Как рассказать детям о бессмертном полке. Проект "Бессмертный полк" методическая разработка (старшая группа) на тему. "дед не любил разговоров о войне"

Ольга Кириленко

Моя бабушка

Давидюк Ольга Иосифовна. Моя бабушка – героиня . Нет, у нее нет Звезды Героя Советского Союза! Но как можно назвать шестнадцатилетнюю девчонку, приписавшую себе год возраста для того, чтобы пойти на фронт, чтобы защищать родную страну, чтобы не остаться в стороне от великой битвы нашего народа !

1942 год. Декабрь. Страшное и вместе с тем героическое время для нашего маленького приморского города! Штаб 12 Армии находится в Туапсе. «Для того, чтобы хоть чем-нибудь быть полезной стране, я пошла работать в столовую. Сначала было очень тяжело. Я буквально валилась с ног. Спать приходилось урывками по 3-4 часа в сутки. Военторг №61, к которому была приписана наша столовая, всегда был на передовой. Мыть, убирать, кормить – и это все с утра и до утра. Скоро наш Военторг стал обслуживать и Штаб 47 Армии». Той самой легендарной Армии, что защищала Кавказ.

Вместе со Штабом 47ойАрмии передвигался и Военторг №61 по всем дорогам войны, фронтам боевых действий. «Участвовали мы в Курско-Харьковской операции и в освобождении левобережной Украины, форсировали Днепр и освобождали Варшаву, а главное – это взятие Берлина», - вспоминает бабушка . – «Страшное было время, жестокое. Как-то в феврале 1944 года во время бомбежки города Сарны, произошло прямое попадание бомбы в нашу столовую. Досталось и мне. Очнулась я в госпитале только на вторые сутки. Пришла в себя и узнала, что получила ожог первой степени, что у меня множественные бомбо-осколочные ранения головы, обеих рук и ног. И до сих пор осколки войны сидят во мне. Лечилась долго. Отказавшись от эвакуации в тыл, попросила выписать из госпиталя для амбулаторного лечения в санчасти Армии. Там проходила лечение в течение более двух месяцев, выполняя в то же время посильную работу в столовой»…

Война шла дальше. За неоднократное участие в доставке пищи офицерам Штаба Армии и для солдат на передний край моя бабушка награждена Орденом Отечественной войны второй степени, медалями «За боевые заслуги» , «За оборону Кавказа» , «За победу над Германией » . В последствие, после войны, она получила памятные юбилейные медали к 100-летнему юбилею Г. К. Жукова, за 30, 40, 50, 60 лет Победы , и, последнюю ее медаль, в честь 65ой годовщины Победы , которую вручал Глава города А. В. Чехов.

Славный ратный путь прошла моя бабушка . От простой официантки до заведующей Генеральской столовой… Там же, на войне, она встретила и моего дедушку. Тогда еще молодого лейтенанта – Давидюк Василия Владимировича. И с 1943 года они вместе. Вместе дошли до Берлина, вместе потом строили новую жизнь…

Так случилось, что дедушки моего уже нет с нами. Он ушел туда, куда уходят ветераны Великой Отечественной… Его нет, но память о нем, о том, что он сделал для нас, никогда не умрет в наших сердцах!

А сейчас, когда с нами уже нет и моей бабушки – Давидюк Ольги Иосифовны -- перебирая документы и справки тех лет, думаешь : прошлое никогда не покинет нас, вот оно здесь в наших руках, в наших душах. Хрупкие листки пожелтевшей бумаги, фиолетовые когда-то, выцветшие сегодня чернила, подписи, выведенные обычным синим карандашом – все это уводит нас в прошлое, в ту войну. И очень хочется, чтобы больше никогда не повторилось то время, когда молодые девчонки шли на войну, чтобы никогда не давали людям справки о ранениях и боевые характеристики…

Мои дети тоже знают и любят всей душой мою бабушку , хоть ее уже нет с нами, она растила их. Я надеюсь, что они тоже всегда будут помнить историю нашей семьи и расскажут ее своим детям , моим внукам.

Я записала свою бабушку навсегда в историю страны - в ряды Бессмертного полка !

Пусть всегда будет мир!


ил. Н. Беланова

© Текст, Алексеев С. П., насл., 2017

© Ил., Беланов Н. В., 2017

© ООД «Бессмертный полк России», 2017

© ООО «Издательство АСТ», 2017

«Бессмертный полк» – это наши деды и прадеды. Они ушли на фронт и многие не вернулись. Не все семьи знают, как погибли их фронтовики. Не в каждом доме есть их фотографии. Но это не значит, что можно забыть ту страшную войну и просто жить дальше. Наши дети должны знать, кем были их предки и как они сражались за Родину. Самые пронзительные и проникновенные произведения о войне составили «Библиотеку Бессмертного полка», одна из серий которой – для детей. Этот горький источник воспитания чувств необходим каждому современному ребенку, чтобы еще в раннем детстве узнать, что такое ДОЛГ и ПОДВИГ, ЛЮБОВЬ и ОТВАГА.

Книга участника Великой Отечественной войны писателя Сергея Алексеева «От Москвы до Берлина» – это рассказы о войне от ее начала до Победы. В каждом – чья-то особенная судьба, чей-то бессмертный подвиг. И может так случиться, что в них описаны жизнь и смерть ваших предков.

Обращение к читателю

Вы держите в руках книгу из серии «Бессмертный полк. Детям о войне» – «От Москвы до Берлина» Сергея Петровича Алексеева. В момент нападения фашистских захватчиков в июне 1941 года автор этой книги, тогда еще курсант авиационного училища, находился вместе с товарищами в полевом учебном лагере на западной границе Белоруссии. Не успев даже поднять самолеты в небо, многие из них тогда погибли. Сергею Алексееву повезло остаться в живых, и в последующие военные годы он осваивал и испытывал новые модели самолетов, обучал курсантов.

Обладая даром писать просто о сложном, в послевоенные годы Сергей Петрович становится редактором детских книг, участвует в создании учебников по истории для советских школ.

Книга «От Москвы до Берлина» – результат многолетней работы писателя. Здесь вы найдете рассказы о том, как началась Великая Отечественная война, как простые солдаты отстаивали в смертельных боях каждый клочок родной земли. Вы прочитаете о маршалах Победы – Георгии Константиновиче Жукове, Константине Константиновиче Рокоссовском, которые стали легендами.

Каждый год 9 мая, в День Победы, мы вспоминаем всех участников Великой Отечественной войны. Но время неумолимо, и все меньше ветеранов остается с нами. Движение «Бессмертный полк России» существует для того, чтобы в нашей памяти, в наших сердцах продолжал жить подвиг наших прадедов.

Миллионы потомков участников Великой Отечественной войны выходят в День Победы на улицы городов России и мира с портретами своих родных. И с ними будто вновь встают в строй дорогие и любимые солдаты, матросы, труженики тыла – чьи-то дедушки и бабушки, отцы и матери и даже дети… И оказывается, что нам нужна память о каждом из них – тех, на чью долю выпали испытания самой кровопролитной, масштабной и жестокой вой-ны за всю историю человечества.

От нас, сегодняшних, зависит – сохранить великое наследие поколения победителей, будь то личные бесхитростные истории или произведения художественной литературы мирового значения. Наследие, которое нам завещали предки, будет неполным, если только слушать о войне на уроках истории или смотреть художественные фильмы.

Многие истории из тех, что размещают на официальном сайте движения «Бессмертный полк России» (www.polkrf.ru) родственники фронтовиков и тружеников тыла, партизан и узников концлагерей, уже вошли в первые книги проекта «Библиотека Бессмертного полка». Они перекочевали со страниц семейных альбомов в сокровищницу памяти всего нашего общества.

Какими будут следующие книги, во многом зависит от вас, ведь они пишутся вашими руками и сердцем. Заходите на сайт www.polkrf.ru , зарегистрируйтесь в личном кабинете и сохраните героические истории ваших дедов и прадедов, бабушек и прабабушек!

С благодарностью ко всем, кто постарался увековечить воспоминания родных и близких людей, отстоявших мир, победивших чуму XX века – фашизм и нацизм.

Сопредседатель Общероссийского общественного движения

«Бессмертный полк России»

Николай Земцов

Глава первая

КОНЕЦ «ТАЙФУНА»

Холм Жирковский

Осень коснулась полей Подмосковья. Падает первый лист.

«Тайфун» – назвали фашисты план своего наступления. Тайфун – это сильный ветер, стремительный ураган. Ураганом стремились ворваться в Москву фашисты.

Обойти Москву с севера, с юга. Схватить советские армии в огромные клещи. Сжать. Раздавить. Уничтожить. Таков у фашистов план.

Верят фашисты в быстрый успех, в победу. Более миллиона солдат бросили они на Москву. Тысячу семьсот танков, почти тысячу самолётов, много пушек, много другого оружия. Двести фашистских генералов ведут войска. Возглавляют поход два генерал-фельдмаршала.

Началось наступление.

На одном из главных участков фронта фашистские танки двигались на населённый пункт Холм Жирковский.

Подошли к посёлку фашисты. Смотрят. Что он танкам – какой-то там Холм Жирковский. Как льву на зубок горошина.

– Форвертс! Вперёд! – прокричал офицер. Достал часы. Посмотрел на время: – Десять минут на штурм.

Пошли на Жирковский танки.

Защищал Холм Жирковский вместе со всеми солдат Унечин. Не лучше других, не хуже. Солдат как солдат. Пилотка. Винтовка. Противогаз. На ногах сапоги кирзовые.

Ползут на окопы фашистские танки. Один прямо идёт на Унечина. Взял Унечин гранату в руку. Зорко следит за танком. Ближе, ближе немецкий танк.

– Бросай, бросай, – шепчет сосед по окопу.

Выжидает Унечин.

– Бросай же, леший тебя возьми! – уже не шепчет – кричит сосед.

Не бросает Унечин. Выждал ещё минуту. Вот и рядом фашистский танк. Сосед уже было глаза зажмурил. Приготовился к верной смерти. Однако видит: поднялся Унечин, швырнул гранату. Споткнулся фашистский танк. Мотором взревел и замер.

Схватил Унечин бутылку с горючей жидкостью. Вновь размахнулся. Опять швырнул. Вспыхнул танк от горючей смеси. Улыбнулся Унечин, повернулся к соседу, пилотку на лбу поправил.

Кто-то сказал:

– Вот это да, браток! Выходит, дал прикурить фашистам.

Рассмеялись солдаты и снова в бой.

Слева и справа идёт сражение. Не пропускают герои танки.

Более суток держались советские бойцы под Холмом Жирковским. Подбили и подожгли 59 фашистских танков. Четыре из них уничтожил солдат Унечин.

К исходу суток пришёл приказ на новый рубеж отойти солдатам. Меняют бойцы позиции. Вместе со всеми идёт Унечин. Солдат как солдат. Не лучше других, не хуже. Пилотка. Винтовка. Противогаз. На ногах сапоги кирзовые.

Идут солдаты. Поднялись на бугор, на высокое место. Как на ладони перед ними лежит Холм Жирковский. Смотрят солдаты – батюшка свет! – всё поле в подбитых танках: земли и металла сплошное месиво.

Кто-то сказал:

– Жарко врагам досталось. Жарко. Попомнят фашисты наш Холм Жирковский.

– Не Жирковский, считай, Жарковский, – кто-то другой поправил.

Посмотрели солдаты опять на поле:

– Конечно же, Холм Жарковский!

Слева, справа идут бои. Всюду фашистам жарко, всюду Холмы Жарковские.

Наступают фашисты. С юга идут на Брянск, на Орёл. С севера движутся к Калинину. Идут на Вязьму, Калугу, Юхнов.

Город Юхнов. Река Угра. Здесь на Угре под Юхновом обороняли солдаты мост. Вышли к мосту фашисты. Танки столпились. Сгрудилась артиллерия. Пехота забила весь правый берег. Необходима для войск переправа. Нужен фашистам мост.

Нет в России семьи такой,

Где б не памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят...

Этот взгляд — словно высший суд

Для ребят, что сейчас растут,

И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,

Ни с пути свернуть.

Вечный огонь. Евгений Агранович

С Днем Победы!

День победы...Этот день - символ гордости за тех, кто отстоял свободу и независимость нашей страны, символ решимости, воли русского народа, символ достоинства России.

Нынешний юбилей для нас - это, прежде всего, повод задуматься: а как мы распорядились Великой Победой наших отцов, дедов и прадедов? И главное - сохранили ли мы тот победный дух, который помог выстоять нашему народу в жесточайшей схватке с сильнейшим врагом того времени: западной цивилизацией, объединённой под знамёнами немецкого нацизма.

Одно из главных предназначений этого Праздника - объединять. Объединять всех нас памятью тех страшных лет, объединять чувством гордости за наших героических предков.

