Как снимался фильм "жестокий романс". Когда и где снимали «Жестокий романс»? История съемок, интересные факты Лариса Гузеева о своей роли

Этой экранизации пьесы Островского «Бесприданница» вполне могло и не быть, если бы у Рязанова не образовалась творческая пауза после картины . «Не то чтобы я не любил этой пьесы... Она, как принято говорить, не находилась в русле моих режиссёрских интересов, — рассказывает Рязанов. — Больше того, я читал пьесу очень давно, в школьные годы, и с тех пор не возвращался к ней... Моя ныне покойная супруга Нина посоветовала мне прочитать “Бесприданницу”. У соседа по дачному посёлку сценариста Эдуарда Володарского нашлась книга. Я прочитал. Словно в первый раз. И понял: буду снимать». То, что Паратова и Карандышева (главных мужских героев) должны играть Михалков и Мягков , режиссёр решил для себя сразу.

Андрей Мягков и Лариса Гузеева

«Рязанов прислал мне сценарий, к которому была приложена записка: “Если ты и Андрей Мягков будете сниматься, я буду снимать картину, а если нет, то не буду”, — поделился с “АиФ” Никита Сергеевич. — Разумеется, такая режиссёрская позиция очень льстит актёрскому тщеславию, но после я понял всю суть его беспокойства. Опасность нас ждала огромная...» Дело в том, что уже существовало две экранизации «Бесприданницы», и риск снять вторичное кино был очень высок.

«Снималась картина на Волге, в Костроме, и это было чудесное время, — вспоминает Михалков. — В тех местах я впервые почти физически ощутил свои корни по отцовской линии, и вместо отведённых трёх недель я, отложив все дела, провёл там два месяца». Сам Никита Сергеевич умалчивает, но, по воспоминаниям съёмочной группы, Михалков регулярно устраивал разгульные банкеты за свой счёт (однажды местные жители даже вызвали милицию), много пел под гитару, а когда задержали зарплату (такое в советском кино случалось), достал охотничью лицензию и отправился на охоту. Медведя, которого он добыл, ели несколько дней всей съёмочной командой.

Алексей Петренко, Никита Михалков, Георгий Бурков и Виктор Проскурин на съемках фильма «Жестокий романс», 1984 г. Фото: РИА Новости

«Жестокий романс» стал дебютом и визитной карточкой для актрисы Ларисы Гузеевой , которая исполнила роль Ларисы Огудаловой. Однако у Рязанова были большие сомнения по поводу того, справится ли она с ролью. «У Ларисы привлекательное лицо, огромные глаза, стройная фигура, и в ней существует какая-то экзотичность, — вспоминает мэтр. — Но не во всём я был уверен, когда утверждал её на роль. Однако все актёры-партнёры проявили доброе отношение к молодой артистке... Поначалу её профессиональное невежество было поистине безгранично, но когда снимались последние эпизоды, работать с ней стало значительно легче».

Драка за классику

«Гузеева — замечательная партнёрша! Но это была её первая картина, — говорит Михалков. — Дебют среди таких высоко-профессиональных “монстров” — Мягков, Фрейндлих, Петренко — был невероятным испытанием. Но Гузеева пришла на картину с “опытом имени”: её мама, как мне рассказывала сама Лариса, назвала её именно в честь Ларисы Огудаловой. Так что здесь даже некая сакральная связь существовала. Ещё во время съёмок картины, понимая, что для Ларисы этот фильм может стать выигрышным лотерейным билетом, я неоднократно говорил ей: “Не снимайся нигде, пока не выйдет фильм! Не давай возможности узнать тебя другой, прежде чем тебя не узнают такой”. Лариса ответила, что это невозможно, потому что ей нужны деньги, и т. д. Я предложил свою помощь. Но, видимо, жажда славы и женское честолюбие одержали верх, и Лариса снялась в одной или двух картинах до выхода “Романса”. Картины эти, мягко говоря, были слабыми. Это, на мой взгляд, несколько смазало успех, который пришёл к ней после выхода фильма Рязанова».

Лариса Гузеева на съемках фильма. Фото: www.russianlook.com

«Название фильма “Жестокий романс” появилось сразу, как только я принял решение об экранизации, — утверждает режиссёр. — Я как поклонник старинных романсов поначалу решил использовать только их. У Островского Лариса поёт “Не искушай меня без нужды”. В фильме Протазанова — “Нет, не любил...”. Я тоже сначала хотел использовать “Я ехала домой”, “Снился мне сад...” и другие. Но перечитал моих любимых поэтесс: Цветаеву, Ахмадулину. И понял — то, что надо. А романс “Я, словно бабочка к огню...” от отчаяния написал сам. Тут же и Киплинг с “мохнатым шмелем” оказался к месту».

Никита Михалков

Романс «Мохнатый шмель» в исполнении Михалкова на многие годы стал настоящим национальным хитом, как и сама картина. Впрочем, положительно фильм приняли не все... «Я прекрасно помню, как маститые литературоведы клеймили Рязанова за то, что он исказил смысл пьесы великого русского драматурга, — говорит кинокритик Виктор Матизен . — Существовала целая армия “бойцов”, которая охраняла классику от экранизаций. Они готовы были стрелять по любому, кто хоть чуть-чуть отклонялся от первоисточника. Так что Рязанову досталось по полной программе. Разговоры о том, что сегодня нет столь же удачных экранизаций русской классики, не совсем справедливы. Хорошие экранизации появляются, просто вокруг них шума гораздо меньше, чем раньше. Да и выходят они преимущественно в телеформате, поскольку зритель в массе своей переместился из кинотеатров к телевизору».

в
Сценарист: Эльдар Рязанов
Оператор: Вадим Алисов
Композитор: Андрей Петров
Художник: Александр Борисов
Премьера фильма состоялась: 23 ноября 1984

«Решение Эльдара Рязанова экранизировать знаменитую пьесу А.Н. Островского «Бесприданница» было неожиданным для поклонников его комедийного таланта. В «Жестоком романсе» режиссер собрал блестящий актерский ансамбль. Художник А.Борисов создал для фильма удивительно достоверные интерьеры купеческих особняков, пароходных кают, ресторанов ХIХ века. Оператор Вадим Алисов (чья мать в 30-х сыграла «Бесприданницу» у Якова Протазанова) в багровых контражурах осеннего солнца снял восхитительные по колориту и настроению пейзажи…

Казалось бы, все предвещало удачу. Но окружение — окружением, но главная героиня в «Бесприданнице», как известно, Лариса. На эту роль была приглашена тогдашняя дебютантка Лариса Гузеева. Как и прежде, режиссер хотел открыть новое актерское имя. Ведь именно с его легкой руки к Людмиле Гурченко и Ларисе Голубкиной сразу после дебютов пришла известность…

Отрывок из фильма «Жестокий романс»- Утреннее объяснение Паратова.

Лариса Гузеева очень старалась. Но помимо темпераментных сцен есть у нее эпизоды, сыгранные скованно, без вдохновения, излишне сентиментально и мелодраматично. Видимо, ощущая это, режиссёр в эпизодах с участием Ларисы смещает акценты, позволяя солировать её партнерам. Так возникают на экране сцены, где самоуверенный красавец Паратов (Никита Михалков), улыбаясь,стоит под дулом пистолета бравого гвардейца, где поют и пляшут цыгане…

Впрочем, возможно, мелодраматизм, избыточность чувств «жестоких романсов», столь часто звучащих в фильме, и были отправной точкой замысла экранизации? Если так, то это многое объясняет. К примеру, становится ясной кричащая надрывность финала. Когда смертельно раненная Лариса медленно сползает по стеклянной поверхности ресторанного окна, полузакрытыми глазами встречая окаменевшие от ужаса лица хозяев волжского городка, которые перед тем цинично разыгрывали ее в «орла или решку».

Чем ближе к финалу, тем выше становится температура страстей на экране, тем избыточнее, театральнее игра актеров. Если зритель воспринимает это как должное, как ностальгию по старинным романсам, то всё в порядке. Ну, а если он попытается задуматься — достаточно ли этого для обращения к русской литературной классике?»
Александр Фёдоров

Песни из кинофильма»Жестокий романс»

«А напоследок я скажу» Поёт Валентина Пономарева

«Мохнатый шмель» Поёт Никита Михалков

Когда осенью 1984 года на экраны страны вышел фильм Эльдара Рязанова “Жестокий романс”, режиссер обнаружил, что с первой постановки драмы Александра Островского “Бесприданница” 12 ноября 1878 года на сцене Малого театра в Москве на саму пьесу и ее последующие экранизации неизменно обрушивался шквал критики, по большей части незаслуженной и обидной. “Русские ведомости” в ноябре 1878 года писали: “Драматург утомил всю публику, вплоть до самых наивных зрителей”. “Автор не был вызван после представления пьесы, - вторили “Биржевые ведомости”. - Очевидно, что драма не увлекла зрителей”.

А ведь неслабые актеры играли: Гликерия Федотова, Михаил Садовский, Мария Савина, Мария Ермолова, - рассказал “МК” Эльдар Александрович. - Когда в 1936 году на экраны вышла “Бесприданница” Якова Протазанова, “Вечерняя Москва” писала, что фильм дает всего лишь слащаво-сентиментальную историю несчастной любви Ларисы к Паратову. Самого Паратова в исполнении Кторова журнал “Искусство кино” тогда назвал откровенным и прямолинейным пошляком. А рецензент Бродянский писал в “Красной звезде”: “Люди, окружающие Ларису, хозяева общества и их приспешники, показаны бледно”.

Вот и “Жестокому романсу” досталось. Критики от картины камня на камне не оставили. Рецензии были огромные и все без исключения погромные. В течение полутора месяцев “Литературная газета” посвящала в каждом номере целиком одну из страниц нашей ленте. Заголовки: “К чему? Зачем?”, “Всего лишь романс”, “Победитель проигрывает”, “Обман приобщения”.

Слов не выбирали, в выражениях не стеснялись. Об исполнителе роли Паратова Никите Михалкове в “Труде” было написано: “Чувствительный супермен (вспомните отнюдь не скупую мужскую слезу, сбегающую по его щеке под пение Ларисы) - вот что такое Паратов в фильме”.

Мне до сих пор непонятно, чем так раздражал критиков “Жестокий романс”. Может, так случилось потому, что консультантом у нас был знаток Островского Владимир Лакшин из журнала “Новый мир”, а все, кто налетел на нас, идеологически ближе были “Нашему современнику” и “Молодой гвардии”?.. Но где сейчас эти критики, а где “Жестокий романс”? Замечательный театральный режиссер Николай Акимов говорил: “Наша критика стреляет только по движущимся мишеням!”

“Фильм появился из-за смерти Брежнева”

Рязанов никогда и не думал браться за экранизацию “Бесприданницы”. “Не то чтобы я не любил этой пьесы… Она, как принято говорить, не находилась в русле моих режиссерских интересов. Больше того - я читал пьесу очень давно, в школьные годы, и с тех пор не возвращался к ней… После окончания фильма “Вокзал для двоих” образовалась пауза, которая в силу моего непоседливого характера не могла быть долгой.

Я стал думать о новой работе. У меня возникали разные идеи новых постановок. Среди них были булгаковский роман “Мастер и Маргарита” - вещь, о которой я давно мечтал. Но все проекты откладывались по разным причинам на неопределенное время”. (Из книги Эльдара Рязанова “НЕподведенные итоги”.)

В этот момент мне в руки попала пьеса Людмилы Разумовской “Дорогая Елена Сергеевна” - смелая и откровенная, - продолжает режиссер. - И я уже должен был делать по ней фильм. Директор киностудии “Мосфильм” Николай Трофимович Сизов, которому я дал прочитать пьесу, сказал: “Нас всех, конечно, потом посадят, но снимать это ты будешь”.

А в ноябре 1982 года умер генсек ЦК КПСС Брежнев. Никто не знал, что дальше и как будет при Андропове. Но съемки “Дорогой Елены Сергеевны” в Госкино решили отложить. Тогда моя ныне покойная супруга Нина посоветовала мне прочитать “Бесприданницу”. У соседа по дачному поселку сценариста Эдуарда Володарского нашлась книга. Я прочитал. Словно в первый раз. И понял: буду снимать.

На съёмках фильма «Жестокий романс»

“Паратова в Михалкове я увидел сразу”

“Еще в процессе чтения я сразу же представил себе исполнителей двух главных ролей. Я увидел в Паратове Никиту Михалкова, а в Карандышеве - и заручился предварительным согласием этих двух актеров”. (Из “НЕподведенных итогов”.)

Получив добро от Михалкова и Мягкова, я отправился к председателю Госкино Филиппу Ермашу, поскольку именно от него зависело, разрешат ли мне экранизацию, - вспоминает Рязанов. - Ведь она была повторной - со времен протазановской, любимой зрителями “Бесприданницы” прошло 47 лет. Немало! Однако у нашего зрителя была благодарная память. Но Филипп Тимофеевич пошел мне навстречу. Никаких проб не было, я заранее знал, кто кого будет играть. За исключением Ларисы Гузеевой.

И то, там было всего несколько претенденток, но пробы проходила только Лариса. Но мое видение персонажей не совпадало с принятым и устоявшимся за эти годы. Я, например, был уверен, что Харита Игнатьевна Огудалова - не монументальная купчиха, какой она была в фильме Протазанова в исполнении Ольги Пыжовой. Мне Огудалова виделась еще молодой женщиной лет сорока максимум. Да, она мать троих дочерей, но в те времена рожали рано. И она еще не прочь устроить свою личную жизнь.

А на руках три дочери. Одну выдала замуж за иностранца - неудачно, оказался шулером. Другая вышла замуж за грузина - он ее зарезал из ревности. Теперь надо младшую, самую дорогую, отдавать. Мне хотелось, чтобы, с одной стороны, Харита Игнатьевна вызывала сочувствие, с другой - внушала бы отвращение тем, что заискивает перед богатыми. Сыграть совокупность этих качеств, по-моему, могла только Алиса Фрейндлих.

На съёмках фильма «Жестокий романс»

“У Гузеевой был оренбургский говорок”

“Сама Лариса - существо, созданное для любви… Она простодушна в самом лучшем понимании этого слова. Романтична, но не лишена житейских прозаичных соображений. Бескорыстна, не гонится за богатством, но почему-то все-таки влюблена в персону состоятельную. Способна ради любви на любую жертву и одновременно ужасающе эгоистична… Лариса Гузеева - очень нервная, легко возбудимая натура. У Ларисы привлекательное лицо, огромные глаза, стройная фигура, и в ней существует какая-то экзотичность.

Не все в ней, конечно, устраивало, не во всем я был уверен, когда утверждал Гузееву на роль, но все актеры-партнеры проявили великолепную солидарность, доброе отношение к молодой артистке, поддерживали ее, ободряли, делились своим опытом… Поначалу ее профессиональное невежество было поистине безгранично, но когда снимались последние эпизоды, работать с ней стало значительно легче”. (Из “НЕподведенных итогов”.)

На съёмках фильма «Жестокий романс»

Сегодня, спустя без малого четверть века после съемок, Эльдар Александрович делится тайнами, оставшимися за кадром:

У вчерашней студентки ЛГИТМИКа до этого никогда нигде не снимавшейся, был еще и заметный оренбургский говорок. Это могло бы оставаться, но тогда все остальные персонажи должны были разговаривать в том же ключе. А меня это не устраивало. Я хотел показать в фильме большой волжский город, передать впечатление от Волги, которые у меня, урожденного самарца, остались с детства.

Прототипом города Бряхимова, где происходят события в “Бесприданнице”, на мой взгляд, мог быть Ярославль или Нижний Новгород. Не захудалый уездный городишко, как в “Ревизоре” у Гоголя, с курами и свиньями на улице, а крупный промышленный центр. Еще и поэтому, когда передо мной встал выбор, где снимать “Жестокий романс” - в Суздале или Костроме, - я выбрал последний вариант. Повторюсь: я снимал дворянскую картину, а в Суздале она бы получилась купеческой.

На съёмках фильма «Жестокий романс»

“Первая серия получилась из 11 страниц текста”

“Сценарий должен иметь романную форму. Обычно инсценировки делаются из романа или повести. Обратный же путь, выбор романной, повествовательной формы для переложения пьесы, - случай редкий… Если во время написания сценария я старался освободиться от Островского, от пиетета перед драматургом, от пут, которые возникали из-за почтения к классику, то во время съемок происходил обратный процесс. Если сценарий писался под лозунгом “Вперед от Островского”, то съемки осенял противоположный призыв: “Назад к Островскому!” (Из “НЕподведенных итогов”.)

В самом начале пьесы Островского на 11 страницах текста Кнуров и Вожеватов долго вводят зрителя в курс дела относительно того, что происходило в семье Огудаловых за последний год, - рассказывает режиссер. - Это огромный поток информации, с нюансами, деталями, прямой и косвенной речью других персонажей драмы. Вот я и решил заменить их рассказ показом.

Ни на йоту не отступив от Островского, я из этих 11 страниц написал всю первую серию “Жестокого романса”. Позже я выяснил, что пионером в этом смысле не был. Аналогичную попытку предприняли создатели несохранившегося фильма “Жизнь Барона”, в котором на экране восстановлено все случившееся с одним из героев горьковской пьесы “На дне”. На основе его рассказов по тексту Горького получилась картина о том, как блистательный аристократ дошел до нищенской жизни в ночлежке.

На съёмках фильма «Жестокий романс»

“Пономарева обиделась”

“Историю о бесприданнице я почувствовал как печальную песню, как грустный романс, как драматическую вещь, напоенную музыкой… Невозможно было назвать картину “Бесприданница” - одна уже была”. (Из “НЕподведенных итогов”.)

Название фильма “Жестокий романс” появилось сразу, как только я принял решение об экранизации, - утверждает режиссер. - Я как поклонник старинных романсов поначалу решил использовать только их. У Островского Лариса поет “Не искушай меня без нужды”. В фильме Протазанова - “Нет, не любил…”. Я тоже сначала хотел использовать “Я ехала домой”, “Снился мне сад…” и другие. Возникло ощущение вторичности. Потом перечитал моих любимых поэтесс: Цветаеву, Ахмадулину.

И понял - то, что надо. Не столь архаично. Одно стихотворение - “Я, словно бабочка к огню” - от отчаяния написал сам. Тут же и Киплинг с “мохнатым шмелем” оказался к месту. Замечательную Валентину Пономареву, чьим голосом в фильме поет героиня Гузеевой, мне нашла музыкальный редактор “Мосфильма” Раиса Александровна Лукина. Для Пономаревой это был не совсем обычный опыт. До того она пела в трио “Ромэн”, исполняла джаз, где слов не так много. А тут ей приходилось петь серьезные тексты. У нас с ней, кстати, произошла досадная размолвка после “Жестокого романса”. Тогда не было принято указывать, кто поет в фильме, а Валентина об этом не знала. Не увидев своего имени в титрах, обиделась, и мы потом долго не общались.

На съёмках фильма «Жестокий романс»

“Ради тумана изменили съемочный график”

“Все финальные эпизоды снимались во время рассветного тумана. Такое решение позволило уйти от ненужных реалий, создать своеобразную непроницаемую среду, некий вакуум, в котором происходили последние трагические события”. (Из “НЕподведенных итогов”.)

Этот туман мы придумали вместе с художником Александром Тимофеевичем Борисовым, - продолжает рассказ Эльдар Александрович. - И в один из дней на Волгу опустился как раз такой туман, какой нам был нужен. Несмотря на то что в производственном плане в тот день значилась съемка других сцен, я все переиграл, и мы успели снять финал в настоящем тумане. Уверяю вас: так красиво у нас не получилось бы, даже если бы использовали самую современную и совершенную дым-машину.

На съёмках фильма «Жестокий романс»

“Фильм похвалила только Алисова”

“Оператором фильма должен был быть Вадим Алисов, сын которая так трогательно сыграла Ларису Огудалову в прежней ленте. Я позвонил Нине Ульяновне и спросил, не возражает ли она, что мы примемся за новую версию… У нас состоялся очень сердечный разговор, который кончился тем, что Нина Ульяновна пожелала нам успеха и сказала, что будет с нетерпением ждать нашу картину…” (Из “НЕподведенных итогов”.)

Когда на меня после выхода на экраны “Жестокого романса” обрушился весь этот огонь критиков, единственным человеком, кто похвалил картину, стала Нина Ульяновна Алисова, - говорит Рязанов. - В “Литературной газете” она написала: “Жестокий романс” поднимает историю Ларисы-бесприданницы до трагедии, и это главная победа всего творческого коллектива. Давно такого сильного впечатления от художественного произведения я не испытывала”. А ведь ей наверняка было непросто воспринять и новую исполнительницу, и современную трактовку.

