«Бедная Лиза. «Бедная Лиза» Карамзина: анализ произведения, характеристика героев, тесты, цитаты Карамзин бедная лиза повесть или рассказ

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» впервые была напечатана в июньском выпуске «Московского журнала» за 1792 г. Она положила начало не только оригинальной карамзинской прозе, но и всей русской классической литературе. До появления первых повестей и рассказов Пушкина и Гоголя «Бедная Лиза» оставалась самым совершенным художественным произведением.

Повесть имела огромную популярность у русских читателей. Гораздо позже критики будут упрекать автора в чрезмерной «сентиментальности» и «слащавости», забывая о том, в какую историческую эпоху жил Карамзин.

«Бедная Лиза» стала необходимым переходным этапом в формировании современного русского языка. Повесть разительно отличается от тяжеловесного стиля XVIII века и предвосхищает лучшие образцы золотого века русской литературы.

Смысл названия

«Бедная Лиза» — имя и одновременно образная характеристика главной героини. Определение «бедная» относится не только к материальному положению девушки, но и к ее несчастной судьбе.

Главная тема произведения

Главная тема произведения — трагическая любовь.

Лиза — обычная крестьянская девушка, которая после смерти отца вынуждена содержать себя и мать. Для ведения крестьянского хозяйства нужна мужская сила, поэтому пока Лиза не вышла замуж, она берется за любую посильную женскую работу: ткачество, вязание, сбор и продажа цветов и ягод. Старая мать бесконечно благодарна своей единственной кормилице и мечтает, чтобы бог послал ей хорошего человека.

Переломным моментом в жизни Лизы становится встреча с молодым дворянином Эрастом, который начинает оказывать ей знаки внимания. Для простой крестьянки изящный и воспитанный юноша представляется полубогом, разительно отличающимся от односельчан. Лиза все-таки не дурочка, она не позволяет новому знакомому ничего лишнего и предосудительного.

Эраст — ветреный и беспечный молодой человек. Ему уже давно приелись развлечения высшего общества. Лиза становится для него воплощением несбывшейся мечты о патриархальной любовной идиллии. Поначалу Эраст действительно не имеет в отношении девушки никаких низких мыслей. Он счастлив от невинных встреч с наивной крестьянкой. В силу своей беспечности Эраст даже не задумывается о будущем, о той непреодолимой пропасти, которая разделяет дворянина и простолюдинку.

Скромное поведение и уважительное отношение Эраста к Лизе покоряют мать девушки. Она относится к юноше, как к хорошему другу семьи, и даже не догадывается о возникшем между молодыми людьми романе, считая это невозможным.

Чисто платонические отношения между Лизой и Эрастом не могли длиться вечно. Поводом для физической близости стало желание матери выдать дочь замуж. Для влюбленных это было тяжелым ударом судьбы. Объятия, поцелуи и страстные клятвы в верности привели к тому, что Лиза потеряла невинность.

После случившегося характер отношений между влюбленными резко меняется. Для Лизы Эраст становится самым близким человеком, без которого она не представляет себе дальнейшей жизни. Дворянин же «спустился с небес на землю». Лиза утратила в его глазах прежнее волшебное очарование. Эраст стал относиться к ней, как к привычному источнику чувственного наслаждения. Он еще не готов резко оборвать отношения с Лизой, но начинает видеться с ней все реже и реже.

Дальнейший ход событий предугадать нетрудно. Эраст не обманывает Лизу в том, что отправляется на войну. Однако возвращается он довольно скоро и, забыв возлюбленную, находит богатую невесту, равную ему по социальному положению.

Лиза продолжает верить и ждать любимого человека. Случайная встреча с Эрастом, известие о его помолвке и скорой свадьбе, наконец, унизительное денежное подаяние за любовь наносят девушке огромную душевную травму. Не в силах пережить ее, Лиза совершает самоубийство.

Так заканчивается недолгий роман между дворянином и крестьянкой, который с самого начала был обречен на трагический финал.

Проблематика

Карамзин стал одним из первых писателей, поднявшим проблему любви между представителями разных сословий. В дальнейшем эта тема получила большое развитие в русской литературе.

Любовь, как известно, не знает границ. Однако в дореволюционной России такие границы существовали и строго охранялись законом и общественным мнением. Физическая связь дворянина с крестьянкой не возбранялась, но участь соблазненной женщины была незавидной. В лучшем случае она становилась содержанкой и могла надеяться только на усыновление барином совместно нажитых детей.

В начале любовного романа Эраст ведет себя просто глупо, мечтая о том, что будет «жить с Лизою, как брат с сестрою», возьмет ее к себе в деревню и т. д. В финале он забывает об обещаниях и поступает так, как велит ему дворянское происхождение.

Обманутая и обесчещенная Лиза предпочитает умереть и унести в могилу свою любовь и позорную тайну.

Композиция

Повесть имеет четкую классическую структуру: экспозиция (авторское лирическое отступление, плавно переходящее в историю Лизы), завязка (встреча Лизы с Эрастом), кульминация (физическая близость между влюбленными) и развязка (предательство Эраста и самоубийство Лизы).

Чему учит автор

История Лизы вызывает огромную жалость к несчастной девушке. Главным виновником трагедии, безусловно, является беспечный Эраст, который должен был серьезно задуматься о последствиях своего любовного увлечения.

    Оценил книгу

    «Бедная Лиза»
    Какая же наивная история. Если каким-то непонятным образом вам удалось избежать знаний о судьбе бедной Лизы, то все равно с первых строчек совершенно понятно, что будет дальше и почему. Но знаете, какое чувство возникает при чтении? Умиление. Неужели же была такая наивность, неужели может быть такая любовь? И еще… если Лиза такая чистая и благородная девушка, как она могла обречь свою мать на одинокую старость? Вообще самым любопытным при чтении этой повести было составление в голове образа идеальной женщины по Карамзину. Какая же она? Мне показалось, что приблизительно такая: любить мужчину всем сердцем, доверять ему во всем, плевать на всех остальных, быть невинной, скромной и т.д. Бывают ли такие? Вот уж точно нет  Бедный Карамзин…
    «Наталья, боярская дочь»
    Где-то слышала, что когда Екатерине Великой принесли газету, которую по ее повелению печатали в Санкт-Петербурге, она возмущалась, что описывают журналисты то, что плохо и сказала что-то типа: «Зачем же вы пишете только о плохом? Что у нас плохого я и так знаю. Вы лучше напишите, что у нас есть хорошего!». За точность цитаты не ручаюсь, но смысл передала верно. Рассуждать на тему буквальности восприятия ее слов и несколько веков спустя мы сейчас говорить не будем, да и не так уж это и однозначно, поговорим о другом. Карамзин пишет о хорошем. Во-первых: вся повесть просто пронизана любовью к России, верой в царя, тоской о настоящих и именно русских людях. Во-вторых: образы героев повести настолько идеальны, что в реальность их существования поверить тяжело, да и не нужно. В-третьих: вера в справедливость и в чистую, вечную любовь – лейтмотив, который покоряет, несмотря на всю сказочность, даже очень циничного современного писателя. Мне кажется, что эту повесть Карамзина надо воспринимать как сказку, а сказка, как известно, не должна быть ни правдоподобной, ни, тем более, реальной. Она должна быть просто доброй и рассказывать о чем-то хорошем (наличие принцессы и принца, кем бы они ни были, обязательно).
    «Марфа-Посадница»

    Народы дикие любят независимость, народы мудрые любят порядок, а нет порядка без власти самодержавной

    И мог народ вольного Новгорода послушать царского гонца, но больше ему понравилось слушать обиженную судьбой женщину. А обиженные, а тем более одинокие женщины – советчики плохие. Благодаря советам «вольнолюбивой» мадам Марфы не одна она стала одинокой, к ее одиночеству прибавились почти все женщины Великого Новгорода, а всем вместе уж и не так тоскливо. Мда… Когда вольные жители поголодали, побились с царской ратью и хлебнули лиха стала им неинтересна вольная жизнь и радостно приветствовали они Ивана Грозного, который эту самую Марфу с дочкой (видимо чтобы уж наверняка) и порешил. Так что как ни крути, а все дороги ведут к самодержавию, каким бы грозным оно ни было.

