К какой расе относятся зулусы. Зулусы. Основные дикие африканские племена

13.5.3. Зулусы

История нгуни. Восток и север Южной Африки к VIII – Х в. заняли племена банту. Они делились на две языковых группы – сото-цвана, живущие на внутренних плато, и нгуни, в основном расселенные вдоль побережья. Именно нгуни – народы коса, зулу (зулусы) и отделившиеся от зулусов матабеле, оказали особенно стойкое сопротивление колонизаторам. В 1770-е гг. голландские колонисты столкнулись с коса на земли Капской колонии к западу от пограничной реки Грейт-Фиш. Начались длившиеся 100 лет столкновения, известные как «кафрские» войны. Голландцы так и не смогли вернуть занятые коса земли. Когда Капская колония перешла к англичанам (1806), коса были оттеснены за Грейт-Фиш, но окончательно покорены лишь в 1879 г. В наши дни коса (7,5 млн.) занимают лидирующее положение в политической жизни ЮАР. Коса был первый черный президент ЮАР Нельсон Мандела.

Масштабнее были зулусские войны. Основатель зулусской «империи», Чака (правл. 1816–1828), провел военную реформу, обязав служить в армии всех мужчин в возрасте от 20 до 40 лет. Они были объединены в воинские подразделения – амабуто, отличавшиеся жесткой дисциплиной. Нарушение дисциплины каралось смертью. Девушки в женских амабуто выполняли хозяйственные функции. Чака установил жесткие ограничения на внебрачные связи воинов мужских и женских «полков». Без личного разрешения Чаки, они карались смертью. Разрешение на брак получали отличившиеся в боях воины и ветераны, покидающие военную службу. Вооружение состояло из тяжелых укороченных ассегаев для ближнего боя и щитов из выдубленной бычьей кожи. В мирное время армия постоянно обучалась, а в войнах легко побеждала соседние племена. В 1825 г. Чака правил «империей» площадью 30 тыс. км?. Через 50 лет после смерти Чаки (1828) британское правительство решило присоединить земли зулусов. В Англо-зулусской войне (1879) англичане сначала потерпели поражение, но в итоге одержали победу. Окончательно зулусы потеряли независимость в 1887 г. Ныне зулусы (10 млн.) – один из ведущих народов ЮАР.

С деятельностью полководца Чаки, Мзиликази, связано появление народа матабеле. Мзиликази имел неосторожность прогневить Чаку и, чтобы избежать казни, вместе со своим кланом ндебеле (матабеле) покинул в 1823 г. страну зулусов и перебрался в Трансвааль, подчинив местные племена сото. В 1836 г. туда пришли буры, и Мзиликази пришлось уйти на север в Зимбабве. Там он создал сильное государство, отбил атаки буров и заключил договор о мире с британскими властями. Договор не помог, когда в Зимбабве нашли золото. В 1890-е гг. страна матабеле была завоевана наемными войсками компании «Британская Южная Африка» Сесила Родса. В наши дни матабеле (2,5 млн.) подвергаются преследованиям со стороны господствующего в Зимбабве народа шона.

Зулусы. Быт и обычаи. У всех нгуни – коса, зулусов и матабеле, быт и обычаи сходны. Ниже рассмотрен быт зулусов. Традиционно зулусы занимались земледелием и скотоводством. Мужчины пасли скот, строили и ремонтировали жилища; женщины обрабатывали землю и вели домашнее хозяйство. Все, кто достиг шестилетнего возраста, должны были работать: мальчики – под руководством отца, девочки – матери. Эрнст Риттер, выросший среди зулусов, оставил уникальные свидетельства об обычаях и быте зулусов конца XIX в. Вот как он описывает занятия мужчин зулусов:

«На долю зулусского мужчины падает строительство и ремонт хижины и различных оград, окружающих загон для скота и крааль в целом. Он вырубает кустарник и срезает высокую траву на участках, которые предстоит обрабатывать женщинам, доит коров, ухаживает за скотом. Важно отметить, что эти обязанности выполняются всеми – от главы крааля и даже самого вождя до маленького мальчика. … Выполнив свои обязанности по отношению к семье, каждый мужчина ежедневно занимается каким-нибудь второстепенным делом…: не торопясь чинит кожаный передник или изготовляет новый, стругает и полирует палку, точит топорик или ассегай, поправляет свою прическу или полирует головное кольцо, трудится над новой табакеркой… Когда же нет более срочного дела, мужчины охотятся, ходят в гости или по делам в соседний крааль, принимают участие в свадебном танце, пьют с друзьями пиво; некоторые отправляются на поиски подходящей девушки… или же навещают подружку, любовь которой уже завоевана».

Основная работа падает на женщин, но они не унывают:

«Женщины и девочки сразу же после восхода солнца – а летом в иные месяцы светает около четырех часов утра – весело закидывают на плечо мотыгу и отправляются на огороды. Точно так же, как каждой жене отводится отдельная хижина, а нередко и молочная корова, ей выделяется отдельный огород, который она обрабатывает вместе с дочерьми, чтобы обеспечить семью продуктами питания. Пока матери и старшие сестры находятся в поле, младшие девочки тоже выполняют свои обязанности: присматривают за младенцами и кормят их, подметают хижины и дворы, приносят в калебасах воду из ближайшего родника или речки».

Зулусы, как и все нгуни, жили в краалях, селениях кольцевой планировки, окруженных изгородью, с загоном для скота в центре. Хижины представляли куполообразные строения из плотно связанных между собой жердей, покрытых толстым слоем сухой длинной травы. Пол делали из твердой глины и тщательно полировали. Посреди хижины находилось овальное углубление – очаг. Одежда была крайне проста и состояла из кожаных набедренных повязок и фартуков. Незамужние девушки носили ожерелья бусы на шее и руках и коротенькую юбочку. До сих пор на сельских праздниках они ходят с обнаженной грудью. Выйдя замуж, женщины одевали черную кожаную плиссированную юбку, украшенную бусами. У мужчин было два кожаных фартука, прикрывающие интимные места спереди и сзади. Предплечья и икры они украшали хвостами диких животных. Заслуженные воины и военачальники – инкоси, имели прически с головным кольцом из трав и воска. Важное место у зулусов занимала ритуальная чистота. Утро все начинали с приема клизмы из теплой воды, настоянной на лекарственных травах. Трижды в день совершали омовения. Для разной пищи использовали разные приборы и посуду.

Пища. Основой пищи зулусов являются разного рода каши, ныне из молотой кукурузы, а прежде из сорго. Популярны исибхеде – жидкая перебродившая каша, и футу - густая каша, которую едят руками. Из сорго варят безалкогольное пиво амахеву и крепкое пиво утивала. Кроме каши готовят бобы, корнеплоды амандумбу, напоминающие сладкий картофель, и тушеную тыкву. В каши и тушеные овощи добавляют для вкуса шпинат, листья дикорастущих растений и творог. Творог едят и как отдельное блюдо. Зулусу любят простоквашу амази, но не пьют свежего молока. Говядину ели лишь по праздникам; в обыденной жизни мужчины добывали для стола дичину – животных и птиц. Курятину, свинину и баранину вообще не ели. Теперь зулусы едят все виды мяса, хотя преобладает вегетарианская пища. Мясо тушат или жарят на открытом огне. К мясным блюдам подают острый хрен чакалака. В старину мужчины, мальчики и женщины имели право на разные части туши. Мужчины получали статусные части – голову, правую переднюю ногу и печень. Мальчики – голени и легкие. Женщины – рубец и ребра. Раньше зулусы не ели рыбу. Зато они до сих пор любят жаренных насекомых: летающих муравьев и огромных червей мопани.

