Натюрморт цветными карандашами для начинающих детей. Презентация по изо на тему "натюрморт в графике". Методика работы гуашью

В младших классах обучают детей, как рисовать натюрморт , то есть рисунок с натуры предметов симметричной формы, игрушек, предметов быта, овощей, цветов, фруктов, изделий художественных промыслов, и тел геометрической и комбинированной формы. Для этого необходимо познакомить учеников с предметами народного декоративного искусства, с игрушкой, предметами быта, научить видеть их характерные особенности и красоту; закрепить умения и навыки в рисовании предметов симметричной формы, применяя осевую и другие вспомогательные линии; научить видеть цвет предмета и правильно его изображать. Для понадобятся бумага, карандаши, акварель, кисти, баночки с водой; игрушечные складные пирамидки.

Как рисовать игрушечную складную пирамидку

Игрушечная складная пирамидка , помогает детям лучше понять значение оси симметрии в построении предметов симметричной формы.
  • Начинается рисование с проведения осевой линии, на которой отмечают высоту предмета.
  • Затем откладывают на осевой вертикальной линии высоту колец пирамидки, отметив их на оси горизонтальными тонкими линиями.
  • У пирамидки соединяют обе стороны основания с верхом.
  • Далее рисуют детали.
  • Закончив рисунок карандашом и проверив правильность общего построения, дети приступают к работе акварелью.
Рисование натюрморта из кружки и яблока закрепляет умение и навыки в передаче пространственного расположения группы предметов, в определении пропорций, цвета; дает возможность научиться передавать объем предметов карандашом и акварелью. Объекты натурной постановки подготавливают заранее, подбирают композиционно по окраске и величине. Натюрморты ставятся на небольшом расстоянии (если предметы небольшого размера). Дети должны верно передавать взаимное расположение предметов в пространстве (что ближе, что дальше и насколько), взаимные пропорции (что больше, что меньше и насколько), тоновые соотношения (что темнее, что светлее и насколько) и цветовые.
Начинается рисунок с поиска композиции. Нужно гармонично разместить на листе предметы и определить общую величину изображения. Далее наметить соотношения предметов по величине, определить пропорции и основную форму каждого из предметов. Затем проверяется расположение предметов на рисунке. Например, при рисовании натюрморта, составленного из кружки и яблока, яблоко ближе, а кружка дальше от зрителя. Часть кружки не видна, так как ее загораживает яблоко. На первом этапе работа ведется карандашом (построение натюрморта), на втором этапе - цветом (монохромной или цветной акварелью). Порядок работы в цвете над натюрмортом такой:
  1. подбирают светлый раствор краски для освещенной поверхности яблока и закрашивают всю поверхность яблока полученным раствором краски (кроме блика);
  2. подбирают тон для освещенной части кружки и закрашивают всю поверхность (кроме блика);
  3. подбирают тон (на палитре) для фона, сравнивая его со светлыми участками предметов;
  4. закрашивают участок полутона и тени на поверхности яблока слабым раствором поверх первого слоя; границы красочного слоя слегка размывают чистой водой, чтобы получились плавные переходы;
  5. подбирают соответствующий тон краски и заливают участок тени и полутона на кружке;
  6. усиливают, где нужно, цвет или ослабляют его, промывая чистой водой.

Последовательное рисование предмета комбинированной формы

На рисунке приведен постепенный ход построения линейного рисунка предмета комбинированной формы и работа акварелью. При рисовании натюрморта первую прокладку акварелью сравнительно больших поверхностей основными цветовыми тональностями выполняют в светосилу освещенных мест, при этом на малых светлых местах (на бликах) бумагу остается чистой. Вторая прокладка должна лепить рельеф предметов, увязывая их цветовые соотношения с фоном и с плоскостью, на которой они стоят. Третья, завершающая, прокладка должна объединять все тональные отношения наложением полутонов, усиливая тени собственные и падающие, выявляя объем предметов и давать их характеристику по цветам и различным материалам.
В работе акварельными красками можно использовать и другой способ - работу по сырому, вливание одного цвета в другой.

Все, кто рисует с натуры, обязательно проходят через разные этапы усложнения работы. Процесс обучения рисунку на определенном этапе связан с рисованием натюрморта (от франц. nature morte — мертвая натура).