Да, сейчас наступило непростое время, когда за стремлением к личному благополучию, мы порой идем по головам. До объединения ли? Порой наши дети не знают ничего о том, какой ценой досталась эта возможность просто жить. Для подрастающего поколения эти годы ещё дальше, тем сложнее, наверное, понять и прочувствовать… С каждым годом всё меньше становится ветеранов Великой Отечественной войны, неумолимо редеют их ряды в Победном строю. Ещё пять-десять, пятнадцать лет, кого увидят у Вечного огня наши дети и внуки?

Настанет день, и последний солдат Великой Отечественной войны уйдёт в вечность. Кого мы будем обнимать, дарить цветы, благодарить? Кого будут помнить наши дети? Чтобы никогда не прерывалась живая связь времён, чтобы никогда не ушла память о павших бойцах, мы понесём их портреты победным строем. Пусть все видят и все помнят! Ведь мы - их дети, и мы - наследники Великой Победы!

Уже сегодня мы наблюдаем по всему миру стремление принизить роль советского солдата, нашей страны в этой войне. Могу сказать больше - фашизм процветает там, где есть забвение. Как бы не старались либералы разного толка и госдеповские господа, наш народ, нашу страну НИКОГДА не превратить в скопление Иванов, не помнящих родства.

Наш святой долг - не дать низвести это Великое до обыденного.
Парад Бессмертного полка, показал фантастическое единение нашей страны, нашего народа. Мы все шли в этом строю как одна семья!

Время не остановить. Каждый новый день отдаляет нас от великой даты - Дня Победы 1945 года. В руках каждого идущего в Бессмертном полку - судьба родного человека, судьба целой страны в те, уже такие далёкие для нас военные годы. Если не поддерживать связь поколений, время сотрёт в памяти даты, подробности, факты героического подвига наших отцов и дедов. Пройдя в День Победы в колонне «Бессмертного полка», мы тем самым сохраняем в каждой семье память о солдатах Великой Отечественной войны.

У каждого из нас есть потери в той войне, потому что не было семьи в такой большой и могучей стране, в которую не пришла бы похоронка... Так или иначе, но Великая Отечественная - это наша война. Все, кто не вернулся с поля боя, кто пережил ее, кто пришел домой живым, кто сейчас приходит на парады - все они наши отцы и деды. Они завоевали для нас жизнь. Они нам ее подарили.

Оба моих деда не вернулись с полей сражений. Не довелось им пройти победным маршем по Красной площади в 1945 году. Когда я шла в строю Бессмертного полка по Красной площади, я чувствовала, как рядом со мной идут мои деды. Я знаю, что они видели, что мы снова в строю. Пока мы помним, наши близкие живы, они с нами. Мы не только продляем жизнь тех, кого с нами уже нет, но и не позволяем забыть подвиг всего нашего народа. Уйду я, в строй встанут их правнуки … и чтобы никогда не прерывалась живая связь времён, чтобы никогда не ушла память о павших бойцах, мы понесём их портреты победным строем. Вот так просто и скупо это звучит.
В этот день мы отдаем свой долг тем людям, благодаря которым сейчас живем, так давайте отдадим его весь, а не по крупицам, не по крохам, без экономии. Это наш священный гражданский долг перед теми, кто дал нам жизнь сегодня и надежду на будущее!

Я склоняю голову перед вами, наши деды! Я выражаю искреннее почтение всем Ветеранам и участникам Великой Отечественной, всем тем, кто прошел через ужас тех лет и выстоял. Я низко кланяюсь тем, кто не дожил до Победы. Вечная им память... С Днем Победы!

Искренне ваша, Елена Есина

Детский сад №5 «Солнышко»

ПРОЕКТ

воспитанию в старшей группе

«Наш бессмертный полк»

подготовила:

воспитатель Загребина И.В.

г. Навашино

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Проект «Наш Бессмертный полк » проводится в рамках Всероссийской общественной акции «Бессмертный полк », проводящейся в «День Победы», в ходе которой участники идут колонной и несут транспаранты с фотопортретами своих родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне.

Проект « Наш Бессмертный Полк » направлен на повышение вклада семей воспитанников в области воспитания у них гражданственности и патриотизма, гордости за свою страну, родных и близких, сохранение семейной памяти о воинах-фронтовиках (участниках трудового фронта, памяти о славных подвигах народа во время Великой Отечественной войны.

Участие в проекте «Наш Бессмертный полк » подразумевает, что каждый, кто помнит и чтит своего прадеда-ветерана (участника трудового фронта, может отдать дань его памяти, принеся его фотографию в группу, подготовив рассказ о его боевых (трудовых) подвигах и выступить с родителями на итоговом мероприятии «Наш Бессмертный полк ».

Настоящее Положение определяет условия, сроки и порядок проведения проекта .

Цель проекта: воспитанников воспитание

Задачи проекта:

Формировать нравственно -патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.

Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.

Внедрять новые формы работы по патриотическому воспитанию .

Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;

Познакомить с историческими фактами военных лет.

Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, дети старшей группы, родители воспитанников.

Тип проекта: Познавательно – творческий

Актуальность проекта

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения на сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

К сожалению, современные дети имеют поверхностное представление о событиях исторического прошлого нашей страны. В решении этой проблемы большая роль отводится дошкольному образованию , так как именно в дошкольном возрасте закладывается основы нравственных качеств ребенка. В связи с этим перед коллективом педагогов дошкольного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания - проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «Наш бессмертный полк» позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.

Гипотеза проекта:

Патриотическое воспитание ребенка начинается в дошкольном возрасте, через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и праздников с фотографиями ветеранов войны, бабушек, дедушек, родителей, то это поможет нынешним мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом, не знающим ужасов войны, по-новому посмотреть вокруг на своих прадедушек и прабабушек, тех, кого еже нет рядом с нами, поможет изменить отношение к этим людям.

Ожидаемые результаты :

Расширить и систематизировать знания детей о Великой Отечественной Войне; Закрепление навыков составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОв; Уважительно относиться к участникам Великой Отечественной войны и ветеранам тыла; Знать ветеранов и участников войны своей семьи;

Этапы реализации проекта:

1 Подготовительный этап:

Выявление первоначальных знаний детей о войне, о празднике Победы.

(Блиц – опрос для детей группы).

Блиц – опрос детей:

2.Что такое война?

3.Кто напал на нашу Родину? Зачем?

4.Кто встал на защиту нашей Родины?

5.Кто такие солдаты, что они делают?

6.Когда закончилась война?

7.Кто победил в этой войне?

8.Что такое парад?

9.Что такое памятник павшим воинам?

10.Как страна празднует День Победы?

11.Что рассказывают тебе родители о войне, ветеранах?

12.Тебе читают книги о ВОВ?

13.Ты смотришь фильмы о ВОВ?

14.Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? 15.Что нужно для этого?

· Информирование родителей о предстоящем проекте.

· Подбор методической литературы, презентаций, фотографий, плакатов, художественных произведений о ВОВ.

Основной этап:

· Проведение НОД, бесед о войне, победе в ВОВ.

· Чтение художественной литературы: С Алексеев «Они защищали Москву», Л. Кассиль «Твои защитники», С. Михалков «День Победы», заучивание стихов к празднику «День Победы»

· Прослушивание грамзаписи военных песен: «Катюша», «Вставай, страна огромная», «День Победы».

· Проведение подвижных игр: «Снайперы» (попади в цель), «Перетягивание каната», игр - эстафета: «Кто быстрее доставит донесение», «Попади в цель»

· Привлечение родителей к участию в проекте.

· Организация сюжетно-ролевых, дидактических игр.

· Презентация «Военная техника».

· Изготовление праздничных открыток.

Заключительный этап:

· Презентация «Наш бессмертный полк»

· Экскурсия к мемориалу «Вечный огонь».

Продукт проектной деятельности :

Вывод:

Список литературы и интернет-ресурсов:

Антонов Ю.Е « Великой Победе посвящается».

Праздники в детском саду «ТЦ Сфера » - 2010

Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе!». Беседы о Второй мировой войне в детском саду и школе», Издательство Гном – 2014.

Тематические коллекции: День Победы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html

Раздел программы

Познавательное развитие

Тематическое поле

Ознакомление с жизнью родных и близких в годы войны

Название проекта

«Наш бессмертный полк»

Тип проекта

Познавательно – творческий

Цель

воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Сохранения в семье воспитанников памяти о родных – солдатах Великой Отечественной войны и участниках трудового фронта; воспитание чувства уважения к героическому прошлому России.

Задачи

Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, страны.

Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.

Расширять и систематизировать знания детей о ВОВ. Развивать умение составлять рассказ о своей семье, обогащать словарный запас.

Предполагаемый результат

Расширить и систематизировать знания детей о Великой Отечественной Войне;

Закрепление навыков составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОв;

Уважительно относиться к участникам Великой Отечественной войны и ветеранам тыла;

Знать ветеранов и участников войны своей семьи.

Мероприятия

Формы работы с детьми

Формы работы

с родителями

1. Рассматривание фотографий, принесенных детьми для презентации, для газеты. Беседа по содержанию.

2. Цикл занятий по познавательному блоку: «Никто не забыт и ничто не забыто», «Города-герои», «Подвиги в тылу».

3. Занятие по художественной литературе «Поэтические строки о войне».

5. Занятие по художественному труду «Гвоздики для ветеранов»

6. Чтение рассказов и стихов о войне: «22 июня 1941 года» (С. Щипачев), «Прощание» (3. Александрова), «И снова писем нет из дома», «Скольким детям возвратили детство» (Р. Рублев), «Навек запомни» (М. Исаковский), «Братские могилы» (В. Высоцкий).

7. Слушание и разучивание музыкальных произведений, песен: «Священная война», «Соловьи», «Вечный огонь», «Бравые солдаты», «Наследники Победы», «День Победы».

8. Сюжетно-ролевые игры: «Разведчики», «Военный госпиталь».

9. Выставка рисунков-плакатов «Войне мы скажем: "Нет!"».

10. Рассматривание альбома «Военная техника», плакатов, открыток, иллюстраций.

11. Обсуждение поздравительного текста для открытки.

12. Оформление стенгазеты в группе.

13. Создание презентации «Наш бессмертный полк».

14. Поход к мемориалу

15. Презентация «Наш бессмертный полк», «Боевая техника ВОв».

1. Участие в сборе фотографий, рассказов о ветеранах.

2. Анкетирование с целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания детей.

3. Просмотр фильмов о войне вместе с детьми.

4. Привлечение родителей к книжной выставке произведений о войне.

5. Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья».

7. Участие в выставке совместных рисунков о войне.

9. Поход с детьми к мемориалу «Вечный огонь».

Вывод

Таким образом, в результате проделанной работы у детей появился интерес к истории своей семьи, страны, армии, уважение к защитникам Отечества. Дети стремятся повысить уровень интеллектуального развития, физических качеств, стать сильными, ловкими, выносливыми, чтобы, став взрослыми быть надёжными защитниками своего Отечества. Это влияет на воспитание физического, речевого, познавательного развития детей дошкольного возраста, так как будущие граждане России должны быть здоровыми, сильными, крепкими, знающими.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №5 «Солнышко»

ПРОЕКТ

по нравственно-патриотическому

воспитанию в старшей группе

«Наш бессмертный полк»

подготовила:

воспитатель Загребина И.В.

г. Навашино

2016г.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Проект «Наш Бессмертный полк» проводится в рамках Всероссийской общественной акции «Бессмертный полк», проводящейся в «День Победы», в ходе которой участники идут колонной и несут транспаранты с фотопортретами своих родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне.

Проект « Наш Бессмертный Полк» направлен на повышение вклада семей воспитанников в области воспитания у них гражданственности и патриотизма, гордости за свою страну, родных и близких, сохранение семейной памяти о воинах-фронтовиках (участниках трудового фронта, памяти о славных подвигах народа во время Великой Отечественной войны.

Участие в проекте «Наш Бессмертный полк » подразумевает, что каждый, кто помнит и чтит своего прадеда-ветерана (участника трудового фронта, может отдать дань его памяти, принеся его фотографию в группу, подготовив рассказ о его боевых (трудовых) подвигах и выступить с родителями на итоговом мероприятии «Наш Бессмертный полк».

Настоящее Положение определяет условия, сроки и порядок проведения проекта .

Цель проекта:

Задачи проекта:

Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.

Внедрять новые формы работы по патриотическому воспитанию .

Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;

Познакомить с историческими фактами военных лет.

Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, дети старшей группы, родители воспитанников.

Тип проекта: Познавательно – творческий

Актуальность проекта

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения на сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

К сожалению, современные дети имеют поверхностное представление о событиях исторического прошлого нашей страны. В решении этой проблемы большая роль отводится дошкольному образованию , так как именно в дошкольном возрасте закладывается основы нравственных качеств ребенка. В связи с этим перед коллективом педагогов дошкольного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания - проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «Наш бессмертный полк» позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.

Гипотеза проекта:

Патриотическое воспитание ребенка начинается в дошкольном возрасте, через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и праздников с фотографиями ветеранов войны, бабушек, дедушек, родителей, то это поможет нынешним мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом, не знающим ужасов войны, по-новому посмотреть вокруг на своих прадедушек и прабабушек, тех, кого еже нет рядом с нами, поможет изменить отношение к этим людям.

Ожидаемые результаты:

Расширить и систематизировать знания детей о Великой Отечественной Войне; Закрепление навыков составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОв; Уважительно относиться к участникам Великой Отечественной войны и ветеранам тыла; Знать ветеранов и участников войны своей семьи;

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап:

Выявление первоначальных знаний детей о войне, о празднике Победы.

(Блиц – опрос для детей группы).

Блиц – опрос детей:

2.Что такое война?

3.Кто напал на нашу Родину? Зачем?

4.Кто встал на защиту нашей Родины?

5.Кто такие солдаты, что они делают?

6.Когда закончилась война?

7.Кто победил в этой войне?

8.Что такое парад?

9.Что такое памятник павшим воинам?

10.Как страна празднует День Победы?

11.Что рассказывают тебе родители о войне, ветеранах?

12.Тебе читают книги о ВОВ?

13.Ты смотришь фильмы о ВОВ?

14.Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? 15.Что нужно для этого?

  • Информирование родителей о предстоящем проекте.
  • Подбор методической литературы, презентаций, фотографий, плакатов, художественных произведений о ВОВ.

Основной этап:

  • Проведение НОД, бесед о войне, победе в ВОВ.
  • Чтение художественной литературы: С Алексеев «Они защищали Москву», Л. Кассиль «Твои защитники», С. Михалков «День Победы», заучивание стихов к празднику «День Победы»
  • Прослушивание грамзаписи военных песен: «Катюша», «Вставай, страна огромная», «День Победы».
  • Проведение подвижных игр: «Снайперы» (попади в цель), «Перетягивание каната», игр - эстафета: «Кто быстрее доставит донесение», «Попади в цель»
  • Привлечение родителей к участию в проекте.
  • Организация сюжетно-ролевых, дидактических игр.
  • Презентация «Военная техника».
  • Оформление стенгазеты «9 Мая».
  • Изготовление праздничных открыток.

Заключительный этап:

  • Патриотический праздник «9 мая – день Победы»
  • Стенгазета «9 мая»
  • Презентация «Наш бессмертный полк»
  • Экскурсия к мемориалу «Вечный огонь».

Продукт проектной деятельности:

Стенгазета «9 мая», презентация «Наш бессмертный полк», презентация «Боевая техника ВОв».

Вывод:

Список литературы и интернет-ресурсов:

Антонов Ю.Е « Великой Победе посвящается».

Праздники в детском саду «ТЦ Сфера » - 2010

Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе!». Беседы о Второй мировой войне в детском саду и школе», Издательство Гном – 2014.

Тематические коллекции: День Победы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Раздел программы

Познавательное развитие

Тематическое поле

Ознакомление с жизнью родных и близких в годы войны

Название проекта

«Наш бессмертный полк»

Тип проекта

Познавательно – творческий

Цель

воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Сохранения в семье воспитанников памяти о родных – солдатах Великой Отечественной войны и участниках трудового фронта; воспитание чувства уважения к героическому прошлому России.

Задачи

Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, страны.

Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.

Расширять и систематизировать знания детей о ВОВ. Развивать умение составлять рассказ о своей семье, обогащать словарный запас.

Предполагаемый результат

Расширить и систематизировать знания детей о Великой Отечественной Войне;

Закрепление навыков составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОв;

Уважительно относиться к участникам Великой Отечественной войны и ветеранам тыла;

Знать ветеранов и участников войны своей семьи.

Мероприятия

Формы работы с детьми

Формы работы

с родителями

1. Рассматривание фотографий, принесенных детьми для презентации, для газеты. Беседа по содержанию.

2. Цикл занятий по познавательному блоку: «Никто не забыт и ничто не забыто», «Города-герои», «Подвиги в тылу».

3. Занятие по художественной литературе «Поэтические строки о войне».

4. Занятие по изобразительной деятельности «Поздравительная открытка к празднику 9 Мая».

