?) или философии (почему герой избирает такой жизненный путь, не продолжает бороться?).

Из записных книжек и дневников автора литературоведы смогли воссоздать изначальный замысел писателя, который с опубликованным текстом имел как различия, так и сходства. Какова же изначальная мысль автора? Какие изменения претерпела его идея в процессе работы? Насколько кардинально она отличается от исходного материала? Что было, а что стало?

Изначально Чехов хотел написать рассказ, центром которого стала бы семья Филимоновых. Нетрудно понять, что это своеобразный прототип будущих Туркиных. В итоговой редакции были сохранены и главные черты членов этой семьи. В чем же тогда отличие? Оно заключается в том, что сначала в рассказе не было главного героя, то есть самого Ионыча. Что же это меняет? На первый взгляд тематика рассказа не претерпевает изменений: духовная нищета семьи Филимоновых (Туркиных). Но появление в произведении Старцева влечет за собой перемену в главной мысли произведения. Если изначально речь шла о душевной бедности одной конкретной семьи, то в конечной версии Туркины показаны лучшими в городе, что заставляет задуматься о том, какими же тогда являются остальные жители, и как общество этих людей изменило жизнь главного героя.

Смысл названия

Начиная читать рассказ Чехова, вы предполагаете, что в центре его внимания будет находиться семья Туркиных: дается подробное описание каждого ее члена с характером и привычками. Лишь позже читатель понимает, что название связано с главным героем. Ионыч – отчество Дмитрия. В его грубоватом звучании автор передает суть метаморфозы, которую претерпел врач. По отчеству люди фамильярно обращаются к тем, кого знают, но не больно-то уважают. Обычно так о человеке говорят за спиной, желая подчеркнуть короткое знакомство с ним или даже принизить. Все обитатели города интуитивно поняли, что перспективный молодой человек стал одним из них, мещанином и обывателем, который замкнулся в рутине дней, обрюзг и потерял свое предназначение. Если раньше он пользовался уважением, то к финалу стал рядовым жителем уездного города, серым и безликим.

Ионычем является Дмитрий Ионович Старцев. Выбранное заглавие делает акцент на прозвище героя, которое дается ему в конце рассказа. Именно в этом заключается смысл произведения. Выбрав рассказу данный заголовок, Чехов ставит перед читателем вопрос: «Как земский врач Старцев превратился в Ионыча?». Только о том читателе можно говорить, что он понял суть произведения, который смог найти в тексте ответ на данный вопрос.

Жанр, композиция, направление

Антон Павлович Чехов известен как автор пьес и малой прозы. Его произведение «Ионыч»- реалистический рассказ. Яркой чертой данного направления и главной темой «Ионыча» являются социальные проблемы, поднимаемые автором. Также о принадлежности к реализму свидетельствуют объективное описание и наличие типических характеров.

В произведении все всегда следует одной цели – воплощению мысли автора. Этому следует и композиция. Данный рассказ Чехова состоит из пяти глав. Таким образом, золотым сечением является третья глава. Она оказывается переломной для главного героя. В ней Старцев делает Кити предложение и оказывается отвергнутым. С этого момента начинается духовное падение героя.

Суть

Это рассказ о земском враче, который ходил пешком, занимался практикой и верил в любовь, но за несколько лет он превратился в «идола», владеющего собственной тройкой, располневшего обывателя, любимыми занятиями которого стали игры и пересчет денег.

Автор повествует о том, как при отсутствии возможности развития и желания самосовершенствования человек быстро привыкает к новому, более простому темпу жизни – деградации. Начав с амбициозных планов и благих намерений, герой опускает планку и упрощает жизнь, становясь обыкновенным мещанином с банальным набором ценностей: азартные игры, личное обогащение, хорошая репутация. Чехов размышляет и над причинами этого превращения. Сильное влияние на Старцева имела Котик. Возможно, если бы она не поступила с влюбленным Дмитрием Старцевым так жестоко, не стала бы насмехаться над его любовью, то все сложилось бы по-другому. Но это только догадки и предположения…

Главные герои и их характеристика

  1. Туркины – «самая образованная семья». Живут они на главной улице губернского города С.. Все члены семьи обладают статичными характерами. Туркин Иван Петрович любит острить и рассказывать анекдоты. Он говорит на собственном языке, чтобы развлечь гостей. Его жена, Вера Иосифовна, пишет любовные романы и вечерами читает их гостям. Дочь Туркина, Екатерина Ивановна, или Котик, как ласково в кругу семьи ее называют, играет на фортепьяно. Она даже хотела поступить в консерваторию, но ничего не вышло. В доме Туркиных есть еще лакей Пава, который для поднятия настроения гостей театрально вскрикивает: «Умри, несчастная!».
  2. Дмитрий Ионович Старцев – талантливый доктор, который направился работать в город С после учебы. Это образованный, чуткий и стеснительный молодой человек, склонный все идеализировать. Он живет не в самом городе, а в нескольких верстах от него. Он влюбляется в Катерину, делает предложение, но получает отказ. Постепенно он меняется, становясь раздражительным, чёрствым и равнодушным ко всему. При описании этого героя важной чертой является деградация его характера на протяжении произведения. Она показана через несколько постоянных деталей: способ передвижения (пешком, пара, а затем тройка коней с бубенчиками), полнота, отношение к обществу и любовь к деньгам. Внешний облик героя является наглядным отображением обнищания его души.
  3. Темы и проблемы

  • Пошлость в «Ионыче» — одно из основным тем. Старцев, привыкая к жизни в городе, только молча играл, пил, ел и пересчитывал дома деньги, он стал далек от своих бывших идеалов. Его жизненные цели опустились до ежедневных рутинных забот и стремления накопить капитал. Внутренняя деградация героя подчеркивается его внешними изменениями: «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову».
  • Жизнь города. Описание быта и нравов в городе, и, в частности, семьи Туркиных, связано с поднятием темы душевной нищеты людей. Какими нам представлены горожане? Как они коротают досуг? Об этом говорит сам главный герой. Ионыч рассказывает о своем времяпровождении Екатерине Ивановне. Из его слов об обычном дне мы можем ясно представить, как жители проводили свободное от работы время. Все однообразно, «жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей»: клуб, игра в карты, алкоголь.
  • Любовь. О том, что было бы, если Котик согласилась выйти замуж за Старцева, можно только предполагать. Этого не случилось, и сам герой при последней встрече с Екатериной Ивановной был этому рад. Исходя из этого, можно говорить о том, что в его душе отмерло все, и даже столь сильное чувство, как любовь, не смогло пробудить его к жизни. Но если посмотреть иначе, то Екатерину Ивановну нельзя назвать необычной девушкой, способной пробудить великое чувство. В конце рассказа уже наученный жизнью Ионыч это понимает.
  • Идея