Мир природы и вещей, окружающих человека в повседневной жизни, — неисчерпаемая сокровищница форм и цветовых оттенков. Простота и пластическое совершенство бытовых предметов, утонченность и нежность цветов, своеобразное строение и сочность фруктов и овощей и многое другое всегда были объектами внимания художников. Рисунки и произведения живописи, в которых воплощаются в образную форму бытовые предметы, орудия труда, овощи, фрукты, снедь, дичь, букеты цветов и т.п., называются натюрмортами.

Натюрморты могут быть «увиденными» прямо в жизни и «поставленными» специально для решения разных изобразительных задач. И те, и другие привлекают внимание, поэтому натюрморту уделяют столь много места в изобразительном творчестве, что он стал по праву самостоятельным жанром. «Увиденный» натюрморт — это изображенное художником природное группирование предметов, а «поставленный» — составленное из сознательно подобранных предметов, необходимых для воплощения определенного замысла автора.

Изображение натюрморта имеет свою определенную закономерность и методическую последовательность. Совершенно непозволительно, например, лишь начав рисунок, заняться детальной проработкой незначительных мелочей, если не определена еще основная форма, не решена тональная идея постановки. Это сразу же приводит к дробности рисунка, которую потом неопытному рисовальщику исправить невероятно трудно и подчас невозможно. Кроме того, подобная спешка ведет к ошибкам в пропорциональных отношениях, а отсюда — к неудаче, неверию в свои силы и разочарованию.

Помните, что в изобразительной практике существует проверенный метод последовательной работы над рисунками, основанный на принципе: от общего к частному и от частного вновь к обогащенному деталями общему.

Рис. 21

Работа над натюрмортом начинается с отбора и размещения определенных предметов: в нашем задании — гипсовая модель призмы и деревянная ваза для карандашей, кистей и т.п. (рис. 21). Отбор компонентов натурной постановки должен быть логически оправданным, наполненным смысловой связью. Вещи желательно выбирать выразительные по форме и объему.

После того как натюрморт поставлен, вы выбираете определенное место, откуда постановка хорошо видна (мы уже говорили о наиболее оптимальном расстоянии от рисующего до натурного объекта: оно должно составлять примерно три размера самой натуры).

Выразительность и правдивость изображения натюрморта зависят от вашей способности наблюдать, компоновать, строить рисунок, моделировать его тоном и т.д.

Перед непосредственной работой над рисунком целесообразно выполнить одну-две зарисовки постановки для поиска рациональной и эффектной компоновки изображения на бумаге. Зарисовки желательно выполнять быстро, основываясь на первом, еще очень свежем впечатлении от постановки, стремясь передать в них характерные особенности натуры, взаимосвязь и пропорции формы каждого предмета, отношение площади изображения к площади формата листа.

После того как в зарисовке вы определили композицию изображения, можно перейти к непосредственной работе на формате. Учитывая характер постановки, вы уже выбрали формат — горизонтальный или вертикальный.

Рис. 22

Теперь перед вами стоит задача пройти несколько этапов рисования натюрморта. Таких этапов, т.е. отдельных моментов — стадий или ступеней в развитии чего-либо, в работе над рисунком обычно не более четырех.

Безусловно, начальным этапом любого изображения является композиционное размещение его на листе бумаги. У вас уже есть зарисовка, используйте которую отнюдь не механически.

Здесь главное место уделяется определению всей ширины и всей высоты предметов сразу для ограничения поля изображения, тут же намечаются легкими линиями позиции каждого из тел относительно друг друга и плоскость, на которой они поставлены.

На следующем этапе рисования натюрморта вы должны уточнить место каждого из двух предметов в изображении и определить их пропорциональные отношения. В этом промежутке работы выявляйте также конструктивную основу формы. Здесь решение всех задач данного этапа изображения основывайте на внимательном анализе постановки. Форму стройте пока одними линиями, видя свой рисунок «каркасным», но соблюдайте известную меру, чтобы они у вас не выглядели всюду одинаковой толщины (рис. 22).

