Ахмад абдулаев. Муфтий Ахмад-хаджи Абдулаев: дагестанские мусульмане не знают межнациональных конфликтов. Что ясно из вопроса Пантелеймона

27.02.2008 12:52

Дагестан в буквальном переводе с тюркского языка означает «страна гор». Это действительно уникальная республика, омываемая Каспийским морем и буйными реками, с жарким климатом, высокими скалистыми горами, а самое неповторимое в нем - его многонациональность. На небольшой территории мирно соседствуют более пятидесяти преимущественно мусульманских народностей с разными языками и культурой. За всю историю в Дагестане не было крупных межнациональных конфликтов. Причиной тому - воспитываемое в каждом человеке с рождения понимание того, что между мусульманскими народами не может быть различий и противоречий. Не последнюю роль играет здесь и непререкаемый авторитет религиозных лидеров. Сегодня в гостях у «Чайханы» - председатель Духовного управления мусульман Республики Дагестан Ахмад-хаджи Абдулаев.

- Расскажите о себе, где и в какой семье выросли, когда начали свое духовное образование?

Я родился в селении Верхнее Инхо Гумбетовского района Дагестана. В нашей семье всегда сохранялась глубокая вера и почтение к религии. В этом духе я и воспитывался, исламским наукам начал обучаться с 1972 года, а с 1977 начал самостоятельно проводить уроки с верующими, одновременно продолжая учиться у известных богословов.

- Действительно ли вы принадлежите к роду аварских потомков Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего)?

Знаю, только то, что мой дедушка был тарикатским устазом.

- Известно, что вы были категорически против назначения вас муфтием и согласились только после единогласно принятого решения членами Совета алимов республики. Почему?

Мнение Совета алимов должно стоять для каждого мусульманина превыше всех своих амбиций, желаний, жизненных планов и т.д. Поэтому я и взял на себя эту очень ответственную работу.

- Ахмад-хаджи, момент назначения вас муфтием пришелся на очень сложный период в общественно-политической жизни республики. Вы стали преемником превосходного человека, мудрого, мужественного мусульманина, ученого. Расскажите о том этапе становления вас как муфтия?

Это было крайне сложное время, хотя работа муфтия никогда не может быть легкой. Но тот момент для меня был действительно особенно тяжелым. Во-первых, из-за чувства такой утраты; во-вторых, из-за того, что должен был претворить все планы моего предшественника в жизнь, а их у него было, как вы сами понимаете, немало. И раз я дал свое согласие, надо было делать это хорошо и полноценно.

Ахмад-хаджи Абдулаев родился 15 сентября 1959 года в селении Инхо Гумбетовского района Дагестана. Он с детства рос в атмосфере глубокой преданности вере, которую семья Абдулаевых пронесла через самые жестокие годы советского безбожия. Его дед, известный суфийский шейх Абдулхамид-Афанди из Инхо, принадлежал к одной из аварских ветвей потомков Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и всю жизнь, не боясь преследований, распространял Ислам. Следуя наказу деда, мечтавшего, чтобы внук стал алимом, Ахмад-хаджи с малых лет обучался арабскому языку и основам религиозных наук. По окончании школы в 1977 году он уже самостоятельно проводил занятия с верующими, не переставая совершенствовать свое образование в беседах с учеными-богословами.

В 1991 году Ахмад-Хаджи стал имамом мечети в Кизилюртовском районе, через год - ректором Исламского института.

В 1998 году на совете алимов Дагестана Ахмад-хаджи Абдулаев был единогласно избран муфтием и председателем Духовного управления мусульман Дагестана.

- В Дагестане проживает очень много разных национальностей, республика соседствует с Чечней, причем так близко, что некоторые районы, особенно Хасавюртовский, разделены лишь несколькими километрами участков, покрытых лесами. Какими методами борьбы с радикальными течениями действует ДУМД?

Все эти годы метод борьбы с радикализмом у нас был один - духовно-просветительский. Во всех СМИ, которыми располагает ДУМД, мы даем разъяснения на тему радикальных взглядов и о недопустимости разделения уммы.

- Мы затронули самый актуальный на сегодняшний день вопрос. Радикальный Ислам опасен не только террористическими актами, это ведь и одурманивание умов, и зомбирование прежде всего молодых мусульман. Как в республике обстоят дела с решением этой проблемы?

Могу сказать, что на сегодняшний день в этом смысле ситуация значительно проще, нежели в 1990-х годах. Тогда многие не понимали, что значит ваххабизм, проводили параллели, а сегодня это предельно ясно, проделано достаточно работы, чтобы простые люди могли различить, кто мусульманин, а кто экстремист. По воле Аллаха те, кто следует идеологии Абд-аль-Ваххаба, сами сделали все, чтобы народ провел грань между ними и мусульманами, следующими религии Аллаха и Сунне Пророка, мир ему и благословение Всевышнего.

- В сентябре от рук террористов погиб ваш заместитель Курамухаммад-хаджи. Расскажите о нем. Сведения, которыми я владею, характеризуют погибшего как глубоко порядочного, мудрого и, что очень важно, рассуждающего человека. Этот год в республике объявлен годом Курамухаммада-хаджи, непримиримого борца с вахаббизмом. Какие настроения владеют членами ДУМД? Не испытывают ли в настоящее время дагестанские духовные лидеры страха перед коварным затаившимся рядом врагом исконного Ислама - терроризмом?

Да, это был человек, о деятельности которого можно рассказывать долго и эмоционально. В то же время достаточно коротко отметить, что это был богослов, живший согласно Корану и Сунне Пророка, мир ему и благословение Всевышнего. Столько, сколько сделал он для просвещения людей в вопросах веры, особенно в борьбе с ваххабизмом, вряд ли кто-то еще способен сделать, тем не менее, все его труды живы, а также в этом направлении работают другие богословы, поэтому сделано будет еще достаточно. Ислам не прекратил своего существования даже после смерти Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего. Ислам будет идти вперед несмотря на смерть даже очень выдающегося богослова, ибо жизнь человека предопределена, а чистая вера в Создателя будет существовать до тех пор, пока Он Сам желает этого. Верующий человек не должен испытывать перед чем-то земным и преходящим чувства страха, ибо известно, что даже волос с головы не упадет без воли на то Аллаха. Бояться нужно только недовольства Всевышнего Аллаха нашими действиями, желаниями и ленью.

- Как в Дагестане обстоят дела с религиозным образованием?

Пока, на мой взгляд, мы все еще находимся в стадии становления образовательных структур. Хотя на самом деле в Дагестане со времени принятия Ислама процесс обучения никогда не прерывался, все же сегодня очень много технических моментов, которые надо учесть, чтобы усовершенствовать систему образования. Упорядочивая систему образования, понимаешь, что сегодня громадные библиотеки можно носить с собой в портфеле, а некоторые уроки можно просто преподать, не выходя из кабинета, сотням виртуальных учеников. Я не говорю, что наша система уже достигла окончательно такого совершенства, но мы к нему стремимся. Может быть, инша Аллах, в ближайшем будущем богословы Дагестана будут преподавать основы Ислама всем желающим студентам нашей страны, где бы они ни находились.

- Ахмад-хаджи, я искренне надеюсь и рассчитываю на то, что вы будете способствовать единению и тесному сотрудничеству мусульман Дагестана и Поволжья. Мы со своей стороны стремимся наладить контакт, а от вас ждем шага навстречу.

От всей души желаю, чтобы мусульмане стали цельным организмом одного тела. Независимо оттого, что нас разделяют ничего не значащие расстояния, наши сердца, помыслы и дела должны быть едины. Все зависящее лично от меня и от тех людей, которые работают вместе со мной, будет сделано для этого, если на то будет воля Аллаха. Да вознаградит Вас Всевышний за внимание к Дагестану! Да объединит Он нас в мольбе ниспослать нам взаимопонимание, сострадание друг к другу и путь Истины!

Беседовал Мухаммадрасул ОМАРОВ

27.02.2008

Родился 15 сентября 1959 года в дагестанском селе Верхнее Инхо Гумбетовского района. Аварец. Семья Адбулаева исповедовала ислам и в советское время, когда верующие официально подвергались преследованиям, и воспитывала детей по заветам религии.

По некоторым данным, род Абдулаевых принадлежит к одной из ветвей аварских потомков Пророка Мухаммада. Дед Абдулаева - известный суфийский шейх Абдулхамид-Афанди из Инхо - мечтал, чтобы его внук стал алимом. С ранних лет Ахмад Абдулаев обучался арабскому языку и основам исламской религии. Начав свое обучение с 1972 года, уже через несколько лет (по окончании школы в 1977 году) Ахмад Абдулаев стал самостоятельно обучать верующих. Одновременно он продолжал совершенствовать свое религиозное образование, проводя много времени в беседах с известными учеными-богословами.

В 1991 году Ахмад-хаджи исполнил желание своего деда – он стал имамом мечети в Кизилюртовском районе. В 1992 году Абдулаев занялся преподавательской деятельностью в Исламском институте, где занимал должность ректора.

В 1998 году был убит прежний муфтий Дагестана Саид Мухаммед Абубакиров, которого (по словам нынешнего первого заместителя муфтия ДУМ Республики Дагестан Магди Мутаилова) "взорвали спецслужбы или боевики". На совете алимов Дагестана Ахмад-хаджи Абдулаев был единогласно избран муфтием и председателем Духовного управления мусульман Дагестана. Абдулаева и ранее приглашали занять эту почетную должность, однако он категорически отказывался, вплоть до принятия членами Совета алимов единогласного решения о назначении его муфтием. Сам Абдулаев по этому поводу сказал, что: "мнение Совета алимов должно стоять для каждого мусульманина превыше всех своих амбиций, желаний, жизненных планов и т.д. Поэтому я и взял на себя эту очень ответственную работу".

На посту председателя ДУМ Дагестана Ахмад-хаджи Абдулаев активно боролся с приверженцами салафизма (ваххабизма). Результаты этой деятельности он охарактеризовал в интервью газете "Медина аль-Ислам": "Могу сказать, что на сегодняшний день в этом смысле ситуация значительно проще, нежели в 1990-х годах. Тогда многие не понимали, что значит ваххабизм, проводили параллели, а сегодня это предельно ясно, проделано достаточно работы, чтобы простые люди могли различить, кто мусульманин, а кто экстремист. По воле Аллаха те, кто следует идеологии Абд-аль-Ваххаба, сами сделали все, чтобы народ провел грань между ними и мусульманами, следующими религии Аллаха и Сунне Пророка, мир ему и благословение Всевышнего."

В 2009 году Ахмад-хаджи Абдулаев был награжден орденом "За заслуги перед Республикой Дагестан".

15 апреля 2010 года в своем обращении к народам Дагестана и России в газете "Ас-салам" Ахмад-хаджи Абдуллаев высказался против отмены закона "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан" : "Мы призываем всех проявлять бдительность, осторожность, не попадать под влияние экстремистов. Нам давно уже пора понять, куда нас может привести чуждая идеология. ... Но по непонятным причинам среди вас находятся те, кто не до конца осознаёт суть поднятого вопроса. На фоне случившегося в Москве и Кизляре странно выглядят требования некоторых чиновников и правозащитников отменить закон о ваххабизме" .

3 октября 2012 года на совещании под руководством муфтия Дагестана Ахмада-хаджи Абдуллаева, на котором присутствовали религиозные деятели республики и исполнители мавлидов и нашидов (религиозных песнопений) была принята фетва, запрещающая использование музыкальных инструментов при исполнении религиозных песнопений . "Музыка по шариату запрещена. Раньше мы на это глаза просто закрывали" , - отметил Абдулаев.

Ахмад-хаджи Абдулаев является мюридом суфийского шейха Саида-эфенди Чиркейского (Ацаева) , убитого 28 августа 2012 года в своём доме в результате самоподрыва террористки-смертницы . Последователи Саида-эфенди в настоящее время контролируют Духовное управление мусульман Дагестана, мусульманские радио- и телепередачи и периодику республики. Хотя среди мюридов Саида Чиркейского есть представители различных национальностей, но заметно преобладают аварцы.

Источники:

  • Веб-сайт "Vseportrety.ru": Ахмад-хаджи Абдулаев.
  • Газета "Медина аль-Ислам": "Муфтий Ахмад-хаджи Абдулаев: дагестанские мусульмане не знают межнациональных конфликтов", №57, 22–28 февраля 2008 г.
  • Веб-сайт "Хасавюрт.ru": "Муфтий Дагестана", 21 апреля 2008 г.
  • Веб-сайт "Keston.org.uk": М.Рощин, "Cовременный суфизм в Дагестане, август 2003 г.
  • Веб-сайт "Ислам в Республике Татарстан": Блиц-интервью с первым заместителем муфтия Духовного управления мусульман Республики Дагестан Мутаиловым Магди Магомедовичем.

Родился 15 сентября 1959 года в дагестанском селе Верхнее Инхо Гумбетовского района. Аварец. Семья Адбулаева исповедовала ислам и в советское время, когда верующие официально подвергались преследованиям, и воспитывала детей по заветам религии.

По некоторым данным, род Абдулаевых принадлежит к одной из ветвей аварских потомков Пророка Мухаммада. Дед Абдулаева - известный суфийский шейх Абдулхамид-Афанди из Инхо - мечтал, чтобы его внук стал алимом. С ранних лет Ахмад Абдулаев обучался арабскому языку и основам исламской религии. Начав свое обучение с 1972 года, уже через несколько лет (по окончании школы в 1977 году) Ахмад Абдулаев стал самостоятельно обучать верующих. Одновременно он продолжал совершенствовать свое религиозное образование, проводя много времени в беседах с известными учеными-богословами.

В 1991 году Ахмад-хаджи исполнил желание своего деда - он стал имамом мечети в Кизилюртовском районе. В 1992 году Абдулаев занялся преподавательской деятельностью в Исламском институте, где занимал должность ректора.

В 1998 году был убит прежний муфтий Дагестана Саид Мухаммед Абубакиров, которого (по словам нынешнего первого заместителя муфтия ДУМ Республики Дагестан Магди Мутаилова) "взорвали спецслужбы или боевики". На совете алимов Дагестана Ахмад-хаджи Абдулаев был единогласно избран муфтием и председателем Духовного управления мусульман Дагестана. Абдулаева и ранее приглашали занять эту почетную должность, однако он категорически отказывался, вплоть до принятия членами Совета алимов единогласного решения о назначении его муфтием. Сам Абдулаев по этому поводу сказал, что: "мнение Совета алимов должно стоять для каждого мусульманина превыше всех своих амбиций, желаний, жизненных планов и т.д. Поэтому я и взял на себя эту очень ответственную работу".

На посту председателя ДУМ Дагестана Ахмад-хаджи Абдулаев активно боролся с приверженцами салафизма (ваххабизма). Результаты этой деятельности он охарактеризовал в интервью газете "Медина аль-Ислам ": "Могу сказать, что на сегодняшний день в этом смысле ситуация значительно проще, нежели в 1990-х годах. Тогда многие не понимали, что значит ваххабизм, проводили параллели, а сегодня это предельно ясно, проделано достаточно работы, чтобы простые люди могли различить, кто мусульманин, а кто экстремист. По воле Аллаха те, кто следует идеологии Абд-аль-Ваххаба, сами сделали все, чтобы народ провел грань между ними и мусульманами, следующими религии Аллаха и Сунне Пророка, мир ему и благословение Всевышнего. "

В 2009 году Ахмад-хаджи Абдулаев был награжден орденом "За заслуги перед Республикой Дагестан ".

15 апреля 2010 года в своем обращении к народам Дагестана и России в газете "Ас-салам " Ахмад-хаджи Абдуллаев высказался против отмены закона "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан " : "Мы призываем всех проявлять бдительность, осторожность, не попадать под влияние экстремистов. Нам давно уже пора понять, куда нас может привести чуждая идеология. ... Но по непонятным причинам среди вас находятся те, кто не до конца осознаёт суть поднятого вопроса. На фоне случившегося в Москве и Кизляре странно выглядят требования некоторых чиновников и правозащитников отменить закон о ваххабизме " .

3 октября 2012 года на совещании под руководством муфтия Дагестана Ахмада-хаджи Абдуллаева, на котором присутствовали религиозные деятели республики и исполнители мавлидов и нашидов (религиозных песнопений) была принята фетва, запрещающая использование музыкальных инструментов при исполнении религиозных песнопений . "Музыка по шариату запрещена. Раньше мы на это глаза просто закрывали " , - отметил Абдулаев.

Ахмад-хаджи Абдулаев является мюридом суфийского шейха Саида-эфенди Чиркейского (Ацаева) , убитого 28 августа 2012 года в своём доме в результате самоподрыва террористки-смертницы . Последователи Саида-эфенди в настоящее время контролируют Духовное управление мусульман Дагестана, мусульманские радио- и телепередачи и периодику республики. Хотя среди мюридов Саида Чиркейского есть представители различных национальностей, но заметно преобладают аварцы.

Источники:

  • Веб-сайт "Vseportrety.ru ": Ахмад-хаджи Абдулаев.
  • Газета "Медина аль-Ислам ": "Муфтий Ахмад-хаджи Абдулаев: дагестанские мусульмане не знают межнациональных конфликтов ", №57, 22-28 февраля 2008 г.
  • Веб-сайт "Хасавюрт.ru ": "Муфтий Дагестана ", 21 апреля 2008 г.
  • Веб-сайт "Keston.org.uk ": М.Рощин, "Cовременный суфизм в Дагестане, август 2003 г.
  • Веб-сайт "Ислам в Республике Татарстан": Блиц-интервью с первым заместителем муфтия Духовного управления мусульман Республики Дагестан Мутаиловым Магди Магомедовичем.
  • Последние новости Ингушетии по теме:
    Абдулаев Ахмад-хаджи

    Абдулаев Ахмад-хаджи - Магас

    Родился 15 сентября 1959 года в дагестанском селе Верхнее Инхо Гумбетовского района.
    05:25 25.12.2012 Кавказский узел

    Ушёл из жизни видный общественный и религиозный деятель, председатель примирительной комиссии г.Малгобек и Малгобекского района, старший тейпа Муцольговых, Алихан-Хаджи Муцольгов,
    Magas.Ru
    07.01.2020 Сердечно поздравляю всех православных христиан с Рождеством Христовым! Этот светлый праздник, символизирующий торжество добра над злом, проповедует высокие нравственные ценности: человеколюбие, милосердие, справедливость,
    Magas.Ru
    07.01.2020 Православный храм в городе Сунжа Ингушетии Архив Глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов поздравил православных христиан с Рождеством Христовым.
    Ингушетия
    07.01.2020

    Анализируя СМИ, которые сегодня выходят в Дагестане, особенно делая интернет-обзор, приходишь к выводу, что среди мусульман Дагестана назрел актуальный вопрос: как могло ДУМД, которое находится под вашим руководством, уважаемый Ахмад-хаджи, выдать фетву о разрешении убивать так называемых «лесных», проводить спецоперации, блокировать мечети, сажать тех людей, с чьей идеологией вы расходитесь?

    Чтобы вынести определённую фетву, требуется участие нескольких работников канонического отдела ДУМД: трёх, пяти, семи, порой десяти и более человек в зависимости от её сложности, то есть я один фетву не выношу. Таким образом, ни о каком разрешении лично от моего имени даже речи не может быть, это во-первых.


    Во-вторых, на совет канонического отдела этот вопрос никогда не поступал, а если бы и поступил, то в этом случае речь идёт о жизни и смерти, поэтому решение принималось бы на уровне крупного созыва всех алимов Дагестана для обсуждения этого вопроса, чего тоже не делалось, иначе все бы об этом знали.

    В-третьих, хочу сказать, что меня возмущает: почему, когда, к примеру, работники правоохранительных органов приходят в мечеть на ул. Котрова (Махачкала) для выяснения личностей и т. д., они называют моё имя? Откуда такая установка? В мечети на Котрова работает имамом мой заместитель, член совета алимов Дагестана Хасан-хаджи, которого я вызываю в ДУМД для обсуждения общих вопросов, для вынесения каких-то решений. И вдруг он звонит и говорит мне: «Ахмад-хаджи, нашу мечеть окружили, говорят, что вы их отправили». Это чрезмерная наглость, не знаю кем придуманная; каким образом работники правоохранительных органов могут прикрываться моим именем? Они что, мне подчиняются? Я не имею к их работе ни малейшего отношения. Думаю, что это работа нескольких лживых провокаторов, которые хотят накалить и без того напряжённую обстановку.

    - Однажды выступая на Совете алимов Дагестана, вы сказали, что желаете, чтобы все ваххабиты заболели онкологией. Это тоже возмущает некоторых мусульман. Мне понятно, что, может быть, убийство более чем 30 имамов могло вызвать ваш гнев, но, тем не менее, вы в первую очередь для всех – муфтий огромной республики, где проживает большинство мусульман.

    Да, я так сказал. Сколько лет работаю – вижу, как это слово служит разделяющим фактором нашей уммы. И потом, кого бы я ни спросил из тех, кто возмущается: «А ты ваххабист?» – отвечает: «Нет, я мусульманин, хвала Аллаху». Я ему говорю: «Дай Аллах, чтобы все мусульмане процветали, а от тех, кто сеет фитну, да избавит нас Аллах».

    - Мусульмане жалуются на то, что в правоохранительных органах им не выдают трупы убитых родственников: мол, тела террористов не положено хоронить. Каково ваше мнение по этому вопросу?

