Игра зеленая аптека для дошкольников. Развлечение Зелёная аптека. этап - Загадки о растениях

Познавательная игра «Зеленая аптека» для детей подготовительной группы Подготовила Казанцева Ж.В воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ ЦРР –д /с №10 «Незабудка» город Лобня


Цель: Развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях Закрепление полученных знаний о свойствах лекарственных растений Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу Оборудование: Экран Ноутбук Жалюзи на окна


Здравствуйте ребята! Я - доктор Неболейкин! Приглашаю вас в лес!


Лес, как сказочное царство, Здесь кругом растут лекарства, В каждой травке, в каждой ветке – И микстура, и таблетки. Все целебные растения Знаю я без исключения. Ну а чем и как лечить, Я могу вас научить!


Мы найдем в лесу растения, что пригодны для лечения! Это тысячелистник. Каждый лист его состоит из множества крохотных листиков, и у каждого листика ажурные края. Тысячелистник используют для остановки кровотечений.


Это мать - и- мачеха. Верхняя часть ее листа на ощупь гладкая и холодная, а нижняя мягкая и теплая, как бархат. Листья мать -и- мачехи сушат, заваривают чай и пьют от кашля.


Это подорожник. У подорожника прочные листья с упругими жилками. Благодаря им он не боится вытаптывания и растет там, где другим растениям трудно прижиться: на обочине дорог или прямо на дороге, по которой ходят люди и ездят машины.


Это крапива. Листья крапивы богаты витаминами. А еще в крапиве содержатся вещества убивающие микробов. Отвар из листьев крапивы используют для укрепления волос.


Это шиповник. Настой из плодов шиповника очень вкусен и полезен. В нем содержится витамин С. Пейте его, и тогда гриппом болеть не будете!


А сейчас я проверю, как вы усвоили мой урок! 1.Путник ранит часто ноги – Вот и лекарь у дороги. 3.Жжется, а не огонь, Злая, а людей лечит. Отгадайте мои загадки и узнайте, какие растения спрятались под листиками. 2.Сверху листик гладкий, Но с байковой подкладкой! 4. Где-то в чаще дремучей, За оградой колючей, У заветного местечка Есть волшебная аптечка: Там красные таблетки Развешены на ветке.


Какой из этих цветов является лекарственным и лечит кашель? Это мать-и-мачеха!


Какое из этих растений не является лекарственным? Это незабудка!


Посмотри внимательно на эти рисунки и скажи в чем ошибся художник.


Найди пару. 1.Какое лекарственное растение поможет при ссадине? 2.Какое лекарственное растение остановит кровотечение? 3. Какое лекарственное растение укрепит иммунитет? Молодцы!


Ландорожник Чеснолук Ромачеха Молодцы! Ребята, догадайтесь из каких двух лекарственных растений доктор Неболейкин вырастил одно.


Молодцы, ребята! Вы отлично усвоили мой урок. Но растения хотят дать вам наказ, который вы должны помнить, и тогда природа будет вам благодарна. Увидел молодой росток, Не трогай и не рви. Пройди-ка мимо, улыбнись. Пройдут года и вырастет там Целебная трава. Лес зеленый охраняй, Никого не обижай! Не губи деревья ты, Сохрани в лесу цветы! Люби цветы, леса, Простор полей – Все, что зовется Родиной твоей!


До свидания ребята! Пусть наша игра поможет вам в вашем увлекательном путешествии в мир живой природы, в ваших поисках и находках!


Для создания презентации были использована следующая литература: Л.П. Симонова, Ключи от природы - М.: Агар, 1997 Л.И. Грехова, В союзе с природой – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001 О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко, Экологические проекты в детском саду – Волгоград: Учитель, 2009 М. М. Марковская, Уголок природы в детском саду – М.: Просвещение, 1989 Детская энциклопедия, Отчего? Почему? и Зачем? - М.: Пилигрим, 1997

Озёрная школа

филиал МКОУ «Бурковская средняя общеобразовательная школа»

Внеклассное мероприятие

П. Третий Решающий

Цель и задачи: продолжить формирование знаний у учащихся о значении растений в жизни человека; углубить знания о лекарственных растениях; сформировать навыки по сбору лекарственных растений, умения отличать ядовитые растения от неядовитых; воспитывать бережное отношение школьников к собственному здоровью.

Оборудование: доклады учеников, мультимедийная доска для демонстрации презентации «Зелёная аптека », кроссворд, загадки.

Ход занятия:

I. Вводная беседа учителя:

Здесь в зарослях лесных,

Где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом

Так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах

Целительная сила

Для всех умеющих

Их тайну разгадать.

Что делает ваша мама, когда вы болеете? (Ответы детей)

Где берете лекарства? (В аптеке)

Что такое аптека?

Аптека - это учреждение, где продаются или изготавливаются лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены.

- Тема нашего занятия - « Зеленая аптека».

Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей)

Зеленая аптека – древнейшая аптека на нашей планете, и ее возраст насчитывает сотни тысяч лет. Растения - это первые лекарства древнего человека, как он их использовал, мы уже не узнаем, но в самых первых печатных источниках упоминаются лекарства из растений.

Человек, который разбирается в лекарственных растениях, умеет составлять рецепты, называется Травник.


Какие лекарственные растения вы знаете? (Ответы детей)

Лекарственные растения издавна используют для профилактики и лечения многих заболеваний. Первые сведения об их использовании относятся к 6 тысячелетию до н. э. На Руси лечение травами известно давно, этим занимались знахари, колдуны. Наибольшее развитие лечения травами получило при Петре I, когда стали создаваться «аптекарские огороды». Первые такие огороды были созданы в городах Астрахани и Лубнах.

II. Экспресс – сообщения учащихся о лекарственных растениях. (Рисунок растения и небольшой рассказ о нём)

· Одуванчик лекарственный

· Ромашка аптечная

· Подорожник большой

· Чистотел большой

· Тысячелистник обыкновенный и другие.

РОМАШКА

Я - ромашка, знакома вам тоже

Лекарственный друг всегда вам поможет

И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Я - одно из самых популярных лекарственных растений. Я обладаю противовоспалительным, дезинфицирующим действием. Мои отвары можно применять при ожогах, обморожениях, при температуре, аллергии . Для полоскания рта и горла, при простуде. Раньше использовали против веснушек. Используют у меня соцветия.

ПОДОРОЖНИК.

Вырастает подорожник, лишь подходит срок

На земле сухой и твердой около дорог

Говорят о нем в народе добрые слова:

Вам поможет подорожник, скромная трава.

Если ты порезал руку или ногу сбил

Он тебе залечит рану и прибавит сил


Помогая молча людям, не боясь невзгод

Рядом с нами подорожник на земле живет.

Я заживляю раны, порезы, останавливаю кровь. А еще мои отвары и настои лечат кашель и бронхит . Отваром промывают глаза. Используют листья и семена.

ФИАЛКА ТРЕХЦВЕТНАЯ (АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ)

На солнечной опушке я расцвела

Лиловенькие ушки тихонько подняла

В народе говорят в траве она хоронится

Не любит лезть вперед

Но всякий мне поклонится и бережно возьмет

Я – фиалка трехцветная. В народе меня называют « анютины глазки». Я помогаю при кашле, простуде, аллергии. Используют надземную часть (траву)

МАТЬ-И-МАЧЕХА.

Применяют при кашле, бронхите, ангине , при ожогах, укусах насекомых, а так же для аппетита. Используют листья и соцветия.

МЯТА.

По запаху меня не спутаешь ни с чем. Я очень душистое растение. Я успокаиваю головную боль, применяют меня при бессоннице , при заболеваниях желудка, для полоскания горла, рта. А так же используют как приправу. Используют листья и соцветия.

ВАЛЕРИАНА.

Я самая любимая трава кошек. Узнали? Меня применяют в качестве успокоительного при бессоннице, а так же при болезнях печени. Используют корни. Меня можно заменить другим лекарственным растением - жителем пустырей - пустырником.

ЗВЕРОБОЙ.

Я - трава от 99 болезней. Много легенд связано со мной. Давно люди заметили, что некоторые животные, поедая меня в солнечные дни, страдают от зуда, воспаления кожи, а потом гибнут. Отсюда и название - зверобой. Но человеку я помогаю: меня используют для лечения головной боли, радикулита, желудка. Я улучшаю аппетит, снимаю аллергию. Мазь используют для заживления ран.

КАЛЕНДУЛА.

В народе меня называют ноготки. Мои товары и настои помогают при лечении желудка, печени, сердца. Я лечу ожоги, ушибы. Очень эффективны полоскания. Собирают у меня цветочные корзинки.

III . Отгадывание загадок.

1. Он шипы свои выставил колко.
Шипы у него, как иголки.
Но мы не шипы у него соберем,
Полезных плодов для аптеки нарвем.

(Шиповник. Витаминное средство.)

2. Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка, отгадай.

(Душица, чабрец.)

3. Бусы красные висят,
Из куста на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.

(Малина. От простуды.)

4. В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?

5. Жгусь, а не огонь,
С листочками, а не дерево.

(Крапива.)

6. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни града, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.

(Желудь. Полезно полоскать горло при ангине, заболеваниях десен.)

7. Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.

(Подорожник)

8. Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять.

(Одуванчик)

IV . Задание: Найди лекарственное средство.

V . Памятка сборщику лекарственных растений


· Лекарственные растения собирают в солнечную, сухую погоду: листья и стебли – во время цветения, цветы – в начале цветения, плоды – в период полного созревания, корни – осенью.

· Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.

· Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий.

· Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты.

· Нельзя растения выдёргивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.

· Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте

· Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках – например: ромашку, шалфей, валериану, тысячелистник, пустырник.

· В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать. Они ядовиты!

· Растительные яды в малых дозах используются как лекарство.

VI . ИГРА «ОТГАДАЙ РАСТЕНИЕ»

Даны слова, из них убежали гласные буквы. Вы должны восстановить эти слова.

П __Д__Р_ЖН_К

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

Что нового о лекарственных травах вы сегодня узнали?

Полезная ли для тебя эта информация?

Если хочешь быть здоров!

Если хочешь быть здоров,

Обойтись без докторов

Ешь почаще лук, чеснок,

Ведь от них большущий прок!

Если ты поранил ногу,

Не тревожься, не реви,

Подорожник на подмогу –

Ты к себе скорей зови!

Блиц-опрос

Назовите любимую траву кошки? (Валериана)

Вместо бинта при ожогах и ранах? (Подорожник)

Какое растение узнают даже слепой? (Крапива)

Отвары каких растений принимают при простуде (Липа, ромашка)

В каких фруктах содержится много витамина С (Апельсин, мандарин, лимон, грейпфрут)

Дидактическая игра для детей старшего возраста (5 – 7 лет)

«Зелёная аптека»

Данная игра поможет детям лучше узнать природу, на учит любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять растения, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

Цель: обобщение знаний детей о лекарственных растениях.
Задачи:
- закреплять знание названий лекарственных растений, умение различать их по внешнему виду;
- закреплять знание частей лекарственных растений, содержащих целебные свойства;
- расширять знания о проблемах со здоровьем, при которых помогут лекарственные растения;
- развивать речь, логическое мышление, зрительное внимание, память;
- воспитывать бережное отношение к природе;

Материал:

Игровое поле разделённое на 4 колонки: каждая колонка имеет иллюстрацию с изображением: 1 – лекарственное растение: ромашка, боярышник, лопух, крапива, календула, шиповник, подорожник, облепиха, душица;

2- изображение частей растений: корень, лист, цветок, плоды;

3- определённую проблему со здоровьем, а именно: «болит горло», «боль», «простуда», «поранился»;

4- что приготавливают из растений в качестве лечения: «чай, отвар», «микстуру», «масло, крем». Карточки с иллюстрациями соответствующие изображению на игровом поле. Фишки зеленого цвета.

Ход игры:

В начале игры необходимо рассмотреть с детьми игровое поле, вспомнить названия лекарственных растений (первая колонка), познакомить с обозначениями на игровом поле: определить какую часть данного растения используют (вторая колонка), что лечит это растение (третья колонка) и что приготавливают для лечения из растений (четвертая колонка). Рассмотреть карточки с такими же обозначениями.

- Корень Цветы -

- Листья Плоды -

- Болит горло - Простуда


- Боль - Раны

- Чай, отвар - Микстура

- Масло, крем

Вариант игры 1.

Детям предлагается заполнить игровое поле (напротив каждого растения соответствующими карточками). В случаи затруднения ребенок просит помощи у взрослого или товарища. В конце игры проверяется правильность заполнения игрового поля, при необходимости можно привлечь других детей для исправления ошибок. (Количество игроков 1 - 2 человека).

см. «Подсказки о растениях»

Вариант игры 2.

Ведущий показывает игровые карточки. Дети должны назвать лекарственное растение которому соответствует данная карточка, правильно ответивший ребенок получает зеленую фишку и кладет карточку на игровое поле. После заполнения всего игрового поля подсчитывается количество фишек у каждого игрока. Выигрывает тот, кто набрал больше фишек. (Количество игроков 5 - 7 человек).

см. «Подсказки о растениях»

Вариант игры 3.

Предлагается составить описательный рассказ лекарственного растения, опираясь на карточки. Ребенок выбирает растение о котором будет рассказывать, ищет соответствующие карточки, раскладывает и рассказывает свой описательный рассказ (примерный рассказ ребенка: «Это лекарственное растение подорожник, используют у него листья для лечения ран, боли. Можно приготовить микстуру, настой для полоскания горла. Подорожник очень полезное растение.)

см. «Подсказки о растениях»

Подсказки о растениях

Ромашка

Используют: цветы

Что лечит:

Применение: чай, отвар

Боярышник

Используют: цветы, плоды

Что лечит: простуду, раны

Применение: чай, отвар

Лопух

Используют: корень, листья

Что лечит: простуду, боль

Применение: отвары, масло

Крапива

Используют: листья

Что лечит: простуду, раны

Применение: отвар

Календула

Используют: цветы

Что лечит: простуду, снимает боль, горло

Применение: отвар, крем, масло

Шиповник

Используют: корни, листья, цветы, плоды

Что лечит: простуду, снимает боль, раны

Применение: чай, отвар

Подорожник

Используют: листья, цвет

Что лечит: простуду, снимает боль, горло, раны

Применение: отвар, микстура

Облепиха

Используют: корень, листья, плоды

Что лечит: простуду, снимает боль, раны

Применение: чай, отвар, масло

Душица

Используют: цветы, листья

Что лечит: простуду, снимает боль, горло

Применение: чай, отвар, масло

Цель игры-конкурса: закрепить знания учащихся о лекарственных растениях и об их целебных свойствах.

Оборудование: вывеска с названием темы игры-конкурса, таблица с названием номинаций и количеством очков, иллюстрации о лекарственных растениях, информация на темы: «Лекарственные растения в годы Великой Отечественной войны»; «Народные приметы и поговорки о лекарственных растениях», домик с вывеской «Аптека», кресло, столик, пузырьки с лекарствами, костюмы участников сказки.

Подготовительная работа: За 1 месяц до проведения мероприятия участникам дается задание: прочитать книги о растениях леса, подготовить эмблему команды, её объяснение и вспомнить как можно больше песен, в которых упоминаются растения. Заранее готовится и конкурс актёрского мастерства. Эти конкурсы проводятся в перерыве между вопросами и их итоги подводятся отдельно.

ПРАВИЛА ИГРЫ

В игре участвуют две команды. Каждая команда выбирает себе название. По жребию определяется, какая команда будет отвечать первой. Перед каждым ответом команда сама выбирает название этапа и цену вопроса. Команда, ответившая правильно, имеет право выбирать следующий вопрос. При неправильном ответе право выбора вопроса переходит к другой команде.

ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНДЫ «ЛАНДЫШ»

Мы взяли название «Ландыш»!

Нам нравится этот цветок!

Весной украшает он землю,

Так нежен его лепесток!

Он запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный

Из кисти белоснежной!

Болезни сердца лечит он

И с детства каждому знаком!

ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНДЫ «ПОДОРОЖНИК»

Чтоб в этом конкурсе участие принять,

Мы стали думать, как команду нам назвать.

Решили назвать «Подорожник»

В природе такой он хороший!

Путник часто ранит ноги –

Вот и лекарь у дороги!

Может кашель оно лечить,

Раны заживляет,

От укусов насекомых

Нас он защищает!

Есть множество цветов:

Красивых, осторожных,

Но нам приятней всех обычный подорожник!

1 этап - «Викторина»

Вопросы:

На 5 баллов: Дерево получило своё название из-за липкого сока и клейкости молодых листочков. В научной медицине используются цветки этого дерева вместе с прицветником от простуды и жара. (Липа).

На 10 баллов: В старину год у славян начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его не елью, а этим деревом. Это дерево – символ света, сияния, чистоты, женственности. На Троицу из этого дерева плели венки и вокруг него водили хороводы. В медицине его почки применяют при отеках сердечного происхождения, при заболеваниях печени, от простуды в качестве отхаркивающего средства. Молодые листья этого дерева прикладывают к спине от радикулита. (Берёза).

На 20 баллов: В старину это растение применяли от 99 болезней. Сейчас его используют против длительно незаживающих ран и язв и в стоматологии. Название этого растения связано с тем, что оно способно вызывать заболевания у животных. (Зверобой)

На 30 баллов: Крупное дерево до 30-40 м. высотой. Кора желтовато-розовая. Это дерево любят за красоту, неприхотливость и за неизмеримую пользу, которую приносит оно человеку. Писатель Пришвин назвал это дерево самым прекрасным и свободным деревом России. Из него делают скипидар, канифоль, дёготь. Древесина этого дерева используется для строительства. Почки этого дерева используют при заболеваниях горла и лёгких, как успокаивающее средство применяют ванны из этого дерева.(Сосна).

На 40 баллов: Это белый цветок, латинское название которого в латинском переводе означает «лилия долин, цветущая в мае».Многие поэты и композиторы посвятили этому цветку свои произведения. Все части этого растения ядовиты. В медицине он применяется при болезнях сердца и как успокоительное средство. (Ландыш).

2 этап - Легенды о растениях

Вопросы:

На 5 баллов: Земля была богатой и прекрасной. Удивительной красоты луга цвели многоцветными коврами. И среди множества трав рос на краю леса скромный цветок. Был он не самым заметным, но люди любили его, так как он приносил им великую пользу. Ранней весной давал он свой нектар пчёлам, девушки плели из него венки и водили хороводы, корни его лечили больных, а ночью золотистые цветки освещали путь запоздалому спутнику. Сам он мечтал побывать в дальних странах, но корни его были крепко связаны с землёй. Тогда этот цветок сделал своим детям пушистые парашютики и разослал их во все концы света с наказом творить добро (Одуванчик).

На 10 баллов: Жили как-то муж с женой и было у них двое детей. Старшая, нелюбимая дочь, и имя имела неласковое, звали её Восьмуха. Была она злой, своенравной и завистливой. Зато меньшого сынка родители звали ласково Романушкой. Был он добрым и приветливым, родители в нём души не чаяли. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала его погубить. Завела как-то ребёнка в гнилое болото и утопила. Но не удалось ей сгубить Романушку совсем. Выросло на том месте приветливое и кудрявое деревце, растёт с тех пор по всей русской земле и название его похоже на имя Романушка. Красные грозди этого дерева привлекают птиц. (Рябина).

На 20 баллов: Молодого парня Садко полюбила водяная царевна Волхова. Узнав о его верной любви к простой девушке Любаве, она вышла на берег, чтобы в последний раз послушать песни и игру на гуслях своего любимого. Долго она искала его, но потом увидела влюбленных среди стройных берёз. Заплакала с горя гордая царевна, горькие слёзы покатились из её синих, как море, глаз. Жемчужинами падали они в траву и превращались в ароматные белые цветы – символ верности, любви и нежности (Ландыш).

На 30 баллов: Жила в дальней станице бедная девушка-казачка. Единственным её богатством была необычайная красота. Полюбила она молодого казака, к несчастью, тоже бедного. Поклялись молодые люди в верной любви друг другу, но нависла над ними беда. Приметил красивую девушку станичный атаман и стал преследовать её, а молодому казаку пришла пора идти на военную службу. Ненавистью отвечала девушка атаману, но однажды ночью слуги атамана выкрали девушку из дома. Долго держал он её в темнице, но в день свадьбы ей удалось сбежать в лес, где она лишила себя жизни. А на месте её гибели вырос пышный куст с нежно-розовыми душистыми цветами. Увидел атаман куст, хотел сломать цветущую ветку, но все они мгновенно покрылись колючими шипами. А осенью на этих ветках появились ярко-красные, похожие на капли крови плоды. Добрые люди собирают эти плоды, пьют из них чай, и этот чай возвращает им бодрость и здоровье. (Шиповник).

На 40 баллов: Однажды в жаркий день Венера решила искупаться. Выбрала самый отдалённый грот, чтобы никто не мог посмотреть, долго и с удовольствием купалась. И вдруг услышала шорох. Повернулась и увидела, что несколько смертных смотрят на неё. Разгневалась богиня и решила наказать слишком любопытных. Воззвала она к Юпитеру и тот превратил людей в цветы, которые похож на широко открытые, удивленные и любопытные глаза людей (Фиалка, анютины глазки).

3 этап - Загадки о растениях

На 5 баллов:

С молоком, а не коровушка;

Летает, а не совушка (одуванчик).

На 10 баллов:

«Кошачья травка» –

Больным поправка.

Корешок в аптечку,

Чтоб помочь сердечку (валериана).

На 20 баллов:

Цветок - как бубенчик,

Беленький венчик…

Цветёт он не пышно,

Звенит ли - не слышно (ландыш).

На 30 баллов:

Цветок жёлтенький, лучистый,

Тело делает он чистым (чистотел)

На 40 баллов:

Найду синенький цветок,

Найду стебель, как пруток,

Брошу корень на поджарку

Да в кофейник, на заварку (цикорий)

4 этап - Угадай растение по картинке

Командам предлагаются несколько иллюстраций лекарственных растений, по которым нужно угадать название растения.

На 5 баллов: василёк

На 10 баллов: ромашка аптечная

На 20 баллов: пижма

На 30 баллов: цикорий

На 40 баллов: белена

5 этап - Доктор Айболит

На этом этапе нужно угадать, от каких болезней применяется лекарственное растение.

На 5 баллов: подорожник

На 10 баллов: ромашка аптечная

На 20 баллов: липа

На 30 баллов: шиповник

На 40 баллов: крапива

Конкурс актёрского мастерства

Участники игры показывают инсценировку, а жюри ставит оценку по пятибалльной системе каждому участнику, учитывая его костюм и актёрское мастерство.

ИНСЦЕНИРОВКА.

Ведущий:

Вьётся тропка в тёмной чаще

Под листвою шелестящей.

Скрыт от взора человека

Домик с вывеской «АПТЕКА».

В домике одна, без страха,

Проживает черепаха.

Заболеет зверь иль птица,

Он сюда скорее мчится…

(Выбегает, озираясь, заяц. Черепаха размешивает ложечкой в чашке лекарство).

Черепаха:

Здравствуй, зайчик длинноухий!

Что ты хочешь от старухи?

Ведущий:

Бедный зайчик чуть не плачет.

Заяц:

Ой, скорей лекарство дай!

Сердце прямо так и скачет,

Слышал я собачий лай!

Черепаха:

Дам лекарство, как не дать!

Это, зайчик мой, пустяк,

Но оно, ты должен знать –

Не спасает от собак.

Выпей, брат, из этой склянки

Две, три капли валерьянки.

(Капает из пипетки в стаканчик)

Ведущий:

Зайчик выпил, ободрился

И спокойно удалился.

(Идёт медведица с палкой)

Медведица:

Что со мною? Ай-ай-ай!

Черепаха отворяй!

Вся горю я как в огне,

Помоги скорее мне.

Черепаха:

На, малины, липы цвет

И температуры нет!

Ведущий:

Вдруг лиса бежит, кричит:

Лиса:

Открывай скорее дверь!

Ведущий:

Черепаха говорит:

Черепаха:

Кто там – птица или зверь?

(В домик заходит лиса)

Лиса:

Пострадала я, бедняжка,

Пострадала очень тяжко.

Вся в ужасных синяках,

Чуть держусь я на ногах.

Черепаха:

Сделаешь компресс из лука,

Вот и минет скоро мука!

Ведущий:

В огород она пошла

Лука с грядок принесла,

А лисицу голод гложет.

Лиса:

Мясо может мне поможет?

Черепаха:

Мясо тоже можно дать,

Коль желаешь, я не прочь,

Рада всем тебе помочь.

Вместе с луком мясо тоже

К синякам твоим приложим.

Ведущий:

Но лиса, всё мясо съев,

И на лук не посмотрев,

Вдруг куда-то быстро скрылась,

Черепаха удивилась…

(Входят белка с ёжиком)

Ведущий:

Белка беленьким платочком

Подвязала обе щёчки.

Белка:

Твёрдый жёлудь мне попался,

Хрустнул зуб и зашатался,

Так болит, нет сил терпеть,

Может, зуб мой посмотреть?

Ведущий:

Бедный ёжик заявил:

Ёжик:

Я вот лапку занозил.

И теперь на костыле

Ковыляю по земле.

Ведущий:

Черепаха им сказала:

Черепаха:

Ну, кого лечить сначала?

Первым делом для зубов

Дам шалфея и грибов.

А потом уж не спеша,

Лапку вылечу ежа.

Ведущий:

Вдруг в окно влетает птица,

в кресло старое садится.

Филин:

Узнаёшь? Я твой сосед,

Очень нужен твой совет.

Черепаха:

Здравствуй, филин, друг ушастый,

Расскажи мне, что с тобой?

Филин:

Днём и ночью кашель частый

Нарушает мой покой!

Ведущий:

Черепаха в тот же миг,

Взяв одну из толстых книг,

В ней находит предписанье:

Черепаха:

Нужно делать полосканье,

Пить ромашковый настой.

Будет вновь здоров больной.

Филин:

Вот спасибо за совет!

Ведущий:

Прохрипел старик в ответ.

Черепаха:

Уж сегодня я устала,

Поработала немало.

Очень хочется мне спать,

Лягу я теперь в кровать.

(Сильный стук в дверь)

Волк:

Волку отворяй, старуха!

У меня распухло брюхо!

Черепаха:

Пей настой их горицвета.

Волк:

Нет, мне не подходит это.

Черепаха:

Ну, возьми напиток мятный!

Волк:

Нет, он тоже неприятный!

(Щелкает зубами)

Волк:

Лишь когда тебя я съем,

Буду вновь здоров совсем!

(Черепаха всхлипывает, трёт глаза кулаком. Прилетает Филин)

Филин:

Что ты делаешь, злодей,

Здесь у запертых дверей?

Волк:

Эту дверь хочу разбить,

Черепахой закусить!

(Филин кружит вокруг домика, размахивает крыльями)

Филин:

Птицы, звери, выходите,

Черепаху защитите!

Выходите все, кто смел!

Ведущий:

Лес тревожно загудел.

Смотрит филин – там и тут

Звери к домику бегут.

Белка:

Все её мы защитим!

Ёжик:

На тебя мы налетим!

Лиса:

Будем грызть тебя зубами!

Медведица:

Будем рвать тебя когтями!

Ведущий:

Волк от страха задрожал

И куда-то убежал.

Снова тётя черепаха

В домике живёт без страха

И встречает всех с приветом,

Помогает всем советом.

В конце игры-конкурса жюри подсчитывает общее количество баллов, подводит итоги и награждает победителей.

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках , помогающих при простудных заболеваниях.

Правила игры: отыскать карточку с изображением лекарственного растения в соответствии с описанием его характерных признаков.

Материал: карточки с изображением растений.

Ведущий называет характерные особенности того или иного растения, которое помогает при простудных заболеваниях, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек, называют его, рассказывают о лечебных свойствах. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку.

Дидактическая игра « Найди, что лечит »

Цель: учить детей, используя схемы-модели, находить те части лекарственных растений, которые являются целебными.

Правила игры: используя схемы-модели находить и рассказывать о лечебных свойствах определенной части лекарственного растения (листья, стебель, цветок, семена, корень и т.д.).

Материал: 10-15 карточек с изображением лекарственных растений, схемы-модели с изображением цветка, листа, корня, стебля, веток.

Организация и методика проведения: на столе разложены карточки с изображением лекарственных растений, которые перевёрнуты изображением вниз (10-15 карточек). Воспитатель предлагает ребёнку взять карточку, посмотреть и назвать, какое лекарственное растение изображено на картинке. Затем рассказать, какая часть у этого растения целебная () и соответственно положить её возле карточки-схемы. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Побеждает тот, у кого будет больше фишек.

Дидактическая игра « Зелёная аптека »

Цель: ; учить правилам сбора, заготовки, применения. Упражнять в их распознавании на иллюстрациях.

Правила игры: угадывать лекарственные растения, используемые при простудных заболеваниях по их характерным признакам, описывать правила их сбора и заготовки.

Материал: плоскостное лукошко с красно-зелёным крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений.

Организация и методика проведения: воспитатель загадывает детям загадки про лекарственные растения. Ребёнок находит в лукошке отгадку, называет растение и объясняет, почему его называют «зелёным доктором», рассказывает о правилах сбора и заготовки лекарственных растений.

Подвижно-дидактическая игра « Кто быстрее найдёт растение по названию »

Цель: упражнять детей в быстром нахождении лекарственного растения по названию.

Правила игры: действовать по сигналу, быстро находить лекарственное растение по названию.

Организация и методика проведения: игра организуется как подвижная. Воспитатель объясняет, что после того, как он назовёт лекарственное растение и скажет: «Раз, два, три к … беги», ребятам необходимо быстро найти растение на участке и стать возле него.

Дидактическая игра « Интервью с лекарственными растениями »

Цель: развивать эмоционально-чувственную сферу личности старших дошкольников в процессе познания ими природы.

Правила игры: придумать интервью с лекарственными растениями.

Материал: игрушка микрофон.

Организация и методика проведения: воспитатель предлагает дошкольникам представить, что лекарственные растения ожили и могут говорить. Далее предлагается придумать, какие вопросы ребята задали бы лекарственным растениям, что хотели бы у них узнать.

За самые длинные и интересные интервью ребёнок получает фишку.

Дидактическая игра « Кто быстрее найдёт растение по названию? »

Цель: .

Правила игры: быстро находить карточки с изображением лекарственного растения, названного педагогом.

Материал: карточки с изображением растений (по нескольку карточек каждого растения).

Организация и методика проведения: воспитатель раскладывает карточки с изображением различных растений. Называет одно из изображенных на карточке лекарственных растений. Например, календула. Дети собирают все карточки с изображением календулы. Выигрывает тот, кто быстрее всех найдет названное растение.

Прокофьева О.О., Корниенко С.В.