Как федор конюхов переплыл тихий океан. Весельная лодка, на которой Фёдор Конюхов пересек Тихий океан. Как пересечь океан

31 мая 2014 года в 13:13 по местному времени (Брисбен) весельная лодка Тургояк коснулась побережья восточной Австралии, город Мулулаба. Фёдор Конюхов пересек самый большой океан на планете на весельной лодке, от континента до континента, без заходов в порты, без посторонней помощи за рекордное время — 159 дней 16 часов 58 минут.

Стартовав 22 декабря 2013 из чилийского города Кон Кон (регион Вальпараисо) Фёдор Конюхов преодолел 9 400 морских миль (17 408 километров) за 159 дней.


Встреча прошла при большом стечении людей, местных жителей, гостей. После прохождения иммиграционных формальностей Фёдор Конюхов ступил на берег. Изначально планировалось, что он зайдет в яхт-клуб, находящийся в устье реки Мулулаба, но Фёдор принял решение уйти в берег и финишировать на городском пляже.


Закончился глобальный проект. Фёдор Конюхов - единственный россиянин пересекший Атлантический океан и Тихий океан на весельной лодке. Пересечение Атлантики состоялось в 2002 году за 46 дней.


В яхт-клубе Мулулаба состоялась пресс-конференция, на которой Фёдор рассказал о своем переходе. Ответы на вопросы будут опубликованы позже.

Посол России в Австралии Владимир Морозов зачитал приветствие Президента Российской Федерации Владимира Путина адресованное Фёдору Конюхову.

Мэр города Мулулаба подарил Фёдору доску для серфинга, Фёдор в свою очередь подарил ему весло, с которым прошел 17 тысяч километров.

Поздравляем всех с завершением этого глобального проекта. Штаб планирует расспросить Фёдора о всех деталях перехода и опубликовать интервью с ним на сайте.


Экспедиция прошла под эгидой Русского географического общества. Подробнее .

Инвесторами проекта выступают Олег Сиротин (Клуб-отель «Золотой Пляж» и горнолыжный курорт «Солнечная Долина» , город Миасс) и Сергей Еременко (автомобильный холдинг

https://www.сайт/2017-06-09/kak_fedor_konyuhov_gotovitsya_k_krugosvetke_na_veselnoy_lodke_i_chto_meshaet_emu_pogruzitsya_v_maria

«Из экспедиций возвращаюсь с долгами»

Как Федор Конюхов готовится к кругосветке на весельной лодке, и что мешает ему погрузиться в Марианскую впадину

Известный путешественник Федор Конюхов в очередной раз приехал в Челябинскую область, чтобы поздравить победителей детской парусной регаты, названной в его честь. Кроме того, на Южном Урале живут партнеры путешественника, которые выступают спонсорами его морских переходов, — бизнесмены Олег Сиротин и Сергей Еременко. И в этот раз они помогают Конюхову в подготовке новой кругосветной экспедиции. Путешественник планирует пройти на весельной лодке вдоль Антарктиды и пересечь один из самых штормоопасных участков в районе мыса Горн.

— Я планирую стартовать 1 ноября 2018 года из Тасмании и вернуться туда же через 220 дней, — рассказывает Федор Конюхов. — Уже идет активная подготовка. Есть чертежи лодки, скоро ее начнут строить. Так же нужно подготовиться информационно. Четко знать, какие в тот момент будут течения и ветры. Как распределить силы, какое расстояние нужно проходить в день.

По его словам, аналогичной была подготовка к переходу через Тихий океан. Тогда знаменитый путешественник и его команда рассчитали: чтобы успеть переплыть океан за полгода, нужно в день проходить по 60 миль. Чтобы покрывать такое расстояние, нужно было совершать по 24 тыс. взмахов веслами в сутки, грести по 15-18 часов в зависимости от ветра.

— Поэтому я почти всю экспедицию только и делал, что греб. Почти не ловил рыбу, потому что это трата времени, а в пищу она не пригодна. В ней почти нет калорий. Я тогда тратил по 6000 килокалорий в день. В обычное время человек тратит 1500-2000. И, конечно, надо готовиться морально. Для меня это пост и молитва — самая сложная тренировка, — продолжает Конюхов.

Федор Конюхов, пролетая на воздушном шаре, сбросил газовый баллон на учебный центр ФСБ

В районе мыса Горн путешественник планирует встретиться с друзьями из Челябинска. Они подойдут к нему на своей яхте, чтобы морально поддержать в тяжелом путешествии.

— Я делаю это не для славы, я ее даже не замечаю, — говорит Федор Конюхов. — У меня есть цели, есть любопытство, открыть что-то новое.

По словам мореплавателя, он не теряет надежд однажды погрузиться в Марианскую впадину, но это сложный проект, поэтому уже несколько лет «буксует». Первый договор по нему был заключен еще в 1997 году, но до сих пор нет технологии, которая позволила бы совершить такое погружение, сетует путешественник.

— На земле нас живет 7 миллиардов, а конструктор, который может разработать капсулу для погружения, только один. Он живет в Австралии, это уже пожилой человек и не очень хочет браться за это. Мы перенесли спуск в Марианскую впадину на 2021 год, но я думаю, что эту дату придется перенести на 2023-й, — рассказал Федор Конюхов.

В любом случае, по его словам, проект остается актуальным, и если все-таки ему не придется опуститься на дно впадины самому, то это обязательно сделает кто-то другой.

— Я подготовлю все для этого, — заверил путешественник.

В Миассе на базе центра Федора Конюхова откроют детскую школу парусного спорта

Океан изучен всего на три процента, там всегда есть что-то новое, напоминает он. Любопытство — главный мотив его походов. Но многие проекты действительно готовятся годами. Если Азовское море Конюхов переплыл в 15 лет, то Атлантику — только в 50. Все это время шла подготовка, мореход-одиночка получал опыт и ждал, когда появятся технологии, которые позволят лодке на веслах преодолевать такие расстояния.