    Оценил книгу

    О "Марфе-посаднице..."
    А мне понравилась эта "сказка", особенно после того, как мы разобрали это произведение с разных точек зрения на лекции по истории русской культуры.
    На мой взгляд, эта историческая повесть обладает всеми шансами на успех, так сказать - она интересна, весьма динамична, язык даже для современного читателя вполне удобоварим. Тем не менее, существует существенный минус (который записывать нужно, конечно, не Карамзину, а современному читателю) - тот, кто желает познакомиться с "Марфой-посадницей", обязан стать реальные исторические события. После этого читать станет ещё более интересно, потому что сопоставлять реальность и вымысел всегда интересно, особенно если автор не позиционирует свое произведение как чисто историческую хронику.
    Кроме того, помимо исторического действа, интересна и точка зрения Карамзина на различные стороны жизни (богатство, например).
    Плюс ко всему - эта повесть сугубо опозиционна для своего времени, что тоже не может оставить равнодушным. Идея Карамзина о том, что для России единственно правильная форма правления - самодержавие, не может не привлечь внимания просвещенной и интересующейся публики. (5/5)

    О "Бедной Лизе".
    Чтобы понимать и воспринимать это произведение без ломоты в челюсти и возгласов "боже, ну и идиоткааааа", необходимо быть человеком своего времени. Я сентиментальна до ужаса, но это произведение вызвало у меня жуууууткую реакцию. Именно потому, что я живу в другое время, а значит многих поступков и мыслей тех времен мне просто не понять. Романтизм - да, но никак не сентиментализм. (2/5)

    Повесть «Бедная Лиза», ставшая образцом сентиментальной прозы, была выпущена Николаем Михайловичем Карамзиным в 1792 году в издании «Московский журнал». Стоит отметить Карамзина как заслуженного реформатора русского языка и одного из самых высокообразованных россиян своего времени - это важный аспект, позволяющий в дальнейшем оценить успех повести. Во-первых, развитие русской литературы имело «догоняющий» характер, так как она отставала от европейской примерно на 90-100 лет. В то время как на западе вовсю писали и читали сентиментальные романы, в России еще складывали неуклюжие классические оды и драмы. Прогрессивность Карамзина как литератора состояла в том, чтобы «привезти» из Европы на родину сентиментальные жанры и выработать стиль и язык для дальнейшего написания таких произведений.

    Во-вторых, освоение литературы конца 18 века публикой было таким, что сначала для общества писали, как жить, а затем общество стало жить по написанному. То есть, до сентиментальной повести люди читали в основном житийную или церковную литературу, где не было ни живых персонажей, ни живой речи, а герои сентиментальной повести - такие как Лиза - дали светским барышням настоящий сценарий жизни, путеводитель чувств.

    История создания повести

    Карамзин привез сюжет о бедной Лизе из своих многочисленных поездок - с 1789 по 1790 годы он побывал в Германии, Англии, Франции, Швейцарии (родиной сентиментализма считается именно Англия), а по возвращении опубликовал новую революционную повесть в собственном журнале.

    «Бедная Лиза» - не оригинальное произведение, так как его сюжет Карамзин адаптировал для русской почвы, взяв его из европейской литературы. Речь не идет о конкретном произведении и плагиате - таких европейских повестей было множество. К тому же автор создал атмосферу удивительной подлинности, нарисовав себя в качестве одного из героев повести и мастерски описав обстановку событий.

    Согласно воспоминаниям современников, вскоре после возвращения из путешествия писатель жил на даче неподалеку от Симонова монастыря, в живописном спокойном месте. Описанная автором обстановка реальна - читатели узнавали и окрестности монастыря, и «лизин пруд», и это способствовало тому, что сюжет воспринялся как достоверный, а герои — как реально существовавшие люди.

    Анализ произведения

    Сюжет повести

    Сюжет повести - любовный и, по признанию автора, донельзя простой. Крестьянская девушка Лиза (отец был зажиточным крестьянином, но после его смерти хозяйство в упадке и девушке приходится зарабатывать продажей рукоделия и цветов) живет на лоне природы со старой матушкой. В городе, кажущемся ей громадным и чужим, она встречает молодого дворянина Эраста. Молодые люди влюбляются - Эраст от скуки, навеянной удовольствиями и дворянским образом жизни, а Лиза - впервые, со всей простой, пылкостью и естественностью «природного человека». Эраст пользуется доверчивостью девушки и овладевает ею, после чего, естественно, начинает тяготиться обществом девушки. Дворянин уезжает на войну, где проигрывает все свое состояние в карты. Выходом из положения становится женитьба на богатой вдове. Лиза узнает об этом и кончает жизнь самоубийством, бросаясь в пруд, недалеко от Симонова монастыря. Автор, которому рассказали эту историю, не может вспоминать бедную Лизу без святых слез сожаления.

    Карамзин впервые из русских писателей развязал конфликт произведения гибелью героини - так, как, скорее всего, было бы и в реальности.

    Конечно, несмотря на прогрессивность повести Карамзина, его герои существенно отличаются от настоящих людей, они идеализированы и приукрашены. Особенно это касается крестьян - Лиза не похожа на крестьянку. Вряд ли тяжелый труд способствовал бы тому, что она оставалась «чувствительной и доброй», вряд ли она вела сама с собой внутренние диалоги изящным слогом, да и поддержать разговор с дворянином она вряд ли могла бы. Тем не менее, это и есть первый тезис повести - «и крестьянки любить умеют».

    Главные герои

    Лиза

    Центральная героиня повести Лиза - воплощенная чувствительность, пылкость и горячность. Её ум, доброта и нежность, подчеркивает автор, - от природы. Повстречав Эраста, она начинает мечтать не о том, что он, как прекрасный принц, уведет её в свой мир, а о том, чтобы он был простым крестьянином или пастухом - это и уравняло бы их, и позволило быть вместе.

    Эраст отличается от Лизы не только по социальному признаку, но и по характеру. Возможно, говорит автор, его испортил свет - он ведет типичный для офицера и дворянина образ жизни - ищет удовольствий и, найдя их, охладевает к жизни. Эраст и умен, и добр, но слаб, неспособен на поступки - такой герой тоже появляется в русской литературе впервые, тип «разочарованного жизни аристократа». Поначалу Эраст искренен в своем любовном порыве - он не лжет, когда говорит Лизе о любви, и получается, что он тоже жертва обстоятельств. Он не выдерживает испытания любовью, не разрешает ситуации «по-мужски», но испытывает искреннее терзание после случившегося. Ведь именно он, якобы, рассказал автору историю о бедной Лизе и привел его к Лизиной могиле.

    Эраст предопределил появление в русской литературе ряда героев типа «лишних людей» - слабых и неспособных на ключевые решения.

    Карамзин использует «говорящие имена». В случае с Лизой выбор имени оказался «с двойным дном». Дело в том, что классическая литература предусматривала приемы типизации, и имя Лиза должно было означать шаловливого, кокетливого, легкомысленного персонажа. Такое имя могла иметь горничная-хохотушка - хитрый персонаж комедии, склонный к любовным приключениям, отнюдь не невинный. Выбрав такое имя для своей героини, Карамзин разрушил классическую типизацию и создал новую. Он выстроил новую зависимость между именем, характером и действиями героя и наметил путь к психологизму в литературе.

    Имя Эраст также выбрано не случайно. Оно означает с греческого «прелестный». Его роковая прелесть, потребность в новизне впечатлений заманили и погубили несчастную девушку. Но Эраст будет корить себя до конца жизни.

    Постоянно напоминая читателю о своей реакции на происходящее («с грустью вспоминаю...», «слезы катятся по лицу моему, читатель….»), автор организует повествование так, что оно приобретает лиричность и чувствительность.

    Цитаты

    "Матушка! Матушка! Как этому статься? Он барин, а между крестьянами..." . Лиза .

    "Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям», — думал он и решился — по крайней мере на время — оставить большой свет" .

    "Мне нельзя жить, — думала Лиза, — нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! небо не падает; земля не колеблется! Горе мне" Лиза .

    "Теперь, может быть, они уже примирились!" Автор

    Тематика, конфликт повести

    Повесть Карамзина затрагивает несколько тем:

    • Тема идеализации крестьянской среды, идеальности жизни на природе. Главная героиня - дитя природы, а потому она по умолчанию не может быть злой, безнравственной, бесчувственной. Девушка воплощает в себе простоту и невинность вследствие того, что она из крестьянской семьи, где хранятся вечные нравственные ценности.
    • Тема любви и предательства. Автор воспевает красоту искренних чувств и с горестью рассказывает об обреченности любви, не подкрепленной разумом.
    • Тема противопоставления деревни и города. Город оказывается злом, большой недоброй силой, способной сломать чистое существо из природы (мать Лизы интуитивно чувствует эту злую силу и молится за дочь каждый раз, когда она уходит в город продавать цветы или ягоды).
    • Тема «маленького человека». Социальное неравенство, уверен автор (и в этом очевидный проблеск реализма) не приводит к счастью влюбленных из разных слоев. Такая любовь обречена.

    Основной конфликт повести социальный, ведь именно из-за пропасти между богатством и бедностью гибнет любовь героев, а затем и героиня. Автор превозносит чувствительность как высшую ценность человека, утверждает культ чувств в противовес культу разума.

    Одним из ключевых литературных произведений 18 века является повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». В свои двадцать пять лет писатель стал обсуждаемым и популярным благодаря раскрытию многих проблем и тем общества. Он одним из первых внедрил в повесть черты сентиментализма и стал новатором. Яркие образы героев произведения сильно повлияли на мировоззрение читателей.
    Первый раз «Бедная Лиза» была напечатана и увидела свет в 1792 году «Московским журналом». На момент публикации сам автор был редактором этого журнала. Через четыре года произведение было опубликовано как отдельная книга.

    Главные герои

    Обычная девушка крестьянского сословия по имени Лиза является главной героиней произведения Карамзина. Ее отец умер, и она осталась вместе со своей матерью. Девушка работает в городе Москве, занимаясь продажей цветов и вязаных изделий.
    Главный мужской персонаж повести - юноша по имени Эразм, аристократического происхождения. У него мягкий характер, который заставил страдать и себя и Лизу, безумно в него влюбленную.
    Еще один женский образ - мать Лизы. Это простая женщина крестьянского происхождения. Женщина желает своей любимой дочери спокойную размеренную жизнь, неомраченную проблемами и осуждением.
    Благодаря образу автора читатели погружаются в действие произведения и способны наблюдать за событиями предельно близко.

    Сюжет повести

    События происходят в Москве. Молодой девушке Лизе приходится содержать себя и больную мать после кончины отца. Она вязала, ткала ковры и продавала собранные ею цветы. В один прекрасный день к Лизе подошел молодой человек – Эразм. С первого взгляда аристократ влюбился в девушку и начал постоянно покупать у нее цветы. Юная девушка тоже влюбляется в него и ее полностью поглощает это чувство. Эразма восхищает чистота и непорочность девушки.
    Но, к сожалению, мать девушки хочет выдать дочь замуж за богатого крестьянина. Эразм не может жениться на Лизе из-за сословных преград. Девушка рассказывает ему о решении матери и молодой человек предлагает забрать ее в свой дом, но юная крестьянка подмечает, что тогда он уже не сможет стать ее супругом. В тот самый вечер Лиза теряют свою непорочность.
    После произошедшего Эразм стал смотреть на Лизу совершенно по-другому. Она перестала быть для него идеалом чистоты и непорочности. Влюбленной паре приходиться расстаться, так как юноша уходит на военную службу. Девушка надеется, что их отношения смогут пережить это испытание, но события сложились иначе. Молодой человек стал играть в карты и практически потерял свое состояние. Его спас лишь брак с состоятельной пожилой женщиной. После известия об их свадьбе Лиза решила покончить с собой, утопившись в реке.

    Тема крестьянского быта

    Через образ семьи Лизы автор раскрывает читателям быт крестьянского народа со всеми его особенностями. Ранее в литературе показывали образ крестьян без их индивидуальных особенностей. Карамзин как новатор описал характер крестьян, их личные качества. Конечно, у Лизы нет образования, но способна поддержать беседу, она прекрасно говорит и выражает свои мысли.

    Проблема обретения счастья

    Любой человек, независимо от сословия, мечтает о счастье, в том числе главные герои повести – Лиза и Эразм. Их любовь подарила им ощущение счастья и заставила почувствовать себя ужасно несчастными. Невольно читатель задумывается о том, что необходимо для счастья и всегда ли возможно его обрести.

    Проблема общественного неравенства

    В повести «Бедная Лиза» ярко подчеркивается социальное неравенство между крестьянами и дворянами. Их союз практически невозможен и стал бы поводом для осуждения.

    Проблема верности в отношениях

    После прочтения произведения становится ясно, что в реальной жизни такие романтические отношения не смогли продлиться долго. Они бы смогли противостоять общественному мнению и давлению со стороны своих семей.
    Несмотря на то, что Эразм дал обещание молодой девушке в вечной любви, сам вступил в брак с богатой вдовой, чтобы поправить свое плохое материальное положение. Лиза хранит верность своему возлюбленному, а аристократ предал ее чувства.

    Проблема города и деревни

    Одна из проблем, поднятая Н.М. Карамзиным в повести – противопоставление между деревней и городом. Для городских жителей, город - это центр всего нового, прогрессивного. В противовес городу, деревня представляет собой что-то отсталое и неразвитое, у деревенских жителей нет стремления к развитию и образованию. И сами жители видят эту существенную разницу.

    Основная идея

    В основную идею автор закладывает мысль о том, как сильные чувства и эмоции могут повлиять на жизнь человека, независимо от сословия человека и его положения в общества. Довольно часто встречается, что знатные и богатые люди уступают в человеческих качествах простым необразованным людям, которые стоят гораздо ниже их в сословной лестнице.

    Направление в литературе

    В повести «Бедная Лиза» ярко выражены черты сентиментализма. Родители Лизы воплотили черты этого жанра литературы.
    Основная часть этого направления воплотилась в образе молодой крестьянки Лизы. Она полностью поглощена чувствами и эмоциями и не замечает никого и ничего вокруг. Она так сильно переживает своими романтическими отношениями, что не может оценить ситуацию здраво и критично.
    Подводя итог, можно смело сказать, что повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» является новаторским произведением того времени. В ней точно описаны герои, предельно приближенные к реальности. Каждый герой сочетает в себе как положительные, так и отрицательные черты характера. В повести раскрыты вечные риторические вопросы, волнующие многие поколения на протяжении долгих лет.

    Карамзин не случайно отнёс действие повести в окрестности Симонова монастыря. Он хорошо знал эту окраину Москвы. Сергиев пруд, по преданию вырытый ещё Сергием Радонежским, стал местом паломничества влюблённых пар, его переименовали в Лизин пруд.

    Литературное направление

    Карамзин – писатель-новатор. Он по праву считается основателем русского сентиментализма. Читатели приняли повесть восторженно, потому что общество давно жаждало чего-то подобного. Предшествовавшее сентиментализму классицистическое направление, в основе которого было рациональное, утомило читателей поучениями. Сентиментализм (от слова чувства ) отражал мир чувств, сердечную жизнь. Появилось множество подражаний «Бедной Лизе», своеобразная массовая литература, которая была востребована читателями.

    Жанр

    «Бедная Лиза» - первая русская психологическая повесть. Чувства героев раскрываются в динамике. Карамзин даже изобрёл новое слово – чувствительность. Чувства Лизы ясны и понятны: она живёт своей любовью к Эрасту. Чувства Эраста более сложны, он сам их не понимает. Сначала он хочет полюбить просто и естественно, как он читал в романах, потом обнаруживает физическое влечение, которое разрушает платоническую любовь.

    Проблематика

    Социальная: сословное неравенство влюблённых приводит не к счастливой развязке, как в старых романах, а к трагедии. Карамзин поднимает проблему ценности человека независимо от сословной принадлежности.

    Моральная: ответственность человека за тех, кто ему доверяет, «нечаянное зло», которое может привести к трагедии.

    Философская: самоуверенный разум попирает естественные чувства, о которых в начале 18 века говорили французские просветители.

    Главные герои

    Эраст - молодой дворянин. Его характер прописан разносторонне. Эраста нельзя назвать негодяем. Он просто слабохарактерный юноша, который не умеет противостоять жизненным обстоятельствам, бороться за своё счастье.

    Лиза – крестьянская девушка. Её образ не прописан так подробно и противоречиво, остаётся в канонах классицизма. Автор сочувствует героине. Она трудолюбива, любящая дочь, целомудренна и простодушна. С одной стороны, Лиза не хочет огорчать мать отказом выйти замуж за богатого крестьянина, с другой - покоряется Эрасту, который просит не говорить матери об их отношениях. Лиза думает прежде всего не о себе, а о судьбе Эраста, которого ждёт бесчестье, если он не отправится на войну.

    Мать Лизы – старушка, живущая любовью к дочери и памятью об умершем муже. Именно о ней, а не о Лизе, Карамзин сказал: «И крестьянки любить умеют».

    Сюжет и композиция

    Хотя внимание писателя сосредоточено на психологии героев, для сюжета важны и внешние события, которые приводят героиню к гибели. Сюжет повести незамысловат и трогателен: молодой дворянин Эраст влюблён в крестьянскую девушку Лизу. Их брак невозможен из-за сословного неравенства. Эраст ищет чистой братской дружбы, но сам не знает своего сердца. Когда отношения перерастают в интимные, Эраст охладевает к Лизе. В армии он проигрывает в карты состояние. Единственный способ поправить дела – жениться на богатой пожилой вдове. Лиза случайно встречает Эраста в городе и думает, что он полюбил другую. Она не может жить с этой мыслью и топится в том самом пруду, возле которого встречалась с любимым. Эраст осознаёт свою вину и страдает до конца своей жизни.

    Основные события повести занимают около трёх месяцев. Композиционно они оформлены рамкой, связанной с образом рассказчика. В начале повести рассказчик сообщает, что описанные у озера события случились 30 лет назад. В конце повести рассказчик снова возвращается в настоящее и вспоминает на могиле Лизы о несчастной судьбе Эраста.

    Стиль

    В тексте Карамзин использует внутренние монологи, часто слышен голос повествователя. Пейзажные зарисовки гармонируют с настроением героев и созвучны событиям.

    Карамзин был новатором в литературе. Он был одним из создателей современного языка прозы, приближенного к разговорной речи образованного дворянина. Так говорят не только Эраст и рассказчик, но и крестьянка Лиза и её мать. Сентиментализм не знал историзма. Жизнь крестьян очень условна, это какие-то свободные (не крепостные) изнеженные женщины, которые не могут обрабатывать землю и покупают розовую воду. Цель Карамзина была показать чувства, равные для всех сословий, которые не всегда может контролировать гордый разум.