На съёмках фильма «Жестокий романс»

“В разгар проработочного шабаша на Родине “Жестокий романс” получил единодушное признание зрителей и жюри под председательством Жанны Моро на международном кинофестивале в Дели. Наша лента была награждена главным призом “Золотой павлин”. А потом картина широко прокатывалась за границей. Так что я совсем не жалуюсь на судьбу нашего детища…” (Из “НЕподведенных итогов”.)

На съёмках фильма «Жестокий романс»

Виктор Рабинков, генеральный директор киновидеообъединения “Крупный план”, рассказал об уникальной работе по реставрации отечественных фильмов.

В XX веке наше кино снималось в основном на отечественных пленках. Они по ряду характеристик уступают иностранным аналогам и к нынешнему времени многие ленты пришли в состояние, мало пригодное для воспроизведения на современных цифровых носителях. Когда на смену кассетам VHS пришли цифровые технологии, DVD, “Крупный план” начал в содружестве с Госфильмофондом РФ и Телерадиофондом совместную работу по реставрации отечественных кинолент.

Этот сложный процесс включает несколько этапов. Прежде всего проводится глубокая реставрация исходных киноматериалов фильма, которая начинается с реставрации негатива. Негативную копию замачивают в специальных растворах, чтобы восстановить эластичность пленки и за счет разбухания фотографического слоя по возможности ликвидировать трещинки и прочие пленочные изъяны. Затем негативы сушат, полируют, убирают пыль, после чего передают в копировальный цех, где с них делают копию на специальной пленке Kodak.

Каждый фильм смонтирован из отдельных планов, каждый из которых должен быть точно “выставлен” по цвету. Цветоустановка, занимающая от недели до месяца, - главное при перегоне изображения на цифровой носитель; именно здесь закладывается основа качества будущего DVD. Параллельно переводится на цифровые носители и звук. Исходные фонограммы фильмов хранятся отдельно на магнитных носителях.

Их перезаписью в “цифру” занимается Научно-исследовательский кинофотоинститут (НИКФИ). Затем в дело вступают наши реставраторы, которые с помощью специальных компьютерных программ убирают царапины, монтажные склейки, загрязнения и другие дефекты. В итоге мы получаем профессиональный цифровой носитель фильма, один экземпляр которого безвозмездно сдается в Госфильмофонд. Еще одну копию, если это мосфильмовская картина, отдаем в видеотеку “Мосфильма”.


Песня Адамо "Je t"aime" : Песню Адамо тонко смонтировал со знакомыми нам кадрами из "Жестокого романса" camposnegros из Эквадора.

И ничего при этом не потерялось, что касается шарма Ларисы Гузеевой. Потому что в "Жестоком романсе" ее озвучивала Анна Каменкова, а песни пела Валентина Пономарева.

Удивительно пронзительный фильм, настолько чистой нельзя быть, земная жизнь такое не приемлет. Я сейчас просто не могу смотреть на Гузееву, такой образ создать и в такую циничную, вульгарную бабу превратиться, вот, что бы было с Ларисой, если бы ее не застрелили. Я просто поражаюсь насколько можно оказаться не в своей среде и встретить не своего мужчину. Идолопоклонничество - тяжкий грех, а Паратов для нее неземное существо, вот и поплатилась. Просто рой мыслей, даже упорядочить не могу, поэтому просто предлагаю послушать божественный голос... (конец цитаты)

И тут Ирис дала ссылку на те же самые кадры, что и camposnegros, но только с другой песней, "А напоследок я скажу" . Как раз в исполнении Валентины Пономаревой.

И почитала я интервью с Гузеевой (чуть было не написала: с Огудаловой). И кажется мне, что у Рязанова были трудности с созданием образа Ларисой Гузеевой. Недаром он и озвучивать ее дал другой актрисе, и потом никогда больше не снимал. А ведь у Рязанова была манера опять и опять приглашать актеров. И я помню, что Ларису Гузееву жалели и про Рязанова говорили, что он ее открыл, но сразу же бросил, после того как открыл.

Но с другой стороны, смотришь именно на лицо Ларисы в фильме. Она такая благородная, юная, искренняя... Жизнь которой - страсти-мордасти (это я Ларису Гузееву цитирую, сказавшую: "Страсти-мордасти - это не по мне").

Но сама Лариса Гузеева рассказывает, что она никого, кроме себя, не любила в юности. И сейчас то, что она говорит, говорит только о черствости и грубости, об эгоизме и о том, что деньги - это главное:

- Есть ли у вас общие черты с главной героиней "Жестокого романса"?

Совершенно ничего нет. Я знаю, чего хочу от жизни, и, если вижу, что есть какая-то опасность, я ее обойду, не полезу на рожон. И потом, у меня в жизни не было такого опыта, чтобы я любила, а меня - нет. Если мужчина не ответил бы мне взаимностью, я бы просто ушла. Для меня это не могло быть трагедией. Она несчастная, а меня несчастье не притягивает.

- Почему тогда Эльдар Рязанов выбрал на эту роль именно вас?

В театре эту роль играли опытные актрисы, поэтому мою героиню там могла сыграть и сорокапятилетняя женщина. А в кино зрителя не обманешь. Здесь героиня обязательно должна соответствовать возрасту. Я думаю, что Рязанову понравился мой тип женщины, то есть, его представление о Ларисе совпадало с моими физическими данными.

- А с Никитой Михалковым вы до сих пор дружите?

Это все мифы. Актеры редко дружат. Когда мы с Никитой встречаемся, то целуемся, спрашиваем о делах и, не выслушав ответа, расходимся. Актерская профессия достаточно эгоистичная. Ни одна актриса не хочет, чтобы ее подруге досталось больше ролей, больше аплодисментов.

- Вы мечтали стать актрисой еще в детстве?

Ну, наверное, все девочки хотят стать актрисами. Но мое желание стать богатой и знаменитой было сильнее, чем стать драматической актрисой в оренбургском театре. Поэтому после института я не хотела работать в театре ни одного дня. Во-первых, я уже была избалована: рано начала сниматься в кино. Во-вторых, у меня были главные роли, а это совсем другие деньги.

И то, что она рассказывает, про свою не совсем удачную актерскую судьбу - после такого дебюта и почти ничего, ну не внушает доверия. Она рассказывает, что кому-то она грубо отказала и из-за этого не получала хорошие роли:

Никогда на свою внешность я "не покупала никаких благ", и не жалею об этом. Все, что я имела, я зарабатывала профессией, и не важно, что большинство моих работ никто, кроме меня не помнит - у меня была одна звездная роль, многие ли могут этим похвастать? (отсюда)

Но противоречит это тому, что она только что рассказала: что к сорока годам мужчина, мол, должен заработать своей даме "на хорошее вино и остальные ее прихоти", а если не заработал, то не может ее интересовать. И тому противоречит, чему она собирается научить свою дочь и уже якобы научила сына:

До двадцати пяти лет я думала, что проститутки и наркоманы есть только за границей, да и то все сидят в тюрьме. Своего сына я воспитываю иначе, в девять лет он уже все знает и о наркоманах, и о голубых, и о том, как ухаживать за женщиной, что ей надо дарить дорогие подарки, водить в хорошие рестораны. А когда подрастет дочка, я научу ее премудростям женского обаяния, объясню, как себя вести, чтобы выбрать хорошего мужа, дабы не попасть в лапы подонку. (отсюда)

То есть не служению искусству, а манипулирование, "премудрости женского обаяния" для успеха на брачном рынке. И девятилетнего мальчишку уже учит, что женщинам нужны дорогие подарки и дорогие рестораны. ...!!!

И про своего нынешнего мужа рассказывает:

Но когда мне было 18, а Игорю 17, он мне казался безнадежным ребенком. На его попытки ухаживать я шутливо ответила: "Нравлюсь? Копи деньги".

Ну неприлично ведь, грубо, цинично, вульгарно! И это в 17 лет! Конечно, выглядела она тогда очень трогательно, даже в 23 года, когда снималась в "Жестоком романсе". То есть девушка - циничная, вульгарная, высокомерная, с целью жить богато и прославиться, мытье полов не для нее, а мужчины интересуют только с деньгами. И неудивительно, что к 50 годам все эти качества проявляются уже и внешне, несмотря на актерскую карьеру.

Еще - от Ларисы Гузеевой:

На самом деле, состоятельность мужчины говорит о его силе характера и уме, поэтому вряд ли бы мне понравился мужчина, едва сводящий концы с концами. Мой муж - владелец ресторана, и достаточно взглянуть на интерьер этого заведения, чтобы понять, что у него безукоризненный вкус.

Я против, чтобы друзья приходили в молодую семью. Встречайтесь на футболе. Пусть живут своей жизнью, рожают детей и будут счастливы. Прошли те советские времена, когда встречались на кухне.

Женщина должна всегда удивляться и восхищаться своим мужем. Это очень важно в браке и приятно супругу. А актерские жены - вообще фантастические женщины. Им нужно проявить мудрость и «куда подальше» засунуть свои амбиции.

Ничего плохого нет в том, чтобы постоянно восторгаться своим мужем, если он этого достоин. Возить ему чемоданы в аэропорт. Если получать от этого удовольствие, он и женщине позволит жить ярко и красиво. И она станет самой счастливой женщиной на свете.

Фильм «Жестокий романс» был восторженно принят зрителями и получил почетные награды и премии. Чье это творение? Кто снимался в фильме? Где снимали «Жестокий романс»? И еще множество других вопросов возникает у настоящих ценителей искусства.

Картина стала еще одним творением Эльдара Рязанова, только на сей раз мастер комедий решил отойти от своего традиционного амплуа и снять что-то более серьезное. Фильм в то же время получил негативные отзывы от некоторых критиков, особенно от опытных литераторов и знатоков оригинального текста пьесы Островского. Они утверждали, что фильм «Жестокий романс» - это опошленная и упрощенная версия или адаптация пьесы Островского, и что Рязанов не передал правильно атмосферу и сам идейный посыл, который находится в оригинальном произведении.

Как видите, мнения по поводу этого фильма были разными. Поэтому возникает резонный вопрос: «Жестокий романс» - это очередной киношедевр великого режиссера или же провал и неграмотная экранизация?

В этой статье мы больше поговорим о том, где снимали «Жестокий романс». А также рассмотрим некоторые интересные факты, связанные с картиной.

Сюжет

Интересно, где снят фильм «Жестокий романс»? Ведь в картине присутствуют и городские пейзажи, и теплоходы...

Сюжет этой картины основан на пьесе Островского «Бесприданница», как уже упоминалось раньше. В центре внимания оказываются отчаянные попытки вдовы Хариты Огудаловой найти достойных женихов для своих трех дочерей. Сделать это непросто, поскольку у них совсем нет приданого, и мало кто согласился бы жениться на бедных девушках. Но, к счастью, две старшие дочери уже более-менее пристроены, осталось только найти достойную партию младшей - Ларисе. У девушки нет недостатка в кавалерах, но нет таких, кто мог бы составить выгодную партию для бесприданницы. Одним достойным претендентом оказывается Сергей Паратов, который является потомственным дворянином и обладает большим имуществом. Видно, что он неравнодушен к Ларисе, но внезапно исчезает, даже не попрощавшись.

Тогда Лариса соглашается выйти замуж за первого, кто попросит ее руки. Таким человеком оказывается мелочный и корыстный Юлий Карандышев. Начинается подготовка к свадьбе, но тут вновь возвращается Паратов.

Фильм состоит из двух серий. В первой показана предыстория всех этих событий, а во второй - один кульминационный день, который и подведет итог. Где снимали «Жестокий романс»? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте узнаем историю создания этого фильма.

История создания фильма

Сам Рязанов не раз говорил о том, что этот фильм был непохожим на все, которые он раньше снимал. Его амплуа - это такие как «Ирония судьбы» или «Служебный роман», а здесь совершенно другое. Дело же был так: «Когда я закончил работу над фильмом «Вокзал для двоих», то не знал, чем заниматься дальше. В то время мне попалась в руки пьеса «Дорогая Елена Сергеевна» и я понял, что это будет материал для моего нового фильма. Однако тогда умер Брежнев, и никто не мог предугадать, каким будет правление Андропова. Поэтому цензура не пропустила этот откровенный и смелый сценарий. Жена же посоветовала мне изучить пьесу Островского, которую я читал когда-то в детстве, но ничего уже толком не помнил. Но когда я прочитал «Бесприданницу» еще раз, то понял, что буду снимать». Это слова из интервью с Эльдаром Рязановым, которое он дал вскоре после премьеры картины.

Где снят фильм «Жестокий романс»? Как проходили съемки? Кто в главных ролях? Обо всем этом пойдет речь дальше.

Начало съемок

Когда и где снимали «Жестокий романс»? Процесс начался уже в 1983 году. Город, где снимали фильм «Жестокий романс», - Кострома. В кадр попали реальные исторические места: древние улочки, старинные здания. Помимо этого, локациями были и два старинных колесных парохода, которые сделали в городе небольшую остановку. Именно эти два теплохода («Спартак» и «Достоевский») и превратились в «Ласточку», а также «Святую Ольгу».

Город, где снимали «Жестокий романс», принимал эти пароходы всего несколько дней, поэтому заканчивать материал пришлось уже во время запланированного рейса. При этом пассажиров попросили покинуть часть палубы корабля, чтоб съемочная группа могла плодотворно трудиться.

Когда и где снимали «Жестокий романс», нам уже известно. Теперь поговорим об актерах фильма.

Лариса Гузеева о своей роли

Она говорила: «Я не считаю, что я получила свою роль благодаря удаче или везению. Если бы я в то время работала официанткой в кафе, куда случайно зашел Рязанов, увидел меня и понял, что это судьба, и что мне нужно играть в его фильме, тогда да. Но я проходила сложнейшие кинопробы и смогла получить свою роль».

Для молодой начинающей актрисы, а Гузеевой на момент съемок было лишь 23 года, получить главную роль в картине такого известного режиссера было хорошим знаком. Нужно учитывать, что до этого, помимо эпизодичного появления в кадре в сериале «Место встречи изменить нельзя», у Гузеевой не было никакого опыта на актерском поприще.

Хотя стоит отметить, что актриса смотрелась неплохо и довольно убедительно в своей роли. И все же некоторые раскритиковали ее игру, а точнее не саму игру Гузеевой, а то обстоятельство, что на фоне таких «корифеев», как Фрейндлих и Михалков, она смотрелась беспомощной. Она просто не могла произвести большее впечатление, чем эти два популярных и известных на тот момент актера.

Как бы то ни было, Гузеева получила роль, и это стало для нее хорошим стартом.

Актриса призналась потом, что у нее не было ничего общего с ее героиней, поскольку она тогда хипповала, курила «Беломор», пришла на кастинг в рваных джинсах и с ногтями, разукрашенными во всевозможные цвета. «Но потом, когда меня умыли и расчесали, я стала больше походить на главную героиню будущего «Жестокого романса», - вспоминает актриса.

Мы уже писали, как и где снимали фильм «Жестокий романс», но стоит отметить некоторые интересные факты. Процесс происходил в несколько необычном формате. Часть материала пришлось снимать прямо во время запланированного рейса, а значит, все происходило на глазах публики, будущих зрителей.

Рязанов сразу же после прочтения «Бесприданницы» понял, что будет снимать, и решил заручиться согласием двух актеров, которых он прочил для своей новой картины. Это были Никита Михалков и которые согласились заблаговременно.

Для Ларисы Гузеевой эта роль была ее дебютом в большом кинематографе. Город, где снят фильм «Жестокий романс», стал своеобразной родиной ее актерской карьеры. Стоит отметить, что годами ранее с легкой подачи Рязанова две другие дебютантки в одночасье стали знаменитостями. Это Людмила Гурченко и Лариса Голубкина.

Несчастный случай во время съемок

Город, где снимали кино «Жестокий романс», стал свидетелем несчастного случая. Инцидент произошел с Андреем Мягковым. Его персонаж - Юлий Карандышев - догнал пароход, на котором уплывала его Лариса. Актер греб в лодке и подплывал спиной к теплоходу, но немного не рассчитал. По носу его лодки ударяет одна из лопастей парохода, и это приводит к тому, что лодка переворачивается, а актер попадает в водную пучину. Никто из съемочной группы ничего не сумел сделать. К счастью, актер сам выплыл.

Андрей Мягков потом так вспоминает этот эпизод: «Я сразу же подумал, насколько нелепой будет такая гибель. Ведь во всем обвинят съемочную группу, и в частности Рязанова. А мне этого не хотелось. Я сразу же вспомнил жену, дом в Москве, и мне стало удивительно спокойно».

Хорошо, что этот инцидент так быстро себя исчерпал.

Откуда появилось название?

Эльдар Рязанов говорит, что он всегда питал слабость к романсам, поэтому название картины ему сразу же пришло в голову: «Я перечитал своих любимых поэтов - это Цветаева и Ахмадуллина, и нашел то, что надо. Но потом пришлось дописать романс, а потом и «Мохнатый шмель» Киплинга пригодился».

Возможно, критика фильма - это своего рода наследие?

После выхода «Жестокий романс» подвергся критике, зачастую необоснованной и незаслуженной. Но потом стало понятно, что ни одна из экранизаций или постановок пьесы Островского «Бесприданница» не была благосклонно воспринята публикой. Такой же жесткой критике подвергся и фильм 1936 года, который был поставлен Яковом Протазановым.

Поэтому не стоит смотреть лишь на критические и язвительные замечания, а надо самому оценить этот фильм по достоинству и проникнуться той атмосферой.

Цитата сообщения Фильм «Жестокий романс»: в кадре и за кадром.

Когда я услышала песню Стеллы Джанни, сразу вспомнила фильм " Жестокий романс" и решила написать вот этот ролик.



Кстати, в прошлом году исполнилось 30 лет, как вышел на экран этот фильм. Не знаю, как Вы, а он мне запомнился замечательной игрой актеров. Думаю, эта самая глубокая роль у Ларисы Гузеевой. Когда вижу ее, непременно вспоминаю фильм. Многие читали " Бесприданницу" А. Н. Островского" - всё происходило почти по пьесе. хотя пьеса писалась для театра, а не для кино. Если бы Островский писал своё произведение как сценарий к художественному фильму, возможно он бы тоже финал сделал на борту "Ласточки" (а не "Чайки") . Ведь в театре возможности ограниченны по сравнению с кино. А на теплоходе получилось намного эффектнее, драматичнее. Да и Михалков изменил пьесу - она начинается прямо с возвращения Паратова, а всё, что произошло до этого, лишь описывается в разговорах героев. Михалков показал историю Ларисы более полной, и от этого, мое мнение, фильм выиграл. Если хотите - посмотрите, как снимали фильм жестокий романс.

«Решение Эльдара Рязанова экранизировать знаменитую пьесу А.Н. Островского «Бесприданница» было неожиданным для поклонников его комедийного таланта. В «Жестоком романсе» режиссер собрал блестящий актерский ансамбль. Художник А.Борисов создал для фильма удивительно достоверные интерьеры купеческих особняков, пароходных кают, ресторанов ХIХ века. Оператор Вадим Алисов (чья мать в 30-х сыграла «Бесприданницу» у Якова Протазанова) в багровых контражурах осеннего солнца снял восхитительные по колориту и настроению пейзажи…

Казалось бы, все предвещало удачу. Но окружение — окружением, но главная героиня в «Бесприданнице», как известно, Лариса. На эту роль была приглашена тогдашняя дебютантка Лариса Гузеева. Как и прежде, режиссер хотел открыть новое актерское имя. Ведь именно с его легкой руки к Людмиле Гурченко и Ларисе Голубкиной сразу после дебютов пришла известность…


Лариса Гузеева очень старалась. Но помимо темпераментных сцен есть у нее эпизоды, сыгранные скованно, без вдохновения, излишне сентиментально и мелодраматично. Видимо, ощущая это, режиссёр в эпизодах с участием Ларисы смещает акценты, позволяя солировать её партнерам. Так возникают на экране сцены, где самоуверенный красавец Паратов (Никита Михалков), улыбаясь,стоит под дулом пистолета бравого гвардейца, где поют и пляшут цыгане…

Впрочем, возможно, мелодраматизм, избыточность чувств «жестоких романсов», столь часто звучащих в фильме, и были отправной точкой замысла экранизации? Если так, то это многое объясняет. К примеру, становится ясной кричащая надрывность финала. Когда смертельно раненная Лариса медленно сползает по стеклянной поверхности ресторанного окна, полузакрытыми глазами встречая окаменевшие от ужаса лица хозяев волжского городка, которые перед тем цинично разыгрывали ее в «орла или решку».

