Основные свойства общества как системы. Проблемы изменения и развития общества. Тест по обществознанию. Общество как сложная динамичная система Способность системы создавать все необходимые условия

Современной социальной философией выделяются следу­ющие основные свойства общества как целого:

Самодеятельность,

Самоорганизация,

Саморазвитие,

Самодостаточность.

Нужно отметить, что если первые три из указанных свойств присущи не только обществу в целом, но в той или иной степени и составляющим общество сферам, группам, то свойство само­достаточности присуще только обществу в целом. Самодостаточ­ность – это способность системы своей собственной деятель­ностью создавать и воссоздавать все необходимые условия совре­менного существования, производить все потребное для коллек­тивной жизни. Самодостаточность – главное отличие общества от его составных частей. Ни один из типов деятельности не может самостоятельно функционировать, ни одна из отдельных соци­альных групп не способна выжить «в одиночку», обеспечить себя всем необходимым. Такой способностью обладает только общес­тво в целом. Только совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые и взаимосвязанные социальные группы и их институты создают общество в целом как самодостаточную социальную систему – продукт совместной деятельности людей, способных собственными усилиями создавать необходимые ус­ловия существования.

Важно, уяснить, что общество, представляя собой совокуп­ность относительно устойчивых, стабильных структур, не нахо­дится тем не менее в состоянии неподвижности, покоя. О нем, как и о природе, можно сказать, что оно постоянно изменяется. Факт постоянного изменения природы и общества давно был замечен философами. Наиболее полное и глубокое учение о развитии как всеобщем свойстве бытия создал, как известно, Гегель. Конт и Маркс в своих философских системах уделили большое внимание специфике социального развития, его эволюционным и революционным формам. Современные философы достаточно единодушны в том, что неотъемлемой составной, частью исследования социальных объектов являются аспекты структуры и развития. Иначе говоря, рассмотрение общества в статике, т.е. с точки зрения его организации, структуры обяза­тельно должно быть дополнено анализом его динамики, измене­ния и развития.

При исследовании проблем развития общества в современной философии широко используются такие термины, как «процесс», «функционирование», «изменение», «развитие», «про­гресс», «регресс», «факторы развития», «эволюция», «революция» и др. Рассмотрим кратко содержание этих понятий.

Процесс – это единая серия изменений в социальных систе­мах, т.е. в группах, институтах, других элементах социальной системы. Возможны различные типы процессов: внутри личнос­ти, например процесс самообразования человека; процессы, происходящие в отношениях двух индивидов; изменения, проис­ходящие внутри общности и между ними; процессы изменений, охватывающие структуру и организацию общества в целом. Возможен и иной подход к классификации типов социальных процессов. Так, возможно выделение процессов, объединяющих, сближающих, уравнивающих людей, а возможны, напротив, про­цессы, разъединяющие, порождающие соперничество, конфликты.



Простейшим процессом является функционирование общест­ва, под которым понимаются происходящие в нем обратимые изменения, связанные с его повседневной жизнедеятельностью в рамках сложившихся структур и отношений. Под «изменением» понимается начальный этап внутреннего перерождения в общес­тве или его отдельных частях и их свойствах, носящие количес­твенный характер.

Развитие – есть частный случай изменений, возникающий когда постепенные количественные изменения приводят к глубо­ким, необратимым качественным сдвигам, что проявляется в обогащении и дифференциации элементов общественных струк­тур и отношений между ними. Прогресс – одна из разновиднос­тей процесса развития. Он проявляется в увеличении приспособ­ления и жизнеспособности системы в меняющихся условиях ее существования и связан с процессом усложнения системной организации. Противоположным прогрессу является понятие «регресс» – процесс сужения возможностей системы к самораз­витию и усвоению условий окружающей среды, упрощение и разрушение системы.

Рассмотрение общества с точки зрения его изменения и раз­вития включает в себя следующие основные проблемы:

Направленность совершающихся в обществе изменений;

Источники или факторы развития;

Формы, в которых совершается любое развитие.

При рассмотрении первой из вышеуказанных проблем следу­ет учитывать, что существование постоянных, направленных, систематических изменений в обществе признают далеко не все философы. Такую направленность развития от низших форм к высшим признают философы-детерминисты (Гегель, Маркс). В то время как индетерминисты или волюнтаристы (Шопенгауэр, Ницше, Поппер), абсолютизируя роль слепых, бессознательных начал в человеческой психике и связывая с ними все социальное развитие, отрицают его направленность и закономерность. При­чем детерминизм признает не только направленность историчес­кого развития, но и его по преимуществу прогрессивный харак­тер, т.е. исходит из того, что новые фазы социального развития по необходимости являются и более совершенными; иначе гово­ря, развитие ведет к постоянному улучшению общества. Вокруг проблемы прогресса велось множество дискуссий. Если опреде­ленная часть философов признает прогресс в экономической, политической, научной сферах жизни, то поступательное разви­тие в области нравственной, в сфере морали оспаривается мно­гими в связи с отсутствием четких критериев морального совер­шенствования.

Тем не менее, независимо от признания направленности, закономерности или прогрессивности проходящих в обществе изменений, сам факт этих изменений, вызывающих постоянное обогащение социальной структуры и отношений между людьми, признается большинством философов, ибо трудно отрицать обо­гащение духовной жизни людей, развитие науки, техники, рас­ширение возможностей удовлетворения разнообразных челове­ческих потребностей.

Важным является и вопрос об источниках, факторах или причинах происходящих в обществе изменений. Какие же причи­ны вызывают изменение в обществе?