Третий по счету этап работы проведите как дальнейшее уточнение формы тел, имеющих объемность и рельефность. Эти признаки предметов воспринимаются только при условии светотени. Поэтому вам надлежит не только наметить большой свет и большую тень, но и определить легкими штрихами все основные градации (постепенные расположения) светотени. Об этих закономерностях распределения света, полутонов , собственной и падающей теней говорилось в учебнике не один раз, и вы о них знаете. Нужно только внимательно следить в натуре и сравнивать на бумаге, насколько один предмет темнее или светлее другого. Помимо этого не забывайте также о различии в рисунке технических приемов работы карандашом, чтобы уже на этой стадии рисования выявить различие фактур предметов. Все вместе взятое и рассмотренное с позиций перспективного построения, объемности и рельефности форм, тонового решения, материальности ведет вас к последнему этапу работы над рисунком натюрморта (рис. 23).


Рис. 23

Заключительный этап предусматривает процесс завершения работы — обобщение всего линейного и тонального строя изображения. Если передний и дальний планы прорисованы подробно, оба тела постановки разрушают цельное восприятие рисунка, нет мягкости переходов в моделировке формы тоном, то такое изображение нуждается в доработке, которая и является обобщением. В таком случае необходимо смягчить дальний план, разрушить в нем четкие границы (создать впечатление глубины), «приблизить» к переднему плану один предмет и «отдалить» другой, где-то в нужном месте высветлить, в ином, наоборот, уплотнить тон и таким образом добиться цельности рисунка (рис. 24).

Все этапы работы над рисунком натюрморта не являются оторванными друг от друга стадиями изображения. Здесь проходит последовательный, логически обусловленный единством и неделимостью процесс, следствием которого должен быть правильно скомпонованный, верно построенный, в меру проработанный тоном, выразительный учебный рисунок натюрморта.

А теперь очень подробно рассмотрим, как протекает процесс создания рисунка натюрморта, составленного из гипсового геометрического тела — шестигранной призмы и деревянной вазы для хранения рисовальных инструментов.

После того как формат выбран, определяют, какого размера будет нанесено на бумагу изображение, тем более, что в предварительных зарисовках вы ищете пропорциональные соотношения изображения и формата. Пропорции вплетаются в -зрительное восприятие в соответствии со строением глаза и принципами его работы. Каждый рисующий определяет отношения величин и, не удивляйтесь, отличает среди них отношение «золотого - сечения». Вы видите в постановке, что стоящая вертикально ваза смотрится более предпочтительно, нежели лежащая под углом к ней призма. Значит, в своем рисунке вазе вы уделите особое внимание, и размещение изображения на бумаге станете связывать с ней. Она-то и расположится в рисунке не иначе, как в отношении пропорций «золотого сечения».

Такой характер зрительного восприятия подтверждается многочисленными опытами, проводившимися в разное время в ряде стран мира.

Немецкий психолог Густав Фехнер в 1876 г. провел ряд экспериментов, показывая мужчинам и женщинам, юношам и девушкам, а также детям нарисованные на бумаге фигуры различных прямоугольников, предлагая выбрать из них только один, но производящий на каждого испытуемого самое приятное впечатление. Все выбрали прямоугольник, показывающий отношение двух его сторон в пропорции «золотого сечения» (рис. 25). Опыты иного рода продемонстрировал перед студентами нейрофизиолог из США Уоррен Мак-Каллок в 40-х годах нашего века, когда попросил нескольких добровольцев из числа будущих специалистов привести продолговатый предмет к предпочтительной форме. Студенты некоторое время работали, а затем вернули профессору предметы. Почти на всех из них отметки были нанесены точно в районе отношения «золотого сечения», хотя молодым людям совершенно не было ничего известно об этой «божественной пропорции». Мак-Каллок потратил два года на подтверждение этого феномена, так как сам лично не верил, что все люди выбирают эту пропорцию или устанавливают ее в любительской работе по изготовлению всевозможных поделок.

Рис. 24

Интересное явление наблюдается при посещении зрителями музеев и выставок изобразительного искусства. Многие люди, сами не рисовавшие, с поразительной точностью улавливают даже малейшие неточности в изображении предметов в графических изображениях и в живописных картинах. Это, вероятно, признаки эстетического чувства человека, которое «не согласно» с разрушением гармонии формы и пропорций. Не с таким ли требованием чувства прекрасного связывается феномен «золотой пропорции» (как только не называют эту пропорцию — «божественной» «золотой» «золотым сечением», «золотым числом»)? Не зря, видно, во все века цивилизации человечества «золотая пропорция» возводилась в ранг главного эстетического принципа.