5. Занятие по художественному труду «Гвоздики для ветеранов»

6. Чтение рассказов и стихов о войне: «22 июня 1941 года» (С. Щипачев), «Прощание» (3. Александрова), «И снова писем нет из дома», «Скольким детям возвратили детство» (Р. Рублев), «Навек запомни» (М. Исаковский), «Братские могилы» (В. Высоцкий).

7. Слушание и разучивание музыкальных произведений, песен: «Священная война», «Соловьи», «Вечный огонь», «Бравые солдаты», «Наследники Победы», «День Победы».

8. Сюжетно-ролевые игры: «Разведчики», «Военный госпиталь».

9. Выставка рисунков-плакатов «Войне мы скажем: "Нет!"».

10. Рассматривание альбома «Военная техника», плакатов, открыток, иллюстраций.

11. Обсуждение поздравительного текста для открытки.

12. Оформление стенгазеты в группе.

13. Создание презентации «Наш бессмертный полк».

14. Поход к мемориалу

15. Презентация «Наш бессмертный полк», «Боевая техника ВОв».

1. Участие в сборе фотографий, рассказов о ветеранах.

2. Анкетирование с целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания детей.

3. Просмотр фильмов о войне вместе с детьми.

4. Привлечение родителей к книжной выставке произведений о войне.

5. Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья».

7. Участие в выставке совместных рисунков о войне.

9. Поход с детьми к мемориалу «Вечный огонь».

Вывод

Таким образом, в результате проделанной работы у детей появился интерес к истории своей семьи, страны, армии, уважение к защитникам Отечества. Дети стремятся повысить уровень интеллектуального развития, физических качеств, стать сильными, ловкими, выносливыми, чтобы, став взрослыми быть надёжными защитниками своего Отечества. Это влияет на воспитание физического, речевого, познавательного развития детей дошкольного возраста, так как будущие граждане России должны быть здоровыми, сильными, крепкими, знающими.


9 мая, в День Победы, в России ежегодно проходит акция «Бессмертный полк». Между тем такие же по содержанию акции проводились в разных городах еще в СССР.

Первые Парады памяти

Первая из известных акций, аналогичных по содержанию «Бессмертному полку», прошла в 1965 году, когда День Победы стал нерабочим праздничным днем. Тогда активисты и ученики школы № 121 города Новосибирска создали Аллею Cлавы воинов-сибиряков и пронесли по ней фотопортреты еще живых фронтовиков в честь победы в Великой Отечественной войне. С тех пор это регулярная акция в Новосибирске. С 1985 года ежегодно 9 мая такая же по содержанию акция проводится в Липецкой области, в селе Конь-Колодезь. В 2009 году в Севастополе потомки ветеранов провели марш «Заменим вас в строю!». В 2007 году по инициативе председателя Совета ветеранов Тюменской области в Тюмени прошел «Парад Победителей». Это начинание было подхвачено, и через два года такие парады прошли примерно в 20 регионах России.

Первый «Бессмертный полк»

Акция, получившая название «Бессмертный полк», впервые прошла в Томске в 2012 году 9 мая. Ее инициаторами выступили трое местных журналистов. В 2011 году они обратили внимание на редеющие от года к году ряды ветеранов Великой Отечественной войны. Зная о стихийно возникшей в СССР традиции приносить фотографии своих родственников к мемориалам павших, томские журналисты взяли ее за основу. Резкому росту популярности идеи «Бессмертного полка» способствовало освещение акции в региональных и федеральных СМИ.

Международная память

«Бессмертный полк» сформировался как общественная некоммерческая добровольческая гражданская инициатива, участие в которой может принять любой желающий. Акция быстро стала международной: уже в феврале 2013 года 30 городов России, Украины, Казахстана и Израиля выразили желание организовать у себя «Бессмертный полк». Ежегодно количество городов и стран - участников акции продолжает расти. Кроме того, с 2012 года существует Народная летопись «Бессмертного полка», куда любой потомок может внести историю своего предка - ветерана Великой Отечественной войны. С 2016 года ведет работу Межрегиональный центр поисковой работы «Бессмертного полка», который помогает людям установить судьбу своих родственников, пропавших без вести или погибших в годы Великой Отечественной войны. Память о войне также хранят сотрудники и члены Российского военно-исторического общества, которые регулярно принимают участие в шествии. А в 2018 году в «Бессмертном полку» пройдет колонна «Собибор» - в память о жертвах этого нацистского лагеря смерти и незабвенном подвиге советского офицера Александра Печерского.