    Укрывание трупов не соответствует Шариату, а также противоречит, на мой взгляд, человеческой гуманности. Речь идёт всего лишь о бездыханном теле, поэтому я бы призывал соответствующие структуры не действовать в силу каких-то принципов, а пойти навстречу родственникам и разрешить им хоронить своих мёртвых. Таким образом, эти люди получили бы хоть моральное удовлетворение и смягчили бы свои позиции насчёт государственных структур. А если поступать иначе, то, как мы знаем из истории, любая жестокость порождает только жестокость. Сегодня необходимо сделать всё возможное, чтобы замкнуть эту цепочку кровопролития.

    - Что вы можете сказать по поводу таких названий, как «мюриды», «салафиты», «ахлю-сунна»?

    Я лично считаю себя мюридом, салафитом и последователем ахлю-сунны. Эти названия не разъединяют, а объединяют мусульман, ибо все, кто следует Шариату, должны быть следующими за ссалафу-ссалихинами и должны считать себя из числа ахлю-сунны, а также всегда быть мюридами-учениками на пути служению Всевышнему Аллаху.

    - Сейчас в республике работает адаптационная комиссия по возвращению к мирной жизни тех молодых людей, которые ушли в леса. Как вы оцениваете её работу?

    Очень положительно оцениваю, и рад каждому человеку, который принимает решение вернуться к мирной жизни. Есть польза от этой комиссии и в том, что люди увидели: государство может использовать не только силовые, но и мирные рычаги в разрешении этого конфликта. Хотелось бы, чтобы именно эти, мирные средства использовались властями и впредь. Хочу добавить к этому ответу и свои предложения, вернее советы. Ислам призывает нас к сокрытию грехов от других, поэтому для тех, кто желает публично каяться, пусть будет телевидение, журналисты, публика, но надо дать шанс и тем, кто хочет покаяться тайно. Достаточно, чтобы присутствовали при их покаянии алимы, авторитетные люди. Думаю, таким образом результат был бы ещё более эффективным.

    - Когда в республике на протяжении нескольких лет проливается столько крови, то это рождает другую проблему: вдовства и сиротства. Вы могли бы как-нибудь помочь этой категории населения, и если да, то каким образом?

    Помогать этой категории мусульман – долг каждого мусульманина. Лично со своей стороны могу предложить отдать детей в медресе для изучения основ Ислама. А обеспечение их необходимым, с помощью Аллаха, я возьму на себя.

    - Хотелось бы также, чтобы вы дали разъяснение насчёт такфира среди мусульман. Что говорит Шариат по этому вопросу?

    Такфир – это очень опасный вопрос в Шариате. Опасность заключается для того, кто вынес такфир другому мусульманину, а для того, кому вынесли, перед Аллахом опасности нет – главное, чтобы у него была правильная акида. Если же тот, кто вынес такфир, ошибётся, он и сам попадет в неверие. Повторяю: это очень сложный и опасный вопрос в Шариате, поэтому призываю всех мусульман не играть с огнём. Если у кого-то возникли сомнения, оставьте их на волю Аллаха, Аллах лучше всех знает, что в душе у каждого.

    - В завершение хотелось бы задать вопрос о мечетях в республике. Говорят, что в некоторых населённых пунктах есть мусульмане, которые хотят строить свою мечеть, но им чинят препятствия местные джамааты. Знаете ли вы о таких конфликтах, и если да, то каково их решение?

    Джамааты, которые обсуждают вопросы строительства мечетей, это мусульманские джамааты, и они лучше нас с вами знают о своих проблемах и нуждах. Если есть необходимость, они обращаются в ДУМД с просьбой помочь строить мечети, медресе. Если могут строить без нашей помощи, то это легче и лучше для нас, так как искать средства для строительства не так легко, как кажется на первый взгляд. Если в имеющихся мечетях есть место для всех мусульман, которые проживают в той или иной местности, то ещё одна мечеть может только усугубить разделение этого джамаата на две части. Этого нельзя делать. Наоборот, мы должны общими усилиями джамааты объединить.

    - Что бы вы пожелали мусульманам?

    Прошу Аллаха ниспослать нам всем искреннее и строгое следование за Кораном и Сунной Пророка (мир ему и благословение). Желаю всем нам мирного разрешения всех конфликтов, терпения и защищённости для мусульманских семей от всяческого зла и в нашей республике, и во всём мире! Милости Аллаха в обоих мирах!

    Беседовал с муфтием Алиасхаб Мурзаев