Одна из них связана с непрерывным процессом функциони­рования общества, постоянной деятельностью людей по удовлет­ворению своих насущных потребностей. В ходе повседневной деятельности людей совершенствуются, их навыки и способнос­ти, более разнообразными становятся виды их деятельности. Состав общества, социальных групп постоянно изменяется. Люди изменяются с возрастом, умирают, рождаются и подрастают новые поколения. Уже в силу этих естественных причин, по преимуществу медленных процессов, происходят достаточно глубокие изменения в структуре и организации общества.

Но кроме процесса повседневного функционирования об­щественной жизни обнаруживаются и более серьезные, корен­ные изменения, затрагивающие основы жизни общества. Они происходят под влиянием мощных реформаторских и революци­онных движений.

В социальной философии высказывались различные мнения по поводу причин качественных изменений в обществе. Одни связывали их с изменениями природных основ социальной жизни (Ш.Монтескье, В.Вернадский, Л. Гумилев), другие искали причины в изменениях экономики, орудий труда, методов орга­низации производства (К. Маркс, У.Ростоу), третьи связывали процесс социального развития с изменениями в культурной жизни, системе духовных ценностей (Г. Гегель, О. Конт, П. Сорокин).

Каждый из этих факторов оказывает определенное воздейст­вие на развитие общественной жизни, хотя их социальная роль неравноценна. Природные, экономические и культурные факто­ры теснейшим образом связаны между собой. Так, увеличение рождаемости (природно-биологический фактор) дает эффект и способствует быстрому развитию общества только при условии одновременного развития производства, образования, медицины.

Весьма велика роль технических изобретений. Так, изобрете­ние и применение паровой машины в XVIII в. предопределили промышленную революцию, а затем вызвали новый тип индус­триального общества с развитой промышленностью, буржуазией и пролетариатом. Развитие орудий труда, прогресс техники, науки, как убедительно показывает исторический опыт, изменя­ют все области общественной жизни, структуру различных об­щностей людей – малых и больших – их культуру и способ удовлетворения потребностей.

Велика и роль культуры, в том числе ее межнационального взаимодействия. Так, активный перенос в Японию в XIX–XX вв. достижений науки из Западной Европы и США содействовал тому, что в сравнительно короткий исторический срок, несмотря на поражение во второй мировой войне, Япония превратилась в одну из самых высокоразвитых стран мира. Истории известны и немало примеров противоположного характера, когда проводи­мая господствующими силами политика изоляционизма, недопу­щения в страну ни новых идей, ни новых товаров доводила могущественные государства до глубокого кризиса, упадка в результате устаревания институтов и социальных структур.

Поскольку культурное творчество может создавать реальную угрозу существующим институтам, социальным структурам и власти, оно постоянно контролируется обществом. История науки и техники, литературы и искусства знает немало примеров сопротивления новым идеям и теориям (дарвинизму, генетике, кибернетике), техническим изобретениям (внедрению паровых машин, компьютеров), новым культурным ценностям.

Но при всем значении социальных предпосылок общественного развития – экономических и культурных – нельзя не учитывать того, что все люди являются живыми организмами, входящими в биосферу планеты Земля, телами, подверженными силам притяжения, электромагнитным полям космическим лучам, термодинамическим воздействиям. Для природных феноменов надо искать и природные причины. Поэтому правомерно говорить о социальной жизни как о явлении, движущими силами которого являются также природные, биосферные факторы, такие, например, как исследованные Л. Гумилевым ритмы этногенеза, включающие фазы подъема, депрессии и упадка.

Задачей социальной философии является исследование всех природных и социальных факторов, так или иначе инициирующих процессы развития общественной жизни. Накапливаясь, эти факторы порождают могучие реформистские и революционные движения, стимулирующие и ускоряющие процесс глубоких социальных перемен.

Социальные движения выражаются в коллективных, совместных действиях людей, совершающихся более или менее организованно для достижения определенных целей, изменяющих социальное положение участников движений. Причиной являются социальные движения: неудовлетворенные потребности людей – экономические, культурные, политические. Именно они вызывают состояние психического напряжения, социального беспокойства. Это беспокойство проявляется в усилении контактов, дискуссий, размышлений по поводу сложившейся ситуации! Состояние беспокойства может охватывать большие или меньшие общности – вплоть до целых классов и народов. Состояния беспокойства, напряженности – исходный пункт социальных движений. Характер социальных движений определяется их целями, применяемыми методами, а также количеством вовле­ченных в них людей. По этим признакам различаются реформаторские и революционные движения.

Реформаторские движения охватывает обычно некоторые ограниченные круги и общности. Они действуют в рамках установленного социального порядка и поэтому, как правило, не сталкиваются с репрессиями и насилием со стороны властей. Они стремятся к достижению изменений, например, средствами улуч­шения законодательства. Таковы просветительские, профессиональные, пацифистские и отчасти национальные движения. Несмотря на свой мирный, легальный характер, реформаторские движения могут постепенно приводить к глубоким обществен­ным изменениям.

Революционные движения в начальных стадиях могут быть похожи на реформаторские. Но по мере своего развития они приобретают отличия: охватывают широкие массы, целые общес­твенные классы, испытывающие напряжение и беспокойство; затрагивают коренные жизненные потребности людей, вызыва­ются сильными мотивами. Участники этих движений часто подвергаются преследованиям и репрессиям со стороны власти. Но основное их отличие – в целях и методах. Их цель – не мирная форма, а ниспровержение существующего социального строя путем применения силы. Отсюда и необходимость широких масштабов, массовости, наличия особых организаций, способ­ных стать зачатками новой политической власти.