В конце XIX – начале ХХ в. зулусы ели два раза в день, но плотно, а когда еды мало, то один раз в день. Первый раз они ели около одиннадцати часов утра, когда женщины возвращались с полей и мальчики пригоняли коров из вельда, второй раз – вечером перед сном. Эрнст Риттер с уважением описывает застольные манеры зулусов:

«За обедом каждый занимает место, отведенное ему в соответствии с полом и старшинством: мужчины садятся по правую руку от очага …, причем старшие усаживаются ближе к полукруглой двери, женщины и дети располагаются слева. Каждый достает свернутую тростниковую циновку и садится на нее, кладя ноги так, как полагается представителям его пола. Сидеть непосредственно на полу хижины считается неприличным. Одна из дочек ставит две чашки с едой – отдельно для мужчин и женщин – с вареным кукурузным зерном, початками кукурузы, кислым молоком, вареным сладким картофелем, кашей из тыквы или перебродившего сорго или с иным из добрых сорока кушаний, известных зулусам. Одновременно подается нужное число чистых деревянных ложек. Их кладут на пол, опирая головками о края чашки. Старшие строго следят за тем, чтобы дети не ели поспешно или жадно. Перед едой все моют руки в специальной глиняной лохани, а после еды – полощут рот водой».

Современные зулусы питаются менее здоровой пищей, чем предки, и явно уступают им по воспитанию и поведению.

Брак и семья. В прошлом зулусы были полигамны, теперь принявшие христианство моногамны, а зулусы-язычники, в первую очередь, вожди, сохраняют традицию иметь несколько жен. У нынешнего короля зулусов Цвелитини – шесть жен; его отец имел десятки жен. Женитьба считается у зулусов важнейшим событием. Сначала девушка подает знак юноше, что он ей нравится. Через доверенную подругу она посылает ему цветные бусы. Сочетание бусин заключает смысл любовного послания. Цвет каждой бусины имеет свое значение. Красная бусина означает любовь или страсть, белая – верность и чистоту, синяя – мысли о любви или одиночество, желтая – ревность, черная – желание замужества, но иногда и гнев. Получив бусы, молодой человек старается расшифровать смысл послания, и, если девушка ему нравится, то начинается ухаживание. Влюбленные посылают друг другу бусы со страстными посланиями, пока окончательно не решат, что поженятся. При этом половая близость исключается. У зулусов девушка должна выйти замуж девственной.

По просьбе юноши его родные идут в дом девушки; начинаются переговоры о выкупе невесты – лабола. Выкуп рассчитывают в головах скота, который получит отец невесты. Выкуп можно вносить частями – до и после свадьбы. Незадолго перед свадьбой невеста приходит в дом жениха. Она передает подарки отцу жениха от своего отца. Принятие подарков означает принятие девушки в новую семью. Рано утром на следующий день невеста с подругами идет на реку, где они купаются обнаженными в знак очищения и чистоты. Затем начинается самый ответственный этап подготовки невесты к браку – проверка девственности. Девушку осматривают опытные пожилые женщины. Все с нетерпением ожидают результатов осмотра. До вынесения вердикта может пройти два-три дня, и все это время между двумя семьями присутствует напряженность. Звучат и насмешки со стороны семьи жениха в адрес невесты. Наконец, приговор оглашен – невеста признана невинной и пригодной для замужества. Все поздравляют друг друга. На радостях забивают двух бычков, и семьи обмениваются мясом.

Договариваются о дате свадьбы; родные невесты собирают или покупают домашнюю утварь и мебель для приданого. Отец невесты сообщает духам предков, что дочь выходит замуж, и забивает жертвенного козла. Родные жениха передают подарки невесте. К этому времени жених уже подобрал двух бычков и козла: их забьют перед началом свадьбы. Женщины семьи жениха готовят еду и пиво для праздничного стола. Рано утром в день свадьбы родные приводят невесту в дом жениха, так чтобы ее не заметили (или сделали вид, что не заметили) и отводят на женскую половину дома. Потом они получают плату от родных жениха, виновных, что не заметили невесту. Свадьба начинается в доме жениха ночью в полнолуние, когда луна ярко светит. Это позволяет избежать несчастья. Празднуют два дня. Родители невесты грустят об утрате дочери и на свадьбе не присутствуют. После обряда вступления в брак и ритуальных танцев начинается пир. Зулусы любят усладить плоть: съедаются горы мяса и пиво льется рекой. После свадьбы жена оставалась жить в доме мужа. Муж является безусловным главой семьи, и дети принадлежат к его роду. Разводы редки.

Воспитание детей, сочетавшее внешнюю свободу с неукоснительным подчинением воле старших, давало поразительные результаты. О зулусах XIX века Эрнст Риттер пишет:

«В стародавние времена зулусская семья могла послужить образцом дисциплины и хороших манер для многих так называемых цивилизованных семей. … Основным законом являлось неукоснительное подчинение родительской воле. … Но и после того как ребенок приходил в состояние полного смирения, его характер продолжал формироваться под влиянием различных воздействий. Силою поучения и примера ребенка убеждали или принуждали всегда вести себя должным образом: проявлять сочувствие и великодушие к товарищам, не обижать младших, щедро делиться тем, что у него есть, решительно со всеми, исполнять свои повседневные обязанности – пасти коров, нянчить младенцев, носить дрова и воду, – быть чистым и опрятным и гордиться этим. … Существовали правила этикета почти на все случаи жизни зулуса; они предусматривали, как вести себя в присутствии старших и за едой; внушали уважение к жилищам и собственности других. Таким образом, благодаря эффективной системе воспитания у зулусов систематически вырабатывалась склонность к вежливости и аккуратности, бескорыстию и самоуважению, трудолюбию, пристойности в половой жизни».

Сексуальные традиции. Сочетание свободы и жестких ограничений в воспитании самодисциплины, свойственно зулусам и в сексуальных традициях. В XIX в. зулусские дети были прекрасно осведомлены о сексе между мужчинами и женщинами. Взрослые не препятствовали и даже поощряли гетеросексуальные игры детей, имитирующих секс и занимающихся взаимной мастурбацией. В то же время существовало жесткое ограничение – девочки должна беречь свою девственность. Их учили песням, прославляющим девственность. По мере взросления между юношами и девушками завязывались любовные отношения. Старшие не препятствовали. Никто не воспрещал им встречаться и проводить вместе ночь, но опять же при условии, что девушка хранит девственность. Для удовлетворения полового желания любовники практиковали секс без проникновения, когда член юноши зажат между сжатыми бедрами девушки. Секс между бедер – укусома (укухлобонга), был панацеей для зулусской молодежи XIX в.: в зулусской армии юноши и девушки подолгу служили в мужских и женских полках и не могли вступать в брак без разрешения короля.

После вступления в брак, ограничений уже не было. По крайней мере, для полигамных зулусских мужей. Они наслаждались радостями полноценного секса. Об этом повествует Эрнст Риттер:

«Нгуни не целуются, вернее, не целовались до того, как вступили в контакт с европейской цивилизацией. Однако они обладали глубоким знанием физиологии женщины, которое передавалось им старшими во время и после совершения обрядов, связанных с достижением зрелости. Мужчины были подлинными мастерами деликатного искусства возбуждать женщин в любовной игре. Мужья нгуни. предоставляли своим женам по отдельной хижине и навещали их более или менее поочередно. Однако вожди порою не считались с этим обычаем и принимали жен в большой хижине совета. Иногда одновременно являлись несколько жен. Наложниц – они не имели никаких прав, но тщательно охранялись как королевская собственность – неизменно вызывали поодиночке или группами в хижину вождя, ибо они не имели собственных жилищ. Впоследствии их отдавали в жены особо отличившимся подданным; в качестве компенсации за несколько сомнительную девственность они приносили мужьям ореол близости с самим королем. Решительно все с величайшим уважением относились к девушкам Большого дома – ведь они считались королевской собственностью и «сестрами» вождя. Эти наложницы – их было приблизительно тысяча двести человек – находились на положении фрейлин и аристократок и уступали только представительницам королевского дома или женам короля».