При этом почти все его экспедиции коммерчески убыточны, о чем Федор Конюхов говорит прямо: что такое коммерция, он не знает.

— У меня было более 50 экспедиций. И у меня уже традиция возвращаться из экспедиции с долгами, — делится он. — Спросите, на что я живу? Я пенсионер, еще я преподаю в университете. И потом, я художник. Мои картины пользуются спросом. Бывает, еще не допишу картину, а ее уже хотят купить. У меня планируются большие выставки в Третьяковской галерее и в Дубае. Еще я писатель. Рекомендацию при вступлении в союз писателей мне давал Виктор Астафьев.

Но книги много не приносят. А пенсия пенсионера Конюхова всего 6300 рублей. Когда он ее оформлял, ему предложили собрать все медали, грамоты. Но ничего этого знаменитый путешественник делать не стал. Не должен, говорит, Конюхов что-то выпрашивать, поэтому и назначили самую минимальную.

— Мне хватает. Главное, что езжу на метро бесплатно, — шутит путешественник.

Новости России

Илья Яшин на марше памяти Немцова в 2019 году

Россия

Оппозиция направит властям Москвы предупредительное письмо о политическом марше

Вадим Клювгант

Россия

Какие изменения назрели в СК и прокуратуре, будет ли их объединение? Интервью с адвокатом Вадимом Клювгантом

Россия

Задержан управляющий красноярским отделением Пенсионного фонда

Россия

В Госдуме хотят вывесить триколоры на дома, где живут ветераны боевых действий

Россия

Верховный суд отказал в иске «Батеньке» к Роскомнадзору из-за блокировки текстов

Россия

Володин предложил оштрафовать Алену Водонаеву на ₽100 млн за ее слова о маткапитале

Россия

Будущий глава Генпрокуратуры не считает, что ведомство получит следственные полномочия

В декабре 2013 г. стартовала, а в конце мая 2014г. завершилась очередная экспедиция путешественника-исследователя Фёдора Конюхова. На вёсельной лодке «К9 Тургояк», в одиночку, он отправился покорять самый большой океан мира, что и удалось ему, в конце концов, сделать. 62-летний мореход пересек Тихий океан от Южной Америки до Австралии (более 9000 миль, 17 тыс. км) в автономном режиме, без заходов на какие-либо острова, за 160 дней. Он стал первым человеком, сумевшим на веслах пройти Пасифик «от континента до континента», да еще за рекордно короткое время. В соответствии с заданием СГА, постоянного партнёра Фёдора Конюхова по экспедиционным проектам, на маршруте проводились эксперименты по исследованию психофизических возможностей человека и тренингу нейропластичности в экстремальных условиях.
Экспедиция поддержана Русским географическим обществом. Информационный спонсор проекта - телеканал «Первый образовательный

25.09.2013 г.

На днях путешественник-исследователь Фёдор Конюхов вернулся из Саутгемптона (Англия), где на международной выставке Бот-шоу была презентована 9-метровая вёсельная лодка оригинальной конструкции. Построенная по специальному проекту, эта лодка предназначена для длительного активного пребывания в экстремальной океанской среде в типичных условиях величайшего океана мира - Тихого. Она не похожа на традиционную, привычную для нас шлюпку или ял. Скорее всего, далекий прообраз ее - байдарка, но не с одним, а с двумя веслами, вставляемыми в уключины. Имея два вздутых герметичных отсека, на носу и на корме, что-то вроде крохотных кают, теоретически эта лодка непотопляема. В случае переворота она, благодаря каютам-поплавкам, должна самостоятельно вернуться в нормальное положение. Без особых преувеличений ее, пожалуй, можно сравнить с космическим кораблем, а всю экспедицию - с полетом в космос. Цель же - пересечение необъятного океана на веслах в совершенно автономном режиме сродни полету на Марс. И неясно, кому будет проще - космонавту на далекой орбите или Фёдору в безбрежном океане.

Предыдущий, 11-летней давности, переход на лодке через Атлантический океан принес Фёдору не только славу рекордсмена - быстрее его никто, вплоть до нынешнего года, не пересекал Атлантический океан на веслах- но и внутреннюю уверенность в возможности для себя большего. При том что он всегда понимал и сейчас понимает, что все, не столь многочисленные попытки смельчаков покорить таким образом Тихий океан заканчивались безрезультатно, иногда - трагически. Козыри Фёдора - опыт, знание Океана, исключительная способность выживать в невероятных условиях и нештатных ситуациях, концентрация и целеустремленность.

Именно поэтому техническое задание на лодку он разработал сам, а постройку, на основе новейших технологий, доверил признанным мастерам и испытанным партнерам-корабелам из Англии. На ней нет ничего лишнего, гребца ждет спартанский образ жизни. Весла, навигационные приборы, спутниковый телефон, компьютер, видеокамеры, портативный опреснитель соленой воды, запас сублимированных продуктов на полгода, удочка, пика для отгона акул - вот и все его хозяйство.

После демонстрации лодки на выставке - единственного экспоната от России - она вновь была переправлена на верфь для окончательной доводки и монтажа оборудования. На борту ее помещен логотип телекомпании СГУ ТВ (телеканал «Первый образовательный») - информационного партнера проекта.

17.10.2013 г.

Завершен подготовительный этап экспедиционного проекта Фёдора Конюхова «На лодке - через Тихий океан». На верфи Майка Вуда в поселке Бенем-он-Кроуч, что в сотне километров от Лондона, закончились строительно-монтажные работы на оригинальной лодке формулы К9 («Конюхов - 9 м»). Теперь она будет погружена в контейнер и отправлена теплоходом к месту старта - в южноамериканский город Вальпараисо (Чили) на восточном побережье Тихого океана.

Главный подрядчик по воплощению конструкторского замысла Фёдора Конюхова - энергичный Чарли Питчер. Чарли - рекордсмен среди гребцов по пересечению на веслах Атлантики, улучшивший в начале этого года на полторы недели рекордный результат (46 дней) Конюхова, показанный им ранее на лодке «Уралаз». Вместе с тем, он опытный судостроитель, построивший не одну лодку для океанского экстрима с использованием новейших технологий. Вот почему именно ему Фёдор доверил создание гребного болида своей мечты. Девятитиметровая углепластиковая К9 с кевларовой защитой днища весит всего 250 кг и может выдерживать не только удары океанских волн, но и столкновение с рифами. Грузоподъёмность лодки - 1 т: это и продукты, и снаряжение, и оборудование, и вес самого гребца. Несмотря на внушительные размеры и всего лишь одну пару рабочих весел (ни паруса, ни двигателя на ней нет по принципиальным соображениям), лодка может развивать скорость в несколько узлов, т. е. двигаться со скоростью велосипеда. Количество гребков, которые должен совершить российский мореход на маршруте, выражается семизначным числом.

«В день лодка должна проходить, по нашим подсчетам, минимум тридцать миль, - говорит Фёдор Конюхов, - т. е. нужно делать по 50 км, чтобы уложиться в запланированный срок… Каждый день нужно будет работать на веслах по 11 часов».

В конце ноября Фёдор отправится в Вальпараисо встречать контейнер. Старт намечен на первую декаду декабря, в это время в Южном полушарии наступает лето.

07.11.2013 г.

5 ноября в Челябинске, а 6 ноября в соседнем Миассе прошли пресс-конференции Фёдора Конюхова и его уральских партнеров по проекту «На весельной лодке - через Тихий океан», на которых представителям прессы и общественности было доложено о результатах подготовительного этапа новой экспедиции.

Недалеко от Миасса, на озере Тургояк, хранится легендарная лодка «Уралаз» - прототип новой К-9, на которой путешественник-исследователь намерен пересечь Тихий океан. Во время своего кратковременного визита на популярную базу отдыха «Золотой пляж», визитную карточку Тургояка, Фёдор встретился с ребятами из созданной им же здесь «Школы путешественников», где провел мастер-класс с будущими следопытами и мореходами. Юные путешественники специально для этой встречи сочинили и исполнили под гитару песню, посвященную знаменитому россиянину.

19 .11.2013 г.

И сам проект, и все его участники переместились на территорию Чили.

Первым человеком, которому удалось на утлом суденышке пересечь Тихий океан, оказался Фернан Магеллан. Он не был чилийцем, но на берегу далекого пролива, названного в его честь, в чилийском городе Пунта-Аренас стоит памятник этому отважному мореходу.

Прошло не одно столетие, и вот Океану бросается новый вызов. И вновь не чилийцем, но от чилийских берегов. Символичен тот факт, что программу тренировки и подготовки к старту на весельной лодке через Тихий океан россиянин Фёдор Конюхов решил начать именно с района Огненной Земли, открытой когда-то Магелланом.



20.11.2013 г.

Команда участников проекта во главе с Фёдором Конюховым, преодолевшая за два дня расстояние в 15000 км - аналогичное тому, что предстоит пройти океанской лодке - и не забывшая поклониться в Пунта-Аренасе легендарному Магеллану, перескочила на малюсеньком «Твинуотере» через Магелланов пролив и Огненную Землю и приземлилась в самом южном городишке Земли - Пуэрто-Вильямсе. Здесь находится чилийская военная база. Дальше лететь некуда - если только в Антарктиду. Отсюда до южной оконечности Америки, знаменитого мыса Горн, полторы сотни километров.

Именно к этому мысу приступивший к тренировкам Фёдор намерен отправиться на яхте в ближайшие дни, чтобы еще раз проверить себя и набраться духовной энергии от православного креста с иконкой Николая Чудотворца, установленного им там, на стыке океанов, три года назад. В предстоящем гребном сверхмарафоне важны не столько физические кондиции гребца, сколько сила духа, волевой настрой. Недельный переход вокруг мыса Горн может поспособствовать этому. Яхту предоставит местный шкипер.

Интересен и полезен опыт индейцев-ягана, живших испокон века на островах архипелага Огненная Земля и ходивших по океанским проливам и фьордам на весельных лодках из толстой можжевеловой коры. В местечке Лакутайя, что означает «Залив черной птицы», Фёдор ознакомился с предметами морских занятий и быта ягана.

Несмотря на наступающее лето и цветущие маргаритки и одуванчики, вслед за солнцем по нескольку раз на дню с неба сыплет снег, налетает холодный антарктический ветер, горы прячутся в тучах. Будем надеяться, изменчивая погода не нарушит планов Фёдора и его товарищей - совсем скоро в порту Вальпараисо нужно будет встречать лодку К9.

27.11.2013 г.

Если в былые времена индейцы-ягана, морские кочевники и самое южное племя планеты ходили между островами архипелага Огненная Земля на утлых деревянных лодчонках, то теперь к услугам местного населения и приезжих гостей, желающих погрести, вполне современные и удобные пластиковые каяки и каноэ. Этим обстоятельством не преминул воспользоваться Фёдор Конюхов, оценивший достоинства разных моделей тренировочных лодок.