В случае победы революционные движения вводят в жизнь новые порядки, коренным образом изменяют строй общества, производят сдвиги в классовой структуре, меняют состав соци­альных институтов, изменяют систему ценностей, обычаи, образ­цы поведения. Наиболее глубокие изменения в обществе вызы­вают революции, в которых участвуют целые классы, народы. Таковы революции 1789 г. во Франции, 1917 г. в России, 1949 г. в Китае. Глубокие общественные изменения произошли и в результате национально-освободительных революций, совершив­шихся в XX в., особенно после Второй мировой войны в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки. Революции не только морально оправданы, но и необходимы, если они направлены против отживших порядков, тиранических режимов и т.п. Но неверно, по-видимому, считать, что только с революциями связано развитие общества. Нельзя не учитывать, что революции всегда очень дорого обходятся, они сопровождаются страдания­ми и гибелью людей.

Таким образом, социально-философский анализ включает в себя и статику общества и его динамику, рассмотрение составля­ющих его групп, институтов, а также учет происходящих в обществе процессов изменения и развития.

Тест по обществознанию Общество как сложная динамическая система для 10 класса с ответами. Тест включает две части. Задания с выбором ответа (10 заданий) и задания с кратким ответом (3 задания).

Задания с выбором ответа

1. К особенностям общества как системы не относится

1) наличие множества уровней, подсистем элементов
2) завершённость, линейность развития
3) альтернативность развития
4) наличие разнокачественных элементов

2. К числу основных подсистем общества относится

1) государство
2) религия
3) экономика
4) класс предпринимателей

3. Социальный институт - это

1) совокупность всех видов преобразовательной деятельности, а также её результат, включая преобразование самого человека
2) исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей
3) способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека
4) относительно устойчивые связи между социальными группами, народами, государствами и другими объединениями людей, возникающие в разных сферах человеческой деятельности

4. Главным политическим институтом является

1) институт многопартийности
2) институт судебной власти
3) институт полномочных представителей президента
4) институт государства

5. Верны ли следующие суждения о соотношении сфер общественной жизни?

А. Соотношение сфер общественной жизни характеризуется их независимостью друг от друга.
Б. Соотношение сфер общественной жизни характеризуется их сложными взаимосвязями и взаимовлиянием.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения об обществе как системе?

А. Общество как система характеризуется самодостаточностью.
Б. Общество как система характеризуется самоуправляемостью.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о социальных институтах?

А. Социальные институты делают связи между людьми случайными и хаотичными.
Б. Социальные институты объединяют большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. В политической жизни нашей страны возник институт парламентаризма. Какую функцию общества как системы иллюстрирует данный пример?

1) интеграции
2) адаптации
3) целедостижения
4) поддержания образца

9. Деятельность средств массовой информации (СМИ) направлена на удовлетворение потребностей людей в получении объективных сведений о развитии общества, его достижениях и проблемах. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что СМИ являются институтом, действующим в духовной сфере жизни общества?

1) отсутствие интеграции в социально-политическую структуру общества
2) наличие гарантий от контроля и регуляции со стороны общества
3) наличие учреждений, снабжённых материальными средствами для определённого вида деятельности
4) отсутствие системы правовых норм, регулирующих соответствующую деятельность

10. В стране К. политический строй общества тормозит развитие экономики. Этот пример иллюстрирует

1) цикличность как основу существования общества
2) сложное строение основных сфер жизни общества
3) постоянное изменение общественной жизни
4) соотношение сфер общественной жизни

Задания с кратким ответом

1. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.

Особенности социальной системы

2. Установите соответствие между социальными институтами и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Социальные институты

A) армия
Б) материнство
B) обмен
Г) деньги
Д) партия

Виды социальных институтов

1) экономические институты
2) политические институты
3) институт семьи и брака

3. Найдите в приведённом ниже списке ключевые институты с точки зрения организации общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) власть
2) судебная экспертиза
3) собственность
4) завод
5) побратимство
6) семья

Ответы на тест по обществознанию Общество как сложная динамическая система для 10 класса
Задания с выбором ответа
1-2
2-3
3-2
4-4
5-2
6-3
7-2
8-1
9-3
10-4
Задания с кратким ответом
1. самодостаточность
2. 23112
3. 136

Раздел 1, глава 1. Общество. Тема 2. // Общество как сложная динамическая система. Вариант 1.

Задания с выбором ответа

1.К числу основных подсистем общества относится:

1) государство; 2) религия; 3) экономика; 4) класс предпринимателей.

2.Социальный институт – это:

3. Главным политическим институтом является

1) институт многопартийности; 3) институт полномочных представителей президента

2) институт судебной власти; 4) институт государства.

4. Верны ли следующие суждения об обществе как системе?

А. Общество как система характеризуется самодостаточностью

Б. Общество как система характеризуется самоуправляемостью

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

Задания с кратким ответом.

Особенность

Её сущность

Упорядоченная целостность

Социальные институты

Виды социальных институтов

1) экономические институты

Б) материнство

2) политические институты

3) институт семьи и брака

Г) деньги

Д) партия

Раздел 1, глава 1. Общество. Тема 2. // Общество как сложная динамическая система. Вариант 2.

Задания с выбором ответа

1.К особенностям общества как системы не относится:

1) наличие множества уровней, подсистем, элементов. 3) альтернативность развития;

2) завершенность, линейность развития; 4) наличие разнокачественных элементов.

2. Социальный институт – это:

1) совокупность всех видов преобразовательной деятельности, а также её результат, включая преобразование самого человека;

2) исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей;

3) способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека;

4) относительно устойчивые связи между социальными группами, народами, государствами и другими объединениями людей, возникающие в разных сферах человеческой деятельности.

3. В политической жизни нашей страны возник институт парламентаризма. Какую функцию общества как системы иллюстрирует данный пример?

1) интеграции; 2) адаптации; 3) целедостижения; 4) поддержания образца.