    Несмотря на наличие нескольких тем в рассказе, в центре внимания стоит один вопрос — о взаимоотношении человека и общества. Никто не станет спорить, что Старцев к концу романа становится таким же бесцветным обывателем, как и любой гражданин города. При сравнении портрета героя, представленного в начале книги, с образом жизни и обликом Старцева в конце, становятся очевидными оскудение его души и исчезновение высоких стремлений. Если раньше в его планах фигурировало призвание, выражающееся в интересе к медицине, то к финалу стало ясно, что свое предназначение Дмитрий не выполнил. По Чехову, именно увлеченный, осознанный труд очищает и возвышает нас, выдергивая людей из суеты и пошлости мира вещей, быта и рутины. Теряя любовь к делу всей своей жизни, ленясь и смешиваясь с толпой никчемных зевак, Старцев изменяет своей мечте и теряет себя.

    Автор подчеркивает пошлость героя при помощи деталей. Усиливает также это впечатление наличие у Старцева двойника – кучера Пантелеймона. Дополняя характеристики и описания Дмитрия Ионыча и изменений его образа жизни, это помогает создать в воображении читателя законченную картину.

    Критика

    Свое мнение о рассказе А.П. Чехова «Ионыч» высказали многие литературоведы, писатели и критики. Его довольно сложно обобщить, так как оно не является однозначным. Дмитрий Овсянико- Куликовский, литературовед и лингвист, написавший свой отзыв одним из первых, в «Этюдах о творчестве Чехова» отмечал необычность героя: он не противостоит обществу, а поддается его влиянию.

    На таких писателей, как Киреев и Солженицын, большее впечатление произвел эпизод объяснения героев на кладбище, а не основная сюжетная линия. В связи с данной сценой, по их мнению, в рассказе поднимается тема отношения человека к смерти.

    Встречаются также негативные отзывы на это произведение, в которых подчеркивается простота образов героев, их недостаточная открытость и детализация. Не меньше об этом рассказе и положительных рецензий. Слова Р. И. Сементковского отражают их общую мысль:

    Прочтите последние произведения г. Чехова, и вы ужаснетесь той картине современного поколения, которую он нарисовал с свойственным ему мастерством.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

17.3 Каково Ваше отношение к семье Туркиных - это милые и симпатичные люди или ограниченные обыватели? (С опорой на эпизоды рассказа А.П.Чехова “Ионыч”.)

А.П.Чехов в рассказе "Ионыч" затрагивает проблему деградации человека. Что повлияло на оскудение души героя?

Дмитрий Ионыч Старцев,"дьячковский сын, земский врач", приезжает в город С. и навещает семью "самых талантливых людей в городе", так как " ему, как интеллигентному человеку, необходимо познакомиться с Туркиными". Чехов описывает некоторые детали каждого члена семьи: Вера Иосифовна читает гостям свой роман о том, "чего никогда не бывает в жизни", Иван Петрович произносит забавные словечки, их дочь, Екатерина Ивановна, Котик, как её называют многие, играет на рояле, а слуга Пава, произносит фразу:"Умри, несчастная!". Когда мы впервые знакомимся с этими персонажами, то думаем, что они довольные милые, добрые и симпатичные люди, которые пытаются развить себя в какой-либо области или просто поднять настроение гостям. Однако позднее Чехов изображает Котика как избалованную, капризную девушку, которая "спит до двух часов", она отправляет влюбленного в нее Старцева на кладбище, насмехаясь над ним, а позже упрекает его в том, что он не понимает шуток.

Спустя четыре года Дмитрий Ионыч, уже имея большую практику, решает снова навестить Туркиных.

С помощью приема повторяющихся описаний Чехов показывает членов семьи уже как простых обывателей, которые на протяжении долгого времени делают одни и те же вещи. Старцев, находясь у них в доме, радуется тому, что "тогда не женился" на Екатерине Ивановне. Когда же он собирается домой, то слышит всё то же восклицание уже немолодого слуги Павы. Реализм в сюжете передает одну из идей произведения: люди, в чьей жизни присутствует пошлость, не способны сделать что-нибудь полезное для общества, они никак не могут быть хорошими, милыми людьми.

Ещё некоторое время спустя Старцева называют уже просто Ионычем, он опустился настолько, что может запросто проходить через комнаты, в которых находятся неодетые женщины и дети, бесцеремонно тыкать во все двери палкой и при этом всём тяжело дышать.

Семья Туркиных не меняется, только лишь Котик мечтает уехать в Московскую консерваторию, но всё никак не может достичь поставленной цели. Мы можем сказать, что Ионыч, попав в общество этой семьи, теряет свои хорошие качества человека, который умеет любить, желать и думать, и превращается в нечто неподвижное, полностью опустившееся на дно. О Туркиных он думает, что "если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город".

Безусловно, члены описанной семьи могли бы быть милыми и симпатичными людьми, если бы не были такими ограниченными обывателями.

Обновлено: 2018-10-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

План урока по рассказу А.П. Чехова "Ионыч»

Тема урока : От доктора Старцева – к Ионычу

Учебник : учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): в 2 ч. И.Н.Сухих.- М

Оборудование : портрет А.П. Чехова, иллюстрации к рассказу «Ионыч», карточки для организации работы в группах, вопросы для восприятия текста.

Оформление доски

Тема: От доктора Старцева- к Ионычу (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)

Эпиграф: Человека создает сопротивление окружающей среде. А. М. Горький

Слева слова: «Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодец или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно»,- писал А. П. Чехов.

Цели урока

Образовательная: литературно-критический анализ глав рассказа

Воспитательная: осознание причин духовной гибели человека(на примере личности главного героя)

Развивающая: развитие аналитического мышления и культуры монологической речи

Задачи

1) Обеспечить условия формирования опережающего, сопутствующего и итогового восприятия художественного текста.