Чем ближе к финалу, тем выше становится температура страстей на экране, тем избыточнее, театральнее игра актеров. Если зритель воспринимает это как должное, как ностальгию по старинным романсам, то всё в порядке. Ну, а если он попытается задуматься — достаточно ли этого для обращения к русской литературной классике?»
Александр Фёдоров

Когда осенью 1984 года на экраны страны вышел фильм Эльдара Рязанова “Жестокий романс”, режиссер обнаружил, что с первой постановки драмы Александра Островского “Бесприданница” 12 ноября 1878 года на сцене Малого театра в Москве на саму пьесу и ее последующие экранизации неизменно обрушивался шквал критики, по большей части незаслуженной и обидной. “Русские ведомости” в ноябре 1878 года писали: “Драматург утомил всю публику, вплоть до самых наивных зрителей”. “Автор не был вызван после представления пьесы, — вторили “Биржевые ведомости”. — Очевидно, что драма не увлекла зрителей”.


— А ведь неслабые актеры играли: Гликерия Федотова, Михаил Садовский, Мария Савина, Мария Ермолова, — рассказал “МК” Эльдар Александрович. — Когда в 1936 году на экраны вышла “Бесприданница” Якова Протазанова, “Вечерняя Москва” писала, что фильм дает всего лишь слащаво-сентиментальную историю несчастной любви Ларисы к Паратову. Самого Паратова в исполнении Кторова журнал “Искусство кино” тогда назвал откровенным и прямолинейным пошляком. А рецензент Бродянский писал в “Красной звезде”: “Люди, окружающие Ларису, хозяева общества и их приспешники, показаны бледно”.

Вот и “Жестокому романсу” досталось. Критики от картины камня на камне не оставили. Рецензии были огромные и все без исключения погромные. В течение полутора месяцев “Литературная газета” посвящала в каждом номере целиком одну из страниц нашей ленте. Заголовки: “К чему? Зачем?”, “Всего лишь романс”, “Победитель проигрывает”, “Обман приобщения”.

Слов не выбирали, в выражениях не стеснялись. Об исполнителе роли Паратова Никите Михалкове в “Труде” было написано: “Чувствительный супермен (вспомните отнюдь не скупую мужскую слезу, сбегающую по его щеке под пение Ларисы) — вот что такое Паратов в фильме”.

Мне до сих пор непонятно, чем так раздражал критиков “Жестокий романс”. Может, так случилось потому, что консультантом у нас был знаток Островского Владимир Лакшин из журнала “Новый мир”, а все, кто налетел на нас, идеологически ближе были “Нашему современнику” и “Молодой гвардии”?.. Но где сейчас эти критики, а где “Жестокий романс”? Замечательный театральный режиссер Николай Акимов говорил: “Наша критика стреляет только по движущимся мишеням!”



“Фильм появился из-за смерти Брежнева”

Рязанов никогда и не думал браться за экранизацию “Бесприданницы”. “Не то чтобы я не любил этой пьесы… Она, как принято говорить, не находилась в русле моих режиссерских интересов. Больше того — я читал пьесу очень давно, в школьные годы, и с тех пор не возвращался к ней… После окончания фильма “Вокзал для двоих” образовалась пауза, которая в силу моего непоседливого характера не могла быть долгой.

Я стал думать о новой работе. У меня возникали разные идеи новых постановок. Среди них были булгаковский роман “Мастер и Маргарита” — вещь, о которой я давно мечтал. Но все проекты откладывались по разным причинам на неопределенное время”. (Из книги Эльдара Рязанова “НЕподведенные итоги”.)

— В этот момент мне в руки попала пьеса Людмилы Разумовской “Дорогая Елена Сергеевна” — смелая и откровенная, — продолжает режиссер. — И я уже должен был делать по ней фильм. Директор киностудии “Мосфильм” Николай Трофимович Сизов, которому я дал прочитать пьесу, сказал: “Нас всех, конечно, потом посадят, но снимать это ты будешь”.

А в ноябре 1982 года умер генсек ЦК КПСС Брежнев. Никто не знал, что дальше и как будет при Андропове. Но съемки “Дорогой Елены Сергеевны” в Госкино решили отложить. Тогда моя ныне покойная супруга Нина посоветовала мне прочитать “Бесприданницу”. У соседа по дачному поселку сценариста Эдуарда Володарского нашлась книга. Я прочитал. Словно в первый раз. И понял: буду снимать.


На съёмках фильма «Жестокий романс»

“Паратова в Михалкове я увидел сразу”

“Еще в процессе чтения я сразу же представил себе исполнителей двух главных ролей. Я увидел в Паратове Никиту Михалкова, а в Карандышеве - Андрея Мягкова и заручился предварительным согласием этих двух актеров”. (Из “НЕподведенных итогов”.)

— Получив добро от Михалкова и Мягкова, я отправился к председателю Госкино Филиппу Ермашу, поскольку именно от него зависело, разрешат ли мне экранизацию, — вспоминает Рязанов. — Ведь она была повторной — со времен протазановской, любимой зрителями “Бесприданницы” прошло 47 лет. Немало! Однако у нашего зрителя была благодарная память. Но Филипп Тимофеевич пошел мне навстречу. Никаких проб не было, я заранее знал, кто кого будет играть. За исключением Ларисы Гузеевой.

И то, там было всего несколько претенденток, но пробы проходила только Лариса. Но мое видение персонажей не совпадало с принятым и устоявшимся за эти годы. Я, например, был уверен, что Харита Игнатьевна Огудалова — не монументальная купчиха, какой она была в фильме Протазанова в исполнении Ольги Пыжовой. Мне Огудалова виделась еще молодой женщиной лет сорока максимум. Да, она мать троих дочерей, но в те времена рожали рано. И она еще не прочь устроить свою личную жизнь.

А на руках три дочери. Одну выдала замуж за иностранца — неудачно, оказался шулером. Другая вышла замуж за грузина — он ее зарезал из ревности. Теперь надо младшую, самую дорогую, отдавать. Мне хотелось, чтобы, с одной стороны, Харита Игнатьевна вызывала сочувствие, с другой — внушала бы отвращение тем, что заискивает перед богатыми. Сыграть совокупность этих качеств, по-моему, могла только Алиса Фрейндлих.



На съёмках фильма «Жестокий романс»

“У Гузеевой был оренбургский говорок”

“Сама Лариса — существо, созданное для любви… Она простодушна в самом лучшем понимании этого слова. Романтична, но не лишена житейских прозаичных соображений. Бескорыстна, не гонится за богатством, но почему-то все-таки влюблена в персону состоятельную. Способна ради любви на любую жертву и одновременно ужасающе эгоистична… Лариса Гузеева — очень нервная, легко возбудимая натура. У Ларисы привлекательное лицо, огромные глаза, стройная фигура, и в ней существует какая-то экзотичность.

Не все в ней, конечно, устраивало, не во всем я был уверен, когда утверждал Гузееву на роль, но все актеры-партнеры проявили великолепную солидарность, доброе отношение к молодой артистке, поддерживали ее, ободряли, делились своим опытом… Поначалу ее профессиональное невежество было поистине безгранично, но когда снимались последние эпизоды, работать с ней стало значительно легче”. (Из “НЕподведенных итогов”.)




На съёмках фильма «Жестокий романс»


Сегодня, спустя без малого четверть века после съемок, Эльдар Александрович делится тайнами, оставшимися за кадром:

— У вчерашней студентки ЛГИТМИКа Гузеевой, до этого никогда нигде не снимавшейся, был еще и заметный оренбургский говорок. Это могло бы оставаться, но тогда все остальные персонажи должны были разговаривать в том же ключе. А меня это не устраивало. Я хотел показать в фильме большой волжский город, передать впечатление от Волги, которые у меня, урожденного самарца, остались с детства.

Прототипом города Бряхимова, где происходят события в “Бесприданнице”, на мой взгляд, мог быть Ярославль или Нижний Новгород. Не захудалый уездный городишко, как в “Ревизоре” у Гоголя, с курами и свиньями на улице, а крупный промышленный центр. Еще и поэтому, когда передо мной встал выбор, где снимать “Жестокий романс” — в Суздале или Костроме, — я выбрал последний вариант. Повторюсь: я снимал дворянскую картину, а в Суздале она бы получилась купеческой.



На съёмках фильма «Жестокий романс»

“Первая серия получилась из 11 страниц текста”

“Сценарий должен иметь романную форму. Обычно инсценировки делаются из романа или повести. Обратный же путь, выбор романной, повествовательной формы для переложения пьесы, — случай редкий… Если во время написания сценария я старался освободиться от Островского, от пиетета перед драматургом, от пут, которые возникали из-за почтения к классику, то во время съемок происходил обратный процесс. Если сценарий писался под лозунгом “Вперед от Островского”, то съемки осенял противоположный призыв: “Назад к Островскому!” (Из “НЕподведенных итогов”.)

— В самом начале пьесы Островского на 11 страницах текста Кнуров и Вожеватов долго вводят зрителя в курс дела относительно того, что происходило в семье Огудаловых за последний год, — рассказывает режиссер. — Это огромный поток информации, с нюансами, деталями, прямой и косвенной речью других персонажей драмы. Вот я и решил заменить их рассказ показом.

Ни на йоту не отступив от Островского, я из этих 11 страниц написал всю первую серию “Жестокого романса”. Позже я выяснил, что пионером в этом смысле не был. Аналогичную попытку предприняли создатели несохранившегося фильма “Жизнь Барона”, в котором на экране восстановлено все случившееся с одним из героев горьковской пьесы “На дне”. На основе его рассказов по тексту Горького получилась картина о том, как блистательный аристократ дошел до нищенской жизни в ночлежке.


На съёмках фильма «Жестокий романс»

“Пономарева обиделась”

“Историю о бесприданнице я почувствовал как печальную песню, как грустный романс, как драматическую вещь, напоенную музыкой… Невозможно было назвать картину “Бесприданница” — одна уже была”. (Из “НЕподведенных итогов”.)

— Название фильма “Жестокий романс” появилось сразу, как только я принял решение об экранизации, — утверждает режиссер. — Я как поклонник старинных романсов поначалу решил использовать только их. У Островского Лариса поет “Не искушай меня без нужды”. В фильме Протазанова — “Нет, не любил…”. Я тоже сначала хотел использовать “Я ехала домой”, “Снился мне сад…” и другие. Возникло ощущение вторичности. Потом перечитал моих любимых поэтесс: Цветаеву, Ахмадулину.

И понял — то, что надо. Не столь архаично. Одно стихотворение — “Я, словно бабочка к огню” — от отчаяния написал сам. Тут же и Киплинг с “мохнатым шмелем” оказался к месту. Замечательную Валентину Пономареву, чьим голосом в фильме поет героиня Гузеевой, мне нашла музыкальный редактор “Мосфильма” Раиса Александровна Лукина. Для Пономаревой это был не совсем обычный опыт. До того она пела в трио “Ромэн”, исполняла джаз, где слов не так много. А тут ей приходилось петь серьезные тексты. У нас с ней, кстати, произошла досадная размолвка после “Жестокого романса”. Тогда не было принято указывать, кто поет в фильме, а Валентина об этом не знала. Не увидев своего имени в титрах, обиделась, и мы потом долго не общались.



На съёмках фильма «Жестокий романс»

“Ради тумана изменили съемочный график”

“Все финальные эпизоды снимались во время рассветного тумана. Такое решение позволило уйти от ненужных реалий, создать своеобразную непроницаемую среду, некий вакуум, в котором происходили последние трагические события”. (Из “НЕподведенных итогов”.)

— Этот туман мы придумали вместе с художником Александром Тимофеевичем Борисовым, — продолжает рассказ Эльдар Александрович. — И в один из дней на Волгу опустился как раз такой туман, какой нам был нужен. Несмотря на то что в производственном плане в тот день значилась съемка других сцен, я все переиграл, и мы успели снять финал в настоящем тумане. Уверяю вас: так красиво у нас не получилось бы, даже если бы использовали самую современную и совершенную дым-машину.



На съёмках фильма «Жестокий романс»

“Фильм похвалила только Алисова”

“Оператором фильма должен был быть Вадим Алисов, сын Нины Алисовой, которая так трогательно сыграла Ларису Огудалову в прежней ленте. Я позвонил Нине Ульяновне и спросил, не возражает ли она, что мы примемся за новую версию… У нас состоялся очень сердечный разговор, который кончился тем, что Нина Ульяновна пожелала нам успеха и сказала, что будет с нетерпением ждать нашу картину…” (Из “НЕподведенных итогов”.)

— Когда на меня после выхода на экраны “Жестокого романса” обрушился весь этот огонь критиков, единственным человеком, кто похвалил картину, стала Нина Ульяновна Алисова, — говорит Рязанов. — В “Литературной газете” она написала: “Жестокий романс” поднимает историю Ларисы-бесприданницы до трагедии, и это главная победа всего творческого коллектива. Давно такого сильного впечатления от художественного произведения я не испытывала”. А ведь ей наверняка было непросто воспринять и новую исполнительницу, и современную трактовку.


На съёмках фильма «Жестокий романс»

“В разгар проработочного шабаша на Родине “Жестокий романс” получил единодушное признание зрителей и жюри под председательством Жанны Моро на международном кинофестивале в Дели. Наша лента была награждена главным призом “Золотой павлин”. А потом картина широко прокатывалась за границей. Так что я совсем не жалуюсь на судьбу нашего детища…” (Из “НЕподведенных итогов”.)


На съёмках фильма «Жестокий романс»



Газета «Московский комсомолец», Ярослав Щедров.