4. Верны ли следующие суждения о соотношении сфер общественной жизни?

А. Соотношение сфер общественной жизни характеризуется их независимостью друг от друга.

Б. Соотношение сфер общественной жизни характеризуется их сложными взаимосвязями и взаимовлиянием.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

5. Верны ли следующие суждения о социальных институтах?

А. Социальные институты делают связи между людьми случайными и хаотичными.

Б. Социальные институты объединяют большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

6. В стране К. политический строй общества тормозит развитие экономики. Этот пример иллюстрирует:

1) цикличность как основу существования общества;

2) сложное строение основных сфер жизни общества;

3) постоянное изменение общественной жизни;

4) соотношение сфер общественной жизни.

Задания с кратким ответом.

    Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.

Особенность

Её сущность

Упорядоченная целостность

Компоненты системы занимают внутри неё определенное положение и определенным образом связаны с другими компонентами

Способность системы создавать все необходимые условия для своего существования, производить всё потребное для коллективной жизни людей.

    Установите соответствие между социальными институтами и их видами:

Социальные институты

Виды социальных институтов

1) экономические институты

Б) материнство

2) политические институты

3) институт семьи и брака

Г) деньги

Д) партия

    Найдите в приведенном ниже списке ключевые институты с точки зрения организации общества:

    власть, 2) судебная экспертиза; 3) собственность; 4) завод; 5) побратимство; 6) семья.

Раздел 1, глава 1. Общество. Тема 2. // Общество как сложная динамическая система

Вариант 1.

Задания с выбором ответа

Задания с кратким ответом.

1. самодостаточность

Вариант 2.

Задания с выбором ответа

Задания с кратким ответом.

1. самодостаточность

Библиотека
материалов

    Сообщение темы и цели урока.

    Активизация учебной деятельности.

Существует ли связь между разнообразными событиями и явлениями в жизни общества? Что придаёт устойчивость и предсказуемость развитию общества?

    Изложение программного материала.

Рассказ с элементами беседы

Особенности социальной системы

Иными словами, общество – это сложная система систем, своего рода суперсистема.

Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в её составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырьё и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.

В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.

Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными; в истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.

Следовательно, человек – это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включён в каждую из них.

Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Это означает, что компоненты системы не находятся в хаотичном беспорядке, а, напротив, занимают внутри системы определённое положение и определённым образом связаны с другими компонентами. Следовательно, система обладает интегративным качеством, которое присуще ей как единому целому. Ни один из компонентов системы, рассматриваемый в отдельности, этим качеством не обладает. Оно, это качество, - результат интеграции и взаимосвязи всех компонентов системы. Так же как отдельные органы человека (сердце, желудок, печень и т. д.) не обладают свойствами человека, так и экономика, система здравоохранения, государство и другие элементы общества не имеют тех качеств, которые присущи обществу в целом. И только благодаря многообразным связям, существующим между компонентами социальной системы, она превращается в единое целое, т. е. в общество (как благодаря взаимодействию различных человеческих органов существует единый организм человека).

Интегральные, т. е. общие, присущие всей системе, качества любой системы не являются простой суммой качеств, её составляющих, а представляют новое качество, возникшее в результате взаимосвязи, взаимодействия входящих в неё компонентов. В самом общем виде это качество общества как социальной системы – способность создавать все необходимые условия для своего существования, производить всё потребное для коллективной жизни людей. В философии самодостаточность рассматривается в качестве главного отличия общества от составляющих его частей. Как органы человека не могут существовать вне целостного организма, так не может существовать ни одна из подсистем общества вне целого – общества как системы.

Ещё одна черта общества как системы заключается в том, что эта система относится к числу самоуправляемых. Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.

Любая система, будь то техническая (агрегат с автоматической системой управления), или биологическая (животное), или социальная (общество), находится в определённой среде, с которой она взаимодействует. Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода «сигналами», на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на «сигналы» тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: адаптации; целедостижения, т. е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию её задач, влияя на окружающую природную и социальную среду; поддержания образца – способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции – способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) в единое целое.

Социальные институты

Слово «институт» в переводе с латинского instituto означает «установление». В русском языке оно часто используется для обозначения высших учебных заведений. Кроме того, как вы знаете из курса основной школы, в области права слово «институт» означает совокупность норм права, регулирующих одно общественное отношение или несколько отношений, связанных друг с другом (например, институт брака).

В социологии социальными институтами называют исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Это определение, к которому целесообразно вернуться, прочитав до конца учебный материал по данному вопросу, мы рассмотрим, опираясь на понятие «деятельность» (см. §1). В истории общества сложились устойчивые виды деятельности, направленные на удовлетворение важнейших жизненных потребностей. Социологи выделяют пять таких общественных потребностей:

    потребность в воспроизводстве рода;

    потребность в безопасности и социальном порядке;

    потребность в средствах существования;

    потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров;

    потребность в решении духовных проблем смысла жизни.

    институт семьи и брака;

    политические институты, особенно государство;

    экономические институты, в первую очередь производство;

    институты образования, науки и культуры;

    институт религии.

Каждый из этих институтов объединяет большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определённой цели личного, группового или общественного характера.

Возникновение социальных институтов привело к закреплению конкретных видов взаимодействия, сделало их постоянными и обязательными для всех членов данного общества.

Итак, социальный институт – это, прежде всего, совокупность лиц, занятых определённым видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определённой значимой для общества потребности (например, все работники системы образования).

Далее, институт закреплён системой правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения. (Вспомните, например, какие социальные нормы регулируют поведение людей в семье).