А 21 числа яхта «Pelagic Australus» с дюжиной человек на борту, включая Фёдора, отправилась из пролива Бигль к самой оконечности южноамериканского континента - мысу Горн на одноименном острове. Переход длился несколько дней. В результате удалось не только обойти с запада коварный мыс, но и выйти на берег, побывать у стелы с символическим альбатросом, подняться на маяк, а также установить православный крест с иконкой Николая Угодника в маленькой тамошней часовне. Икона покровителя путешественников и мореплавателей Николая Чудотворца Мысгорновского с парусной яхтой в руке написана о. Фёдором.




Не успели поменять курс на обратный, как погода начала портиться, задул сильный ветер. Тем не менее, главное было сделано, и это было воспринято всеми как хороший знак.
26 ноября Фёдор Конюхов попрощался с гостеприимным Пуэрто-Вильямс и отправился в Вальпараисо встречать свою долгожданную лодку.


01.12.2013 г.

Во время долгой транспортировки из Англии в Чили лодка получила небольшие повреждения. Почти неделя ушла на их устранение в яхт-клубе городка Конкон под Вальпараисо. Тут же в несколько слоев было покрашено днище - для предотвращения активного нарастания моллюсков на его поверхности, что увеличивает сопротивление воды и, соответственно, замедляет ход лодки.


1 декабря состоялся первый спуск лодки на воду. В заливе, выходящем прямо в океан, в солнечный, умеренно ветреный день Фёдор Конюхов и технический менеджер, известный океанский гребец Саймон Чок, впервые окунули весла в воды Тихого океана.


На проверку устойчивости лодки, ее ходовых качеств, калибровки компаса и электронной навигационной аппаратуры ушло несколько часов. Испытания прошли успешно, оригинальная конструкция лодки не обманула ожиданий ее создателей. Была достигнута скорость более 3 узлов - примерно 6 км/ч. Но стало ясно, насколько сложно будет пробиваться в одиночку сквозь встречные ветры, волны и течения, характерные для этого района прибрежной акватории Чили.


Ближайшая задача, помимо загрузки продуктов, снаряжения, доустановки и отладки оборудования, - изучить направление местных течений и розу ветров для выбора оптимального времени старта. Пока ветер дует больше с океана, а стоящие на входе в залив рифы создают мощные циркулирующие подводные потоки, в которые лучше не попадать.


Накануне в кают-кампании яхт-клуба прошла встреча чилийских яхтенных капитанов с Фёдором Конюховым. Встреча прошла оживленно и заинтересованно, русский мореход удивил всех своими масштабными замыслами и послужным списком. Во время презентации был показан фильм об экспедиции на собачьих упряжках из документального цикла «Арктика-2013» телеканала «Первый образовательный».


А еще днем раньше здесь же, в яхт-клубе, Фёдор встретился с Президентом Чили, которому путешественник-исследователь показал свою лодку, рассказал о готовящемся трансокеанском переходе и пригласил на старт. Одна из принципиальных задач, которую удалось решить при содействии представителей российского дипломатического корпуса - получение разрешения военных властей на старт лодки от чилийского побережья. Если погода не воспрепятствует, старт состоится 12 декабря из марины яхт-клуба Конкона.


07.12.2013 г.

К проекту Фёдора Конюхова в Чили проявляют необычайно живой интерес. Возле лодки в яхт-клубе постоянно толпятся люди - яхтсмены, журналисты, телевизионщики. Видеорепортаж о Фёдоре и предстоящем переходе показали по центральному чилийскому каналу «13», другим каналам, материалы о русском путешественнике публикуются на первых полосах здешних газет.


В Сантьяго в нашем посольстве состоялась встреча Фёдора с послом РФ в Чили Михаилом Орловцом. Договорились о подготовке фотоэкспозиции по материалам проекта для размещения ее в Русском культурном центре, а также о широком показе чилийской общественности фильмов о путешественнике-исследователе Фёдоре Конюхове.


Запоминающийся вечер прошел в Культурном центре Россотрудничества, где собрались представители русской диаспоры и местные жители. Фёдор Конюхов представил членов своей команды, поделился планами, ответил на многочисленные вопросы. Затем им была передана в дар русской общине икона Божьей Матери для установки в часовне при Русском культурном центре, освящение которой должно было состояться на следующий день. Такого подарка никто здесь не ожидал, и это было воспринято как Божий промысел.



Тем временем в Конконе идет ежедневная кропотливая работа по подготовке лодки к старту. Яхт-клуб защищен от прямых океанских волн каменным молом, но стоит только выйти за его пределы, как начинаешь чувствовать дыхание океана. Отсюда до австралийского Брисбена - 7 500 морских миль, или около 14 000 км. Фёдор готовится к первому шагу - первые мили будут особенно трудными, поскольку нужно будет оторваться от берега и пройти мимо рифов у входа в залив. Каждый день он садится за весла и проделывает путь по акватории залива до поворотного мыса и обратно. Гребец и лодка постепенно приноравливаются, привыкают друг к другу - без гармонии и взаимопонимания в океан идти нельзя. Местные рыбаки и пеликаны с удивлением следят за необычной лодкой, неспешно проплывающей на их глазах мимо маяка.




12.12.2013 г.

Внимательно проанализировав метеопрогнозы, Фёдор Конюхов принял решение стартовать 14 декабря. К этому дню должно несколько стихнуть волнение, вызванное разбушевавшимся в океане циклоном на предполагаемом пути лодки. Далее, в течение нескольких дней, ожидается улучшение погоды, что должно поспособствовать отрыву гребца от коварного побережья с мощными течениями и многочисленными рифами.


На протяжении всего этого дня российский мореход принимал поздравления в связи с днем своего рождения. 12 декабря ему исполнилось 62 года - необычный возраст для путешественников, затевающих экспедиционные проекты, подобные нынешнему. Поздравляли друзья, капитаны из яхт-клуба, русские, живущие в Чили, и простые чилийцы - о Фёдоре и его проекте, благодаря прессе и телевидению, здесь знают все.

Много звонков пришло из России, но, пожалуй, главное поздравление озвучил посол РФ в Чили Михаил Орловец, специально приехавший с этой целью в Конкон. Он зачитал приветственное письмо Фёдору Конюхову от Президента РФ и Председателя Попечительского совета Русского географического общества Владимира Путина. Фёдор пригласил и посла и, через него, Президента РФ в Австралию - встречать его по завершении перехода.


14.12.2013 г.

Последний перед стартом день прошел так же, как и все предшествующие, в делах и заботах. Проверялась работа навигационной и сигнальной аппаратуры, дозакупались какие-то продукты и ранее не учтенные мелочи. Почти всё время Фёдор провел в лодке, в залив не выходил - там было неспокойно. Ближе к вечеру появились чилийские таможенники, затем - пограничники (верней, пограничницы), которые сделали нужные отметки в документах и паспорте Фёдора.


На причале все время толпилась публика, в основном соотечественники. Благодарили Фёдора за то, что он есть и вселяет в них чувство уверенности, гордости за далекую Россию. Поздравляли с прошедшим днем рождения, вручали подарки.

Вечер команда провела вместе с прилетевшим из Москвы Петром Михайловичем Карпенко, Президентом телекомпании СГУ ТВ, старым другом и партнером Фёдора Конюхова по разным проектам.



Рано утром 14 декабря, когда еще только начинало светать, российский путешественник-исследователь отчалил от плавучего пирса гостеприимного яхт-клуба Конкона. Несмотря на ранний час и пасмурную погоду, провожающих было на удивление много. Отмашку на старт в 6 часов 52 минуты дал приехавший из Сантьяго консул Российской Федерации. Первые осторожные гребки, первый разворот в створе марины, и вот - выход за мол. Позади остаются маяк, лес яхтенных мачт и муравейник громоздящихся друг над другом домов Конкона. Впереди - скрытый в утреннем тумане океан, по поверхности которого, как напоминание о недавнем циклоне, величественно и равномерно идет мертвая зыбь полутораметровой высоты.


Уверенная работа вёслами, и вскоре сигнальные огни лодки исчезают в темно-синей дымке. Никакого эскорта, кроме кораблика чилийской Армады (Военно-морской флот). И только через час, как было договорено, яхта и два катера с участниками проекта, а также самыми настырными поклонниками, вышли вслед гребцу, чтобы на траверзе Вальпараисо окончательно пожелать ему удачи. Пеликаны и чайки на прибрежных утесах, поволновавшись было, успокоились.


Текст телеграммы Президента РФ:

«Уважаемый Фёдор Филиппович!

Поздравляю Вас с днем рождения и началом новой страницы в Вашей богатой на события биографии - экспедиции к берегам Австралии на весельной лодке через Тихий океан.

Этот уникальный проект, проходящий при поддержке Русского географического общества, Ваших коллег-путешественников, известных исследователей, неравнодушных и увлеченных людей - не имеет аналогов в истории. И, без сомнения, - привлечет к себе внимание общественности, специалистов, знатоков мореходного дела.

Вам уже не раз покорялись самые сложные, труднодоступные маршруты - водная стихия, горные вершины, Северный и Южный полюсы. Уверен, что и нынешний поход пройдет успешно, послужит чести и славе России - страны, вписавшей немало ярких страниц в летопись географических открытий.

Желаю Вам удачи и всего наилучшего.

В добрый путь!

В первые сутки Фёдор греб весь день и всю ночь, не смыкая глаз, борясь с ветром и течениями. Удалось отойти от берега на запад на 18 миль, и на север - на 8.

18.12.2013 г.

Лодка с мелкой посадкой легко уязвима при воздействии боковых и встречных ветров. Чтобы как-то противостоять этому, нужно постоянно грести и использовать специально предусмотренные передний килевой руль и вставляемый кормовой шверт. Управление может быть как автоматическим (автопилот), так и ручным.

Первые сутки Фёдор практически не спал, только греб. Туман и морось не проходили, ночь оказалась очень холодной, согревала лишь работа веслами. Было не до еды - только кофе и горячий шоколад из термоса. Сильное течение на выходе из залива утащило лодку к северу,

Поспать урывками удалось только на второй день, когда ветер изменил направление и стал более-менее попутным. Все время гудел эхоответчик - здесь пролегает магистральная трасса морских судов, заходящих в Вальпараисо, для которых девятиметровая лодка - что щепка. Только локатором можно заметить, при включенном на ней специальном приборе AIS.

Из-за постоянного густого тумана солнечные батареи не функционировали. Основной аккумулятор, обеспечивавший, в первую очередь, работу автопилота и сигнальных фонарей, на второй день сел. Пришлось ограничить электропотребление и перейти на резервное питание в надежде, что солнце вот-вот появится.

Лодка сделала крюк и, понемногу удаляясь от побережья, пошла в юго-западном направлении. За три дня гребли и маневров было пройдено около ста очень тяжелых миль, от материка удалось оторваться миль на пятьдесят. Хорошо, момент старта был выбран удачно - при минимальном волнении, в паузе между циклонами, постоянно гуляющими по ревущим сороковым и неистовым пятидесятым широтам.

Связь с внешним миром обеспечивается через спутниковый телефон «Иридиум», предоставленный Фёдору Современной гуманитарной академией. Координаты фиксируются и автоматически передаются на интерактивную карту через спутниковый буй слежения «Yellowbrick».

Все присутствовавшие на старте лодки участники проекта, кроме главного координатора проекта Оскара Конюхова, покинули Конкон и вернулись из Чили на Родину.

19.12.2013 г.

На борту лодки К9 («Тургояк») возникла нештатная ситуация - отказала система энергообеспечения. Основной и резервный аккумуляторы, заряжаемые с помощью солнечных батарей, вышли из строя. Устранить неполадки своими силами Фёдору Конюхову не удалось.

После телефонных консультаций с береговым штабом и английскими конструкторами было принято решение отбуксировать лодку, пока Фёдор не ушёл далеко в океан, обратно в Конкон для выяснения причин отказа и восстановления работоспособности оборудования.

23.12.2013 г.

А произошло вот что. Английские конструкторы установили на лодке самые современные литиевые аккумуляторы, имеющие большую ёмкость и относительно малый вес. Но аккумуляторы эти, заряжаемые солнечными батареями, имеют некоторые специфические особенности по сравнению с традиционными, гелиевыми - их нельзя разряжать полностью. При достижении уровня разрядки в 10 % от номинальной емкости их обязательно следует дозаряжать - иначе для восстановления потребуется очень мощный импульс, который не способны обеспечить никакие бортовые источники питания.

Фёдор стартовал в пасмурную погоду и три дня шел в тумане, борясь с ветром, с боковым течением Гумбольта и пересекая при этом оживленную трассу океанских судов, заходящих в порт Вальпараисо. Двигаясь по кривой траектории, он вынужден был постоянно пользоваться автопилотом, держать включенной навигационную и радиолокационную аппаратуру, зажженными - габаритные сигнальные огни. Все время гудел эхоответчик - мимо, в ночи и тумане, проходили огромные корабли, для которых 9-метровая лодка - как щепка.

При повышенном уровне энергопотребления основные батареи на второй день разрядились, затем и резервная, а солнца все не было. Дала сбой система контроля напряжения, в какой-то момент уровень зарядки аккумуляторных батарей перешел критическую отметку, и все потухло. Восстановить работоспособность системы электропитания никак не удавалось и, стало быть, продолжать движение становилось бессмысленным. После обсуждения ситуации по спутниковому телефону с береговым штабом было принято решение о возвращении в Конкон. Благо, далеко уйти пока не удалось - до побережья всего полсотни миль (хотя было пройдено порядка 80).

Вышедшая на помощь яхта отбуксировала лодку в яхт-клуб Конкона. Все это произошло в день Николая Угодника - похоже, именно он подсказал мореходу, в самом начале пути, правильный выход из создавшегося положения.

Анализ причины отказов системы энергообеспечения и замена оборудования заняли всего три дня. Вместо экзотических аккумуляторов установили традиционные. Они тяжелее, но, как полагают специалисты, надежнее, и Фёдору знакомы.

Утром 22 декабря Фёдор Конюхов вновь взялся за весла и, перекрестившись, устремился навстречу новым, бесконечным испытаниям, направив свою лодку прямиком на запад. В этот день Тихий океан, как бы оправдывая свое название, решил преподнести гребцу подарок - в заливе Вальпараисо установился почти полный штиль.

30.05.2014 г.

Через 159 суток практически непрерывной гребли, преодолев расстояние в 9350 морских миль (15560 км) на гребной лодке «Тургояк» через весь Тихий океан от Чили до Австралии, Фёдор Конюхов вышел в точку с координатами 26 гр. ю.ш. и 153 гр. в.д. Впереди - бессонная волнительная ночь и оставшиеся 35 миль (60 км) до заветного берега, в песчаной бухте Моолулаба, севернее Брисбена. Именно здесь, на широте чилийского Конкона, откуда начался этот рекордный автономный переход, он и должен завершиться. Местный яхтклуб, власти города, штаб экспедиционного проекта, встречающая команда, представители СМИ (в т.ч. «Первого образовательного») уже который день пребывают в томительном ожидании финишного рывка гребца-морехода, с нетерпением ждут его.

Накануне вечером состоялся вылет вертолета навстречу Фёдору. Движущуюся среди волн белую лодку обнаружили без особого труда в 72-х милях от побережья. Визуальный контакт длился недолго, минут десять, но радости тех, кто был в вертолете, и того, кто находился в лодке, не было конца.

Эту ночь Фёдор Конюхов проведет, как обычно, на веслах, чтобы к утру войти в 5-тимильную прибрежную зону и уже засветло начать штурмовать одно из последних препятствий - выносное течение реки Моолулабы, способное утащить лодку в зону рифов и огромных накатных волн на пляжном мелководье. Сил и удачи, отважный покоритель океанов!

31.05.14г.

Сразу после того, как улетел вертолет и наступили сумерки, ветер подул в нужном направлении. Лодка, как бы почуяв близкую землю, понеслась в нужном направлении, подобно собачьей упряжке в Арктике год назад, и тут уже было не до сна! К восьми утра до долгожданного берега оставалось десять миль.

Встречать Фёдора на подходе вышла целая флотилия яхт, катамаранов, каяков во главе с катерами береговой службы Австралии. К ним присоединились вездесущие дельфины и даже пара горбатых китов. Лодка, барахтаясь в чехарде волн, уверенно двигалась к цели бородатый капитан в белой рубахе и выгоревшей шкиперке привычно работал веслами.

В это время на волноломе, при входе в марину, и на пляже Моолулабы собирались люди - и местные, и приезжие из Брисбена и Сиднея. Собралось человек 500, ждали «крези»-русского, о котором все последние дни писали газеты и вещало ТВ.

Примерно в час пополудни киль лодки Фёдора, под дружные овации собравшихся, ткнулся в песок пляжа. Встречали не только родственники, друзья и партнеры по проекту, но и местный мэр, российский посол, православный батюшка из Брисбена, многочисленные представители диаспоры, простые австралийцы. Посол зачитал приветствие Фёдору Конюхову от В.Путина.