Для вас композиционные основы построения рисунка натюрморта не должны быть камнем преткновения, ибо человек наделен способностью хорошо видеть окружающую обстановку в пределах поля ясного зрения (под углом 36°). Именно пропорциональные величины в пределах поля ясного зрения хорошо различаются глазами, и ваша задача распознать их, чтобы правильно построить рисунок. Дело в том, что рисующий человек видит предметный мир так же, как и не рисующий. Однако, если вы возьмете произвольную точку зрения для построения рисунка, произойдет искажение. Вам надо помнить, что в построении изображения все взаимообусловлено: точка зрения, поле ясного зрения и расстояние до предметов изображения. Значит, в процессе компоновки изображения нужно выделить такую часть замкнутого пространства (листка бумаги), которое включало бы предметы натюрморта и часть окружающей среды (фона). Объекты изображения не должны быть ни слишком большими, ни маленькими. Иначе крупное изображение «выходит» из формата, а маленькое «тонет» в нем. Чтобы подобного не произошло, старайтесь рассматривать лист бумаги и размеры изображения как единое целое композиционного решения рисунка натюрморта.

После организации плоскости бумаги предметы нужно нарисовать так, как их видит глаз и как они существуют в действительности. Для этого вы уточняете перспективные изменения формы вазы и призмы и одновременно пытаетесь сразу понять их объективное устройство, конструкцию, анализируете условия освещения. Светотень на предметах распределяется по тем же законам, с которыми вы познакомились при рисовании гипсовых моделей геометрических тел.

Каждый рисунок является одновременно новым познанием предметного мира, которое сопровождается овладением знаниями, приобретением опыта, новых навыков и моторикой движений руки. Разместив рисунок на плоскости и передав пока в легких линиях границы формы каждого из двух предметов и такими же легкими штрихами наметив объемность вазы и призмы, вы продолжаете работу, переходя к следующему этапу. Теперь вы продолжаете дальше уточнять характерные особенности формы, все время сравнивая рисунок с натурой. Затем приступаете к работе отношениями, предусматривающими определение правильных пропорций, соотношение пространственных планов, деталей и целого.

Рис. 25

Метод работы отношениями дает возможность рисовальщику овладеть знаниями и умениями в той степени, в какой они влияют на развитие человека как художника-профессионала.

Итак, первые стадии вашего рисунка: решить задачи компоновки, наметить общий силуэт натюрморта, выделить оба предмета и показать пропорции, одновременно почувствовать связь форм, соответствие их общему строю изображения. При работе отношениями уточняют рисунок, сравнивая и сопоставляя, т.е. соизмеряя изображение с целым и частей друг с другом. На этом же этапе ведения рисунка вы должны приступить и к выявлению объемности и рельефности форм объектов изображения, прорабатывая их по принципу — от общего к частному. Только так вы будете все время видеть целое — ив строении, и в пропорциях, и в тоне.

Когда у вас появилась убежденность в верности рисунка и правильности намеченных светотональных отношений, можете смело переходить к моделировке формы постепенно насыщаемым плотностью тоном.

На этом важном этапе работы — передача правдивого изображения натюрморта, каким его видит наш глаз и как он существует в пространстве, — нужно все время видеть натуру цельно, т.е., прикасаясь карандашом к тому или иному месту в рисунке, не терять из виду всю постановку и весь рисунок в целом. Все время помните, что вы накапливаете знания, умения и навыки постепенно и последовательно и соответственно ведете работу над натюрмортом. Тональные отношения в натуре не могут быть в точности переданы в рисунке из-за несоответствия подлинного света и белизны бумаги друг другу. Передать их можно только путем следования пропорциональным натуре отношениям светотени, и вы знаете, что от такой передачи зависит качество тонального рисунка.

Во время моделирования рисунка тоном, когда вы всю работу ведете от общего к частному, непременно наступает момент, связанный с большим желанием взяться за окончательную проработку того или иного места изображения, которое очень привлекательно в постановке. Вот здесь и переходите к частному, соблюдая принципы рисования.