Ныне все изменилось. Многие зулусы обращены в христианство и приняли западный образ жизни. Для обитателей городов связь с предками прервана: они лишены их достоинств и знаний. Молодежь вырастает без понятий о самодисциплине и мало осведомлена о сексуальной стороне жизни. Секс для них существует в виде альтернативы «все или ничего». Согласно христианскому учению (совпадающему здесь с традициями зулусов) дорога к сексу лежит через брак. Но тут выступает разница: христианство отвергает любые формы внебрачного секса, тогда как зулусские традиции допускают сексуальное наслаждение без утраты девственности. У зулусов, формально принявших христианство, препятствием для добрачного секса является смутное понятие греха, а у зулусов-традиционалистов – всеобщее осуждение и невозможность выйти замуж. Нетрудно понять, что у зулусов-христиан, утративших самодисциплину предков, распространены внебрачные половые связи. Неграмотность в вопросах секса, наряду с пренебрежением к использованию презервативов, делает зулусскую молодежь легкой добычей инфекции ВИЧ. Всего в ЮАР заражено ВИЧ более 18 % процентов населения, около 5,7 млн. человек – больше, чем где-либо в мире (данные на 2007 г.). Подавляющее большинство инфицированных – чернокожие, и среди них видное место занимают зулусы.

В лучшем положении находятся сельские зулусы-язычники, сберегшие традиции. Для девушек, как и прежде, вопрос чести сохранить девственность до замужества. По-прежнему практикуется секс между бедер. Девочек, начиная с раннего возраста, периодически обследуют на девственность. Во время проверки девочки ложатся на циновку, раздвинув ноги. Их осматривают пожилые женщины. Вокруг собирается толпа любопытных. Прошедшей обследование ставят цветную знак на лбу, а иногда выдают сертификат. Затем принято забивать жертвенного козла и устраивать праздник с музыкой, пением, танцами, молитвами предкам и плаванием ночью в реке. Девочки гордятся своей ролью в этих событиях. Каждый месяц обследование проходят десятки тысяч девочек. Раз в год устраивается Умхланга – «танец тростника». В празднике участвуют десятки тысяч прошедших испытание невест. Праздник длится восемь дней. Сначала девушки собираются из своих деревень и располагаются около королевской резиденции. В следующие дни они срезают тростник и приносят королеве-матери (тростник используется для починки королевской ограды). Танцам посвящен шестой и седьмой день праздника. Девушки танцуют перед королем, придворными и гостями. Из одежды на них лишь короткие юбочки и бусы. Невесты надеются, что король выберет одну из них в жены (но нынешний король избегает увеличения гарема). На восьмой день король приказывает забить стадо бычков и раздать мясо девушкам. В празднике Умхланга перед королем зулусов танцуют около 25 тыс. невест. В расположенном неподалеку Свазиленде масштабы Умхланги больше: перед королем свази танцуют 80 тыс. девственниц.

Праздник Танца тростника в Свазиленде. 2006.

Языческие традиции сдерживают, но не предотвращают распространение ВИЧ-инфекции среди селян. Многие женатые мужчины заняты отхожими работами и, по возвращении, заражают жен. Кроме того, распространилось поверье, что секс с девственницей излечивает от СПИДа: отсюда частые изнасилования девушек, в том числе, маленьких девочек. Наконец, юноши, следуя традиции сохранения девственности своих подруг, не считают нужным ограничиваться сексом между бедер, а зачастую переходят к анальному сексу, что отнюдь не снижает риск заражения ВИЧ.

Гомосексуализм. В отличие от соседей пондо и цвана , гомосексуализм у зулусов встречался редко и осуждался. Сообщается о смене пола прорицателями и редких случаях молодые воины использовали мальчиков вместо женщин. Гипотеза, что основатель зулуской империи Чака был гомосексуалистом, лишена доказательств. Ситуация изменилась после захвата королевства зулусов англичанами. 1890-е гг. были временем насильственного переселения южноафриканских племен, что вызвало восстания. Одну из групп повстанцев к югу от Йоханнесбурга, называвшую себя Умкози Везинтаба – «Горный отряд», возглавлял зулус – «король» Нонголоза. У белых он получил прозвище «Король Ниневии». Подражая Чаке, Нонголоза запретил воинам (в основном, незулусам) сближаться с женщинами, но, в отличие от Чаки, он повелел молодым воинам стать «женами» старших воинов. В 1900 г. Нонголоза был захвачен англичанами, но его порядок приняли везде, где мало женщин – от шахт до тюрем. Сами зулусы вовлечены в гомосексуализм меньше других народов, поскольку стремятся остаться ближе к земле.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

  • Оглавление раздела: Народы Земли
  • Читать: Пигмеи из Африки

Зулусы - это народ, проживающий на юге Африканского материка, численность которого насчитывает около 10 млн человек. Зулусы обитают преимущественно в провинции КваЗулу-Наталь на территории Южно-Африканской Республики. В соседних государствах - Зимбабве, Замбии и Мозамбике также проживают небольшие по численности группы зулусов. Язык народа зулу принадлежит к языковой группе нгуни из семьи банту. Собственный язык зулусов - называемый зулу - самый распространённый язык в ЮАР. Он также близок к языкам коса и свати.

В настоящее время многие зулусы говорят на английском, португальском, сесото и других языках ЮАР. Среди них есть христиане, но многие сохраняют приверженность традиционным верованиям. Зулусская религия в частности включает веру в бога-творца, а к миру духов можно обратиться только через предков, с которыми общаются предсказатели. Смерть и всё плохое в их жизни, рассматривается как результат злого колдовства или действий обиженных духов. Важный аспект зулусской религии - ритуальная чистота: для разной пищи часто используются разные приборы и посуда, а омовение верующими совершается до трёх раз в день.

Зулусы составляют крупнейшую этническую группу юга Африки. Свое название зулусы получили в честь Зулу Кантомбела, основателя и вождя племени. Тысячелетняя миграция на юг привела народ нгуни к бассейну реки Белая Умфолози примерно в начале 18 века, оттеснив отсда в пустынные районы Калахари кочевые племена обитавших здесь бушменов. Как гласит предание, датированное 1709 годом, здесь зулусы решили обосноваться надолго. И создали они здесь свое Зулуское королевство, имеющее славную историю. И Южноафриканский город Дурбан, знаменитым на весь мир, также создан зулусами.

Племена зулу - одна из самых сильных и закаленных черных культур. Все люди этого племени подчинены королю зулусов (в данный момент это Гудвил Звелатини). Зулу насчитывают более 300 племен, которые проживают в основном в провинции Квазулу-Наталь. Они в свою очередь разделены на кланы, в каждом со своим вождем. Кланы делятся на еще меньшие подразделения, живущие в отдельных деревнях-краалях, также возглавляемой вождем. А дальше следует самая мелкая социальная единица - семья, где муж выступает за вождя.

Личная жизнь зулусов – это целая экономическая наука. По достижению совершеннолетия, каждый зулу может жениться, но далеко не каждый может, а тем более хочет. Ведь женитьба для зулуских женихов – дело крайне затратное. По сложившейся традиции каждый зулус, решивший вступить в законный брак, должен заплатить родителям невесты выкуп. А это примерно сто кило сахара, сто кило кукурузы и еще одиннадцать коров! Если в ЮАР продать все это приданное богатство, то можно снять апартаменты в пригороде Дурбана с видом на океан или приобрести престижный внедорожник... Вот и холостякуют многие молодые зулусы...

В переводе с зулусского языка, «зулу» - это небо, а слово зулусы переводится как «небесные люди»...

136 лет назад, в 1879 году началась англо-зулусская война - война между Великобританией и Страной зулусов. Росту напряжённости способствовало во многом уникальное положение зулусской державы, сохранившей к 1870-м годам свою независимость, военную организацию и традиционный уклад жизни. При Кечвайо войско зулусов насчитывало 25-30 тыс. человек, при помощи английского торговца Дж. Данна был создан отряд воинов, вооружённых огнестрельным оружием, делались попытки организовать кавалерию. Войско зулусов являлось самой мощной, крупной и дисциплинированной силой африканцев в Южной Африке.

Препятствием для британских планов по колонизации Африки было существование нескольких независимых республик и Зулуленда с его армией. Эта война вошла в историю несколькими знаменитыми сражениями, такими как разгром британского батальона при Изондлване или героическая оборона миссии Рорк-Дрифт. Итогом войны стала ликвидация зулусской независимости.

Ниже вас ждет альбом на редкую тему с потрясающими фотографиями по всем областям жизни молодых колоний, местному населению и собственно войне. А так-же два фильма - художественный и документальный.

Зулусские охотники на ведьм

Зулусские охотники на ведьм

Зулуски

Зулуски

Зулуска с ребенком

Зулус

Зулус

Зулус

Зулус

Зулус

Зулус

Зулус

Зулус

Зулус в свадебном одеянии

Зулус из района Наталь

Зулус с исикоко

Зулуска

Зулуска

Зулуски из крааля

Зулусы

Зулусы возле хижины

Зулусы курящие дхаху

Зулуски

Зулус у заводи

Водопад Умгени

Водопад Матческа в восточной части колонии Трансвааль

Джеппес Тауээр, скала-останец в восточной части колонии Трансвааль

Водопад Мак Мак в восточной части колонии Трансвааль

Водопад Саби в восточной части колонии Трансвааль

Смоковница

Кечвайо каМпанде (зулу Cetshwayo kaMpande; ок. 1826 - 8 февраля 1884) - верховный правитель (инкоси) зулусов с 1872 по 1879 гг., возглавил сопротивление зулусов в ходе Англо-зулусской войны 1879 г.

Кечвайо. 13 сентября 1879. Кечвайо родился приблизительно в 1826 году в окрестностях местечка Эшове, которое располагается в современной провинции ЮАР КваЗулу-Натал. Его отец - Мпанде, был братом основателя зулусской державы Чаки и его преемника Дингане

Бюлтфонтейн. Лагерь шахтеров на алмазной шахте

Вааль неподалеку от входа в алмазные копи. Грикваленд (Западный)



Западный Грикуаленд. Алмазные копи

Западный Грикуаленд. Алмазные копи

Западный Грикуаленд. Алмазные копи

Западный Грикуаленд. Алмазные копи

Западный Грикуаленд. Алмазные копи

Западный Грикуаленд. Люди сортируют алмазы

Западный Грикуаленд. Работники покидают алмазные копи

Западный Грикуаленд. Рабочие на копях

Западный Грикуаленд. Рабочие покидают алмазные копи



Западный Грикуаленд. Техника, используемая для добычи и промывки алмазов на копях

Западный Грикуаленд. Техника, используемая для добычи и промывки алмазов на копях

Западный Грикуаленд. Техника, используемая для добычи и промывки алмазов на копях

Кимберли

Кимберли

Кимберли. Кимберлитовая трубка «Большая дыра»

Кимберли. Кимберлитовая трубка «Большая дыра» до начала раработки



Кимберли. Кимберлитовая трубка «Большая дыра».

Кимберли. Кимберлитовая трубка «Большая дыра».

Кимберли. Кимберлитовая трубка «Большая дыра».

Кимберли. Кимберлитовая трубка «Большая дыра». Восстановление после оползня

Кимберли. Кимберлитовая трубка «Большая дыра». Кромка

Лагерь вице-губернатора Саути на старой ферме Дэ Бирс

Кечвайо. Во второй половине 1830-х годов зулусы вступили в период жестоких испытаний, потрясших основы их образа жизни. В 1835 г. началось масштабное переселение буров (африканеров) из восточных районов Капской колонии на земли сопредельных народов

Кечвайо. 27 октября 1879. В 1861 фактическое управление страной перешло в руки Кечвайо. Несмотря на официальное признание и заверения в дружбе английских властей, начиная с 1873 года противоречия между Наталом и правителем зулусов постепенно нарастали

Кечвайо. Сентябрь 1879. В 1875 году сэр Г. Уолсли, временно исполнявший обязанности лейтенанта-губернатора Натала, пришёл к заключению, что все трудности в отношениях с африканцами могли быть решены аннексией Зулуленда

Кечвайо. 11 декабря 1878 года лейтенант-губернатор Натала Г. Балвер предъявил Кечвайо. января 1879 года, 11 января 1879 года, когда истек срок ультиматума, английские части несколькими колоннами вступили на территорию Зулуленда.

Жены Кечвайо. 13 сентября 1879

Дабуламанзи, единокровный брат правителя (инкоси) Кечвайо. В период Англо-зулусской войны командовал силами зулусов, в частности, в битве у Роркс-Дрифт. После смерти Кечвайо поддержал Динузулу как главного претендента на место инкоси зулусов

Сокута, сводный брат одного из братьев Кечвайо

Ндабуко Мадун и Шингaнa. Они были родственниками Кечвайо

Секхукхуне (1814-1882). Король Секхукхунеленда в Трансваале. Воевал против британцев, был в конечном счете побежден в 1879 году и заключен в тюрьму в Претории.

Зулусская знать. Часть этих мужчин родственники Кечвайо, короля зулу во время Англо-Зулусской войны. Другие зулу вожди или представители соседних племен

Оружие зулусов

Предметы, принадлежащие зулусам, включая оружие, украшения и бытовые вещи



Зулусские воины в торжественном облачении

Зулусский воин

Зулусский воин

Зулусский воин



Зулусский воин в парадной одежде

Зулусский воин в парадной одежде

Зулусский воин в парадной одежде

Зулусский воин с женщиной зулу

Зулусский воин



Замок Доброй Надежды, в который был заключен Кечвайо

Обслуживающий персонал Кечвайо в Замке Доброй Надежды, Кейптаун. 27 октября 1879

Мужская обслуга Кечвайо в 1879

Служанки Кечвайо в 1879

"Времена и воины. Зулусы." (док. фильм)

"Зулусы" (худ. фильм, 1964 г.)

Южная Африка, разгар англо-зулусской войны… Англичане еще не оправились после ужасного поражения 22 января 1879 года, но Британскую армию уже ждет новое, суровое испытание. Сто сорок отважных валлийских стрелков вступят в кровавый бой с четырьмя тысячами свирепых воинов-зулусов. Из этой неравной двенадцатичасовой битвы храбрые солдаты выйдут героями. Но какой ценой?!

ЗУЛУ (устаревшее - зулусы; самоназвание amazulu - люди неба), народ группы нгони в составе народов банту, крупнейший народ ЮАР. Численность 10,4 миллионов человек (2001, оценка), из них 7,6 миллионов человек в провинции Квазулу-Натал. Живут также на севере Лесото (270 тысяч человек), в Зимбабве (140 тысяч человек), Малави (116 тысяч человек), Свазиленде и др. Говорят на языке зулу. В основном придерживаются традиционных культов, есть христиане (католики и протестанты), приверженцы христианско-африканской Назаретской баптистской церкви. Распространены синкретические культы (в том числе вера в мессию Исайю Шамбе).

Сложились в 1-й половине 19 века в междуречье Пхонголо и Умзимкулу, составив основу племенного союза во главе с Чакой. Им была создана регулярная военная организация, основанная на традиционной системе возрастных классов: боеспособные мужчины (18-40 лет) были поделены на полки (ибуто) численностью 600-1000 человек во главе с военачальниками (инкоси) и поселены в особые краали (эканда); воины не имели права жениться до 30 лет. Организации армии соответствовал новый боевой порядок: воины, вооружённые ударным копьём ассегаем (которое они были обязаны предъявить после боя) и щитом, сражались в сомкнутом строю типа фаланги - полки молодых неопытных воинов (исимпондо; буквально - рога) с флангов и главная ударная сила (исифуба; буквально - грудь) в центре; сзади строились резервы в основном из старых воинов. Часть зулу, не подчинившихся Чаке, ушли на север и поселились среди суто в Трансваале, а затем на землях шона в Зимбабве (ндебеле), на землях тсонга в Мозамбике (шангаан), за рекой Замбези (ангони); часть поселились на юге за рекой Умзимкулу (финго, амафенги). При преемнике Чаки - Дингаане в результате англо-буро-зулусской войны 1838-40 зулу потеряли часть земель, сохранив территорию на севере Натала между реками Чёрная Умфолози и Пхонголо - Зулуленд. После поражения зулу в англо-зулусской войне 1879 Зулуленд в 1887 стал британской колонией, в 1897 году включён в состав колонии Натал. Последнее антиколониальное выступление зулу - зулусов восстание 1906. С конца 1940-х годов до 1994 существовал бантустан Квазулу.

Традиционная культура типична для народов Южной Африки. Мужчины занимаются полукочевым скотоводством (мальчики пасут коз, подростки - овец, взрослые - крупный рогатый скот), кожевенным и кузнечным ремеслом, резьбой по дереву и кости, женщины - переложным земледелием, плетением, гончарством.

Зулу в традиционном костюме.

Одежда - кожаные набедренные повязки, фартуки, юбки, меховые накидки, браслеты на предплечьях и икрах; заслуженные воины носили головные обручи из воска и травы. Характерны соломенные, украшенные бисером женские головные уборы (исичоло). Жилище - полусферическая каркасная хижина (икхугване), крытая циновками или шкурами; позднее распространились четырёхугольные саманные дома с плоской крышей, традиционные хижины сохранялись как ритуальные постройки (для проведения инициаций). Поселение - крааль (умузи), насчитывало от 10 до 1000 хижин, составляло большесемейную общину, глава которой (инкоси) выполнял также функции жреца; советником, военачальником и судьёй был назначаемый «королём» помощник (индуна). Сохраняются патрилинейные тотемные (королевский тотем - змея мамба; также слон, леопард, лев, зебра, буйвол и др.) линиджи, главы наиболее авторитетных линиджей образуют совет (Палата традиционных вождей) при верховном правителе («короле») в столице зулу - Улунди, избираются в Государственный совет вождей в Претории. Брак патрилокальный, распространена полигиния, чаще сороральная. Хижины жён в зависимости от ранга располагаются вокруг хижины мужа. Терминология родства бифуркативного типа. Сиблинги делятся по относительному возрасту и относительному полу. Практикуются обряды избегания, в том числе вербального (хлонипха): как мужчина, так и женщина не употребляют прилюдно слова, входящие в состав имён их свойственников. Брак сопровождался обязательным выкупом скотом (лоболо). Традиционная религия - культы сил природы (токолош, хили, гиликанго), предков (амадлози), верховного бога-творца Нкулункулу и матери-земли Номкхубулване, ежегодный праздник урожая, сопровождающийся ритуалом возобновления силы вождя и войска (инквала); сохраняются предсказательницы, знахари (женщины - сангома, мужчины - иньянга, санузи).

Для устной культуры характерно преобладание вокальной музыки - хоровой многоголосной (с элементами полифонии) и сольной. Танцы сопровождались хоровым пением, шумом погремушек, хлопками в ладоши. Флейты, музыкальные луки нередко использовались в индивидуальном музицировании. Во время инициации юношей исполнялись танцы и респонсорные песни в честь знаменитых вождей и предков (изибонго) - перечень имён с развёрнутыми эпитетами. Барабаны применяются в современных жанрах, например сопровождают танцы ингома (праздничный танец быка), а также свадебные песнопения и мужские военные танцы с оружием. В резиденции «короля» Нонгома (близ Улунди) ежегодно проходят заимствованные у свази пляски девушек Умхланга (Пляска тростника), в ходе которых «король» выбирает себе жену. У городского населения распространены европейский и американский вокально-танцевальные жанры и музыкальные инструменты (гитара и др.); популярны масканда (сольная песня под гитару) и мбаканда (разновидность джаза с элементами фолк-музыки). Сложилась профессиональная литература (Дж. Дубе, Р. Дхломо, Б. Вилакази, поэт М. Кунене), развивается прикладное искусство (особенно плетение и работа с бисером). Многие современный зулу живут в городах, работают в горнодобывающей промышленности, активно участвуют в политической жизни ЮАР, занимая ряд ключевых постов в правительстве (зулу составляют этническую основу Партии свободы Инката).

Лит.: Брайант А. Т. Зулусский народ до прихода европейцев. М., 1953; Gluckman М. The analysis of а social situation in modern Zululand. Manchester, 1958; Reader D.Н. Zulu tribe in transition: the Makhanya of southern Natal. Manchester, 1966; Bleeker S. The Zulu of South Africa: cattlemen, farmers and warriors. N. Y., 1970; Gibson Y. Y. The story of the Zulus. N. Y., 1970; Maylam Р. А history of the African people of South Africa. N. Y., 1986; Laband J. Kingdom in crisis: the Zulu response to the British invasion of 1879. Manchester, 1992.

Флаг КваЗулу (1977-1985 годы)

Слева полоса багряного цвета, на которой изображён зулусский щит. Справа изображены, начиная с верхней, белая полоса в ⅓ высоты флага, золотая (жёлтая), зелёная и чёрная, каждая в 1/9 высоты и ещё одна белая в ⅓ высоты.

Флаг КваЗулу (1985-1994 годы)

Он имеет белое полотнище, красную широкую полосу у древка и три узкие полосы в середине полотнища: черную, зелёную и жёлтую.

Так как Квазулу было государственным образованием зулусов, то цвета в середине флага символизируют народ, страну и будущее. Белый цвет символизирует мир, красный - пролитую кровь. В красной полосе изображён белый зулусский щит с перекрещёнными копьями и посохом короля, что символизирует защиту народа воинами короля.

Этот же овальный зулусский щит является основной фигурой герба территории.

Герб КваЗулу

Стрела, расположенная в центре щита и направленная острием вверх символизирует авторитет короля среди народа. Клейнод - серебряная голова слона анфас. Щитодержатели - золотые леопард (справа) и лев (слева), держащие копья. Леопард символизирует красоту и грацию, лев – мужество и благородство, слон - интеллект и силу. На зеленом подножии золотая девизная лента - «Вместе мы торжествуем».

Ассегай

Колющее копьё для ближнего боя с широким лезвием, длиной 0,5 м

Сбор и исполнение ритуального танца зулусским войском в резиденции Чаки, по свидетельствам европейцев (1827 год)

Другие вождества Южной Африки


Зулусская империя
Wene wa Zulu
Раздел находится в разработке

Страна зулусов , или Зулусская империя , или КваЗулу , или Зулуленд - территория союза племён зулусов, сложившегося в первой половине XIX века в Южной Африке на побережье Индийского океана (территория современной провинции ЮАР КваЗулу-Натал). Во время своего максимального расцвета простиралась от реки Понголы на севере до реки Умзимкулы на юге.

Зулусы: дети неба

О существовании такого народа, как зулусы, слышали многие, но немногим известно, что зулусы были одними из самых грозных воинов, что знал Африканский континент.

Зулусы проживают на юго-востоке ЮАР, в провинции КваЗулу-Наталь, относятся к народам банту и к группе нгуни. Еще задолго до нашей эры народы банту стали распространяться на юг африканского континента. Впервые на территории нынешней Южной Африки они появились в VI веке. Точное время проникновения племен банту в Наталь установить трудно, но известно, что к XVI веку территория Наталя уже была заселена банту, а не койсанскими народами (бушменами и готтентотами). Так как Наталь был периферией огромного мира банту, то предки зулусов - восточно-нгунийские племена - заимствовали множество слов из языка автохтонного населения Южной Африки - койсанских народов. Также койсанские языки значительно повлияли на фонетику зулусского языка, хотя это влияние было меньшим, чем у западных соседей предков зулусов - племён коса.

Восточные нгуни были крайне воинственным народом. Помимо военных набегов они жили за счёт ремёсел и разведения крупного рогатого скота. До XVIII века восточные нгуни жили обособленными кланами, формально признавая власть верховного вождя.

Языческие верования восточных нгуни включали в себя веру в первопредка и одновременно демиурга по имени Ункулункулу, который сотворил мир, научил людей добыче огня, скотоводству, земледелию и ремеслам, но перестал оказывать влияние на жизнь людей, ныне распоряжаясь лишь природными стихиями, также они верили в магию и бесчисленное количество духов. Важной частью нгунийской религиозной жизни было т.н. «вынюхивание» - поиск жрицами в народе злых колдунов. Те, кого жрицы объявляли колдунами, предавались мучительной казни.

Само слово «зулусы» (Зулу, амаЗулу) произошло от имени вождя одного из кланов нгуни, Зулу каМаланделы, жившего в конце XVII - начале XVIII веков. На языке восточных нгуни «зулу» означает «небо». После его смерти в 1709 году члены его клана стали себя называть амаЗулу, то есть «дети Зулу». К началу XVIII века рост населения, совершенствование сельскохозяйственного производства и торговая конкуренция с европейцами привели к необходимости централизации и расширения власти вождей. Особого успеха добилось два племенных союза - один под главенством ндвандве к северу от реки Умфололози и другой под главенством мтетва к югу от неё. Зулусы стали одним из кланов в составе союза, возглавляемого мтетва.

В 1781 году году королём (инкоси) зулусов стал Сензангакона каДжама. К тому времени в клане зулу было около полутора тысяч человек. В 1787 году у незамужней девушки по имени Нанди от короля Сензангаконы родился сын, которому было суждено на века прославить имя зулусов. Его звали Шака (также иногда - Чака).

Так как Шака был незаконнорождённым, с детства ему пришлось испытать многие унижения и лишения. Когда Шаке было шесть лет, его отец изгнал его вместе с матерью из-за того, что по недосмотру пастуха Шаки собака загрызла овцу. Ему удалось найти пристанище в землях мтетва. Достигнув 21 года, Шака поступил на военную службу короля мтетва, Дингисвайо, и был зачислен в отряд воинов (ибуто или же импи) под названием «Изи-цве».

Шака вскоре завоевал уважение своей храбростью и умом. Его тактика боя резко отличалась от того, как сражались другие нгуни. По традиции, нгуни встречались для боя в заранее оговоренном месте и вступали в перестрелку легкими метательными ассегаями (копьями), защищаясь большими щитами и подбирая брошенные врагами ассегаи для того, чтобы метнуть их в ответ. Бой сопровождался многочисленными схватками храбрейших воинов один на один. За боем наблюдали женщины и старики. Как правило, обе стороны несли очень скромные потери, и в конце сражения одна из сторон признавала себя побеждённой и соглашалась платить дань.

Шака считал эту тактику проявлением глупости и трусости.

Он заказал для себя длинный ассегай с широким наконечником, который подходил для рукопашного боя. Такой тип ассегая получил название «иклва». Также он отказался от сандалий, чтобы ускорить свое передвижение. Во время войны с племенным союзом ндвандве, чьим королем был Звиде, Шака отлично себя проявил. Вскоре он уже командовал «Изи-цве».

Для всех своих подчинённых Шака велел изготовить такие же ассегаи и ввёл обычай для воинов ходить босиком. Кроме того, на вооружение была принята деревянная палица «нобкерри». Также он стал использовать новую тактику «голова быка»: войско делилось на три части; на левом и правом флангах («рога быка») стояли молодые воины, которые в бою охватывали противника, а по центру («лоб быка») находились самые опытные воины, выполнявшие основную работу по уничтожению неприятеля. Отныне его воины не брали в плен никого, если не было приказа, прямо предписывающего захват пленных.

В 1816 году король зулусов Сензангакона умер, и его наследником стал сын - Сигуджана. Шака при помощи короля мтетва Дингисвайо убил Сигуджану и сам стал зулусским королём. Приоритетом Шаки прежде всего были военные реформы. Все способные носить оружие мужчины от 20 до 40 лет были мобилизованы Шакой на военную службу, а уйти со службы они могли лишь за особые заслуги по приказу короля. Вступление в брак для неженатых воинов было запрещено.

Из этих новых воинов были сформированы новые отряды (далее – импи). Командирами импи («индунами») были ближайшие сподвижники Шаки.

На королевскую службу призывались также и девушки - они не сражались, но занимались хозяйственной деятельностью под централизованным руководством. Везде были внедрены длинные ассегаи и другие технические и тактические изобретения Шаки. Любые нарушения и неповиновение наказывались смертью. Воинская подготовка мальчиков начиналась с семи лет, проводились регулярные учения подростков и воинов с использованием учебного оружия. Вскоре армия зулу стала сильнейшей туземной армией в регионе.

В 1817 году погиб Дингисвайо, король мтетва. Он был захвачен ндвандве в плен и казнён по приказу Звиде. Возникший вакуум во власти был быстро заполнен энергичным и решительным Шакой. Он подчинил своей власти племена союза ндвандве, ведя войну не на уничтожение, а на подчинение. В этих войнах он часто был милостив с врагами - его планы включали в себя создание политически единого народа. На все покорённые народы распространялась система призыва в королевскую армию, что способствовало интеграции разрозненных племён в единый зулусский народ. Некоторые племена (такие, как хлуби и мфенгу), не желая подчиняться Шаке, были вынуждены мигрировать.

Помимо призыва в армию, важным инструментом укрепления власти Шаки над племенами было строительство военных краалей (иканда) на подвластных землях.

Также Шака жестко ограничил власть жрецов. Теперь во время «вынюхивания» колдунов только король окончательно определял виновность подозреваемого.

Кроме укрепления своей власти среди бывших племен союза мтетва, Шака воевал с королем ндвандве Звиде, желая отомстить за Дингисвайо. Эта война была крайне напряженной и кровопролитной. В битве при холме Гокли в 1817 году пятитысячное зулусское войско благодаря качественному преимуществу и военному таланту Шаки по частям разгромило 12 тысяч ндвандве. На поле боя осталось 7500 ндвандве, но погибло и 2000 зулусов.

Ндвандве заимствовали у зулусов их тактику, вооружение и военную систему. Но Шака все равно побеждал их. Однажды он чуть не захватил Звиде в плен. Звиде спасся, но в плен к Шаке попала его мать, которую. Шака отдал съедение гиенам. Наконец, в 1819 году при реке Млатузе ндвандве были окончательно разгромлены. Звиде бежал и умер в изгнании в 1825 году. Многие племена, входившие в союз ндвандве, бежали, опасаясь мести Шаки. Шанганы бежали на территорию будущих Западного Мозамбика и Восточной Родезии, где создали свое государство Газа. Нгони создали собственное государство в окрестностях озера Ньяса.

В 1823 году один из индун Шаки, Мзиликази, происходивший из племени кумало, не поладил с королем. Вместо того, чтобы предстать пред королевским судом и быть казненным, он восстал и увел своих людей на север, в Мозамбик. В 1826 году люди Мзиликази (образовавшие новое племя – матабеле или ндебеле) перебрались в Трансвааль. Бойня, учинённая там матабелами, была столь ужасающей, что буры, начавшие прибывать в 1830-х годах в Трансвааль, почти не встречали там коренного населения. Зато они встретили воинственные импи матабелов, с которыми начались кровопролитные бои, и военная удача чаще сопутствовала бурам, чем матабелам.

В 1838 году Мзиликази уводит свой народ на запад, на территорию нынешней Ботсваны, а затем переходит Замбези и посещает территорию нынешней Замбии. Однако Замбия, входившая в пояс мухи цеце, которые являются разносчиками сонной болезни, не подходила для ведения скотоводческого хозяйства, поэтому матабелы идут на юго-восток, снова переходят Замбези, в 1840 году покоряют племена шона и сами селятся на юго-западе будущей Южной Родезии – эта территория стала известна как Матабелеленд. Королевство Матабеле пало в 1893 году в ходе Первой Англо-матабельской войны.

В 1826 году погиб друг Шаки Мгобози. В 1827 году умерла его мать Нанди. Шака посчитал, что мать стала жертвой колдовства. Он уничтожал всех, кто, по его мнению, недостаточно скорбел по Нанди и ввёл траур на год, в течение которого смертной казни люди предавались даже за самые незначительные проступки.

22 сентября 1828 года из-за недовольства тиранией Шаки был убит в собственном краале. Королём стал один из заговорщиков – брат Шаки, Дингане каСензангакона, также известный как Дингаан.

Шака навсегда остался в памяти зулусов как великий король, создавший их народ, и военный гений, наводивший ужас на все племена Юга Африки. Под конец его правления зулусская армия имела численность около 50 тысяч человек.

Дингане не стал жить в старой столице Шака, краале Булавайо, а построил собственный крааль – Мгунгундлова. Он смягчил дисциплину в зулусском государстве: теперь молодые люди призывались лишь на полгода и могли основывать свои семьи и хозяйства. Должность индуны стала наследственной. Стала менее деспотичной власть короля – теперь он принимал решения только с согласия индун.

На правление Дингане пришелся так называемый Великий Трек – переселение буров (потомков голландских колонистов) на земли, где не действовали английские законы – буры двигались на восток, на территорию Наталя. Между бурами и зулусами происходили мелкие столкновения.

В ноябре 1837 года Дингане встретился с одним из лидеров буров, Питом Ретифом, и подписал акт передачи земель бурам-фортреккерам. 6 февраля 1838 года во время нахождения буров-переговорщиков в краале Дингане, Ретиф и его спутники были убиты по приказу короля. 17 февраля трекбуры Ретифа, оставшиеся без руководства, были вырезаны зулусами. Погибло около 500 человек, в том числе женщины и дети.

В конце года Дингане решил уничтожить партию трекбуров под руководством Андриса Преториуса и Сарела Силльерса. 16 декабря зулусский отряд под руководством индуны Ндлелы напал на буров при реке Инкоме. 470 отважных буров отразили натиск зулусского войска, численность которого составляла не менее 12 тысяч человек. Три тысячи зулусов погибло, потери буров – лишь три человека ранеными. Битва получила название битвы при Кровавой реке. Затем буры разрушили столицу Зулусского королевства.

23 марта 1839 года между фортреккерами и зулусами был заключен мир. Зулусы отказались от всех территорий к югу от реки Тугелы, и на этих землях была основана Республика Наталь, столицей которой стал город Питермарицбург.

Эти сражения повлияли на военное дело зулусов: в обиход вернулось дальнобойное оружие – метательные копья. Впрочем, основным оружием зулусов оставался ассегай «иклва».

В январе 1840 года младший брат Дингане, Мпанде, восстал против него, заручившись поддержкой буров во главе с Преториусом. В битве при Маконго 29 января 1840 Дингане был разгромлен и бежал в Свазиленд, где вскоре был убит. Королем зулусов стал Мпанде.

В 1843 году Республика Наталь была аннексирована англичанами и стала британской колонией Наталь. Многие буры уехали на север, где основали бурские республики – Южноафриканскую Республику (Трансвааль) и Оранжевое Свободное Государство (Фрейстат). В октябре 1843 года были определены границы между Британским Наталем и зулусским королевством.

В начале 1850-х годов Мпанде решил покорить Свазиленд. Хотя свази формально были вассалами зулусов, Мпанде хотел добиться полного подчинения Свазиленда, чтобы иметь земли, куда можно было бы отступить в случае вторжения фортреккеров или же англичан из Наталя. В 1852 году началась война со свази. Хотя зулусы и разгромили свази, Мпанде пришлось оставить Свазиленд из-за английского давления.

В этой войне хорошо себя проявил старший сын Мпанде – Кетчвайо. Хотя он был старшим, он не считался официальным наследником, которым был провозглашен другой сын Мпанде – Мбуязи. Зулусы раскололись на сторонников Мбуязи и сторонников Кетчвайо. В 1856 году дело дошло до открытого столкновения – люди Мбуязи разорили земли сторонников Кетчвайо. 2 декабря 1856 года стороны сошлись в битве близ британской границы, на реке Тугела. Войска Кетчвайо почти втрое превосходили семитысячный отряд Мбуязи, но на стороне Мбуязи выступали 35 британцев. Это не помогло – воины Мбуязи были разгромлены, сам он был убит. Кетчвайо стал де-факто правителем зулусов.

Лишь в 1861 году при британском посредничестве удалось достигнуть примирения между отцом и сыном, но Мпанде все больше и больше терял интерес к государственным делам: он стал пивным алкоголиком, ему было трудно ходить.

При Мпанде королевство зулусов стало более открыто иностранным веяниям. Если Шака насмехался над техникой, религией и политикой белых, то Мпанде контактировал с ними. При нем действовали миссионеры, была составлена первая зулусская грамматика, на зулусский язык была переведена Библия. В конце 1872 года Мпанде умер, и королем зулусов стал Кетчвайо, сделавший своей столицей Улунди.

С 1873 года противоречия между Британским Наталем и зулусами постепенно нарастали. Британцы ощущали угрозу со стороны зулусов, а у Кетчвайо возник конфликт с христианскими миссионерами. Кроме того, англичане были недовольны тем, что король мешает притоку рабочих в страну. Кетчвайо имел мощную тридцатитысячную армию с отрядом мушкетеров, планировал организовать кавалерию.

В 1875 году британский военачальник Уолсли решил, что южноафриканские проблемы Британии решаются только аннексией Зулуленда, и в 1877 году англичанами был аннексирован Трансвааль (независимость буры восстановят лишь в 1881 году после битвы при Маюбе). В том же году министр по туземным делам Наталя Шепард писал министру колоний Британии лорду Карнарвону, что государство зулусов – корень зла и должно быть уничтожено.

11 декабря 1878 года Кетчвайо был предъявлен ультиматум – распустить армию, отказаться от военной системы Шаки, обеспечить свободный допуск британских миссионеров в Зулуленд и разместить во владениях зулусов британского комиссара. На выполнение условий был дан месяц, но Кетчвайо отказался, и 11 января 1879 года началась Англо-зулусская война.

22 января 1879 года при холме Изандлвана 20-тысячным зулусским войском был разгромлен британский отряд в 1700 человек. Зулусам удалось захватить винтовки «Мартини-Генри», но в этом бою они потеряли 3000 человек.

22-23 января четыре тысячи зулусов атаковало пограничный пост Роркс-Дрифт, который защищали всего 150 англичан. В ходе героической обороны было отбито три атаки зулусов, и они отступили. Зулусы потеряли около 1000 человек, британцы – 17 убитыми и 10 ранеными. 11 белых героев получило Кресты Виктории, еще пятеро – медали «За доблестное поведение».

28 января британская колонна под командованием полковника Пирсона была окружена в краале Эсхове, осада продолжалась до 4 апреля. Кетчвайо предложил заключить британцам мир, но они не ответили на его предложения. У Кетчвайо не было планов вторгаться в Наталь, что дало британцам передышку. 12 марта при Интомбе зулусский отряд в 500-800 воинов разбил сотню британцев. Погибло 62 английских солдата. 28 марта при Хлобане 25 тысяч зулусов напали на британский отряд, численностью 675 человек, и 225 британцев погибло, потери зулусов были минимальными.

29 марта при Камбуле две тысячи британцев нанесли поражение 20 000 зулусов – 29 британцев и 758 зулусов погибли. 2 апреля при Гингиндлову 5670 британцев разгромило 11 тысяч зулусов; потери британцев составили всего 11 убитыми, а зулусы потеряли свыше тысячи человек.

1 июня в разведке зулусами был убит французский принц – Эжен Наполеон, номинальный император французов, а 4 июля вблизи столицы зулусов, Улунди, состоялось последнее сражение этой войны.

Британские войска (шесть тысяч человек) методично расстреливали зулусов, численность которых составляла 24 тысячи. Через полчаса стрельбы зулусская армия перестала существовать как организованная сила. Британцы потеряли 13 человек убитыми, зулусы – около 500 человек, но моральный удар был огромен. Крааль Улунди был сожжён, Кетчвайо бежал, но 28 июля был захвачен в плен. 1 сентября зулусские вожди сдались.

Зулуленд вошёл в состав Британского Наталя. Король был лишён власти, зулусами под британским протекторатом стали управлять 13 вождей. Вскоре туземцы погрязли в раздорах, и, чтобы с ними покончить, британцы разрешили Кетчвайо вернуться, что он и сделал в январе 1883 года, согласившись выполнять все требования британцев. Это не помогло: между Кетчвайо и не желавшим признавать его верховенство старым противником Зибебу началась междоусобная война, в которой Кетчвайо потерпел поражение. Через год, 8 февраля 1884 года, Кетчвайо умер; после него королём зулусов под британским правлением стал его сын Динузулу, заручившийся помощью буров для борьбы с Зибебу и разгромивший его. За это Динузулу пожаловал бурам часть своих земель, где они основали бурскую республику Ниеве Републик (позже вошла в состав Трансвааля).

В 1887 году Зулуленд был аннексирован. Чтобы подорвать власть Динузулу, британцы спровоцировали восстание Зибебу. Восстание было им подавлено, сам Динузулу бежал в Трансвааль. После выдачи его британцам в 1890 году, он был приговорён к 10 годам ссылки на остров св. Елены, откуда вернулся только через семь лет.

В годы после Второй Англо-бурской войны белые работодатели Наталя испытывали большие проблемы с наймом черных рабочих – они предпочитали наниматься на рудники Витватерсранда. Чтобы стимулировать черных идти на работу в белые хозяйства, в конце 1905 года колониальные власти ввели подушный налог на всех взрослых аборигенов в один фунт.

Вождь Бамбата, под началом которого было 5500 человек, был одним из тех, кто сопротивлялся введению нового налога. В феврале 1906 года людьми Бамбаты было убито двое полицейских, посланных собирать налоги в непокорные районы, после чего было введено военное положение. Бамбата бежал на север при негласной поддержке короля Динузулу. Бамбата собрал небольшие силы своих сторонников и стал совершать партизанские нападения из леса Нкандла. В апреле была отправлена экспедиция для подавления восстания: при холме Моум-Джордж зулусы были окружены и разгромлены британцами за счет технического превосходства; в ходе сражения Бамбата был убит, и восстание было подавлено ценой гибели от 3000 до 4000 зулусов, причем 7000 было арестовано, а 4000 – выпорото. Так закончилась последняя война зулусов, после которой зулусская монархия потеряла свое влияние.

Был арестован и Динузулу; в марте 1908 года он был приговорен к лишению свободы на 4 года. В 1910 году Южно-Африканский Союз стал британским доминионом, а его премьером был назначен старый друг Динузулу – генерал Луис Бота, освободивший его с условием никогда не возвращаться в Зулуленд. 18 октября 1913 года Динузулу умер в Трансваале; наследником стал его сын, король Соломон каДинузулу, который царствовал до 1933 года, так и не будучи формально признанным.

С 1933 по 1968 годы королём был Бекузулу каСоломон, которому удалось формально восстановить королевский статус в 1951 году. При его правлении в 1948 году в Южной Африке победила Национальная партия, и был установлен режим апартеида – раздельного проживания и развития рас. Расовая сегрегация углублялась и расширялась. Одни зулусы боролись против этого режима, более консервативные выступали, прежде всего, за улучшение положения самих зулусов.

В 1968 году королём зулусов стал Гудвилл каБекузулу Звелетини. 9 июня 1970 года, в соответствии с законом о самоуправлении банту, на части территории провинции Наталь было создано «племенное отечество» - самоуправляемая автономия Зулуленд (такие автономии часто называют бантустанами). Зулусский бантустан возглавил принц Мангосуту Бутелези, а его столица располагалась в Нонгоме. Все зулусы приобрели гражданство Зулуленда и потеряли гражданство ЮАР. Тысячи зулусов, живших на частных землях вне Зулуленда, были переселены в бантустан. 1 апреля 1972 года бантустан был переименован в КваЗулу – на зулусский лад.

В 1975 году была создана правая зулусская партия «Инката», которая выступала за улучшение жизни зулусов при режиме апартеида, но многие зулусы поддерживали «Африканский Национальный Конгресс», «Панафриканский Конгресс» и другие организации, желавшие полного уничтожения системы апартеида и равенства для всех.

В 1980 году столица была перенесена из Нонгомы в Улунди. В 1981 году бантустан получил расширенную автономию. В 1994 году апартеид пал. Бантустан был вновь объединён с провинцией Наталь, при этом она получила название КваЗулу-Наталь.

Сейчас зулусы – самая крупная этническая группа ЮАР, их свыше 10 миллионов человек, или 38,5% населения. Помимо КваЗулу-Наталя, зулусов ныне много и в Гаутенге - экономическом и политическом центре страны (центр бывшей провинции Трансвааль с городами Йоханнесбург и Претория). Партия «Инката» участвовала и участвует в выборах, но год от года теряет поддержку. С 2009 года Южной Африкой правит зулус - президент Джейкоб Зума.

Легендарные вожди одного из кланов народа восточные нгуни

Вожди (инкоси) клана ама-зулу, сведения о которых сохранились в устной традиции

Верховные вожди (инкоси), «короли» независимой державы (вождества) зулусов

Династия Зулу

1819 - 1828
1828 - 1828
1828 - 1840
1840 - 1872
(1) 1872 - 1879
поражение в войне с англичанами, король взят в плен, страна зулусов разделена между 13 «вождями», которые подчинялись британским «резидентам», при этом главным, «белым вождём» всех зулусов был назначен европеец, согласно мирного договора, зулусы обязаны были выплачивать налог «на хижины и скот» 1879

Вожди (инкоси) страны зулусов периода междоусобиц Британской империей , образована британская колония Зулуленд

1887

Период «междуцарствия»

колония Зулуленд находилась под формальным управлением губернатора колонии Наталь 1887 - 1897
1887 - 1897
колония Зулуленд включена в состав британской колонии Наталь 1897 - 1906
вакантный престол, правитель не назначался 1897 - 1906
зулусское восстание против британских колониальных властей 1906 - 1906
1906 - 1906
подавление восстания, восстановление колониальной власти британцев, Зулуленд остался в составе британской колонии Наталь 1906 - 1910
вакантный престол, правитель не назначался 1906 - 1910
британские колонии Наталь, Кап, Оранжевой реки и Трансвааль реорганизованы в королевство-доминион Британского содружества - Южно-Африканский союз 1910 - 1951
вакантный престол, правитель не назначался 1910-1951
формальное восстановление власти вождей, как духовных лидеров своего народа 1951

Вожди (инкоси) зулусов [с 1951 года по настоящее время]

1970 - 1972 бантустан Зулуленд был переименован в КваЗулу, после падения режима апартеида вновь объединён с провинцией Наталь, которая получила название КваЗулу-Наталь 1972 - 1994 (главный министр бантустана КваЗулу) 1972 - 1994

Примечания:

Источники.