2). Обеспечить необходимость перечитывания текста, развивать навыки квалифицированного читателя.

3). Развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умения добывать знания как альтернативу потребления готовой информации о тексте.

4). Развивать коммуникативные навыки и индивидуальные способности через возможность выбора заданий и вопросов.

А.П. Чехов «Ионыч»

Вопросы для опережающего восприятия

1. Какова центральная тема рассказа?

2. Какова основная идея произведения?

3. Какова композиция рассказа?

4. О чем заставляет задуматься фамилия героя? Старцев – фамилия на протяжении рассказа подчеркнута, и лишь в пятой части – Ионыч. Почему? Старцев – какова этимология фамилии в рассказе? Почему рассказ назван не «Старцев», а «Ионыч»?

5. Каковы взгляды, характер этого человека?

6. Как соотносятся в рассказе автор и повествователь? Какую оценку дают содержанию романа Веры Иосифовны автор и герой? Какой видели Екатерину Ивановну автор и его?

7. Какую роль в рассказе играет время?

8. Какие изменения происходят в семье Туркиных? Меняется ли Ионыч вместе со

временем внешне и внутренне?

9. Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним? Как герой отрезает себе путь к любви, не задерживает свою деградацию, утрату человеческой личности?

10. Изменили ли Туркины или город Старцева? И виноваты ли они в превращении Старцева в Ионыча?

11. Какие выразительные средства несут в рассказе «Ионыч» наибольшую художественно-эстетическую нагрузку и раскрывают основную мысль произведения?

12. Как используются художественные детали в раскрытии образов героев, собирательный образ жителей города С?

13. Является ли рассказ страстным протестом против разрушения человеческой личности?

14. Как вы понимаете призыв: «Берегите в себе человека!»

15. Как вы считаете: превращение Старцева в Ионыча является трагедией интеллигентного человека, не справившегося с окружающей обывательщиной, или же это сатира, которая разоблачает слабого и безвольного героя?

16. Актуален ли рассказ в наше время?

Ход урока:

    Вступительное слово учителя.

Чехов в рассказе «Ионыч» исследует процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни. Тема духового оскудения была одна из самых острых социальных и политических проблем его времени. Автор обостренно воспринимал новые веяния времени и предчувствовал зреющие в стране перемены. Он болезненно чувствует жизненную нескладицу и не имеет сил не высказаться. Чтобы понять это, надо обратиться к истории создания рассказа «Ионыч» и его содержанию.

    Сообщение учащегося «История создания рассказа « Ионыч»

Впервые образ героя Старцева возникает в представлении писателя в 1897 году. Об этом свидетельствуют сделанные им запииси в дневниках. Уже тогда Антон Павлович решает показать вселенскую скуку жизни и ее бесцельность. Ведь Старцев, а попросту Ионыч, как все его называют, остановился в развитии лет так в 20. Дальше – деградация как человека. В пользу этого свидетельствует рефреном звучащая фраза: «Не надо бы толстеть». Но тем не менее продолжает толстеть, так что рессоры выездной коляски уже под ним прогибаются. Да и сама коляска из года в год становится все более массивной. Последняя запись в дневниках Чехова: «Ионыч. Ожирел. По вечерам ужинает в клубе за большим столом…»
Окончательно Чехов оформил свои записки в рассказ «Ионыч» в мае-июне 1898 года в имении Мелихово. Всентября того же года произведение напечатано в «Ежемесячных литературных приложениях к журналу «Нива».

Скорее всего, картины провинциального городка из рассказа «Ионыч» восходят к жизни родного города писателя Таганрога. Также многое писатель почерпнул в среде московских врачей, с которыми Антон Павлович общался по роду своей основной врачебной деятельности. Это быт семьи Туркиных. Первоначально в записках у Чехова они носят фамилию Филимоновых. Чехов отмечает, что Филимоновы – талантливая во всех отношениях семья. Он острит, она пишет либеральные рассказы, дочь тоже талантлива – играет на фортепиано. Такая семья и правда кажется интересной и необычной в условиях уездного городка. Но не более того. Через три года Ионыч понял всю убогость Филимоновых, ставших в процессе работы над их образами Туркиными

Читать рассказ «Ионыч» следует, вдумываясь в каждую мелочь, потому как мелочи у Чехова возведены в абсолют, приобретают вневременное значение и вселенские масштабы. Так об «Ионыче» отзывались литературные критики, которые хорошо приняли его и высоко оценили.

Организация групповой работы на уроке

Проблемный вопрос урока: Какие причины привели к омертвлению души доктора Старцева?

1 группа

Образ Ионыча

Проанализировать « глагольность текста » (глаголы, относящиеся к Старцеву).

    Доказать, что Старцева как бы втягивают в некое действие (проанализировать роль страдательных кратких причастий).

    Когда подчинённость действия Старцева сменяется глаголами настоящего и прошедшего времени? Означает ли это свободный выбор персонажа (обратить внимание суффикса ся )?

    Глаголы какого времени использованы в 4 главе? А в пятой? Почему прошедшее время сменяется настоящим? Где настоящий Старцев?

    Деградирует ли Старцев?

    Эпизод « Старцев слушает музыку в доме Туркиных ». Совпадают ли автор и повествователь? Однозначна ли позиция автора? Какого авторское отношение к Старцеву?

Портреты от « доктора Дмитрия Ионовича Старцева » до « Ионыча »

    Каков портрет Старцева в начале рассказа (есть ли он)?

    Проследить: меняется ли портрет к финалу рассказа.

    Деградирует ли Старцев? Всегда ли был Ионычем (только молодым, солидным, зрелым)?

    Почему рассказ называется Ионыч (не « Доктор Старцев », « История доктора Старцева », и др.)? Почему фамилия персонажа « Старцев »?

    Есть ли портреты у членов семьи Туркиных? Случайно ил отсутствие подробного описания лица Старцева на фоне портретов членов семьи Туркиных, где портрет есть даже у Павы?

    Занесите свои наблюдения в таблицу (см. сл. страницу):

Глава

Имя

Социальное положение

Внешность

Одежда

Мимика и жесты

Речь

Характерные поступки

Лицо

Глаза

Развлечения Старцева Дмитрия Ионовича

    Сравните характер развлечений Старцева в начале и финале рассказа:

§ Театр;

§ Чтение;

§ Прогулки.

    Меняется ли Старцев или развивается то, что было изначально?

    О чём размышляет Старцев (сцена на кладбище)? Об искусстве ли эти мысли?

    Занесите свои наблюдения в таблицу

    Подведите итоги, сформулируйте итоговое выступление.

Отношение Старцева к Екатерине Ивановне

    Душа или тело волнуют Старцева в Екатерине Ивановне? Проанализируйте эпизоды:

§ «Первая встреча – представление»;

§ «На кладбище»: чего ждал, что видел;

§ «Старцев слушает музыку»;

§ «Объяснение с Котиком».

§ «Старцев и Котик едут в клуб»;

    Сцена объяснения: какие мысли и слова перемежаются и спорят, отрицают друг друга? Что победит?

    Готов ли Старцев на подвиги во имя любви?

    Можно ли утверждать, что это «любовь Ионыча»: противоречивость сознания; разные начала, живущие в нём? Можно ли сказать, что он и в любви изначально Ионыч, доктор, которого интересует лишь физиология, материальное?

    Хорошо или плохо, что женитьба Старцева и Екатерины Ивановны не состоялась?

    Любил ли Старцев Екатерину Ивановну?

    Подведите итоги, сформулируйте итоговое выступление.

Деградация доктора Старцева?

Деградация – отход от высоких идеалов, неизбежная победа низменных интересов, утрата человеческого в человеке.

1. Как меняется отношение Старцева к культурной жизни, какие интересы пропадают (если пропадают), какие появляются?

2. Как меняется отношение к семье Туркиных?

3. Как меняется отношение к Екатерине Ивановне?

4. Как меняется отношение к работе?

5. Как меняется его имущественное положение?

6. Как меняется характер?

7. Как меняется отношение к обывателям города?

8. Как меняется обывателей города к Старцеву?

9. Сопоставьте начало и итог (финал) истории Старцева. Сделайте вывод о справедливости заголовка нашей работы. Деградирует ли Старцева?

10. Как нашло это выражение в отношении к персонажу автора?

11. Подведите итоги, сформулируйте итоговое выступление.

2 группа

Образы Туркиных

Карточки для организации работы внутри группы

Меняются ли Туркины?

    Проследите, меняются ли Туркины от начала к финалу рассказа?

1 глава

начало рассказа

2, 3 главы

год

4 глава

4 года

5 глава

    Что меняется, что остаётся неизменным?

    Найдите в тексте примеры иронии, гротеска при описании семьи Туркиных. Докажите, что ирония и гротеск сменяются в финале сентиментально-трогательными портретами семьи Туркиных. Почему так?

    Туркины ли изменили Старцева до Ионыча?

    Что привлекает, вызывает грустное сожаление в образах Туркиных?

    Почему новелла заканчивается эпизодом с Туркиными? Каков смысл последней фразы Ивана Петровича?

    Подведите итоги, сформулируйте итоговое выступление.

Портреты членов семьи Туркиных

    Найдите портрет каждого члена семьи Туркиных в начале и финале рассказа.

    Меняются ли портреты, как? Это внешние или внутренние изменения?

    Какого отношение к Туркиным Старцева? Автора? Почему их позиции не совпадают?

    Подведите итоги , сформулируйте итоговое выступление.

3 группа

Карточки для организации работы внутри группы

Интерьер в рассказе А. Чехова « Ионыч »

    Доказать текстом, что дом, семья Туркиных в поле зрения читателя постоянно.

    Есть ли дом у Старцева?

    Старцев имеет дома , покупает дома, но есть ли у него дом, семья?

    Докажите текстом, что интерьер (дом Туркиных) играет роль обрамления в композиции рассказа.

    Почему рассказ заканчивается Туркиными, а не Старцевым?

    Подведите итоги, сформулируйте итоговое выступление.

Цветовая деталь в рассказе А. Чехова « Ионыч »

    Какие краски сопровождают образ Старцева?

    Расцвечиваются ли действительность когда Старцев влюбляется в Екатерину Ивановну?

    Какие другие краски есть в рассказе? Кого они сопровождают?

    Какую роль играет цветовая деталь в рассказе?

    Подведите итоги, сформулируйте итоговое выступление.

Лиризм новеллы А. Чехова « Ионыч »

    Перечитайте эпизод: монолог Старцева, желающего объясниться в любви к Котику.

    Проследите как в этот монолог включается пейзажная зарисовка: « приближалась осень , и в старом саду было тихо , грустно, и на аллеях лежали тёмные листья », « уже рано смеркалось ».

    А. Чехов рисует пейзаж. Но почему в объяснении в любви входит пейзаж осенний ? Почему « грустно »? Почему « уже »? Какое настроение создаёт пейзаж? Какое « подводное течение » начинает чувствовать читатель?

    Случайно ли, получив отказ на другой день, Старцев « прежде всего сорвал с себя жёсткий галстук и вздохнул всей грудью …», « дня три у него всё валилось из рук, он не ел, не спал, но… успокоился и зажил по-прежнему ». Удивлён ли читатель? Почему?

    Случайно ли, главка заканчивается словами Старцева: « Ох, не надо бы полнеть! ».

    Есть ли в новелле подобные лирические эпизоды? Как создаёт в них автор нужное лирические настроение, подводное течение (например, сцена на кладбище)?

    Подведите итоги, сформулируйте итоговое выступление.

Итоговый вывод учащихся

Внимательная работа с текстом убеждает нас, в том, что художественная мысль Чехова движется от частного к общему: Судьба Старцева, превратившегося в Ионыча, проявление общей неустроенности.Писатель показывает, что решение неустроенности, личных проблем невозможно без решения проблем общественных. Автор мастерски изображает нравственное падение человека.

Бездуховная жизнь, на которую обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Следует вывод: если в человеке гаснет способность к сопротивлению обстоятельствам, происходит омертвление человеческой души – самое страшное возмездие, которое жизнь воздает за приспособленчество. Ограждение себя от активной жизни оборачивается для Старцева катастрофой: он всем своим существом врастает в зло, приходит к тем, от кого вначале уходит и кого ненавидит. В финале рассказа Старцев и Туркины откровенно поставлены рядом, уравнены между собой как люди, у который одинаково не удалась жизнь: бессмысленны и безнравственны праздные затеи Туркиных, безнравственно и омерзительно бездушное стяжательство Ионыча.

Но все ж создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь. Ведь среда, воспитавшая и сформировавшая Ионыча, выдвинула и других людей, как врачи Кириллов («Враги») и Дымов («Попрыгунья»). Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

Подведение итога урока в форме беседы.

Вопросы учителя:

    1. На какие жизненно важные вопросы получили мы сегодня ответы?

      К чему может привести каждого из нас бездуховная и бесцельная жизнь?

      Какую оценку вы можете дать своей работе

Конспект урока литературы в

« Ионыч « А. П.Чехова

Данная разработка урока литературы посвящена проблеме композиционного анализа прозаического текста . Целью этих уроков станет

развитие читательской культуры и понимания авторской позиции. Учитель

решает на этих уроках такие задачи : узнать содержание рассказа « Ионыч«,

структуре; уметь выполнять композиционный анализ прозаического текста,

сравнивать героев разных произведений, интерпретировать текст; обогащать и усложнять словарный запас, развивать умения анализировать,

сравнивать, обобщать.

Для подготовки к уроку учитель предлагает прочитать рассказ

« Ионыч «, составить его простой план, найти в тексте тематические повторы.

Кроме того, семь учеников получают индивидуальные задания :

Составить цитатный план рассказа;

Анализ сильных позиций: сопоставить начало и конец каждой главы;

Два свидания в « Евгении Онегине « и « Ионыче «;

Выразительное чтение сцены « На кладбище «;

Сравнить образы Плюшкина и Старцева;

Сравнить образы Старцева и Гурова;

Сравнить образы Обломова и Старцева.

К уроку учитель готовит оборудование : запись романса Яковлева на стихи

Дельвига « Элегия «, запись « Лунной сонаты « Бетховена.

Доска оформляется таким образом.

Д. И.Старцев и Ионыч

Что такое нормальный человек?

« Человек, обладающий хорошим аппетитом, порядочный работник, эгоист,

рутинёр, терпеливый,уважающий всякую власть, домашнее животное «.

(учёный 19в.Ломброзо)

« Нормальный человек похож на готовое платье, продаваемое большими

магазинами. Нормальные люди служат продолжателями рода человеческого и передают потомству из поколения в поколение традиционные взгляды и предрассудки ».(учёный 19в. Ферри)

Учитель начинает урок с мотивации познавательной активности.

Известный русский литературовед Д. Овсянико – Куликовский писал, что

произведение Чехова « Ионыч « рассказывает о нормальном человеке.

А кто такой, по-вашему, нормальный человек?

Обыкновенный, простой, средний, это мы.

Вот как отвечали на этот вопрос знаменитые учёные 19в., современники

писателя.(Учитель открывает записи на доске и читает их.)

Это вызывает большой интерес, спор.

« Нетрудно видеть, что искусство имеет такую возможность с успехом

заниматься исследованием психологии «нормального» человека… Художник

может идеализировать «среднего» человека и находить в нём известные положительные качества… К «среднему» человеку Чехов относился отрицательно, сурово, почти жестоко, и сущность его отрицательного воззрения может быть сведена к мысли, что общество, состоящее из одних

только «средних», так называемых «нормальных» людей, есть общество

безнадёжное, беспросветное, представляющее картину полного застоя, тёмной рутины, из которой нет выхода.» (Овсянико-Куликовский Д. Н. Литературно-критические работы.В 2 т. М.,1989, т.1, с.475-476)

Задачи урока могут определить теперь сами ученики.

Как вы считаете, какой должна быть задача урока?

С какой целью мы будем изучать именно рассказ «Ионыч»?

Любовь в жизни героев, отношение автора к героям, можно ли считать Ионыча нормальным человеком и т. п.

Также мы попытаемся разобраться в особенностях композиции произведения.

Затем следует проверка домашнего задания .

Несколько человек читают план рассказа.

1.Д. И.Старцев знакомится с семьёй Туркиных.

2.Любовь (?) Старцева к Екатерине Ивановне.

3.Разлука.

4.Последняя встреча с Екатериной.

5.Жизнь Ионыча.

Почему во 2 пункте «любовь» может быть под вопросом?

Это влюблённость или физическое влечение.

На что обратили внимание, создавая план?

Композиция «Ионыча» похожа на композицию «Дамы с собачкой». Она строится на тематических повторах. В 1-4 главах герой – Старцев, в5 главе

Ионыч. В 1-4 главах глаголы в форме прошедшего времени, в 5 главе – в форме настоящего времени.

Найдите сюжетные элементы рассказа.

1.Экспозиция. Встреча Старцева с семьёй Туркиных.

2.Завязка. Влюблённость.

3.Развитие действия. Свидание. Предложение.

4.Кульминация. Дмитрий на кладбище.

5.Развязка. Последнее свидание.

6.Эпилог. Ионыч (5 глава).

В это же время на доске ученик записывает цитатный план рассказа, то есть индивидуальное задание.

1.»Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия…» (А. Дельвиг).

2.»…ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждёт любви во что бы то ни стало…».

3.»И жаль было своего чувства, этой своей любви…»

4.»…и огонёк в душе погас».

5.»Куда это Ионыч едет?»

На следующем этапе урока происходит формирование умений и навыков .

Составим хронологическую схему рассказа.

Сколько времени проходит между главами? Что меняется в жизни Старцева?

1. Дмитрий Ионыч Старцев.

Лошадей не было.

1 год

2. Пара лошадей и кучер Пантелеймон.

1 день

3.

4 года

4. Тройка с бубенчиками.

несколько лет

5. Ионыч.

Едет не человек, а языческий бог.

«Его главный приём, здесь применённый, можно назвать расстановкой вех на жизненном пути доктора Старцева, между которыми автор оставляет

пространство, заполняемое уже читателем в процессе сотворчества. Эти вехи идут по разным, нередко перекрещивающимся направлениям: вехи на пути житейской карьеры доктора; вехи на пути эволюции его вкусов; вехи на развитии и судьбе его романа; вехи на жизненном пути тех людей, которые образуют его среду, и т. д.» (Дерман А. О мастерстве Чехова.- М. 1959,с.78-79)

Чем интересна хронология рассказа?

Две главы рассказывают о двух днях жизни Дмитрия, а три главы – о всей остальной жизни.

Почему именно такая композиция?

Эти два дня были самыми счастливыми, герои потеряли подарок судьбы.

«Единичное человека – исходная точка чеховского творчества.

Чехов стремится максимально сжать свои вещи или строит их как бы из

отдельных точек – моментов. Поэтому для него крайне характерно сочетание тщательного, подробного описания отдельных моментов с

неожиданными, резкими пропусками месяцев и даже лет из жизни героя.

Так построена повесть «Ионыч»…Чехов счёл возможным пропускать целые годы из жизни героя и в то же время подробно описал его поездку на кладбище. Здесь хорошо видно, что Чехов исходит из чувства героя. Герой живёт, когда чувствует, герой не живёт, когда нет чувства. Поэтому годы, когда Ионыч наживал деньги и становился богатым, прошли для него впустую; пропуская их, Чехов тем самым выражает их значение для героя.

Целые годы жизни – ничто, а поездка ночью на кладбище, ничего не принесшая герою, - жизнь, подлинное чувство.» (Линков В. Я. Художественный мир прозы А. П.Чехова. – М.,1982, с.119 – 120)

1 глава. Семья Туркиных Дмитрию понравилась.

2 глава. Прозаические мысли.

3 глава. Равнодушие.

4 глава. Равнодушие.

5 глава. Туркины всё так же человечны.

«Постепенная эволюция в душе Ионыча выразительно передана концовками главок… Мы видим, что Чехов не даёт непрерывного описания

процесса «оравнодушивания» Ионыча, он намечает своего рода пунктирную поэтическую линию, и каждая концовка главы фиксирует новый момент этого внутреннего процесса.» (Паперный З. Чехов. Очерк творчества. – М.,1960, с. 214)

Определите вид и тип композиции рассказа.

Кольцевая линейная композиция.

«Финал рассказа возвращает нас к его началу, где говорится о губернском городе С. и о «самой образованной и талантливой» семье Туркиных. Кольцевая композиция усиливает ощущение замкнутости

жизненного круга, невозможности его преодоления, трагичности жизни,

придаёт всей этой грустной истории притчевый характер, поучительный смысл не только для её участников.» (Крючков В. П. Рассказы и пьесы А. П.Чехова: ситуации и персонажи. – Саратов, 2002, с. 49)

Вы уже отметили, что в основе композиции лежат повторы. Проанализируем эту особенность композиции. Сопоставим 1 и 4 главы.

Сжатый пересказ этих глав.

Прослушивание записи романса Яковлева на стихи Дельвига «Элегия».

Зачем нужна строчка Дельвига в 1 главе?

Молодость, активность героя.

Назовите тематические повторы в этих главах.

«Впечатление повторяемости, многократности автор усиливает такими

словами, как «всякий раз», «по – прежнему», «тоже говорили», «каждый день», «каждую осень».Но ещё более тем, что воспроизводит (лишь с

небольшими вариантами) одни и те же ситуации, позы, жесты, слова героев:

дважды Вера Иосифовна читает гостям свои романы, а лакей Пава принимает заученную трагическую позу, многократно повторяет Иван Петрович свои , шутки, пять раз говорится об игре Екатерины

Ивановны.» (Семанова М. Л. Чехов – художник. – М., 1976, с.171)

Что изменилось в 1 и 4 главах? Что осталось без изменений?

Статичны образы родителей Туркиных, в динамике образы Дмитрия и

Кати.

Сопоставим главы 2 и 4.

Сжатый пересказ главы 2.

Два свидания.

Как изменились молодые люди?

Герои поменялись ролями.

Сравните их поведение на двух свиданиях. Найдите повторы на лексическом

уровне.

Первое свидание

Дмитрий

Второе свидание

Екатерина

«…сильно волнуясь…»

«Ради Бога…пойдёмте в сад».

«…беспокойно билось сердце…»

«…с таким волнением ожидала

вас…»

«Ради Бога, пойдёмте в сад».

«…тревожно билось сердце»

Екатерина на втором свидании повторяет фразы, сказанные Дмитрием на

первом свидании.

Почему Дмитрий и Екатерина поменялись ролями? Почему любовь героев

оказалась несостоятельной?

«Котик, как и все в городе С., как все в доме Туркиных, живёт и действует по некоторой, как бы заранее определённой программе…, составленной из прочитанных книг, питаемой похвалами её фортепьянным

талантам и возрастным…незнанием жизни. Пока жизнь, ход времени не покажут ей ошибочность этой программы, любые слова тут будут бессильны.

Это одна из самых характерных для мира Чехова ситуаций: люди разобщены,

они живут каждый со своими чувствами, интересами, программами, своими

стереотипами…При первом объяснении она категорична, он неуверен, при

последнем их свидании категоричен он, она же робка, несмела, неуверенна. Но, увы, происходит лишь смена программ, запрограммированность же,

повторяемость остаются.» (Катаев В. Б. Старцев и Ионыч. – Русская словесность, 1998, №1, с.14)

Теперь послушаем три индивидуальных задания.

1.Сопоставить два свидания в «Евгении Онегине» и «Ионыче».

2.Сравнительная характеристика образов Обломова и Старцева.

3.Выразительное чтение эпизода «На кладбище» на фоне «Лунной сонаты»

Бетховена.

Лабораторная работа

Лингвистический анализ фрагмента «На кладбище».

Постройте словесные тематические ряды (ключевые слова) трёх мотивов.

любовь

лунная ночь

осень

присутствие тайны,

жизнь тихая, вечная,

прекрасная, ждал

страстно, страсть,

ждёт любви, тела

прекрасные,

томление

лунный свет (3 раза),

хорош и мягок лунный

свет, звёзды, смирение,

глухая тоска небытия,

подавленное отчаяние,

опустился занавес,

луна ушла

тепло по – осеннему,

увядшие цветы,

прощение,

печаль,

покой

Эта сцена на кладбище стала самым поэтическим моментом в жизни Дмитрия. Пейзаж здесь не просто фон, а символ иллюзорности счастья героя. Осенний мотив вносит грусть, сожаление о чём – то уходящем. Мотив лунной ночи подчёркивает тайну бытия и небытия. Последнее предложение 2 главы диссонирует с пейзажем: прозаические мысли Дмитрия отрицают его любовные эмоции. (См. Сосницкая М. Д. «Ионыч» и «Вишнёвый сад» А. П.Чехова. М.,1955)

Какую роль в эпизоде «На кладбище» играет пейзаж?