В практике как учебного, так и творческого рисования встречаются два часто соприкасающихся друг с другом технических способа прокладки карандашом тона на бумаге — штриховка и тушевка.

Штриховка в отличие от тушевки имеет свои ярко выраженные особенности. Опытный рисовальщик может достичь только ею передачи всех тональных и материальных свойств натуры. При этом он пользуется разнообразными по следу карандаша на бумаге штрихами — прямыми и изогнутыми, короткими и длинными, накладывающимися друг на друга в несколько слоев. Следовательно, под штриховкой следует понимать приемы нанесения тона штрихами. Направление штриховки в рисунке очень существенно. Направленными по форме предмета штрихами можно добиться объемности и, наоборот, бессистемно накладываемыми форма разрушается, изображение покрывается бесформенными пятнами.

Мастера рисунка часто пользовались тушевкой — приемом растирания карандашного слоя, плашмя нанесенного грифелем, по поверхности бумаги для получения мягкого сплошного тона с помощью либо растушевки, либо тампонов из бумаги и очень часто ваты. Таким приемом весьма часто и эффектно пользовался Илья Ефимович Репин .

В процессе работы, связанной с передачей светотеневых отношений, определяют самое светлое и самое темное места в натурной постановке и, придерживаясь их как тональных ориентиров, постепенно набирают необходимую светосилу. И все время нужно сравнивать и еще раз сравнивать рисунок с натурой. Для этого можно даже отойти от рисунка на небольшое расстояние, чтобы с несколько отдаленной точки зрения видеть свою работу. Есть еще один прием для сравнения — посмотреть на рисунок в зеркало, находясь вполоборота к изображению. В зеркале должен отражаться также натурный объект. Такое сравнение может помочь увидеть допущенные ошибки в тоне и устранить их. Прием с зеркалом эффективен еще и потому, что он позволяет увидеть свою работу с неожиданной стороны. Каждый рисующий не только привыкает к своему изображению, но и часто, в силу неопытности и еще неумелости, перестает замечать серьезные просчеты в рисунке, не говоря уже о тоне. Такой неожиданный взгляд поможет сразу увидеть тот или иной недостаток, на который оказалось трудно обратить внимание из-за неумения критически отнестись к собственному рисунку.

Последняя стадия работы над рисунком натюрморта связана с умением рисовальщика завершить изображение, т.е. привести изображение в соответствие с общим зрительным впечатлением при цельном восприятии натурной постановки.

Контрольные вопросы
  1. Что такое натюрморт?
  2. Сколько стадий работы по рисованию натюрморта необходимо пройти?
  3. Что вы понимаете под термином «компоновка»? Какую роль компоновка играет в рисунке?
  4. Почему натурную постановку нужно воспринимать не по частям, а цельно?
  5. Что значит наносить штрихи по форме?
  6. В чем состоит методическая последовательность работы над натюрмортом?
  7. Как понимать термин «обобщение рисунка»?

1 рис. Итак, на этом мастер-классе вы поменяете отношение к цветным карандашам вовсе! Цветные карандаши - очень удобный в использовании материал, ведь в вашем распоряжении может быть очень большое количество оттенков, включая и те, которые появятся посредством наложения цветов друг на друга. Но используя карандаши, надо знать их особенности, например, не следует давить на карандаш вначале работы, иначе и не сотрешь и не перекроешь другим цветом. С этим материалом надо пользоваться принципом - от светлого к темному. Но сначала давайте закомпонуем натюрморт. Начнем с линии горизонта. Затем при помощи линии геометрических фигур наметим примерную форму наших предметов композиции. Начнем с блюда.

2 рис. Вы молодцы! А теперь нам важно построить блюдо под фрукты правильной формы. Находим центральную ось, она должна быть прямой и ровной, на ней находим точку на уровне предполагаемой горловины блюда и проводим через точку горизонтальную линию, то же проделываем у основания ножки блюда. Очень хорошо! Берем линейку и отмеряем равные части от оси по горизонталям. Делаем эллипсы и соединяем линии. Смотрите рисунок. Стираем вспомогательные линии и обводим блюдо.

3 рис. Найдите направление фруктов, используя, при этом диагональную ось и уточните формы и детали яблока, груши и сливы. А виноград начните рисовать с кисти, после его по форме, сверху вниз добавляя овальные виноградины, некоторые из них для реалистичности заходят друг за друга. Пририсуйте хвостики.