Ещё одна характерная черта социального института – наличие учреждений, снабжённых определёнными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности. (Подумайте, к каким социальным институтам относятся школа, завод, милиция. Приведите свои примеры учреждений и организаций, относящихся к каждому из важнейших социальных институтов.)

Поскольку в ходе исторического процесса возникают новые потребности и условия, постольку появляются новые виды деятельности и соответствующие связи. Общество заинтересовано в придании им упорядоченности, нормативного характера, т. е. в их институциализации.

    Практические выводы.

    Общество – сверхсложная система, и, для того чтобы жить с ним в гармонии, необходимо приспособиться (адаптироваться) к нему. Иначе не избежать конфликтов, неудач в своей жизни и деятельности. Условием адаптации к современному обществу являются знания о нём, которые даёт курс обществознания.

    Понять общество можно лишь при условии выявлений его качества как целостной системы. Для этого необходимо рассмотреть различные срезы структуры общества (основные сферы деятельности людей, совокупность социальных институтов, социальные группы), систематизирующие, интегрирующие связи между ними, особенности процесса управления в самоуправляющейся общественной системе.

    В реальной жизни вам придётся взаимодействовать с различными социальными институтами. Чтобы сделать это взаимодействие успешным, необходимо знать цели и характер деятельности, оформившейся в интересующий вас социальный институт. В этом вам поможет изучение правовых норм, регулирующих данный вид деятельности.

    В последующих разделах курса, характеризующих отдельные сферы деятельности людей, полезно повторно обращаться к содержанию данного параграфа, чтобы, опираясь на него, рассматривать каждую сферу как часть целостной системы. Это поможет понять роль и место каждой сферы, каждого социального института в развитии общества.

    1. Документ.

Из работы современного американского социолога Э. Шилза «Общество и общества: макросоциологический подход».

…Итак, мы убедились в том, что общество – это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество.

Вопросы и задания к документу

    Какие компоненты, по мысли Э. Шилза, входят в общество? Укажите, к каким сферам жизни общества относится каждый из них.

    Выделите из перечисленных компонентов те, которые являются социальными институтами.

    1. Вопросы для самопроверки.

    Что означает понятие «система»?

    Чем социальные (общественные) системы отличаются от природных?

    В чём заключается главное качество общества как целостной системы?

    Каковы связи и отношения общества как системы со средой?

    Что такое социальный институт?

    Охарактеризуйте главные социальные институты.

    Каковы основные черты социального института?

    В чём значение институциализации?

    1. Задания.

    Применяя системный подход, проанализируйте российское общество начала XX в.

    Охарактеризуйте все основные черты социального института на примере института образования. Используйте материал и рекомендации практических выводов данного параграфа.

    В коллективной работе российских социологов говорится: «…общество существует и функционирует в многообразных формах… Действительно важный вопрос сводится к тому, чтобы за особенными формами не потерять само общество, за деревьями – леса». Как это утверждение связано с пониманием общества как системы? Аргументируйте свой ответ.

    1. Мысли мудрых.

В. С. Соловьёв (1853-1900), русский философ

Оценивание ответов учащихся.

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Все категории Алгебра Английский язык Астрономия Биология Всеобщая история География Геометрия Директору, завучу Доп. образование Дошкольное образование Естествознание ИЗО, МХК Иностранные языки Информатика История России Классному руководителю Коррекционное обучение Литература Литературное чтение Логопедия Математика Музыка Начальные классы Немецкий язык ОБЖ Обществознание Окружающий мир Природоведение Религиоведение Русский язык Социальному педагогу Технология Украинский язык Физика Физическая культура Философия Французский язык Химия Черчение Школьному психологу Экология Другое

Все классы Дошкольники 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

Все учебники

Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Урок по обществознанию на тему «Общество как сложная динамичная система»

Цель: 1.познакомиться с основными компонентами общества как социальной системы

2.охарактеризовать главные социальные институты

3.выявить основные черты социального института.

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Активизация учебной деятельности.

Существует ли связь между разнообразными событиями и явлениями в жизни общества? Что придаёт устойчивость и предсказуемость развитию общества?

III. Изложение программного материала.

Рассказ с элементами беседы

Во второй части определения понятия «общество», приведенного в §1, подчёркнута идея взаимосвязи людей и взаимодействия различных сфер общественной жизни. В философской литературе общество определяется как «динамическая система». Новое понятие «система» может показаться сложным, но есть смысл в нём разобраться, так как в мире немало объектов, которые охватываются этим понятием. Системами являются и наша Вселенная, и культура отдельного народа, и деятельность самого человека. Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между её частями. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.

Особенности социальной системы

Каковы же характерные черты общества как системы? Чем эта система отличается от природных систем? В общественных науках выявлен ряд таких отличий.

Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так, можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в которые включён каждый человек (нация, класс, семья и т. п.).

Макроструктура общества как системы состоит из четырёх подсистем, которыми являются основные сферы человеческой деятельности – материально-производственной, социальной, политической, духовной. Каждая из этих известных вам сфер имеет своё собственное сложное строение и сама является сложной системой. Так, политическая сфера выступает как система, включающая в себя большое число компонентов – государство, партии и т. п. Но государство, например, тоже является системой с множеством составляющих.

Таким образом, любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система. Поэтому можно говорить об иерархии систем, состоящих из ряда различных уровней.

Иными словами, общество – это сложная система систем, своего рода суперсистема.

Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в её составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырьё и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.

В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.

Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными; в истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.

Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали. Этот факт свидетельствует о том, что общество – динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и т. д.

Следовательно, человек – это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включён в каждую из них.

Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Это означает, что компоненты системы не находятся в хаотичном беспорядке, а, напротив, занимают внутри системы определённое положение и определённым образом связаны с другими компонентами. Следовательно, система обладает интегративным качеством, которое присуще ей как единому целому. Ни один из компонентов системы, рассматриваемый в отдельности, этим качеством не обладает. Оно, это качество, - результат интеграции и взаимосвязи всех компонентов системы. Так же как отдельные органы человека (сердце, желудок, печень и т. д.) не обладают свойствами человека, так и экономика, система здравоохранения, государство и другие элементы общества не имеют тех качеств, которые присущи обществу в целом. И только благодаря многообразным связям, существующим между компонентами социальной системы, она превращается в единое целое, т. е. в общество (как благодаря взаимодействию различных человеческих органов существует единый организм человека).

Проиллюстрировать связи между подсистемами и элементами общества можно различными примерами. Изучение далёкого прошлого человечества позволило учёным сделать вывод о том, что нравственные отношения людей в условиях первобытности строились на коллективистских началах, т. е., говоря современным языком, приоритет всегда отдавался коллективу, а не отдельному индивиду. Известно также, что моральные нормы, существовавшие у многих племён в те архаические времена, допускали убийство слабых членов рода – больных детей, стариков – и даже людоедство. Повлияли ли на эти представления и взгляды людей о пределах морально допустимого реальные материальные условия их существования? Ответ ясен: бесспорно, повлияли. Необходимость сообща добывать материальные блага, обречённость на скорую гибель человека, оторвавшегося от рода, и заложили основы коллективистской морали. Руководствуясь теми же способами борьбы за существование и выживание, люди не считали безнравственным освобождаться и от тех, кто мог стать обузой для коллектива.

Другим примером может быть связь правовых норм и социально-экономических отношений. Обратимся к известным историческим фактам. В одном из первых сводов законов Киевской Руси, который называется Русская Правда, предусмотрены различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась в первую очередь местом человека в системе иерархических отношений, его принадлежностью к тому или иному социальному слою или группе. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он составлял 80 гривен и равнялся стоимости 80 волов или 400 баранов. Жизнь смерда или холопа оценивалась в 5 гривен, т. е. в 16 раз дешевле.

Интегральные, т. е. общие, присущие всей системе, качества любой системы не являются простой суммой качеств, её составляющих, а представляют новое качество, возникшее в результате взаимосвязи, взаимодействия входящих в неё компонентов. В самом общем виде это качество общества как социальной системы – способность создавать все необходимые условия для своего существования, производить всё потребное для коллективной жизни людей. В философии самодостаточность рассматривается в качестве главного отличия общества от составляющих его частей. Как органы человека не могут существовать вне целостного организма, так не может существовать ни одна из подсистем общества вне целого – общества как системы.

Ещё одна черта общества как системы заключается в том, что эта система относится к числу самоуправляемых. Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.

Любая система, будь то техническая (агрегат с автоматической системой управления), или биологическая (животное), или социальная (общество), находится в определённой среде, с которой она взаимодействует. Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода «сигналами», на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на «сигналы» тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: адаптации; целедостижения, т. е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию её задач, влияя на окружающую природную и социальную среду; поддержания образца – способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции – способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) в единое целое.

Социальные институты

Важнейшим компонентом общества как системы являются социальные институты.

Слово «институт» в переводе с латинского instituto означает «установление». В русском языке оно часто используется для обозначения высших учебных заведений. Кроме того, как вы знаете из курса основной школы, в области права слово «институт» означает совокупность норм права, регулирующих одно общественное отношение или несколько отношений, связанных друг с другом (например, институт брака).

В социологии социальными институтами называют исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Это определение, к которому целесообразно вернуться, прочитав до конца учебный материал по данному вопросу, мы рассмотрим, опираясь на понятие «деятельность» (см. §1). В истории общества сложились устойчивые виды деятельности, направленные на удовлетворение важнейших жизненных потребностей. Социологи выделяют пять таких общественных потребностей:

− потребность в воспроизводстве рода;

− потребность в безопасности и социальном порядке;

− потребность в средствах существования;

− потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров;

− потребность в решении духовных проблем смысла жизни.

Соответственно названным потребностям в обществе сложились и виды деятельности, которые, в свою очередь, потребовали необходимой организации, упорядочения, создания определённых учреждений и иных структур, выработки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата. Этим условиям успешного осуществления главных видов деятельности отвечали исторически сложившиеся социальные институты:

− институт семьи и брака;

− политические институты, особенно государство;

− экономические институты, в первую очередь производство;

− институты образования, науки и культуры;

− институт религии.

Каждый из этих институтов объединяет большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определённой цели личного, группового или общественного характера.

Возникновение социальных институтов привело к закреплению конкретных видов взаимодействия, сделало их постоянными и обязательными для всех членов данного общества.

Итак, социальный институт – это, прежде всего, совокупность лиц, занятых определённым видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определённой значимой для общества потребности (например, все работники системы образования).

Далее, институт закреплён системой правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения. (Вспомните, например, какие социальные нормы регулируют поведение людей в семье).

Ещё одна характерная черта социального института – наличие учреждений, снабжённых определёнными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности. (Подумайте, к каким социальным институтам относятся школа, завод, милиция. Приведите свои примеры учреждений и организаций, относящихся к каждому из важнейших социальных институтов.)

Любой из названных институтов интегрирован в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществлять контроль за нею.

Социальный институт стабилизирует социальные отношения, вносит согласованность в действия членов общества. Для социального института характерно чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля. (Подумайте, как эти черты социального института проявляются в системе образования, в частности в школе.)

Рассмотрим основные признаки социального института на примере такого важного института общества, как семья. Прежде всего, каждая семья – это основанная на интимности и эмоциональной привязанности небольшая группа людей, связанных узами брака (супруги) и кровного родства (родители и дети). Потребность в создании семьи – одна из фундаментальных, т. е. основополагающих, потребностей человека. Вместе с тем семья выполняет в обществе важные функции: рождение и воспитание детей, экономическую поддержку малолетних и нетрудоспособных и многое другое. Каждый член семьи занимает в ней своё особое положение, предполагающее соответствующее поведение: родители (или один из них) обеспечивают средства к существованию, ведут домашние дела, занимаются воспитанием детей. Дети, в свою очередь, учатся, помогают по дому. Такое поведение регулируется не только внутрисемейными правилами, но и общественными нормами: моралью и правом. Так, общественная мораль осуждает отсутствие заботы старших членов семьи о младших. Закон закрепляет ответственность и обязательства супругов по отношению друг к другу, к детям, совершеннолетних детей к престарелым родителям. Создание семьи, основные вехи семейной жизни сопровождаются установившимися в обществе традициями и обрядами. Например, во многих странах брачный ритуал включает обмен супругов обручальными кольцами.

Наличие социальных институтов делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более устойчивым.

Помимо главных социальных институтов, существуют и неглавные. Так, если главным политическим институтом является государство, то неглавными – институт судебной власти или, как в нашей стране, институт представителей президента в регионах и т. п.

Наличие социальных институтов надёжно обеспечивает регулярное, самовозобновляющееся удовлетворение жизненно важных потребностей. Социальный институт делает связи между людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, надёжными, устойчивыми. Институциональное взаимодействие – это хорошо отлаженный порядок социальной жизни в основных сферах жизнедеятельности людей. Чем больше социальных нужд удовлетворяется социальными институтами, тем более развито общество.

Поскольку в ходе исторического процесса возникают новые потребности и условия, постольку появляются новые виды деятельности и соответствующие связи. Общество заинтересовано в придании им упорядоченности, нормативного характера, т. е. в их институциализации.

В России в результате реформ конца XX в. появился, например, такой вид деятельности, как предпринимательство. Упорядочение этой деятельности привело к возникновению различных видов фирм, потребовало издания законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, способствовало становлению соответствующих традиций.

В политической жизни нашей страны возникли институты парламентаризма, многопартийности, институт президентства. Принципы и правила их функционирования закреплены в Конституции Российской Федерации, соответствующих законах.

Таким же образом происходила институциализация других возникших за последние десятилетия видов деятельности.

Бывает, что развитие общества требует модернизации деятельности социальных институтов, исторически сложившихся в предшествующие периоды. Так, в изменившихся условиях возникла необходимость по-новому решать проблемы приобщения к культуре молодого поколения. Отсюда предпринятые шаги по модернизации института образования, в результате которых может произойти институциализация Единого государственного экзамена, нового содержания образовательных программ.

Итак, мы можем вернуться к определению, данному в начале этой части параграфа. Подумайте, что характеризует социальные институты как высокоорганизованные системы. Почему их структура устойчива? Какое значение имеет глубокая интеграция их элементов? В чём заключается многообразие, гибкость, динамичность их функций?

III. Практические выводы.

1. Общество – сверхсложная система, и, для того чтобы жить с ним в гармонии, необходимо приспособиться (адаптироваться) к нему. Иначе не избежать конфликтов, неудач в своей жизни и деятельности. Условием адаптации к современному обществу являются знания о нём, которые даёт курс обществознания.

2. Понять общество можно лишь при условии выявлений его качества как целостной системы. Для этого необходимо рассмотреть различные срезы структуры общества (основные сферы деятельности людей, совокупность социальных институтов, социальные группы), систематизирующие, интегрирующие связи между ними, особенности процесса управления в самоуправляющейся общественной системе.

3. В реальной жизни вам придётся взаимодействовать с различными социальными институтами. Чтобы сделать это взаимодействие успешным, необходимо знать цели и характер деятельности, оформившейся в интересующий вас социальный институт. В этом вам поможет изучение правовых норм, регулирующих данный вид деятельности.

4. В последующих разделах курса, характеризующих отдельные сферы деятельности людей, полезно повторно обращаться к содержанию данного параграфа, чтобы, опираясь на него, рассматривать каждую сферу как часть целостной системы. Это поможет понять роль и место каждой сферы, каждого социального института в развитии общества.

IV. Документ.

Из работы современного американского социолога Э. Шилза «Общество и общества: макросоциологический подход».

Что же входит в общества? Как уже говорили, наиболее дифференцированные из них состоят не только из семей и родственных групп, но также из ассоциаций, союзов, фирм и ферм, школ и университетов, армий, церквей и сект, партий и многочисленных других корпоративных органов или организаций, которые, в свою очередь, имеют границы, определяющие круг членов, над которыми соответствующие корпоративные власти – родители, управляющие, председатели и т. д. и т. п. – осуществляют известную меру контроля. Сюда входят также системы, формально и неформально организованные по территориальному принципу – общины, деревни, округа, города, районы, - причём все они тоже имеют некоторые черты общества. Далее, сюда входят неорганизованные совокупности людей внутри общества – социальные классы или слои, занятия и профессии, религии, языковые группы, - которые обладают культурой, присущей в большей степени тем, кто имеет определённый статус или занимает определённое положение, чем всем остальным.

…Итак, мы убедились в том, что общество – это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество.

Вопросы и задания к документу

1) Какие компоненты, по мысли Э. Шилза, входят в общество? Укажите, к каким сферам жизни общества относится каждый из них.

2) Выделите из перечисленных компонентов те, которые являются социальными институтами.

3) Опираясь на текст, докажите, что автор рассматривает общество как социальную систему.

V. Вопросы для самопроверки.

1. Что означает понятие «система»?

2. Чем социальные (общественные) системы отличаются от природных?

3. В чём заключается главное качество общества как целостной системы?

4. Каковы связи и отношения общества как системы со средой?

5. Что такое социальный институт?

6. Охарактеризуйте главные социальные институты.

7. Каковы основные черты социального института?

8. В чём значение институциализации?

VI. Задания.

1. Применяя системный подход, проанализируйте российское общество начала XX в.

2. Охарактеризуйте все основные черты социального института на примере института образования. Используйте материал и рекомендации практических выводов данного параграфа.

3. В коллективной работе российских социологов говорится: «…общество существует и функционирует в многообразных формах… Действительно важный вопрос сводится к тому, чтобы за особенными формами не потерять само общество, за деревьями – леса». Как это утверждение связано с пониманием общества как системы? Аргументируйте свой ответ.

VII. Мысли мудрых.

«Человек – существо социальное, и высшее дело его жизни, окончательная цель его усилий лежит не в его личной судьбе, а в социальных судьбах всего человечества».

В. С. Соловьёв (1853-1900), русский философ

Оценивание ответов учащихся.

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на «Современные тенденции в воспитании и социализации детей» Подать заявку Очное участие Дистанционное участие Курс повышения квалификации (36 часов) + Сертификат участника “Инфофорума”

Во всех людях заложен огромный творческий потенциал! Как разбудить творческие способности человека? Узнайте 5 легких приемов, которые позволят вам достичь успеха!

С чем связаны творческие способности человека?

Эволюция человека возможна только при использовании творческого потенциала сознания¹. Именно творческие способности помогают людям создавать что-то новое.

Процесс творчества обладает огромным значением и с точки зрения работы нашего тела, и с точки зрения эзотерики, и с точки зрения жизни каждого.

Чтобы лучше понять «механику» создания нового решения, необходимо знать, что мышление человека основано на нейронном взаимодействии.

По подсчетам ученых, наш мозг состоит примерно из 100 миллиардов нейронов; каждый нейрон обменивается друг с другом электрической энергией, информацией. Вместе они создают нейронные сети определенных «рисунков», то есть мысли. Это происходит постоянно, новые нейронные сети возникают каждую секунду — с помощью этого мы можем думать.

Творческие способности человека связаны с правым полушарием мозга.

В то время как левое полушарие логично: процессы в нем двигаются по заданным, заранее известным сетям, именно правое способно придумать новое решение: многих гениев отличала именно удивительная активность правого полушария!

Получается, чтобы притянуть успех в свою жизнь, человеку нужно активизировать творческие способности, то есть активировать творческое мышление. Это несет вполне очевидную выгоду для жизни каждого!

У всех людей изначально творческий потенциал² одинаковый. Но с годами способность к творческому мышлению гаснет.

Ученые исследовали, как проявлены творческие способности человека в разном возрасте. Результаты этих исследования подтвердили то, что с возрастом человек становится более консервативным.

Были выведены следующие доли нетипичных ответов в зависимости от возраста:

  • дети до 5 лет при тестировании дали 90% неординарных ответов;
  • доля новых ответов у детей в семилетнем возрасте уменьшилась до 20%;
  • совокупная доля неординарных ответов у взрослых людей — около 2%. Вместо новых решений они отвечают заученными фразами.

Важные приемы для развития творческих способностей!

Несмотря на то, что они с возрастом исчезают, существует несколько приемов, чтобы восстановить способность мозга генерировать новые решения.

1. Необходимо создать себе комфортную обстановку дома, на работе, в машине.

Люди, которые вынуждены находиться в некомфортных условиях, склонны к стрессу, апатии, что заглушает творческие способности человека.

Полезно уделять внимание деталям: для внутреннего комфорта иногда достаточно новой красивой заставки на компьютере, пары вазонов с цветами или фото любимого человека на письменном столе.

Самое главное: не забывайте всегда придумывать что-то новое! Человек ко всему привыкает, и для этого время от времени нужно вносить новые детали в свой интерьер. Подобное притягивает подобное: новые позитивные вещи побуждают мозг создавать новые идеи и мысли!

2. Для восстановления творческих способностей необходимо общение: люди во время контактов друг с другом обмениваются информацией.

Старайтесь как можно чаще знакомиться с новыми людьми. Так вы будете получать больше новой информации. Мозг постоянно анализирует данные, и на основе нового он создает новое! Очень полезно при каждом удобном случае общаться с интересными, творческими личностями.

3. Часто рамки взрослого ограничивают творческое мышление человека. Можно сказать, что он сам запрещает себе мыслить по-новому.

Для восстановления творческих способностей рекомендуется брать пример с детей: не бояться искать новые решения там, где все, казалось бы, уже придумано «умными людьми».

Можно поиграть в ребенка: поставить задачу. найти новое решение для какого-то вопроса в своей жизни: воображать, фантазировать, пробовать мыслить без привычных рамок. Когда новая мысль будет найдена и принята разумом как подходящая, можно считать, что вы достигли успеха. Чтобы поощрить себя, можно пойти на улицу и купить себе что-нибудь вкусное! Похвалить себя!

4. Правое полушарие, отвечающее за творческие способности человека, связано с информационным полем Вселенной — именно оттуда оно берет новые решения.

Необходимо научиться слушать свой внутренний голос, интуицию³. Не нужно игнорировать интуитивные подсказки!

На нашем сайте вы можете найти множество эффективных техник для развития интуиции и экстрасенсорных способностей.

5. Нужно активировать критическое мышление, повысить свою осознанность.

Вместо того чтобы покорно принимать происходящее как данность, рекомендуется анализировать, задавать больше вопросов «почему», размышлять: это способствует мозгу создавать новые нейронные сети.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Сознание - состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях (