Доклад: Социально экономическое развитие. Социально-экономическое развитие Древней Руси (IX – начале XIII вв.) пахотные земли и покосы делились между членами общины

Src="https://present5.com/presentation/3/3872100_457896859.pdf-img/3872100_457896859.pdf-1.jpg" alt="> СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РУСИ. ">

Src="https://present5.com/presentation/3/3872100_457896859.pdf-img/3872100_457896859.pdf-2.jpg" alt="> Устанавливал новую систему управления страной Вводил порядок судопроизводства Защищал"> Устанавливал новую систему управления страной Вводил порядок судопроизводства Защищал жизнь, имущество всех жителей страны

Src="https://present5.com/presentation/3/3872100_457896859.pdf-img/3872100_457896859.pdf-3.jpg" alt=">ДОКУМЕНТ СУДЕБНИК 1497 ГОДА О КРЕСТЬЯНСКИХ ПЕРЕХОДАХ. «О христианском (крестьянском) отказе» . "> ДОКУМЕНТ СУДЕБНИК 1497 ГОДА О КРЕСТЬЯНСКИХ ПЕРЕХОДАХ. «О христианском (крестьянском) отказе» . А крестьянам переходить из волости в волость, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дня осеннего. Дворы, находящиеся в полях, платят пожилое за двор рубль, а в лесах полтина. А который христианин проживет на нем год, да и пойдет прочь, и он полдвора платит; а три года поживет и пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года проживет, и он весь двор платит. Какими мерами Судебник 1497 года обеспечивал прикрепление крестьян к земле феодала?

Src="https://present5.com/presentation/3/3872100_457896859.pdf-img/3872100_457896859.pdf-4.jpg" alt=">1497 год – Судебник Ивана III – первый свод законов единого государства "> 1497 год – Судебник Ивана III – первый свод законов единого государства Установлен единый срок перехода крестьян: неделя до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и неделя после. Уходя от помещиков, крестьяне должны были заплатить ему пожилое – плату за проживание на земле (1 рубль с человека). Введение Юрьева дня – первое ограничение крестьянской свободы

Src="https://present5.com/presentation/3/3872100_457896859.pdf-img/3872100_457896859.pdf-5.jpg" alt=">Кормление Территория страны Местничество Содержание "> Кормление Территория страны Местничество Содержание Люди должностных назначались на лиц за счёт Уезды все должности в местного зависимости от населения знатности рода и от того, какие Волости должности занимали их предки Волостели Станы Следили за Чинили исполнением Собирали суд и княжеских налоги расправу указов

Src="https://present5.com/presentation/3/3872100_457896859.pdf-img/3872100_457896859.pdf-6.jpg" alt=">Вторая половина XV века – окончательно утвердилось пашенное земледелие с трехпольным севооборотом. 1 год"> Вторая половина XV века – окончательно утвердилось пашенное земледелие с трехпольным севооборотом. 1 год Яровые Озимые Пар ОВЕС РОЖЬ НЕ ЗАСАЖЕНА 2 год Пар Яровые Озимые НЕ ЗАСАЖЕНА ОВЕС РОЖЬ 3 год Озимые Пар Яровые РОЖЬ НЕ ЗАСАЖЕНА ОВЕС

Src="https://present5.com/presentation/3/3872100_457896859.pdf-img/3872100_457896859.pdf-7.jpg" alt="> Распространение трехполья: Сократились посевы пшеницы, ячменя и проса. "> Распространение трехполья: Сократились посевы пшеницы, ячменя и проса. Широкое распространение получила гречиха. На смену сохе приходит плуг.

Src="https://present5.com/presentation/3/3872100_457896859.pdf-img/3872100_457896859.pdf-8.jpg" alt="> Землевладение на Руси в XV веке Вотчины – "> Землевладение на Руси в XV веке Вотчины – Поместья – земли, земли, передаваемые предоставляемые по наследству за службу Дворцовые земли – Церковные и земли великого монастырские князя земли Государственные земли

Src="https://present5.com/presentation/3/3872100_457896859.pdf-img/3872100_457896859.pdf-9.jpg" alt="> Крестьянин (от слова «христиане») – сельский житель, занимающийся возделыванием "> Крестьянин (от слова «христиане») – сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой. Мир - крестьянская община.

Src="https://present5.com/presentation/3/3872100_457896859.pdf-img/3872100_457896859.pdf-10.jpg" alt=">Сельская местность на Руси в XV веке Деревня – "> Сельская местность на Руси в XV веке Деревня – Починок – населенный выселок, Починок пункт в небольшой новый сельской Деревня поселок (1 -3 двора) местности в несколькими десятков домов (3/4 -7 -8). Внутренняя колонизация

Src="https://present5.com/presentation/3/3872100_457896859.pdf-img/3872100_457896859.pdf-11.jpg" alt="> Крестьяне Владельческие – Черносошные – крестьяне, проживавшие на"> Крестьяне Владельческие – Черносошные – крестьяне, проживавшие на землях помещиков и государственных вотчинников землях

Src="https://present5.com/presentation/3/3872100_457896859.pdf-img/3872100_457896859.pdf-12.jpg" alt="> Городское развитие. Город – административный центр ремесла и торговли.">

Src="https://present5.com/presentation/3/3872100_457896859.pdf-img/3872100_457896859.pdf-13.jpg" alt="> Город. Кремль (до XIV века - детинец;) - "> Город. Кремль (до XIV века - детинец;) - название городских Кремль – укреплений в Древней Руси детинец собор торг Купеческие Слобода – название поселений в России (XI-XVII вв.), лавки Ремесленные население которых временно Поса д (подо л) торгово-ремесленная слободы освобождались от уплаты налогов. часть города.

Src="https://present5.com/presentation/3/3872100_457896859.pdf-img/3872100_457896859.pdf-14.jpg" alt="> Вспомним сущность понятий. Сотни – объединение ремесленников, торговцев одной"> Вспомним сущность понятий. Сотни – объединение ремесленников, торговцев одной территории. Гости – Ведущие зарубежную торговлю. Ярмарка – ежегодный торг, проводившийся в определенное время в определенном месте.

Src="https://present5.com/presentation/3/3872100_457896859.pdf-img/3872100_457896859.pdf-15.jpg" alt=">Церковь и государство в конце XV – начале XVI века ">

Src="https://present5.com/presentation/3/3872100_457896859.pdf-img/3872100_457896859.pdf-16.jpg" alt="> 50 -е гг. XV века русская церковь становится автокефальной.">

Src="https://present5.com/presentation/3/3872100_457896859.pdf-img/3872100_457896859.pdf-17.jpg" alt="> В начале XVI века монах Филофей назвал Москву "> В начале XVI века монах Филофей назвал Москву Третьим Римом, а «четвертому Риму не бывать» .

Src="https://present5.com/presentation/3/3872100_457896859.pdf-img/3872100_457896859.pdf-18.jpg" alt=">XIV-XVI вв. – время острых религиозных споров на Руси. Появление ересей. ">

Src="https://present5.com/presentation/3/3872100_457896859.pdf-img/3872100_457896859.pdf-19.jpg" alt="> Ересь стригольников и жидовствующих Стригольники (Новгород, Псков; XIV в.) Отрицали необходимости"> Ересь стригольников и жидовствующих Стригольники (Новгород, Псков; XIV в.) Отрицали необходимости церкви, отвергали обряды и церковные таинства Жидовствующие (Новгород, Москва; XV в.) Отрицали необходимость церкви, не признавали икон и, отрицали божественное происхождение Иисуса Христа и говорили о его человеческой сущности, монашество.

Src="https://present5.com/presentation/3/3872100_457896859.pdf-img/3872100_457896859.pdf-20.jpg" alt="> XV век – споры о церковном землевладении Нестяжатели – Иосифляне – "> XV век – споры о церковном землевладении Нестяжатели – Иосифляне – выступали против защищали монастырского монастырские землевладения и за владения, власть главы сильную церкви считали выше великокняжескую великокняжеской власть. (потом признали Нил Сорский. первенство князя) Иосиф Волоцкий.

В IX–XII в. экономика Древнерусского государства характеризуется как период раннего феодализма. Данный период связан с началом зарождения самой основы взаимоотношений между государством, феодалами и сельским хозяйством. Происходит решение самых основных вопросов, касающихся всего населения, таких как производство продукции, порядок сбора налогов, прохождение военной службы. Ведь ядром «земли русской» является сельское хозяйство, занимающее главное место в экономике Киевской Руси. Основу его составляло пашенное земледелие. Если сравнивать с первобытно-общинным строем, то в это время техника земледелия была значительно усовершенствована. Обработка земель в южной части, где преобладали благородные черноземом участки земли, производилось плугом (или ралом), на севере использовали соху. Земледелие играло первостепенную роль в жизни Древней Руси, поэтому засеянные нивы назывались жизнью, а основной злак для каждой местности – житом (от глагола «жить»).

К IX-Х вв. появилась и стала применяться переложная система, при которой пашня на некоторое время забрасывалась. Получили известность двуполье и трехполье с яровыми и озимыми посевами.

Старые традиции обработки земли также сохранились в лесных районах (подсечное или огневое). В крестьянских хозяйствах имелись лошади, коровы, свиньи, овцы, козы и домашняя птица.

Характерной чертой было и то, насколько развито товарное хозяйство, ведь производилось практически все необходимое для жизни. Развивались ремесла, центром которых, конечно, стали города, однако отдельные отрасли развивались и в селах. Главенствующую роль занимала черная металлургия по той простой причине, что Древняя Русь была богата болотными рудами, из которых добывалось железо. Проводились всевозможная обработка железа, изготовление из него многочисленных вещей для хозяйства, военного дела и быта, при этом применялись разнообразные технологические приемы: ковка, сварка, цементирование, обточка, инкрустация цветными металлами. Однако наряду с металлургией большой толчок в развитии произошел и деревообрабатывающих, гончарных, кожевенных ремеслах.

Таким образом, металлургия и сельское хозяйство становятся прочной опорой и основной статьей экономики Киевской Руси.

Билет 4.

Важнейшим мероприятием, проведенным князем Владимиром (980-1015), явилась религиозная реформа.

Проводя религиозную реформу, князь Владимир стремился укрепить государство, сплотить разрушавшийся межплеменной союз и сохранить в нем господствующие позиции киевской знати.

Было предпринято 2 попытки религиозной реформы:

1) языческая реформа 980 г., которая не решила поставленных перед ней задач. Суть ее заключалась в том, чтобы собрать всех богов, которым поклонялись различные племена, и составить в Киеве пантеон, обязательный для всего государства;

2) введение христианства (988).

Историки называют различные причины обращения Владимира именно к христианству. По мнению ряда ученых, при крещении Руси Владимир руководствовался не только соображениями государственной пользы. Он обратился к христианству искренне. Возможно, в результате раскаяния в совершенных злодеяниях (убийство брата Ярополка, княжившего в Киеве, и захват киевского престола), усталости от разгульной жизни (Владимир проводил много времени в шумных попойках за пиршественным столом и в покоях своих многочисленных жен и рабынь-наложниц), ощущения духовной пустоты. Став христианином, Владимир крестил и Русь. На это решение повлияло и стремление киевского князя упрочить внешнеполитическое положение Руси. В любых сношениях с христианскими государствами языческая держава неизбежно оказывалась неравноправным партнером, с чем Владимир не хотел мириться.

Киевляне, среди которых было немало христиан, восприняли переход в «греческую веру» без явного сопротивления. Спокойно отнеслись к крещению жители южных и западных городов Руси, часто общавшиеся с иноверцами и жившие в многоязычной, многоплеменной среде.

Гораздо большее сопротивление религиозные новшества встретили на севере и востоке. Так, новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима (991), высмеивавшего языческие верования. Для их покорения Владимир послал отряды, возглавляемые Добрыней и Путятой: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». Жители Мурома отказались впустить в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель.

Причины сопротивления северных городов христианизации:

Там сложилась религиозная языческая организация (регулярные и устойчивые ритуалы, обособленные группы жрецов - волхвов, кудесников);

Настороженное отношение новгородцев и ростовчан ко всем распоряжениям, исходившим из Киева.

Однако далеко не сразу христианство утвердилось в сознании людей, особенно в деревнях. На протяжении веков сохранялось двоеверие Руси: христианская вера сочеталась с верой в прежних языческих богов. Стремясь облегчить славянам принятие христианства, церковь освятила некоторые языческие праздники. Так, языческим по происхождению является праздник масленицы. Праздник Ивана Купалы, знаменовавший приход лета, слился с днем святого Иоанна Крестителя. Поклонение громовержцу Перуну сменилось почитанием Ильи Пророка, покровителем скота вместо Велеса стал святой Власий. Эти верования прочно вошли в русское христианство.

Значение принятие на Руси христианства:

2) Изменился быт людей.

3) Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и иные языческие традиции.

4) Освоение Византийского культурного наследия. Развитие культуры, создание памятников письменности.

5) Изменилось международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы. Князь нуждался в религии, способной укрепить княжескую власть. (пример Византия).

6) Удержать все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя.

Билет 5.

Международные отношения Киевской Руси IX-XI вв. (статья)

Международные отношения на Руси как неотъемлемая часть и орудие внешней политики появились и развивались одновременно с зарождением и становлением русского государства, история которого ведется с образования Киевской Руси в IX веке. Приблизительно к половине IX в. внешние и внутренние отношения в торгово-промышленном мире русских городов сложились в такую комбинацию, при которой охрана границ страны и внешняя торговля стала их общим интересом, подчинившим их князю киевскому и сделавшим Киевское варяжское княжество зерном Русского государства. На просторах Восточной Европы начала складываться новая ведущая политическая сила - Древнерусское государство, или Русь, как его в ту пору именовали.

Киевская Русь - так называют историки государство древних славян с IX по XI вв. с центром в городе Киев. Но в понятие Киевская Русь входит не только город Киев с окрестными землями, но и все города и поселения восточных славян - предков украинцев, белорусов, и русских.

До XII в. границы Киевской Руси не были четко обозначены. И если на севере и юге они определялись по географическим рубежам Белого и Черного морей - то на западе и особенно на востоке они были весьма условными. При этом часть границ на западе еще можно было считать более или менее определенными, поскольку они отделяли Киевскую Русь от ранее образовавшихся государств - Польши, Венгрии, Чехии. По всему остальному периметру не было никаких разграничений, т.к. Русь окружали земли народов и племен, находившихся на более низкой ступени развития, которые не имели своей государственности, либо знали только ее начальные формы.

По свидетельству историков (С.Ф. Платонова, И.Я. Фроянова, В.О. Ключевского и др.), объектами внешней политики и внешних связей Киевской Руси было в общей сложности около четырех десятков различных государств, княжеств, союзов и племен, из которых около трети составляли западноевропейские монархии и империи, почти полтора десятка - русские княжества и остальная часть - малые народности и племена. Подавляющее большинство соседних неславянских народов находилось в той или иной вассальной зависимости от Руси и платило ей дань. Другим, как, например, варягам и уграм, Киевская Русь платила дань сама. В соответствии с этим определялись и различные функции древнерусских международных отношений: одна в отношении соседних малых народов, не имевших своей государственности, другая - в отношении уже сформировавшихся государств.

Так, например, по особому складывались отношения с могущественной Византией. Заметной вехой в развитии международных отношений стало направление в 838 г. русского посольства в Константинополь. Впервые Русь была представлена при дворе византийского императора Феофила как государство. Главной целью посольства руссов было установление прямых контактов с центральным правительством Византии. Известный историк Шахматов А.А., посвятивший почти полжизни изучению истории и летописания Киевской Руси, свидетельствует, что в Византии доброжелательно встретили недавних противников. Посольству был оказан достойный прием, о чем свидетельствует внимание, проявленное к нему со стороны верховной власти, позаботившейся о его безопасности и снабжении продовольствием, а также продолжительность его пребывания в греческой столице, что в полной мере соответствовало и планам Империи (она рассчитывала превратить Русь в союзников в борьбе со своим давним врагом - Арабским халифатом).

Однако посольство не привело к решению принципиальных вопросов взаимоотношений между двумя государствами. Могущественная Византийская империя не признавала складывающееся древнерусское государство. Важную роль в становлении русской государственности, развитии дипломатической системы Руси, расширении ее внешних связей и повышении престижа сыграли переговоры, состоявшиеся после успешного нападения руссов на Константинополь в 860 году, и первый в истории Древней Руси мирный договор о «мире и любви», заключенный с Византийской империей. Впервые русское войско осадило Константинополь, этот богатейший город, где находились огромные ценности. Русь, ранее довольствовавшаяся локальными нападениями на византийские владения и заключением частных соглашений с имперскими чиновниками, добилась переговоров с греками у стен Константинополя.

По словам историка Б.Д. Грекова, именно этот факт изменил характер отношений Византии и Киевской Руси. В ходе переговоров с Константинополем руссы шаг за шагом осваивали сложный дипломатический арсенал Империи, создавая при этом свои внешнеполитические стереотипы. Они сумели добиться того, что Византия отнеслась к своему партнеру как суверенному образованию и признала Русь в качестве нового восточнославянского государства. Согласно условиям договора между двумя государствами устанавливались мирные отношения, уплата Империей дани Киевской Руси, а также договоренность о крещении Руси. Христианская греческая миссия была допущена на Русь. Договор включал, кроме того, союзное обязательство Киевской Руси по отношению к Византии. Тем самым было положено начало выхода Руси из полосы изоляции, в которой оказались восточнославянские племена после нападения аваров, а позднее в связи с зависимостью от хазар.

Как отмечают большинство известных историков, такие как А.А. Шахматов, В.Т. Пашуто, В.О. Ключевский, Б.Д. Греков и другие, внешнюю деятельность первых киевских князей направлял преимущественно экономический интерес. И эта деятельность была направлена к двум главным целям: 1) к приобретению заморских рынков, 2) к расчистке и охране торговых путей, которые вели к этим рынкам.

Главное, чего добивалась древнерусская дипломатия на подвассальных территориях, - сохранения там внутренней структуры власти и развития торговли, а позднее - распространения христианства.

Иначе обстояло дело с ближними соседними государствами, с которыми «держава Рюриковичей» стремилась наладить выгодные связи. Олег (882 - 912) правил, «мир имея ко всем странам» (из «Повести временных лет»). Владимир Святославич (980 - 1015) имел добрые отношения с правителями Венгрии и Чехии. Особенно тесные связи Киевская Русь поддерживала с Польшей. Оба государства, несмотря на разногласия из-за Пруссии, отказались участвовать во враждебных друг другу коалициях и сумели прийти к тесному союзу, скрепленному и подтвержденному серией договоров. Устойчивые международные отношения сложились у Киевской Руси с государствами Поволжья - Булгарией и Хазарией, на Кавказе - с Дагестаном; на севере - со скандинавскими странами - Швецией и Данией. Изредка прерываемые конфликтами, эти отношения неизменно возобновлялись и укреплялись династическими союзами с последующим ростом взаимных политических и торговых выгод. Менее регулярными и стабильными были международные связи с дальними странами - Германией, Францией, Англией и Италией.

Оживленными были и торговые связи Киевской Руси. Они простирались от Фландрии и до Югорской земли и от Скандинавии до Константинополя. Ладьи с воском, медом, мехами и прочими предметами экспорта обычно снаряжались в заморские плавания в Киеве или ближайших к нему городах на Днепре. Русских купцов хорошо знали на Востоке, в Центральной и Северной Европе. Их сухопутные караваны возили свои товары в Багдад и Индию. По Черному морю русские военно-торговые экспедиции ходили в Болгарию и Византию.

Стремясь закрепить дипломатический успех руссов, киевский князь Олег вновь послал в 911 году в Царьград (Константинополь) «своих мужей», которые по прибытии в столицу были приняты правящими императорами Львом VI и его братом Александром. На посольской конференции 911 года переговоры завершились подписанием развернутого общеполитического договора, в котором впервые в письменной форме были зафиксированы конкретные статьи взаимоотношений двух государств в юридической, экономической, политической и военной областях. По договору Империя получила, в частности, право принимать на службу русских дружинников.

Связанная с Византией союзническими обязательствами Русь предприняла в 912 году поход в районы Южного и Юго-Западного Прикаспия. Сахаров А.Н. в своем труде «Дипломатия Древней Руси» отмечает, что успешное наступление стало возможным в значительной степени благодаря дипломатическим усилиям руссов, сумевших обеспечить «транзит» дружины по территории Хазарии. Позже русская дипломатия не раз использовала печенегов, аланов и другие народы Северного Кавказа в различных политических комбинациях на востоке.

В 944 году Киевская Русь, желая добиться полного равенства с Византией, предприняла новый военный поход на Константинополь и снова добилась успеха. Византийское правительство через своих дипломатов обещало великому князю Игорю выплатить дань по прежнему соглашению. Более того, оно направило официальное посольство в Киев с целью выработки условий нового договора, где, согласно летописи, Игорь «глагола с ними о мире». Затем русское посольство отправилось в Константинополь, где были продолжены переговоры с греческими «боляре и сановники». Так, впервые в русской практике международных отношений использовалась форма направления ответного посольства.

Организовав прощальную аудиенцию для греков, руссы восприняли дипломатический опыт не только Византии, но и международную практику. Договор о мире, дружбе и военном союзе не был обоюдовыгодным, хотя отдельные его статьи и пронизаны духом компромисса. Русь подтвердила свой политический и торговый статус в Византии, но потеряла важное право беспошлинной торговли. Вместе с тем, она добилась официального признания своего влияния на северных берегах Черного моря, и в частности в устье Днепра. Большим успехом руссов стало и то, что из договора исчез титул «светлость», который ставил киевского князя в один ряд с малозначительными владетелями. Игорь был титулован как «великий князь русский», что указывало на возвышение его политического престижа в глазах Империи и среди восточноевропейских государств.

Высокое искусство укрепления международных отношений проявила после смерти своего мужа великого князя Игоря княгиня Ольга, соединившая в себе все качества умной и редкой государыни (890 - 969). Стремясь еще больше повысить авторитет великокняжеской власти и поднять престиж Руси, она решила получить обряд крещения в Византии. С этой целью Ольга отправилась в Константинополь во главе многочисленного и пышного посольства.

9 сентября 957 г. ей была назначена аудиенция у императора Константина Багрянородного. Изучив летописи тех времен, А.А. Шахматов пришел к выводу, что прием княгини полностью соответствовал церемониалу других иностранных правителей. Обстановка во дворце была чрезвычайно торжественной и помпезной, во время приема присутствовал весь двор. После этого для княгини были сделаны некоторые отступления от правил. Ольга без сопровождения приблизилась к трону и беседовала с императором стоя, а не пала перед ним ниц, как полагалось и как это сделала ее свита. Вскоре великая княгиня была приглашена на встречу с императорской семьей, во время которой и состоялся разговор с императором, ради которого она и прибыла в Константинополь. В семейном кругу Ольга удостоилась чести сидеть в присутствии императора, что считалось высокой привилегией, которая предоставлялась лишь коронованным особам.

В беседе с Константином Багрянородным Ольга обсудила процедуру предстоявшего обряда крещения. Вскоре она крестилась в присутствии императоров Константина Багрянородного и Романа в главном Константинопольском храме и получила благословение патриарха Полиевкта.

Таким образом, годы княжения Ольги характеризовались расширением международных связей Киевской Руси: были укреплены отношения с Византией, произведен обмен посольствами с германским императором, значительно расширены торговые связи Киевской Руси.

Вопросы государственного престижа Руси, расширения ее международных связей продолжали постоянно оставаться в центре внимания киевских правителей. Укрепление и расширение международных отношений достигалось разными путями: ценою политических сделок и уступок либо с помощью военной силы. Иногда о войне открыто оповещали противника, однако чаще войны готовились скрытно, а военная переписка велась тайно. Дипломатия той поры была отнюдь не примитивной, она носила печать своего времени. Средства, способы и формы, используемые ею, совершенствовались по мере становления государства (В.Т. Пашуто).

Уже в те далекие времена, участвуя в походах против арабов и норманнов, угрожавших союзной Византии, Русь не забывала и о собственных интересах, укрепляла свое влияние не только на Кавказе, но и на Средиземном море, воздействуя на германо-имперскую борьбу за Италию. Попытка греков столкнуть кочевников с Русью также закончилась провалом. Оттеснив Византию, руссы сумели удержать лесостепную границу и взять под контроль политику в отношении кочевников, превратив хазар, печенегов, торков и значительную часть половцев в своих союзников. В ход шли клятвы, подкупы и раздача пограничных земель, организация пышных приемов для послов, подарки и т.д. Немало половецких девушек- «хатуней», приняв православие, стали русскими княгинями. Широко используя дипломатию в международных отношениях с другими странами, руссы сохранили также свои позиции на главных торговых путях по Волге, Дону, Днепру, Днестру, Серети и Нижнему Дунаю.

И в заключение необходимо сказать, что в сложной системе международных отношений Киевской Руси важное место занимали брачные союзы. Так, Ярослав Мудрый (1019 - 1054) был женат на дочери шведского короля Олафа Ингигерде, его старшая дочь Елизавета была замужем за норвежским королем Гаральдом, средняя - Анна - за французским королем Генрихом I, после смерти которого она стала регентшей Франции; младшая Анастасия - за венгерским королем Андреем. Заметный след оставили русские княгини в политической жизни Польши, Литвы и других стран. В свою очередь, русские князья, стремясь укрепить отношения Руси с иностранными государствами, нередко брали в жены девушек из царских и королевских фамилий.

Таким образом, подытоживая свой доклад на тему «Международные отношения Киевской Руси IX-XI вв.» хочется отметить, что князья древнерусского государства всячески стремились к расширению границ своего государства, к укреплению политических и экономических связей, и главное к развитию торговых отношений с заморскими рынками.

Билет 6.


Похожая информация.


Социально политическое развитие древней Руси

(особенности соц-полит строя России)

Все общ-во делилось по отн-ю к князю на 3 группы: 1) кто лично служил князю; 2) на свободных – не служили лично, а платили дань миром – общиной; 3) служили частным лицам. Сословия еще не сложились. В основном были свободные, полусвободные и рабы (холопы). Рабство не получило распространения. Осн. масса сельского населения, завис. от князя, называлась “смердами”. Были купцы и ремесленники. Среди дружинников выдел. наиб. приближенные – бояре, получившие землю, кот. могли передавать по наследству. Позже появляются и дворяне – получают землю только на срок своей службы.

Земли древней Руси 11-13в.в. (Новгородская; Владимиро-суздальская; Пледско-волынские земли)

Монголо-татарское нашествие

Весной 1223 г. к Днепру вышли полчища кочевников под командованием Чингисхана. Это были монголо-тата-ры. Их общество находилось на стадии заката военной демократии при переходе к раннефеодальной монархии. Войско кочевников отличалось строгой военной дисциплиной. Например, за побег одного воина с поля боя казнили весь его десяток, за побег десятка погибала сотня.

К Днепру монголо-татары пришли, чтобы напасть на половцев, хан которых, Котян, обратился за помощью к своему зятю – галицкому князю Мстиславу Романовичу.

Русские, таким образом, впервые встретились в бою с захватчиками на р. Калке 31 мая 1223 г. Первое столкновение показало:

1) бесперспективность попыток русских войск помочь союзникам;

2) отсутствие единой организации;

3) слабость командования.

Все вместе сделало дальнейшее сражение с захватчиками бессмысленным для русских.

Зимой 1237 г. монголо-татары под командованием Батыя вступили на территорию Северо-Восточной Руси. Их первой жертвой стал русский город Казань, затем захватчики разграбили Коломну.

В феврале 1238 г. пала столица Северо-Восточной Руси – Владимир.

Кочевники покорили Чернигов, пал и стольный Киев. Захват русских городов сопровождался нечеловеческой жестокостью, жителей убивали, несмотря на пол и возраст.

Не коснулась война православной церкви.

Завоеватели не вмешивались в религиозную область завоеванных стран. С монастырей они не брали дань. Монголо-татары стремились также привлечь на свою сторону церковных деятелей.

На Руси установилось монголо-татарское иго: 1) Русь попала под власть ордынского протектората.

Золотая Орда – улус Джучи, мощное государство, созданное монгольскими ханами. Столицей его был Сарай-Бату, находившийся неподалеку от современной Астрахани; 2) хан вручал ярлык на великое княжение Владимирское и контролировал ситуацию на всей территории. Ярлык был желанной целью для русских князей и причиной феодальных раздоров; 3) завоеватели всячески поощряли феодальную раздробленность, стравливая потомков Рюрика между собой; 4) главной формой зависимости от Орды являлся сбор дани, «ордынского выхода». Им на Руси занимались ханские чиновники (баскаки). Дань собиралась с дома-хозяйства. Действия баскаков отличались крайней жестокостью. Они брали в плен людей и переписали все население Северо-Восточной Руси в 1257–1259 гг. «Великий баскак» имел резиденцию во Владимире, куда в это время практически переместился политический центр страны.

Главными причинами поражения Руси и установления Ордынского ига были:

1) существовавшая в то время феодальная раздробленность, так как каждое княжество оказывалось наедине с силами завоевателей. Таким образом, русские князья были поодиночке разбиты врагами;

2) монголо-татары использовали передовую военную технику (камнеметы, стенобитные машины, порох);

3) численное превосходство противника.

Итоги завоевания: города и деревни сжигались, искусные ремесленники уводились в рабство, поля приходили в негодность, а внешнеэкономические связи Руси оказались нарушены на долгие годы. Монголо-татарское завоевание завершило историю Древней Руси в 1240 г.

Монголо-татарское завоевание при этом сыграло роль катализатора во время дележа территории и сфер влияния. Данной специфической чертой отличалась и борьба Московского и Тверского княжеств в более поздний период. Как результат этого возросла эксплуатация зависимого населения на местах.

Господство золотой орды 13-14в.в. формы подчинения русской Руси, борьба с монголо-татарами

Образование Московского нашествия, собирание земель вокруг Москвы 13-15в.в.

Внешняя политика

Образование древне Русского государства (9-10 в.в.)

На территории нашей страны в 6-10 вв. жили восточные славяне: Вятичи, Поляне и другие. К 10 веку у восточных славян складывается клановое общество. Его становление завершается образованием древнерусского государства. Согласно «Повести временных лет» в 862 г. в Новгороде утвердился Рюрик. После его смерти власть захватил Олег в 879 г., и в 882 г. он с помощью обмана захватил Киев, ставший центром объединенного государства. Древнерусское государство раннефеодальной монархии. Во главе государства стоял великий князь, а его сыновья, братья и дружинники осуществляли суд и сбор дани. Главной задачей страны являлась защита границы от набегов кочевников. В 991 г. князь Олег подписал с Византией первый международный договор. Древнерусское государство значительно укрепилось при князьях Игоре и Святославе, но подлинный рассвет Киевской Руси произошел при князе Владимире I. При нем все земли восточных славян объединялись в состав Киевской Руси. В 988 г. Владимир принимает христианство в качестве новой государственной религии. Принятие христианства укрепило государственную власть и территориальность единства Киевской Руси. Отвергнув примитивное язычество, Русь становилась равной другим христианским странам

Социально экономическое развитие древней Руси

В IX–XII в. экономика Древнерусского государства характеризуется как период раннего феодализма. Данный период связан с началом зарождения самой основы взаимоотношений между государством, феодалами и сельским хозяйством. Происходит решение самых основных вопросов, касающихся всего населения, таких как производство продукции, порядок сбора налогов, прохождение военной службы. Ведь ядром «земли русской» является сельское хозяйство, занимающее главное место в экономике Киевской Руси. Основу его составляло пашенное земледелие. Если сравнивать с первобытно-общинным строем, то в это время техника земледелия была значительно усовершенствована. Обработка земель в южной части, где преобладали благородные черноземом участки земли, производилось плугом (или ралом), на севере использовали соху. Земледелие играло первостепенную роль в жизни Древней Руси, поэтому засеянные нивы назывались жизнью, а основной злак для каждой местности – житом (от глагола «жить»).

К IX-Х вв. появилась и стала применяться переложная система, при которой пашня на некоторое время забрасывалась. Получили известность двуполье и трехполье с яровыми и озимыми посевами.

Старые традиции обработки земли также сохранились в лесных районах (подсечное или огневое). В крестьянских хозяйствах имелись лошади, коровы, свиньи, овцы, козы и домашняя птица.

Характерной чертой было и то, насколько развито товарное хозяйство, ведь производилось практически все необходимое для жизни. Развивались ремесла, центром которых, конечно, стали города, однако отдельные отрасли развивались и в селах. Главенствующую роль занимала черная металлургия по той простой причине, что Древняя Русь была богата болотными рудами, из которых добывалось железо. Проводились всевозможная обработка железа, изготовление из него многочисленных вещей для хозяйства, военного дела и быта, при этом применялись разнообразные технологические приемы: ковка, сварка, цементирование, обточка, инкрустация цветными металлами. Однако наряду с металлургией большой толчок в развитии произошел и деревообрабатывающих, гончарных, кожевенных ремеслах.

Таким образом, металлургия и сельское хозяйство становятся прочной опорой и основной статьей экономики Киевской Руси.

Билет 2

Проблемы С-Э.Х. С 9 по 13 вв. историки выделяли два периода.

1-с 9 по 2 –ую пол. 11 в. – характ-ся относительным политическим единством гос-ва в области экономики; в сфере соц-но-эк-их отнош-ий ДР.Рус.общ-во имело характер перехода от родоплеменного строя к классовому общ-ву; в духовной жизни-язычество и принятие в к. 10 в. христианства.

2- со 2-ой пол. 11 в. до 40-ых гг. 13 в. – феодальная раздробленность.

В начале 12 в. ДР.Русь распад-ся на 15 княжеств; развитие феод-ых отнош-ий; госп-во христ-ва в дух-ой жизни страны.

1- оценка хар-ра Др.Рус. общ-ва;- оно феодальное: в этой концепции – 3 точки зрения:

Греков-ДР. Рус. общ-во- феодальное общ-во;

Черепнин – раннее феод-ое общ-во;

Соврем-ая лит-ра – общ-во госуд-ого феодализма.

Черты феодализма. Аграрное (античное) общ-во; монополия господствующего класса на земельную собственность; самостоятельное крест-ое хоз-во, которое ведется на земле, принадлежащей феодалу, или гос-ву, поэтому кр-не несли повинности в пользу собственника. Феод. иерархия. В качестве господина выступал Великий князь – его вассалы (младшие князья) – бояре. Соц.-класс-стру-ра Др.-Р. общ-ва.

3 основные соц. Группы:

1- формир-ся господствующий класс феодалов.

2- свободное население в городах и сельской местн-ти (эти две группы имели право ношения оружия).

По некот-ым оценкам числ-ть ДР. Руси равна 2 млн. чел.

2 - ДР.Р.общ-во – дофеодальное. (Ленинград. школа историков, д-р наук Фроянов). Соц-но-эк-ую основу Др. Рус. общ-ва составляло общинное землевладение и свободные кр-не- общинники + частные феод-ые землевладения. Осн. Виды. Хоз. Деят-ти. (огороды, земледелие, ремесленное произв-во, жив-во, торговля, промыслы). Вывод: развитие Феод-ма в ДР.Р. шло по тому же пути,что и в странах Зап. Евр. Этот процесс был прерван монголо-татарским нашествием.

Экономика Руси носила аграрный характер.Формы землевладения:

1). Княжеские домены – начало 11 века появляются первые частные княжеские землевладения;

2). Боярские вотчины (наследственные вотчины) – во 2-й половине 11 века;

3). Церковные земли – с конца 11 века;

4). Поместья – земли дворян даваемые за службу.

Частные земельные владения только начинаются появляться в Древнерусский период, а большая часть пахотной земли принадлежала свободным крестьянам – общинникам, земля находится в коллективной собственности крестьянской общины – верви. Община поначалу имела родственный характер, затем становится территориальный характер; община коллективно исполняет все гос. повинности, уравнительно распределяет всепроизведенное, отвечает за каждого члена своей общины (круговая порука). Община важнейшая особенность социальной жизни Руси. Главные предметы торговли – челядь и пушнина, которые приобретались в результате завоевательных походов и дани.

Соц-эконом развитие

Сельское хозяйство.

Были известны двухпольный и трёхпольный севообороты. Двухполье заключалось в том, что вся масса обрабатываемой земли делилась на две части. Одна из них использовалась для выращивания хлеба, вторая "отдыхала" -находилась под паром. При трехпольном севообороте помимо пара и озимого поля выделялось еще и яровое. На лесном севере количество старопахотных земель не было столь значительным, подсечное земледелие осталось ведущей формой сельского хозяйства.

У славян сохранялся устойчивый набор домашних животных. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно значительную роль в хозяйстве играли промыслы: охота, рыболовство, бортничество. С развитием внешней торговли увеличился спрос на пушнину.

Ремесло.

Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделяются от сельского хозяйства. Даже в условиях натурального хозяйства совершенствуются приемы домашнего ремесла - обработка льна, конопли, дерева, железа. Собственно ремесленное производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное. Русское ремесло по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу передовых европейских стран. Особенно славились ювелирные изделия, кольчуги, клинки, замки.

Торговля.

Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо, поскольку в экономике господствовало натуральное хозяйство. Расширение внешней торговли было связано с образованием государства, обеспечивавшего русским купцам более безопасные торговые пути и поддерживавшего их своим авторитетом на международных рынках. В Византии и странах Востока реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Из Руси вывозили продукты промыслов: меха, мед, воск, изделия ремесленников - оружейников и златокузнецов, рабов. Ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие. Ремесло и торговля сосредотачивались в городах, количество которых росло. Часто посещавшие Русь скандинавы называли нашу страну Гардарикой - страной городов. В русских летописях на начало XIII в. упоминаются более 200 городов. Однако жители городов еще сохраняли тесную связь с сельским хозяйством и занимались земледелием и скотоводством.

Социальный строй.

Процесс формирования в Киевской Руси основных классов феодального общества слабо отражен в источниках. Это одна из причин, почему вопрос о характере и классовой основе Древнерусского государства является дискуссионным. Наличие в хозяйстве различных экономических укладов дает основание ряду специалистов оценивать Древнерусское государство как раннеклассовое, в котором феодальный уклад существовал наряду с рабовладельческим и патриархальным.

Большинство ученых поддерживают мысль академика Б.Д. Грекова о феодальном характере Древнерусского государства, так как развитие феодальных отношений стало с IX в. ведущей тенденцией в социально-экономическом развитии Древней Руси.

Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю и неполной на крестьян, по отношению к которым он применяет различные формы экономического и внешнеэкономического принуждения. Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, который он получил от феодала или феодального государства, и является собственником орудий труда, жилища и.т.д.

Однако в Киевский период оставалось довольно значительное количество свободных крестьян, зависимых лишь от государства. Сам термин "крестьяне" появился в источниках лишь в XIV в. Источники периода Киевской Руси называют зависимых от государства и великого князя общинников людьми , или смердами.

Основной общественной ячейкой земледельческого населения продолжала оставаться соседская община - вервь . Она могла состоять из одного большого села или из нескольких небольших поселений. Члены верви были связаны коллективной ответственностью за уплату дани, за преступления, совершенные на территории верви, круговой порукой. В состав общины (верви) входили не только смерды-земледельцы, но и смерды-ремесленники (кузнецы, гончары, кожевенники), которые обеспечивали потребности общины в ремесленных изделиях и работали в основном на заказ. Человек, порвавший связи с общиной и не пользовавшийся ее покровительством, назывался изгоем .

С развитием феодального землевладения появляются разнообразные формы зависимости земледельческого населения от землевладельца. Распространенным названием временно зависимого крестьянина был закуп . Так называли человека, получившего от землевладельца купу - помощь в виде участка земли, денежной ссуды, семян, орудий труда или тягловой силы и обязанного вернуть или отработать купу с процентами. Другой термин, относящийся к зависимым людям - рядович, то есть человек, заключивший с феодалом определенный договор - ряд и обязанный выполнить различные работы согласно этому ряду.

В Киевской Руси наряду с феодальными отношениями существовало патриархальное рабство, не игравшее, однако, значительной роли в экономике страны. Рабы назывались холопами или челядью . В рабство попадали прежде всего пленники, но широкое распространение получило временное долговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. В некоторых вотчинах были и так называемые пашенные холопы , обладавшие собственным хозяйством.

Вотчина.

Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина. Она состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от нее общин-вервей. В усадьбе находился двор и хоромы владельца, закрома и амбары с "обилием", т.е. запасами, жилища слуг и другие постройки. Различными отраслями хозяйства ведали специальные управляющие - тиуны и ключники , во главе всей вотчинной администрации стоял огнищанин . Как правило, в боярской или княжеской вотчине работали ремесленники, обслуживавшие барское хозяйство. Ремесленники могли быть холопами или находиться в какой-либо другой форме зависимости от вотчинника. Вотчинное хозяйство имело натуральный характер и было ориентировано на внутреннее потребление самого феодала и его слуг. Источники не позволяют однозначно судить о господствующей форме феодальной эксплуатации в вотчине. Возможно, что какая-то часть зависимых крестьян обрабатывала барщину, другая платила землевладельцу натуральный оброк.

Городское население также попадало в зависимость от княжеской администрации или феодальной верхушки. Вблизи городов крупные феодалы основывали часто специальные поселения для ремесленников. С целью привлечения населения владельцы сел предоставляли определенные льготы, временное освобождение от налогов и т.д. Вследствие этого также ремесленные поселения назывались свободами или слободами .

Распространение экономической зависимости, усиление эксплуатации вызывали сопротивление со стороны зависимого населения. Наиболее распространенной формой были побеги зависимых людей. Об этом свидетельствует и суровость наказания, предусмотренного за подобный побег - превращение в полного, "обельного", холопа. Данные о различных проявлениях классовой борьбы содержит "Русская правда". В ней говорится о нарушениях границ земельных владений, поджоге бортных деревьев, убийствах представителей вотчинной администрации, кражах имущества.

3. Государственный строй и политическая жизнь Древней Руси в XI в

3.1. Форма политической власти в Древней Руси определяется отечественными историками в зависимости от той или иной интерпретации социально-экономического строя.

И.Я. Фроянов считает, что на смену федерации племенных княжений во 2-ой половине XI в. приходят города-государства с республиканским строем правления. Во главе каждого их них стояло народное вече, приглашающее или выбирающее князя для выполнения служебных функций.

Большинство историков определяет Древнерусское государство как раннефеодальную монархию во главе с великим князем киевским - защитником русской земли, ее устроителем и законодателем, верховным судьей, адресатом и распределителем дани.

3.2. Особенности древнерусской раннефеодальной монархии проявлялись в сохранении элементов догосударственной системы организации общества, пришедших из эпохи военной демократии и ограничивающих княжескую власть.

3.2.1. К ним относится вече, которое, например, активно действует в Новгороде на протяжении всего XI в. и позднее. В Киеве же о его существовании нам известно меньше, т.к. летописи фиксируют его созывы только в кризисные моменты, когда, видимо, вече было призвано исправить ошибки княжеской власти или компенсировать ее временную слабость.

3.2.2 . Двоякую роль играла и княжеская дружина. С одной стороны, она была носительницей принципа государственности, а, с другой, сохраняла традиции племенной демократии. Дружинники воспринимали себя не подданными, а соратниками и советниками князя. Владимир думал с дружиной о строе земленем, и о ратех, т.е. о делах государственных и военных, вынужден был считаться с ее мнением. Так летописец приводит случай, когда дружина высказала свое недовольство скупостью Владимира, выставившего во время пира деревянную посуду. Князь, посчитав, что потеря дружины стоит дороже злата и серебра, удовлетворил ее требование.

3.2.4. Родовой (династический) характер наследования власти . В Древней Руси власть великого князя не обязательно передавалась от отца к сыну. К элементам догосударственных отношений следует отнести и то, что Древняя Русь воспринималась сознанием современников как владение всего рода Рюриковичей. Оно предполагало т.н. лествичное право наследования, т.е. передачу власти по старшинству (например, от умершего князя не к его старшему сыну, а ставшему старшим в роде следующему брату). Таким образом, согласно господствующим вечевым представлениям людей той эпохи, князь имел власть только как представитель всего рода. Складывался не монархический, а родовой или династический сюзеренитет, ставший стержнем государственной системы Древней Руси.

14.3. Культура Киевской Руси (9-11 вв.)

Письменность. Просвещение.

После принятия христианства просиходит быстрый подъем древнерусской культуры. Исключительно плодовторным было влияние церкви на культурное строительство. Принесенная из Византии и Болгарии церковнославянская письменность послужила основой для развития русской пиьсменности и для выработки древнерусского литературного языка.

Литература.

Вместе с ростом грамотности происходит быстрый подъем и древнерусской литературы. До нашего времени дошло более 150 рукописных книг 11--12 веков. Одной из таких книг является "Слово о о законе и благодати", написанное Иларионом, где автор проводит главную мысль о равноправии всех христианских народов, независимо от времени их крещения.

"Слово о полку Игореве" было создано в конце 12 столетия неизвестным древнерусским поэтом, который рассказывает о неудачном походе новгородсеверского князя Игоря Святославовича против половцев в 1185 году. Поэт понимает, что причины неудачи кроются в раздробленности Руси. ОН видит спасение Родины в сохранении единства русского народа. Это произведение написано образным и живым языком, исполнено своеобразными художественно-изобразительными приемами и наполнено патриотическим пафосом. Высокое художественное мастерство "Слова" ставит это произведение в ряд величайших памятников мировой культуры.

Архитектура

Принятие христианства на Руси способствовало не только развитию литературы, но и положило начало русскому искусству и прежде всего - храмовой архитектуре и храмовой живописи. Церкви на Руси строились во множестве, и древние зодчие умели выбирать прекрасные места для храмов.

С принятием христианства в качестве образца был заимстован крестово-купольный тип храма, прямоугольный интерьер которого делился рядами опорных столбов на продольные частие - нефы, а четыре центральных столба соединялись арками, которые через паруса поддерживали световой барабан, завершавшийся полусферическим куполом.

Живопись

В ряжу изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит мозаике и фреске. Систему росписи храмов русские мастера восприняли от византийцев. Росписи храмов передавали основные положения христианского вероучения и служили своеобразным "евангелием для неграмотных". Мозаики покрывали наиболее важные части храма - центральный купол, алтарь. Остальная часть храма украшалась фресками.

Икона - классическая форма средневекового искусства для Руси. Иконы писались на липовых и сосновых досках, которые покрывались левкасом - тонким слоем гипса, на который наносился контур рисунка. Краски иконописцев, растертые на яичном желтке, отличались яркостью и прочностью.

Семинар 2

1. Предпосылки феодальной раздробленности. Особенности общественно-политического строя Руси в период раздробленности.

В Древнерусском государстве господствовал феодальный способ производства, который характеризовался господством натурального хозяйства и, соответственно, слабыми внешнеэкономическими связями между княжествами. Государство объединяло множество земель, в которых со временем стал появляться ряд особенностей.

По мнению профессора С.В. Юшкова они заключались:

  • в разных степенях интенсивности процесса феодализации;
  • большей или меньшей степени закрепощения сельского населения;
  • в способах превращения свободных производителей в феодальнозависимое крестьянство;
  • большем или меньшем значении в политической жизни основных видов феодальных владений - княжеского обмена, церковных или боярских сеньорой;
  • в процессе возникновения и правовом оформлении класса феодалов и класса зависимого крестьянства;
  • в большей или меньшей роли князя, боярства или городского населения.

С усилием княжеств и развитием крупных земельных владений эти особенности обусловили центробежные тенденции и усложнили сохранения единства Древнерусского государства.

Дальнейшее развития феодального способа производства в условиях господства натурального хозяйства, по мере одновременного упадка велико- княжеской власти сделало неизбежной политическую раздробленность Руси.

В XII века Древнерусское государства распалось на ряд самостоятельных феодальных княжеств, земель и уделов, а со временем дробление на более мелкие владения усилилось.

Феодальная знать в местных центрах (Новгороде, Смоленске, Чернигове, Переславле и др.) смогла создавать свой государственный аппарат, вполне способный помимо великокняжеской власти защитить феодальные земли, прикрывать захват феодальными массами захваченных земель.

Территория Древнерусского государства стала ареной междоусобных феодальных распрей, что прежде всего отразилось на положении народных масс, которое стало независимым.

В период феодальной раздробленности на Руси формально продолжала существовать единая монархия с политическим центром сначала в Киеве, а затем во Владимире. Но политическая власть киевских князей потеряла свою значимость. Само место великого князя и его земли стали объектом борьбы между крупными феодалами.

Таким образом, в начале XII века Русь вступает в период так называемой феодальной раздробленности, причинами которой стали:

  • дальнейшее развитие феодальных отношений;
  • усиление могущества верхушки феодалов;
  • ослабление связи великокняжеской власти княжествами;
  • падение экономического и политического значения Киева.

На территории Руси образовалось 12 государств-княжеств: Ростовско-Суздальское, Мурманское, Рязанское, Смоленское, Киевское, Переяславское, Галицко-Волинское, Черниговское, Полоцко-Минское, Турово-Пинское, Тмутараканское, Новгородская земля. Внутри некоторых из них продолжался процесс разделения на более мелкие княжества-владения.

3.3. Основные феодальные
центры Руси в XII-XIII вв.

Заметную роль в развитии и консолидации Руси сыграли следующие княжества: Киевское, Владимирско-Суздальское, Галицко-Волынское, Полоцкое, Смоленское, Черниговское, Муромо-Рязанское, а также Новгородская земля.

По верхнему и среднему течению Волги и ее притокам располагалось Владимиро-Суздальское княжество (Ростово-Суздальская земля). В первой половине IX в. этот край заселяли угро-финские племена. Колонизация славянскими племенами началась за долго до основания Древнерусского государства, но особенно усилилась после принятия христианства. Ростово-Суздальская земля находилась в относительной безопасности: не было прямой угрозы половцев, варяжеских отрядов, междоусобиц киевских князей. После смерти Владимира Мономаха прекратилась зависимость Ростово-Суздальской земли от Киева. Юрий Долгорукий стал суверенным князем. Укрепились границы княжества, оно переживало экономический и политический подъем. Социально-экономическому развитию способствовали благоприятные природные условия и быстрый прирост населения за счет жителей южнорусских областей.

После смерти Юрия Долгорукого (1157 г.) князем Ростово-Суздальской земли стал его сын Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.). Андрей Юрьевич повел себя как единодержавный правитель. Главной его заботой было возвышение роли Владимиро-Суздальского княжества в общерусских делах и превращение Владимира-на-Клязьме в общерусскую столицу, которая затмила бы Киев. Во Владимире строятся Золотые и Серебряные ворота (в подражание Киеву), закладывается кафедральный Успенский Собор. В Боголюбове Андрей построил княжеский замок с придворным храмом Рождества Богородицы. При впадении реки Нерли в Клязьму построил храм Покрова на Нерли.

Андрей Боголюбский, чтобы поднять престиж Владимиро-Суздальского княжества, задумал подчинить своей власти Киев и Новгород. В 1169 г. он вторгся в Киев, передал его своему брату Глебу, сам принял титул великого князя и вернулся во Владимир, который с этого времени стал главным городом Северо-Восточной Руси. Поход на Новгород закончился неудачей. Тогда Андрей прекратил подвоз хлеба в Новгород, под угрозой голода новгородцы подчинились и приняли князя. Противодействие владимиро-суздальскому князю оказывало боярство. В среде бояр возник заговор во главе с Кучковичами, Якимом и Петром. В 1174 г. в Боголюбово Андрей был убит.

Всеволод Большое гнездо (1176 и 1212) продолжал политику Андрея Боголюбского. Он властвовал над удельными князьями Киева, Новгорода, Чернигова, Рязани, Галича. При сыновьях Всеволода Большое Гнездо усилились распри, которые ослабляли великокняжескую власть и ее влияние на общерусскую политику. И все же вплоть до татаро-монгольского нашествия Владимиро-Суздальское княжество было сильнейшим на Руси.

Галицко-Волынское княжество образовалось в конце XII в. в результате слияния Галицкой и Волынской земель. Оно простиралось от Днестровско-Дунайского Причерноморья на юге до Полоцкой и Литовской земель на севере, на западе граничило с Польшей и Венгрией, а на востоке - с землей Киева и Половецкой степью. В этом княжестве были благоприятные условия для развития земледелия, скотоводства и промыслов (мягкий климат, плодородные почвы, многочисленные реки, леса и степи). Здесь сравнительно рано расцвета достигло феодальное княжеское и боярское землевладения, развивалось ремесло, росли города. Наиболее крупные Владимир-Волынский, Перемышль, Теребовль, Галич, Холм, Дрогичин, Берестов. В городах было много ремесленников и торговых людей. По территории Галицко-Волынского княжества проходил второй торговый путь из Балтийского в Черное море - по Висле, Западному Бугу и Днестру, проходили сухопутные пути из Руси в страны Центральной Европы.

До середины XII в. Галицкая земля была разделена на несколько мелких княжеств. Перемышльский князь Владимирко объединил их и столицей сделал город Галич в 1141 г. При его сыне Ярославле Осмомысле (1153-1178 гг.) княжество достигло наибольшего расцвета. Он поднял международный престиж своего княжества и успешно защищал общерусские интересы во взаимоотношениях с Византией и другими европейскими странами. После смерти Осмомысла Галицкая земля стала ареной борьбы князей с местными боярами. Боярское землевладелие в этом княжестве значительно превосходило по своим размерам княжеское. Боярство оказывало противодействие неугодным князьям, организовывало против них заговоры и мятежи. На галицких бояр влияло соседство с польскими и венгерскими феодалами.

Волынская земля в середине XII в. досталась Изяславу Мстиславовичу (внуку Владимира Мономаха). Он стал основателем местной княжеской династии. В 1199 г. Роман Мстиславович объединил Галицкое и Владимиро-Волынское княжества. В 1202 г. ему удалось подчинить себе Киев. В его княжение наблюдался рост ремесла, торговли и городов. Прекратились боярские междоусобицы. Роман Мстиславович проводил активную внешнюю политику.

Вмешавшись в междоусобицу польских князей, Роман Мстиславович в 1205 г. погиб. Его наследнику Даниилу было четыре года. Галицкое боярство вступило в борьбу за власть и призвало на помощь венгерское и польское войска. Они захватили Галицкую землю и часть Волынской. И только в 1234 г. Даниил Романович при поддержке городов занял Галич, в 1239 г. - Киев, в 1245 г. в битве у города Ярослава разбил объединенные силы Венгрии, Польши и галицких бояр и вновь объединил всю Юго-Западную Русь. Даниил долго уклонялся от признания над собой власти хана, но в 1250 г. вынужден был подчиниться, однако не оставлял мысли об организации крестового похода против татар с помощью Запада. Папа Иннокентий IV прислал Даниилу корону и скипетр, и Даниил в 1255 году торжественно короновался в городе Дрогичине. Но реальной помощи Запад Даниилу не оказал. После смерти Даниила Романовича в 1264 г. в Галицкой земле снова начались боярские интриги, раздоры князей, смуты и усобицы. Этим воспользовались соседи. В середине XIV в. Литва захватила Волынь, а Польша овладела Галицией.

Новгородская земля в истории Руси играла заметную роль. Столица ее - Великий Новгород располагался по обоим берегам реки Волхов и делился на две стороны Торговую и Софийскую. Новгород - столица огромной территории, занимавшей весь север Великой Русской равнины. Ядро составляли пять земель, которые с конца XV в. назывались пятинами (Водьская, Обонежская, Деревская, Шелонская, Бежецкая). Новгородские земли увеличивались за счет военно-промышленной колонизации. В колонизации участвовало новгородское войско и дружины ушкуйников (лодочников), создаваемые по частной инициативе. По форме правления Новгородская земля представляла боярскую феодальную республику.

Местное население составляли преимущественно финские племена (лопари и самоеды), русских было мало. Они компактно проживали на юго-западе Новгородской земли. Во главе новгородского общества стоял класс бояр (землевладельцы, рабовладельцы, капиталисты, использующие наемный труд). Средний класс или "житьи люди" (новгородские домовладельцы, земледельцы средний руки, собственники средних промышленных предприятий). Новгородские купцы осуществляли торговые операции с немцами и русскими. Они объединялись в сотни, сотни составляли артели по направлением торговли (заморские, низовые) или по предметам торговли (суконники, хлебники, рыбники). "Черные люди" - это мелкие ремесленники и наемные рабочие (портные, гончары, каменщики). Все свободное население пользовалось одинаковыми гражданскими и политическими правами и принимало участие в вечевых собраниях.

Сельское население состояло из земцев (мелких землевладельцев - собственников) и смердов, живших на государственных землях, церковных и частных собственников. Крестьяне половники, третники, четники обрабатывали чужие земли за часть урожая. В течение XV в. правовое и экономическое положение крестьян ухудшалось. Холопы были слугами в боярских дворах и работали в крупных боярских вотчинах. Земли Новгородской боярской республики были мало пригодны для земледелия. Хлеба своего не хватало, его получали в основном в Ростово-Суздальской земле.

В X-XI вв. Новгород был под властью Киева: платил дань и принимал наместника. Перемены в отношениях Киева и Новгорода произошли при Ярославе (1015 г.), когда он дал "грамоту" или "Устав", определявший отношения Киева и Новгорода.

Князь - предводитель войска. Новгородцы ценили князя - воина. Князю не давали возможность самостоятельно вести внешнюю политику, от него требовали присяги на права и вольности новгородцев, князь должен был жить за чертой города, запрещалось ему принимать новгородцев в личную зависимость, приобретать земли.

Вече обладало всеобъемлющими правами. Оно принимало законы, приглашало князя и заключало с ним договор, изгоняло князя, сменяло и судило посадника и тысяцкого, выбирало кандидата на пост архиепископа. Вече имело свою канцелярию (вечевую избу), во главе с вечевым дьяком (секретарем), постановления вече оформлялись в виде грамот. Большую роль в жизни Новгорода играл совет господ, в него входили степенный (то есть действующий) посадник и тысяцкий, старосты новгородских концов (город делился на пять концов), бывшие посадники и тысяцкие. Руководил советом архиепископ, все договоры, законы издавались с его благословения. Совет господ - это скрытая, но очень деятельная пружина новгородского управления.

Посадник контролировал князя, в его руках было управление и суд. Во время войны он шел в поход в качестве помощника князя, а в его отсутствие командовал новгородским войском, по его приказу созывалось вече, и он же его возглавлял. Тысяцкий ведал городским ополчением во время войны, а в мирное время - торговыми делами и торговым судом. Посаднику и тысяцкому выплачивалось жалование.

Во время монголо-татарского нашествия в Новгородскую землю вторглись шведы. А. Невский в 1240 г. нанес им поражение на Неве. Ливонские немцы напали на Псковскую землю, захватили Псков и двинулись на восток. В 1242 г. состоялась Ледовое побоище. А. Невский одержал победу. В 1245 г. А. Невский изгнал литовцев из Новгородской земли. Монголо-татарские погромы не коснулись Новгорода. Но власть Золотой Орды новгородцы испытали. В 1246 г. А. Невский должен был признать власть хана. Сложными были отношения с Москвой. Новгород признавал власть русских князей, получивших ярлык на княжение Владимирское, и принимали от них наместников. Были столкновения с Москвой в 1397 г., 1441 г., 1456 г. Все столкновения заканчивались мирами. Новгород платил большую контрибуцию.

Независимость Новгорода закончилась в 1478 г. Причины потери самостоятельности:

  • шумная политическая борьба внутри Новгорода (постоянная перемена князей);
  • обострение классовой борьбы в обществе с XIV в. Резкое имущественное неравенство и экономическая зависимость низшего рабочего населения от бояр чувствовалась особенно остро при демократических формах политического устройства;
  • огромная группа деклассированных элементов, которые занимались разбоем и грабежами;
  • вече приобретало все более шумный и беспорядочный характер;
  • упадок морального авторитета в суде и администрации;
  • наличие сильного соседа в лице московского князя Ивана III, который выжидал удобного момента, чтобы присоединить Великий Новгород к Московскому княжеству.

В 1471 г. Иван III на реке Шелони разбил 40 тысячное новгородское войско. В 1478 г. он осадил Новгород, но не спешил со штурмом. Новгородцы, видя безвыходность, сдались. Так Великий Новгород потерял свою независимость. Боярская феодальная республика прекратила свое существование, став провинцией Московского княжества.