4 рис. Прежде чем приступить к работе с цветом, напомню это не раскраска и вы должны накладывать штрих, а не раскрашивать! На этом этапе на карандаши надо давить в полсилы. Штриховать надо только по форме предмета. Берем карандаши и наносим основные оттенки предметов, смотрите на рисунок.

5 рис. На этом этапе вы должны добавить предметам натюрморта плотности, посредством внесения новых оттенков. Ваш штрих теперь имеет большее значение, так как важно сделать натюрморт более реальным. Надо углубить тени, используя синий, фиолетовый, зеленый и коричневый цвет. Покажите падающую тень от предметов и стол штрихами. Поработайте над деталями.

Мастер-класс по рисованию натюрморта для учащихся начальной школы

Терешкова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №36 имени генерала А. М. Городнянского г. Смоленска.
Описание: Данный мастер-класс будет полезен педагогам начального образования, а так же тем, кто хочет научиться рисовать с нуля. Предназначен для детей младшего школьного возраста, начинающих художников.
Цель: формирование основ изограмоты, знакомство с жанровой живописью на примере натюрморта.
Задачи:
- познакомить детей с особенностями жанра живописи - натюрморта;
- учить поэтапно выполнять рисунок натюрморта;
- формировать такие понятия как композиция, свет-тень, объем в рисунке; учить правильно применять их в своей работе.
Материалы:
- бумага А4, краски акварельные, карандаши акварельные, простой карандаш, ластик, баночка для воды.

I. а) Ребята, все из вас конечно же были в музеях, картинных галереях, рассматривали работы художников. Все они разные. Думаю, вы без труда скажете, как можно назвать такую картину (имеется в виду жанр) (показ пейзажей) , а такую? (показ портрета) . Вот ещё одна работа. Что на ней изображено? Как назвать её (жанр)? (Натюрморт).
При затруднении с ответами или для продолжения беседы можно использовать стихотворение А. Кушнера:

Если видишь на картине
Нарисована река
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется ПЕЙЗАЖ.

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь из нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется ПОРТРЕТ.

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Значит, это НАТЮРМОРТ

Итак, мы поговорим с вами о натюрморте. Стихотворение, которое вы услышали, несколько шуточное, но если вы его запомните, то всегда будете знать, что может быть изображено в натюрморте.
Что это может быть? (Дети называют, что может быть изображено в натюрморте).
Я хочу показать вам замечательные работы различных художников (Например: П. Клас “Трубки и жаровня”, А.А. Дейнека “Флоксы и гвоздики”, Б. Аст “Натюрморт с фруктами” и др.). Все они относятся к жанру натюрморт.

П. Клас “Трубки и жаровня”


Б. Аст “Натюрморт с фруктами”

Как вы думаете, почему? Ведь картины все разные? Может есть что-то, что их объединяет? (Изображены окружающие нас предметы, вещи).

б) Но каждая картина имеет свой характер, неповторимые черты. (Показ двух букетов: Я. Хейсум, Зори Н.).


Я. Хейсум


Зори Н.

Давайте всмотримся в наши букеты. Казалось бы нет ничего проще, нарисовать букет цветов, но как по-разному сделали это художники. Чтобы вам было легче это увидеть, я прочитаю два описания, а вы определите, какое из них подходит к первой картине, какое ко второй.
- Представьте, что мы находимся уже не в классе. Мы перенеслись в ту комнату, где стоят наши вазы с цветами. Прохладное летнее утро. Только что срезанные цветы, пахнущие утренней свежестью, опущены в студёную воду… Солнце непослушными лучами играет лепестками цветков…
- Полумрак. Старая лампа освещает чуть поникшие бутоны цветов. Живительная влага иссякает. Но где-то в глубине ещё борется жизнь…
Почему вы именно так распределили описания? (Дети делятся своими мыслями, впечатлениями).
Молодцы! Видите, как хорошо вы уже разбираетесь в натюрмортах.
в) Скажите, а зачем художнику понадобилось изображать в картине обычные предметы: стакан, яблоко, какой-нибудь старый кувшин?
Художник в своей картине передаёт не просто предметы, но и свои чувства, красоту порой ничем не привлекательных вещей, чтобы другие люди научились всматриваться в них, любоваться ими.
II. а) Мы уже сказали, что натюрморт – это жанр изобразительного искусства, и что художники, работающие в этом жанре, чаще всего изображают плоды, букеты цветов, разные предметы и т.д. Но такие натюрморты, как мы видим сейчас, были не всегда.
Раньше натюрморты не писали вообще, т.к. предметы окружающего мира не вызывали особого интереса. Однако, познавая мир, человек открывал для себя много нового, загадочного, интересного, самые обычные вещи открывали для него свои необычные стороны.
Натюрморт, каким мы видим его сейчас, возник не сразу. Вначале это были лишь отдельные элементы картины.
Своего расцвета натюрморт достигает в работах голландских художников 17в.
б) Голландцы называли свои работы “тихая жизнь”. И действительно, этим картинам очень подходит такое название (П. Клас “Завтрак с рыбой”) или лучше сказать, жизнь застывшая, остановившаяся на мгновение.