Это кульминация, герой поэтичен, чувствителен.

«Легкомысленная девичья шутка – назначить свидание на кладбище –

дала ему возможность первый и единственный раз в жизни увидеть «мир,

не похожий ни на что другое»…, прикоснуться к тайне…Волшебная ночь на старом кладбище – единственное в рассказе., что не несёт на себе печати привычности, повторяемости, заведённости. Она одна осталась в жизни героя ошеломляющей и неповторимой.» (Катаев В. Б. с.13)

«…эти поэтические строки имеют огромное художественное значение в целом, образуя в нём (рассказе) как бы поворотный пункт: с этого пункта вся композиция поворачивает в другую сторону…В главах первой и второй…всё как бы покрыто лёгким покровом поэзии…это крепнет и растёт…в сцене на кладбище…достигает своего апогея. Тут – конец «поэзии», и с главы третьей и до конца идёт уже сплошная «проза»…Всё вместе представляет собою стройную, гармоничную – я готов сказать: музыкальную – композицию…Это особое настроение души, вызываемое мастерским изображением бренной и робкой «поэзии», прозябающей в душе сухой и прозаической, и её как бы лебединой песни – на кладбище, и рядом воспроизведением всесильной, всепоглощающей, торжествующей «прозы» жизни».(Овсянико-Куликовский Д. Н. с.480-481)

Затем слушаем ещё одно индивидуальное задание.

Сравнительная характеристика образов Плюшкина и Старцева.

На следующем этапе урока нас будет интересовать образ Дмитрия

Старцева.

Почему в первых главах Старцев – Дмитрий Ионыч, а в последней главе –

Ионыч?

Он стал своим в городе С.

«Повесть о докторе Старцеве называется «Ионыч». «Старцев» –фамилия и только. «Ионыч» – отчество, но не только. «Ионыч» звучит подчёркнуто неофициально, разговорно, фамильярно. «Старцев» – сухо, «Ионыч» – интимно, привычно, по – домашнему. И то, что повесть названа именем «Ионыч», как будто ещё хранящим тепло людского общения, придаёт заглавию особый смысл». (Паперный З. Записные книжки Чехова.М., 1976, с.58)

«Доктор Старцев перестал быть «поляком надутым», непонятным и неприятным снобом…Теперь он свой, понятный и предсказуемый, такой же,

как они». (Штильман С. Учимся читать классику от заглавия до последней

строки. М., 2002, с.76)

Что вы можете сказать о фамилии героя?

Фамилия персонажа говорящая. Она говорит о старении тела и души

Дмитрия.

Почему каждый член семьи Туркиных описан подробно, а портрет Ионыча

есть только в последней главе? Найдите и прочитайте.

Образ Дмитрия меняется. Важно то, к чему он приходит в конце.

«…часто у Чехова внешне, через портрет и речь, обрисованы герои

второстепенные, а не главные. Читатель смотрит на второстепенных персонажей глазами главного героя, их он видит, а главному герою сопереживает…Никак нельзя…объяснить судьбу таких героев, как Ионыч…

их особенными, индивидуальными чертами». (Линков В. Я. с.102)

Прочитайте последние слова Ионыча. Почему именно эти слова в финале?

У героя отмирает лучшая часть души, он не помнит даже счастливых

моментов жизни.

Почему в пятой главе глаголы в форме настоящего времени, а в остальных –

в форме прошедшего времени?

Пятая глава – это настоящее героя, всё поэтическое осталось в прошлом.

«Однако парадоксальность повести в том, что беспощадный приговор, который мысленно произносит Ионыч Туркиным и в их лице – всему городу, оборачивается и приговором самому себе. И порывает он не только с Катериной Ивановной, Котиком, но – с любовью, с возможностью любить. Отталкиваясь от Туркиных, он опускается гораздо ниже Туркиных. И в сущности, теряет какое бы то ни было право их судить…Сравним заключительные слова об Ионыче и о Туркиных. «…и кажется, что едет не

человек, а языческий бог». «Не человек» – это и есть итог Ионыча. Ионычперестал быть человеком…Туркины не изменились, они всё такие же претенциозно–банальные люди; но – люди. А Ионыч–не человек…Катерина

Ивановна «похварывает» – так можно сказать о человеке. А у Ионыча «горло заплыло жиром» - так естественнее сказать о каплуне, которого откармливают на убой…Туркин плачет, прощаясь с родными, он их любит, пусть по – своему, но он способен любить и потому неизмеримо выше Ионыча». (Паперный З. Записные книжки Чехова.М., 1976, с.52-54)

«Однако Екатерина Ивановна в этом выморочном, мёртвом доме ещё

жива…Отрезвление к ней уже пришло. Бывшая капризная и кокетливая кошечка стала глубоко чувствующей и переживающей личностью. Но кому

здесь оценить её по достоинству?» (Штильман С. с.76)

«С одной стороны, мы сочувствуем Старцеву и готовы признать, что он имеет основание презирать обывателей города С. Но, с другой стороны,

мы приходим к мысли, что,вероятно, некоторые (а может быть, и многие) из тех, кого он презирает, могут быть в иных отношениях гораздо лучше его и что он, собственно говоря, не имеет нравственного права относиться к людям с нескрываемым презрением за то только, что эти люди «средние» и рутинные, что природа не наделила их таким умом, какой у него». (Овсянико-Куликовский Д. с.477)

Почему Чехов называет город С., а не, например, Саратов?

Это самый обычный провинциальный город, таких в России очень много.

«Провинциальный мещанский городок с его затхлым бытом – чрезвычайно распространённое место свершения романных событий в XIX веке. Такой городок – место циклического бытового времени. Здесь нет событий, а есть только повторяющиеся «бывания». Время лишено здесь поступательного исторического хода, оно движется по узким кругам: круг

дня, круг недели, месяца, круг всей жизни. День никогда не день, год не год, жизнь не жизнь. Изо дня в день повторяются те же бытовые действия, те же темы разговоров, те же слова и так далее. Люди в этом времени едят, пьют, спят, имеют жён, любовниц (безроманных), мелко интригуют, сидят в своих лавочках или конторах, играют в карты, сплетничают. Это обыденно-житейское, циклическое бытовое время». (Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики.М., 1975, с.396)

Наконец последнее индивидуальное задание .

Сравнительная характеристика образов Старцева и Гурова.

Переходим к обобщающей беседе.

Какова тема рассказа?

Гибель души, деградация человека.

Кто виноват в этой драме?

Общество, сам Старцев, его родители.

«Смысл рассказанной нам истории, таким образом, может быть понят как соединение двух начал. Мать – природа действительно нехорошо шутит над человеком, человек часто бывает обманут жизнью, временем, и

трудно бывает понять, в чём при этом сам он виноват. Но настолько

отвратительно то, во что может превратиться человек, которому дано всё,

чтобы жить нормальной, полезной жизнью, что вывод может быть только одним: бороться с превращением в Ионыча должен каждый – пусть надежд на успех в этой борьбе почти нет…Судьбу человека в чеховском мире определяют силы, сопротивление которым заведомо превышает его возможности…К несчастьям людей ведёт вечная их разобщённость, самопоглощённость, невозможность в самые ответственные, решающие моменты бытия». (Катаев В. Б. с.15)

«…эти «хмурые люди», «недотёпы» нравственному обогащению предпочитали материальное, «покупались» на комфорт, возможность сладко есть и мягко спать и при этом как можно меньше отдавать себя людям, работе, семье. А материальное обогащение тем и коварно, что, занимая всё больше пространства вокруг человека, вытесняет из него его самого, «выживает» его». (Штильман С. с.81)

«Одинокая, деловая жизнь, не согретая ни любовью, ни дружбою, без

каких бы то ни было нравственных связей с людьми, жизнь очерствевшего

и озлобленного эгоиста, целиком построенная на какой – нибудь низменной страсти,- вот жестокий удел таких натур, как Старцев…Хорошего тут, разумеется, ничего нет…нормально ли это?…вполне нормально – для того порядка вещей, для того уклада общественности, который существует повсюду в цивилизованном мире, и все черты, из которых составлен художественный образ Старцева, в высокой степени типичен для современного человечества…страсть к наживе…деловитость, способность к

труду, - не из любви к самому делу, а исключительно ради обогащения,-превращение деятельности…в погоню за деньгами – разве это не характерно,

не типично, разве это не настоящая, современная рутина?» (Овсянико –

Куликовский Д. с.478-479)

Отметим особенности композиции .

Назовите тип композиции. Линейный.

Каков вид композиции? Кольцевой.

Какие композиционные приёмы использованы?

Повтор, монтаж. В 1 главе описывается салон Веры Иосифовны, тут же доносится запах лука. Эти детали вместе создают атмосферу пошлости – монтаж.

«Архитектоника рассказа, его строение основано на одном главном

принципе: повторении, которым пронизан весь текст. В нём представлена целая иерархия повторов, они наслаиваются друг на друга, перекрещиваются, усиливая яркость образов. Этот приём характерен и для

других чеховских рассказов». (Троицкий В. Рассказ «Ионыч» в семиотическом аспекте. – В книге: Язык и стиль А. П.Чехова. Ростов, 1986, с.24)

В конце урока ученики пишут эссе на одну из тем:

1.Нормальный человек в начале XXI века.

2.Д. И.Старцев и Ионыч.

Домашнее задание .

Прочитать рассказ «Душечка», составить простой и цитатный планы, написать эссе «Моё отношение к героине».

Индивидуальные задания:

1.Анализ сильных позиций.

2.Композиционные приёмы.

3.Сопоставление образов Душечки и Пшеницыной.

Приложение

Композиция

Состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности.

Языковая композиция

Сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов.

Композиционные приёмы

1.Повтор.

2.Усиление.

3.Противопоставление.

4.Монтаж.

Основные виды композиции

1.Кольцевая.

2.Зеркальная.

3.Линейная.

4.Умолчание.

5.Ретроспекция.

6.Свободная.

7.Открытая.

Типы композиции

1.Простые (линейные)

2.Сложные (трансформационные)

Сильные позиции текста

1.Заглавие

2.Эпиграф

3.Начало и конец текста, главы, части (первое и последнее предложения)

Примерная схема композиционного анализа прозаического текста

1.Составить план текста (микротемы) или сюжетную схему (элементы сюжета и внесюжетные элементы).

2.Обнаружить опорные точки композиции.

3.Выделить в структуре повторы и противопоставления.

4.Обнаружить композиционные приёмы. Определить роль этих приёмов.

5.Анализ сильных позиций текста.

6.Найти ключевые слова. Построить словесные тематические ряды.

7.Определить вид и тип композиции.

8.Обосновать роль конкретного эпизода в тексте.

9.Смысл названия произведения.

Сюжетные элементы

1.Экспозиция

2.Завязка

3.Развитие действия

4.Кульминация

5.Развязка

6.Эпилог

Внесюжетные элементы

Описание (пейзаж, портрет, интерьер), авторские отступления, вставные

эпизоды.

Анализ 3 главы

Итак, вся третья глава повествует о неудачном визите Старцева с официальным предложением. Читатель к такому концу уже готов. Готов и главный герой. Найдите подтверждение в тексте (после сцены объяснения: "У Старцева перестало беспокойно биться сердце…" и т.д.).

Исследователи творчества Чехова отмечали, что подобное построение рассказа можно считать как бы пунктиром, что подтверждается повторением художественных деталей.

Анализ 4 главы

Как всегда, эстетически насыщен первый абзац. Зачитывается начало главы. Рассказывая далее о Туркиных, Чехов повторяет: "Но вот прошло 4 года".

Какие изменения произошли в семье Туркиных? Вера Иосифовна встретила Старцева старой шуткой. У Кот "уже не было прежней свежести и выражения детской наивности - во взгляде, и в манерах было что - то новое несмелое и виноватое, точно здесь, в доме Туркиных, она уже не чувствовала себя дома". Иван Петрович, Пава не изменили своему "репертуару". И мы вслед за автором делаем вывод: если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город.

Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним? Иным стало и отношение Старцева к Туркиным. Однажды, проезжая мимо их дома, он подумал, что надо бы заехать, но почему-то не заехал и больше уже никогда и не бывал у Туркиных в доме.