Завершилась эпопея, которую трудно уложить в рамки обычных представлений о возможном и невозможном. Завершилась успешно, и даже на 40 дней раньше предполагаемого срока. Океан пропустил Фёдора Конюхова, а тот вписал еще одну страницу в историю экстремальных рекордных достижений человека и всего человечества.

За 160 дней проделан переход через Тихий океан на веслах, в одиночку и автономно, протяженностью в 16 тысяч км, от Чили до Австралии - от континента до континента. Такого до сих пор не удавалось совершить никому!

Чем наполнена наша жизнь? Семья, работа, встречи с друзьями, неожиданные проблемы, приятные новости... Пока каждый занят рядовыми делами, где-то посреди Тихого океана бросает по волнам небольшую лодку - человек в ней сутки напролет гребет, изредка прерываясь на часовой сон. Это обычная жизнь путешественника Федора Конюхова

22 декабря 2013 года от причала города Конкон (Чили) отошла одноместная лодка, на ней Федор Конюхов на веслах собирается пройти 8000 морских миль (15 000 км) через Тихий океан. Каждый вечер Федор связывается по спутниковому телефону с сыном Оскаром, который от имени отца ведет дневник плавания. «Вокруг света» публикует самые яркие отрывки из дневника .

Крайний день 2013 года, на берегу идут приготовления к Новому году, а здесь все так же. Хотел выпить вина, но за десять минут до полуночи приборы зафиксировали танкер, идущий на меня. Пришлось отложить празднование и начать маневры по «уворачиванию» от судна, которое в итоге прошло в трех милях (5,5 км) по корме. Но я рад, что встречаю Новый год в пути и могу наблюдать величие Тихого океана.

Все как в кругосветном одиночном походе. Физически сложнее, но психологически легче. Навигация на весельной лодке простая: смотрю карту маршрута, курс и скорость... Больше всего меня волнуют коммерческие и рыболовные суда. Они идут очень быстро (по отношению к скорости весельной лодки). Не успеет силуэт судна появиться на горизонте, как через полчаса он уже с лодкой на траверзе (направление, перпендикулярное курсу судна. - Прим. «Вокруг света » ).

Веду тяжелейшую борьбу со стихией. Признаюсь, не думал, что будет так тяжело. Непрерывная борьба со шквальными ветрами и перехлестывающими через борт волнами. Весла выбивает из рук. Я постоянно мокрый насквозь. Одежду не менял более недели. Течение Гумбольдта и юго-западные ветра сносят меня на север. Ежечасно молю Господа о смягчении стихии.

Ночью волнами занесло на борт трех маленьких кальмаров, я их почистил и обдал кипятком. Получилось хорошее добавление к обычному сублимированному меню (замороженные, затем высушенные продукты питания, сохранившие полезные свойства. Весят меньше, перед приемом пищи разбавляются кипятком. - Прим. «Вокруг света » ).

Сегодня поймал тунца. Выпустил за кормой блесну и на скорости 2,5–3 узла (4,6–5,5 км/ч. - Прим. «Вокруг света » ) приступил к ловле. Через пару часов катушка затрещала. После некоторых усилий вытащил небольшого тунца, сантиметров 40 в длину. Как раз то, что мне нужно, большего размера не стоит, на борту нет холодильника. Пока разделал, почистил и приготовил рыбу, ушло больше часа. В итоге - уха из тунца и некое подобие сашими (тонко нарезанное сырое мясо). Так что сегодня у меня обед гурмана с отличным видом на океан, но скоростью пришлось пожертвовать.

С начала плавания желудок ощущает всю «прелесть» сублимированных продуктов. Каждый день мне нужно разводить в кипятке и съедать по несколько порций этой «специальной еды». Энергии от таких обедов я получаю страшное количество. И такую же страшную изжогу в придачу.

Провел техинспекцию лодки. Промазал герметиком все палубные люки (они начали протекать), сменил колесики на гребном сиденье. Надел маску и окунул голову в воду - днище покрыл слой противной зеленой слизи. Это предвестник того, что скоро появятся нарастающие моллюски - придется нырять и счищать их специальным инструментом.

Днем устроил себе небольшой отдых, смог почитать. У меня на борту всего пара книг. Сегодня читал «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова). Увлекся, полезная книга. Так что суточный переход будет меньше обычного.

Сложно рассчитать, сколько еще времени пробуду в океане, поэтому установил режим экономии всего: продуктов и газа. Когда перейду за половину пути, можно будет строить более точные прогнозы и корректировать рацион. Я все надеюсь на рыбу. В первые дни в плохую погоду ничего не ел, держался на внутренних запасах, а сейчас не могу, есть хочется 24 часа в сутки. Все время голодный. Сильно похудел.

Эту пустоту вокруг нельзя передать словами. В последние дни, когда боролся с непогодой, я не слишком задумывался об этом. Но когда на радаре появился японский корабль Onahama Maru, все изменилось. Я впервые глубоко осознал одиночество. Сам я корабль не видел да и не знаю, отобразился ли я на их радарах. В местах, где пролегает мой путь, на сотни миль вокруг нет ни единой души. Ощущение такое, будто ты попал туда, где нет вообще ничего...

Мне сегодня снилось, что я хожу по земле, по зеленому полю. Это так здорово. Когда прозвенел будильник, я не хотел просыпаться, стараясь продлить эти моменты. На лодке я передвигаюсь на коленях, ползаю из каюты на палубу и обратно. В полный рост практически не встаю, да и ходить здесь некуда.

Последнее время болят кости рук, такое ощущение, что их скручивает. Когда гребу, боль не так сильно ощущается, а вот ложусь отдыхать, и начинает тянуть и крутить. Не могу расслабиться и отдохнуть. Из-за этого за сутки спал всего три часа. Почти 50 дней качки, болтанка не прекращается ни на минуту. Лодка в движении, все мышцы тела напряжены, даже когда лежу в каюте.

Одиночные пешие экспедиции

1. март - май 1990 г., 72 дня
Первый в России одиночный поход на лыжах к Северному полюсу. Старт - мыс Локоть (о. Средний)
2. нояб. 1995 - янв. 1996 г., 64 дня
Первый в России одиночный поход к Южному полюсу. Старт - залив Геркулес

Одиночные плавания

1. окт. 1990 - июнь 1991 г., 224 дня
Первая в России кругосветка на яхте «Караана». Старт и финиш - Сидней (Австралия)

2. март 1993 - авг. 1994 г., 518 дней
Кругосветка на двухмачтовом кече «Формоза». Старт и финиш - Тайвань

3. нояб. 1998 - апр. 1999 г., ~ 224 дня
Американская гонка Around Alone 1998/99 на яхте Open 60 «СГУ». Старт и финиш - Чарлстон (США)

4. нояб. 2000 - фев. 2001 г., ~ 90 дней
Французская кругосветная парусная гонка Vendee Globe на яхте Open 60 «СГУ». Старт и финиш - Ле-Сабль-д’Олонн (Франция)

5. окт. - дек. 2002 г., 46 дней и 4 часа
Пересечение Атлантического океана на гребной лодке «УРАЛАЗ». Старт - о. Гомера (Канары), финиш - о. Барбадос

6. фев. 2004 г., 14 дней и 7 часов
Пересечение Атлантического океана на яхте «Алые паруса». Старт - о. Гомера (Канары), финиш - о. Барбадос

7. дек. 2004 - июнь 2005 г., 190 дней
Кругосветка на яхте «Алые паруса». Старт и финиш - Фалмут (Англия)

8. янв. 2007 - май 2008 г., 102 дня
Австралийская гонка Antarctica Cup. Старт и финиш - Албани (Западная Австралия)

9. дек. 2013 - июнь 2014 г., ~ 200 дней
Пересечение Тихого океана на весельной лодке «Тургояк». В процессе. Старт - Конкон (Чили)

Фото: Федор Конюхов, Оскар Конюхов

В субботу весельная лодка «Тургояк» коснулась побережья Восточной Австралии. Так завершилось очередное путешествие Федора а, который в одиночку пересек самый большой океан на планете — Тихий — на веслах. Ему потребовалось 160 дней, чтобы проделать путь от континента до континента, без единой остановки в порту и без чьей-либо посторонней помощи, говорится на официальном сайте путешественника.

Конюхов преодолел более 17 тыс. км раньше запланированного срока в 180-200 суток и установил новый мировой рекорд по времени. По данным Международного общества океанских гребцов, предыдущий рекорд по пересечению Тихого океана на весельной лодке-одиночке в южной его половине составил 273 дня. Такой результат показал 52-летний англичанин Джим Шекдар, стартовавший из перуанского порта Ило 29 июня 2000 года и финишировавший 30 марта 2001 года на австралийском острове Норд Страдброук.

Конюхов стартовал из порта Конкон в Чили 22 декабря 2013 года и финишировал в городе Мулулаба, штат Квинсленд. Время от времени на своей страничке в фейсбуке в свойственной себе сухой манере он отчитывался о ходе рискованного путешествия.

«Ветра много, 20-25 узлов, но он попутный, иду по курсу. Примерно в двухстах милях к западу от меня серьезно штормит, и у меня большая волна. Лодку поднимает как на качелях. Океан суровый, но жить можно», — писал он. Его «Тургояк» — весельная лодка длиной 9 м и шириной 1,8 м.

«Главная трудность такого рода испытания состоит в его монотонности. Каждый день я старался грести по 18 часов, спал по 20-25 минут, но не более двух с половиной часов в сутки. Я шел с божьей помощью: все самые большие ураганы проходили мимо меня, лодка ни разу не перевернулась, мне помогали попутные течения», — поделился путешественник своими впечатлениями от проделанного пути, ступив на берег.

«Я уже более 40 лет путешествую. Раньше я делал это в основном ради научных целей и из спортивного интереса, но сейчас я думаю о молодом поколении, которому хочу привить дух романтики. Я хочу, чтобы люди больше мечтали», — ответил он на вопрос одного из журналистов, что толкает его на новые достижения.

Федор Конюхов совершил более 40 уникальных экспедиций и восхождений, в том числе провел четыре кругосветных плавания, пятнадцать раз пересекал Атлантику и первым в мире достиг пяти полюсов нашей планеты: Северного географического, Южного географического, Полюса относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эвереста (полюса высоты) и Мыса Горн (полюса яхтсменов). В 2002 году Конюхов пересек Атлантику за 46 дней на весельной лодке-одиночке «Уралаз».

«Я уже 40 лет путешествую, как Моисей по пустыне. Мало времени осталось, чтобы помолиться…

Будучи зрелым человеком, понял, что в мире нет одиночества. Ведь в океане рядом с тобой плавают киты или дельфины, в небе парят птицы, а на пути к полюсу встречаются медведи и тюлени.

А еще я точно знаю, что рядом всегда присутствуют Бог и святые, которым ты молишься. В огромном океане, кроме них, тебе никто не в силах помочь», — сказал как-то он в одном из интервью. Тяга к приключениям и покорению новых вершин сочетается в нем с религиозностью. Конюхов — священник .

Следующая его цель — облететь земной шар на воздушном шаре. По словам Конюхова, это будет беспосадочный перелет со стартом и финишем в Австралии, путешественник планирует лететь с запада на восток вдоль 40-й широты.