П. Клас “Завтрак с рыбой”

Присмотритесь, вода в бокале, луч света, аромат лимона, звон опрокинутой посуды словно застыли на мгновение. Но через миг лучи света будут вновь скользить по стене, обводя своим невидимым взглядом бокалы, начищенные до блеска блюда, и “тихая жизнь” пойдёт своим чередом.
Интересно, что названия у натюрмортов примерно одинаковые: “Завтрак”, “Десерт”, “Рыбы” и т.п.
Были времена, когда к натюрморту относились пренебрежительно и называли “мёртвая натура”. Однако “тихая жизнь” вещей, загадочная, скрытая от посторонних глаз, заинтересовала художников больше. Натюрморты стали писать художники разных стран, в том числе и России.
в) В начале прошлого века натюрморты писал И.И. Машков. С детства он любил рисовать, хотя многим это казалось никчёмным делом. Машков занимался тем, что рисовал вывески для магазинов, торговых лавок. Он нигде этому не учился, и когда однажды учитель рисования спросил уже 18-летнего юношу, хочет ли тот учиться рисованию, Машков ответил: «А разве этому учатся?» После этого Машков решительно стал на путь будущего художника.
Я покажу вам один из его натюрмортов “Ананасы и бананы”.


И. Машков. “Ананасы и бананы”

Присмотритесь, главное здесь – не простое изображение предметов. Давайте представим, что бы мы почувствовали, если бы перед нами на столе лежали эти фрукты. Потрогаем кожуру ананаса, почувствуем аромат только что отрезанного сочного кусочка. Обратим внимание, как художник изображает стеклянный стакан, тарелку…
(Как результат сравнения можно отметить, что рассмотренные натюрморты, голландские и русские, различающиеся временем написания, легки для восприятия, эмоциональны. Художники, мастера своего дела, сумели донести красоту материального мира до зрителя).

III. Итак, мы познакомились сегодня ещё с одним жанром изобразительного искусства (живописи). С каким? (Натюрморт).
Что нового мы узнали?
– Как раньше художники называли натюрморт?
– Зачем стали писать натюрморт? (повторить)
– Понравились ли нам натюрморты и почему?
(Натюрморты дают возможность окунуться в историю, посмотреть, как жили люди в той или иной стране в разное время. Натюрморт говорит нам о чувствах художника, помогает увидеть нам то, что в обыденной жизни может быть не замечено).

Инструктаж.
Итак, сегодня мы будем с вами учиться рисовать натюрморт. Нам нужно постараться к концу занятия завершить нашу работу. Нам понадобятся альбомы, простые карандаши, краски и акварельные карандаши.


1. Расположим лист вертикально и проведём линии, так, как я покажу. Эти линии будут очень важны для нас. Они делят лист на части: верх-низ, лево-право. Верх – это наш будущий задний план, низ – поверхность, на которой мы расположим предметы. Давайте посмотрим, где на листе мы расположим наши предметы, где мы их нарисуем. Покажите ладошкой это место.


2. Теперь мы с вами зафиксируем то место, где будем рисовать, чтобы нам его не потерять. Легко проведём линии.
Но это только контур, а нам надо нарисовать предметы.


3. Рисуем горшочек. Покажем, что он объемный.


4. Нарисуем грушу на переднем плане.


5. Следующий шаг. Аккуратно сотрем все лишние линии. Акварель не любит ластик. Основа натюрморта готова.


6. Этапы 6 - 12 – работа в цвете. Затонируем фон.


7. Наносим тон на горшок. Покажем самые светлые места – блики света.


8. Аналогично наносим тон на грушу. Делаем акцент на блики.

Как нарисовать натюрморт- начнем с простого, скажем, с подготовительного этапа и постепенно подойдем к рисованию самого натюрморта. На данном этапе, для лучшего понимания того, что мы делаем, предлагаю несколько следующих упражнений. Вы же не единственный натюрморт рисуете и тем более не на скорость? Вам ведь нужны хорошие знания, которые могут дать хорошую практическую базу, верно? Тогда рассмотрим тему- как нарисовать натюрморт с этих упражнений.

Развитие способностей пропорционального видения через сравнительный анализ объемов:

Находите то- ли бутылки, то- ли банки- без разницы что, только не очень сложное. Выстраиваете их вряд штук четыре- шесть и тренируете глаз. Попытайтесь проанализировать высоту и ширину каждого предмета и их соотношение друг к другу. Поначалу можно рисовать только контуры. Все предметы рисуем на предметной плоскости. Вот так:

Задание еще:

Делаете рисунок мятого листа бумаги, картона, с анализом плоскостей излома. Заметьте, что каждая грань напоминает грань кубика . Когда вы это понимаете, задание не кажется сложным. Это упражнение очень полезно для развития глазомера. Вот так:

Задание посложнее:

Как нарисовать натюрморт

Вот мы и плавно перешли к рисованию самого натюрморта. Но теперь вы уже более подготовлены хорошо воспринимать материал. Рисуем натюрморт с учетом размещения композиции в листе (см. композиция в рисунке). Ловим характер натюрморта- то-ли он вытянут в длину, то-ли в ширину. Обязательно с учетом предметной плоскости, потому-что все предметы лежат на ней, а не висят в воздухе. Находим границы натюрморта в листе, отступая от верха листа сантиметров 10, по бокам по 7 сантиметров, снизу- 3см. Не спешите, главное- правильно начать, чтобы в последствии не "запороть" всю работу. Не спешите, ведь сейчас мы находим основные пропорциональные соотношения натюрморта:

Когда с учетом пропорций вы определили границы натюрморта в листе, самое время находить границы и пропорциональные соотношения каждого предмета в отдельности. Пропорции мы устанавливаем по трем точкам. Ни в коем случае не начинайте вырисовывать детали натюрморта, ложить штриховку. Если в последствии вы заметите, что где-то не уловили пропорции, придется стирать все, что вы там подорисовывали. В результате, работа в самом начале будет затерта и неизвестно, какова будет вконце:

Если вы все сделали правильно, отдохните, попейте чаю, словом, делайте что-нибудь, чтобы не смотреть на работу и дать глазам отдохнуть. Поверьте, через 20-30 минут вы увидите то, чего не видели раньше. Если где-то обнаружили ошибку- исправьте, еще не поздно. Если все в порядке- едем дальше.

Когда найдено место в листе каждому предмету вашего натюрморта, посмотрите на композицию: каждый предмет несет в себе геометрические формы или сочетание их. Прорисуйте четче каждый предмет, понимая, что каждый предмет несет в себе основу какой- то геометрической формы. Рисуйте с учетом перспективы. Здесь не нужно переусердствовать с нажимом карандаша. Рисуйте карандашом графитным Т, ТМ, чтобы рисунок был прозрачный и чистый.

Ложим штриховку:

Дальше приступим к штриховке . Определим, где у нас в натюрморте свет и тень. Сейчас нам полутона не нужны. Свет не трогаем, а тень со всеми полутонами заштриховываем карандашом. Не черните, иначе для последних самых темных падающих теней у вас не хватит силы карандаша.

После того, как мы определили свет и тень, самое время вспомнить все упражнения, которые мы изучали в разделе основы рисунка. Ложим штриховку по предмету, где светотень будет распределяться по форме предмета. Предметы, удаляясь в перспективу будут прорисовываться мягче. Передний план выделен. Если сложно, то вернитесь на страницу основы рисунка и еще раз все повторите. В принципе, у вас должно получиться так: